Научная статья на тему 'Этапы развития советской системы дошкольного образования'

Этапы развития советской системы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4924
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / ФАКТОР / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП / КОНЦЕПЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубинчик Юлия Семеновна

В работе рассмотрены основные этапы становления советской системы дошкольного образования. Предложены критерии деления советского периода развития дошкольного образования на этапы: характер управления системой и особенности ее развития, на основании чего выделено два этапа, дана их характеристика: первый этап «этап становления советской системы дошкольного образования» включает 1917-1938 годы; второй этап «этап нормативного развития советской системы дошкольного образования» включает 1938-1991 годы. Проанализированы успехи и недостатки советской системы дошкольного образования, границы их использования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубинчик Юлия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития советской системы дошкольного образования»

УДК 37.01

Рубинчик Юлия Семеновна

старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского городского педагогического университета luch2118@mail.ru

Этапы развития советской системы дошкольного

ОБРАЗОВАНИЯ

Yuliya S. Rubinchik

senior lecturer,

Department of preschool education, Moscow City Pedagogical University luch2118@mail.ru

Stages of development of

THE SOVIET PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация. В работе рассмотрены основные этапы становления советской системы дошкольного образования. Предложены критерии деления советского периода развития дошкольного образования на этапы: характер управления системой и особенности ее развития, на основании чего выделено два этапа, дана их характеристика: первый этап - «этап становления советской системы дошкольного образования» включает 1917-1938 годы; второй этап - «этап нормативного развития советской системы дошкольного образования» включает 1938-1991 годы. Проанализированы успехи и недостатки советской системы дошкольного образования, границы их использования в современных условиях.

Ключевые слова: критерий, фактор, исторический период, исторический этап, концепция периодизации.

Annotation. Criteria for the division of the Soviet period of the development of preschool education on the steps are proposed: the nature of the control system and the features of its development. On this basis two stages are allocated, their characteristics: the first stage - «a stage of formation of the Soviet system of preschool education»1917-1938; the second stage - «regulatory development stage of the Soviet system of preschool education» 1938-1991. The author analyzes the successes and shortcomings of the Soviet system of preschool education, the boundaries of their use in modern conditions.

Keywords: criterion factor, historical period, historical stage, concept of periodization.

На современном этапе развития российского общества, связанного с коренным изменением требований государства к системе образования, остро встает вопрос о целях и задачах системы образования в целом и дошкольного образования в частности. С начала 90-х годов XX столетия все жестче на высшем государственном уровне проводится идея о том, что образование - это всего лишь один из видов социальных услуг, которые частично финансируются государством. В этих условиях закономерно ухудшилось качество подготовки на всех уровнях образования, а отдельные уровни, например, начального профессионального образования, был просто разрушен. Такая же участь может ожидать и систему дошкольного образования, которая, по мнению B.C. Собкина и П.С. Писарского, жестко связана с системой НПО. В связи с чем важно определить новые подходы к выживанию и развитию системы дошкольного образования на современном этапе и на перспективу. Последнее обстоятельство предполагает необходимость выделения причин, обуславливающих актуальность поиска философско-методологи-

ческого и педагогического переосмысления процесса развития дошкольного образования и воспитания. К этим причинам нами отнесены [5]:

- кардинальное изменение политических и социально-экономических условий развития стра-

ны, в которых высказываются прямо противоположные точки зрения на роль дошкольного образования в условиях рыночной экономики и его перспективы. За последние двадцать лет количество дошкольных учреждений уменьшилось почти в два раза. Детские сады перепрофилировались, а зачастую здания, в которых они находились, просто продавались коммерческим структурам. На протяжении многих лет такое положение, по крайней мере, на уровне исполнительной власти считалось вполне закономерным, при построении рыночной экономики и снижении рождаемости. В настоящее время государством предприняты серьезные усилия по поддержке семьи, в том числе и с целью роста рождаемости. Одной из мер решения этой задачи является увеличение количества дошкольных учреждений, улучшение в них работы с детьми. На высшем государственном уровне сделано заявление о том, что в ближайшие два-три года очередей в детские сады не будет. Эта задача не была решена даже в советские годы;

- появление новых форм дошкольных образовательных учреждений: частные и семейные детские сады, чего не было в нашей стране на протяжении более семидесяти лет. Многие родители, не имеющие возможности получить место в государственном учреждении, высказыва-

321

ют опасения о качестве деятельности новых учреждений, но вынуждены пользоваться их достаточно дорогими услугами;

- в условиях демократизации общества меняются требования к деятельности дошкольных учреждений. Так, родители в большей степени настаивают на комфортном пребывании детей в детском саду, их максимальном физическом и психическом развитии в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Государство ставит в качестве одной из ведущих задачу подготовки дошкольника к школе. Возникает опасность, что подготовка к школе станет ведущей задачей деятельности педагогического коллектива детских садов, так как ее реализация легко контролируется органами управления образованием, через опрос директоров школ. В этом случае существует возможность того, что у дошкольников не будет «детства», традиционно связываемого с играми, общением с одним воспитателем, хорошо знающим особенности каждого ребенка в группе. Вместо этого увеличатся занятия с приглашенными учителями по различным предметам, психологами, экологами и т.д.

Для поиска путей развития дошкольного образования важно с современных позиций проанализировать развитие системы в советский период. Этот период, с одной стороны, был периодом создания [1]:

- эффективной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, служившей эталоном для многих стран, в первую очередь социалистических;

- развития теории и практики дошкольного образования, которое имеет непреходящую ценность для всего человечества.

Вместе с тем, советский период развития дошкольного образования на протяжении многих лет был объектом критики со стороны ученых капиталистических стран, а в настоящее время является объектом серьезных научных споров и в нашей стране.

Проблема объективной оценки советского периода развития дошкольного образования в значительной степени сдерживает разработку новых подходов к воспитанию и обучению дошкольников. Ее решение позволяет понять и оценить достижения и промахи, сопутствующие развитию любой сложной социальной системы, чтобы на этом фундаменте определять и разрабатывать новые векторы, адекватные современным социально-экономическим условиям и на перспективу [3].

Поэтому представляется важным четко определить и эффективно использовать достижения советской дошкольной педагогики, для чего важно их системно рассмотреть без давления идеологии [7].

К факторам, определявшим успешное развитие дошкольного образования в Советском Союзе, следует отнести [2]:

- цели и задачи, ставившиеся перед системой образования в целом и системой дошкольного

образования органами партийной и государственной власти, их непротиворечивость, по сравнению с последующими годами;

- постоянное улучшение экономического положения дошкольных образовательных учреждений по мере экономического развития страны;

- высокий уровень научных исследований в области дошкольного образования, выведший СССР в одну из ведущих стран мира по этому показателю;

- системное улучшение качества профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для дошкольных учреждений образования;

- эффективная система управления дошкольным образованием, во многом базировавшаяся на жестком контроле за их деятельностью в интересах детей и их родителей.

Процесс становления и развития теории и практики дошкольного образования должен быть отражен как движение познания от известных дидактических теорий (общего) к практике образовательной деятельности (единичному) [4; 9].

Что предполагает разработку и реализацию нескольких познавательных этапов [8]:

- выделение теоретических основ, определявших подходы к дошкольному образованию в дореволюционный период, как основания его развития в последующие годы;

- анализ процесса становления и развития дошкольного образования в советский период с позиций историко-сравнительного подхода к оценке исторических фактов;

- определение хронологических границ перехода советской системы дошкольного образования в новые состояния;

- выделение этапов развития дошкольного образования в СССР с позиции концепции периодизации;

- анализ существенных характеристик выделенных этапов в их единстве и противоположности;

- исследование значения теории дошкольного образования, разработанной в советское время, в настоящее время.

В рамках выделенных этапов определяются цель, задачи, содержание, формы и методы, тенденции развития дошкольного образования, что позволяет оценить значимость советского периода его развития [6; 10].

К критериям деления советского периода развития дошкольного образования на этапы мы относим: характер управления системой и особенности ее развития. Первый этап - «этап становления советской системы дошкольного образования» включает 1917 - 1938 годы. Это был этап, связанный с переходом всех учреждений дошкольного образования в ведение государства,

322

широким привлечением специалистов дореволюционной школы к разработке новой системы: теоретические основы, средства и методы, которой формировались в широких дискуссиях. В заключительные полтора года этапа становления государственные органы, в соответствии с общей тенденцией уничтожения любого инакомыслия во всех сферах общественной жизни, взяли развитие дошкольного образования под жесткий контроль, что привело в 1938 году к началу нормативного развития системы. Второй этап - «этап нормативного развития советской системы дошкольного образования» включает 1938-1991 годы. На этом этапе деятельность системы жестко регламентировалась, что положительно сказалось на развитии системы в годы Великой отечественной войны. Однако, в мирные годы, когда система огромной многонациональной страны с сильно различающимися экономическими условиями, развивалась строго в соответствии с Уставом детского сада, постоянно совершенствовавшимся, но скорее подходившим для полноценного развития в чрезвычайных обстоятельствах, эффективность ее развития зависела от уровня понимания партийными и государственными чиновниками особенностей детского образования. Последнее обстоятельство сдерживало развитие дошкольного образования вплоть до шестидесятых годов, когда решения XX съезда КПСС, взявшего курс на демократизацию общественной жизни, начали реализовываться и в образовании. Но и после 1956 года (XX съезд КПСС) система дошкольного образования развивалась исключительно нормативно, хотя и более вариативно. С началом перестройки (1985 год), демократизации деятельности всех социальных институтов начинается поиск новых подходов к дошкольному образованию, приведший к разработке в 1989 году «Концепции дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова и В. Петровского), принятию «Временного положения о дошкольных учреждениях» (1991 год). В них к основным функциям дошкольных образовательных учреждений отнесены: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

Литература:

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. 608 с.

2. История педагогики. Часть 2. С XVII в. До середины XX : Учебное посо-бие для педагогических университетов; Под редакцией академика РАО АН. Пискунова. М. : ТЦ «Сфера», 1997. 304 с.

3. История педагогики; Под ред. Шабаевой. М. : «Просвещение»,1981. 234 с.

4. История философии : Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002. 576 с.

5. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001. 191 с. 6

6. Константинов НА. История педагогики : Учебник для студентов пед. ин-тов; Изд. 4-е, доп. и перераб. М. : Просвещение,1974. 447 с.

обеспечение их интеллектуального и личностного развития, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка. В концепции представлены принципы развития дошкольного образования:

- гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования;

- ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

- деидеологизация дошкольного образования -приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Все представленные принципы, кроме последнего (деидеологизации) закономерно вытекают из принципов, заложенных еще в дореволюционной России и на этапе становления дошкольного воспитания в СССР. Принцип деидеологизации вступает в противоречие с принципом гуманизации, предполагающим воспитание любви к Родине, в СССР - Родине социалистической. Деидеологизация в государственных учреждениях дошкольного образования в то время просто противоречила Конституции страны, где была четко прописана направляющая и руководящая роль партии во всех сферах жизнедеятельности страны. Однако появление такого принципа в ключевом документе по дошкольному образованию говорит о снижении государственного контроля за системой.

Literature:

1. Anthology of pedagogical thought of Russia in the second half of the nineteenth century / comp. by P.A. Lebedev. M. : Pedagogy, 1990. 608 p.

2. History of pedagogy. Part 2. Since the XVII century until mid XX : manual for pedagogical universities; ed. be academician RAO A.I. Piskunov. M. : Sphere, 1997. 304 p.

3. History of pedagogy; ed. by Shabaeva. M. : Prosveshchenie, 1981. 234 p.

4. History of philosophy : textbook for higher educational institutions. Rostov-on-Don : Phoenix, 2002. 576 p.

5. Kolomiitsev V.F. Methodology of history (From the source to the study). M., 2001. 191 p.

6. Konstantinov N.I. History of pedagogy : textbook for students of ped. Instit; Ed. 4th, ext. and rev. M. : Education, 1974. 447 p

323

7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2006. 622 с.

8. Методы исследования. Методологические проблемы истории; Под ред. В». Сидорцова. Мн. : ТетраСистемс, 2006. 352 с.

9. Новиков AM. Основания педагогики. М. : «ЭГВЕС», 2010. 208 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М. : «Большая российская энциклопедия», 1993-1999.

7. Lappo-Danilevskii A.S. Methodology of history. M., 2006. 622 p.

8. Research methods. Methodological problems of history; ed. by V.N. Sidortsov. Minsk : Tetrasystems, 2006. 352 p.

9. Novikov A.M. The foundation of pedagogy. M. : AGUAS, 2010. 208 p.

10. Russian pedagogical encyclopedia in 2 vols. M. : Great Russian Encyclopedia, 1993-1999.

324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.