Научная статья на тему 'Философия как современное системно-рационализированное мировоззрение'

Философия как современное системно-рационализированное мировоззрение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2436
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ / ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО / ЗНАНИЯ / PHILOSOPHY / WORLDVIEW / BASIC AND AUXILIARY FUNCTIONS OF PHILOSOPHY / SOCIETY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов Дмитрий Евгеньевич, Сомкин Александр Алексеевич, Сомкина Алла Николаевна, Стафеев Алексей Викторович

Введение. Дается критика традиционного (устаревшего) определения философии, носившего общепринятый характер в философии советского периода. Методы. Исследование строится с опорой на логический, исторический, системно-интегративный методы. Результаты исследования. Дается критика понимания философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В данном определении присутствуют три методологические ошибки: первая ошибка в том, что философия не всегда выступает в качестве только науки, а иногда и как искусство или идеология, и всегда как мировоззрение; вторая философия изучает не только законы развития, но и закономерности функционирования целостных систем; третья в отсутствии конкретизации видов мышления, существующего в формах: 1) мышления конкретного человека (индивидуальное) и 2) коллективного мышления (т. е. форме общественного сознания). Предлагается новое, авторское определение: философия есть системно-рационализированное мировоззрение, выраженное в форме наиболее общих понятий о строении, функционировании и развитии природы, общества и человеческого мышления. Обсуждение и заключение. Выделяются основные мировоззренческие функции философии: 1) информационная; 2) гуманистическая; 3) культурно-воспитательная; 4) аксиологическая. Основные методологические функции: 1) эвристическая; 2) координирующая; 3) субординирующая; 4) интегрирующая; 5) логико-гносеологическая. Кроме того, к вспомогательным функциям относятся: 1) трансцендирующая; 2) эстетическая; 3) идеологическая и др. Дается подробный схематичный обзор основных разделов и сфер современного философского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AS MODERN SYSTEMATICALLY RATIONALIZED WORLDVIEW

Introduction. The article criticizes the traditional (outdated) definition of philosophy, which was generally accepted in the philosophy of the Soviet period. Methods. The study is based on logical, historical, system-integrative methods. Results. Criticism of understanding philosophy as a science of the most general laws of the development of nature, society and thought is given. There are three methodological mistakes in this definition: the first mistake is that philosophy does not always act as science alone, and sometimes as art or ideology, and always as a worldview; the second one, philosophy studies not only the laws of development, but the laws governing the functioning of integrated systems; the third, in the absence of concretization of the types of thinking existing in the forms of: 1) the thinking of a concrete person (individual) and 2) collective thinking (i.e., the form of public consciousness). A new, authors' definition is proposed: philosophy is a system-rationalized worldview, expressed in the form of the most general concepts about the structure, functioning and development of nature, society and human thinking. Discussion and Conclusion. In conclusion, the main philosophical functions of philosophy are distinguished: 1) informative; 2) humanistic; 3) cultural and educational; 4) axiological. The main methodological functions: 1) heuristic; 2) coordinating; 3) sub-coordinating; 4) integrating; 5) logical and epistemological. In addition, auxiliary functions include: 1) transcending; 2) aesthetic; 3) ideological and others. A detailed schematic overview of the main sections and fields of modern philosophical knowledge is given.

Текст научной работы на тему «Философия как современное системно-рационализированное мировоззрение»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.295-305

УДК101.1

Д. E. Фролов 1, А. А. Сомкин2, A. H. Сомкина3, А. В. Стафеев4

1 Независимый эксперт (Саранск, Россия), e-mail: dmitriye.frolov@mail.ru 2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: alexsomkin@mail.ru 3Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: alla-tishkina@yandex.ru 4Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского (С.-Петербург, Россия), e-mail: stafeich@mail.ru

Философия как современное системно-рационализированное мировоззрение

Введение. Дается критика традиционного (устаревшего) определения философии, носившего общепринятый характер в философии советского периода. Методы. Исследование строится с опорой на логический, исторический, системно-интегративный методы. Результаты исследования. Дается критика понимания философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В данном определении присутствуют три методологические ошибки: первая ошибка в том, что философия не всегда выступает в качестве только науки, а иногда и как искусство или идеология, и всегда как мировоззрение; вторая - философия изучает не только законы развития, но и закономерности функционирования целостных систем; третья - в отсутствии конкретизации видов мышления, существующего в формах: 1) мышления конкретного человека (индивидуальное) и 2) коллективного мышления (т. е. форме общественного сознания). Предлагается новое, авторское определение: философия есть системно-рационализированное мировоззрение, выраженное в форме наиболее общих понятий о строении, функционировании и развитии природы, общества и человеческого мышления. Обсуждение и заключение. Выделяются основные мировоззренческие функции философии: 1) информационная; 2) гуманистическая; 3) культурно-воспитательная; 4) аксиологическая. Основные методологические функции: 1) эвристическая; 2) координирующая; 3) субординирующая; 4) интегрирующая; 5) логико-гносеологическая. Кроме того, к вспомогательным функциям относятся: 1) трансцендирующая; 2) эстетическая; 3) идеологическая и др. Дается подробный схематичный обзор основных разделов и сфер современного философского знания.

Ключевые слова: философия как современный тип мировоззрения; основные и вспомогательные функции философии в обществе; основные разделы и сферы современного философского знания.

Для цитирования: Фролов Д. Е., Сомкин А. А., Сомкина А. Н., Стафеев А. В. Философия как системно-рационализированное мировоззрение // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 295-305. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.295-305

© Фролов Д. Е., Сомкин А. А., Сомкина А. Н., Стафеев А. В., 2019

философия

Dmitry E. Frolov 1, Aleksandr a. Somkin2, Alla п. Somkina3, Aleksey V. Stafeev4

4

1 Independent Researcher (Saransk, Russia), e-mail: dmitriye.frolov@mail.ru 2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: alexsomkin@mail.ru National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: alla-tishkina@yandex.ru Mozhaisky Military Space Academy (S-Petersburg, Russia), e-mail: stafeich@mail.ru

3 1

Philosophy as Modern Systematically Rationalized Worldview

Introduction. The article criticizes the traditional (outdated) definition of philosophy, which was generally accepted in the philosophy of the Soviet period. Methods. The study is based on logical, historical, system-integrative methods. Results. Criticism of understanding philosophy as a science of the most general laws of the development of nature, society and thought is given. There are three methodological mistakes in this definition: the first mistake is that philosophy does not always act as science alone, and sometimes as art or ideology, and always as a worldview; the second one, philosophy studies not only the laws of development, but the laws governing the functioning of integrated systems; the third, in the absence of concretization of the types of thinking existing in the forms of: 1) the thinking of a concrete person (individual) and 2) collective thinking (i.e., the form of public consciousness). A new, authors' definition is proposed: philosophy is a system-rationalized worldview, expressed in the form of the most general concepts about the structure, functioning and development of nature, society and human thinking. Discussion and Conclusion. In conclusion, the main philosophical functions of philosophy are distinguished: 1) informative; 2) humanistic; 3) cultural and educational; 4) axiological. The main methodological functions: 1) heuristic; 2) coordinating; 3) sub-coordinating; 4) integrating; 5) logical and epistemological. In addition, auxiliary functions include: 1) transcending; 2) aesthetic; 3) ideological and others. A detailed schematic overview of the main sections and fields of modern philosophical knowledge is given.

Key words: philosophy, worldview, basic and auxiliary functions of philosophy, society, personality. For citation: Dmitriy E. Frolov, Aleksandr A. Somkin, Alla N. Somkina, Aleksey V. Stafeev. Philosophy as Modern Systematically Rationalized Worldview. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(3): 295-305. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.047.019.201903.295-305

Введение

Каждый индивид в процессе социализации и постепенного включения во все более усложняющиеся виды общественной деятельности выходит на определенный уровень миропонимания. Как правило, оно складывается стихийно, вырастая из самой социальной практики, опирающейся на опыт предыдущих поколений. Однако нередко случается так, что в жизни мы сталкиваемся с такими трудностями, с которыми наше обыденное мировоззрение не справляется. Для их решения необходимо подключать более высокий, критический

(рефлексивный) уровень мировоззрения. И здесь на помощь нам приходит философское знание.

Вопрос с выработкой общепринятого научного определения философии пока остается открытым. Это связано с широтой предмета философии как науки: круг ее интересов включает как проблемы повседневности, так и, например, проблемы и методологию самого процесса познания (в рамках гносеологии). Кроме того, нужно учитывать и то, что понимание философии менялось исторически: в рамках концептуальных подходов разных философских

школ, во множестве возникавших за время существования человечества, давались различные определения того, что есть философия.

С другой стороны, у философии существует важный основополагающий принцип: любое суждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, конструируется в соответствии с некими принципами мышления (т. е. рационально, логично). Рациональность рассуждения отличает философский способ рассуждения от предшествовавших ему мифологического и религиозного мировоззрения, которые основаны на вере во что-то сверхъестественное, лежащее за пределами понимания человеческого разума (т. е. иррациональное).

Это вовсе не означает, что философия не может существовать одновременно, например, с религией. Напротив, огромное количество философских учений выросло именно из религиозных представлений. Это происходило тогда, когда какая-нибудь религия способствовала формированию предпосылок философской системы, а философский аппарат применялся для концептуализации тех областей знания, которые не были лимитированы каноном этой религии. Например, древнеиндийская ведическая философия толковала тексты Вед, а средневековые европейские философы (схоласты) толковали Библию, пытаясь рационально обосновать существование Бога.

Ярким примером подобного использования философского знания из нашей истории является советский период. В то время традиционно во всех учебниках приводилось одинаковое определение филосо-

фии: философия трактовалась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления1. Обратимся теперь к рассмотрению данного не совсем точного понимания и объясним, почему оно неверно с позиций современной науки.

Результаты исследования

Следует отметить, что определение, даваемое в советских учебниках по философии, перекочевало и в некоторые современные учебники2. Однако, на наш взгляд, в нем имеется несколько весьма грубых методологических ошибок.

Ошибка первая. Философия не во всех случаях выступает в качестве науки. Например, религиозная философия не всегда опирается на науку. Ниже мы покажем, что философия иногда может выступать как сверхнаучное (трансцендирующее) познание, иногда - как искусство (например, философская публицистика), иногда - как идеология и т. д. Однако философия всегда является мировоззрением.

Ошибка вторая. Философия изучает не только законы развития. В середине XX в. Л. Берталанфи, создав ОТС (общую теорию систем), показал, что есть всеобщие законы системного строения. В конце XX в. И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др., разработав науку синергетику, открыли общие закономерности возникновения из хаоса целостных систем. Существуют также всеобщие закономерности функционирования целостных (социальных) систем [4; 7].

Ошибка третья. Говоря о мышлении, следует его конкретизировать. Нужно различать следующие его основные виды: 1) мышление конкретного человека (индивидуальное) и 2) коллективное мышление (когда речь идет об общественном сознании

1 Философия // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1980. - С. 390-391.

2 Спиркин А. Г. Философия : учебник. - М. : Гардарики, 2000. - С. 7 ; Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - С. 12 ; Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия : Высшее образование. - М. : Филол. о-во «СЛОВО» : ООО «Изд-во "ЭКСМО"», 2003. - С. 17.

Таблица

Основной вопрос философии и аспекты его рассмотрения /

Table

The basic issue of philosophy and aspects of its consideration

Основной вопрос философии - это вопрос об отношении человека к окружающему миру («человек и мир») (т. е. как они связаны, взаимодействуют и взаимовлияют) / The basic issue of philosophy is the issue of a person's attitude to the world around him ("human and the world") (that is, how are they connected, interact and interfere)

Аспекты рассмотрения основного вопроса философии / Aspects of the consideration of the basic issue of philosophy

1) онтологический: «что первично: сознание или материя?» (или: «дух или природа?», «бытие или мышление?») / ontological: "What is primary: consciousness or matter?" (or: "Spirit or nature?", "Being or thinking?")

2) гносеологический: «познаваем ли мир?» (или: «способно ли сознание человека адекватно воспринимать и познавать окружающий мир?») / epistemological: "Is the world cognizable?" (or: "Is the human consciousness capable of adequately perceiving and cognizing the surrounding world?")

3) аксиологический: «какова система ценностей человека в мире?» (или: «есть ли первичные и вторичные ценности?», «каковы они?», «могут ли они свободно выбираться человеком?», «могут ли они меняться?» / axiological: "What is the system of human values in the world?" (or: "Are there primary and secondary values?", "What are they?", "Can they be freely chosen by a person?", "Can they change?")

4) антропологический: «что такое человек, как он возник, каково его предназначение и смысл жизни в окружающем мире?» («кто я?», «откуда я?», «куда я?», «зачем я?») / anthropological: "What is a human, how did he emerge, what is his purpose and meaning of life in the world around him?" ("Who am I?", "Where am I from?", "Where am I?", "What am I for?")

5) социальный: «что такое человеческое общество в окружающем мире (включая космическое пространство)?» («что оно собой представляет?», «как оно возникло?», «каковы его перспективы (с учетом глобальных проблем)?», «каков смысл человеческой истории?») / social: "What is human society in the surrounding world (including outer space)?" ("What is it like?", "How did it emerge?", "What are its prospects (taking into account global problems)?", "What is the meaning of human history?")

и его «мыслящих акторах» - передовых людях, элите и т. д.).

Учитывая вышесказанное, можно сделать обобщенное уточненное определение. Философия есть системно-рационализированное мировоззрение, выраженное в форме наиболее общих понятий о строении, функционировании и развитии природы, общества и человеческого мышления.

Таким образом, философию роднит с наукой прежде всего то, что ее учение представляется в форме стройной рационализированной системы понятий и категорий. Отсюда и особенности философского знания:

1) строгая теоретичность - т. е. рациональная обоснованность;

2) универсальность - рассмотрение мира, выходящего за границы индивидуального опыта и выработка адекватных методов познания;

3) критичность;

4) логичность и непротиворечивость;

5) опора на достижения современных гуманитарных и естественных наук;

6) проверяемость.

В своей эволюции философия как мировоззрение прошла три основных стадии:

1) космоцентризм (в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество и бесконечность внешних сил - Космоса);

2) теоцентризм (объяснение всего суще-

го основано на преобладании необъяснимой и сверхъестественной силы - Бога);

3) антропоцентризм (в центре находится проблема человека; в настоящее время современные тенденции осмысления мира и места человека в нем осуществляются главным образом в рамках так называемого «глобального гуманистического антропоцентризма» [5]).

Современная философия имеет четыре принципиальных отличия от всех частных наук:

1) максимальная обобщенность (по предмету изучения); она изучает мир в целом;

2) наличие основного вопроса мировоззрения (и способность выполнять особые мировоззренческие функции в обществе);

3) способность разрабатывать всеобщие методы познания и выполнять особые методологические функции по отношению к частным наукам;

4) способность к сверхнаучному познанию (трансцендированию) - в некоторых особых случаях.

Философия выполняет следующие мировоззренческие функции в обществе:

1) информационную;

2) гуманистическую (главная на современном этапе);

3) культурно-воспитательную;

4) аксиологическую (ценностно-оценочную).

Кроме того, философия выполняет следующие методологические функции по отношению ко всем частным наукам:

1) эвристическую;

2) координирующую;

3) субординирующую;

4) интегрирующую (главную из всех методологических функций);

5) логико-гносеологическую.

Сущность эвристической функции состоит в том, что она содействует приращению новых знаний. Известны случаи, когда

новый общефилософский взгляд на проблему помогал той или иной науке выйти из кризисного состояния в развитии.

Координирующая функция философии означает выбор и согласование равнозначных методов исследования. Например, фор-мационный подход К. Маркса в изучении общества сегодня продуктивно дополняется новыми методами и подходами: цивилизаци-онными, эволюционно-космическим, культурно-историческим, информационным и др.

Субординирующая функция философии предполагает выбор и соподчинение неравнозначных методов исследования. Например, в современной социальной философии применяются разные методы. Однако системный анализ чаще всего рассматривается как главный из них.

Интегрирующая (или интегративная) функция философии показывает ее объеди-няюшую роль при взаимодействии всех наук.

В настоящее время выделяют три типа частных наук-интеграторов: переходные (стыковые) науки, возникшие на стыке близко стоящих наук (физическая химия, биофизика, биохимия и др.); синтезирующие науки, объединяющие несколько далеко стоящих друг от друга наук (кибернетика, социальная экология и др.); проблемные науки, возникшие для решения конкретных междисциплинарных проблем (онкология, космонавтика и др.).

Однако роль всеобщих интеграторов играют только две науки: математика и философия. Математика выполняет инте-гративную функцию посредством особого языка (цифровые знаки, символы и формулы) и общего метода (соответствующие математические операции и способы анализа). Философия осуществляет интегративную функцию по отношению к науке, с одной стороны, непосредственно (через внедрение тех или иных философских категорий практически во все науки). С другой стороны - опосредованно (через влияние на вы-

шеназванные частнонаучные интеграторы). Кроме того, она осуществляет эту функцию по отношению к культуре, выступая как общекультурный интегратор разных сфер общественной жизни, способствуя преодолению классовой, национальной, расовой и государственной разобщенности.

В основе этой функции лежат два фундаментальных общеметодологических принципа: материально-энергетически-информационного единства мира (по Р. Ке-херу [12, S. 57]) и интегративного качества целостной системы (по В. Г. Афанасьеву [1, с. 19]).

Исходя из вышеизложенного можно определить специфику интегративной функции философии в социогуманитарном познании. Она заключается в следующем:

1) в универсальности категориального аппарата (его применимости в любых частных науках на основе максимальной обобщенности понятий). Например, понятия: «движение», «пространство», «время», «сознание», «система», «человек», «личность», «общество» и др. Затем эти понятия конкретизируются в частных науках.

2) в системно-целостном подходе к объектам познания. То есть она представляет личность, социум и мир как целостные взаимосвязанные системы с особыми ин-тегративными качествами, в то время как частные науки дают нам фрагментарные и односторонние знания о них.

3) в комплексном подходе, т. е. философия объединяет усилия разных дисциплин: (физики, химии, социологии, психологии, педагогики, этики и т. д. Используя отрывочные и неполные знания из различных сфер науки, она синтезирует их в наиболее общие и адекватные (целостные) представления.

4) в использовании разных методов по принципу «взаимодополнительности». Например, метод социологического опроса, метод исторической реконструкции, герме-

300

невтический метод, системный метод, аксиологический подход и т.д.

5) через влияние философской аксиологии (теории социальных ценностей и оценок) на любую научную деятельность.

Логико-гносеологическая функция философии означает разработку и уточнение философских понятий, применяемых в разных науках.

В некоторых (редких) случаях философия приобретает способность к сверхнаучному познанию, которое превосходит возможности современной науки. К его формам относятся следующие:

1) интуиция;

2) медитация;

3) философское трансцендирование.

На последнюю функцию особое внимание обращали К. Гюнцль [10; 11] и его последователи ([12] и др.).

Интуиция (лат. Мпеог «пристально смотреть») - непосредственное (сверхнаучное) постижение истины без логического анализа и доказательства. Русский философ Н. О. Лосский различал три вида интуиции: чувственную (обыденную), интеллектуальную (научную) и мистическую (религиозную).

Медитация (лат. meditatio - размышление) - это комплекс определенных нравственно-психологических и физических действий, направленных на достижение состояния углубленной сосредоточенности ума и усиления интуиции.

Немецкий ученый Р. Штайнер выделял два вида медитации:

1) пассивную (она характерна для восточных систем типа «йога», «буддизм» и т. п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) активную (она создана самим Р. Штайнером и характерна для современного европейца).

Практическая (медицинская) медитация (с элементами самовнушения) часто используется как составная часть разных оздоровительных систем. Примером может служить разработанный кандидатом

медицинских наук Г. Н. Сытиным метод СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека). Он активно и, главное, эффективно применялся как дополнительное (немедикаментозное) средство лечения больных лейкозом, пострадавших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Философское трансцендирование есть особая форма познания, предполагающая выход за пределы чувственного опыта и возможностей современной науки (лат. transcendens означает «выходящий за пределы чего-либо»).

Философское трансцендирование включает:

1) два вида интуиции (интеллектуальную и мистическую);

2) медитацию (активную и пассивную);

3) сверхчувственные мировоззренческие обобщения (например, философские категории «бесконечность пространства» и «вечность времени» не могут быть ни чувственно восприняты, ни проверены на практике);

4) паранаучные мировоззренческие объяснения не познанных современной наукой «загадочных» явлений (экстрасенсорика, НЛО и т. п.);

5) философскую веру;

6) философское сомнение.

Философия выступает также как особая форма общественного сознания. Традиционно различают семь основных форм общественного (коллективного) сознания:

1) политическое;

2) правовое;

3) моральное;

4) эстетическое;

5) религиозное;

6) философское;

7) научное.

Кроме того, в современном обществе формируются новые формы общественного сознания:

8) экономическое;

9) экологическое;

10) историческое;

11) педагогическое;

12) медицинское и др.

Философия отличается от других форм общественного сознания по трем важнейшим признакам:

1) по предмету изучения (отражения) -она изучает мир в целом;

2) по форме изучения - она познает в форме стройной системы научных понятий;

3) по функциям в обществе.

Иногда философия выполняет также одну из вспомогательных функций в обществе - идеологическую.

Общественная идеология является теоретическим отражением реальной жизни общества сквозь призму социально-групповых интересов (интересов партий, классов, социальных слоев, наций, государств). Каждое государство имеет государственную идеологию. Она возникает на основе политических, экономических, философских, религиозных и других учений, которые отражают интересы политических сил, стоящих у власти.

Примером преувеличения (абсолютизации) идеологической функции философии является принцип коммунистической партийности, который входил в основу государственной идеологии СССР в XX в. Согласно этому принципу, только марксистско-ленинская философия (диалектический материализм или материалистическая диалектика) является единственно верным (правильным) учением. Остальные философские учения являются якобы ложными, неверными, отражающими интересы господствующих (эксплуататорских) классов.

Альтернативой такому ошибочному подходу (противопоставлением ему) должен стать принцип конструктивной диалогичности. Он был обоснован выдающимся русским мыслителем конца XX в.

М. М. Бахтиным [2; 3; 6; 9]. Он означает, во-первых, признание плюралистичности философского знания (лат. pluralis означает «множественный»). Иначе говоря, всегда существует несколько философских учений и течений в мире. Во-вторых, признание национального своеобразия в развитии каждой страны и, соответственно, разных философских традиций. В-третьих, признание необходимости конструктивного диалога между разными учениями с целью их взаимного понимания и взаимообогащения.

Обсуждение и заключение

Таким образом, современная философия всегда выступает как особое (научное) мировоззрение и особая (мировоззренческая) наука. Это два основных аспекта ее знания. Кроме того, она периодически проявляет некоторые вспомогательные аспекты.

Она может временно выступать как сверхнаучное трансцендирование, как особая форма общественного сознания, как искусство и как идеология. Соответственно, она выполняет основные и вспомогательные социальные функции. Формирующаяся ныне новая, интегративная философия является одновременно особым (научным) мировоззрением особой (мировоззренческой) наукой. Соответственно, она выполняет ряд основных мировоззренческих методологических функций.

Учитывая вышесказанное, можно определить методологическую значимость социальной философии для социально-гуманитарных наук. В решении этого вопроса сложились две противоположных тенденции: а) метафизический подход - абсолютизация роли философии в частнонаучном познании (О. Конт, Г. Спенсер, Р. Карнап, К. Поппер и др.) и б) диалектический подход - обобщение важнейших результатов естественных и гуманитарных наук на основе приложения законов диалектического развития к процессу исторического развития общества (Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

302

Хотя в обоих случаях были достигнуты определенные положительные результаты, указанная проблема не была решена. В реальности же современная мировая философия (если брать ее в целом, а не отдельные течения или концепции) представляет собой сложный, синтетический и многоплановый социально-духовный феномен. Она одновременно выступает:

- как особое мировоззрение. Содержит целостную совокупность обобщенных взглядов и ценностно-ориентационных установок на окружающий мир с точки зрения основного мировоззренческого вопроса - о месте человека в нем;

- как особая наука. В отличие от всех других (частных) наук, изучающих ту или иную область бытия, она аккумулирует и системно обобщает знания о мире в целом;

- как жизненная мудрость - зрелое ценностно-оценочное восприятие мира на основе личного жизненного опыта (и опыта других людей) и его глубокого самостоятельного осмысления;

- как теоретически обобщенная практика. Философия аккумулирует в себе не только мудрость наиболее образованных людей (выдающихся мыслителей), но и (с их помощью) жизненную мудрость народа, полученную в повседневной практике;

- как общественная идеология. Та или иная философская концепция в определенный исторический период может приобретать статус государственной доктрины. Особую роль при этом выполняет социальная философия. Она может быть поставлена на службу национальным интересам всего общества (страны) или какой-либо социальной группы, находящейся у власти (класс, партия, управленческая элита) (например, в России более 70 лет в ХХ в. господствовала марксистско-ленинская идеология, основанная на абсолютизации диалектико-материалистического и партийно-классового подходов);

- как вид искусства. Это выражается в том, что труды выдающихся философов (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гегель, И. Кант и др.), как и художественные произведения, могут восприниматься с позиции индивидуального эстетического вкуса.

- как сверхнаучное познание. Сюда относится прежде всего философское трансцендирование, которое включает, по крайней мере, четыре формы познания:

а) интуицию (научную и мистическую);

б) медитацию («пассивную» - в индийской «йоге» и «активную» - в антропософском учении Р. Штайнера); в) сверхчувственные мировоззренческие обобщения, которые никогда не могут быть проверены на практике (например, понятия «бесконечность пространства», «вечность времени» т. п.); г) мировоззренческие объяснения не по-

знанных современной наукой «загадочных» явлений (НЛО, экстрасенсорика, телекинез и др.) [8, с. 120-121].

Из семи перечисленных компонентов философского знания первые два являются базовыми, остальные - вспомогательными. Соответственно можно выделить две группы основных социальных функций философии в обществе: мировоззренческие (информационная, аксиологическая, культурно-воспитательная, гуманистическая) и методологические по отношению к другим (частным) наукам (эвристическая, координирующая, субординирующая, интегративная (синтетическая), логико-гносеологическая, герменевтическая). К вспомогательным функциям относятся: идеологическая, обобщающая (обобщение индивидуального и коллективного опыта), эстетическая и трансцендирующая.

Библиографический список

1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М. : Политиздат, 1980. - 368 с.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. -416 с.

3. Мурнева М. И. Проблема диалога у М. М. Бахтина // XXVIII Огаревские чтения : материалы науч. конф. Саранск, 6-10 дек. 1999. - С. 66.

4. Новикова Е. Ю. Системность и синергетика в науке // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 1 (17). - С. 16-24.

5. Сомкин А. А. Актуальные концепции «целостной личности» в современной социальной философии. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 121 с.

6. Сомкин А. А. Проблема единства личности и общества в официальной философии советского периода и творчестве М. М. Бахтина: альтернативность подходов // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. - 2009. - № 11 (79). - С. 163-169.

7. Сомкин А. А. Целостная личность и социум: единство и оппозиционность. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 292 с.

8. Фролов Д. Е. Синтетический характер современного философского знания // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2004. - № 4. - С. 120-123.

9. Фролов Д. Е. Создатель завершенной концепции «Нового ценностного мышления» (к 100-летию со дня рождения Кристофа Гюнцля) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2015. - № 3 (31). - С. 78-99.

10. Фролов Д. Е. Основоположник концепции «диалогического мышления» (к 120-летию со дня рождения М. М. Бахтина) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2016. № 1. - С. 8-23.

11. Günzl Ch. Skripten des Seminars "Das Neue Denken" - als Bedingung einer Einheit von Theorie und Praxis. - Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1974. - 170 S.

12. Köcher R. Einführung in die Informations - Energetik. Marktoberdorf: Argo-Verlag, Ingrid Schlottenbek, 2002. - 200 S.

References

1. Afanasyev V. G. Systematicity and society. Moscow, 1980, 368 p. (In Russ.).

2. Bakhtin M. M. Problems of Dostoevsky's Poetics. Saint Petersburg, 2016, 416 p. (In Russ.).

3. Murneva M. I. The Problem of M. M. Bakhtin's Dialogue. XXVIlI Ogarev Readings. Materials of scientific. conf. Saransk, December, 6-10. 1999. P. 66. (In Russ.).

4. Novikova E. Yu. System and Synergetics in Science. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2012; 1(17): 16-24. (In Russ.).

5. Somkin A. A. The Actual Conceptions of "the Integrated Personality" in Modern Social Philosophy. Saransk, 2006, 121 p. (In Russ.).

6. Somkin A. A. The Problem of the Unity of an Individual and Society in the Official Philosophy of the Soviet Period and in the Works by M. M. Bakhtin: Alternative Approaches. Vestnik Tambovskogo universiteta = Bulletin of the Tambov University. 2009; 11(79): 163-169. (In Russ.).

7. Somkin A. A. The Integrated Personality and Modern Society: Unity and Oppositeness. Saransk, 2010, 292 p. (In Russ.)

8. FrolovD. E. The Synthetic Nature of Modern Philosophical Knowledge. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2004; 4: 120123.

9. Frolov D. E. The Creator of the Completed Conception of "New Value Thinking" (On the Centenary of Christoph Gunzl). Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2015; 3: 78-98. (In Russ.)

10. Frolov D. E. The Founder of the Conception of "Dialogical Thinking" (on the 120th anniversary of the birth of M. M. Bakhtin) Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2016: 1: 8-23.

11. Günzl Ch. Skripten des Seminars "Das Neue Denken" - als Bedingung einer Einheit von Theorie und Praxis.- Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Tröstler, 1974. 170 S.

12. Köcher R. Einführung in die Informations - Energetik. Marktoberdorf: Argo-Verlag, Ingrid Schlottenbek, 2002. 200 S.

Поступила 21.02.2019 г.

Сведения об авторах

| Фролов Дмитрий Евгеньевич |- кандидат философских наук, независимый эксперт. Сфера научных интересов: социальная активность личности, аксиология, метафилософия, системный подход, парадигмальный подход. Автор более 90 научных и учебно-методических работ, в том числе 1 монографии и 2 учебников (в соавторстве). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3796-8723.

E-mail: dmitriye.frolov@mail.ru

Сомкин Александр Алексеевич - доктор философских наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: социальная философия, концепция целостной личности, межкультурная коммуникация. Автор более 160 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid/ org/0000-0003-1962-9725.

E-mail: alexsomkin@mail.ru

Сомкина Алла Николаевна - преподаватель ФДП СПО ФБГОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: социальная философия, аксиология, проблема взаимоотношений личности

и общества. Автор 20 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий (в соавторстве). ORCID https://orcid.org/0000-0002-7269-6831.

E-mail: alla-tishkina@yandex.ru

Стафеев Алексей Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, инновационные технологии в обучении. Автор более 50 научных и учебно-методических работ. ORCID https://orcid.org/0000-0005-4607-0654; SPIN-код: 8626-3882, AuthorID: 852233.

E-mail: stafeich75@mail.ru

Submitted 21.02.2019

About the authors

Dmitriy E. Frolov - Candidate of Philosophy, Assistant Professor, Independent Researcher.

Research interests: social activity of person, systematic approach, paradigmatic approach. The author of more than 90 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3796-8723. E-mail: dmitriye.frolov@mail.ru

Aleksandr A. Somkin - Doctor of Philosophy, Professor, National Reseach Ogarev Mordovia State University. Research interests: social philosophy, conception of the integrated personality, cross-cultural communication. The author has more than 150 scientific publications. ORCID: http:// orcid/org/0000-0003-1962-9725. E-mail: alexsomkin@mail.ru

Alla N. Somkina - Lecture, Faculty of pre-University Training and Secondary Vocational Education, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: social philosophy, axiology, the issues of the relationship between the individual and society. The author of 20 scientific, teaching, and methodical works, including two monographs (as a co-author). ORCID https://orcid.org/0000-0002-7269-6831.

E-mail: alla-tishkina@yandex.ru

aleksey V. Stafeev - Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, Mozhaisky Military Space Academy. Research interests: pedagogy of the higher school, innovative technology of teaching. The author of more than 50 scientific publications. ORCID https://orcid.or/0000-0005-4607-0654; SPIN-kod: 8626-3882, AuthorID: 852233. E-mail: stafeich75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.