фессионального пространства, образа своего ученика, а с другой стороны, создание самого объекта, то есть формирование ученика под свой сконструированный образ.
Таким образом, конструируется образовательное пространство как межэтническая, поликультурная и поликонфессиональная реальность со множеством социальных связей. Создается образ личности будущего специалиста как должного результата педагогического процесса на основе современных запросов общества, которые определены как выше перечисленные личностные качества и профессиональные компетентности. Этот образ выстраивает в герменевтическом смысле личность обучающегося как текст (дискурс, нарратив) в самом широком смысле во всей полноте его душевно-духовной жизни, основанной на эмоциональной зрелости и устойчивой системе духовно-нравственных ценностей. В этом и состоит значение картины мира как методологической основы образования.
При этом современный педагог как профессионал должен осмысливать себя в целостной картине мира на основе своей социальной и гражданской компетентности. Педагог должен понимать, осознавать и чувствовать себя гражданином своей страны, искренне быть патриотом в силу своих убеждений, на основе которых выстаивать свою активную жизненную позицию. Ответственная жизненная позиция - это бережное ценностное отношение педагога к миру детства (миру обучающихся), окружающему миру, выраженное в его мыслях, поступках и действиях, за последствия которых он несет ответственность в личностном и профессиональном смыслах. Тем самым педагог формирует свое гражданское самосознание, которое есть рефлексия каждого педагога на свое место в обществе как личности и как профессионала, на свое отношение к государству, на принятые в обществе ценности и образцы поведения, результатом которой (этой рефлексии) является его личностная, социальная и гражданская самоидентичность. А в случае
понимания противоречия между политическими реалиями и общественно значимыми ценностями оно (гражданское самосознание) есть нравственная обязанность противостоять существующей несправедливости.
Идентичность педагога должна быть социальной (профессиональная, семейная и т.д.), политической и ценностной. Такое выделение типов характера самоидентификации имеет очень важное значение, потому что педагог в таком случае достаточно четко должен осознать себя как члена общества в качестве специалиста, профессионала и вообще общественно полезной личности; понять свое отношение к властным структурам, к политической объективной реальности; и стремится к реализации ценностных ориентаций культуры, причастным к которой он себя считает. А поскольку педагог является главным профессиональным транслятором культурных ценностей в обществе, формирующим жизненные установки детей, то он обязан самоидентифицировать себя личностно, профессионально, социально, культурно. Он должен четко выработать свою жизненную, гражданскую и профессиональную позицию, понимать место своей профессиональной деятельности в системе общественных отношений и нести ответственность за это.Таким образом, профессионализм педагога, в основе которого лежат мировоззренческая, социальная, политическая и профессиональная компетентности, - это его отношение к педагогической профессии, наличие и уровень деловых и личностных качеств специалиста, знаний, умений, навыков и опыта, которые позволяют с учетом реальных условий осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с образом - идеалом человека своей эпохи.
Примечания:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" / Электронный ресурс / Режим доступа: ИИр:// минобрнауки.рф/докумен-ты/2974.
СО
1-Н
О CU
-О 0-
ш <
1=с
си
2Г
Kj^ С Ё
69
THE STAGES OF FORMATION, DYNAMICS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NETWORK COMMUNITIES IN EDUCATIONAL SPACE
Shevchenko Galina Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, North-Caucasus Federal University, Stavropol
E-mail: shgaiv@yandex.ru
Brynza Svetlana Yurievna, Post-graduate student, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The article considers stages of formation of network communities in the educational space of network communities, their dynamic development of the technical field in the area of social, economic, political, educational. The paper
•х.
>
< X
14-1
S
1С Q
70
presents the study of the structure and communication between the network communities and the classification of the stages of transformation of network communities. Explores the issue of group dynamics and prospects of development of online communities.
Keywords: education; educational space; network communities; networking; communication networks; transformation of network communities; group dynamics.
УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.01
© Шевченко Г.И., 2016 © Брынза С.Ю., 2016
<
С[ LU
С
ШЕВЧЕНКО Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь 5Л даЫ@уап dex. г и
БРЫНЗА Светлана Юрьевна, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ.\ ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматриваются этапы становления сетевых сообществ в образовательном пространстве сетевых сообществ, их динамическое развитие из технической области в область социальную, экономическую, политическую, образовательную. Приводятся исследования структуры коммуникационных связей сетевых сообществ и классификации этапов трансформации сетевых сообществ. Освещается проблема групповой динамики и перспективы развития се тевых сообществ.
Ключевые слова: образование; образовательное пространство; сетевые сообщества; сетевое взаимодействие; коммуникационные связи; трансформация сетевых сообществ; групповая динамика.
I
В настоящее время изучение особенностей происхождения и развития виртуального, или сетевого сообщества обрело масштабное распространение в науке и литературе. Основное внимание уделяется изучению вопросов технологии виртуальной реальности, а также социальной сути феномена виртуализации [2], в частности длительное время предметом изучения,являются структуры социального взаимодействия, возникновение которых связанно с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.
Одним из первых, кто заявлял о возникновение и потенциале виртуальных сетевых сообществ, был родоначальник кибернетики Ноберт Винер. Однако следует отметить, что сообщества в истории человечества существовали всегда, это относится и к сообществам в области образования, которые также имеют свою историю.
В России период становления и развития форм педагогического общения, таких как педагогические советы, первые педагогические съезды, начался задолго до 1906 года. До 1910 проводилось огромное количество учительских съездов разного масштаба. Научно-методическая база была одной из лучших в мире. В 50-70-е годы прошлого столетия существенную роль играло Педагогическое сообщество РСФСР, основными задачами которого были: повышение квалификации педагогических кадров и педагогическое просвещение родителей.
Возникновение первых реальных Интернет-сообществ (1979 г.) связано с созданием открытых электронных досок объявлений (bulletin board system). Во второй половине 80-х годов сеть Интернет превратилась в массово доступную коммуникативную среду, замещающую не только привычные технологии в сфере общения, но и создающую новые принципы взаимодействия между людьми. Полагают, что основателем сетевых сообществ (конец 80-х годов) стал веб-сайт WELL и сайт Kaliforniica Sausalito, который изменил представление о возможностях Интернет, предложив участникам сети кардинально другую форму общения, а именно общение по интересам в реальном времени и общение с вероятностью устанавливающее продолжительные связи.
Новые формы общения имели огромный успех и способствовали большой заинтересованности пользователей, что вскоре привело
к возникновению новых моделей сообществ. Появившиеся модели отличались по технологиям, целям, размерам, принципам организации и строения, но основной причиной их удачного развития, явилась возможность общения и самовыражения в установленной форме. В связи с этим, в 70-80-х годах прошлого века в практической педагогике стал использоваться термин "сетевой". Метод сетевого планирования, по утверждению ряда исследователей (Д. Белл, Ю.П. Болтышева), был перенесен в педагогическую практику из экономической науки [2].
В 90-е годы XX века средства коллективной связи были встроены в поисковые машины, это приводило к тому, что обычные пользователи в процессе работы в сети Интернет могли общаться между собой достаточно продолжительное время. Важнейшим достижением сетевого сообщества на этом этапе развития является трансформация Интернет из технической области в область социальную, экономическую, политическую, а также в образовательную [7]. Следует отметить, что на данном этапе многие региональные сообщества прекратили свое существование или сократили свою деятельность, сохранив функцию издания педагогической литературы. Тем не менее, в эти годы продолжились работы по описанию метода сетевого планирования, и в научно-педагогической литературе появился термин "сетевое взаимодействие" [2]. Огромный вклад в изучение и развитие сетевого взаимодействия внес А.И. Адамский, создавший образовательную сеть "Эврика" [1].
В современных исследованиях и нормативных документах сетевое взаимодействие рассматривается как "система обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, открытость образовательных организаций, вариативность образования, повышение профессиональной компетентности педагогов (в том числе использование информационных и ком-муникационныхтехнологий)" [5]. Проникновение информационно-коммуникационных технологий преобразовывает сам характер общественных отношений, тем самым оказывает благоприятное влияние на появление не только новых виртуальных форм коммуникаций разнообразных групп, индивидуальных лиц и социальных институтов, но и новых виртуальных общностей. Интернет-пространство состоит не только из компьютерных сетей и информационной интеграции. Основной составляющей данного пространства является
взаимосвязь и активное функционирование людей вместе с информационными продуктами их активности, нередко созданными под влиянием потребностей, запросов и интересов в виртуальном взаимодействии.
Рассматривая становление и развитие сетевых сообществ, следует выделить три вида пользователей: читателей, авторов и комментаторов (схолиастов). В зависимости от принятой роли в данном сообществе пользователь образует соответственно минимальное, среднее или максимальное количество коммуникационных связей. Причем анализ структуры коммуникационных связей сетевых сообществ и интернет-сервисов показал, что во время внутригруппового и межгруппового взаимодействия наиболее выражен процесс кластеризации. Это приводит к изменению структуры коммуникаций на разных этапах развития сетевого сообщества. Следует отметить, что в процессе жизнедеятельности сетевого сообщества происходит динамика изменений всей структуры коммуникаций, выражающаяся в смене формы коммуникаций. Это позволяет выделять пять этапов трансформации сетевых сообществ [4].
1. Организация сетевого сообщества. На этом этапе организаторы учитывают, что вызвало интерес у большого количества пользователей в сети Интернет: объект, идея или процесс. Поскольку на начальном этапе заинтересованность пользователей выражена незначительно и весьма низкий уровень отношений участников группы обусловлен небольшим количеством связей между всеми членами сообщества и небольшой динамикой. Главная задача на этом этапе - грейдирование сетевого сообщества, позволяющее внести коррективы в его организацию и управление.
2. Детерминация сетевого сообщества. На данном этапе трансформации составной частью информационного продукта, созданного администраторами сообщества, являются идеи, ценности, мировоззрение, идеалы самого сообщества. Развивается коммуникационная система участников сообщества, представляющая собой коллективный процесс, в котором принимают участие большинство его членов, а те участники, которые не принимают предложенную систему, покидают сообщество. Среди оставшихся участников многие занимают активную позицию в сообществе, а некоторые предпочитают только пассивно изучать материалы. Начинает формироваться "ядро" и "периферия" сообщества, что увеличивает его популярность и привлекательность для пользователей и комментаторов.
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
Ё
71
•х.
>
<
X 14-1
s
iC Q
72
<
C[ ш
а
3. Информационная активность сетевого сообщества. В сформировавшееся сетевое сообщество внедряют информационный продукт, который активно в нем распространяется. Изначально доминирует линейный тип распространения информации между "ядром" и "периферией" сообщества. Сам процесс информационной активации скоротечен. Принятая информация может активизировать пользователей сообщества на некие действия или информационный обмен, либо не привлечь внимания у его участников [4].
4. Самовоспроизводство сетевого сообщества - означает активность большого количества его пользователей. Линейная форма структуры связей меняется на сетевую форму, что способствует быстрому распространению информации. Подобное сообщество всё более замыкается внутри себя. Для его роста и развития необходимо привлечение новых участников. На сегодняшний день существует огромное множество схем для анализа отношений внутри сообществ. Но особого внимания заслуживает функциональная схема, которая включает компоненты (рис. 1), отражающие отношения внутри сетевого сообщества. Компоненты сообщества (цели, группы и т.д.), объединены между собой линиями стрелок, которые воссоздают отношения между ними.
5. Распад сетевого сообщества. Этот этап трансформации сетевого сообщества обусловлен многими причинами, как правило, это угасание интереса к теме или мероприятию, обсуждаемых в сообществе, уменьшение активности администраторов сообщества и т.д.
На сегодняшний день ситуация в сетевом сообществе плохо поддается координации. Данное обстоятельство затрагивает проблему групповой динамики сообщества и представляет собой фактор противоречия и неясности формирования подобного сообщества [4].
| Сообщество |
> ^имеет делают^ А ^шеет имеет ^ <
| Цели Группы | | Политика |
/ образуют образуют разделяют , / образуют принимают
|Задачи ожидания И Индивидуумы Новые правила |
воплощают
влияют выполняют
Операции над объектами
_Действия_|-
образуют^ ^образуют
следуют
Действия требуют общения
Рисунок 1 - Функциональная схема отношений внутри сетевого сообщества
Анализ представленной схемы позволяет сделать вывод, что цели сообщества формируются на основе целей и задач его участников, а желания и задачи всего сообщества влияют на поведение каждого отдельного ее участника. Установленный набор правил определяет действия, которые требуют общения [7].
Рисунок 2 - Проблема групповой динамики сетевого сообщества
Ушедший век изменил жизнь человечества - поменялись масштабы, формы и средства организации социальной жизни. Несмотря на все противоречия, перспективы сетевых сообществ определяются потребностями общества в удобном, круглосуточном общении, обмене информацией. Сетевые сообщества весьма перспективные организации с высоким уровнем дохода, который постоянно растет вместе с числом его участников [6]. Сетевые сообщества, считаются универсальной коммуникационной средой, являются одним из главных факторов современной социокультурной динамики и способствуют активному распространению принципов сетевой коммуникации в современном обществе.
Литература:
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// u р г. 1 se pte m be r. ru/2002/04/2. h t m.
2. Белл Д., Болтышева Ю.П., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 2009. С.25.
3. Белинская Е.П., К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://socobraz.ru/index.php
Общение
4. Бреслер М.Г., Теренин Н.И. Социально-философ-скиеаспекты кластерно-сетевогоанализа//NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2014. - №. 8 (08-2014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// nauka-rastudent.ru/8/1957/
5. Брынза С.Ю. Социокультурные характеристики сетевых сообществ // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру : материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь : ТЭСЭРА., 2016. -286 с.
6. Шевченко Г.И., Брынза С.Ю. Сетевое взаимодействие как условие совершенствования подготовки магистрантов по направлению педагогическое образование // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 226-228.
7. Шевченко Г.И., Брынза С.Ю. Система образовательных функций сетевого сообщества // Студенческая наука для развития информационного общества: сборник материалов IV Всероссийской научно-технической конференции: в 2-х томах. Т. 1. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 238 с.
СО
1-Н
О CU
-О 0-
ш <
1=с
BAUNT'S SESSION AS A WAY OF PSYCHIC SELF-REGULA TION OF EMPLOYEES OF SPECIAL FORCES: PEDAGOGICAL ASPECT
Maksimenko Marina Vyacheslavovna, PhD of Philosophy, Chair of Social, Economic and Humanitarian science, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia, Stavropol E-mail: m_maximenko@inbox.ru
Kryzhevskaya Nataiya Nikolaevna, PhD of Psychological science, Chair of Social, Economic and Humanitarian science, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia, Stavropol E-mail: kryzhevskiy_707@mail.ru
The article discusses the possibility of applying the method of Balint sessions in the educational process of advanced training of employees of special units of the Mi A of Russia.
Keywords: Balint's session; teaching methods; self-regulation; enforcement officers.
CU IT
БАЛИНТОВСКАЯ СЕССИЯ КАК СПОСОБ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ А СПЕКТ
В статье рассматриваются возможности применения метода балинтовской сессии в учебном процессе повышения квалификации сотрудников спецподразделений МВД России.
Ключевые слова: балинтовская сессия; методы обучения; саморегуляция; сотрудники ОВД.
Актуальность проблем внедрения в образовательный процесс высшей школы передовых инновационных методов обучения обусловлена нестабильной в настоящее время ситуацией на рынке труда. Одним из нововведений Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения стала формулировка требований к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций в противовес стандартам второго поколения, "ориентированным на информационно-знаниевую модель высшего образования" [5, 26].
В условиях новых требований от выпускников профессионализма, мобильности, творческого подхода к решению вопросов, умения самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, активности и ответственности в учебном процессе в вузах все шире применяются активные и интерактивные методы работы. Интерактивные формы проведения занятий основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Использование активных и интерактивных форм работы способствует развитию коммуникативных навыков, социокультурной компетенции, критического мышления, памяти, внимания, умений и навыков самостоятельной работы, в том числе, со справочными материалами, ресурсами сети Интернет.
КРЫЖЕВСКАЯ Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь
кгугЬ е vskiy_707@таИ. г и
УДК 378 ВАК РФ 13.00.02
© Максименко М.В., 2016 © Крыжевская H.H., 2016
МАКСИМЕНКО Марина Вячеславовна, кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь т_ тах'1тепко@'тЬох. г и
к^ С Ё
73