Научная статья на тему 'Этапы становления общественных организаций военных ветеранов Российской Федерации'

Этапы становления общественных организаций военных ветеранов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
900
63
Поделиться
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЙНА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Щепетин Александр Владимирович

В статье рассматриваются этапы возникновения и функционирования общественных организаций военных ветеранов, которые соотносятся с участием государства в широкомасштабных боевых действиях. Великая Отечественная война (1941-1945гг.) -общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы. Нахождение советских войск на территории Афганистана (1979-1989 гг.) - общественные организации ветеранов боевых действий на территориях других государств. Восстановление конституционного строя в Чеченской Республике, контртеррористические операции на Северном Кавказе (1994-2006 гг.) - общественные организации ветеранов боевых действий правоохранительных органов.

Текст научной работы на тему «Этапы становления общественных организаций военных ветеранов Российской Федерации»

УДК 329.75

ЩЕПЕТИН А.В. Этапы становления

общественных организаций военных ветеранов Российской Федерации

В статье рассматриваются этапы возникновения и функционирования общественных организаций военных ветеранов, которые соотносятся с участием государства в широкомасштабных боевых действиях. Великая Отечественная война (1941-1945гг.) -общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы. Нахождение советских войск на территории Афганистана (1979-1989 гг) - общественные организации ветеранов боевых действий на территориях других государств. Восстановление конституционного строя в Чеченской Республике, контртеррористические операции на Северном Кавказе (1994-2006 гг.) - общественные организации ветеранов боевых действий правоохранительных органов.

Ключевые слова: ветераны, общественные организации, война, боевые действия, военная служба.

Уважение и почет к ветеранам войны на

Руси имеет с одной стороны древние национальные корни, с другой - это развитая имперская традиция,истоки которой в Древнем Риме, а затем Византии. Ветераны всегда почитались в России как носители победоносного отечественного духа. При монастырях существовали богадельни и приюты для престарелых воинов, например при Спасо-Бородинском монастыре, основанном вдовой героя Отечественной войны 1812 г генерала Тучкова, при крепостных гарнизонах расквартировывались инвалидные команды, состоявшие из ветеранов минувших войн. Идеи патриотизма и народности, порожденные войной 1812 г, стали ведущими в русской общественной мысли и журналистике.

Если обратиться к истории ветеранского движения в целом, то основные принципы отношения к такой социальной группе, как ветераны, были заложены в первые годы Советской власти. После Октябрьской революции, гражданской войны и иностранной интервенции перед революционными силами встала задача консолидации их экономической и политической власти, в отсутствие царской цензуры появилась воз-

можность детально заняться историческим прошлым революционного движения и выработать собственную систему традиций.

Наиболее значительной и крупной организацией, созданной с этой целью, стало Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, образованное под контролем старых большевиков в Москве 12 марта 1921 г.1. Общество имело свой печатный орган - журнал «Историко-революционный вестник», позже переименованный в «Каторга и ссылка». В нем публиковались воспоминания о борьбе с царизмом в подполье, в сибирской ссылке и эмиграции. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев выполняло важную социальную функцию, - занималось распределением жилья, финансовой и медицинской помощи, в том числе санаторных мест (в настоящее время - путевки) среди своих членов.

В период массовых репрессий, проводимых в конце 1920-х, 1930-х гг., в эпоху политического правления И.В. Сталина, были ликвидированы многие общественные организации. Так, например, в 1935 г. прекратило свое существование Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а главный редактор журнала

«Каторга и ссылка» И.А. Теодорович в июле 1937 г был арестован и 20 сентября приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу2.

Ветеранские организации в современной России охватывают все категории ветеранов - от участников Великой Отечественной войны,пенсионеров до участников боевых действий в наше время.

Принятый Государственной Думой России в 1994 г. и претерпевший ряд изменений и дополнений Федеральный закон «О ветеранах», несмотря на имеющиеся недостатки, занимает достойное место среди законодательных актов. Его положительное значение и в том, что он определил роль и место общественных объединений ветеранов в решении государством вопросов их социальной защиты, закрепив принципиальное положение: проблемы ветеранов все государственные органы должны решать только с участием самих ветеранов, к мнению общественных объединений ветеранов надо прислушиваться, его надо учитывать.

Высокая степень организационной устойчивости, постоянное воспроизводство, массовость, активная позиция ветеранских общественных организаций являются непременными условиями успешного решения задач социальной защиты ветеранов всех категорий и поколений. Общественные организации и движения ветеранов создавались на базе общности и дружбы не просто для общения. В первую очередь причиной зарождения ветеранских организаций стало отстаивание законных прав и гарантий, которые им предоставляло государство, но чиновники препятствовали выполнению многих узаконенных положений3.

Периодизация этапов возникновения общественных организаций военных ветеранов соотносится с участием государства в широкомасштабных боевых действиях: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), присутствие советских войск на территории Афганистана (19791989 гг.), восстановление конституционного строя в Чеченской Республике и контртеррористическая операция на Северном Кавказе (1994 г.- по настоящее время). Обращает на себя внимание и временной интервал образования соответствующих объединений:если организация

ветеранов войны была юридически оформлена через 11 лет после окончания Великой Отечественной войны, организация ветеранов войны в Афганистане - в год вывода войск из ДРА, то организации ветеранов боевых действий в Чеченской Республике появляются еще до окончательного прекращения боевых действий.

Рассмотрим наиболее крупные общероссийские общественные организации военных ветеранов, их цели, задачи и приоритеты.

1. Общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы.

Первой ветеранской организацией явился Советский комитет ветеранов войны (СКВВ), созданный 29 сентября 1956 г на учредительной конференции по инициативе фронтовиков при активном участии Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Состоялась учредительная конференция, в которой приняли участие фронтовики, подпольщики, партизаны, участники гражданской и Великой Отечественной войн. Особое внимание Комитетом уделялось патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде боевых традиций, но основные свои усилия организация направляла на международную деятельность по укреплению мира, в то время наша страна неистово боролась за дело мира во всем мире, и Комитет ветеранов войны был одним из рупоров советской идеологии и пропаганды.

Ежегодно десятки делегаций советских ветеранов отправлялись в другие страны, чтобы изучить опыт борьбы за сохранение мира, за единство ветеранского движения. Иногда проводились совместные выступления в пользу мира. Для послевоенного времени, когда память о тяжелейших жертвах еще жива, извлечены уроки из этой кровопролитной бойни, объединение ветеранов войны стало необходимостью, понятны и главные приоритеты - защитить завоеванный мир и свободу от посягательств новых претендентов на мировое господство.

Государство начало принимать на себя функции гаранта права ветеранов на социальное обеспечение только после принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 907 от 10.11.1978 г «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Оте-

чественной войны»4. В этот период складываются такие основные направления социальной защиты, как финансовое обеспечение (пенсии, пособия), предоставление жилья, бытовая помощь, снабжение транспортными средствами. Причем в социальном обеспечении фронтовиков были призваны участвовать наряду со всеми звеньями государственного управления трудовые коллективы, комитеты ветеранов войны, другие общественные организации. Благодаря этим мерам к середине 1980-х годов удалось решить ряд социальных проблем фронтовиков. Улучшилось пенсионное обеспечение ветеранов, сдвинулась с мертвой точки очередь на получение квартир и их ремонт, в основном гарантированным стало лечение ветеранов войны и получение ими лекарств.

В декабре 1986 г по инициативе Президента СССР М.С. Горбачева в соответствии с решением Политбюро ЦК КПСС был образован - Всесоюзный совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов5. В эту организацию полноправным членом со своим Уставом и всей сложившейся структурой вошел Советский комитет ветеранов войны.

Одной из главных задач ветеранской организации считалось вовлечение ветеранов войны и труда в активную общественно-политическую жизнь страны и прежде всего в воспитание подрастающего поколения. В годы перестройки новый курс партии предоставил организации широкие возможности для участия в проводимых ею мероприятиях, а гласность позволила ветеранам заявить о себе. «Создание единой Всесоюзной организации ветеранов - это практическое претворение в жизнь линии партии на демократизацию советского общества. Ветераны партии, войны, труда и Вооруженных сил не могут стоять в стороне, мы должны быть активными участниками процесса ускорения и перестройки»6.

Положение в ветеранском движении в 1990-е годы складывалось не лучшим образом. Многие проблемы жизни ветеранов приобрели небывалую остроту. В дальнейшем распад Советского Союза, тенденции к созданию «удельных княжеств» отразились и на ветеранском движении в целом. Как следствие разрушительного процесса, перестал существовать Всесоюзный Совет

ветеранов. На его базе после провозглашения Россией государственного суверенитета в ноябре 1991 г. была создана Всероссийская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Получилась многочисленная по составу, но различная по целям и задачам организация.

Несмотря на принятие жизненно важных федеральных законов «О ветеранах» (1995 г.)7, «О статусе военнослужащих» (1993 г)8, кризисные явления нарастали. Не проводилась индексация пенсий, не решались жилищные вопросы, проблемы обеспечения лекарствами. Похожие проблемы встали и перед значительными категориями ветеранов боевых действий, военнослужащими, в том числе и уволенными в запас.

Работая в тесном взаимодействии с Советом Федерации Государственной Думой, Президентом и Правительством Российской Федерации, Всероссийская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов вносила на их рассмотрение социально-экономические программы и предложения по улучшению жизни и защите прав ветеранов, пенсионеров и инвалидов. В соответствии со своим Уставом организация участвовала в выборах в федеральные органы государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления путем выдвижения кандидатов в их состав, выдвижения кандидатов в Президенты Российской Федерации9, а также правомочна была при необходимости проводить акции поддержки или протеста: собрания, митинги, демонстрации10.

Необходимо отметить, что в 1992 г, после распада Советского Союза, на основе Советского комитета ветеранов войны (СКВВ) была создана Российская организация ветеранов войны (РОВВ). В 1995 г организация была переименована в Общероссийскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, а в 1998 г в Общероссийскую общественную организацию ветеранов войны и военной службы (ОООВВВС)11. Новые ветеранские коллективы сформировались и успешно начали работать в 64 регионах Российской Федерации.

В настоящее время в России продолжают параллельное существование две

крупные общероссийские организации: Всероссийская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (1991 г.) и Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы (1998 г.). Не вдаваясь в особенности структурного построения, обе эти организации в основном сходны по своим целям и задачам. Препятствий на пути объединения несколько, одна из главных - это амбициозность лидеров организаций, их нежелание уступать руководящую роль, а второе - категории ветеранов, на которые делается упор. И если первое разногласие носит личностный характер, то второе требует дополнительных пояснений.

Так, например, исполнительный Совет Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов в своей работе в большей степени опирается на категорию ветеранов труда, их в стране десятки миллионов. Комитет Общероссийской общественной организация ветеранов войны и военной службы основной упор делает на работе с военными ветеранами. Обе организации, лоббируя свои интересы в правительстве и у президента, пытаются склонить властные структуры в свою сторону. Момент, учитываемый властью, - это количество голосов, которые можно получить от той или иной организации в период выборов. Плюс резонанс от решений по социальной защите ветеранов. Предпочтение у государственных органов вызывают Советы Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, так как они создавались во времена Советского Союза при поддержке властных структур на местах.

В целом противоречия между двумя организациями все больше приобретают характер борьбы за приоритет статуса военного ветерана или ветерана труда. Тот, кто сумеет представить значимость своей категории более привлекательной для органов власти, получает режим наибольшего благоприятствования.

Однако в результате таких непродуманных действий статус ветерана становится более размытым, утрачивая свое первоначальное понимание. Ассоциативное мыш-

ление у людей связывает слово «ветеран» с чем-то значимым, заслуживающим уважения и почтения. Это в первую очередь относится к ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы. Поэтому, не умаляя заслуг других категорий ветеранов, следует четче разграничить эти понятия. Государство независимо от своей идеологической направленности одной из главных целей своего существования считает независимость и защищенность и, как следствие, наличие крепких и боеспособных Вооруженных сил. Поэтому именно этой категории ветеранов должен отдаваться приоритет. Общество с пониманием относится и должно относиться к понятию «военный ветеран». Эта категория людей, находясь в рядах Вооруженных сил, является гарантом существования государства, его безопасности.

Сегодня Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы объединяет свыше 4-х миллионов ветеранов войны и военной службы, в ее состав входят республиканские, краевые, областные ветеранские организации - структурные подразделения от Калининградской области до Приморского края, от северных до южных границ Российской Федерации, а также многочисленные организации ветеранов Москвы и Санкт-Петербурга12.

Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы входит во Всемирную Федерацию Ветеранов, Международную Федерацию борцов Сопротивления, участвует в реализации соглашений со многими национальными ветеранскими организациями стран мира. Организация проводит активную работу по патриотическому воспитанию молодежи и всесторонней поддержке ветеранов в тесном взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями.

2.Общественные организации ветеранов боевых действий. В связи со сложной военно-политической обстановкой в мире, на границах СНГ, на территории Кавказского региона увеличилось число участников и инвалидов боевых действий. Происходит смена поколений ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны «сменяются» участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской Респуб-

лике и иных локальных войн. Идет процесс консолидации ветеранов боевых действий вокруг общественных организаций, которые стали занимать достойное место в общественно-политической жизни страны.

В 80-е годы в Москве, Оренбурге, Твери и других городах стали возникать клубы, товарищества, общества, ассоциации и локальные общественные организации «афганцев». 13 марта 1989 г, спустя месяц после вывода советских войск с территории Афганистана, был создан Союз ветеранов Афганистана. Он создавался как добровольная общественная организация людей, участвовавших в боевых действиях либо выполнявших иной воинский или служебный долг на территории Афганистана, а также в других странах. Основная цель Союза - сплочение ветеранов, помощь самим себе и друг другу, социальная адаптация и реабилитация участников афганской кампании. Российский Союз ветеранов Афганистана (РСВА) окончательно был сформирован в декабре 1991 г, хотя учредительная конференция состоялась в конце 1990 г13. Наряду с физическими лицами - участниками боевых действий в Афганистане в состав учредителей вошли Министерство обороны, Госстрах, Госкомспорт, Гостелерадио, Жилсоцбанк, Исполком Моссовета, Московская патриархия, Фонд мира МИД, Фонд милосердия и здоровья, Минздрав, МВД и другие14.

11 июля 1991 г. Министерство юстиции РФ официально зарегистрировало юридически самостоятельное общественное объединение в форме фонда под названием «Российский фонд инвалидов войны в Афганистане» (РФИВА). Первые шаги руководства были направлены на разработку программы действий по созданию региональных организаций и материальной базы для достижения уставных целей. Реальную поддержку Фонд получил после издания Указа Президента РФ «О Российском фонде инвалидов войны в Афганистане» от 30 ноября 1991 года № 248.15 Этим указом одобрялась работа Фонда по социальной защите «афганцев» и членов их семей. Ему разрешалась предпринимательская деятельность, в том числе и внешнеэкономическая. Государство не в состоянии было удовлетворить нужды инвалидов-«афганцев» и в стремлении выйти из сложного положения допустило ошиб-

ку. Пытаясь создать для ветеранов Афганистана собственную экономическую базу, оно объявило для ряда организаций инвалидов льготы, сначала внутренние, а затем во внешнеэкономической деятельности. Благодаря этим привилегиям возникло множество коммерческих структур, которые помогали ветеранским организациям. В результате наряду с теми организациями, которые создавали собственную экономическую базу для ветеранского движения, выявились и такие, кто просто обогащался на предоставленных ветеранам льготах, в то время как до ветеранов эти деньги не доходили. Это не могло не привести к столкновениям между нечестными людьми, которые воспользовались такой возможностью для получения сверхприбылей.

Имевшие место криминальные разборки в Фонде инвалидов войны в Афганистане жестко ударили по престижу ветеранского движения, хотя афганские объединения в начале 1990-х годов в России представляли собой заметную силу. Это проявилось и в том, что Б. Ельцин в 1991 г стал Президентом РФ во многом благодаря ветеранским организациям. В его окружении было немало «афганцев» (в качестве примера можно привести вице-президента России А. Руцкого). Однако затем «афганцы» оказались не востребованы в высших эшелонах власти, а последующие события (распад СССР, экономический кризис и проводимые псевдореформы, в том числе и в армии) негативно отразились на ветеранском движении в целом.

Единая сеть «афганских» организаций в бывших советских республиках была нарушена: они оказались в разных государствах. Между республиками начали формироваться границы, причем не только государственные, но и экономические, культурные, религиозные, этнические. На этом фоне одной из немногих социальных групп, которые противостояли подобным центробежным тенденциям, стали ветеранские организации республик СНГ

Во второй половине 1990-х годов из Чеченской Республики стали возвращаться совсем юные ветераны войны, которых становилось все больше. Это способствовало началу формирований клубов, союзов и ассоциаций участников боевых действий на Северном Кавказе. Определенное время

они функционировали разрозненно, ориентируясь больше на решение личных задач, однако в декабре 1997 г состоялся первый объединительный съезд участников локальных войн и военных конфликтов. С этого события и ведет свою биографию Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство»16. Объединяющей основой движения выступила Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане, как одно из наиболее сильных и организованных объединений ветеранов. Она в дальнейшем подготовила почву для объединения других организаций-учредителей, среди которых - Ассоциация внутренних войск Министерства внутренних дел, ветераны Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и многие другие силовые ведомства.

Сегодня общественная организация ветеранов «Боевое братство» объединяет 77 региональных отделений и 38 общероссийских и межрегиональных общественных объединений воинов-интернационалистов. Такая обширная структура способствует тому, что в настоящее время «Боевое братство» успешно представляет интересы более 2,5 млн. граждан России17.

Краткий анализ деятельности общественных организаций военных ветеранов в Российской Федерации свидетельствует о том, что их деятельность направлена в первую очередь на улучшение социально-экономического положения ветеранов, защиту их социально-политических и экономических прав. При этом решение задач социально-экономического направления планируется осуществлять при взаимодействии как с федеральными органами власти, так и региональными, а также с органами местного самоуправления, в тесном контакте с другими общественными организациями.

1 Юнге М. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев // http:// www.memo.ru/history/socialist/Chapter4.htm

2 См.: Там же.

3 Чепурной А. Г. Наши чиновники - страшнее всех «синдромов» // Побратим. 2009. № 13, декабрь.

4 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 907 от 10.11.1978 г. «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечествен-

ной войны» (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.06.1988 № 811) // http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base=ESU;n=443

5 Горленко В.Г. На новом рубеже // Нам 45. К юбилею ОООВВ и ВС. М., 2001. С. 27.

6 Мазуров К.Т. Ветераны - активные бойцы революционного обновления общества: Доклад на объединенном пленуме Всесоюзного, Всероссийского советов ветеранов войны и труда, Советского комитета ветеранов войны. 23 апреля 1987 г. Москва // Информационный сборник. 1987. № 1. С. 23.

7 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // http:// www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base=LAW;n=95214

8 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года) с изм., внесенными федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ (ред. 10.11.2004), от 24.12.2002 № 176-ФЗ (ред. 10.1 1.2004), от 23.12.2003 № 186-ФЗ (ред. 10.11.2004), Постановлением Конституционного суда РФ от 05.04.2007 № 5-П, Федеральным законом от 17.12.2009 № 313-ФЗ) // http:// www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=95436

9 Устав Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. М.,1997. С. 1.

10 См.: Там же. С. 2.

11Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы (ОООВВВС) // http://rkvvvs.org/index.php?option = com_ content&task=view&id= 141&Itemid=92

12 Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы (ОООВВВС)// http://rkvvvs.org/index.php? option=com_content& task=view&id=141&Itemid=92

13 Вехи нашего пути // Побратим. 2001. № 5. С. 2.

14 История создания Российского союза ветеранов Афганистана // Официальный вебсайт Российского союза ветеранов Афганистана // http://www.rsva.ru/

15 Указ Президента РСФСР от 30.11.1991 № 248 «О Российском фонде инвалидов войны в Афганистане» // http://www.innovbusiness.ru/ pravo/DocumShow_DocumID_39761.html

16 Боевое братство в действии // Боевое братство. 2002. № 9. С. 10-13.

17 Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство» // http:// www.bbratstvo.com/content/33