Научная статья на тему 'Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации'

Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАДИЯ / МОДЕЛЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Надежда Викторовна, Ковалева Екатерина Геннадьевна, Литвин Марина Владимировна

В статье проведен анализ стадий развития чрезвычайных ситуаций и модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации, а также определены требования к модели развития чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Надежда Викторовна, Ковалева Екатерина Геннадьевна, Литвин Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Аналогично доказывается

Теорема 3. а) Линия m , принадлежащая трехмерному распределению &Q24), является квазидвойной

линией пары (f4, А (124)) тогда и только тогда, когда координаты m1, m2 её касательного вектора удовлетворяют условию:

m1 Л42 ___ л3

m2 А341

где - А42 = А32 - вторая кривизна линии СО сети 24 , — А41 = А31 - третья

1 ~ кривизна линии СУ сети Ь 4 .

б) Любая линия Р, принадлежащая трехмерному распределению А (134), является квазидвойной

линией пары (/ , А(134))

Список использованной литература:

1. Рашевский П.К. Риманова геометрия и тензорный анализ [Текст]/П.К.Рашевский//Москва. Наука. 1967.-С.481-482.

2. Схоутен И.А. Введение в новые методы дифференциальной геометрии [Текст] / И.А.Схоутен, Д.Дж.Стройк. // Москва. ИЛ. 1948.Т.П-348.

3. Фиников СП. Метод внешних форм Картана в дифференциальной геометрии [Текст] / С.П.Фиников // М-Л.: Госттехиздат. 1948.- 432.

4. Базылев В.Т. О многомерных сетях в евклидовом пространстве [Текст] / В.Т.Базылев // Литовский математический сборник,

1966. VI. №4.- С.475-491.

5. Матиева Г. Геометрия частичных отображений, сетей и распределений евклидова пространства [Текст] / Г.Матиева // Монография. Ош, 2003.- С. 212-219.

6. Кузьмин М.К. Сети, определяемые рапределениями в евклидовом пространстве Еп [Текст] / М.К. Кузмин // Проблемы геометрии. - Москва: ВИНИТИ, 1975.-Т.7.-С.215-229.

7. Базылев В.Т. Многомерные сети двойных линий [Текст] / В.Т.Базылев // В кн: Дифференциальная геометрия многообразий фигур, 975.вып.6.- С.19-25.

© Матиева Г., Абдуллаева Ч., Курбанбаева Н., 2016

УДК 796

Нестерова Надежда Викторовна

д-р. техн. наук, профессор БГТУ им. В.Г. Шухова Ковалева Екатерина Геннадьевна канд. техн. наук, ст. преподаватель БГТУ им. В.Г. Шухова

Литвин Марина Владимировна

зам. нач. отдела госнадзора в области ГО и ЗНТ ГУ МЧС России по Белгородской области, г. Белгород, РФ

zchs@intbel.ru

МОДЕЛЬ ПЕРЕРАСТАНИЯ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация

В статье проведен анализ стадий развития чрезвычайных ситуаций и модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации, а также определены требования к модели развития чрезвычайных ситуаций.

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Ключевые слова

Стадия, модель, чрезвычайная ситуация, опасные явления, управление, этап.

Опасные явления, происходящие в природе, техносфере и обществе, формирует негативные факторы, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации (ЧС) в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) [1, с. 176].

Опасные явления

Негативное влияние

Природные

Техногенные

Социальные

Опасные воздействия

Учреждения

ВПО

ЧС

Территория

Население

Общество

Государство

Рисунок 1 - Модель перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации Динамика развития ЧС показана на рисунке 2 [2, с. 51].

«

н

о «

е д

о

L-

е

сЗ О рЧ о

а л н о

о н

«

и

о

н

е

Ё к

Предварительная стадия

Время

Рисунок 2 - Стадии развития чрезвычайных ситуаций

На предварительной стадии 5Ь накапливаются отклонения от нормального состояния ВУЗа, формируются предпосылки возникновения ЧС [3, с. 82]. На первой стадии З! происходит инициирование опасного события вызывающего ЧС. Чрезвычайная ситуация возникает и начинает развиваться, оказывая

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

губительное воздействие на студентов, преподавателей, сотрудников ВУЗа, его инфраструктуру и окружающую среду. Развитие ЧС на первом этапе обычно носит стремительный лавинообразный процесс, приводящий к резкому ухудшению состояния ВУЗа и катастрофическим последствиям как для самого учреждения, так и его окружения[4, с. 124].

На втором этапе 52 начинается локализация ЧС [5, с. 187] и ликвидация ее последствий, приводящие к обеспечению поражающего действия ЧС. На третей стадии 53 осуществляется ликвидация долговременных последствий ЧС и переход ВУЗа на обычный режим функционирования [6, с. 35].

Чрезвычайные ситуации в ВУЗе как объект управления имеет ряд специфических особенностей [7, с.

107]:

- для максимального сокращения людских и материальных потерь решения должны приниматься в сжатые сроки;

- неопределенность параметров развития ЧС и предстоящих аварийно-спасательных и восстановительных работ;

- большой объем и недостаточная точность информации о состояния объекта;

- сложность процессов, характеризующих ЧС.

Отсюда следуют требования к моделям развития ЧС и моделям процессов управления в условиях ЧС [8, с. 21]:

- модели должны отображать слабоструктурированные и трудно формализуемые процессы развития ЧС и управления их ликвидацией;

- следует обеспечить возможность моделирования взаимосвязанных процессов различной природы;

- модели должны отражать пространственно-временные аспекты развития ЧС;

- необходимо формализовать и учесть в моделях знания и опыт экспертов по ликвидации ЧС. Трудность задачи моделирования ЧС связана с тем, что характер развития каждой опасной ситуации

сугубо индивидуален, происходит в условиях неопределенности, когда не известны ни масштабы бедствия, ни сложность предстоящих аварийно-спасательных работ, ни объем необходимых сил и средств. Сложным вопросом остается также оперативное распределение ограниченных ресурсов между отдельными направлениями восстановительных работ.

Список использованной литературы:

1. Егоров Д.Е., Добровольский В.С., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С. 175-178.

2. Шаптала В.В., Ветрова Ю.В., Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Оценка риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожаров. Учебное пособие Белгород, 2011.

3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю. Моделирование систем комплексной безопасности высших учебных заведений. Белгород, 2009.

4. Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Характеристика внутренних опасностей и угроз образовательных учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. №3м. С. 124-126.

5. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Ветрова Ю.В. Основные положения обеспечения безопасности учреждений высшего профессионального образования. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №3. С. 186-187.

6. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Нестерова Н.В. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях. Белгород, 2008.

7. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.В. Основы моделирования чрезвычайных ситуаций. Уч. пособ. для студентов ВУЗов по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности», специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях». БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2010.

8. Павленко А.В., Ковалева Е.Г., Радоуцкий В.Ю. Анализ подходов к оценке риска // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №3. С. 106-109.

© Нестерова Н.В., Ковалева Е.Г., Литвин М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.