Научная статья на тему 'Этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР'

Этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД СССР / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОВД / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF THE USSR INTERIOR MINISTRY / STAGES OF FORMATION / PERSONNEL POLICY OF THE INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатенко Г. В.

Рассматривается влияние кадровой политики МВД СССР на развитие профессионального образования сотрудников ведомства. Выделяются этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE USSR INTERIOR MINISTRY

The article studies impact of personnel policy of the USSR Interior Ministry on the development professional education staff. Stages of formation of the higher education system of the USSR Interior Ministry are revealed.

Текст научной работы на тему «Этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД СССР

Г.В. ГОРБАТЕНКО,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Воронежского института МВД России gali-gorbatenko @ mail.ru, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования научный руководитель, рецензент: кандидат педагогических наук И.Ф. БЕРЕЖНАЯ,

Аннотация. Рассматривается влияние кадровой политики МВД СССР на развитие профессионального образования сотрудников ведомства. Выделяются этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования МВД СССР, этапы становления, кадровая политика в сфере ОВД.

STAGES OF FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE

USSR INTERIOR MINISTRY

G.V. GORBATENKO, lecture of the chair of Special Tactics, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Annotation. The article studies impact of personnel policy of the USSR Interior Ministry on the development professional education staff. Stages of formation of the higher education system of the USSR Interior Ministry are revealed.

Key words: system of higher education of the USSR Interior Ministry, stages of formation, personnel policy of the Interior Ministry.

В настоящее время активно обсуждается реформа МВД России, в рамках которой предусмотрено продуманное и последовательное омоложение кадров, создание эффективных механизмов выдвижения и продвижения талантливой молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести. В решении этой задачи основная роль отводится ведомственному образованию, «которое будет формировать востребованных страной и службой сотрудников МВД России нового типа». По словам Р.Г. Нургалиева, для успешной реализации реформы, а также для того, «чтобы увидеть МВД «сегодня» и «завтра», следует обратиться к опыту прошлых лет...» [4, с. 20—21]. Все это можно отнести и к системе высшего профессионального образования сотрудников ОВД. В частности, для лучшего понимания сути и основ построения современной высшей школы МВД России представляется актуальным изучение исторических условий и этапов ее формирования. Проведение подобного анализа позволит объективно прогнозировать деятельность ведомственных вузов с целью их дальнейшего совершенствования.

Для периодизации процесса становления системы высшего профессионального образования выделим следующие основания:

Ф основной критерий — изменения государственной кадровой политики в сфере ОВД;

Ф дополнительные критерии: а) образовательный ценз для абитуриентов ведомственных образовательных учреждений; б) степень интеграции системы ведомственного образования в общегосударственную систему образования; в) уровень организации образовательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях; г) развитость сети образовательных учреждений системы высшего профессионального образования МВД СССР.

Хронологические рамки процесса становления системы высшего профессионального образования охватывают период с 1945 по 1975 г. Согласно выбранным критериям в нем можно выделить следующие этапы.

Первый (подготовительный) этап (1945 — 1952 гг.) является периодом накопления системой милицейского образования организационного и интеллектуального потенциала для формирования в своей структуре высшей школы. Необходимость

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

перехода системы подготовки сотрудников ОВД на новый уровень была продиктована потребностями развивающегося советского государства в послевоенное время. Возросший уровень преступности в стране повысил роль правоохранительных органов в восстановлении нормальной жизнедеятельности общества. Возникло противоречие между весьма слабым в плане образования послевоенным составом ОВД с одной стороны, и резко возросшей потребностью в высококвалифицированных кадрах — с другой. Для разрешения ситуации государственная кадровая политика в сфере ОВД была переориентирована с массовой ускоренной подготовки личного состава (требования военного времени) на повышение его качественных характеристик. Органами государственной власти и вновь созданным МВД был разработан комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования, реализация которых и определила содержание первого этапа становления высшей школы МВД СССР. Наиболее существенными мероприятиями стали:

$ установление образовательного ценза для абитуриентов ведомственных образовательных учреждений (не ниже семи классов);

$ введение элементов высшего образования в деятельность Высшей школы милиции МГБ СССР, в связи с чем впервые ставился вопрос о необходимости интеграции системы профессиональной подготовки милицейских кадров в структуру государственного юридического образования [1, с. 11—13];

$ возобновление общеобразовательной подготовки личного состава (в 1945 г. Наркомпрос РСФСР обязал свои органы на местах всемерно содействовать повышению грамотности работников милиции вплоть до бесплатного снабжения их учебными пособиями) [5, с. 268];

$ открытие закрытых на период войны ведомственных школ и летних учебных лагерей при них, организация разных видов подготовительных курсов и сборов (семинаров), повсеместное создание учебных пунктов, комплектование во всех органах милиции групп учащихся с учетом служебно-отраслевой специализации и т.д. [8, с. 192; 2, с. 243—247];

$ создание в 1952 г. в структуре МГБ СССР Управления учебных заведений, что способствовало повышению уровня руководства образовательными учреждениями, развитию всей материально-технической и учебно-методической базы профессиональной подготовки кадров [7, с. 232].

В результате проведенных мероприятий к началу 1950-х гг. сложились объективные условия для перехода системы ведомственного образования на качественно новый уровень, что позволило принять решение о создании в ее структуре в 1952 г. первого вуза — Высшей школы милиции МГБ СССР [1, с. 13].

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Второй (накопительный) этап становления высшего профессионального образования МВД СССР (1952—1960 гг.) связан с деятельностью первого ведомственного вуза. Несмотря на то что ОВД нуждались в квалифицированных кадрах, Высшая школа МВД СССР (ВШ МВД СССР) почти 10 лет являлась единственным высшим вузом в системе ведомственного образования. Столь длительный промежуток времени объясняется недостаточным финансированием МВД со стороны государства, сокращение которого было вызвано ошибочной установкой руководства страны: «...о грядущем в недалеком будущем торжестве коммунизма, неминуемом искоренении преступности и исторической обреченности в связи с этим и органов милиции» [5, с. 271]. Под подобные лозунги происходило повсеместное сокращение кадрового состава, урезание финансирования, в том числе в сфере профессионального образования. Тем не менее ВШ МВД СССР сыграла определяющую роль в последующем формировании всей системы высшего профессионального образования МВД.

Накопленный на втором этапе опыт, педагогические, методические и организационные наработки, а также материальная база высшей школы (филиалы и отделения заочного обучения) стали основой для создания полноценной сети ведомственных вузов. Ведущую роль ВШ МВД СССР на протяжении всего периода становления системы высшего профессионального образования МВД СССР подтверждает создание на ее базе в 1974 г. первой в ведомстве Академии.

Содержание второго этапа характеризует, с одной стороны, локальный характер развития, а с другой — начавшийся процесс интеграции ведомственной школы в общегосударственную систему профессионального образования. Последнее стало возможным ввиду установления для абитуриентов ВШ МВД СССР в качестве образовательного ценза законченного (общего) среднего образования [1, С. 16]. Введение этого критерия отбора учащихся дало возможность перестроить учебный процесс высшей школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гражданским вузам, и открыло новые возможности для взаимодействия с общегосударственной системой образования.

Третий (основной) этап (1960—1975 гг.) является наиболее значимым для становления системы высшего профессионального образования МВД СССР. Его можно разделить на два самостоятельных периода:

1) 1960—1969 гг. характеризовался экстенсивным типом развития системы высшего профессионального образования («первая волна» расширения сети ведомственных вузов) и началом процесса специализации образовательных учреждений. Переход к нему был продиктован изменением социально-политической обстановки в стране,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

вызванным осуждением культа личности Сталина и последовавшей за этим постепенной либерализацией всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе силовых структур. Согласно новым требованиям милиция из «орудия диктатуры пролетариата» должна была превратиться в «орудие общенародного государства», что означало смещение функций министерства от карательных к социальной профилактике. Соответственно менялась и кадровая политика ведомства. Требовался новый тип сотрудника, сочетающего в себе «образованность и высокую гражданственность, черты педагога-воспитателя и стойкого бойца» [3, с. 142]. Как результат к началу 1960-х гг. в ОВД резко возросла потребность в сотрудниках, имеющих юридическое образование, так как все права, которыми Советское правительство наделяло работников милиции, они обязаны были осуществлять «на основании закона и в установленных законом пределах» [8, с. 193]. Возникло противоречие между запросами общества и государства и недостаточным количеством специалистов с высшим юридическим образованием в системе МВД. Для разрешения ситуации было принято решение о создании сети ведомственных вузов. Еще одним значительным шагом для становления системы высшего профессионального образования стало решение о создании первого в истории министерства профильного вуза - Высшей следственной школы. Необходимость в специализации вузов МВД была вызвана прежде всего обновлением в феврале 1969 г. структуры министерства [6].

2) 1970—1975 гг. заключительный для формирования полноценной системы высшего профессионального образования сотрудников ОВД. Характеристики второго периода: $ установление полного среднего образования в качестве образовательного ценза для абитуриентов всех учебных заведений МВД СССР;

$ «вторая волна» расширения сети ведомственных вузов, вызванная возросшим значением высшего образования в стране и по-прежнему острой нехваткой специалистов соответствующей квалификации в системе МВД [2, с. 297, 319];

$ завершение специализации ведомственных образовательных учреждений;

$ активное внедрение технических средства обучения в деятельность вузов МВД;

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф завершение интеграции двух образовательных систем — ведомственной и общегосударственной.

Проведенный историко-педагогический анализ становления высшей школы МВД СССР позволяет сделать вывод о том, что этот процесс был сложен, его этапы определялись изменениями государственной кадровой политики в сфере ОВД. Создание в системе милицейского образования высшего звена и переход на общие с гражданскими вузами принципы подготовки кадров создали объективные условия для преодоления ведомственной замкнутости и повышения профессионального уровня выпускаемых специалистов. Сформированная к середине 1970-х гг. организационно-правовая база, регулировавшая порядок деятельности ведомственных вузов, просуществовала без существенных изменений вплоть до середины 1990-х гг., что свидетельствует о создании в СССР устойчивой системы высшего профессионального образования сотрудников ОВД, отвечавшей требованиям времени, общества и государства.

Литература

1. Академия управления МВД России: история и современность / под ред. В.Б. Рушайло. Пермь. 1999. 302 с.

2. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918—1991 гг.) : автореф. ... д-ра. юрид. наук : 12.00.01. М., 2005. 416 с.

3. Николаев П.Ф. Омская высшая школа милиции МВД СССР: К 50-летию со дня основания. (1920-1970). Омск. 1969. 214 с.

4. Нургалиев Р.Г. МВД России: вчера, сегодня, завтра. М., 2010. 432 с.

5. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. 463 с.

6. URL: http://www.mvd.ru/mvd/history/show_120/?-1713 (дата обращения: 25.01.2011).

7. Проценко Е.Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России: историко-правовой анализ : дис. ... д-ра. юрид. наук : 12.00.01 М., 1998. 398 с.

8. Советская милиция: история и современность (1917— 1987 гг.) / под ред. А.В. Власова. М., 1996. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.