Научная статья на тему 'Этапы развития и перспективы территориальной статистики в России'

Этапы развития и перспективы территориальной статистики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1206
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКАЯ СТАТИСТИКА / СТАТИСТИКА РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ / ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. / ZEMSKAYA STATISTICS / STATISTICS OF REGIONS AND MUNICIPAL ENTITIES / STAGES OF STATE STATISTICS DEVELOPMENT / PECULIARITIES OF TERRITORIAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Татьяна Николаевна

На основе изучения научных публикаций по проблемам развития территориальной статистики автором выполнена периодизация и выявлены особенности эволюционных этапов в развитии территориальной статистики России, названы перспективы этого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Territorial Statistics Development and its Prospects in Russia

On the basis of studying scientific publications on the problems of territorial statistics development the author carried out the division into periods and described peculiarities of the evolution periods in the development of local statistics in Russia. The prospects of its further development are also suggested.

Текст научной работы на тему «Этапы развития и перспективы территориальной статистики в России»

Этапы развития и перспективы территориальной статистики в России

Т.Н. Ларина, к.э.н., Оренбургский ГАУ

Впервые о необходимости развития территориальной статистики в рыночной России со стороны государства было заявлено в 1996 году. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1410 «О федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997— 2000 годах» органам исполнительной власти

субъектов РФ было рекомендовано в пределах средств их бюджетов разработать и утвердить региональные программы реформирования статистики.

Одной из целей таких программ было создание региональной системы обеспечения статистической информацией, повышение роли территориальных органов государственной статистики в наиболее полном удовлетворении

потребностей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии региона, районов и городов, отраслей и секторов экономики, хозяйствующих субъектов [1].

Однако, надо отметить, интерес к статистической информации в разрезе административно-территориального деления страны в разные периоды истории государства Российского то ослабевал, то усиливался. Как показывает исторический опыт, развитие территориальной статистики определяется, в первую очередь, процессами реорганизации системы государственного управления, интенсивностью реформирования экономики и общества в целом, отмиранием ста-

рых и формированием новых форм хозяйственных отношений и экономических укладов. На основе изучения научных публикаций по проблемам развития территориальной статистики автором выполнена периодизация и выявлены особенности эволюционных этапов в развитии территориальной статистики (табл. 1). Рассмотрим их подробнее.

Во второй половине 60-х годов XIX столетия в России появилась земская статистика. Ее появление обусловлено тем, что после реформ 1861 и 1864 годов земство, как орган местного самоуправления, получило большие права в управлении губерниями, уездами, волостями. Существовавшая тогда система государственной статистики не могла удовлетворить информационные потребности земств, так как не имела своих отделений

1. Этапы развития территориальной статистики России

XIX в. -

1917-

1985-

1992-

1997-

2001-

2007-

в уездах и в волостях, а сведения собирались по ограниченному кругу показателей.

Земская статистика использовала опыт подворного учета крестьянских хозяйств, производимого в период крепостного права, опыт организации оценочных работ русских кадастровых отрядов 30-40-х годов XIX в., работ Вольного экономического и Русского географического обществ. Исследования губернских статистических комитетов и учреждений по крестьянским делам, исследования Д.П. Журавского, П.П. Семенова и других [2] также были положены в основу земской статистической методологии, определившей ее почетное место в истории мировой статистической науки и практики.

Добавим, что параллельно земской статистике в XIX — начале XX вв. существовал еще один важный источник информации о территориальном развитии Российской империи. Речь идет о ежегодных отчетах губернаторов, которые были учреждены по указу Александра I. В 1837 г. правительство утвердило «Программу общего отчета о состоянии губернии и управлении ею». До 1917 г. формы отчетов губернаторов менялись 7 раз. Однако в обязательном порядке к отчету прилагались статистические ведомости о народонаселении, состоянии сельского и лесного хозяйства, промышленности и др. [3].

В советский период статистика была по сути своей статистикой народного хозяйства: ее предметом в первую очередь являлись отрасли народного хозяйства. Территориальная статистика была отражением отраслевого подхода, реализованного в географических границах республик в составе СССР, краев, областей и автономных республик. Поэтому главными показателями в региональных статистических сборниках были абсолютные и относительные показатели выполнения плана. Лишь в конце 80-х гг. XX в., в период «перестройки», руководством Госкомстата СССР было признано, что организация региональной статистики не в полной мере отвечает современным требованиям и задачам обеспечения оптимального сочетания отраслевого и территориального управления экономикой, не обеспечивает потребности руководства народным хозяйством в регионах, особенно в районах и городах.

Надо отметить, что в тот период потребность в региональной социально-экономической информации для органов территориального управления была остра. Но она удовлетворялась зачастую путем сбора дополнительной информации, не предусмотренной государственной программой статистических работ. Сбор таких «дополнительных сведений» считался незаконным и мог повлечь за собой административную ответственность.

Для устранения недостатков и улучшения региональной статистики Госкомстатом СССР была разработана система сквозных статистических

показателей для территориальных органов управления с единой методикой их построения для союзных (автономных) республик, областей, краев, городов и районов с различной степенью их детализации и агрегирования, обеспечивающей их сопоставимость с аналогичными данными по стране в целом. Система показателей стала более открытой, т.е. в нее можно было вводить показатели в соответствии с новыми задачами развития экономики регионов и исключать потерявшие свое значение.

В начале 1990-х годов государственная статистика активно реформируется. Принципиальные изменения в методологии статистического наблюдения за происходящими процессами были определены Государственной программой перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992—1996 гг.). На первом этапе реформирования (1992—1995 гг.) планировалось значительно расширить отражение в статистических показателях новых аспектов социально-экономических процессов; повысить аналитическую направленность, оперативность сбора, обработки и распространения статистической информации на основе технического переоснащения органов государственной статистики.

Кроме того, программа предусматривала существенное совершенствование организации статистического наблюдения, в том числе переход от сплошных наблюдений к выборочным. На этом этапе в рамках Государственной программы перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики была внедрена в практику принципиально новая система показателей, адекватно отражающая переходный период в экономике РФ, освоены прогрессивные методы сбора информации, проведена технико-технологическая модернизация статистических работ.

На втором этапе реформирования государственной статистики была разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997—2000 гг.», утвержденная постановлением Правительства РФ №1410 от 23 ноября 1996 г. Цель программы — завершение системного подхода к статистике на основе норм и критериев, установленных Статистической комиссией ООН.

В настоящее время уже накопленный потенциал российской государственной статистики требует углубления и продолжения ранее осуществленных преобразований. Этому способствует Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007— 2011 годах». Существенные качественные изменения и экономичность развития статистической системы могут быть достигнуты на основе

2. Некоторые показатели реализации Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах»

дальнейшей технологической модернизации вычислительного потенциала и внедрения новых методов планирования и управления. Программа ставит цель обеспечить всех заинтересованных пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений на всех уровнях.

Вступление в силу Федерального закона №282-Ф3 от 29 ноября 2007 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» дополнительно укрепило статус органов государственной статистики, в том числе в субъектах Федерации [4]. Действительно, сегодня открыт доступ к статистической информации широкому кругу пользователей, увеличился объем официальных статистических данных, публикуемых в центральных и местных изданиях, статистических сборниках, средствах массовой информации.

С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003, вступившего в силу с 1 января 2006 года, за органами местного самоуправления закрепляется решение «вопросов местного значения»: вполне очевидно, что перспективным направлением становится формирование муниципальной статистики, прообразом которой является земская статистика [5].

Практическое значение территориальной статистики в наше время велико. Отражая общие законы развития субъектов Федерации, территориальная статистика способна исследовать локальные особенности объектов наблюдения. Результаты этих исследований позволяют выявлять факторы межрегиональной экономической дифференциации в нашей стране, связанные с демографическими, природно-климатическими, административно-территориальными и другими особенностями, оценивать последствия реформ в

социальной сфере регионов, анализировать ход реализации приоритетных национальных проектов и целевых программ, формировать социально-экономическую политику в регионах и муниципальных образованиях [6].

Кроме того, в информации территориального масштаба заинтересованы слои общества, стремящиеся адаптироваться к условиям быстро изменяющейся экономической и социальной обстановки, смене форм хозяйственных отношений, формированию нового уклада жизни. На основе такой информации принимаются решения о выборе сферы и характера экономической деятельности, места жительства и т.д. Заинтересованы в данных территориальной статистики предприниматели, менеджеры малых, средних и крупных предприятий, для которых вероятность успеха связана со степенью информированности о положении дел в экономике различных регионов; должностные лица, принимающие управленческие решения на уровне административных районов и городов, на областном и федеральном уровнях. Доступность и востребованность официальной статистической информации иллюстрируют показатели, представленные в таблице 2.

Количество интернет-сайтов может меняться в зависимости от изменения количества территориальных органов Росстата в соответствии с изменением количества субьектов РФ.

Повышение роли территориальной статистики связано еще и с тем, что информация превращается в один из основных видов экономического потенциала общества, а информатизация становится важным средством повышения эффективности использования производственных и других ресурсов, интенсификации воспроизводственного процесса и обеспечения ускорения темпов экономического роста.

Настоящий исторический период требует развития теоретико-методологических основ территориальной статистики как самостоятельного направления науки. Значительный вклад в развитие теоретических основ региональной стати-

стики внесли такие ученые, как Е.С. Заварина, Е.В. Зарова, В.М. Рябцев и другие [8]. Развитие территориальной статистики в современных условиях поднимает престиж статистической науки, так как делает статистическое наблюдение более гибким и достоверным, повышает качество статистической информации.

Литература

1. Пашинцева, Н.И. Региональная статистика: задачи, проблемы, опыт / Н.И. Пашинцева // Вопросы статистики. — 1999. - № 7. - С. 35.

2. Афанасьев, В.Н. Курс лекций по истории статистики: учеб. пособие / В.Н. Афанасьев, А.И. Маркова // Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.

3. Дятлова, Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник /Н.П. Дятлова // Проблемы архивоведения и

источниковедения. Материалы научной конференции архивистов Ленинграда. 4—6 февраля 1964. Л., 1964.

4. Соколин, B.JI. Реформирование российской статистики в интересах гражданского общества и государства / B.JI. Соколин // Вопросы статистики. — 2008. — № 12. — С. 3.

5. Пенюгалова, А.В. Российский опыт муниципальной статистики: анализ, содержание информационной базы и направления ее совершенствования / A.B. Пенюгалова // Вопросы статистики. — 2005. — № 6. — С. 17.

6. Кевеш, A.JI. Об административном регламенте исполнения Росстатом государственной функции по предоставлению официальной статистической информации органам государственной власти, объединениям работодателей и международным организациям / A.JI. Кевеш // Вопросы статистики. - 2008. - № 8. - С. 3.

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2009-2011 гг. // www.gis.ru (Дата обращения 10.06.2009 г.).

8. Ларина, Т.Н. Курс региональной статистики: уч. пособие / Т.Н. Ларина // Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.