Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
238
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / KEY SLOVA:AVTOMATIZATION / PROCESS / INFORMATION / TECHNOLOGY / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аташов А.Ш.

В статье приведен обзор этапов развития информационных технологий. Информационная технология, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The review of stages of development of information technologies is provided in article. Information technology as the advanced area of science and equipment defines a rhythm of time of technical development of all society.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 004

Аташов А.Ш. ассистент

кафедра Экологии и почвоведения Каракалпакский государственный университет

Узбекистан, г. Нукус ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье приведен обзор этапов развития информационных технологий. Информационная технология, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества.

Ключевые слова: автоматизация, процесс, информация, технология, цивилизация.

Atashov A.Sh.

Assistant to department of Ecology and soil science

Karakalpak state university Nukus, Uzbekistan STAGES OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Summary. The review of stages of development of information technologies is provided in article. Information technology as the advanced area of science and equipment defines a rhythm of time of technical development of all society.

Key slova:avtomatization, process, information, technology, civilization

В последнее время информационные технологии приобретают все огромную значимость в развитии всех стран мира. Внимание работников образования и ученых пристальное внимание приковано к вопросу о том, как информационные технологии могут помочь конкретному человеку, городу, стране или всему человечеству решить те проблемы, которые не удалось решить до настоящего времени [1, 2]. Ученые лидирующих мировых университетов целенаправленно уделяют особое внимание исследованиям того, какую роль занимают информационные технологии в экономическом и социальном развитии любого государства.

Стремительное развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокая скорость информационного обмена сформировали к концу ХХ века новое понятие - глобальное информационное общество [2]. Это привело к коренному изменению прежних социальных понятий: центр деятельности компаний переместился с технологий на потребителя.

Информационные технологии изменили не только способ работы, они изменили способ делового стратегического мышления общества. Первые быстродействующие компьютеры использовались предпринимателями в

основном для автоматизации процессов, которые раньше выполнялись вручную большим числом сотрудников невысокой квалификации; типичный пример - обработка данных [3]. В настоящее время новейшая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества.

Обращаясь к истории развития, отметим, что природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получили первую технологическую поддержку с созданием письменности.

Процесс совершенствования носителей информации еще продолжается: камень - кость - глина - папирус - шелк - бумага магнитные и оптические носители - кремний - ... Письменность стала первым историческим этапом информационной технологии. Второй этап информационных технологий - возникновение книгопечатания. Оно стимулировало развитие наук, ускоряла темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей [2].

Таким образом, цикл: знания - наука - общественное производство -знания замкнулся. Спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с бешеной скоростью.

Книгопечатание создало информационные предпосылки роста производительных сил. Но информационная революция связанна с созданием ЭВМ в конце 40-х годов ХХ века. С этого же времени начинается эра развития информационных технологий.

Наиболее важным свойством информационных технологий является то, что для нее исходным сырьем является не только продукт, но и информация. Электронное моделирование реального мира на ЭВМ требует обработки очень большого объема информации, чем содержит конечный результат.

В развитии информационных технологий можно выделить несколько этапов, где каждый этап характеризуется определенными свойствами.

1. Начальный этап развития ИТ (1950-1960-е годы) характеризуется тем, что в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ доступна только профессионалам.

2. Следующий этап (1960-1970-е годы) характеризуются созданием операционных систем. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов.

3. Третий этап (1970-1980-е годы) характеризуется изменением критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения [3]. К этому этапу относятся распространение мини-ЭВМ и при этом осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких

пользователей.

4. Четвертый этап (1980-1990-е годы) новый качественный скачок технологии разработки программного обеспечения. Основная тяжесть технологических решений переносится на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ. Ключевое звено новой информационной технологии -представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкомасштабное распространение персональных компьютеров. Каждая смена поколений средств информационных технологий требует переобучения и радикальной перестройки мышления специалистов и пользователей, смена оборудования и создания более массовой вычислительной техники [1, 3]. Информационная технология, как передовая область науки и техники определяет ритм времени технического развития всего общества. Соответственно она влияет на экономику, при этом определяет трудосберегающий характер развития общества, так как информационные технологии берут на себя управление многими видами технологических операций.

В настоящее время информационные технологии тесно взаимосвязаны с экологией, так как средство создания искусственного мира, поэтому оказывает экологическое давление на естественную среду. Примером влияния информационных технологий может служить влияние ЭВМ на экологию человека [3]. С другой стороны, информационные технологии - это возможный путь спасения экологического равновесия природы. Формирование информационной структуры техносферы позволит повысить эффективность и безопасность технологических производств.

С точки зрения информации информационные технологии можно обсудить следующим образом. Термин «информация» происходит от латинского "mformatю" - разъяснение, изложение, осведомленность. Понятие информации, должно быть, связана с определенным объектом, свойство которого она отражает.

Информация относительно независима от ее носителя, так как возможны ее преобразования и передача по различным физическим средам разными физическими сигналами. Информация о любом материальном объекте может быть получена наблюдением, натурным или вычисленным экспериментом, а также на основе логического вывода [2]. Понятие информации предполагает наличие двух объектов: источника информации и потребителя; важно, чтобы информация для потребителя имела смысл, чтобы он мог оценивать ее для своих целей. Характерным носителем информации является сообщение, т.е. все то, что подлежит передаче. Это может быть электрический сигнал, или сигнал другого рода энергии, передаваемый по выбранной физической среде.

Верхним уровнем информации являются знания. Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности. Информация в виде знаний отличается высокой степенью структурированности. По мере развития общества информация как совокупность научно-технических

знаний превращается в базу информационного обслуживания общества во всех видах его деятельности [3]. Информация также является ресурсом общества наряду с энергией, полезными ископаемыми и т.д. По мере продвижения технологического прогресса информационный ресурс становится наиболее важным национальным ресурсом. Эффективность промышленной эксплуатации информационных ресурсов определяет экономическую мощь каждого государства.

Использованные источники:

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: "Филинъ", 2003.

2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

3. Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред. С.И.Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.