Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КАФЕДРЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ, СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТОКСИКОЛОГИИ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КАФЕДРЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ, СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТОКСИКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИСТОРИЯ / КАФЕДРА / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ / ТОКСИКОЛОГИЯ / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Яцинюк Б.Б., Гавриков П.П., Волкова Н.А., Бебякина Е.Е., Харисова А.А.

Отражен период становления и формирования кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» за период 2009-2019 гг. Дана оценка достигнутым результатам учебной, научной, клинической деятельности преподавателей кафедры. Отмечено, что за десятилетний период сформированы педагогическая, научная и лечебная составляющие учебного процесса и имеется возможность у обучающихся формирования всесторонних знаний по дисциплинам, направление которых относится к критическим состояниям и экстремальной медицине. Основные направления работы академии и кафедры согласуются с Федеральным государственным образовательным стандартом, национальными и региональными программами развития здравоохранения, и позволяют последовательно подготовить студента, отвечающего требованиям профессиональных стандартов специалиста, работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Яцинюк Б.Б., Гавриков П.П., Волкова Н.А., Бебякина Е.Е., Харисова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF THE DEPARTMENT OF ANESTHESIOLOGY AND REANIMATOLOGY, EMERGENCY MEDICAL CARE AND CLINICAL TOXICOLOGY

The article reflects the period of formation and formation of the Department of anesthesiology-resuscitation, emergency medicine and clinical toxicology at the Khanty-Mansi state medical Academy, for the period 2009-2019. The evaluation of the achieved results of educational, scientific, and clinical activities is given. It is shown that over a ten-year period, the pedagogical, scientific and medical components of the educational process of the Department were formed. The main directions of Academy and Department’ s work are consistent with the federal state educational standard, national and regional health development programs and allow consistently prepare a student who meets the requirements of professional standards of a specialist, employers.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КАФЕДРЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ, СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТОКСИКОЛОГИИ»

Бюллетень Национального научно-исследовательского — 138 —

института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2023. № 2.

История медицины

Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health.

2023. N0. 2.

History of medicine

Научная статья

УДК 61(091) [614.2:378.14:001.32]

doi:10.25742/NRIPH.2023.02.021

Этапы становления и формирования кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии

Борис Борисович Яцинюкш, Павел Павлович Гавриков2, Наталья Анатольевна Волкова3, Елена Евгеньевна Бебякина4, Айгуль Азатовна Харисова5, Екатерина Алексеевна Барац6,

Юрий Александрович Шейкин7

1 6БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация; 2КУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Ханты-

Мансийск, Российская Федерация; 3 4БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Окружная клиническая больница», г. Ханты-

Мансийск, Российская Федерация; 5БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Лянторская городская больница», г. Лянтор,

Российская Федерация;

7БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская

академия», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

1tocsboris@mail.ru, http://ordd.org/0000-0002-0372-2856 2gavrikovpp@bk.ru, http://orcid.org/0000-0001-7606-8202 3volnamansi@yandex.ru.http://orcid.org/0000-0003-0227-3291 4 bebyakina-elena@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-3556-8731 5aigul_harisova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9855-4129 ^йт- 1803@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9387-2232 7ya.sheykin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9272-5436

Аннотация. Отражен период становления и формирования кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» за период 2009-2019 гг. Дана оценка достигнутым результатам учебной, научной, клинической деятельности преподавателей кафедры. Отмечено, что за десятилетний период сформированы педагогическая, научная и лечебная составляющие учебного процесса и имеется возможность у обучающихся формирования всесторонних знаний по дисциплинам, направление которых относится к критическим состояниям и экстремальной медицине. Основные направления работы академии и кафедры согласуются с Федеральным государственным образовательным стандартом, национальными и региональными программами развития здравоохранения, и позволяют последовательно подготовить студента, отвечающего требованиям профессиональных стандартов специалиста, работодателей.

Ключевые слова: преподаватель, история, кафедра, анестезиология-реаниматология, токсикология, скорая медицинская помощь, медицина катастроф.

Для цитирования: Яцинюк Б. Б., Гавриков П. П., Волкова Н. А., Бебякина Е. Е., Харисова А. А., Барац Е. А., Шейкин Ю. А. Этапы становления и формирования кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2023. № 2. С. 138—145. doi:10.25742/NRIPH.2023.02.021.

© Б. Б. Яцинюк, П. П. Гавриков, Н. А. Волкова, Е. Е. Бебякина, А. А. Харисова, Е. А. Барац, Ю. А. Шейкин, 2023

Original article

Stages of formation of the department of anesthesiology and reanimatology, emergency medical care

and clinical toxicology

Boris B. Yatsinyukm, Pavel Pavlovich Gavrikov2, Natalia Anatolevna Volkova3, Elena Еvgenevna Bebyakina4, Aigul A. Kharisova5, Ekaterina A. Barats6, Yuriy A. Sheykin7

1 6BE of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra»Khanty-Mansi clinical neuropsychiatrie hospital», Khanty-Mansiysk, Russian Federation; 2BE of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra»Office of the Chief Medical Examiner», Khanty-Mansiysk, Russian Federation; 3 4BE of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra»District clinical hospital», Khanty-Mansiysk, Russian Federation; 5BE Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra»Lyantorsk city hospital» the city of Lyantor, Russian Federation; 7BE of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra»Khanty-Mansiysk state medical Academy», Khanty-Mansiysk, Russian Federation

1tocsboris@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-0372-2856 2gavrikovpp@bk.ru, http://orcid.org/0000-0001 -7606-8202 3volnamansi@yandex.ru.http://orcid.org/0000-0003-0227-3291 4bebyakina-elena@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-3556-8731 5aigul_harisova@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9855-4129

6katrin-1803@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9387-2232 7ya.sheykin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9272-5436

Annotation. The article reflects the period of formation and formation of the Department of anesthesiology-resuscitation, emergency medicine and clinical toxicology at the Khanty-Mansi state medical Academy, for the period 2009-2019. The evaluation of the achieved results of educational, scientific, and clinical activities is given. It is shown that over a ten-year period, the pedagogical, scientific and medical components of the educational process of the Department were formed. The main directions of Academy and Department' s work are consistent with the federal state educational standard, national and regional health development programs and allow consistently prepare a student who meets the requirements of professional standards of a specialist, employers. Keywords: professor, history, department, anesthesiology, reanimatology, toxicology, emergency medicine, disaster medicine.

For citation: Yatsinyuk B. B., Gavrikov P. P., Volkova N. A., Bebyakina E. E., Kharisova A. A., Barats E. A., Sheykin Y. A. Stages of formation of the department of anesthesiology and reanimatology, emergency medical care and clinical toxicology. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2023;(2):138-145. (In Russ.). doi:10.25742/NRIPH.2023.02.021.

В медицинских образовательных учреждениях в соответствии с 323-ФЭ1, 273-ФЭ2 принята и реализуется концепция непрерывного высшего медицинского образования подготовки врача. Как утверждают многие клиницисты, занимающиеся образованием в высшей медицинской школе и реализующие клиническую практику, выделение или сохранение структурных подразделений (кафедр) и их дифференциация способствуют, с одной стороны, увеличению точек роста учебной и научной составляющих работы кафедр, что позволяет привлечь обучающихся к преподаванию, а с другой, учитывая направления работы кафедр, подвести обучающихся к освоению необходимого уровня профессиональных компетенций по выбранной ими специальности [1,2]. Современный подход к образовательному процессу в некоторых организациях — объединение кафедр, теряет их дифференциацию, которая должна сохраниться и непременно быть однозначно, по всей логике медицинского обучения. Данное позволяет студенту понять и предположить дальнейший выбор направления в обучении, а преподавателю высшей медицинской школы определить типологические особенности личности, уровень мотивации обучающегося, которые позволят принять им принципиально правильное решение и сформировать свой выбор направления в дальнейшем обучении, определить себя как специалиста, возможно преподавателя, выбрать научное направление медицинского исследования [2,3].

1 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЭ, с. 44

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-

ции» от 29.12.2012 N 273-ФЭ., с. 103

Целью исследования является отражение этапов становления и формирования кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» и оценка достигнутых результатов учебной, научной, клинической деятельности, связи с системой здравоохранения региона и перспектив дальнейшего развития в подготовки врачей, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения обучающегося, имеющего уже свою клиническую практику. Задачи работы: представить исторические истоки формирования кафедры и предпосылки необходимости ее создания с точки зрения регионального образования и здравоохранения; представить деятельность академии и кафедры с системой образования и науки, здравоохранения региона; привести результаты учебной, научной и клинической деятельности сотрудников кафедры с медицинскими организациями округа. Методическим подходом в исследовании является как биографический подход, так и фиксация исторических фактов, региональных событий (анализ и обобщение) лежащих в основе деятельности академии и кафедры.

Материалы и методы исследования. При формировании работы, отражающей исследуемый период (2009—2019 гг.) становления и работы кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии (далее кафедра) в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» (далее — академия) использованы архивные материалы и данные отдела кадров, отчеты кафедры, отчеты о самообследовании академии, отражающие учебную, научную и клиническую

Обложка книги Страшун И. Д. Русский врач на войне (Медгиз, 1947).

работу; документы организационно-методического отдела БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО — Югры) «Окружная клиническая больница», БУ ХМАО — Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», КУ ХМАО — Югры «Центр медицины катастроф» и административного управления Департамента здравоохранения ХМАО — Югры, документы Департамента образования и науки ХМАО — Югры; материалы КУ «Государственный архив Югры»; данные содержащиеся в региональном проекте ХМАО — Югры «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами ХМАО — Югры» (БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»), срок реализации 2019—2024 гг.; данных за 2009—2019 гг. отраслевой статистической отчетности — Отчет Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о острых отравлениях3; архивные материалы ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, БУЗ Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1», БУЗ Омской области «Областная клиническая больница», г. Омск.

Результаты исследования. В 2019 году сотрудники кафедры отметили свой первый юбилей — десятилетний период учебной, научной и практической работы. Сотрудники, сначала курса реанимации, интенсивной терапии и экстремальной медицины

3 Приказ Минздрава РФ от 8 января 2002 г. N 9, Приложение N 6 (статистическая форма N 64) Годовая отраслевая статистическая отчетность о острых отравлениях.

(2009), а далее и кафедры (2015) всегда чтили и чтят страницы истории медицины [4], как в России, так и в Академии [5,6]. В одной из книг профессора И. Д. Страшун (1947), которая как «raritat» находится на кафедре и используется в образовательном процессе (рисунок), представлен первый выпуск врачей — лекарей, государственной медицинской школы в России (1658), которые в последствии внесли большой вклад в формирование преподавания в госпитальных школах, определили сроки обучения и требования к экзаменам, первыми провели анатомические и патологические вскрытия, стояли у истоков учреждения акушерских школ (1754). Сформированная библиотека по истории медицины и другим дисциплинам на кафедре позволяет обучающимся знакомиться с этапами истории медицины в России [7].

Лучшие исторические традиции кафедр патологической физиологии (организована в 1921 г., Государственный Западно-Сибирский институт) и клинической токсикологии (организована в 1995 г., Уральская государственная медицинская академия) легли в основу учебной и научно-практической работы курса и кафедры. За десятилетний период работы курса/кафедры и студенческого кружка под руководством заведующего кафедрой к. м. .н., доцента Б. Б. Яцинюк, профессора кафедры д. м. .н., Т. Я. Корчиной,ассистентов:Н. А. Волковой,Е. Е. Бе-бякиной, П. П. Гаврикова, А. М. Лаптева было выполнено около 40 научно-исследовательских работ обучающихся. Необходимо отметить, что неоценимый вклад в формирование кафедры, а именно улучшение преподавания дисциплин и практик, использование симуляционного оборудования, разработка реализуемых программ и внедрение образовательных технологий по дисциплинам, использование новых технологий учебного процесса в клиниках г. Ханты-Мансийска, организация научной работы преподавателей и обучающихся внесли ассистенты: Н. А. Волкова, В.А Маторин, Д. А. Мурашов, Е. Е. Бебякина, А. В. Бородин, Ю. Е. Саннико-ва, А. Л. Морозов, П. П. Гавриков, А. М. Лаптев, Н. А. Зюбина, А. В. Лукьянов, Е. А. Барац.

Период со дня образования кафедры сроком десять лет — это уже период, работу за который можно оценить и планировать дальнейшие перспективы развития. У истоков формирования врачебного мышления, в начале работы заведующего кафедрой стояли такие врачи и преподаватели как специалист, педагог, врач, занимавшаяся вопросами организации здравоохранения, Ия Александровна Сма-гина (Омского медицинского училища № 3), терапевт Леонид Самойлович Поляков, хирург Лазарь Маркович Шифрин, врач функциональной диагностики Гусева Валентина Владимировна (Медико-санитарная часть № 1, г. Омск), которые свои знания и опыт работы формировали в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. В последующем такие учителя как д. м. .н., профессор хирургии Яжек Стефан Станиславович, д. м. .н., профессор хирургии Павлов Виктор Васильевич (Омский государственный медицинский университет), ток-

сикологи Геннадий Романович Прокудин и Юрий Васильевич Гассельбах (Омская городская клиническая больница СМП, г. Омск), главный анестезиолог-реаниматолог Омской области Людмила Ивановна Ктениди (Областная клиническая больница, Омская область) и многие другие способствовали становлению кафедры.

Формирование кафедры проходило в лучших традициях многолетней истории кафедры патофизиологии Омской государственной медицинской академии (Омская государственная медицинская академия, г. Омск), ныне ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России. В период 1985 по 2018 г. кафедрой руководил д. м. .н., профессор Долгих Владимир Терентьевич, автор 670 научных публикаций и монографий, член диссертационных советов (Омск, Челябинск, Екатеринбург), заместитель председателя проблемной комиссии «Экстремальные и терминальные состояния» РАМН. В 2006 году Долгих В. Т. награжден Европейской АЕН серебряной медалью академика РАМН В. В. Неговского. Ученым подготовлено более 15 докторов и 60 кандидатов медицинских наук.

В период с 1971—1978 гг. кафедрой патофизиологии института им. М. И. Калинина, руководил В. Г. Корпачев. В это период были определены научные и клинические направления исследований В. Т. Долгих, которые были посвящены раскрытию и уточнению механизмов сердечной недостаточности при критических состояниях, способствующие началу научных изысканий Б. Б. Яцинюк, под руководством д. м. .н., профессора УрГМИ (ныне университет) В. Г. Сенцова. В начале 2003 г. Б. Б. Яци-нюк защищена диссертация — Нарушения сердечно-сосудистой системы при острых отравлениях аминазином и оптимизация компонентов интенсивной терапии. Научный руководитель исследования профессор В. Г. Сенцов в настоящее время вносит значительный вклад в научные исследования кафедры, которые посвящены вопросам токсикологии и медицины критических состояний.

Сенцов В. Г. был организатором службы по профилю оказания — токсикология, Свердловской области и Уральского Федерального округа (далее Ур-ФО). В период 1991—2012 г. являлся главным внештатным токсикологом Департамента и Минздрава Свердловской области, а в 2011 г. назначен Минздравом РФ главным внештатным специалистом токсикологом МЭ РФ в УрФО. Под руководством Валентина Геннадьевича было защищено 6 докторских и 19 кандидатских диссертаций. В соавторстве с другими специалистами подготовлено 20 монографий и клинических руководств, в том числе «Медицинская токсикология. Национальное руководство». В. Г. Сенцов является заместителем председателя профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «Токсикология», заместителем председателя правления «Ассоциация клинических токсикологов» России, членом ЕАРССТ. В 2010 г. присвоено звание заслуженного врача Российской Федерации.

В формировании кафедры принимали участие ученые и педагоги: заслуженный деятель науки, д. м. .н., профессор кафедры анестезиологии-реаниматологии УрГМУ В. М. Егоров;д. м. .н., профессор С. И. Яжик, д. м. .н., профессор Г. Н. Суходолова, к. м. .н., доцент Ю. Н. Остапенко, директор института токсикологии Минздрава РФ (1987—2007) д. м. .н., профессор А. Н. Петров, заслуженный деятель науки РФ, д. м. .н., профессор, академик РАМН, главный токсиколог Минздрава РФ (2011—2018) Е. А. Лужников, который организовал в 1963 г. первое в СССР специализированное токсикологическое отделение.

Предпосылками в необходимости создания курса реанимации, интенсивной терапии и экстремальной медицины и далее кафедры в академии была цель — объединить дисциплины (программы), на которых обучающиеся лечебного факультета получают знания и умения по экстренной медицинской помощи, а с точки зрения регионального образования и здравоохранения организовать первую кафедру, объединяющую подготовку студентов, выпускников и врачей в направлениях оказания помощи — анестезиология-реаниматология, скорая медицинская помощь, токсикология, медицина катастроф и безопасность жизнедеятельности, повысить качество подготовки специалистов. Начиная с 2008 г. академия участвует в исполнении ведущего элемента политики Правительства Югры — превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного жительства специалистов-врачей, получения ими качественного образования на дипломном и последипломном образовании, что является одним из ресурсов развития территории 4; а в системе здравоохранения участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» 5, направленного на улучшение качества оказания медицинской помощи в регионе.

Подготовка специалистов по программе высшего профессионального образования по специальности 060101.65 Лечебное дело (врач-лечебник) проводится в академии с 1994 г. С 2005 по 2008 гг. проведен выпуск 131 специалиста по специальности 060101.65. Как было сказано ранее, организация курса и далее кафедры явилась необходимостью восполнение кадрового дефицита специалистов, оказывающих экстренную медицинскую помощь в регионе. Так согласно результатам мониторинга (Депздрав Югры) динамики показателей отрасли в 2013 г. обеспеченность населения врачами всех

4 Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 ноября 2009 года N 191-оз О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2008—2010 годы

5 Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 ноября 2007 года N 162-оз О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры О программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2008—2010 годы

специальностей в Югре составила 49,6 на 10 тыс. населения, в 2019 — 51,2 на 10 тыс.

За период 2009—2019 гг. на лечебном факультете закончили образование около 600 обучающихся по специальности 060101.65 и продолжили подготовку в академии по специальностям ординатуры (акушерство и гинекология, онкология, хирургия, терапия). За данный период не более 12% выпускников получили дальнейшее образование в интернатуре и ординатуре в других регионах России. Сотрудники клинических кафедр ежегодно проводят профори-ентационную работу, формируют профессиональную заинтересованность «через предмет» на основе формирования профессиональных компетенций, используют возможности социального партнерства с работодателями для дальнейшего трудоустройства выпускников в регионе. Характерными изменениями в получении более качественного образования обучающимися академии явилось внедрение в образовательный процесс, начиная с 2009 г., симуляци-онного оборудования, полученного по разработанному сотрудниками кафедры гранту губернатора ХМАО-Югры «Переоснащение фантомного класса обучения реанимационной помощи студентов с целью сохранения жизни лицам, попавшим в экстренные и чрезвычайные ситуации» (2007), что качественным образом изменило технологическое оснащение и дало возможность обучающимся отрабатывать практические умения оказания экстренной помощи на манекенах.

Сотрудники кафедры активно участвуют в образовательном процессе академии на дополнительном профессиональном образовании (программы ординатур, переподготовки и повышения квалификации). Только в 2017 г. на последипломном образовании получили обучение 597 медицинских специалистов региона, из них повысили квалификацию 514 и профессиональную переподготовку 83 специалиста. В 2017 г. (данные из паспорта регионального проекта Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами ХМАО-Югра) число специалистов, участвующих в системе непрерывного профессионального образования медицинских работников округа, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, составило 3,77 тыс. человек (в 2019 — 6 тыс. человек).

Необходимо отметить, что только в медицинских организациях г. Ханты-Мансийска, отделениях анестезиолого-реанимационного профиля БУ ХМАО — Югры «Окружная клиническая больница» работают 24% врачей-анестезиологов-реаниматологов, а от общего количества врачей организации выпускники академии составляют более 35%. В БУ ХМАО — Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» работают 14%, БУ ХМАО — Югры «Ханты-Мансийский клинический кожно-венерологический диспансер» 15%, БУ ХМАО — Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» 20% выпускников академии. На территории округа для оказания скорой медицинской помощи

пострадавшим, попавшим в дорожно-транспортные происшествия (КУ ХМАО — Югры «Центр медицины катастроф»), работают бригады трассовых пунктов центра. Общее количество специалистов, закончивших образование в академии, составляет около 40%. Таким образом, деятельность академии и кафедры позволяет показать непосредственную связь учреждений с формированием кадрового потенциала.

В академии и на кафедре из года в год увеличивается количество проводимых научных исследований фундаментального и прикладного характера (направление научных исследований кафедры — Обоснование проведения профилактических мероприятий по снижению острой химической травмы в ХМАО-Югре; дополнение механизмов формирования органной и системной недостаточности; стандартизация методов лечения и патогенетическое уточнение используемых опций; механизмы адаптации у человека в норме и при патологии в условиях северных территорий), в которых также принимают участие ассистенты кафедры, выпускники академии, результаты которых используются в образовательном процессе. В настоящее время на кафедре работают молодые специалисты П. П. Гавриков, А. М. Лаптев, которые совершенствуют преподавание практических занятий по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Медицина катастроф», проводят обучение специалистов на последипломном образовании и выполняют научную работу. В 2019 г. П. П. Гавриков за вклад в преподавание первой помощи был награжден Министром МЧС медалью «За пропаганду спасательного дела».

Корчина Татьяна Яковлевна, преподаватель кафедры, доктор медицинских наук, профессор после окончания Карагандинского государственного медицинского института 25 лет проработала на скорой медицинской помощи врачом бригады интенсив -ной терапии и старшим врачом смены в г. Караганде, а после переезда в Россию с 1997 г. по 2003 г. в г. Сургуте, имеет высшую квалификационную категорию врача скорой медицинской помощи. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2003 г. по

2008 г. работала доцентом на кафедре медико-биологических дисциплин Сургутского государственного педагогического университета, а с 2008 г. по настоящее время работает профессором кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии. В

2009 г. защитила докторскую диссертацию. Под руководством профессора Корчиной Т. Я. защищено 6 кандидатских диссертаций, имеет 210 научных публикаций. В настоящее время в Академии д. м. .н., профессор Корчина Т. Я. руководит научной работой аспирантов, преподает дисциплину «Скорая медицинская помощь» обучающимся III курса лечебного факультета.

Ассистент кафедры (2009—2014 гг.) Н. А. Волкова до начала работы на кафедре в 2009 г. уже имела большой опыт работы в ОмГКБ СМП № 1. В 2014 г. награждена грамотой Ассоциации токсикологов РФ за компетентность и грамотное оказание экстрен-

ной помощи. Научная работа, проводимая ассистентом Н. А. Волковой, завершилась более чем 30 публикациями (основные): Экстрацеребральная патология и синдром полиорганной недостаточности при тяжелых формах инсульта (2010); Применение инновационных образовательных технологий в системе подготовки по дисциплинам неотложных состояний (2014); Клиника, диагностика острых отравлений синтетическими каннабиноидами и особенности патогенетической терапии пострадавших (2016).

Ассистентами кафедры в период 2009—2017 гг. работали В. А. Маторин (зав. отделением анестезиологии и реанимации онкологического центра), Д. А. Мурашов (врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации перинатального центра), Е. Е. Бебякина (врач анестезиолог-реаниматолог) БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница» (г. Ханты-Мансийск), которые внесли значительный вклад в улучшение практического раздела обучения.

Последовательная работа в учебном и научном направлении заведующего кафедрой Яцинюк Б. Б. завершилась опубликованием 220 работ и монографий (Клиника, диагностика и лечение острых отравлений аминазином (2008); Токсиканты нефтегазодобывающего производства и их влияние на здоровье (2009); Эпидемиология острой химической травмы ХМАО-Югра в 2011—2015 гг. (2019). Преподаватели кафедры совершенствуют свой педагогический и научный опыт, принимают участие в научно-практических конференциях. Необходимо отметить, что сотрудники кафедры, занимаясь клинической работой, активно способствуют внедрению юридических основ врачебной деятельности. Последние доклады (Б. Б. Яцинюк, П. П. Гавриков, 2020) на Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «VII Санкт-Петербургский Септический форум-2020» и научно-практической конференции Джанелидзевские чтения были посвящены юридическим аспектам оказания токсикологической помощи, в которых отражен опыт работы по проведению особо сложных экспертиз, юридические вопросы в оказании токсикологической помощи [8].

Важно подчеркнуть, что в академии постоянно совершенствуется методологическая база образовательного и научного процесса, позволяющая достигнуть поставленных целей и задач обучения, совершенствуется материально-техническое обеспечение, а научные разработки подкрепляются практическими внедрениями (за период 2009—2019 гг. сотрудниками кафедры получено 6 патентов на изобретение), что способствует взаимодействию образовательной и научной организации с системой здравоохранения региона. Ежегодная работа совместно с БУ ХМАО-Югры «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» в одном из научных направлений кафедры — профилактических мероприятий по снижению острой химической травмы в регионе способствовала снижению острых отравлений за 10 лет на более чем 51% (ста-

тистическая форма N 64). Отдаленность территориальных образований, погодные условия региона способствовали более быстрому развитию телемедицинских технологий, что увеличило выполняемые экстренные консультации по профилю оказания помощи — токсикология более чем на 80% за анализируемый период.

Работники кафедры активно сотрудничают в учебной, лечебной и научной работе с кафедрой анестезиологии и трансфузиологии, ФГБОУ ВО «УГМУ» Минздрава РФ (профессор Куликов А. В., профессор Сенцов В. Г.); отделом клинической токсикологии Санкт-Петербургского научно-исследо-вательскогоинститутаскорой помощи им. И. И. Джанелидзе (руководитель отдела клинической токсикологии, д. м. .н., А. Н. Лодягин; ведущий научный сотрудник отдела, д. м. .н., Б. В. Ботациренов); кафедрой токсикологии, экстремальной и водолазной медицины университета имени И. И. Мечникова (д. м. .н., С. А. Васильев); отделением острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств, научным отделом развития федерального банка по химической патологии научно-практического токсикологического центра НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Департаментом здравоохранения Москвы, ФГБУ «Научно-практический токсикологический центр» Федерального медико-биологического агентства России (к. м. .н., заведующим научным отделением Поцхверия М. М.; главным токсикологом Минздрава РФ Остапенко Ю. Н.); кафедрой госпитальной терапии Иркутского государственного медицинского университета Минздрава РФ (Зобнин Ю. В.). Преподаватели кафедры многие годы принимают участие в работе коллегии профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «токсикология» и работе Российской межрегиональной благотворительной общественной организации «Ассоциация клинических токсикологов».

Мы с уважением отдаем долг тем, кто содействовал образованию курса и кафедры, способствовал развитию клинической токсикологии в округе (В. Д. Вильгельм, А. А. Таберт, Ф. И. Петровский, В. С. Кольцов, В. С. Егоров, В. В. Копылов, В.Г Сен-цов), дальнейшему развитию и совершенствованию кафедры (лауреат премии Правительства РФ Г. А. Ливанов, Ю. Н. Остапенко, А. Н. Лодягин, Б. В. Ботаци-ренов) и ценим труд учителей, приумножая традиции образования в области анестезиологии-реаниматологии, токсикологии, медицины катастроф, скорой медицинской помощи и безопасности жизнедеятельности, обучения уходу за пациентами и медсестринской производственной практики обучающихся. Становление и формирование кафедры завершилось формированием группы специалистов, преподавателей, которые свой педагогический и научный опыт передают обучающимся.

Таким образом, в результате продолжительной работы, начиная с 2009 г., группой преподавателей кафедры последовательно формировались программы для обеспечения реализации дисциплин в соответствии с ФГОС специальности 31.05.01 Лечебное дело 6, клиническое и научное направление работы:

внедрение новых компонентов интенсивной терапии в токсикологии и реаниматологии; повышение качества обучения специалистов здравоохранения округа, проводимое с использованием симуляцион-ного оборудования; обучение населения оказанию первой помощи; разработка алгоритмов ухода за тяжелыми пациентами, которым оказывается медицинская помощь в отделениях реанимации; использование диагностических методик (мониторинг центральной гемодинамики) с целью оценки состояния пациентов в динамике; эпидемиология отравлений, механизм развития болезни и дифференци-альная-диагностика, критерии оценки тяжести у наркологических и токсикологических пациентов; улучшение оказания скорой медицинской помощи

[9].

Как отмечено в исследовании [10] улучшение качества оказания медицинской помощи в автономном округе напрямую зависит от подготовки медицинских специалистов образовательными организациями округа, что помогает решать кадровую проблему, позволяет привлечь специалистов для работы в сельскую местность благодаря заключению целевых договоров на дипломном образовании с жителями этих территорий. Немаловажным элементом программы 7 является повышение социальной защищенности медицинских работников округа в том числе и за счет средств бюджета региона.

В анализируемый период работы кафедры в округе принята и утверждена постановлением Пра-

7

вительства округа программа , определившая дальнейшее развитие здравоохранения региона, ряд индикаторных показателей в которой (обеспеченность врачами, реализация дополнительных профессиональных программ, количество прикладных научных исследований, информационное обеспечение) напрямую относятся к медицинскому образованию и качеству подготовки специалистов на дипломном и последипломном образовании, что определяет дальнейшие задачи в работе кафедры и академии.

Представленные данные деятельности кафедры и академии за период 2009—2019 гг. позволяет сделать следующие выводы. Исторические истоки формирования кафедры и направления ее работы тесно связаны с образовательными и научными учреждениями Западной Сибири и России. Предпосылки ее создания и десятилетняя работа сотрудников кафедры и академии показывает тесную связь образовательного учреждения с медицинскими организациями региона, совместная деятельность которых направлена на подготовку квалифицированных специалистов и превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного жительства специалистов-врачей, что увеличивает ресурсы развития территории. Отраженные результаты учебной, научной и клиниче-

6 Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 9 февраля 2016 г. N 95. с. 12.

7 О государственной программе ХМАО — Югры Развитие здравоохранения на 2016—2020 годы. Постановление Правительства округа от 09.10.2013 N 414-П. Раздел II Цели, задачи и показатели их достижения. 9—17 с.

ской деятельности сотрудников кафедры показывают наличие дальнейших перспектив развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Доготарь О. А., Рыльцева Л. П., Сопетик В. С., Тигай Ж. Г. Непрерывное медицинское образование в РФ: сегодня и завтра. Вестник последипломного медицинского образова-ния.2020;(1):3—7.

2. Шестак Н. В., Крутий И. А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врачаПедагогика профессионального медицинского образования. 2019;(2):6—24.

3. Кнопов М. М. К 90-летию Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Педагогика профессионального медицинского образования. 2019;(4):6—16.

4. Исхаки Ю. Б. АбуалиибниСино и медицинская наука. Душанбе: «Ирфон»; 1984. 176 с.

5. Сумец А. А., Габдулхакова М. М. Преемственность научных направлений в разделе студенческих исследований на кафедре анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи клинической токсикологии. Научный медицинский вестник Югры. 2015;(2):67.

6. Сумец А. А. Использование студентами медицинского вуза медицинских статей по неотложной токсикологии на английском языке для совершенствования терминологии. Материалы IV Региональной учебно-методической конференции Совершенствование учебно-методической работы в условиях реализации ФГОС и ФГ требований в сфере среднего и высшего медицинского профессионального образования 6.02.2014 г. Ханты-Мансийск. C. 73—76.

7. Страшун И. Д. Русский врач на войне. М.: Медгиз; 1947. 144 с.

8. Остапенко Ю. Н.,Яцинюк Б. Б., Васильев С. А., Гавриков П. П., Лаптев А. М. Использование критериев качества в целях оценки оказания помощи по профилю «токсикология». Токсикологический вестник. 2019;155(2):3—8.

9. Кузнецова О. Ю., Плавинский С. Л., Лопатин З. В., Богданова М. О., Фролова О. И., Никитина Д. Е., Российская К. Ю., Федорова Е. К. Факторы, влияющие на результаты первичной аккредитации студентов по специальности «Лечебное дело». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(2):82—90.

10. Костина О. В. Оценка состояния здравоохранения (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). Инновационная наука. 2016;2:152—158.

REFERENCES

1. DogotarO. A., Ryltseva L. P., SopeticV. S., TigayZh.G. Continuing medical education in the Russian Federation: today and tomorrow. Bulletin of postgraduate medical education. [Vestnikposle-diplomnogomedicinskogoobrazovanija].2020;{1 ):3-7 (in Russian).

2. ShestakN.V., Krutiy I. A. Mentoring in the aspect of continuous professional development of a doctor Pedagogy of professional medical education. [Pedagogikaprofessional'nogomedicinskogoo-brazovanija]. 2019;(2):6-24 (in Russian).

3. KnopovM. M. To the 90th anniversary of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education. Pedagogy of professional medical education. [Pedagogikaprofessional'nogo-medicinskogoobrazovanija]. 2019;(4):6-16 (in Russian).

4. IskhakiY. B. Abualiibni Sino and medical science. Dushanbe:»Ir-fon»; 1984. P. 176.

5. A. A. Sumets, M. M. Gabdulkhakova. Continuity of scientific directions in the section of student research at the Department of An-esthesiology-Intensive Care, Emergency Medical Care, Clinical Toxicology. Scientific Medical Bulletin of Yugra. [Nauchnyjmedicin-skijvestnikJugry].2015;(2)::67 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.