REFERENCES
1. Dvoichenko, V.V. and Epov, O.G. (2012), "Features of physical fitness of highly qualified taekwondo athletes", Theory and practice of applied and extreme sports, No 3 (25), pp. 26-28.
2. Zatsiorsky, V.M. (1978), Sports metrology. Pedagogical control in the training process : (fundamentals of the theory of tests and assessments), textbook. manual for students of the Institute of Physical Culture, Moscow.
3. Issurin, V.B. (2016), Preparation of athletes of the XXI century: scientific foundations and construction of training, Sport, Moscow.
4. Levkov, R.V. (2021), "On the question of the criteria for the effectiveness of the technique of strikes in taekwondo WT", Physical culture, sport, healthy lifestyle in the XXI century, collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev, pp. 159-161.
5. Epov, O.G. (2018), The system of conjugate training in taekwondo, monograph, POLYTECH-PRESS, St. Petersburg.
Контактная информация: neg7564@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 04.07.2023
УДК 378.174
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КАРАТЭ КАК ВИДА СПОРТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТИВНОМУ КАРАТЭ
Юй Тэн, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
В статье представлен анализ исторических предпосылок к началу развития каратэ в КНР, в связи с чем актуализируется необходимость подготовки квалифицированных тренеров по данному виду спорта, с учетом определяемых профессиональным стандартом компетенций, проводится анализ составляющих программы обучения на бакалавриате, обосновано использование компетентност-ного подхода при подборе программного материала.
Ключевые слова: развитие каратэ, стандарт высшего образования, подготовка тренеров, профессиональные компетенции.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p374-378
STAGES OF FORMATION OF KARATE AS A SPORT IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND PROBLEMS TRAINING OF QUALIFIED TRAINERS IN
SPORTS KARATE
Yu Teng, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
The article presents an analysis of the historical prerequisites for the beginning of the development of karate in the PRC, in connection with which the need for training qualified coaches in this sport is actualized, taking into account the competencies determined by the professional standard, the analysis of the components of the bachelor's degree program is carried out, the use of a competence approach in the selection of program material is justified.
Keywords: karate development, higher education standard, training of trainers, professional competencies.
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно в КНР большой популярностью пользуются многочисленные стили национального вида боевого искусства ушу, развитие которых в последние десятилетия
всемерно поддерживается государством на всех уровнях. Но ушу не входит в программу Олимпийских Игр, поэтому многие спортсмены, начинавшие тренироваться в ушу, перешли в тхэквондо, когда этот вид восточного единоборства в начале 2000-х годов стал олимпийским. И сейчас спортсмены из Китая являются одними из лидеров в данном виде спорта, завоевав на последнем чемпионате мира, проводимом Всемирной федерацией тхэквондо ^ТГ) в 2022 году в Мексике 2 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовую медали.
Каратэ как вид спорта начал активно развиваться с начала 70-х годов ХХ века в Тайбэе (Тайвань), Гонконге и Макао, когда эти территории, ещё не входящие в состав КНР, стали членами Всемирного союза организаций каратэ (WUKO). В 1982 г Тайбэй заслужил право проведения 6-го чемпионата мира по каратэ, и с этого времени до настоящего момента сборные команды этих территорий постоянно принимают участие во всех континентальных и мировых чемпионатах в качестве самостоятельных субъектов. Но в КНР до середины 2000-х годов каратэ практически никто не занимался, так как каратэ отождествлялось с Японией. А всё, имевшее японское происхождение, было в стране достаточно непопулярно в силу исторических и политических причин, связанных с оккупацией Китая Японией в 1931-1945-х годах.
После окончательного признания каратэ Международным Олимпийским комитетом (1999 г) по приказу спортивной администрации КНР в 2006 г создаётся комиссия каратэ, которой поручено начать развития этого вида спорта в Китае, а в Пекинском спортивном университете начинается подготовка тренеров по каратэ из студентов, ранее занимавшихся ушу и тхэквондо. В 2008 г в г. Циньдао проводится официальная церемония учреждения Китайской ассоциации каратэ со штаб-квартирой в г. Пекине [4]. Она становится членом Всемирной федерации каратэ (WKF), и с этого времени сборная команда КНР по каратэ на официальном уровне начинает постоянно принимать участие в чемпионатах Азии и мира. На тот момент состав сборной команды также был сформирован из спортсменов, ранее занимавшихся ушу и тхэквондо и прошедших ускоренное переобучение на технику каратэ. Но, тем не менее, в последующие 8 лет число занимающихся каратэ в Китае намного уступало количеству занимающихся тхэквондо, а тем более ушу.
После включения каратэ в 2016 году в программу Игр XXXII Олимпиады (Токио-2020) в Китае значительно возрастает интерес к этому виду спорта как со стороны населения, так и со стороны правительства страны. Так как государственная политика КНР в области спорта ориентирована на достижение максимально высоких результатов на международном уровне, то в подготовку спортсменов - членов сборной команды Китая по каратэ - начинают вкладываться большие усилия и средства. В результате этого на Игры в Токио отбираются 2 китайских спортсменки, которые в итоге приносят в «копилку» КНР две олимпийские медали в КУМИТЭ: Инь Сяоянь занимает 2 место в весовой категории до 61 кг, а Гун Ли - 3 место в весовой категории свыше 61 кг. Спортсменка из Гонконга Лау Мо также занимает 3 место в соревнованиях по КАТА.
После этого успеха спортивное руководство страны принимает решение о начале массового развития каратэ в КНР и повсеместном открытии в спортивных школах отделений по этому виду спорта, что привело к необходимости подготовки дипломированных тренеров по каратэ в спортивных высших учебных заведениях по всему Китаю.
Цель исследования - изучить исторические аспекты развития каратэ как вида спорта и обосновать необходимость подготовки квалифицированных тренеров по данному виду спорта в Китайской Народной Республике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Китайский стандарт высшего образования в области физической культуры и спорта предполагает дать студенту спортивного вуза, специализирующемуся в восточных боевых искусствах, к моменту завершения им обучения определенный набор знаний, умений и навыков. Но в спортивной педагогике требуются не просто тренеры, владеющие
необходимым объёмом информации, а специалисты, самостоятельно находящие пути решения возникающих проблем спортивной подготовки, вооружённые профессиональными компетенциями, отвечающие вызовам современного спорта.
На момент принятия руководством КНР решения о значительном увеличении количества дипломированных тренеров по каратэ в Пекинском спортивном университете на специализации каратэ бакалавриата училось только 4 первокурсника. Для решения этой проблемы в 2021 г ещё в 9 спортивных высших учебных заведениях, расположенных в шести центральных самых густонаселённых провинциях Китая, а также в западном, северо-западном и северо-восточном регионах, на бакалавриате открывается дисциплина «Теория и практика спортивной подготовки по каратэ» [5].
Так как программа вступительных испытаний к тому времени ещё не была разработана, то группы формировались из абитуриентов, поступавших на другие виды единоборств: ушу, тхэквондо, бокс. Макет примерной рабочей программы обучения был разработан в Министерстве образования КНР и направлен в указанные вузы, с правом внесения в них дополнений и уточнений. Ряд преподавателей по ушу и тхэквондо из этих вузов были переориентированы на каратэ и прошли серию краткосрочных курсов и обучающих семинаров по этому виду спорта, на которые, в качестве руководителей, приглашались ведущие иностранные специалисты. В настоящее время на специализации каратэ в 10 спортивных ВУЗах КНР учится 134 студента: 73 человека на 1 курсе и 61 - на 2 курсе (таблица). Первый выпуск бакалавров в перечисленных вузах состоится в 2025 г.
Таблица - Количество студентов, обучающихся по профилю «Спортивная подготовка в ка-
ратэ» в спортивных высших учебных заведениях КНР (данные на декабрь 2022 г)
№ Название высшего учебного заведения 1 курс 2 курс
1 Пекинский спортивный университет (центр северного региона) 4
2 Шанхайский университет спорта (центр восточного региона) 1
3 Шэньянский спортивный университет (провинция Ляонин, северо-восточный регион) 1
4 Чэндуский спортивный университет (провинция Сычуань, западный регион) 12 12
5 Уханьский спортивный университет (провинция Хубэй, центральный регион) 20 16
6 Тяньцзиньский университет спорта (центр северного региона) 5 4
7 Сианьский институт физического воспитания (провинция Шэньси, северо-западный регион) 8 4
8 Хэбэйский институт физического воспитания (центр северного региона) 6 7
9 Чжэнчжоуский университет (провинция Хэнань, центральный регион) 8 6
10 Хунаньский педагогический университет (центр южного региона) 14 6
Всего: 73 61
Также до настоящего времени в Китае при подготовке тренера на уровне бакалавра не используется компетентностный подход и не предусмотрено поэтапное формирование педагогических способностей. А ведь суть компетентностного подхода заключается в создании условий для получения студентом спортивного вуза комплекса профессиональных педагогических компетенций, в которые вложен потенциал его адаптации к условиям будущей тренерской деятельности.
Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого развития любой страны, в том числе и Китайской Народной Республики. Физическая культура и спорт в современном китайском обществе является одним из основных факторов гармоничного роста личности. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки специалистов в спортивных вузах КНР, которая должна быть ориентирована не только на создание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладение знаниями и практическими навыками самостоятельного эффективного управления процессом физического воспитания, но и на формирование профессионально важных качеств, от которых зависит результат деятельности тренера.
В связи с интеграцией Китая в мировое образовательное пространство, сменой парадигмы образования и формированием его новой национальной модели возникла острая необходимость переосмысления целевых установок обучения и построения процесса
профессиональной подготовки в вузах, которая связана с преодолением традиционного репродуктивного стиля обучения и переходом к новой модели образования [3]. При этом ком-петентностный подход должен играть ключевую роль в модернизации профессионального спортивного образования в КНР и рассматриваться как конкретная концептуальная результативно-целевая основа проектирования и управления образовательным процессом в вузе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует отметить, что исторические предпосылки и сложившаяся современная ситуация с развитием каратэ в КНР привело к необходимости подготовки квалифицированных тренеров, способных ещё выше поднять спортивный уровень китайских каратэистов, позволяющий им достойно выступать на международной арене. Учитывая, что в спортивных вузах России обучение профессиональных специалистов по восточным боевым искусствам основано на компетентностном подходе [1], то и внедрение в образовательную деятельность китайских спортивных вузов опыта формирования профессиональных компетенций, заданных трудовыми функциями профессионального стандарта «Тренер» по виду спорта [2], ускорит процесс становления тренерского мастерства у обучающихся на бакалавриате в КНР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 «Спорт» : приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 886 от 25.09.2019 (изм. и доп. от 25 мая, 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.) // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/72894448/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ljjos0ftze243874799 (дата обращения: 30.05.2023).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. № 191н // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL :https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870/?ysclid=ljjp0k1148811829306 (дата обращения: 30.05.2023).
3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. ВЕРСИЯ 3. / Институт Юнеско по информационным технологиям в образовании. - 2019. - URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version-3-Russian-1 .pdf (дата обращения: 01.07.2023).
4. Официальный сайт федерации каратэ Китая - информация о федерации : сайт. - URL: https://chinesekaratefederation.com/ (дата обращения: 01.07.2023).
5. Информация о зачислении студентов по направлениям «спорт» и «ушу и национальная традиционная физическая культура» в университеты спорта Китая / Capital University of Physical Education and Sports : ^сайт]. - URL: https://zs.cupes.edu.cn/tzgg/8c5635c0a4b8422ba14c41a237fc491 3.htm.
REFERENCES
1. Ministry of Science and Higher Education (2019), "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the field of study 49.03.04 "Sport"", Order of No. 886 dated 25 September 2019, with amendments and additions dated 25 May 2020, 26 November 2020, 8 February 2021, available at: https://base.garant.ru/72894448/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ?ysclid=ljjos0ftze243874799 (accessed 30 May 2023).
2. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2019), "On approval of the professional standard "Coach"", Order No. 191n dated 28 March 2019 available at: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870/?ysclid=ljjp0k1148811829306 (accessed 30 May 2023).
3. UNESCO Institute for Information Technologies in Education (2019), The structure of teachers' ICT competence. UNESCO recommendations. VERSION 3, available at: https://iite.unesco.org/wp-con-tent/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version-3-Russian-1.pdf (accessed 1 July 2023).
4. The official website of the Chinese Karate Federation information about the federation, available at: https://chinesekaratefederation.com/ (accessed 1 July 2023).
5. Capital University of Physical Education and Sports, Information on the enrollment of students in the areas of "sport" and "wushu and national traditional physical culture" in the universities of sports in China, available at: https://zs.cupes.edu.cn/tzgg/8c5635c0a4b8422ba14c41a237fc4913.htm (accessed 1
July 2023).
Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 01.07.2023
УДК 799.31
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТРЕЛКОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРЕЛКОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В РОССИИ
Ольга Анатольевна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, Красноярск
Аннотация
Становление и развитие стрелковых видов спорта в нашей стране, роль ВФСО «Динамо» в этом процессе. Сущность динамовского метода обучения стрельбе. Результаты выступления наших стрелков на международных соревнованиях как подтверждение эффективности динамовской методики. Развитие стрелковых видов спорта, грамотно отлаженная методика тренировок и система отбора стрелков, развитие материальной базы для занятий спортом по всей стране. Основные направления в развитии стрелкового спорта в СССР - доступность и массовость. Появление целой плеяды талантливых стрелков, чемпионов мира и Олимпийских Игр в нашей стране. Триумф наших стрелков на международных соревнованиях на протяжении нескольких десятилетий как подтверждение эффективности российской школы обучения стрельбе. Наметившиеся проблемы в отечественном стрелковом спорте после распада СССР и последовавшие за этим неудачные участия в Олимпийских играх. Использование опыта прошлых поколений для возрождения отечественного стрелкового спорта. Пулевая стрельба как прикладной вид спорта, его роль в том числе в укреплении обороноспособности страны, обучении сотрудников силовых ведомств и допризывной молодежи.
Ключевые слова: динамовский метод обучения стрельбе, пулевая стрельба, стрелковый спорт, российские стрелки - чемпионы мира и Олимпийских Игр, развитие стрелкового спорта, опыт прошлых поколений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p378-383
ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PERFORMANCE OF RUSSIAN SHOOTERS AT INTERNATIONAL COMPETITIONS AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SHOOTING SPORTS IN RUSSIA
Olga Anatolyevna Yusupova, candidate ofpedagogical sciences, docent, head of department, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk
Abstract
Formation and development of shooting sports in our country, the role of VFSO "Dynamo" in this process. The essence of the Dynamo method of shooting training. The results of the performance of our shooters at international competitions, as confirmation of the effectiveness of the Dynamo technique. The development of shooting sports, a well-established training methodology and a system for selecting shooters, the development of a material base for sports throughout the country. The main directions in the development of shooting sports in the USSR are accessibility and mass character. The appearance of a whole galaxy of talented shooters, world champions and Olympic Games in our country. The triumph of our shooters at international competitions for several decades as a confirmation of the effectiveness of the Russian shooting training school. The emerging problems in the domestic shooting sport after the collapse of the USSR and the subsequent unsuccessful participation in the Olympic Games. Using the experience of past generations for the revival of domestic shooting sports.
Keywords: the Dynamo method of shooting training, bullet shooting, shooting sports, Russian shooters - world and Olympic champions, the development of shooting sports, the experience of past