Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТЕОРИЙ / РАЗВИТИЯ / ФИЛОСОФ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арисланбаева З.Э.

Философия - одна из самых общих наук (теорий), одна из форм мировоззрения, одна из сфер человеческой деятельности. Он пытается решить, как следует жить, чем следует жить, что такое вещи и какова их природа, что такое знания и какое мышление является правильным. В статье рассматриваются этапы развития философии в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY IN UZBEKISTAN

Philosophy is one of the most general sciences (theories), one of the forms of worldview, one of the spheres of human activity. He tries to decide how one should live, what one should live, what are things and what their nature is, what is knowledge and what kind of thinking is correct. The article examines the stages of development of philosophy in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Арисланбаева З.Э., кандидат философских наук

доцент

кафедра социальных и гуманитарных наук Узбекский государственный институт искусств и культуры

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: Философия - одна из самых общих наук (теорий), одна из форм мировоззрения, одна из сфер человеческой деятельности. Он пытается решить, как следует жить, чем следует жить, что такое вещи и какова их природа, что такое знания и какое мышление является правильным. В статье рассматриваются этапы развития философии в Узбекистане.

Ключевые слова: философия; теорий; развития; философ.

Arislanbaeva Z.E., candidate of philosophy

associate professor department ofsocial and humanitarian sciences Uzbek State Institute of Arts and Culture

STAGES OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY IN UZBEKISTAN

Annotation: Philosophy is one of the most general sciences (theories), one of the forms of worldview, one of the spheres of human activity. He tries to decide how one should live, what one should live, what are things and what their nature is, what is knowledge and what kind of thinking is correct. The article examines the stages of development ofphilosophy in Uzbekistan.

Key words: philosophy; theories; development; philosopher.

Философия — это форма духовной деятельности, которая отражает место человека в мире и целостную систему его мировоззрения. Согласно греческому философу Диогену Лаэртскому во II и III веках нашей эры, греческий философ Пифагор был первым, кто назвал себя «философом». Это слово использовалось в философских учениях Гераклита для обозначения изучения природы вещей, а самого исследователя называли «философом». Позже слово «философ» было применено к человеку, который стремился мыслить всеобъемлющим, широким, ясным и честным образом. Исторические данные подтверждают, что греческое слово «философия» было переведено на арабский как «философия», что арабы называли его «мудростью» и что слово «философия» было переведено на русский язык как «философия», что означает, что слова «философия» "и" философия "имеют одно и то же значение. С точки зрения Сократа, который подходил к философии как к доктрине, ведущей к истине,

«любовь к истине» означает «любовь к истине». Существуют разные, даже противоречивые взгляды на историю науки о философии. От философского подхода к зарождению всех наук, к открытию сущности и универсальных законов вселенной, есть те, кто рассматривает ее как абстрактный и в высшей степени обобщенный набор знаний, не имеющий объекта изучения. Все знания, используемые человечеством, начинаются с философии и заканчиваются философским заключением. Платон, который вывел философию на уровень науки, называл ее «познанием существования, вечности и постоянства», Аристотель называл ее «наукой, изучающей причины и основные принципы вещей», стоики называли это стремлением к теоретическому и практические детали, и эпикурейцы видели в этом «путь к счастью с помощью разума». Фараон видел в философии «понимание мудрости» или искусство мышления. В средневековой христианской философии это было описано как «мирская мудрость, достигнутая светом естественного разума» (богословие - это божественная мудрость, достигнутая через свет божественности).

Развитие философской мысли в Узбекистане в ХХ веке напрямую связано с общественно-политическими событиями в узбекском обществе: царская Россия, СССР и независимый Узбекистан. На территории Узбекистана, который является частью царской России, существует три борющихся типа философской идеологии: традиционный калам, реформистский модернизм и просвещение, радикальные изменения и воинствующий атеизм (большевизм и другие революционные течения). С установлением советской власти советская версия марксизма стала доминирующей идеологией. Однако было бы неправильно предполагать, что проблемные области и методы философского исследования оставались неизменными на протяжении всей советской эпохи. Хотя развитие философской мысли в целом происходило в рамках советской идеологии, политические особенности послереволюционных лет, сталинизм, «теплота», «застой» и «перестройка» оказали большое влияние на философию. Неслучайно современные отечественные и зарубежные исследователи советской философии отличают сталинизм от ленинизма, философию 1970-х годов от философии периода «реконструкции», а авторитарные и апологетические работы - от серьезных научных исследований. В 1920-е годы философские статьи появлялись в таких журналах, как «Воспитание и учитель», «Коммунист» и «Нечестивец». В основном они посвящены публичному изложению и интерпретации произведений Ленина, основам материализма и диалектики, атеистической пропаганде, построению социализма и истории социально-философской мысли в Узбекистане.

Путь развития независимости создал большие возможности для развития науки в нашей стране. Как и во всех областях науки, в философии произошли радикальные изменения. Ведь философия, имеющая

древнейшую историю развития, сочетает в себе социально-политические взгляды разных периодов, формируя понимание сути событий и явлений, не только понимание, но и реагирование на них. Поэтому сегодня важно и дальше развивать философию, вооружить подрастающее поколение философским мировоззрением, философскими знаниями, основанными на достижениях современной науки. Продолжение изучения текущих аспектов развития Узбекистана - требование современности. Философия Принимая во внимание национальные особенности и образ жизни народов, проживающих в Узбекистане, конкретных исторических условий в регионе, общие концепции, общую логику человеческого развития, общественно-политические группы, определенные политические идеи и критически основанные на практическая деятельность государств.

Философия родилась из духовного опыта, накопленного человечеством в период первобытного общественного строя и его упадка. Этот опыт можно отнести к религиозно-мифологическим представлениям и экспериментальным знаниям, приобретенным человеком в процессе освоения окружающего мира. Основной формой общественного сознания первобытной родоплеменной общины было мифологическое мышление. Такая форма сознания включает следующие отличительные черты: эмоциональное восприятие мира, ассоциативность, сосредоточенность на практической ситуации и, в определенной степени, логическое мышление (отсутствие формальных выводов и их практическое значение в зависимости от ситуации). с участием); это аниматизм (вера в существование природы), анимизм (вера в духов и призраков, способных влиять на мир и людей вокруг них), гилозоизм (вера в существование всего в мире), тотемизм (вера в группу семян ). наличие тотема - вера в таинственное родство с животными, растениями или другими объектами), основанная на таких верованиях, как магия и шаманизм; для него характерны антропоморфизм (передача человеческих черт и характеристик внешнему миру, то есть природе и воображаемому наследственному миру, духам и богам) и социоморфизм (перенос семенных отношений во внешний мир). Неслучайно философия зарождалась в определенные периоды, как на Древнем Востоке, так и на Древнем Западе. Необходимость в нем возникла в связи с упадком первобытнообщинного строя и переходом общества на новую ступень развития. Этот этап характеризуется возникновением цивилизаций, государств, классовых образований, отделением умственного труда от физического и другими событиями, которые являются историческими институтами и формами жизни для судьбы человечества.

Использованные источники:

1. Абилов О. Оптимистичный настрой развития Узбекистана. Ташкент.: Истиклол, 2003.

2. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. - М.: 2001.

3. Чориев А. Философия человека. Ташкент. 2011 г.

4. Шермухамедова Н.А. Философия и методология науки -Т.: 2005.

5.Жораев Н. Теоретические основы философии истории. -Т.: 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.