Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чэнь Лэйфэй

По сравнению с развитыми странами Запада, высокотехнологичная промышленность Китая начала формироваться в прошлом веке достаточно поздно, в настоящее время развивается медленно и вносит незначительный вклад в экономическое и социальное развитие экономики страны. Для развития и роста предприятий высокотехнологичной промышленности необходимо осуществлять формирование и поддержка национальной долгосрочной политики. Учитывая недостатки традиционной модели стратегического планирования предприятий высокотехнологичной промышленности, которая является слишком линейной, в данной работе используется сочетание качественного и количественного анализа для проведения систематического исследования этапов стратегического планирования предприятий высокотехнологичной промышленности. На основе принципа сбалансированной системы показателей предлагаются этапы стратегического планирования для предприятий высокотехнологичной промышленности. Полный процесс стратегического планирования формируется из четырех направлений, включая финансы, клиентов, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие, на основе которых разрабатывается модель оценки эффективности стратегического развития предприятий высокотехнологичной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INDUSTRY ENTERPRISES

Compared to the developed countries of the West, China's high-tech industry began to form in the last century quite late, is currently developing slowly and makes a minor contribution to the economic and social development of the country's economy. For the development and growth of enterprises of high-tech industry, it is necessary to form and support a national long-term policy. Given the shortcomings of the traditional model of strategic planning of enterprises of high-tech industry, which is too linear, this work uses a combination of qualitative and quantitative analysis to conduct a systematic study of the stages of strategic planning of enterprises of high-tech industry. On the basis of the principle of a balanced system of indicators, strategic planning stages are proposed for enterprises of high-tech industry. The complete strategic planning process is formed from four areas, including finance, clients, internal business processes, training and development, on the basis of which a model for assessing the effectiveness of strategic development of high-tech industry enterprises is developed.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

9. Статистика по удаленной работе в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/ statistics/1124075/share-of-russians-working-remotely-during-covid-19-by-settlement/.

10. Статистический анализ занятости и безработицы в Краснодарском крае / А. Е. Жминько, А. Д. Котляр, Д. А. Штепа, К. В. Стамова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39(1). - С. 385-391.

11. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force

12. Чекмарев, О.П., Лукичев, П.М., Конев, П.А. Факторы изменений рынка труда России под влиянием пандемии covid-19 и стратегии адаптации работодателей // Экономика труда. - 2021. - №> 4. - с. 329-340. - doi: 0.18334/et.8.4.111966.

EDN: EIPYQS

Чэнь Лэйфэй - аспирант Высшей инженерно-экономической школы института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, chenleifei@yandex.ru,

Chen Leifei - graduate student of the Graduate School of Industrial Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia.

ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ STAGES OF STRATEGIC PLANNING FOR THE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INDUSTRY ENTERPRISES

Аннотация. По сравнению с развитыми странами Запада, высокотехнологичная промышленность Китая начала формироваться в прошлом веке достаточно поздно, в настоящее время развивается медленно и вносит незначительный вклад в экономическое и социальное развитие экономики страны. Для развития и роста предприятий высокотехнологичной промышленности необходимо осуществлять формирование и поддержка национальной долгосрочной политики. Учитывая недостатки традиционной модели стратегического планирования предприятий высокотехнологичной промышленности, которая является слишком линейной, в данной работе используется сочетание качественного и количественного анализа для проведения систематического исследования этапов стратегического планирования предприятий высокотехнологичной промышленности. На основе принципа сбалансированной системы показателей предлагаются этапы стратегического планирования для предприятий высокотехнологичной промышленности. Полный процесс стратегического планирования формируется из четырех направлений, включая финансы, клиентов, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие, на основе которых разрабатывается модель оценки эффективности стратегического развития предприятий высокотехнологичной промышленности.

Abstract. Compared to the developed countries of the West, China's high-tech industry began to form in the last century quite late, is currently developing slowly and makes a minor contribution to the economic and social development of the country's economy. For the development and growth of enterprises of high-tech industry, it is necessary to form and support a national long-term policy. Given the shortcomings of the traditional model of strategic planning of enterprises of high-tech industry, which is too linear, this work uses a combination of qualitative and quantitative analysis to conduct a systematic study of the stages of strategic planning of enterprises of high-tech industry. On the basis of the principle of a balanced system of indicators, strategic planning stages are proposed for enterprises of high-tech industry. The complete strategic planning process is formed from four areas, including finance, clients, internal business processes, training and development, on the basis of which a model for assessing the effectiveness of strategic development of high-tech industry enterprises is developed.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, высокотехнологичная промышленность, сбалансированная система показателей, высокие технологии.

Keywords: strategy, strategic planning, high tech industry, balanced scorecard, high tech.

Благодарности: статья подготовлена в рамках грантовой программы поддержки лучших проектов иностранных аспирантур «BIG PhD» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

Acknowledgments: the article was prepared as part of a grant program to support the best projects of foreign graduate schools "BIG PhD" at St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great.

Введение

Прогресс и развитие высокотехнологичной промышленности отражают достижения научно-технического строительства в стране, а также являются мерилом экономической мощи и всеобъемлющей национальной силы страны. В связи с непрерывным развитием экономики Китая дальнейшее развитие высокотехнологичной промышленности стало в настоящее время важнейшим вопросом. Развитие высокотехнологичной промышленности в Китае, использование возможностей дальнейшего продвижения высоких технологий в сочетании с текущим уровнем научного прогресса, является важной целью государственных ведомств и высокотехнологичной промышленности. В соответствии с изложенным, разработка этапов стратегического планирования развития предприятий высокотехнологичной промышленности представляет собой актуальную задачу.

Цель исследования: разработать этапы стратегического планирования развития высокотехнологичных предприятий, которые являются основой для формирования системы стратегического управления высокотехнологичной промышленностью. Задачи исследования:

1) проанализировать миссию высокотехнологичных промышленных предприятий и исследовать среду и ресурсы высокотехнологичных промышленных предприятий;

2) рассмотреть стратегический выбор высокотехнологичных промышленных предприятий;

3) определить показатели для оценки эффективности реализации стратегии высокотехнологичных промышленных предприятий;

4) разработать модель оценки стратегии для высокотехнологичных промышленных предприятий.

Методы исследования

Синтез, индукция, системный подход, сравнительный анализ, моделирование.

Результаты и обсуждение

Изучив этапы стратегического планирования высокотехнологичных предприятий, мы можем раскрыть механизм формирования и предоставить четкую основу для развития предприятий. Стратегическое планирование включает в себя: Миссия организации. Анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Реализация стратегии. Оценка стратегии [1, 21]. Рассмотрим эти элементы стратегического планирования.

1. Миссия и видение высокотехнологичных предприятий

Миссия и видение высокотехнологичного предприятия влияют не только на процесс стратегического планирования, но и на уверенность сотрудников в реализации стратегии. Поэтому полный процесс стратегического планирования должен начинаться с миссии и видения предприятия. Миссия - это роль и ответственность, которую высокотехнологичные предприятия должны взять на себя в прогрессе и развитии общества, которая описывает сферу деятельности и бизнес-идею предприятия и обеспечивает основу для формулирования стратегии. Видение высокотехнологичного предприятия отражает позицию предпринимателя и является видением топ-менеджера предприятия на будущее [2].

Определение миссии и видения - это первый шаг в стратегическом планировании высокотехнологичных предприятий. Американский специалист Питер Друкер сформулировал три основных вопроса стратегии: Что представляет собой наше предприятие? Чем будет наше предприятие? Каким должен быть наш предприятия? [3]. Мы считаем, что миссия и видение могут быть определены на основе наиболее распространенного метода оценки эффективности, сбалансированной системы показателей, которая переводит корпоративную стратегию в измеримые показатели с четырех точек зрения: финансовой, клиентской, внутренней бизнес-процессы, обучения и развития.

2. Анализ и оценка окружающей среды и ресурсов

Деятельность любого предприятия осуществляется на рынке, на который оказывает влияние политическая, экономическая, технологическая и социальная культура страны. Поэтому стратегическое планирование высокотехнологичных предприятий должно уделять внимание исследованию и анализу окружающей среды.

В дополнение к политическим, экономическим, социальным и технологическим аспектам макросреды, с которыми сталкиваются высокотехнологичные предприятия, в 1990-х годах был добавлен фактор глобализации (global), а затем окружающей среды (environment) и экологии (life), то есть от первоначальной модели анализа PEST перешли к модели PESTG, а затем к модели PESTGEL.

Специфические факторы внешней среды высокотехнологичных предприятий в основном включают промышленную среду, жизненный цикл продукта и рыночные условия. Эти факторы в определенном смысле определяют стратегический выбор высокотехнологичных предприятий.

1) Анализ факторов промышленной среды

Обычно используемый метод анализа промышленной среды - модель пяти сил Портера, то есть анализ угрозы появления продуктов-заменителей, угрозы появления новых игроков, рыночной власти поставщиков, рыночной власти потребителей и уровня конкурентной борьбы для выбора отрасли или отраслевого позиционирования, в которые должны войти высокотехнологичные предприятия [4].

2) Анализ жизненного цикла продукта

Жизненный цикл продукта, который относится ко всему процессу продукта с того момента, когда он готов выйти на рынок, до того момента, когда он исчезает с рынка, определяется производственным циклом спроса и технологии. Это экономическая жизнь продукта в рыночном движении, обычно подразделяемая на четыре стадии: внедрение (вход), рост, зрелость и спад.

Как следствие, высокотехнологичные продукты также имеют проблемы жизненного цикла. Сталкиваясь со все более быстрыми изменениями рыночной среды, высокотехнологичные предприятия принимают правильные решения, чтобы избежать спада и добиться стабильного развития высокотехнологичных предприятий.

Выбор стратегии для высокотехнологичных предприятий зависит не только от изменений промышленной среды и ее различных факторов, но и от различных стадий жизненного цикла, на которых находится продукция. Анализ факторов жизненного цикла продукции, как правило, может быть проведен с помощью модели BCG [5].

Если продукция высокотехнологичных предприятий находится в начальном периоде, это означает, что доля рынка и темпы роста продукции относительно высоки, и есть еще много пространства для прибыли или потенциал развития, поэтому предприятия должны принять стратегию типа проникновения на рынок, чтобы постоянно расширять производство, изучать потенциал рынка и увеличивать существующую долю рынка путем технологической модернизации и мер по улучшению.

Если продукция высокотехнологичных предприятий находится в периоде роста, это означает, что доля рынка продукции была относительно высокой, а рост относительно медленный. Если концентрация отрасли невысока, это означает, что потенциал рынка все еще относительно велик, и можно продолжать использовать этот потенциал для увеличения производства; если концентрация отрасли высока, следует принять стратегию расширения или диверсификации, чтобы постоянно разрабатывать новые продукты и осваивать новые рынки [6].

Если продукция высокотехнологичных предприятий находится в зоне зрелости, это означает, что доля рынка продукции очень низкая, а весь рынок растет медленно. На рынке высокая конкуренция и небольшой

потенциал прибыли. В этом случае необходимо как можно скорее принять стратегию диверсификации, чтобы сократить инновационный цикл технологии и продукции.

3) Анализ конъюнктуры рынка продукции

Высокотехнологичная продукция - это наукоемкая инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью и высоким технологическим содержанием, произведенная высокотехнологичными средствами. Высокотехнологичные предприятия должны развивать и занимать рынок как можно быстрее в соответствии с законом развития высокотехнологичной продукции, культивировать и повышать конкурентоспособность высокотехнологичной продукции, овладевать инициативой рыночной конкуренции, чтобы определить направление и контрмеры развития высокотехнологичного предприятия и понять или предсказать потенциальный масштаб рынка высокотехнологичных предприятий [7].

4) Анализ внутренних ресурсов

В эпоху цифровой экономики и экономики знаний высокотехнологичные предприятия в основном используют нематериальные активы, такие как технологии, знания и информация [13, 19]. Нематериальные активы стали наиболее конкурентоспособными ресурсами высокотехнологичных предприятий, поэтому необходимо проанализировать и изучить закон развития знаний высокотехнологичных предприятий.

Технология, как и знания, является важнейшим стратегическим ресурсом для высокотехнологичных предприятий. Анализ технологии, способности к технологическим инновациям может помочь повысить эффективность стратегического планирования высокотехнологичных предприятий.

Согласно Шумпетеру, анализируя технологические ресурсы, можно определить различные технологии в ценностной деятельности высокотехнологичных предприятий в стратегическом смысле и всесторонне проанализировать технологическую позицию высокотехнологичных предприятий с помощью матричной диаграммы, как показано на рисунке 1 [8].

Статус технологии

1 II

IV III

Актуальность Высокий технологии

Рисунок 1 - Анализ технического положения

Если существующая технология высокотехнологичной фирмы находится в квадранте 1, технология занимает лидирующие позиции и имеет потенциал для широкого применения и развития.

Если в квадранте 2, то высокотехнологичная фирма инвестировала слишком много средств в технологию и должна соответствующим образом сократить свой технологический бюджет.

Если в квадранте 3, то высокотехнологичная фирма инвестировала слишком мало в технологию, испытывает трудности с переходом в статус высокотехнологичной и нуждается в дополнительном бюджете.

Если в квадранте 4, это указывает на то, что технология не имеет потенциала для развития или что технология полагается в основном на приобретения с внешних рынков и обладает меньшей автономией.

Поиск ключевых стратегических компетенций путем анализа финансовых, клиентских, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития знаний и технологических ресурсов высокотехнологичных предприятий, представлен на рисунке 2 в виде системы сбалансированных показателей.

Рисунок 2 - Ключевые компетенции высокотехнологичных предприятий в рамках сбалансированной системы показателей

3. Выбор стратегии для высокотехнологичных предприятий

Традиционный стратегический анализ в основном опирается на пять методов, таких как матрица SWOT, матрица SPACE, матрица BCG, матрица IE и матрица GS. Среди этих пяти методов матрица SWOT считается на сегодняшний день самым простым и эффективным качественным методом выбора стратегии.

Высокотехнологичные предприятия определяют возможности и угрозы, сильные и слабые стороны посредством стратегического анализа общей и специфической среды и генерируют альтернативные стратегии типов SO, ST, WO и WT, применяя идею сбалансированной системы показателей к матрице SWOT.

(1) Определите общие и специфические факторы среды, влияющие на высокотехнологичные предприятия, включая возможности (0), угрозы (T), сильные (S) и слабые (W) стороны внутренних ресурсов и возможностей высокотехнологичных предприятий в соответствии с анализом среды и анализом пяти сил, и определите 3-5 важных факторов среди них методом экспертной оценки.

(2) Внести 3-5 важных факторов возможностей, угроз, сильных и слабых сторон в матрицу SWOT, чтобы сформировать несколько альтернативных стратегических вариантов, относящихся к типам SO, ST, WO и WT, как показано на рисунке 3.

Сильные стороны ■ SI ■ S2 • S3 Слабые стороны ■ W1 ■ W2 ■ W3

Возможности ■ 01 ■ 02 ■ 03 стратегии чо силы -- возможности (inaxi-maxi} стратегии wo слабости возможности (mini-maxi)

SO WO

Угрозы - Т| • Т2 ■ ТЗ стратегии st силы — угрозы (maxi-mini! стратегии wl слабости -- угрозы (mini-mini)

ST WT

Рисунок 3 - Анализ матрицы SWOT

(3) Сформированные альтернативные стратегические варианты распределяются по четырем областям, таким как финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие в соответствии с системой BSC.

(4) Определите критические факторы успеха и ключевые показатели для каждого измерения, чтобы сделать стратегию целевой и ориентированной на показатели. Например, одной из стратегий, отнесенных к измерению обучения и развития для высокотехнологичных компаний, является стратегия сбора талантов, ключевым фактором успеха является система человеческих ресурсов, а основными показателями эффективности -количество талантов, обучаемых каждый год, и количество дней обучения сотрудников.

(5) Наконец, взаимосвязь четырех измерений системы BSC используется для соединения стратегии, критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности для формирования карты стратегии, которая визуально отражает логическую связь от абстрактной стратегии к конкретным показателям [9].

4. Реализация стратегии высокотехнологичного предприятия

После определения стратегии высокотехнологичного предприятия необходимо также воплотить стратегические идеи в стратегические действия. Вообще говоря, для реализации стратегии на всех уровнях высокотехнологичного предприятия необходимо индексировать стратегию. Традиционно можно составлять балансовые отчеты, отчеты о доходах, отчеты о движении денежных средств и финансовые бюджеты; однако, схемы чисто финансового характера не могут всесторонне описать нефинансовые компоненты, включая обучение сотрудников, удовлетворенность клиентов, лояльность клиентов и т.д., и далеко не всегда соответствуют информации, необходимой для принятия управленческих решений, оценки эффективности и стратегического планирования, как показано на рисунке 4 [10].

Рисунок 4 - Карта стратегии BSC

Карта стратегии в системе BSC (Сбалансированная система показателей) - это эффективный способ описать основу стратегии через четырех измерений: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и обучение и развитие. Она помогает высокотехнологичным компаниям и сотрудникам понять и реализовать стратегию. Как показано на рисунке 4.

BSC (Сбалансированная система показателей) переводит стратегические идеи и цели в конкретные формы, такие как критические факторы успеха (Сбалансированная система показателей), ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI) , и планы действий в показатели, которые могут быть реализованы всеми уровнями, отделами и сотрудниками, и возлагает ответственность на отдельных сотрудников. Как показано на рисунке 5.

Рисунок 5 - Использование BSC для воплощения стратегии в запланированные действия

Традиционно для определения эффективности управления требуются регулярные совещания различного рода, на которых обсуждаются и анализируются различия между фактическими показателями и целевыми, причины этих различий, а также предлагаются решения. Система, основанная на BSC, может эффективно отражать и контролировать процесс реализации стратегии, как показано на рисунке 6 [11, 21].

Рисунок 6 - Бюджет и процесс стратегического управления

В этой системе BSC устанавливает связь между стратегией и бюджетом и пытается достичь краткосрочных финансовых целей, принимая во внимание достижение долгосрочных целей. Создается новый тип системы регулярных совещаний для анализа стратегии, и благодаря изменению системы совещаний формируется добродетельная система обратной информационной связи. Благодаря обратной связи и обучению стратегии, высокотехнологичные компании могут проверить эффективность своих стратегий и использовать постоянную обратную связь организации для их корректировки или пересмотра.

5. Оценка реализации стратегии на высокотехнологичных предприятиях

Эффективно ли стратегическое планирование высокотехнологичных предприятий или нет, требует определенных тестов и оценок. При разработке оценочных показателей следует сосредоточиться на: способности оборачивать капитал, способности инвестировать в НИОКР, рентабельности, изменении коэффициента задолженности и способности получать доход от основной деятельности.

Трансформация критических факторов успеха и индикаторов на основе BSC

Критические факторы успеха (CSF) - это качественные описания ключевых областей стратегических целей, которые отражают то, к чему стремится высокотехнологичное предприятие.

Ключевые показатели эффективности (KPI) - это действенные показатели, которые получаются в результате декомпозиции стратегических целей высокотехнологичной компании, такие как оборот денежных средств, возврат инвестиций, количество брака и т.д.

CSF является основой для выбора KPI. Опираясь на основные принципы BSC, можно установить соответствие между стратегическими целями и BSC, а также включить стратегическую оценку высокотехнологичных предприятий в рамки BSC, как показано на рисунке 7 [12, 20].

Рисунок 7 - Трансформация и выбор KPI и CSF на основе BSC

Показатели, основанные на финансовых измерениях. Необходимо сосредоточиться на финансовой оценке роста и развития высокотехнологичных предприятий, но выбор показателей роста не должен быть чрезмерным, иначе он затмит роль ключевых показателей эффективности. В основном можно рассмотреть следующие показатели [20, 22]:

- темп роста операционной прибыли = (выручка от реализации текущего периода - выручка от реализации предыдущего периода) / выручка от реализации предыдущего периода х 100 %;

- темп роста общих активов = (общие активы текущего периода - общие активы предыдущего периода) / общие активы предыдущего периода х 100 %;

- темп роста чистой прибыли = (чистая прибыль текущего периода - чистая прибыль предыдущего периода) / чистая прибыль предыдущего периода х 100 %;

- темп роста прибыли от основной деятельности = (прибыль от основной деятельности за текущий период - прибыль от основной деятельности за предыдущий период)/прибыль от основной деятельности за предыдущий период Прибыль от основной деятельности х 100 %;

- темп роста чистых активов = (чистые активы за текущий период - чистые активы за предыдущий пери-од)/чистые активы за предыдущий период х 100 %.

Выбор показателей на основе потребительского измерения. В динамичной среде ключ к успеху высокотехнологичного предприятия заключается в том, может ли оно постоянно создавать ценность, удовлетворяющую требованиям клиентов. Ценность здесь относится ко всем факторам, которые могут заставить клиентов чувствовать себя удовлетворенными, в основном включая качество, время, производительность, обслуживание и стоимость или цену продуктов или услуг, но сконцентрирована в двух аспектах, таких как удовлетворенность и лояльность клиентов. Для измерения обычно используются следующие показатели.

- Доля рынка = чистые продажи продукции или услуг / чистые продажи отрасли х 100 %.

- Коэффициент удержания клиентов = (текущие клиенты или объем бизнеса высокотехнологичных предприятий - текущие новые клиенты или объем бизнеса) / предыдущие клиенты или объем бизнеса высокотехнологичных предприятий

- Коэффициент прироста новых клиентов = новые клиенты или объем бизнеса в текущем периоде / новые клиенты или объем бизнеса в предыдущем периоде для высокотехнологичных предприятий

- Коэффициент прибыльности клиентов = чистая прибыль от определенного клиента или определенного типа клиентов / затраты на поддержание и создание данного типа клиентов х 100 %

Выбор показателей на основе внутренних бизнес-процессов. Стратегия реализуется через бизнес-процессы, а потребительская ценность достигается через бизнес-процессы. В данной статье предлагается выбирать соответствующие показатели, объединяя различные этапы внутренних бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Процесс совершенствования. Для оценки могут быть выбраны количественные и качественные показатели, такие как цикл улучшения, время, стоимость и качество.

- Бизнес-процесс. Показатели могут быть выбраны по трем аспектам: время, качество и стоимость. Для оценки бизнес-процесса высокотехнологичных предприятий можно выбрать показатели по трем аспектам: время, качество и стоимость.

- Процесс послепродажного обслуживания. В основном это касается своевременности решения срочных проблем, тщательности технического обслуживания, надежности запасных частей, а также технологии и качества работы обслуживающего персонала.

Выбор показателей эффективности на основе обучения и развития. Возможности обучения и роста определяются тремя основными областями: сотрудники, информационные системы и организационные процессы [14].

Показатели для компетенций сотрудников.

(1) Удовлетворенность сотрудников. Удовлетворенность и лояльность сотрудников к высокотехнологичным компаниям является основополагающим источником повышения и создания потребительской ценности.

(2) Уровень удержания сотрудников. Коэффициент удержания сотрудников - это показатель, отражающий запас и текучесть кадров на высокотехнологичных предприятиях. Коэффициент удержания сотрудников может быть выражен отношением числа увольнений профессионального и технического персонала к числу всех сотрудников.

(3) Инвестиционный и эксплуатационный потенциал сотрудников. Инвестиционный статус сотрудников может быть отражен двумя показателями - уровнем инвестиций в сотрудников и способностью к обслуживанию.

Уровень инвестиций в персонал = годовые расходы на набор, обучение персонала / выручка от продаж

х 100 %.

Способность поддерживать персонал = общая годовая заработная плата персонала / выручка от продаж

х 100 %.

(4) качество сотрудников. Качество персонала можно изучить по образованию сотрудников, доле технического персонала, опыту профессиональной работы сотрудников и среднему стажу работы.

(5) Эффективность сотрудников. В частности, для измерения двух показателей мы можем использовать соотношение стоимости продукции на всех сотрудников и соотношение общей прибыли на всех сотрудников.

Показатели способности информационной системы.

Рисунок 8 - Система показателей оценки эффективности стратегического планирования развития высокотехнологичных предприятий

Высокотехнологичные предприятия должны обладать способностью обеспечить сотрудникам и подразделениям легкий и быстрый доступ к информации обратной связи о рынке, клиентах и внутренних бизнес-процессах. Это может быть отражено в нескольких аспектах, таких как скорость и периодичность обратной связи с информацией и скорость обновления информационных систем. Возможности информационной системы могут быть выражены использованием информационной системы: т.е. процентным соотношением количества используемых устройств компьютерной сети к количеству принадлежащих устройств компьютерной сети, учитывая при этом степень сложности информационной системы.

Показатели, касающиеся организационных процессов и инновационных способностей

Сосредоточив внимание на организационном процессе, можно в определенной степени поддерживать согласованность между целями сотрудников и целями команды, что может быть измерено такими показателями, как соотношение менеджеров, ознакомившихся со сбалансированной системой показателей, соотношение сотрудников, ознакомившихся со сбалансированной системой показателей, соотношение менеджеров, чьи личные цели были интегрированы со сбалансированной системой показателей, соотношение сотрудников, чьи личные цели были интегрированы со сбалансированной системой показателей, и соотношение сотрудников, достигших своих личных целей. Инновационный потенциал связан с нематериальными ресурсами, такими как новые знания и новые технологии высокотехнологичных предприятий. Показатели инновационной способности могут быть разработаны с двух аспектов: технологический инновационный вклад и технологическая инновационная способность; показатели способности к обучению могут быть рассмотрены с точки зрения эффективности организационного обучения [15].

В результате комплексного анализа вышеизложенного, система показателей стратегической оценки предприятий высокотехнологичной промышленности представлена на рисунке 8.

6. Создание модели оценки на основе принципа BSC и метода иерархического анализа - нечеткой комплексной оценки

Существуют качественные и количественные показатели, влияющие на эффективность стратегического планирования развития высокотехнологичных предприятий. Поэтому в данной работе сочетается метод иерархического анализа и нечеткой комплексной оценки для создания модели оценки высокотехнологичных промышленных предприятий.

Согласно предыдущему анализу, основными шагами являются: установление структуры иерархии, построение матрицы суждений, нахождение максимальных характеристических корней этой матрицы и соответствующих собственных векторов, определение весов и проведение теста на согласованность [16, 23].

Перед проведением комплексной оценки необходимо определить оценочное значение каждого показателя в системе показателей, т.е. рассчитать значение функции принадлежности. Методы расчета значений функции аффилиации можно разделить на две категории.

1. Качественные показатели.

Для показателей, которые трудно вычислить, таких как удовлетворенность клиентов и другие показатели, используются нечеткие статистические методы для определения их зависимости от функции принадлежности. Предположим, что набор оценок, состоящий из комментариев от высокого к низкому, имеет вид

V = {отлично, хорошо, умеренно, справедливо, плохо, хуже} = v2, v3, v4, v5, v6}.

Нечеткая статистика выполняется путем того, что n экспертов присваивают оценки каждому показателю в соответствии с набором оценок V, а затем подсчитывают частоту(т) каждого показателя Xij (j=1,2,...,h), относящегося к каждой оценке Vt(t=1,...,6) по очереди, как показано в таблице 1[17].

Таблица 1 - Статистика опроса

Xi ^2 ^3 1*4 ^6

Xi1 (1) (2) (3) (4) (5) (6)

Xi2 (1) (2) '¡2 (3) '¡2 (4) '¡2 (5) 'i2 (6) '"i2

Xih (1) '"ih (2) '"ih (3) '"ih (4) '"ih (5) '"ih (6) '"ih

усо _ 'L

ХЧ = п

(1)

и

Хц^обозначает принадлежность показателя к V - уровню. Соответственно, получается матрица сужде-

ний качественного показателя Х

(Х(0) = (X4 4x6

Х(1) Xi1 Х(1) Xi2

,(1)

Х(2) Xi1 Х(2) Xi2

(2)

Х(6) Xi1 Х(6) Xi2

(6) 1 ih J

(2)

2. Количественные показатели.

Метод определения связи функции принадлежности для количественных показателей в системе показателей подразделяется на показатели типа выгоды и показатели типа затрат.

(1) Показатели типа выгоды определяются согласно соответствующим финансовым правилам для определения оптимальных и наихудших критических значений показателей а, Ь (а < Ь), а затем вставляют четыре равноудаленные точки х1, х2, х3, х4 в интервал (а, Ь), как показано на рисунке 9. Степень принадлежности показателя Ху к рангу V определяется как

1, и>Ь

(3)

„(6) .

1, и > Ь

(и — - х4)/й, х4 <и<Ь

0, и < х4

0, х6-1+1 < и

(х6- .¡+1 — и)/ё, хб-1 < и < хб-1

(и — ~ хб-1+1)/^, Хб-1-1 < и < Х{

0, и < Х6-+1

1, и < а

(*1 — и)/й, а < и < х1

0, и >Х1

(4)

(5)

I = 2,3,4,5; й = (Ь — а)/5; х0 = а,х5 = Ь

Рисунок 9 - Значения функции принадлежности для показателей, основанных на эффективности

(2) Метод определения функции принадлежности показателей затратного типа аналогичен (1), как показано на рисунке 10. Степень принадлежности Ху к рангу V - это

!1, и < а

(х^ — и)/Л, а < и < х1 0, и> хл

(6)

и < х1-2

х(1) = ) (и — х1-2)/^ , х1-2 <и<Х1_ ) (Х1 — и)/й, х,-л < и < X,

и > X,

(7)

„(6)

0,

и < х4

= \(и — х4)/ё, х4<и<Ь

(8)

11, и>Ь

I = 2,3,4,5; й = (Ь — а)/5; х0 = а, х5 = Ь

Рисунок 10 - Значения функции принадлежности для показателей, основанных на стоимости

3. Этапы модели оценки стратегического планирования развития высокотехнологичных предприятий

Метод оценки эффективности высокотехнологичных предприятий с помощью метода иерархического анализа-нечеткой комплексной оценки заключается в том, чтобы разделить показатели на несколько классов элементов в соответствии с их природой, так чтобы каждый класс содержал меньше показателей, и сначала оценить их по каждому классу элементов, а затем провести комплексную оценку всех классов [18].

Метод заключается в разделении показателей на несколько категорий в соответствии с их природой, так чтобы каждая категория содержала меньше показателей, и сначала оценить их по каждой категории, а затем провести комплексную оценку. Шаги таковы.

(1) классифицировать набор показателей X на т наборов элементов Х1, ••• ,Хт и удовлетворить

ч

0,

0,

//4

У Х1 = Х,Х) ^^ = ф.) * к,],к Е [1,-,т]

л1\ \лк

1=1

(2) Применить иерархический анализ для создания весовых наборов, включая весовые наборы классов факторов № = {м1,№2г--,-мт} и весовые наборы показателей ^ = {ж^^а,"-,№1т}

Где Т™^ = 1,%}=^ = 1,Щ > > 0,1 = 1,-,т

(3) Определите набор оценок

V = [У1,У2,--,Ур)

(4) Оценить каждый показатель Xi для получения матрицы Я^ = {гцк)пх . Примените нечеткую комплексную оценку для расчета нечеткой комплексной оценки класса i как В^ = ° = (Ъ¿1, •■■, Ь^р). где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- степень принадлежности j-го фактора ху в факторном наборе Xi i-й категории по отношению к Ь му элементу оценочного набора.

p - количество уровней оценки в оценочном множестве. o - оператор нечеткого синтеза (М(-, ф)).

(5) После оценки всех т элементов X получается матрица общей оценки А = (В1, ••• ,Вт)Т. Затем значение комплексной оценки равно В = Ш ° А; и затем нечеткий вывод комплексной оценки дается в соответствии с принципом максимального присоединения.

Заключение

В статье получены следующие основыне результаты:

Рассмотрен принцип сбалансированной системы показателей для систематического анализа этапов стратегического планирования высокотехнологичных предприятий на основе видения и миссии, т.е. стратегического анализа, стратегического выбора, стратегической реализации и стратегической оценки, в попытке улучшить обоснованность и оперативность процесса стратегического планирования;

На основе четырех измерений сбалансированной системы показателей: финансового, клиентского, внутреннего бизнес-процесса, обучения и развития предложена система показателей для оценки эффективности стратегического планирования развития высокотехнологичных предприятиях, которая преодолевает ограничения оценки.

На основе сбалансированной системы показателей и метода иерархического анализа-нечеткой комплексной оценки разработана модель нечеткой комплексной оценки эффективности стратегического планирования высокотехнологичных промышленных предприятий, которая реализовала цель комплексной оценки эффективности развития высокотехнологичных предприятий и в определенной степени модифицировала и развила сбалансированную систему показателей. Это позволяет обеспечить научно обоснованный характер стратегического планирования высокотехнологичных предприятий и облегчить внедрение этапов стратегического управления. Направления дальнейших исследований

Исследование стратегического планирования на обычных предприятиях является относительно зрелым, но результатов исследований для высокотехнологичных предприятий значительно меньше и они требуют дальнейшего изучения. Например, процесс стратегического планирования для высокотехнологичных предприятий с использованием сбалансированной системы показателей прост и удобен в работе, но можно ли проанализировать каждый этап стратегического планирования для высокотехнологичных предприятий на основе четырех измерений сбалансированной системы показателей? Среда динамична и разнообразна, а высокотехнологичные предприятия сложны и разнообразны. В этом случае возникает научная задача как реализовать стратегическое управление высокотехнологичными предприятиями с помощью сбалансированной системы показателей и улучшить способность стратегического управления высокотехнологичными предприятиями. Для различных высокотехнологичных предприятий система показателей еще нуждается в усовершенствовании и дальнейшей конкретизации для высокотехнологичных предприятий различных отраслей. Разработке научно-методического инструментария для оценки эффективности стратегического планирования данных предприятий будут посвящены дальнейшие исследования.

Источники:

1. Бендиков М. А. Научно-технологическое развитие как средство обеспечения устойчивости экономики / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов, О. Е. Хрусталев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - Т. 10. - № 34(271). - С. 2-15.

2. Дунаева А. Г. Стратегическое видение и стратегия предприятия / А. Г. Дунаева // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. - 2017. - № 6. - С. 99-102.

3. Смирнов А. И. Система сбалансированных показателей и ее использование в экономическом анализе предприятия / А. И. Смирнов, Г. Д. Гребнев // Экономика и социум. - 2018. - № 12(55). - С. 1129-1134.

4. Борисова Л. В. Формирование эффективных управленческих решений в условиях неопределенности: современный опыт, перспективы, инновации / Л. В. Борисова, В. П. Димитров, Т. П. Кузьминская [и др.]. - Ростов-на-Дону : Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2018. - 233 с.

5. Ведерникова А. А. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на формирование стратегии развития / А. А. Ведерникова,

A. Ю. Ткачук // Уральская горная школа - регионам : материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 06-07 апреля 2020 года / Уральский государственный горный университет. - Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2020. - С. 518-519.

6. Востриков В. С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики /

B. С. Востриков // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 473-484.

7. Гарина Е. П. Изучение подходов к определению высокотехнологичного продукта в производстве / Е. П. Гарина, Е. В. Шпилев-ская, Н. С. Андряшина // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1(13). - С. 3.

8. Перкова Е. П. Теоретическая модель социально-технологической культуры высокотехнологичного предприятия / Е. П. Перкова // Социология. - 2021. - № 3. - С. 160-167.

9. Макаренко А. А. Система сбалансированных показателей как инструмент стратегического управления предприятием /

A. А. Макаренко, Ю. Н. Бусыгин // Новая парадигма развития менеджмента: гипотезы, концепции, практики. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2019. - С. 206-209.

10. Бехтин В. А. Стратегическое планирование и развитие системы управления информационными ресурсами высокотехнологичных авиастроительных предприятий с целью повышения эффективности управления / В. А. Бехтин, В. Н. Химченко, Т. В. Щеулина // Стратегическое планирование и развитие предприятий : Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума, Москва, 10-11 апреля 2018 года / Под редакцией Г.Б. Клейнера. - Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2018. - С. 503-507.

11. Варфоломеев В. П. Управление компанией по ключевым показателям эффективности / В. П. Варфоломеев, С. В. Кондратова, М.

B. Захарова // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - N° 8(455). - С. 134-146.

12. Андреева Е. А. Особенности формирования KPI в рамках стратегии - "удержание сегмента электоральных (рейтинговых) исследований" / Е. А. Андреева // Экономические исследования. - 2014. - № 1. - С. 5.

13. Балашова Е.С., Майорова К.С. Анализ направлений внедрения цифровых технологий в промышленный комплекс // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 2. С. 18-29. DOI: 10.18721/JE.13202

14. Вайкок М. А. Оценка влияния бизнес-процессов на эффективность деятельности промышленного предприятия / М. А. Вайкок // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8(254). - С. 71-82.

15. Аренков И. А. Клиентоориентированный подход к управлению бизнес процессами в цифровой экономике / И. А. Аренков, Ю. В. Крылова, М. К. Ценжарик // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 6. - С. 18-30.

16. Белецкий А. А. Использование метода анализа иерархий при комплексной оценке эффективности менеджмента / А. А. Белецкий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 28(70). - С. 31-39.

17. Казанкова О. Д. Оценка качественных показателей продуктивности сотрудников системы KPI с помощью аппарата нечеткой логики / О. Д. Казанкова, С. В. Бегичева // Достойный труд - основа стабильного общества : сборник статей VII Международной научно-практической конференции : Уральский государственный экономический университет, 2015. - С. 70-76.

18. Веревка Т. В. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и результативности управления высокотехнологичных предприятий / Т. В. Веревка // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 2. - С. 445-456.

19. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.

20. Горшкова Л.А., Сандуляк С.Б. Комплексная система детерминант стратегии развития и оценки устойчивости бизнеса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 4. С. 109-122. DOI: 10.18721/JE.13409

21. Боев А.Г. Система стратегического управления преобразованиями промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 1. С. 101-113. DOI: 10.18721/JE.13109

22. Асатурова Ю.М., Кошман А.В. Обоснование ключевых финансово-экономических показателей для оценки инновационной активности предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 4. С. 83-96. DOI: 10.18721/JE.13407

23. Абушова Е.Е., Бурова Е.В., Иванова Душева Г. Разработка референтной модели высокотехнологичного промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 1. С. 97-108. DOI: 10.18721/JE.14108

EDN: HFYCHP

А.А. Шацкий - соискатель, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Москва, Россия,

A.A. Shatsky - applicant, of the National research technological university "MISIS", Moscow, Russia.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ SYSTEMATIZATION OF IDENTIFICATION FEATURES OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация. В статье рассматривается системный подход к идентификации признаков регионов и региональной системы, во взаимосвязи с осуществляемой региональной политики присущей субъектам Российской Федерации. Во введении представлен обзор авторов изучающих данную проблему, сформулированы цели и задачи проведенного исследования. Проведена систематизация авторских подходов, принимавших участие в изучении данной проблемы, как среди отечественных исследователей, так и за рубежных. В исследовании уделено внимание и проведена оценка действующей модели участия государства в идентификации региональной системы,а также предложена своя модель. Исходя из проведенного исследования и изучении материалов ученых исследовавших данную проблему был сформулирован вывод ,суть которого сводится к тому ,что в будущем следует продолжить трансформацию регионального управления на инновационной основе.

Abstract. The article considers a systematic approach to the identification of features of regions and the regional system, in connection with the implementation of regional policy inherent in the subjects of the Russian Federation. The introduction provides an overview of the authors studying this problem, the goals and objectives of the study are formulated. The systematization of the author's submarines that took part in the study of this problem, both among domestic and foreign researchers, was carried out. The study pays attention and evaluates the current model of state participation in the identification of the regional system, and also offers its own model. Based on the conducted research and the study of the materials of scientists who investigated this problem, a conclusion was formulated, the essence of which is that in the future it is necessary to continue the transformation of regional management on an innovative basis.

Ключевые слова: Регион, региональная политика, идентификационные признаки, модернизация ,конкурентные преимущества.

Keywords: region, regional policy, identification features, modernization, competitive advantages. Введение

На современном этапе успешное развитие государства и регионов выступает проблема устойчивости и конкурентоспособности экономике. В связи с чем осуществление эффективной региональной политики выступает стратегически важной составляющей в системе хозяйственного управления страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.