_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 614
В.Ю. Радоуцкий
к.т.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова
Н.В. Нестерова д.т.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова
И.В. Фурманов аспирант, БГТУ им. В.Г. Шухова г. Белгород. Российская Федерация
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
В статье проанализированы стадии развития чрезвычайных ситуаций и концептуальные модели возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций в высших учебных заведениях.
Ключевые слова
Чрезвычайная ситуация, моделирование, стадия, концепт, ликвидация, фактор.
В Российской Федерации вообще и в системе высшего профессионального образования (ВПО) в частности сохраняется тенденция к росту количества и масштабов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это связано как с объективными причинами (мировой среднегодовой прирост последствий ЧС составляет по числу погибших - 4 %, по материальному ущербу - более 10 %), так и с неудовлетворительным состоянием безопасности образовательных учреждений [1, с. 5].
Средний уровень индивидуального риска для населения России, в том числе и для учащихся и студентов, примерно в 100 раз превышает уровень достигнутый в ряде развитых стран [2, с. 89].
В связи с этим проблема защиты студентов, преподавателей и сотрудников учреждений ВПО от чрезвычайных ситуаций различного характера остается актуальной. Для ее решения необходимо принимать новые методы и подходы.
Чрезвычайные ситуации, как правило, развиваются быстро, сопровождаются не только материальными, но и людскими потерями, поэтому очень важно своевременно и правильно принять решения по ликвидации ЧС, смягчению и ликвидации ее последствий. Сделать это очень сложно, так как процесс принятия решений происходит в условиях дефицита времени, неполной и неточной информации, требует учета множества аспектов - технических, организационных , психологических и других.
Важным направлением повышения оперативности и качества управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС в ВУЗах является создание информационных систем поддержки принятия решений. Основой создания таких систем является математические модели динамических процессов развития ЧС, содержащих трудно формализуемые элементы, функционирующие в условиях неопределенности [3, с. 81].
Трудность задачи моделирования ЧС связана с тем, что характер развития каждой опасной ситуации сугубо индивидуален, происходит в условиях неопределенности, когда не известны ни масштабы бедствия, ни сложность предстоящих аварийно-спасательных работ, ни объем необходимых сил и средств. Сложным вопросом остается также оперативное распределение ограниченных ресурсов между отдельными направлениями восстановительных работ [4, с. 45].
Опасные явления, происходящие в природе, техносфере и обществе, формирует негативные факторы, которые могут вызвать ЧС в учреждениях ВПО [5, с. 125].
Динамика развития ЧС показана на (рис.1.) [6, с. 163].
и
§
л «
н н
о о
о «
Я <D
и Ч
к о Я О (ч <D
& &
я 2
К й
ср
0
я
Предвари тельная стадия
Время
Рисунок 1 - Стадии развития чрезвычайных ситуаций
На предварительной стадии Зо накапливаются отклонения от нормального состояния ВУЗа, формируются предпосылки возникновения ЧС. На первой стадии З1 происходит инициирование опасного события вызывающего ЧС. Чрезвычайная ситуация возникает и начинает развиваться, оказывая губительное воздействие на студентов, преподавателей, сотрудников ВУЗа, его инфраструктуру и окружающую среду. Развитие ЧС на первом этапе обычно носит стремительный лавинообразный процесс, приводящий к резкому ухудшению состояния ВУЗа и катастрофическим последствиям как для самого учреждения, так и его окружения.
На втором этапе З2 начинается локализация ЧС и ликвидация ее последствий, приводящие к обеспечению поражающего действия ЧС. На третей стадии Зз осуществляется ликвидация долговременных последствий ЧС и переход ВУЗа на обычный режим функционирования.
При моделировании ЧС в ВУЗах прежде всего необходимо выделить элементы, нарушение состояния или функционирования которых может стать причиной возникновения ЧС. Эти потенциально опасные элементы образуют множество концептов [7, с. 191]:
СЕ1 = | (1)
Каждый концепт характеризуется своей переменной состояния ХЕ1, характеризующей степень опасности концепта, как потенциального источника ЧС. В качестве концептов могут выступать не только физические элементы, например, опасные установки или системы, то и социально-экономические категории, влияющие на устойчивость функционирования ВУЗа. Следующим шагом формирования концептуальной модели ЧС является формирование множества внутренних и внешних угроз возникновения ЧС
Си = Си} (2)
компоненты которого характеризуются переменными Хи.
Анализ поражающих факторов необходим для формирования следующей группы концептов -множества объектов поражения:
C
G
^ }
(3)
К объектам поражения относятся люди, здания, сооружения ВУЗа, а также близлежащие объекты. Ликвидация ЧС невозможна без применения специальных управляющих воздействий, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Отсюда вытекает необходимость введения множества концептов управляющих решений и восстановительных работ:
С* =С* } (4)
Между концептами существуют связи Щ. При формировании концептуальной модели ЧС
М = СЕ1, Си, С°, С* } (5)
необходимо решать вопрос о необходимом и достаточном количестве концептов, позволяющих принимать управляющие решения в условиях ЧС.
Формулирование первичного списка концептов , Си, Са } осуществляется самим лицом,
принимающим решения, на основе его знаний и опыта. Затем с привлечением экспертов формируется новый список, содержащий концепты, имеющие наибольшее значение для описания состояний моделируемого объекта - ВУЗа и для его управления в условиях ЧС. Список использованной литературы:
1. Васюткина Д.И., Ветрова Ю.В., Ковалева Е.Г. Анализ существующих отечественных и зарубежных исследований в области комплексной безопасности. // «Современные концепции развития науки». Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». Уфа, 2014. С. 5-8.
2. Шаптала В.В., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Оценка риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожаров. / Учебное пособие. Белгород, 2011.
3. Гревцев М.В., Ковалева Е.Г., Гайворонский П.В. Общие положения и подходы к моделированию систем безопасности. // «Актуальные проблемы технических наук». Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». Уфа, 2015. С. 80-82.
4. Ковалева Е.Г., Жерноклеев И.А., Кудинова А.И. Методы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций. // «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы». Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». Уфа, 2015. С. 44-48.
5. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Характеристика внутренних опасностей и угроз образовательных учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №3м. С. 124-126
6. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю.Математическое моделирование, как инструмент анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2012. №1. С. 161-164
7. Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Шаптала В.В. Концепция системы мониторинга состояния несущих конструкций зданий, сооружений учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №4. С. 191-192.
© Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В., Фурманов И.В., 2016
УДК 614
Н.Н. Северин
д.п.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова
М.Н. Степанова к.т.н., ст. предподователь БГТУ им. В.Г. Шухова
В.Н. Шульженко к.т.н., профессор БГТУ им. В.Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
ОПТИМИЗИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ БЕЗОПАСНОСТИ И РИСКА
Аннотация
Проведен анализ обеспечения условий безопасного функционирования учебных заведения на основе решения оптимизационных задач теории безопасности и риска.
Ключевые слова
Безопасность, риск, критерий, стоимость, авария