Научная статья на тему 'Этапы строительства иргизских монастырей в контексте общего историко-градостроительного развития края'

Этапы строительства иргизских монастырей в контексте общего историко-градостроительного развития края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закирова Т. Т.

В статье исследуется феномен старообрядчества как ключевая категория для понимания особенностей иргизских монастырей, а также основание и развитие их в историко-архитектурном аспекте. Представленная хронология «Царства Иноков» (5 этапов) связана с формированием мировоззренческих характеристик степного Заволжья. Данная тема может помочь в вопросах не только архитектурной, но и социокультурной реабилитации иргизских монастырей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы строительства иргизских монастырей в контексте общего историко-градостроительного развития края»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 726.03; 726.5.05; 726.7.

Т. Т. ЗАКИРОВА, доцент,

БИТУ СГТУ, Саратов

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ИРГИЗСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕГО ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ

В статье исследуется феномен старообрядчества как ключевая категория для понимания особенностей иргизских монастырей, а также основание и развитие их в историко-архитектурном аспекте. Представленная хронология «Царства Иноков» (5 этапов) связана с формированием мировоззренческих характеристик степного Заволжья. Данная тема может помочь в вопросах не только архитектурной, но и социокультурной реабилитации иргизских монастырей.

Одним из самых удивительных и самобытных явлений истории России было старообрядчество. Проведенные патриархом Никоном церковные реформы привели к расколу верующих, внесли сумятицу и ожесточение в умы. Мужественное противостояние православных, оставшихся преданными вере и традициям, продолжается более трех с половиной столетий. Краткие периоды свободы старообрядчества сменялись гонениями. Вплоть до ХХ века уничтожались скиты и молельни с уникальными святынями, в тюрьмах сидели старообрядческие епископы, а в запечатанных храмах гнили бесценные старинные иконы.

В России правовое положение старообрядцев было много хуже католиков и протестантов. Тех, кто сохранил веру, быт, обычаи предков, власть и Церковь считали злейшими врагами государства и общества. Столетия гонений сплотили старообрядцев, превратив их в особый слой русского общества со своей духовной и материальной культурой, отличительными чертами: предприимчивостью, здравомыслием, терпеливостью. Не случайно именно старообрядчество дало России крупнейших промышленников, банкиров и общественных деятелей.

В начале ХХ века старообрядчество ожидал небывалый расцвет. После Манифеста 17 октября 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» поборники древнего благочестия обрели равные с другими гражданами империи права и получили разрешение на устройство скитов и монастырей. Только за

© Т. Т. Закирова, 2007

7-8 лет после указа старообрядцами по всей России было построено более 1000 храмов, устроено несколько новых монастырей. Ждали и ждут до сих пор своих исследователей и старинные центры староверия - Выго-Лексинское общежительство, Керженец, Москва, Иргиз [1].

Иргизские монастыри возникли во второй половине XVIII века в Заволжье на побережье реки Большой Иргиз, левого притока Волги (ныне это территория Саратовской области). Социально-конфессиональную базу для этих монастырей составили старообрядцы, переселившиеся из польской Ветки в 1760-1780 гг. в результате специального манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., который разрешал бежавшим ранее из России в Речь Посполитую староверам вернуться назад в свое отечество [2]. Помыслы императрицы были государственными - как можно быстрее заселить подданными беспредельные заволжские просторы, нуждавшиеся в защите от набегов кочевых народов, и сделать их житницей России.

Признавая представленную картину начала развития иргизских монастырей верной [3], автор вносит коррективы относительно некоторых дат первоначального заселения. В исследованиях по данной теме чаще всего встречаются два утверждения:

- скиты стали возникать после указа Екатерины II от 14 декабря 1762 г.;

- первый скит основан в 1762 г. иноком Авраамием.

Однако, если утверждать, что скиты стали возникать после указа императрицы от 14 декабря 1762 г., то как могли иноки за 10-14 дней узнать об указе и прийти пешком (зимой!) из Польши до Заволжья?

В ходе работы в Самарском государственном архиве автором найдены документы по Спасо-Преображенскому монастырю [4], в которых указана такая дата основания скита иноком Исаакием, как 1755 г., т.е. задолго до указа Екатерины II. Здесь следует вспомнить, что прекращение преследований раскольников было положено Петром III в 1761 г. А еще при Елизавете были заложены предпосылки к прекращению гонений, когда «приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд и облагались обычным (не двойным) подушным налогом» [5].

Исторический обзор, по традиции, начнем со скита Авраамия, который вернулся из Польши вместе с двенадцатью товарищами. Авраамий устроился в четырех километрах от старообрядческого поселения Криволучье в Медвежьем Гае. Иноки жили в землянках, вели строгую аскетическую жизнь, чем снискали уважение окрестных раскольников. Людей приходило сюда немало, и поэтому иноки решили построить церковь. Деревянный храм во имя Воскресения Христова был воздвигнут и освящен 15 августа 1787 года (рис. 1). Иконы для церкви писал в Твери уважаемый раскольниками иконописец Иван Пешехонов.

Несколько выше по Иргизу обосновался другой выходец из Польши -иеромонах Пахомий. Он явился сюда вместе с семнадцатью иноками и образовал независимый скит. Вскоре к Пахомию пришел товарищ по изгнанию инок Филарет. Но он не ужился под началом Пахомия и образовал неподалеку самостоятельный скит.

Рис. 1. Нижне-Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Христова.

Фото из архива ГАСО

Семью верстами выше основал свой скит Исаакий. В 1764 году он первым построил часовню во имя Покрова Богородицы (рис. 2). Его примеру последовали и настоятели других скитов. Пахомий срубил часовню во имя Николая Чудотворца. В 1788 г. настоятель скита Антоний взамен старой часовни построил деревянную церковь Николая Чудотворца, увенчанную девятнадцатью главками (!).

Рис. 2. Вид Верхне-Спасо-Преображенского монастыря. Вдали просматривается часовня. Фото из Пугачевского краеведческого музея

По мере развития скитов и колонизации ими окрестных земель эти духовные корпорации староверов преобразовывались в монастыри: Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским монастырем, Исаакиев скит - ВерхнеУспенским, а затем - Верхне-Спасо-Преображенским. В результате объединения иноческой братии Пахомиева и Филаретова мужских скитов в одно общежитие на реке Иргизе появился и Средне-Никольский монастырь. Возникшие по ветковской старообрядческой традиции рядом с мужскими скитами женские скиты также были преобразованы в монастыри.

В 1774 г. раскольницы обосновались в пяти верстах от Исаакиевского скита. Предводительствовала всеми двадцатитрехлетняя дочь симбирского купца Матрена Матвеевна Ильина. Она приняла пострижение с именем Маргариты в Москве и была избрана настоятельницей первого женского скита. В 1782 году здесь построили часовню во имя Покрова Божьей Матери. Впоследствии Маргаритин скит был преобразован в Покровский или Верхне-Покровский монастырь. Недалеко от Никольского монастыря возник еще один женский скит, который основала монахиня Анфиса. Позднее он стал Средне-Успенским женским монастырем.

Раскольники пользовались землей на общих основаниях с удельными крестьянами, которые еще раньше появились в этих благодатных краях. Местное население часто обращалось к инокам за советами религиозного и нравственного характера, приглашало их для совершения различных треб. Раскольники содержали за свой счет бесприютных детей, выкупали русских пленных у кочевой орды, укрывали у себя беглых преступников, оказывали материальную помощь новым переселенцам. Все это создавало им широкую популярность и способствовало распространению раскола среди православных.

Раскольничьи скиты на Иргизе продолжали играть видную роль в заселении края. Немало людей следовало примеру отшельников и затворялось в скиты. Из Польши продолжали идти новые партии переселенцев. Их численность в действительности была выше, чем значилось по документам.

Разносившаяся молва о старообрядческом возрождении на Иргизе привлекла сюда инока Сергия - московского купеческого сына Симона Петровича Юршева, называвшего себя «строителем». Он появился здесь в 1776 году, построил церковь, ввел в практику литургическое богослужение с помощью беглых «никонианских» попов и вскоре на правах настоятеля возглавил Спа-со-Преображенский монастырь. Он соединил Иргиз с другими центрами старообрядчества: Москвой, Сибирью, Поморьем, Уралом. Сергий составил для братии Устав общежития, завел общую трапезу, тем самым утверждая законы монастырского общежития.

Весть об официальном разрешении для Иргиза богослужения по старому обряду быстро разнеслась по России. С Урала, Дона, Волги, Сибири, Петербурга потянулись сюда вереницы богомольцев. Все старообрядцы поповского толка были поставлены в зависимость от Иргиза. Старообрядцы сохранили свои традиции и после того, как были насильственно обращены в единоверие, формально подчинившись официальной православной церкви.

Иргиз стал для раскольников такой же святыней, как Афон для православных. Сюда, в «Царство иноков», шли паломники, чтобы не только насла-

диться благолепием храмов, но и послушать ангелоподобное пение. Здесь же, как на месте, указанном самим Богом, по уверению иргизских монахов, хранились нетленные мощи святых отцов Исакия и Асафа, от которых больные получали исцеление.

Но бурный расцвет иргизских монастырей способствовал их не менее бурному падению. В конце 20-х годов XIX века был поставлен вопрос о присоединении монастырей к православной церкви на началах единоверия.

Старообрядцы сопротивлялись как могли. Поволжье бурлило постоянными смутами. «Солнце православия» закатилось 28 мая 1841 года, когда очередной саратовский губернатор Фадеев, войдя в монастыри вместе с чиновниками якобы для переговоров, завел всех иноков в церковь и объявил их единоверцами [6].

Несмотря на то, что монастыри стали единоверческими, старообрядцы оставались преданными своей вере. Особенно много их было в Балакове. Переселенцы-старообрядцы в эти места пришли в середине 1760-х годов. В деревне Малая Балаковка тогда было всего две улицы. В 1830 году для Балакова разрабатывается первый регулярный план - факт для села исключительный. В 1911 году село преобразовывается в город, чей архитектурный облик определяли постройки второй половины XIX века. Старообрядческий храм Троицы, построенный в это время по проекту Ф.О. Шехтеля, завершался мощным восьмигранным шатром (рис. 3). С запада к нему примыкала шатровая колокольня, а с северо-востока - похожая на терем крестильня. Образ храма созвучен древнерусским шатровым храмам дониконовской Руси, что отвечало основному требованию старообрядцев в архитектуре [7].

В окружении пяти раскольничьих монастырей росла и богатела слобода Мечетная, основанная в 1763 году, представлявшая собой в ту пору одну улицу. После принятия единоверия иргизскими монастырями слобода была переименована в город Николаевск, который в 1835 году стал уездным центром, занимавшим второе место по Самарской губернии. После пожара 1897 года была разработана четкая прямоугольная сеть широких, похожих на проспекты улиц. В 1899 году на базарной площади по проекту саратовского архитектора А.М. Салько был возведен величественный пятиглавый собор с отдельной трехъярусной колокольней и двумя часовнями на углах (рис. 4).

Рассматривая градостроительные традиции двух столиц губерний, к которым в разные периоды относились иргизские монастыри, надо отметить их принадлежность к рациональной планировке. Реальная планировка Самары конца XIX и начала XX века представляет собой сеть простых прямоугольных кварталов. Саратов основывался как монастырский посад, а значит, имел соответствующую упорядоченную архитектурную композицию. Всем одиннадцати генеральным планам городов Саратовской губернии, которые выполнялись под руководством В. Гесте в 1820-1826 гг., также была свойственна строгая регулярность, особенно выраженная в плане Петровска, представляющего собой прямоугольник размером 2x2,6 км [8].

Рис. 3. Храм Пресвятой Троицы. г. Балаково. Архитектор Ф. Шехтель. Фото В.Титова.

Май 2006 г.

Это постоянство в регулярности было не только характерной чертой послепетровской эпохи, но и имело древние монастырские корни. Внешний вид иргизских монастырей большей частью представлял форму правильного четырехугольника. Вокруг него строился высокий деревянный забор или стена с каменными столбами. В центре возводили церковь или часовню. Вокруг них с трех, а то и с четырех сторон правильными рядами шли кельи в два или три порядка. Тяготение к периметральной застройке вокруг центральной доминанты было характерно практически для всех общежительных русских обителей. Правильные геометрические очертания изначально имели Троице-Сер-

гиева лавра, Тихвинский, Иосифов-Волоколамский, Александро-Свирский, Антониев-Сийский и др. монастыри. В концентричности зон застройки отразились средневековые представления о мире как о замкнутом и центростремительном. В нем все ориентируется по отношению к центру, т.е. к Богу, который выступает как причина и конечная цель всего сущего. Все это повышало степень организованности монастырского ансамбля и работало на возрастание его градостроительного значения.

У

Рис.4. Воскресенский собор г. Пугачев. Архитектор А. Салько. Фото автора. Ноябрь 2003 г.

Итак, архитектура иргизских монастырей исследователями рассматривается как часть историко-культурного потенциала региона [9] в контексте православной архитектурной традиции [10]. Ключевые вехи в истории иргизских монастырей раннего периода можно проследить по датам, указанным в некоторых источниках [11]. Процессы основания и развития исследуемых объектов можно интерпретировать в свете различных теорий и моделей. Выделяются три исторические модели, с которыми связано возникновение и основание монастырей.

Первая модель - создание обители в городе ходатайством населения при поддержке местных властей и государства. Монастырь образовывался либо в существующих храмовых сооружениях, либо новым строительством комплекса и социально содействовал городу. Данная модель изначально зада-

вала габариты территории, закрепляя местоположение монастыря, абрис и получая территориальное развитие только путем приобретения вотчинных земель в отдаленных районах.

Вторая модель - основание монастыря по инициативе архиереев. Подобные монастыри создавались для включения в сферу своего влияния новых осваиваемых территорий и в большинстве случаев строились на периферии поселения с последующим территориальным и планировочным развитием.

Третья модель - основание монастыря на неосвоенных землях в виде отшельнического скита, которые, обзаводясь хозяйством и поселением, впоследствии преобразовывались в монастырь. Такая модель задавала принципы локально свободного развития комплекса, ограниченного лишь ландшафтом [12].

Типичным примером начала обители по третьей модели является основание иргизских монастырей. Их строительное развитие можно проследить в течение пяти этапов. Содержание этапов частично совпадает с содержанием и хронологическими рамками трех периодов освоения степного Заволжья и градостроительного формирования края:

1) середина XVI в. - 40-е г. XVIII в.;

2) 40-е г. XVIII в. - начало XIX в.;

3) начало XIX в. - начало ХХ в. [13].

Первый этап (вторая половина XVII - середина XVIII в.) стал следствием церковной реформы патриарха Никона, последующего раскола и первоначальной центробежной миграции старообрядцев, которые устремились в менее населенные или совсем безлюдные места, в числе каковых оказался и Иргиз на границе современных Самарской и Саратовской областей. Возникновение слобод и скитов здесь связано с приходом старообрядцев из Польши. Так появились в 1762 г. Авраамиев, Филаретов, Исаакиев (по нашей версии, в 1755 г. -Т.З.), в 1774 г. Маргаритин и Анфисин скиты.

Второй этап (последняя треть XVIII в.) характеризуется расширением скитов, строительством церквей и перерастанием скитов в монастыри, называющиеся по праздникам, в честь которых были освящены церкви:

Авраамиев - Нижневоскресенский (с 1783 г.);

Пахомиев и Филаретов - Средне-Никольский (с 1781 г.)

Исаакиев - Верхне-Спасо-Преображенский (с 1780 г.)

Маргаритин - Верхне-Покровский (с 1782 г.)

Анфисин - Средне-Успенский (с 1786 г.) [14] (рис. 5).

Таким образом, все монастыри образованы по типу третьей модели. Обозначить это можно так: скит - скит + поселение - скит + поселение + монастырь.

Третий этап распадается на два подэтапа. 1800-1829 гг. отмечены бурным расцветом иргизских монастырей, чьи слава и деятельность отражались на их архитектурном развитии. 1829-1917 гг. завершаются насильственным превращением монастырей в единоверческие, в которых ведется постоянное строительство и реконструкция. Перестраиваются ветхие раскольничьи церкви, строятся новые храмы, часовни, служебные здания.

Рис. 5. Эволюция «Царства иноков» на Иргизе

Четвертый этап охватывает события после 1917 года, сопровождающиеся закрытием и разрушением монастырских комплексов. К концу 1930-х гг. все здания комплексов уже не использовались по своему первичному предназначению. Зернохранилище, а затем санаторий располагались в Спасо-Преображенском монастыре [15]. Санаторий, детский дом, а затем психиатрическая больница - в Нижне-Воскресенском [16]. В Средне-Никольском была образована коммуна МОПР (мобилизация помощи революции) и поселок с одноименным названием [17].

Пятый этап связан с возобновлением интереса к религиознокультурному наследию в конце XX века, когда возникла потребность в реконструкции, реставрации старых и строительстве новых монастырей.

При реконструкции возрождающихся обителей могут вноситься изменения конструктивного, планировочного, материального, эстетического характера. В восстанавливаемых сооружениях может происходить укрепление, изменение схемы фундамента; прорубка заложенных и измененных окон (конструктивные изменения); обустройство дополнительных подсобных помещений, устройство технического этажа для обновления коммуникаций -отопление, водоснабжение (планировочные изменения); применение современных средств и материалов для облицовки, наружной и внутренней кладки (изменение материальной структуры); новые росписи в случае их утраты, новый лепной декор (изменение эстетической структуры) [18].

Что касается иргизских монастырей, то по-разному на современном этапе складываются их судьбы. Спасо-Преображенский монастырь, где находится санаторий «Пугачевский», не восстанавливается. Очевидцы утверждают, что при прокладке водопровода были обнаружены монастырские захоронения. Подобные свидетельства требуют дальнейших исследований, тем более сейчас, когда начинается строительство нового спального корпуса санатория.

В июле 2004 года было принято решение о возобновлении НижнеВоскресенского монастыря со статусом подворья Свято-Никольского монастыря Саратова. Его настоятелем, по благословению Святейшего Патриарх Московского и Всея Руси Алексея II, стал иеромонах Максимилиан, бывший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ремонтно-реставрационные работы начались в феврале 2005 г. на средства монастыря и паломников [19].

По предложениям, выполненным специалистами Балаковского института техники, технологии и управления (руководитель - профессор, доктор архитектуры Н.А. Попова), в число которых входит и автор статьи, восстановлена бывшая ризница с библиотекой под храм Иоанна Богослова. Ранее предполагалось, что это трапезная, так как в материалах на паспортизацию это сооружение обозначено как «трапезная». После изучения архива музея Щусева, фондов самарских, саратовских научных библиотек были выполнены натурные обследования территории монастыря, опорный план размещения исторических строений и макет будущего образа обители (рис. 6).

Рис. 6. Настоятель Нижне-Воскресенского монастыря о. Максимилиан перед макетом. Февраль 2007 г. Фото автора

Первичная реставрация в Средне-Никольском монастыре проводилась с 1998 года силами самих верующих. К декабрю 1998 года был восстановлен Никольский храм и документально оформлен приход [20]. Дальнейшие работы продолжались уже специалистами. На сегодняшний день восстановлен Игуменский корпус и ведется реконструкция церкви со строительством колокольни по чертежам проектной мастерской при Патриаршием архитектурнореставрационном центре в Троице-Сергиевой лавре. Проект выполнен в ноябре 2004 г. [21]. Конструктивную часть колокольни и усиление фундаментов существующей церкви разрабатывал институт «Горпроект» г. Балаково.

Возникают практические вопросы по технике и масштабу проводимых реставрационных работ, а также теоретические проблемы разработки принципов сохранения и развития иргизских монастырей, которые сейчас совмещают свои первоначальные функции с культурно-просветительскими, туристическими и др. Благодаря грамотной реставрации возможности монастырей можно расширить.

Выводы

Автор пытается найти решение следующих вопросов:

- носителями каких функций, помимо первоначальной, могут стать возрожденные старообрядческие монастыри;

- каким образом реализовать приспособление монастырей к современным условиям с точки зрения архитектурно-пространственных решений, а также теории и истории архитектуры и практики в целом?

Библиографический список

1. Старообрядчество в России (17-20 вв.). - М.,1999. - С. 190-193.

2. ПСЗ. СПб, 1830. - Т. 16. - № 11725.

3. Ряжев, А.С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.: дис. ... канд. истор. наук. - М.,1995; «Памятники отечества». - № 40. - М., 1998; Русские монастыри. Том Средняя и Нижняя Волга. - М., 2004. - С. 418-425.

4. Монастыри Самарского края: справочник. - Самара, 2002; Государственный архив Самарской области (далее - ГАСО). Ф.32 1787-1917 гг. Приложение к сборнику постановлений по Самарской Епархии о монастырях и церквях Самарской Епархии. Самара. Типография Самарской Духовной Консистории (Н.А. Жданова) 1899; Филиал ГАСО г. Пугачев. Ф.21.Оп.1.Д.247; Филиал ГАСО г. Пугачев. Ф.21.Оп.1.Д.249.

5. Покровский, Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. / Н.Н. Покровский. - Новосибирск, 1974. - С. 56.

6. Памятники Отечества № 40. - М., 1998. - С. 108-112.

7. Памятники Отечества № 40. - М., 1998. - С. 22.

8. Косицкий, А.В. Архитектурно-планировочное развитие городов / А.В. Косицкий. - М., 2005. - С. 86-88.

9. Попова, Н.А. Историко-архитектурное наследие Саратовского Заволжья / Н.А. Попова. - Саратов, 1998; Попова, Н.А. Региональные особенности историко-архитектурного наследия степного Заволжья: дис. . докт. архит. - М., 2000.

10. Ильвицкая, С. В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран): дис. . докт. архит. - М, 2005. - С. 11.

11. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год (594 монастыря). Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Составил и издал В.В. Зверинский. - СПб., 1890. и др.

12. Кривоносова, М.А. Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XX вв.): дис. ... канд. аррхит. - Новосибирск, 2003. - С. 43-44.

13. Попова, Н.А. Указ. соч. - С. 22.

14. Жукова, В. Вокруг слободы Мечетной / В. Жукова // Памятники Отечества. - № 40. -С. 114.

15. Сафонова, С. Памятники истории. Интернет-ресурс:%'%'%г.70(1сЫу.ги

16. Волкова, Н. Воскресение Криволучья. Интернет-ресурс: www.eparhia-saratov.ru

17. Фатьянова, Е. Обитель, в которой люди обрели душу / Е. Фатьянова // Русский дом. -2000. - № 2.

18. Косенкова, Н.А. Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона (на примере Самарского Поволжья): дис. ... канд. архит. - Самара, 2003. - С. 115.

19. Волкова, Н. Указ ресурс. Разумова В. Воскресенский монастырь. И вновь затеплится лампада. Новое Заволжье. - 2005. - № 11.

20. Фатьянова, Е. Указ. соч.

21. Проект реставрации. Эскизное предложение. Вариант 1. Объект: Свято-Никольский храм Свято-Никольского женского монастыря в поселке Мопр Пугачевского района Саратовской области. Проектная мастерская при Патриаршием архитектурнореставрационном центре. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад. Руководитель мастерской - диакон Георгий Савин. Авторский коллектив: ГАП - Федоров А.В., ГИП - Каш-лева Л.Ф., архитектор - Савина Л.Я. - Москва, Сергиев Посад, 2004.

T.T. ZAKIROVA

DEVELOPMENT OF MONASTERY CONSTRUCTION ON IRGIZ

The historic and the architectural city-planning development of the Irgiz monasteries in the region of the steppe Trans-Volga region is investigated in the paper. The analysis of the reasons of appearance and conditions for the development of the Irgiz monasteries is carried out; the evolution of monasteries (from the secluded monastery to «The Reign of Monks»), its nature and special features concerning to the development of monasteries are examined; the diverse architectural city-planning traditions, which had an effect on monastery, are revealed.

УДК 72.032.2

Л.А. БАЛАКИНА, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГАСУ, Казань

ИДЕАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ: РАЙСКИЙ САД, СТАН ИЗРАИЛЬСКИЙ, ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ

На основе аналитического исследования текстов Библии с целью извлечения сведений о местах обитания рассмотрены Райский сад, Стан Израильский и Иерусалим Небесный на предмет определения их общих архетипических качеств и принадлежности к архитектурно-градостроительному типу обитаемого пространства. Выявлены общие принципы организации планировочной структуры, символически выражающие идею мироздания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.