Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428). Филологические науки. Вып. 117. С. 178—184.
УДК 81'42 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10624
ББК 81.1
ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ИНТУИТИВНОГО РЕФРЕЙМИНГА (НА ПРИМЕРЕ СКЛОНЕНИЯ К ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ)
А. Н. Сусликов
ООО «Газпром добыча Ямбург», Новый Уренгой, Россия
Статья посвящена проблемам доказывания склонения к потреблению наркотических средств с использованием лингвистических методов. Анализируются и описываются стадии речевого воздействия: подготовительного, рефреймингового и контрольного характера. На основании теории речевого воздействия даётся описание, как текст выступает в виде орудия совершения преступления, а также взаимодействие преступника и потерпевшего.
Ключевые слова: речевое воздействие, манипулирование сознанием, рефрейминг, склонение, наркотические средства.
В современных условиях юристам всё чаще для принятия объективного решения по уголовным делам приходится обращаться к знаниям, накопленным смежными отраслями науки. Это необходимо для понимания механизма совершения преступного деяния, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Одной из отраслей знаний, представляющей интерес для следователей, прокуроров и судей является лингвистика. Связано это с тем, что в уголовном законодательстве расширяется список преступных деяний, совершенных с использованием речи, где слово выступает и как средство, и как орудие преступления. К традиционным составам преступлений, в которых уже длительное время речевое воздействие исследуется как способ совершения правонарушения, таким как «Доведение до самоубийства» (ст. 110 УК РФ), «Клевета» (ст. 128.1 УК РФ), «Разглашение тайны усыновления (удочерения)» (ст. 155 УК РФ), «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ), «Возбуждение ненависти или вражды, а ровно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), законодатель в последние годы отнёс и новые преступления, которые ранее не фигурировали в уголовном кодексе: «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» (ст. 110.1 УК РФ), «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего» (ст. 151.2 УК РФ), «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» (ст. 280.1 УК РФ) и другие.
Несмотря на то, что ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» не относится к преступлениям, которые недавно появились в уголовном законодательстве, его доказывание до сих пор представляет определённую сложность. И, как ни странно, связано это в том числе и с тем, что следственные работники не знают, не понимают и не умеют фиксировать преступления, совершённые с помощью речевого воздействия.
У сотрудников правоохранительных органов отсутствует чёткое понимание, какие именно действия образуют состав рассматриваемого преступления [1].
Между тем, лингвистика располагает наработанными приёмами, позволяющими поэтапно понять характер взаимодействия преступника (адресанта) и потерпевшего (адресата), которые раскрывают картину совершаемого деяния. Эти методы разработаны в рамках «теории речевого воздействия» и требуют лишь незначительной адаптации для понимания и использования их в криминалистике.
Обратимся к понятию речевого воздействия: «... в узком смысле слова есть влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, паралингвистических и экстралингвистических символических средств в процессе речевого общения, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые могут предполагать индуцирование определенных действий со стороны собеседника, изменение его отношения к тому или иному объекту, перестройку его мировоззрения,
изменение его эмоционального либо психофизиологического состояния» [2. С. 39].
Представленное понятие фактически раскрывает юридический термин «склонение», разбивая его на понятную, структурированную систему, состоящую из преступника (субъекта) — целей, которые он стремится достичь — методов влияния и потерпевшего (реципиента).
У адресанта (в нашем случае это преступник) порождение речи начинается с мотивов (интен-циональных состояний) [2. С. 266], установление мотива адресанта позволяет понять, какие цели он ставил и смог ли он их добиться. Необходимо отметить, что лингвистическая теория использует понятие интенции с целью описания языковых средств выражения целевого назначения высказывания: для выявления замысла автора < . > или при создании речевого произведения для достижения ожидаемого результата [3. С. 28].
В случае склонения к потреблению наркотиков речь выступает способом совершения преступления и одновременно отражает мотив речевого воздействия преступника, как элемента субъективной стороны преступления. В этом плане анализ мотивов (интенций) для юриспруденции является не менее важным, чем для собственно лингвистики (теории речевого воздействия в разных аспектах ее практического применения), так как мотив влияет на квалификацию преступного деяния.
Из теории уголовного права известно, что под мотивом совершения преступления понимаются внутренние побуждения, которые толкают человека на совершение общественно опасного деяния и которыми он руководствуется при его совершении. При этом в уголовном праве выделяются социально положительные, социально нейтральные и социально отрицательные мотивы.
При расследовании уголовных дел выявлялись различные мотивы, которыми руководствовался адресант при склонении адресата к потреблению психоактивных веществ: желание прекратить семейные скандалы (уголовное дело № 91014023 Каменский городской суд Пензенской области); страх, что потерпевший может рассказать об увиденном преступлении (уголовное дело № 20252 Сердобский городской суд Пензенской области); расширение круга потребителей наркотических средств с целью увеличения круга лиц приобретающих наркотические средства (уголовное дело № 1—250 Каменский городской суд Пензенской области) и другие.
Основной целью адресанта, осуществляющего манипулирование сознанием потерпевшего с ис-
пользованием речевого воздействия, является изменение у него отношения к употреблению психоактивных веществ, т. е. трансформации его оценок и в итоге его поведенческой модели.
В уголовном праве цель — это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремиться преступник.
Мотив в отрыве от цели может выглядеть социально положительным (прекращение семейной ссоры), социально нейтральным (создание условий, которые помешают разоблачению) и социально отрицательным (расширение круга потребителей наркотиков), в сочетании с целью преступления, он всегда приобретает отрицательную окраску. Ведь конечная цель преступника — это появление большего числа наркозависимых лиц, вовлеченных в криминальные процессы, происходящие в обществе.
Несмотря на то, что в своей основной массе деяния, направленные на склонение к потреблению наркотических средств, не имеют длительных временных рамок, они, как и всякое речевое воздействие, состоят из нескольких этапов: подготовительного, рефреймингового и этапа организации совместной деятельности и контроля. При этом каждый из этапов подразумевает прохождение нескольких стадий, в процессе выполнения которых преступником и достигается эффект, приводящий к употреблению потерпевшим наркотиков.
В рамках расследования уголовного дела следователи уделяют незначительное внимание изучению подготовительного этапа, который является базисом речевого воздействия. И действительно, если обратиться непосредственно к лицу, совершившему преступное деяние по склонению к употреблению наркотиков, и задать ему вопрос, какие подготовительные действия им предпринимались, то во всех случаях можно получить ответ, что всё случилось спонтанно, и никакой подготовки с его стороны не было. Однако это не так, и подготовительные действия всегда можно обнаружить.
Рассмотрим стадии, из которых состоит подготовительный этап.
На стадии адаптации воздействующее лицо решает проблему привлечения внимания к своему речевому сообщению, обеспечивает удержание внимания и присоединение адресата.
Для привлечения внимания лицо, осуществляющее речевую манипуляцию, в обязательном порядке учитывает параметры адресата, подвергающегося суггестии: социально-типологические (национальность, социальный статус, половая и возрастная
принадлежность) и личностные (осведомленность о наркотиках, отношения к потребителям и т. п.), а также объективные условия, в которых будет произведено воздействие на манипулируемого (время и место).
Эти параметры оцениваются преступником для того, чтобы впоследствии принять решение о том, какой тип речевого воздействия будет им использован при построении диалога с убеждаемым: эмоциональное воздействие, психическое программирование, уговаривание, принуждение или всё это вместе в различных сочетаниях.
В Сердобском городском суде Пензенской области рассматривалось уголовное дело по склонению Л. к потреблению наркотического средства — гашишного масла. В ходе судебного заседания было установлено, что обвиняемый, пригласив свою знакомую Л. к себе домой, изготовил и употребил в её присутствии наркотическое средство. После чего предложил Л. последовать его примеру, когда же она отказалась, то он, продолжая настаивать, уговорил её попробовать наркотики. Когда Л. выпила незначительное количество гашишного масла и отказалась продолжать употреблять в дальнейшем психоактивное вещество, обвиняемый стал требовать это сделать, а потом перешёл к угрозам. В результате, потерпевшая употребила значительное количество наркотического средства.
Как видно из приведённого примера, адресант воспользовался знанием личностных параметров адресата, а также местом и временем, при котором происходила суггестия, применив при совершении преступления различные типы речевого воздействия: уговаривание — повеление — принуждение.
Следующей стадией подготовительного этапа является презентации автора сообщения. Конечно же, эта стадия существенно отличается от презентации автора книги или журнальной статьи, и часто выделить её очень сложно. Но такая стадия присутствует, и основная её задача показать лицу, склоняемому к употреблению наркотического средства, «успешность» адресанта, снять психологическое напряжение, которое порождает словосочетание «употребление наркотиков». Достигается оно, как правило, убеждением, что опасность потребления психоактивных веществ — это сознательный миф, созданный СМИ, и реальное положение дел не соответствует действительности.
Так, в ходе расследования уголовного дела № 91014014 было установлено, что, склоняя несовершеннолетних к употреблению наркотического средства марихуаны, взрослая девушка использова-
ла себя в качестве примера, рассказывая о том, что она длительное время курит коноплю и при этом прекрасно себя чувствует и хорошо выглядит.
Презентация автора сообщения включает в себя обозначение социальных отношений между ним и адресатом. В приведённом примере социальные отношения подростков, вовлекаемых в употребление наркотиков, и адресанта строились на основе «образа взрослого» — сложном образовании, опосредующем ценностно-смысловую сферу личности, включающую в себя представление о себе настоящем и будущем [4].
Презентация автора сообщения неразрывно связано со следующей стадией подготовительного этапа — презентацией тематики и формирования мотива восприятия сообщения.
Главная задача этих двух стадий состоит в создании установки на восприятие последующего речевого сообщения. «Речевое воздействие должно строиться таким образом, чтобы содержать оптимальное число константных, ригидных, заранее прогнозируемых посылок, созвучных большинству уже имеющихся установок адресата» [2. С. 275—276].
Например, на начальном этапе распространения наркотического средства — дезоморфин, который изготавливается из кодеиносодержащих препаратов, преступники в качестве аргумента использовали тот факт, что большинство компонентов для его приготовления находится в свободной продаже в аптеках и, следовательно, не могут представлять опасность для здоровья человека.
«Мой супруг длительное время употреблял наркотические средства. Из-за этого у нас происходили постоянные ссоры. В один из дней в конце ноября 2009 года он начал разговор о новом наркотическом средстве, которое изготавливается из медицинских препаратов, при этом он просил меня его выслушать, так как после этого разговора я пойму, что данное вещество не представляет опасности» (уголовное дело № 91014023 Каменский городской суд Пензенской области).
В указанном примере чётко прослеживается процесс активации жизненного опыта потерпевшей речью обвиняемого, при которой сработала психологическая установка, завязанная на доверии человека к аптеке, как к месту получения медицинской помощи.
На заключительной стадии подготовительного этапа лицо, совершающее речевое манипулирование, описывает проблемную ситуацию (потребление наркотиков), через присущие ему личностные
смыслы. Именно на этой стадии начинается активный диалог личностных смыслов преступника с личностными смыслами потерпевшего.
При этом главной задачей лица, совершающего преступление, на данной стадии является построить своё воздействие таким образом, чтобы склоняемый, услышав его, начал активно «примерять» сказанное к себе, чтобы он идентифицировал ситуацию и наложил её на свой жизненный опыт.
Марихуана разрешена во многих штатах США. В американских фильмах её курят от учителя до президента. Явно в ней нет никакой опасности (уголовное дело № 9523001 Мокшанский районный суд Пензенской области).
Основной этап взаимодействия преступника и потерпевшего строится на этапе рефрейминга, при котором и происходит манипулирование сознанием. Суть рефрейминга сводится к тому, что любую ситуацию можно представить абсолютно иначе, если заключить её в другие рамки, что достигается путём открытия новой перспективы, изменения словесного оформления проблемы или явления, изменения эмоционального отношения [5. С. 92].
Рефрейминговый этап и образует состав преступления, квалифицируемый как склонение лица к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, именно в рамках этого этапа адресант изменяет (пытается изменить) отношения адресата к потреблению психоактивных веществ.
На первой стадии рефреймингового этапа адресант (преступник) проводит манипуляции по изменению личностного смысла отдельных объектов и формирование смысловых диспозиций.
Подача информации на указанной стадии осуществляется с использованием типа речевого воздействия — информирования, убеждение адресата происходит через пристрастную подачу информации, которая направлена на логическое усвоение сведений и на формирование бессознательных установок.
Например, «Марихуана разрешена во многих странах мира. Наверняка, прежде чем разрешить её употребление в своей стране, там проводили исследования и установили, что она безопасна».
В этой якобы информативной фразе уже присутствуют элементы рефрейминга, направленные на изменение отношения к проблеме. Выделим их: разрешена во многих странах мира, создаётся впечатление, что в большинстве стран разрешено употребление данного наркотического средства, что не соответствует действительности (частичная
или полная легализация имеется в 27 странах из 193 стран, входящих в ООН); а утверждение о том, что проводились исследования и было установлено, что потребление конопли безопасно, является абсолютной ложью, так как такие доказательства нигде получены не были [6].
Несмотря на то, что оба утверждения спорны, преступник уже добился первой цели, им сделано точечное изменение отношения адресата к объекту (марихуане), факту действительности (опасности её употребления), тем самым проведено фиксирование установки по отношению к группе объектов (наркотики), объединённых для человека единым личностным смыслом.
Если первую стадию рефреймингового этапа можно назвать плацдармом, отвоёванным преступником в мироощущении потерпевшего, то следующая стадия является полноценной наступательной операцией, которую адресант проводит на смысловые структуры личности. На этой стадии манипулятор изменяет состояние смысловых конструктов, убеждений, ценностей и потребностей адресата.
По своей сути склонение к потреблению наркотиков на этой стадии сводится к искажению базовых потребностей потерпевшего, заменяя имеющиеся у него паттерны на те, что внушаются адресантом.
На данной стадии наиболее активно используется несколько типов речевого воздействия: уговаривание, эмоциональное воздействие, принуждение.
Уговаривание строится на эмоциональном убеждении собеседника отказаться от имеющейся у него точки зрения. При этом уговаривание -это всегда эмоционально-окрашенное воздействие, строящееся, как правило, на повторении просьбы.
Несмотря на то, что некоторые авторы утверждают, что уговаривание не является эффективным в серьёзных вопросах и ситуациях [7. С. 198], не стоит его недооценивать. Этот метод эффективен при воздействии на близких родственников (друзей), или если уговаривание осуществляет лицо, имеющее превосходство перед уговариваемым, например, взрослый при разговоре с подростками.
Как я могу относиться к вам как к взрослым парням, если у вас ни у кого нет решимости попробовать обычную травку. Если вы считаете себя взрослыми, вам стоит попробовать (уголовное дело № 9514001 Каменский городской суд Пензенской области).
В данном случае манипулятор, уговаривая несовершеннолетних попробовать наркотическое средство марихуану, использовал уговаривание на таких типах прагматических высказываний,
как предложение, наставление, подначивание и соблазнение, что позволило ему вовлечь подростков в употребление наркотических средств.
Эмоциональное воздействие в случае с вовлечением в употребление наркотических средств и психотропных веществ — это сознательно оказываемое воздействие, когда говорящий прямо ставит перед собой такую задачу и, например, убеждая собеседника, играет на его самолюбии, жадности, доброте и т. д. [8. С. 253].
При рассмотрении стадии эмоционального воздействия необходимо обратить внимание на суггестивность текста, который предполагает наличие в языковой ткани специфически маркированных компонентов и структур, косвенно (через бессознательное) способствующих реализации целеуста-новки адресанта. Она связана с внушением эмоций, бессознательных мыслей и установок, психических и физических состояний [9. С. 173].
Эмоциональное воздействие обладает гораздо большей эффективностью, чем уговаривание, так как с более высокой интенсивностью давит на эмоциональную сферу адресата, имея в своём арсенале и положительные компоненты, такие как ободрение или ласка, нейтральные — жалоба или шутка и отрицательные: оскорбление, упрёк, брань.
Мы же друзья. Поверь мне и попробуй, увидишь, как приятно! (уголовное дело № 1—72/2012 Чишимский районный суд респ. Башкортостан).
Использование принуждения в делах о склонении к потреблению наркотических средств выявляется гораздо реже, чем два первых типа речевого воздействия. Преступники понимают, что принуждаемый человек, оценивая свой неблаговидный поступок, всегда может оправдать себя тем, что совершил его под давлением, а это в свою очередь может послужить мотивом для явки в правоохранительные органы.
Принуждение может строиться на таких приёмах речевого воздействия, как манипуляция и речевая агрессия.
Если ты не попробуешь с нами травку, мы тебя изобьём.
Угрозы физического насилия в той или иной форме эффективны против несовершеннолетних и женщин, т. е. лиц, склонных опасаться боли в силу своей эмоциональной и физической слабости.
После того, как в результате действий преступника проведена корректировка смысловых конструктов убеждений, ценностей и потребностей потерпевшего, т. е. достигнуты изменения в его отношении к потреблению наркотических средств, наступает следующая стадия рефрейминга, предполагающая закрепление и удержание этого состояния. Эта стадия — психофизиологического программирования.
Психофизиологическое программирование предполагает представление последовательности речевых действий, направленных на изменение психического состояния реципиентов и их физиологических процессов [2. С. 283]. На этом этапе адресант обеспечивает адресата средствами самовнушения, которые воздействуют на его физиологические процессы, корректируют состояние организма и создают новое жизнеощущение у потерпевшего. Происходит своеобразное «зацикливание» адресата на вопросе потребления наркотиков, которое выступает в качестве программы, влияющей на дальнейшее поведение человека.
Всё рассказанное перевернуло мою душу, мне хотелось только одного: попробовать, я думал об этом и день, и ночь, при встрече с Т. сам попросил его достать мне кокс [10. С. 68].
Этап организации совместной деятельности и контроля наступает, когда адресант, удостоверившись в том, что цель его речевого воздействия достигнута, предпринимает действия, направленные на реальное употребление адресатом наркотического средства. Им предлагается употребить (как правило, совместно) наркотики. В случае, если потерпевший отказывается от их употребления, адресантом проводятся действия, направленные на устранение ошибок, допущенных на этапе рефрейминга, изменяется текст в соответствии с новой речевой ситуацией, используются иные приёмы речевого воздействия.
Использование лингвистических методов для всестороннего и полного понимания процессов взаимодействия преступника и потерпевшего на примере только одного из составов преступлений позволит сделать вывод о необходимости изучения юристами лингвистики в рамках подготовки к их профессиональной деятельности. Понимание этапов прохождения речевого воздействия позволит установить не только виновность или невиновность лица в инкриминируемом преступлении, но и задокументировать преступное деяние так же подробно и последовательно, как любое другое преступление.
Список литературы
1. Сусликов, А. Н. Выявление признаков манипулирования сознанием в процессе расследования преступлений, предусмотренных ст. 230 УК РФ / А. Н. Сусликов // Актуальные проблемы антинаркотической деятельности в Российской Федерации: сборник материалов заочной научно-практической конференции, г. Уфа, 22 ноября 2013 г. — Уфа: Уфимский филиал Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России, 2014. — С. 113—120.
2. Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: дис. ...д-ра филол. наук / Е. В. Шелестюк — Челябинск, 2009. — 383 с.
3. Колесова, Д. В. Интенция как базовая категория текстовой деятельности/ Д. В. Колесова // Мир русского слова. — 2009. — № 3. — С. 28.
4. Сапогова, И. А. Роль взрослого в личностной и профессиональной идентичности подростков/ И. А. Сапогова// Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов: в 8 т. СПб.: Изд-во С.- Петербург, ун-та, 2003. Т. 7. С. 50—53.
5. Негодаева, О. Б. Язык СМИ: обзор манипулятивных форм воздействия/ О. Б. Негодаева// Lingua mobilis. — 2013. — № 2. — С. 92.
6. 6. Марихуана. Отчёт Национального института здоровья США. 2002 г. — URL: http://www.narkotiki. ru/5_5327.htm.
7. Новикова, Т.Ф., Смирнов, П. Ю. Приёмы нейтрализации вербальной агрессии в составе средств речевого воздействия/ Т. Ф. Новикова, П. Ю. Смирнов// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. Т. 37 № 2. — С. 198.
8. Филиппова, О.А. О некоторых приёмах эмоционального речевого воздействия в рекламе/ О. А. Филиппова// Сервис в России и за рубежом. — 2011. № 7. — С. 253.
9. Шелестюк, Е. В. Текстовые категории аргументивности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого водействия/ Е. В. Шелестюк// Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. № 30. — С. 173.
10. Сусликов, А.Н., Сусликова А. А. Склонение к потреблению наркотиков. Как выявлять приёмы речевого воздействия при допросе потерпевшего/ А. Н. Сусликов, А. А. Сусликова// Уголовный процесс. — 2018. — № 11. — С. 68.
Сведения об авторе:
Сусликов Алексей Николаевич — сотрудник филиала службы корпоративной защиты, ООО «Газпром добыча Ямбург». Новый Уренгой, Россия. е-mail: [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 6 (428). Philology Sciences. Iss. 117. Рp. 178—184.
STAGES OF SPEECH INFLUENCE AS INTUITIVE REFRAMING (ON THE EXAMPLE OF INDUCEMENT TO USE DRUGS)
A. N. Suslikov
LLC «Gazprom dobycha Yamburg», New Urengoy, Russia. е-mail: [email protected]
The article is devoted to proving the propensity of linguistic methods and means (speech influence analysis) in the investigation of the inducement to drug use. The stages of speech influence are analyzed and described: preparatory, reframing and control, using the existing investigative and judicial practice. It is shown how the text appears in the form of instrumentalities of crime, the interaction between the offender and the victim from the time of the inducement to actual consumption of drugs. Particular emphasis is placed on the description of the impact on the addressee in the process of the reframing stage. The legal term "inducement" is developed through theoretical linguistic concepts in the framework of the theory of speech influence. The necessity of using linguistic methods in the investigation of a definite category of criminal cases is explained.
Keywords: speech influence, manipulation of consciousness, reframing, decline, drugs.
184
A. H. CycnumB
References
1. Suslikov, A.N. Vyyavlenie priznakov manipulirovaniya soznaniem v processe rassledovaniya prestu-plenij, predusmotrennyx st. 230 UK RF [Identification of signs of manipulation of consciousness in the investigation of crimes under Art. 230 of the criminal code]. AktuaVnyeproblemy antinarkoticheskoj deyateVnosti v Rossijskoj Federacii: sbornik materialov zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Ufa, 22 noyabrya 2013 g. [Actual problems of anti-drug activity in the Russian Federation: proceedings of the correspondence scientific-practical conference, Ufa, November 22, 2013] - Ufa: Ufimskij filial Severo-Zapadnogo instituta povysheniya kvalifikacii FSKNRossii, 2014. [Ufa: Ufa branch of the North-Western training Institute of Russian Federal drug control service]- 2014, pp. 113 -120. (In Russ.).
2. Shelestyuk, E.V. Rechevoe vozdejstvie: ontologiya i metodologiya issledovaniya: dis. ...d-ra filol. nauk [Speech effects: ontology and research methodology: dis. ...d-RA filol. sciences'] - Chelyabinsk, 2009, pp. 383. (In Russ.).
3. Kolesova, D.V. Intenciya kak bazovaya kategoriya tekstovoj deyatelnosti[Intention as a basic category of textual activity]. Mir russkogo slova [ World of Russian word], 2009, no.3, 28 p. (In Russ.).
4. Sapogova, I.A. RoP vzroslogo v lichnostnoj i professionalnoj identichnosti podrostkov [The role of the adult in the personal and professional identity of adolescents]. Ezhegodnik Rossijskogo psixologicheskogo ob-shhestva: materialy III Vseros. s^ezdapsixologov: v 8 t. SPb. [Yearbook of the Russian psychological society: materials of III all-Russia. Congress of psychologists]. S.- Peterburg, 2003. Kn. 7, pp. 50- 53. (In Russ.).
5. Negodaeva, O.B. Yazyk SMI: obzor manipulyativnyx form vozdejstviya [Media language: an overview of manipulative forms of influence]. Lingua mobilis, 2013, no.2, p. 92. (In Russ.).
6. Marixuana. Otchyot Nacional'nogo instituta zdorov^ya SShA [Marijuana. A report by the National Institute of health, USA.]. 2002 g. - URL: http://www.narkotiki.ru/5_5327.htm. .
7. Novikova, T.F., Smirnov, P.Yu. Priyomy nejtralizacii verbaVnoj agressii v sostave sredstv rechevogo vozdejstviya [Methods of neutralization of verbal aggression as part of the means of speech influence]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific statements of Belgorod state University. Series: Humanities], 2018. Kn.37, no. 2, p.198. (In Russ.).
8. Filippova, O.A. O nekotoryx priyomax e'mocional'nogo rechevogo vozdejstviya v reklame [Some of the emotional techniques of speech influence in advertising]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 2011, no.7, p. 253. (In Russ.).
9. Shelestyuk, E.V. Tekstovye kategorii argumentivnosti, suggestivnosti i imperativnosti kak otrazhenie sposobov rechevogo vodejstviya [Text categories of argumentation, suggestiveness and imperativeness as a reflection of the ways of speech action]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state University], 2008, no.30, p.173. (In Russ.).
10. Suslikov, A.N., Suslikova, A.A. Sklonenie kpotrebleniyu narkotikov. Kak vyyavlyatpriyomy" rechevogo vozdejstviyapri doprosepoterpevshego [Inducement to use drugs. How to identify methods of speech influence during the interrogation of the victim]. Ugolovny jprocess [Criminal proceeding], 2018, no.11, p.68. (In Russ.).