УДК 37.01
Рубинчик Юлия Семеновна
старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского городского педагогического университета luch2118@mail.ru
Этапы развития советской системы дошкольного
ОБРАЗОВАНИЯ
Yuliya S. Rubinchik
senior lecturer,
Department of preschool education, Moscow City Pedagogical University luch2118@mail.ru
Stages of development of
THE SOVIET PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация. В работе рассмотрены основные этапы становления советской системы дошкольного образования. Предложены критерии деления советского периода развития дошкольного образования на этапы: характер управления системой и особенности ее развития, на основании чего выделено два этапа, дана их характеристика: первый этап - «этап становления советской системы дошкольного образования» включает 1917-1938 годы; второй этап - «этап нормативного развития советской системы дошкольного образования» включает 1938-1991 годы. Проанализированы успехи и недостатки советской системы дошкольного образования, границы их использования в современных условиях.
Ключевые слова: критерий, фактор, исторический период, исторический этап, концепция периодизации.
Annotation. Criteria for the division of the Soviet period of the development of preschool education on the steps are proposed: the nature of the control system and the features of its development. On this basis two stages are allocated, their characteristics: the first stage - «a stage of formation of the Soviet system of preschool education»1917-1938; the second stage - «regulatory development stage of the Soviet system of preschool education» 1938-1991. The author analyzes the successes and shortcomings of the Soviet system of preschool education, the boundaries of their use in modern conditions.
Keywords: criterion factor, historical period, historical stage, concept of periodization.
На современном этапе развития российского общества, связанного с коренным изменением требований государства к системе образования, остро встает вопрос о целях и задачах системы образования в целом и дошкольного образования в частности. С начала 90-х годов XX столетия все жестче на высшем государственном уровне проводится идея о том, что образование - это всего лишь один из видов социальных услуг, которые частично финансируются государством. В этих условиях закономерно ухудшилось качество подготовки на всех уровнях образования, а отдельные уровни, например, начального профессионального образования, был просто разрушен. Такая же участь может ожидать и систему дошкольного образования, которая, по мнению B.C. Собкина и П.С. Писарского, жестко связана с системой НПО. В связи с чем важно определить новые подходы к выживанию и развитию системы дошкольного образования на современном этапе и на перспективу. Последнее обстоятельство предполагает необходимость выделения причин, обуславливающих актуальность поиска философско-методологи-
ческого и педагогического переосмысления процесса развития дошкольного образования и воспитания. К этим причинам нами отнесены [5]:
- кардинальное изменение политических и социально-экономических условий развития стра-
ны, в которых высказываются прямо противоположные точки зрения на роль дошкольного образования в условиях рыночной экономики и его перспективы. За последние двадцать лет количество дошкольных учреждений уменьшилось почти в два раза. Детские сады перепрофилировались, а зачастую здания, в которых они находились, просто продавались коммерческим структурам. На протяжении многих лет такое положение, по крайней мере, на уровне исполнительной власти считалось вполне закономерным, при построении рыночной экономики и снижении рождаемости. В настоящее время государством предприняты серьезные усилия по поддержке семьи, в том числе и с целью роста рождаемости. Одной из мер решения этой задачи является увеличение количества дошкольных учреждений, улучшение в них работы с детьми. На высшем государственном уровне сделано заявление о том, что в ближайшие два-три года очередей в детские сады не будет. Эта задача не была решена даже в советские годы;
- появление новых форм дошкольных образовательных учреждений: частные и семейные детские сады, чего не было в нашей стране на протяжении более семидесяти лет. Многие родители, не имеющие возможности получить место в государственном учреждении, высказыва-
321
ют опасения о качестве деятельности новых учреждений, но вынуждены пользоваться их достаточно дорогими услугами;
- в условиях демократизации общества меняются требования к деятельности дошкольных учреждений. Так, родители в большей степени настаивают на комфортном пребывании детей в детском саду, их максимальном физическом и психическом развитии в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Государство ставит в качестве одной из ведущих задачу подготовки дошкольника к школе. Возникает опасность, что подготовка к школе станет ведущей задачей деятельности педагогического коллектива детских садов, так как ее реализация легко контролируется органами управления образованием, через опрос директоров школ. В этом случае существует возможность того, что у дошкольников не будет «детства», традиционно связываемого с играми, общением с одним воспитателем, хорошо знающим особенности каждого ребенка в группе. Вместо этого увеличатся занятия с приглашенными учителями по различным предметам, психологами, экологами и т.д.
Для поиска путей развития дошкольного образования важно с современных позиций проанализировать развитие системы в советский период. Этот период, с одной стороны, был периодом создания [1]:
- эффективной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, служившей эталоном для многих стран, в первую очередь социалистических;
- развития теории и практики дошкольного образования, которое имеет непреходящую ценность для всего человечества.
Вместе с тем, советский период развития дошкольного образования на протяжении многих лет был объектом критики со стороны ученых капиталистических стран, а в настоящее время является объектом серьезных научных споров и в нашей стране.
Проблема объективной оценки советского периода развития дошкольного образования в значительной степени сдерживает разработку новых подходов к воспитанию и обучению дошкольников. Ее решение позволяет понять и оценить достижения и промахи, сопутствующие развитию любой сложной социальной системы, чтобы на этом фундаменте определять и разрабатывать новые векторы, адекватные современным социально-экономическим условиям и на перспективу [3].
Поэтому представляется важным четко определить и эффективно использовать достижения советской дошкольной педагогики, для чего важно их системно рассмотреть без давления идеологии [7].
К факторам, определявшим успешное развитие дошкольного образования в Советском Союзе, следует отнести [2]:
- цели и задачи, ставившиеся перед системой образования в целом и системой дошкольного
образования органами партийной и государственной власти, их непротиворечивость, по сравнению с последующими годами;
- постоянное улучшение экономического положения дошкольных образовательных учреждений по мере экономического развития страны;
- высокий уровень научных исследований в области дошкольного образования, выведший СССР в одну из ведущих стран мира по этому показателю;
- системное улучшение качества профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для дошкольных учреждений образования;
- эффективная система управления дошкольным образованием, во многом базировавшаяся на жестком контроле за их деятельностью в интересах детей и их родителей.
Процесс становления и развития теории и практики дошкольного образования должен быть отражен как движение познания от известных дидактических теорий (общего) к практике образовательной деятельности (единичному) [4; 9].
Что предполагает разработку и реализацию нескольких познавательных этапов [8]:
- выделение теоретических основ, определявших подходы к дошкольному образованию в дореволюционный период, как основания его развития в последующие годы;
- анализ процесса становления и развития дошкольного образования в советский период с позиций историко-сравнительного подхода к оценке исторических фактов;
- определение хронологических границ перехода советской системы дошкольного образования в новые состояния;
- выделение этапов развития дошкольного образования в СССР с позиции концепции периодизации;
- анализ существенных характеристик выделенных этапов в их единстве и противоположности;
- исследование значения теории дошкольного образования, разработанной в советское время, в настоящее время.
В рамках выделенных этапов определяются цель, задачи, содержание, формы и методы, тенденции развития дошкольного образования, что позволяет оценить значимость советского периода его развития [6; 10].
К критериям деления советского периода развития дошкольного образования на этапы мы относим: характер управления системой и особенности ее развития. Первый этап - «этап становления советской системы дошкольного образования» включает 1917 - 1938 годы. Это был этап, связанный с переходом всех учреждений дошкольного образования в ведение государства,
322
широким привлечением специалистов дореволюционной школы к разработке новой системы: теоретические основы, средства и методы, которой формировались в широких дискуссиях. В заключительные полтора года этапа становления государственные органы, в соответствии с общей тенденцией уничтожения любого инакомыслия во всех сферах общественной жизни, взяли развитие дошкольного образования под жесткий контроль, что привело в 1938 году к началу нормативного развития системы. Второй этап - «этап нормативного развития советской системы дошкольного образования» включает 1938-1991 годы. На этом этапе деятельность системы жестко регламентировалась, что положительно сказалось на развитии системы в годы Великой отечественной войны. Однако, в мирные годы, когда система огромной многонациональной страны с сильно различающимися экономическими условиями, развивалась строго в соответствии с Уставом детского сада, постоянно совершенствовавшимся, но скорее подходившим для полноценного развития в чрезвычайных обстоятельствах, эффективность ее развития зависела от уровня понимания партийными и государственными чиновниками особенностей детского образования. Последнее обстоятельство сдерживало развитие дошкольного образования вплоть до шестидесятых годов, когда решения XX съезда КПСС, взявшего курс на демократизацию общественной жизни, начали реализовываться и в образовании. Но и после 1956 года (XX съезд КПСС) система дошкольного образования развивалась исключительно нормативно, хотя и более вариативно. С началом перестройки (1985 год), демократизации деятельности всех социальных институтов начинается поиск новых подходов к дошкольному образованию, приведший к разработке в 1989 году «Концепции дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова и В. Петровского), принятию «Временного положения о дошкольных учреждениях» (1991 год). В них к основным функциям дошкольных образовательных учреждений отнесены: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
Литература:
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. 608 с.
2. История педагогики. Часть 2. С XVII в. До середины XX : Учебное посо-бие для педагогических университетов; Под редакцией академика РАО АН. Пискунова. М. : ТЦ «Сфера», 1997. 304 с.
3. История педагогики; Под ред. Шабаевой. М. : «Просвещение»,1981. 234 с.
4. История философии : Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002. 576 с.
5. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001. 191 с. 6
6. Константинов НА. История педагогики : Учебник для студентов пед. ин-тов; Изд. 4-е, доп. и перераб. М. : Просвещение,1974. 447 с.
обеспечение их интеллектуального и личностного развития, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка. В концепции представлены принципы развития дошкольного образования:
- гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
- развивающий характер образования;
- ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
- деидеологизация дошкольного образования -приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Все представленные принципы, кроме последнего (деидеологизации) закономерно вытекают из принципов, заложенных еще в дореволюционной России и на этапе становления дошкольного воспитания в СССР. Принцип деидеологизации вступает в противоречие с принципом гуманизации, предполагающим воспитание любви к Родине, в СССР - Родине социалистической. Деидеологизация в государственных учреждениях дошкольного образования в то время просто противоречила Конституции страны, где была четко прописана направляющая и руководящая роль партии во всех сферах жизнедеятельности страны. Однако появление такого принципа в ключевом документе по дошкольному образованию говорит о снижении государственного контроля за системой.
Literature:
1. Anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of the nineteenth century / comp. by P.A. Lebedev. M. : Pedagogy, 1990. 608 p.
2. History of pedagogy. Part 2. Since the XVII century until mid XX : manual for pedagogical universities; ed. be academician RAO A.I. Piskunov. M. : Sphere, 1997. 304 p.
3. History of pedagogy; ed. by Shabaeva. M. : Prosveshchenie, 1981. 234 p.
4. History of philosophy : textbook for higher educational institutions. Rostov-on-Don : Phoenix, 2002. 576 p.
5. Kolomiitsev V.F. Methodology of history (From the source to the study). M., 2001. 191 p.
6. Konstantinov N.I. History of pedagogy : textbook for students of ped. Instit; Ed. 4th, ext. and rev. M. : Education, 1974. 447 p
323
7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2006. 622 с.
8. Методы исследования. Методологические проблемы истории; Под ред. В». Сидорцова. Мн. : ТетраСистемс, 2006. 352 с.
9. Новиков AM. Основания педагогики. М. : «ЭГВЕС», 2010. 208 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М. : «Большая российская энциклопедия», 1993-1999.
7. Lappo-Danilevskii A.S. Methodology of history. M., 2006. 622 p.
8. Research methods. Methodological problems of history; ed. by V.N. Sidortsov. Minsk : Tetrasystems, 2006. 352 p.
9. Novikov A.M. The foundation of pedagogy. M. : AGUAS, 2010. 208 p.
10. Russian pedagogical encyclopedia in 2 vols. M. : Great Russian Encyclopedia, 1993-1999.
324