УДК 33
Некрасова Е.А. студент Дрозд М.Н.
преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии
Россия
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: современный мир переживает быстрый рост цифровых технологий, поэтому необходимы новые формы ведения бизнеса и обеспечения информационной безопасности. Электронная подпись является неотъемлемой частью электронного документооборота и используется для обеспечения конфиденциальности и целостности электронных документов.
Ключевые слова: экономика, законодательство, документооборот, электронная цифровая подпись, криптография.
Nekrasova E.A. student Drozd M.N. teacher
St. Petersburg State University College of Physical Culture and Sports
Russia
ECONOMICS AND TECHNOLOGY
Abstract: the modern world is experiencing a rapid growth of digital technologies, due to which new forms of doing business and ensuring information security are need. Electronic signature is a technology that is an integral part of electronic document management and is use to ensure the confidentiality and integrity of electronic documents.
Keywords: economics, legislation, document management, electronic digital signature, cryptography.
Электронная подпись прикрепляется к подписываемой информации и представляет собой уникальный набор символов, созданный при помощи
криптографических алгоритмов, что заменяет собой собственноручную подпись.
Первый этап развития электронно-цифровой подписи начался в 2002 году, когда был принят закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 N 1-ФЗ. Этот закон определил правовую основу использования электронной цифровой подписи в Российской Федерации, что позволило повысить эффективность работы и сократить время на обмен документами.
Вторым этапом развития электронной подписи в РФ является принятие закона № 63-Ф3 «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г., который регламентирует отношения между организациями, предпринимателями и частными лицами, применяющими электронные аналоги вместо бумажных документов. В соответствии с законом 63-ФЗ ранее используемое понятие «электронная цифровая подпись» заменяется на «электронная подпись» [1].
Электронная подпись используется во многих сферах: государственном и коммерческом секторах, банковском секторе, медицине, образовании и других видах деятельности.
В настоящее время существует несколько видов электронной подписи: являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись
В таблице 1 отражены способы создания и назначение действующих видов электронной подписи.
_Таблица 1- Виды электронных подписей_
Простая подпись Усиленная неквалифицированная подпись Усиленная квалифицированная подпись
Создается в виде кодов доступа из СМС, коды на картах, пароли в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте, что подтверждает факт формирования определенным лицом. Применяется при банковских операциях, для аутентификации в информационных системах и внутрикорпоративных системах электронного документооборота. Создается с помощью криптографического преобразования с использованием закрытого ключа электронной подписи. Применяется для внутреннего и внешнего электронного документооборота, если стороны предварительно договорились об этом. Создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей. Применяется для сдачи отчетности в контролирующие органы, для подтверждения поставщика и заказчика в электронных торгах, для работы с государственными информационными системами
Квалифицированная электронная подпись является самой надежной и юридически значимой и используется при передаче документов в государственных органах.
Использование электронной подписи позволяет повысить безопасность информации, сократить время, уменьшить затраты на бумажную документацию и улучшить качество взаимодействия с контрагентами организации [2]. Несмотря на преимущества, использование электронной цифровой подписи не лишено рисков. При потере или краже ключа электронной цифровой подписи мошенники могут использовать ее для получения кредита, займа, получения продукции. В будущем ожидается дальнейшее развитие технологии электронной подписи, в том числе улучшение безопасности и расширение сферы применения. В Российской Федерации, начиная с 2023 года, в целях безопасности, для получения и продления сертификата квалифицированной усиленной электронной подписи, руководителям организаций необходимо обращаться в Федеральную налоговую службу по месту регистрации юридического лица.
Использованные источники:
1. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (в ред. от 28.12.2022 N 569-ФЗ) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_112701/ (Дата обращения 20.06.2023 г.)
2.Дуличенко, Д. Ю. Переход организации на электронный документооборот / Д. Ю. Дуличенко. // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83025/ (дата обращения: 21.06.2023).