Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюнина О.С., Туницкая С.А.

В статье рассматривается этапы корпоративного налогового менеджмента и исторические этапы развития становления менеджмента, а также основные концептуальные идеи российских ученых-экономистов.The article examines the stages of corporate tax management and the historical stages in the development of management, as well as the basic conceptual ideas of Russian economists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

осуществление оздоровительных мероприятий.

Использованные источники:

1. Абдиров Ч. А., Константинова Л. Г., Курбанбаев Е. К. Качество поверхностных вод низовьев Амударьи в условиях антропогенного преобразования пресноводного стока. -Ташкент: Фан, 1996. -С. 110.

2. Атаниязова О. А. Экологические факторы и состояние здоровья матери и ребенка в Республике Каракалпакстан //Экологические факторы и здоровье матери и ребенка в регионе Аральского кризиса: Материалы Междунар. семинара. -Нукус: Фан, 2001. -С. 15-20.

3. Искандаров Т. И. Современные проблемы оздоровления окружающей среды и охрана здоровья населения в Приаралье //Исследования по улучшению здоровья в окружающей среде Приаралья: Материалы конф. -Ташкент, 1999. -С. 23-27.

УДК 336.228.32

Тюнина О.С., к. э. н.

доцент

кафедра «Налоги и налогообложение»

Туницкая С.А. студент, 4 курс факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

В статье рассматривается этапы корпоративного налогового менеджмента и исторические этапы развития становления менеджмента, а также основные концептуальные идеи российских ученых-экономистов.

Ключевые слова: налоговый менеджмент, корпоративный налоговый менеджмент, налоговая политика.

STAGES OF CORPORATE TAX MANAGEMENT

The article examines the stages of corporate tax management and the historical stages in the development of management, as well as the basic conceptual ideas of Russian economists.

Keywords: Tax management, corporate tax management, tax policy.

В современных условиях совершенствования качества управления корпоративное налогообложение представляет одно из самых перспективных направлений развития внутрифирменных систем, являясь обязательным инструментом при принятии того или иного управленческого решения, оно также выступает одним из базовых инструментов формирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий является нерациональным.

Корпоративный налоговый менеджмент представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих у хозяйствующего субъекта в процессе осуществления им законных действий по изменению и поддержанию размера своих налоговых платежей с целью повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения интересов государства[ 1].

Следует отметить, что в различных экономических теориях содержатся неоднозначные толкования терминов, имеющих отношение к системе управления налоговыми платежами в организации. Прежде всего, это связано со всем процессом становления и развития системы налогообложения в нашей стране. Постепенный переход России к рыночным отношениям создал возможности реализовать на практике различные способы и методы регулирования налоговых платежей.

С практической точки зрения, широкие возможности для развития теории налогообложения связаны с функциями и ролью налогов в финансовой системе организации, которые постепенно менялись, с выделением новых инструментов регулирования налогообложения, введением специальных должностей в организациях, таких как бухгалтер по налогам, налоговый аналитик, налоговый менеджер.

Поэтому развитие теории управления налогообложением, по нашему мнению, необходимо рассматривать через призму противопоставления налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. Наиболее показательной в отношении постепенного перехода государства от реализации сугубо фискальной функции к формированию налоговой политики, способствующей стимулированию экономического роста и повышению деловой активности бизнеса, и соответственно реализации и регулирующей функции налогов является судебная практика.

Рассмотрим основные факторы, позволяющие выявить исторические этапы развития категории управления налогового менеджмента на корпоративном уровне:

1. 1990-1999 гг.: налоговое планирование в виде уклонения от уплаты налогов;

2. 2000-2003 гг.: налоговое планирование как возможность законной минимизации платежей;

3. 2004-2005 гг.: налоговое планирование как совокупность методов оптимизации налоговых потоков;

4. 2006-2009 гг.: налоговый менеджмент и «налоговая выгода»;

5. 2015-2017гг. - настоящее время: налоговый менеджмент как поиск компромисса между интересами хозяйствующего субъекта и государства.

1) 1990-1999 гг.: налоговое планирование в виде уклонения от уплаты налогов;

На начальной стадии формирования налогового и гражданского законодательства пути воздействия на налоговые платежи представляли собой способы уклонения от уплаты налогов. И предприятия вынуждены

были изобретать различные, в большинстве случаев, незаконные методы снижения налоговых платежей. При этом применение налоговых схем сочеталось с очень низкой квалификацией работников предприятий, не способных порой просчитать все последствия использования того или иного способа снижения налогового бремени.

2) 2000-2003 гг.: налоговое планирование как возможность законной минимизации платежей;

По мере развития налоговых систем, появления различных режимов налогообложения, расширения сферы применения льгот экономия на налогах стала важным дополнительным источником финансовых ресурсов и способом повышения конкурентоспособности продукции предприятий по ценовому фактору. А государство, в свою очередь, начало принимать меры, чтобы не допустить уменьшения налоговых обязательств. Особое значение в этот период приобретает такой признак, как законность в управлении налоговыми платежами.

Чаще всего планирование представляют как ориентированную на будущее деятельность по принятию решений; как вид деятельности, направленной на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанной на определенный период времени; как определение задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и формирование путей их достижения.

Е.С. Вылкова отмечает, что под «планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимается неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающаяся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Управляя расходами и доходами, организации решают вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства. Именно на основе прогнозирования различных видов доходов, расходов и прибыли строится финансовое планирование хозяйствующих субъектов»[1].

Поэтому правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное, выделять также налоговое планирование, которое характеризуется как один из элементов системы управления корпоративным налогообложением. Попытки государства установить границы налогового планирования практически привели к отрицанию самой возможности планирования.

А также в 2001-2003 гг. в ряде решений Конституционного Суда, а также Высшего Арбитражного Суда сформировалось то, что можно назвать «классическим пониманием» проблемы: была подтверждена легитимность самого понятия налогового планирования, но при этом свобода действий налогоплательщика была ограничена некодифицированной концепцией «недобросовестного налогоплательщика». Действительно, применение этой концепции, не имеющей четкого содержания, на практике привело к тому,

что фактически любые подозрительные с точки зрения налогового органа обстоятельства оценивались как свидетельства налогового правонарушения, что повышало зависимость налогоплательщика не от действительного налогового законодательства, а от конкретного решения налогового органа.

3) 2004-2005 гг.: налоговое планирование как совокупность методов оптимизации налоговых потоков. Правовая проблематика управления налоговыми платежами в организации испытывает период бурного развития в новых судебных решениях, многие из которых вносят существенные коррективы в сформированные ранее установки. На смену концепции «недобросовестный налогоплательщик» приходит новая - «разумная деловая цель».

Вместе с этим, происходит и постепенная эволюция взглядов в системе понятий управления налоговыми платежами организаций.

Применительно к налогообложению хозяйствующего субъекта термин «налоговая оптимизация» трактуется в отечественной науке по-разному.

И.С. Зеленский и А.И. Гончаров классифицируют существующие определения и выделяют пять групп научных трактовок, раскрывающих сущность налоговой оптимизации:

- налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемую налогоплательщиком в рамках действующего законодательства, с учетом правомерности его действий[3];

- налоговая оптимизация определяется, как право налогоплательщика трактовать и применять все неясности, противоречия актов законодательства о налогах и сборах в свою пользу;

- налоговая оптимизация рассматривается как деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью достижения наиболее выгодной для хозяйствующего субъекта величины налоговой базы по основным значимым налогам.

Приведенные толкования налоговой оптимизации позволяют выделить различные признаки данного явления, к которым относятся: деятельность; комплексность; осознанность и целевая направленность; правомерность; использование специальных способов; специальный субъект.

Таким образом, налоговое планирование призвано не только уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, должно способствовать повышению финансовой устойчивости и достижению лучших финансовых результатов.

4) 2006-2009 гг.: налоговый менеджмент и «налоговая выгода»;

В связи со вступлением в силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», по мнению автора работы, имеет смысл обозначить четвертый этап исторического развития концепции управления налоговыми платежами в

России, связанный с попыткой установления четких границ (пределов) налогового планирования[3].

Согласно Постановлению под «налоговой выгодой» понимается «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения налога из бюджета».

Применение данной концепции, тем не менее, стало причиной формирования судебной практики по признанию необоснованности налоговой выгоды большого количества «добросовестных налогоплательщиков».

В данный период экономического развития расширяется понятийный аппарат системы управления корпоративным налогообложением, а его концепции наполняются смыслом, отвечающим современным тенденциям развития налоговой мысли и существующим в международной практике определениям. Только на этом этапе развития идеи и принципы, обращают на себя особое внимание исследователей и становятся основой дальнейшего развития системы управления налогообложением.

Таким образом, в 2015-2017гг. отмечаются существенные изменения в практике рассмотрения дел о «налоговой выгоде». По мнению многих исследователей, является достаточным основанием полагать, что теперь при оценке обоснованности налоговой выгоды суды будут анализировать реальность сделки[2].

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, считаем целесообразным выделить еще один этап исторического развития концепции управления налоговыми платежами в России, связанный с наметившейся положительной тенденцией сближения интересов бизнеса и государства в распределении налоговых потоков от хозяйствующего субъекта в бюджет. Все выше обозначенное способствовало тому, что из тактики сокращения налогов управление налогообложением постепенно превратилось в стратегию оптимального управления предприятием в целом, и на данном этапе развития этой категории, которое происходит под воздействием практики хозяйствующих субъектов, конституционно-правовых основ и экономической мысли, может быть обозначено как корпоративный налоговый менеджмент.

Поскольку в общем смысле менеджмент представляет собой воздействие на объект управления, ведущее к его изменениям в соответствии с заданными целями, следовательно, налоговый менеджмент является деятельностью по разработке и реализации управленческих решений, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов. Именно этот управленческий признак является основополагающим.

Корпоративный налоговый менеджмент - это управление налоговедением на предприятии посредством создания управляющей и управляемой подсистем и выработки механизма их взаимосвязи (Таблица 1).

Таблица 1 - Концептуальные идеи российских ученых-экономистов в отношении понятия «корпоративный налоговый менеджмент»_

Автор Идеи научного чтения

Барулин С.В. Система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне

Антонов С.А. Совокупность правил, принципов и средств управления налоговыми потоками на уровне организации с целью приведения их к оптимальности и упорядоченности с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития организации

Осадчая О.П. Это совокупность организационных, методических, технологических средств, правил и принципов управления формированием налогооблагаемыми базами на уровне бизнес-единицы и на уровне корпоративного объединения с целью приведения консолидированных налоговых потоков к оптимальности и упорядоченности, с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития корпорации

Поскольку налоги входят в систему корпоративных финансов, то цель налогового менеджмента не должна отличаться от цели, присущей финансовому менеджменту. Различия появляются только в задачах, методах достижения главной цели системы высшего порядка. Главной целью финансового менеджмента является укрепления финансов, роста доходов субъектов управления и обеспечение максимизации благосостояния собственников организаций в текущем и перспективном периоде, поэтому и налоговый менеджмент должен быть направлен на достижение финансовых целей организации[1].

Таким образом, можно выделить три основных признака, присущих налоговому менеджменту:

1) налоговый менеджмент - это относительно самостоятельная часть управления финансами организации;

2) налоговый менеджмент выражается в принятии управленческих решений;

3) целью налогового менеджмента является достижение финансовых целей организации.

Среди специфических особенностей можно отметить, что налоговый менеджмент направлен на[4]:

- регулирование взаимоотношений с государством;

- администрирование процессов налогообложения;

- оптимизацию налоговых платежей;

- максимизацию благосостояния собственников организаций и т.д.

Таким образом, процесс формирования нового подвида

корпоративного управления - налогового менеджмента - проходил

одновременно с развитием российской налоговой системы и был обусловлен потребностью предприятий воздействовать на налоговые платежи путем определения наиболее оптимальной величины налоговых баз.

Процессу развития понимания сущности налогового менеджмента во многом способствовала судебная практика оценки правомерности деятельности налогоплательщиков, в которой только к 2014 году наметилась тенденция поиска компромисса между интересами государства и хозяйствующего субъекта.

Использованные источники:

1. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: учебное пособие / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова В. В. Степаненко. М.: Омега-Л, 2012.

2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Официальный сайт «Консультант плюс».

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

4. Уварова С.П. Государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования // Налоги и финансы. 2012.

УДК 336.1

Удовцева А.С. студент 3 курса факультет «Учетно-финансовый» Блохина И.М., к. э. н. доцент ВАК кафедра финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина»

Россия, г. Краснодар МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых регионам Российской Федерации, их различия между собой. Приведена статистика межбюджетных трансфертов, выделенных субъектам РФ в 2016 г. и их прогнозная величина на 2017 - 2019 гг. Проанализирована доля трансфертов, полученных Краснодарским краем в 2016 г.

Ключевые слова: бюджет, трансферты, дотации, субсидии, субвенции

In the article types of interbudgetary transfers provided to the regions of the Russian Federation, their differences among themselves are considered. The statistics of interbudgetary transfers allocated to subjects of the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.