Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
46
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НОВШЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страхов М. В.

Статья посвящена изучения инновационного процесса на современных предприятиях. Рассматриваются подходы к определению понятия «инновационный процесс», дано обоснование необходимости инноваций на каждом современном предприятии. Подробно проанализированы этапы внедрения инноваций на предприятии, сделаны соответствующие выводы.The article is devoted to the study of the innovation process in modern enterprises. The approaches to the definition of "innovation process", given the rationale for innovation at every modern enterprise. Analyzed in detail the stages of innovation in the company, corresponding conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

а с другой стороны, сами представляют собой инновационный институт»20. Кроме того, исследователь обращает внимание и на личностный уровень: «коммуникации служат как средством реализации личностного потенциала человека, так и способом его формирования со стороны социума»21. Иными словами, речь идет о «коммуникационном капитале», который играет роль энергетического ресурса социально-экономической динамики22.

Помимо всего прочего, в коммуникации заложен и организационный потенциал, который проявляется в «функциональной зависимости состояния социально-экономических систем от качества (и интенсивности) коммуникативных связей, то есть от состояния коммуникационных сетей, как

23

совокупности структуры и динамики»23.

Таким образом, коммуникации выступают фундаментом для социальных систем, будь то общество в целом или отдельная организация. Без коммуникационного взаимодействия немыслима та или иная деятельность человека, а многообразие функций коммуникаций демонстрируют многообразие возможностей ее применения для достижения любых общественных задач.

Использованные источники:

1. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. New York: The Institute for Religious and Social Studies, 1948. P. 217.2.

2. Бганцев В. В. Организационный потенциал диалогических коммуникаций // Бизнес. Общество. Власть. - 2011. № 6. С. 86.

3. Кривокора Е. И. Функциональный подход в исследовании организационных коммуникаций // Экономичeский вестник Ростовского государственного университета. - 2006. № 3. С. 147.

4. Орлов А. С. Введение в коммуникационный менеджмент. - М.: Гардарики, 2005. С. 21.

УДК 316

Страхов М.В.

аспирант кафедры социальных технологий Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ Статья посвящена изучения инновационного процесса на современных предприятиях. Рассматриваются подходы к определению понятия «инновационный процесс», дано обоснование необходимости инноваций на

20Бганцев В. В. Организационный потенциал диалогических коммуникаций // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 6. С. 85.

21Там же.

22Там же.

23Бганцев В. В. Организационный потенциал диалогических коммуникаций // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 6. С. 86.

каждом современном предприятии. Подробно проанализированы этапы внедрения инноваций на предприятии, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: инновации, новшество, новизна, инновационный процесс, этапы инновационного процесса.

The article is devoted to the study of the innovation process in modern enterprises. The approaches to the definition of "innovation process", given the rationale for innovation at every modern enterprise. Analyzed in detail the stages of innovation in the company, corresponding conclusions.

Keywords: innovation, innovation process, the stages of the innovation process.

В современных условиях развития общества в рамках рыночной экономики любому производственному предприятию инновационная деятельность присуща в той или иной степени. Рыночная конкуренция вынуждает каждое предприятие следить за производственными инновациями и производить замену устаревшего оборудования и используемых технологий, поэтому инновационный процесс становится неотъемлемой частью экономического развития общества. Процесс изменений на предприятиях неразрывно связан с понятием инноваций. В переводе с английского языка, «innovation" - означает новшество, нововведение, новинка. Чаще всего, под инновациями и новшеством подразумевается факт присутствия какой-либо новизны у того или иного предмета, процесса или явления.

С точки зрения С.А. Рахимовой, инновационный процесс - «это совокупность действий, этапов, стадий, мер и мероприятий, где все субъекты и весь инновационный потенциал взаимосвязан и взаимодействует для осуществления инновационной деятельности и достижения инновационного

24

развития»24.

По мнению Фалько С.Г «Под инновационным процессом следует понимать совокупность действий, фаз и отдельных этапов, которые необходимо реализовать для выведения новых продуктов и услуг на рынок или внедрения новшеств в собственные подразделения предприятия"25.

Таким образом, инновационный процесс всегда состоит из определенных этапов внедрения инноваций на предприятиях. Рассмотрим данные этапы подробнее.

Первый этап заключается в обосновании необходимости внедрения инноваций. Внедрение инноваций на предприятии может быть инициировано руководством или сотрудниками, занимающиеся анализом конкурентом, изучением передовых технологий и построением стратегических планов развития предприятия. Данный этап завершается принятием положительного или отрицательного решения по внедрению тех

24Рахимова С.А. «Инновационный процесс: необходимость управления инновационным процессом», -

Актуальные вопросы экономических наук. 2013. №32 С. 121-125. С.122

25Фалько С.Г., Федоров Б.С. «Проектный подход к управлению инновационными процессами». - Российское предпринимательство. - 2003. №4. С.49-52. С.49

или иных инноваций. В случае положительного решения процесс внедрения инноваций на предприятии переходит к следующему этапу.

На втором этапе происходит разработка проекта внедрения инноваций с учетом специфики предприятия. Чаще всего на данной стадии привлекаются внешние консультанты, которые имеют достаточный опыт и знания для внедрения инноваций.

Третий этап внедрения инноваций на предприятии состоит в непосредственной разработке инновационных решений. На этом этапе осуществляется поиск новой технологической и материально-технической базы производства для разработки инновационного продукта.

На четвертом этапе происходит создание пробных образцов, тестирование технологий, создаются все необходимые условия для практического внедрения инновации на предприятии.

Пятый этап заключается в адаптации персонала и производственного процесса предприятия к инновациям. Происходит обучение персонала, его психологическая и профессиональная подготовка, работа с возражениями и сопротивлениями. Этот этап очень важен для дальнейшего принятия инноваций, именно от него будет зависеть их правильное применение в дальнейшем.

Шестой этап соответствует стадии завершения внедрения инноваций на предприятии. Именно на этой стадии готовится база, определяющая конкретный рыночный результат производственно-инновационной деятельности промышленного предприятия.

Седьмой - заключительный этап внедрения инноваций. На данном этапе главной задачей руководства предприятия является использование результатов внедрения инноваций для сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, увеличения клиентской базы и т. д., в зависимости от целей проводимых организационных изменений.

Для успешного функционирования современных предприятий инновационный процесс должен быть постоянным, руководителю необходимо тщательно контролировать этот процесс и своевременно внедрять все актуальные новшества, способствующие достижению главной цели любого коммерческого предприятия — извлечению прибыли.

Использованные источники:

1. Рахимова С.А. Инновационный процесс: необходимость управления инновационным процессом // Актуальные вопросы экономических наук. -2013. №32. С.121-125

2. Фалько С.Г., Федоров Б.С. Проектный подход к управлению инновационными процессами // Российское предпринимательство. - 2003. №4. С.49-52.

3. Чегодаева А.Н. Вопросы организации производственно -инновационной деятельности промышленных предприятий // Управление экономическими системами. - 2012. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.