Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГИСТРАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГИСТРАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ПОЛУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барашева Елена Викторовна, Пьянкова Анна Алексеевна, Степаненко Алексей Сергеевич

В данной статье проанализировано законодательство в сфере регулирования отношений в области использования электронных подписей, в частности, рассмотрен Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», приведены виды электронных подписей (простая, неквалифицированная и усиленная квалифицированная), а также отдельно выделен вопрос получения электронно-цифровой подписи для юридических и физических лиц. Авторами изучена судебная практика мошенничества в сфере регулирования механизма регистрации и применения электронно-цифровой подписи при совершении сделок, и распределены две группы совершения мошенничества с применением электронно-цифровой подписи: технические и социальные. В заключение ими предложен способ решения проблемы мошенничества в сфере использования электронно-цифровой подписи и устранения недостатков данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барашева Елена Викторовна, Пьянкова Анна Алексеевна, Степаненко Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE MECHANISM FOR REGISTRATION AND USE OF DIGITAL SIGNATURES WHEN MAKING TRANSACTIONS

This article analyzed the legislation in the field of regulation of relations in the field of the use of electronic signatures, in particular, the Federal Law of 06.04.2011 № 63-FZ «On Electronic Signature» was considered, the types of electronic signatures (simple, uncultivated and enhanced qualified) were given, and the issue of obtaining an enhanced qualified electronic digital signature for legal entities and individuals was separately highlighted. The judicial practice of fraud in the field of regulation of the mechanism of registration and application of electronic digital signature in transactions was studied, and two groups of fraud with the use of electronic digital signature were distributed: technical and social. In conclusion, a method of solving the problem of fraud in the field of using an electronic digital signature and eliminating the disadvantages of this system is provided.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГИСТРАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК»

УДК 343.72

DOI 10.23672/m3308-9083-2413-r

Барашева Елена Викторовна

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Иркутск barahevaev@bk.ru

Пьянкова Анна Алексеевна

студентка,

Российский государственный университет правосудия paa_22022001@mail.ru

Степаненко Алексей Сергеевич

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия mail@esbrsuj.ru

Eleva V. Barasheva

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Public Law Disciplines,

Russian State

University of Justice, Irkutsk

barahevaev@bk.ru

Anna A. Pyankova

Student,

Russian State University of Justice paa_22022001@mail.ru

Alexey S. Stepanenko

Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Humanitarian

and Socio-economic Disciplines, Russian State University of Justice mail@esbrsuj.ru

Правовое регулирование

механизма регистрации и применения

электронно-цифровой подписи при совершении сделок

Legal regulation

of the mechanism for registration and use of digital signatures when making transactions

Аннотация. В данной статье проанализировано законодательство в сфере регулирования отношений в области использования электронных подписей, в частности, рассмотрен Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», приведены виды электронных подписей (простая, неквалифицированная и усиленная квалифицированная), а также отдельно выделен вопрос получения электронно-цифровой подписи для юридических и физических лиц. Авторами изучена судебная практика мошенничества в сфере регулирования механизма регистрации и применения электронно-цифровой подписи при совершении сделок, и распределены две группы совершения мошенничества с применением электронно-цифровой подписи: технические и социальные. В заключение ими предложен способ решения проблемы мошенничества в сфере использования электронно-цифровой подписи и устранения недостатков данной системы.

Ключевые слова: электронный документооборот; электронно-цифровая подпись; получение электронно-цифровой подписи.

Annotation. This article analyzed the legislation in the field of regulation of relations in the field of the use of electronic signatures, in particular, the Federal Law of 06.04.2011 № 63-FZ «On Electronic Signature» was considered, the types of electronic signatures (simple, uncultivated and enhanced qualified) were given, and the issue of obtaining an enhanced qualified electronic digital signature for legal entities and individuals was separately highlighted. The judicial practice of fraud in the field of regulation of the mechanism of registration and application of electronic digital signature in transactions was studied, and two groups of fraud with the use of electronic digital signature were distributed: technical and social. In conclusion, a method of solving the problem of fraud in the field of using an electronic digital signature and eliminating the disadvantages of this system is provided.

Keywords: electronic document management; electronic digital signature; obtaining an electronic digital signature.

В настоящее время информационные технологии и носители информации являются неотъемлемой частью производительных сил общества, в том числе, в сфере правоприменения.

Здесь необходимо отметить такие направления, как электронный документооборот, гражданско-правовой институт цифровых прав, электронная подпись.

Остро встаёт вопрос о правовых гарантиях, о правовом регулировании электронного обмена информацией. Защита юридически значимой информации является важным условием развития электронной торговли. В этой сфере электронная документация требует дополнительного обеспечения безопасности как техническими, так и правовыми способами. Первый шаг, который сделали законодатели во всем мире - признание юридической силы электронных документов наравне с документами, зафиксированными на бумаге. В связи с этим, юристы вынуждены пересматривать и по-новому оценивать понятия, приемлемые для бумажных документов. К таким понятиям относится и «подпись».

Юридическое значение электронной подписи определяется п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ, из которого следует, что электронно-цифровая подпись (далее ЭЦП) является аналогом собственноручной [1].

Согласно Федеральному закону «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № бЗ-ФЗ, существуют простая и усиленная электронная подпись. Последняя, в свою очередь, делится на квалифицированную и неквалифицированную [2].

Простую ЭЦП создают средствами информационной системы, в которой ее используют. Это то, с чем сталкивался каждый человек - пароли, коды и прочие простые средства идентификации.

Документ с простой ЭЦП приобретает юридическую силу, если это регламентирует отдельный нормативный правовой акт или если между участниками электронного документооборота заключено на это соглашение. Так, например, происходит при подключении онлайн-банка к кредитной или дебетовой банковской карте. Сотрудник банка идентифицирует личность по паспорту, и подписывается договор на подключение онлайн-банка.

Усиленную ЭЦП создают с помощью специальных программных средств путем криптографического шифрования. Ее выдают в удостоверяющем центре. Документы, имеющие такую подпись, приравнены к документам, имеющим юридическую силу.

При помощи электронной цифровой подписи можно осуществлять следующие действия:

- регистрироваться в онлайн-системе ФНС;

- удаленно подавать документы, например, для поступления в учебное заведение;

- удаленно подавать заявки или жалобы в специальные органы власти через электронные сервисы;

- получать государственные услуги, не прибегая к личному обращению в муниципальные структуры (дистанционно);

- совершать покупки в электронных магазинах;

- участвовать в аукционах;

- подавать налоговые декларации [1].

Для получения электронной цифровой подписи первым делом нужно собрать пакет документов:

- для ИП это обычно паспорт, ИНН, СНИЛС и свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;

- юридические лица должны предоставить учредительные документы (Устав, решение о назначении директора), свидетельства о государственной регистрации (ОГРН) и о постановке на учет в налоговой (ИНН);

- для физических лиц достаточно предоставить паспорт, ИНН и СНИЛС.

Следующим делом следует обратиться в один из 510 аккредитованных удостоверяющих центров РФ. И здесь встречается первый недочёт - нет чёткой структуры органов в сфере использования ЭЦП. Данные удостоверяющие центры, подтверждающие и выдающие сертификат усиленной квалифицированной ЭЦП, могут быть как государственными органами, так и не государственными - юридическими лицами, ИП. Это - прекрасная возможность для мошенников, ведь негосударственные удостоверяющие центры готовы за крупную сумму изготовить для вас нужную ЭЦП. Такие случаи были подтверждены в судебно-следственной практике.

В ФЗ конкретно не прописан федеральный орган исполнительной власти, который имеет полномочия в сфере аккредитации удостоверяющих центров, организационных вопросов регистрации и выдачи ЭЦП - то есть, не указан конкретный головной орган в сфере использования ЭЦП. Согласно ФЗ «Об электронной подписи» - уполномоченный федеральный орган определяется Правительством РФ, которое в любой момент может передать данные полномочия новому неподготовленному для них федеральному исполнительному органу. Таким образом, не определена чёткая структура упомянутых органов, начиная с головного органа и заканчивая удостоверяющими центрами на территориях [2].

Также, отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос оплаты выдачи квалифицированных сертификатов ЭЦП. В вышеупомянутом ФЗ говорится о том, что данная функция выполняется на безвозмездной основе или на платной, при этом не определён конкретный размер оплаты услуги. Отсюда, возникает разница в цене на данную услугу у различных удостоверяющих центров. Проанализировав информацию в Интернете, за данную услугу в городе Иркутске различные удостоверяющие центры запрашивают от 500 до 2500 рублей. Проблема возникла, опять, из-за нечеткой структуры органов, исполняющих полномочия в сфере ЭЦП.

Технологии электронной подписи открывают новые пути для совершения преступлений. Использование ЭЦП преступниками позволяет им:

- лишать собственника принадлежащего ему имущества;

- получать денежные средства от имени других лиц в кредитных и микрофинансовых организациях;

- незаконным путем производить смену собственника юридического лица;

Осуществляя анализ способов совершения мошенничества с использованием ЭЦП, стоит указать на две группы таких способов: технические (технологические) и социальные. Технические включают создание на физическом носителе из ненадежного источника электронной подписи программы-шпиона, внедрение в компьютер пользователя подписи вредоносных программ с последующем получением данных о ключе подписи и ключе проверки. Социальные включают в себя обман владельца ЭЦП и кражу подписи с последующим ее применением; коррумпированную деятельность негосударственных удостоверяющих центров и т.д.

Далее мы предлагаем рассмотреть предложение по внесению изменений в данную систему, что поспособствует не только сокращению преступлений в сфере использования ЭЦП, но и развитию механизма регистрации и применения электронно-цифровой подписи.

На данный момент, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭЦП имеет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». Мы предлагаем изменить данную структуру и внести в список исключительных полномочий федерального органа исполнительной власти Министерству внутренних дел полномочия в сфере использования ЭЦП, закрепить данное в ФЗ (чтобы данный орган был конкретно закреплён в законе, а не определялся постановлением Правительства), а также, создать в территориальных органах МВД РФ управления по регистрации и выдаче ЭЦП. Это сократит число мошенничеств путём использования подложных документов и сделает регистрацию ЭЦП более доступной. Нововведения создадут единый орган, уполномоченный в сфере использования ЭЦП [З].

Подводя итог, отметим, что новые принципы шифрования, хотя и обладают высокой степенью надежности кодирования информации, не защищают пользователей от недобросовестных действий со стороны сотрудников удостоверяющего центра, а также со стороны мошенников.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301

2. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 (ред. от 09.09.2020) «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

Literature:

1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated 30.11.1994 № 51-FZ (amended by 03.08.2018) // Assembly of Legislation of the Russian Federation, 05.12.1994. № 32. Art. 3301

2. Federal Law «On Electronic Signature» dated 06.04.2011 № 63-FZ (latest version ) // SPS Consult-antPlus.

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.06.2008 № 418 (ed. From 09.09.2020) «On the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation» (with amendments and addendum, statement. in force from the 01.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.