Научная статья на тему 'Этапы развития земельных отношений и их правовое регулирование в республике Казахстан'

Этапы развития земельных отношений и их правовое регулирование в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2978
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития земельных отношений и их правовое регулирование в республике Казахстан»

закупе зерна в государственные ресурсы - 10% ставки, кредитование через сельскохозяйственные кредитные товарищества - 9%, организация проведения весенне-полевых работ-по нулевой, микрокредитование сельского населения - 6%, использование зерновых расписок - 9%.

Объемы микрокредитования сельского населения будут увеличены в 5 раз.

Объемы бюджетного кредитования агропромышленного комплекса должны возрасти - в 1,5 раза.

Таким образом, государственная поддержка будет осуществляться в области ценообразования, кредитования, лизинга, налогообложения и страхования.

Расчеты показывают, что все формы господдержки и дугие организационно-экономические мероприятия позволят повысить окупаемость затрат и конкурентоспособность сельхозпродукции и продовольствия.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

А.И. Сабирова, к.э.н., зав. отд. НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

Проводимая с 1991 г. земельная реформа в РК была направлена на создание нового земельного строя, адекватного рыночным отношениям. Сторонники реформ считали, что основная причина, сдерживающая рост экономики сельского хозяйства страны, - это «слабость» крестьянства в общей системе экономических отношений, его неустойчивое социальное положение, отсутствие возможности реализовать личный интерес, свободно распоряжаться результатами своего труда, своими доходами. Коренную причину видели в лишении крестьянина права частной собственности на землю.

В соответствии с реализацией аграрной политики государства земельная реформа в Республике Казахстан осуществлялась поэтапно. На начальном этапе (1991-1993 гг.) правовое сопровождение земельной реформы обеспечивалось принятыми законодательными актами: Земельного кодекса Казахской ССР (январь 1991 г.), «О земельной реформе в РК» (июнь 1991 г.), «О земельном налоге» (декабрь 1991 г.). Действие их на практике обеспечило участие местных административных органов государственной власти в процессе приватизации земельной собственности. Были конкретизированы главные задачи земельной реформы, которые сводились к следующему:

- наделение каждого жителя села социально гарантированной земельной долей при реорганизации государственных сельскохозяйственных предприятий и ликвидация монополии государственной собственности;

- формирование новых рыночных форм хозяйствования: сельскохозяйственных производст-

венных кооперативов, товариществ с ограниченной ответственностью, крестьянских (фермерских) хозяйств на добровольной основе;

- создание специального земельного фонда районов с целью последующего его распределения в интересах более эффективного собственника (землепользователя) в использовании земель сельскохозяйственного назначения;

- предоставление земель гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, занятия традиционными народными промыслами;

- оформление и переоформление документов о праве на земельную долю, а в последующем -на земельный участок.

Особенностью первого этапа земельной реформы было применение механизма деления земельной собственности бывших совхозов и колхозов на земельные доли в зависимости от трудового участия и сферы деятельности жителей села (работники предприятий, социальной сферы, пенсионеры). В результате перераспределения земель появилось 2,3 млн собственников земельных долей, которым были выданы свидетельства о праве на условную земельную долю. Обладателям права было разрешено получать земельные участки в счет условной доли для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, совершать гражданско-правовые сделки, как-то: продавать право пользования, дарить, наследовать, передавать в качестве вклада или взноса в уставные капиталы сельскохозяйственных предприятий.

Однако массовый переход к организации крестьянских (фермерских) хозяйств, как ожидалось, в первый период не произошел. У большинства жителей села сохранялся и доминировал менталитет участия в коллективной форме организации производства. Поэтому сохранялись преимущественно крупные землепользования с севооборотными массивами и отделенческой структурой управления производством. В этих условиях происходила формальная смена формы хозяйствования, сохранялись коллективные предприятия, в том числе получили распространение акционерные объединения.

Положительным аспектом в проведении земельной реформы было образование районного спецземфонда в размере 10% от площади сельхозугодий каждого реформируемого предприятия. В результате на территории административных районов были выделены резервные фонды для новых создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 8,4 млн га (в последующем выделение этой категории земель происходило менее значительно, примерно по 0,6 млн га в год), а затем из-за трудности в оформлении границ эти фонды были переданы в состав земель запаса.

Этап 1994-1995 гг. характеризовался выходом Указов Президента РК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (январь 1994 г.), «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» (апрель 1994 г.), «О земле», отменивших мораторий на продажу права землепользования; все земли сельскохозяйственного назначения, кроме ЛПХ, были переданы хозяйствующим субъектам на

праве постоянного пользования. При этом первичный землепользователь мог передать другому лицу принадлежащий ему участок во временное пользование, возник механизм уступки права на земельную долю, который явился одним из основных в системе оборота земель. Одновременно сохранялось предоставление прав на аренду земли и использования ее в качестве закладной. Тем самым были созданы предпосылки для возможности расширения размеров землепользований и концентрации земель у одного предприимчивого работника. Вместе с тем этот процесс слабо регулировался, а потому уже в конце 1995 г. уступка права была отменена.

С 1997 г. усилился процесс натурной персонификации земельных долей. Впервые при сделках с государством были установлены базовые ставки платы за землю для постоянных землепользователей, основанные на нормативной цене земли. Появились механизмы для исчисления размеров арендной платы и земельного налога.

С принятием закона РК «О земле» (январь 2001 г.) были отменены право постоянного землепользования и право совершения на его основе сделок. Были установлены нормативы предоставления в безвозмездную собственность земель для ЛПХ, а также определены ограничения на предельные размеры одного крестьянского хозяйства, которые соответствовали 15-кратным среднерайонным земельным долям. При этом во временное пользование предоставлялась земля крестьянским (фермерским) хозяйствам на срок от 3 до 49 лет. За этот период на безвозмездной основе было передано в частную собственность гражданам для ведения ЛПХ около 2,9 млн га земельных участков на площади свыше 350,0 тыс. га.

Новый этап развития земельных отношений связан с принятием Земельного кодекса РК 20 июня 2003 г., который закрепил право частной собственности на земли сельхозназначения и установил нормы регулирования земельных отношений. В земельные отношения были вовлечены предприятия с разной формой собственности на землю и права землепользования. Формировался первичный рынок земли путем единовременной продажи либо продажи в рассрочку на возмездной основе земельных участков, или передачи права землепользования из государственной собственности в частную, а также предоставлялись земли в долгосрочную аренду сроком на 49 лет.

С момента введения института купли-продажи земли в республике с участием государства было осуществлено 102,2 тыс. операций по продаже земельных участков в частную собственность на площади 156,5 тыс. га, или 0,18% категории земель сельскохозяйственного назначения.

Ускоренная смена отношений к праву землепользования различных форм хозяйствования, а с 2003 г. - к земельной собственности сопровождалась повышением роли мелкотоварного крестьянского хозяйства. В результате 15-летнего периода реформ количество действующих крестьянских хозяйств возросло с 324 в 1990 г. до 187,1 тыс. в 2005 г., или почти 600 раз. В стоимости валового внутреннего продукта сельского хозяйства в настоящее время они занимают 24,5% - почти столько же (25,5%), сколько средние и крупные сельхозпредприятия.

Реализация основных принципов, сформулированных в ходе реформы, - создание подлинного

хозяина на земле, когда в одном лице совмещаются функции работника, собственника и пользователя,

- оказываются делом куда более сложным. Общество столкнулось с решением проблемы бедности на селе и сопровождающим ее более низким уровнем доходов сельского населения (в 1,7 раза) по сравнению с городским. Вследствие несовершенного процесса приватизации сельскохозяйственных предприятий около 60% занятого сельского населения оказалось без земли и сформировало класс наемных работников. Введение частной собственности на землю пока не оказывает должного влияния на рост темпов развития отраслей сельскохозяйственного производства и повышение мотивации к труду жителей села. Земли сельскохозяйственного назначения пока неликвидны и не привлекают банковскую систему для их залога в ипотечном кредитовании. Вторичный рынок земель сельхозназначения пока не развит. Это не позволяет установить реальную стоимость земли в соответствие с доходами и платежеспособностью сельских жителей. С отменой переходных положений ст. 170 п. 5 Земельного кодекса РК институт земельной доли практически прекратил свое существование.

В реальной жизни развитие мелкотоварного производства привело к неоправданно высоким затратам на производство продукции и низкой рентабельности мелких К(Ф)Х. В условиях научнотехнического прогресса эта проблема усугубилась отсутствием материально-технических ресурсов и слабой поддержкой со стороны государства.

За последние годы изменились ориентиры в аграрной политике, особенно связанной с вхождением Казахстана в ВТО; появилась необходимость преимущественного развития средне- и крупнотоварного производства, способного производить конкурентоспособную продукцию. Поэтому в системе землепользования мелких крестьянских (фермерских) хозяйств возникают новые проблемы по использованию земли и перехода на частную земельную собственность, связанные с процессом производственной кооперации (совместной обработки земли) и оказанием агросервисных услуг.

Для развития рынка земли необходимо дальнейшее совершенствование финансово-кредитных отношений, особенно в аграрном секторе, широкое использование ипотечной формы кредитования под залог земли и права землепользования.

В процессе исследований данной проблемы выявлены узкие места в действующей законодательной базе РК, касающиеся открытости земельного рынка, принятия отдельных подзаконных актов по установлению предельных, соответствующих различным формам хозяйствования и специализации регионов, размеров земельных участков, которые предоставляются для выкупа в частную собственность. Особенно сказывается несовершенство механизма земельного налогообложения физических и юридических лиц, где применяются разный режим и нормативообразующие базы: для юридических лиц - цена баллов-бонитетов почв, для физических лиц - кадастровая стоимость земли. Недостаточная работа отдельных организационных структур в процессе купли-продажи земли, в частности, слабое развитие кадастровых центров и ведение мониторинга по совершенным сделкам с земельными участками, недостаточная доступность получе-

ния информации, несовершенство деятельности нотариальных служб удлиняют процесс оформления документов на право частной собственности, что отражается на куплю-продажу земли. Требует совершенствования механизм установления кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствии с внутриобластным землеоценочным зонированием, необходимо понижение базовых ставок на первичном рынке недвижимости, особенно на орошаемых землях.

Дальнейшее развитие устойчивых землепользования и земельных отношений в рыночных условиях сопряжены с решением наиболее важных проблем, среди которых:

- создание и законодательное закрепление эффективных механизмов перехода к частной собственности на землю, в том числе предоставление сельским товаропроизводителям долгосрочных ипотечных кредитов под невысокие процентные ставки (не более 5-7% годовых), организация специальных ипотечных банков с государственным участием;

- стимулирование развития системы взаимоотношений между государством и землепользователями, частными собственниками на основе применения дифференцированных пониженных (не менее чем на 25%) базовых ставок, доступных сельхозтоваропроизводителям при невысоких доходах сельского населения на первичном рынке недвижимости;

- регулирование рыночного оборота земли и оптимизация размеров землепользований в зависимости от специализации и форм хозяйствования;

значительным резервом для расширения размеров землепользований являются земли запаса, площадь сельскохозяйственных угодий которых составляет 109,2 млн га.;

- стимулирование к укрупнению действующих и организации новых землепользований сельских хозяйствующих субъектов с целью формирования средне- и крупнотоварного производства в регионах страны;

- выявление потенциальных возможностей и законодательное закрепление повышения норм предоставления земель для развития личного подсобного хозяйства с целью закрепления трудовых ресурсов на селе и уменьшения миграции из села в город, из менее благоприятных регионов - в более благоприятные, но густонаселенные с трудоизбыточным населением;

- проведение государственной политики поддержки сельских товаропроизводителей, рационально использующих земли, не нарушающих экологию и обеспечивающих внедрение инновационных разработок по технологическим, экономическим и другим методам использования земельных ресурсов, обеспечения устойчивого землепользования;

- разработка новой или дополнение действующей нормативно-законодательной базы по компенсации потерь земельным собственникам, землепользователям от земельных сервитутов для инженерных сетей и коммуникаций и при изъятии и аренде их земель.

ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

АГРАРНОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

Г.Р. Мадиев, к.э.н., зав. отд. НИИ экономики АПК и развития сельских территорий

В современной системе социально-экономического развития села важную роль играют личные подсобные хозяйства населения. В последние годы на их долю приходится около половины стоимости валовой продукции сельского хозяйства.

По данным Агентства РК по статистике, в стране на начало 2005 г. насчитывалось 2 134 тыс. хозяйств населения. К ним агентство относит личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, коллективные сады и огороды, дачные участки. Их количество незначительно возросло по сравнению с дореформенным периодом, а с начала XXI столетия начало медленными темпами сокращаться.

Агентство РК по управлению земельными ресурсами учитывает земельные участки личных подсобных хозяйств в составе земель населенных пунктов и других категорий земель. По его данным, количество ЛПХ по сравнению с дореформенным периодом сократилось на 185,8 тыс. хозяйств, или на 18,5%. Несмотря на это площадь приусадебных земель возросла на 1/5 часть.

Одновременно увеличилась средняя площадь приусадебного земельного участка с 14 до 20 соток, а площадь под огородом и садом - с 9 до 12 соток, или на одну треть.

В хозяйствах населения в 2005 г. было размещено 138,8 тыс. га посадок картофеля, 91,2 тыс. га овощей, 36,3 тыс. га плодово-ягодных насажде-

ний, что соответственно составляло 81, 84 и 66% от всех категорий хозяйств. Другие культуры (зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, табак) занимали менее 10% всех посевов.

ЛПХ специализируются преимущественно на выращивании животных. В стоимости валовой продукции сельского хозяйства на животноводческую продукцию приходится 75%. На начало 2006 г. хозяйства содержали 4 643,9 тыс. голов крупного рогатого скота (85,6%), 1 076,7 свиней (82%), 10 816,7 тыс. овец и коз (75,7%), 917,3 тыс. лошадей - 83,3% от их общего поголовья в стране. В хозяйствах населения разводится более половины всего поголовья птицы.

В этой категории хозяйств производится 79% картофеля, 65% овощей. 82% плодов и ягод, 87% мяса, 91,1% молока, 78,9% шерсти. По этим продуктам ЛПХ занимают лидирующее положение. Ни один из типов предприятий корпоративного типа пока не может выступить альтернативой микросемейному производству.

По сравнению с дореформенным периодом в хозяйствах населения проявился интенсивный рост посевных площадей, поголовья скота и производства основных продуктов питания. С 1990 г. площадь под картофелем увеличилась в 1,3 раза, подсолнечником - в 14 раз, овощами - в 4, бахчевыми культурами - в 3,3 раза. Поголовье крупного рогатого ско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.