Научная статья на тему 'Этапы процесса политизации и основные типы субъектов политики'

Этапы процесса политизации и основные типы субъектов политики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Некрасова Нина Андреевна, Хохлова Ольга Михайловна

В статье проанализированы основные этапы политизации личности. Рассмотрены основные типы субъектов политики. Определено, что согласие в своей основе имеет стремление каждого человека быть частью группы, коллектива, общества, а несогласие в своей основе несёт стремление человека выделиться из коллектива, противопоставить себя ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEPS IN THE PROCESS OF POLITICIZATION AND BASIC TYPES OF POLITICS SUBJECTS

The article analyzes the main stages of personality’s politicization. The main types of political subject have been treated. Determined that agreement basically has everyone’s desire to be part of a group, team, company, and disagreement basically contains a human being’s desire to leave the team, to oppose it.

Текст научной работы на тему «Этапы процесса политизации и основные типы субъектов политики»

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 203

УДК 32.919.5

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПОЛИТИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ

С.И. НЕКРАСОВ, Н.А. НЕКРАСОВА, О.М. ХОХЛОВА

В статье проанализированы основные этапы политизации личности. Рассмотрены основные типы субъектов политики. Определено, что согласие в своей основе имеет стремление каждого человека быть частью группы, коллектива, общества, а несогласие в своей основе несёт стремление человека выделиться из коллектива, противопоставить себя ему.

Ключевые слова: политизация, политика, субъекты политики.

Прежде чем стать субъектом социального действия, человек, как общественное существо, проходит путь социализации, в результате чего происходит его приобщение к общественной жизни, усвоение им социального опыта, приобретение социальных свойств, способов общежития и норм жизнедеятельности. Но для того чтобы стать субъектом политики, личность должна пройти путь политизации, содержание которого составляют приобщение к политической жизни, определение своих интересов в сфере экономики, права и политики, что позволяет индивиду функционировать в качестве полноправного гражданина общества. На основе анализа уровней человеческого бытия и субъектно-объектных отношений в политике, можно выявить три этапа социально-политического развития (политизации) индивида как основного носителя субъектно-объектных отношений в политике. Причём на каждом этапе своего развития субъект политики выступает как определённый тип.

Первый этап политизации порождает конформистский (основанный на псевдосогласии) и анархистский (в основе которого лежит псевдонесогласие) типы. Этот этап социально-политического развития гражданина связан с повседневной бытовой сферой индивида, где он бессознательно или малоосознанно занят утилитарным обслуживанием своего телесного Я.

Если простейшие витальные потребности человека удовлетворены, он избавлен от необходимости занимать активную жизненную позицию, самостоятельно организовывать свою жизнь и согласен с данным состоянием, то он проявляет себя как конформист. Этот тип социально-политического конформизма базируется на стремлении к согласию, которое можно назвать псевдо-согласием, так как это согласие не имеет позитивного содержания, человек соглашается, как бы по привычке быть как все, не отличаться от других, ибо такая позиция дарует индивиду жизненное спокойствие. Конформистский тип представляет собой иждивенческую модель отношения к государству, которая связана с надеждой на то, что «всё устроится» с помощью государства. Этот момент благоприятствует утверждению социального согласия. Человек конформистского типа не задумывается о подлинных социальных связях и отношениях, а даже незначительное принуждение воспринимается им не как насилие, а как фактор стабильности, порядка, гармонии, т.е. он принимает его не только добровольно, но и с благоговением. Такой человек чисто внешне может быть назван гражданином (только потому, что он живёт в определённом государстве), так как он включён в социальные взаимодействия, но практически исключён из системы политических отношений и является объектом политических воздействий.

Если же его простейшие витальные потребности не могут быть полностью удовлетворены, он не может самостоятельно организовывать свою жизнь, между ним и другими людьми (которые, с его точки зрения, более успешно удовлетворяют свои витальные потребности), группами людей и обществом в целом возникает определённая напряжённость, то он проявляет себя как анархист. Он начинает вести себя агрессивно, его поведение деструктивно. Внешне он проявляет себя как свободолюбивое существо, но его действия и поступки чисто спонтанные и сугубо инстинктивны. Его сознание разорвано и фрагментарно. Он не видит связей своего состояния с

данными политическими отношениями. У такого индивида ещё не сформирована целевая жизненная позиция, хотя он и не согласен с данными социальными отношениями, он стремится их разрушить и удовлетворить свои эгоистические потребности. Этот тип социально-политического анархизма базируется на выражении несогласия, поэтому его можно определить как псевдо-несогласие, ибо он так же как и псевдосогласие не имеет позитивного содержания. Человек также не задумывается о подлинных социальных связях и отношениях, но незначительное принуждение воспринимает как насилие над собой и воспринимает его агрессивно, а стабильность и порядок в государстве воспринимает как ущемление своего витального бытия. Такой индивид так же как и конформист только чисто внешне может быть назван гражданином, ибо он включён только в социальные взаимодействия, но исключён из системы политических отношений и проявляет себя только как объект политики, на который направлено действие как субъектов политики, так и властных структур.

На втором этапе политизации формируется корпоративистский (который можно рассматривать как предсогласие, т.е. как начальный этап перехода к подлинному согласию) и конкурентный (который мы определяем как преднесогласие, ибо он также представляет собой начальный этап осознанного несогласия) типы. Эти типы социально-политического развития гражданина связаны с переходом от витального уровня бытия к рефлексивному, который основан на формировании его самосознания, т.е. когда его сознание приобретает способность сосредоточиваться на себе самом и овладевать собой как посторонним предметом. Здесь индивид как бы стоит над ситуацией. На этом этапе формируется субъективность и человек становится субъектом собственной жизнедеятельности, обретая способность оценивать и судить самого себя. Рефлексия необходима человеку как способ самопознания и самооценки и формирования социально-политического как пред-согласия, так и пред-несогласия.

Если предсогласие основано на обнаружении объективных факторов к объединению, нахождении общих точек соприкосновения и достижении предварительных точек согласия, то оно на основе ценностных ориентаций формирует у индивида убеждённость в значимости согласия для общества и каждого его члена. Предсогласие формирует у индивида чувство принадлежности к общему делу, т.е. порождает корпоративный дух, который представляет собой совпадение ценностных ориентаций, жизненных позиций и общих взглядов на решение социальных проблем, жизненно значимых для сообщества. Предсогласие способствует рождению необходимости сотрудничества и взаимопомощи. Основой предсогласия является ценностное единство сообщества. Корпоративистский тип индивида начинает включаться в социально-политические отношения, хотя эти отношения носят ещё примитивный характер и акцент делается на решение социальных, а не политических проблем, хотя человек уже начинает выходить на осознание политической ситуации, которая порождает уверенность в силе солидарных действий. На этом этапе происходит постепенный переход гражданина как объекта политических воздействий в субъект политики.

Если преднесогласие основано на обнаружении объективных факторов к рассогласованности членов общества, потере общих точек зрения, то оно на основе индивидуально-ценностных ориентаций членов общества формирует у них убеждённость в необходимости любым путём отстоять свою позицию. Здесь несогласие проявляет себя как рефлексивный феномен. У индивида возникает уверенность, что общество построено на подчинении одних индивидов другими, и в социальной жизни побеждает сильнейший. Преднесогласие основано на эгоистических устремлениях индивида, т.е. порождает конкурентный дух, который представляет собой ориентацию не на общечеловеческие ценности, а на личностные, где в основе лежит принцип «побеждает сильнейший». Преднесогласие способствует рождению необходимости конкурентной борьбы и дальнейшему усилению социального напряжения. Основой преднесогласия является рассогласование ценностных установок членов сообщества. Конкурентный тип индивида, так же как и корпоративистский, начинает включаться в социально-политические отношения, но эти отношения также носят ещё примитивный характер, и акцент делается на решение социаль-

ных, а не политических проблем, хотя человек уже начинает выходить на осознание политической ситуации, которая порождает уверенность в силе конкурентной борьбы в обществе. Таким образом, происходит постепенный переход гражданина конкурентной ориентации из объекта политических воздействий в субъект политики.

Третий этап политизации связан с формированием духовного сопричастного (основанного на подлинном согласии) или противоборствующего (в основе действий которого лежит осознанное несогласие) типов. Эти типы социально-политического субъекта формируются в процессе перехода от рефлексивного уровня развития индивида к духовному уровню его бытия, где мы имеем дело уже с личностью. Бытие индивида на этом этапе - это результат сложного переосмысления ценностно-смысловых жизненных ориентиров, в результате чего рождается личность, которая самоопределяет своё существование и творит своё духовное бытие. Реальность бытия личности ориентирована на вполне определённые политические цели и ценности, без чего она не мыслит смысл своей жизни. Духовная личность, благодаря своей активной включенности в политическую жизнь общества, способна видеть прогрессивные тенденции социально-политического развития и своими действиями претворять в жизнь социальные идеалы. Только духовная личность становится полноценным субъектом политических отношений, ибо способна осмысливать, бескорыстно оценивать и чувственно переживать полученную политическую информацию на основе общечеловеческих ценностей и норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение социального равенства, свободы и справедливости.

Для личности духовно-сопричастного типа согласие выступает как социальный идеал, обладающий абсолютной ценностью, так как оно основано на осознании человечества как единой системы и самоценности самой жизни. Жизнь такой личности основана на осуждении несправедливости, насилия и неравноправия, так как она обладает планетарным мышлением. Для такой духовно-развитой личности политика согласия предполагает отказ от применения силы или угрозы применения силы как средства решения социально-политических противоречий. Она отстаивает идею решения любых социальных проблем путём диалога с политическими структурами на основе принципов полного равноправия и взаимной выгоды различных социальных групп, признания права граждан самостоятельно решать свои внутренние проблемы на основе сотрудничества, толерантности и добросовестного выполнения обязательств со стороны властных структур. Только социальное согласие - это основа безопасности, позволяющая свободно развиваться каждому гражданину и придающая обществу устойчивое развитие. Таким образом, на этом этапе личность активно включается в социально-политические отношения, действует как субъект политических отношений и отстаивает принцип силы солидарного договора в решении политических вопросов.

Для противоборствующего типа социально-политического субъекта несогласие становится своеобразной основой борьбы за утверждение социального идеала, который становится для него абсолютной ценностью. Он рассматривает сопротивление политической власти как единственную возможность достижения равенства, свободы и справедливости. В этом противостоянии он видит самоценность самой жизни. Жизнь такой личности основана на осуждении несправедливости и неравноправия. Для такой духовно-развитой личности политика несогласия предполагает участие в протестном движении, вплоть до применения силы как средства решения социально-политических противоречий. Она отстаивает идею решения любых социальных проблем путём диалога со своими политическими союзниками и отказа от любых переговоров с господствующими властными структурами, когда властные структуры начинают нарушать законы, конституционные основы общества, свои обещания и программные установки, которые афишировались в момент избирательных кампаний. Своими противниками они считают не только государственные структуры, но и те общественные институты (партии, движения, фонды, объединения), которые сотрудничают с властными структурами и пытаются «заигрывать» с ними для решения своих местечковых или сугубо личных интересов. Они готовы прямо и открыто отстаивать принципы полного равноправия граждан, признания права граждан самостоя-

тельно отстаивать свои интересы вплоть до забастовок и протестного движения для отстаивания своих экономических, социальных и политических интересов. В основе бытия личности противоборствующего этапа развития заложена идея человеческого равноправия и свободы каждого гражданина общества. Для такой личности путь социального несогласия - это единственная возможность добиться социальной справедливости, позволяющей свободно развиваться каждому гражданину и выводящей общество на неустойчивое развитие (хаос), которое является основой будущего устойчивого развития (порядок). Таким образом, на этом этапе личность активно включается в социально-политические отношения, действует как субъект политических отношений, осознавая, что власть, которая упивается своими достижениями, перестаёт замечать чаяния своего народа и ведёт общество к загниванию. Выступая как сила политической оппозиции, личность противоборствующего типа нарушает благоденствие властей, заставляя их постоянно корректировать и улучшать свою экономическую, социальную и политическую деятельность.

На основе анализа этапов социализации индивида и определения типов субъектов социально-политических отношений, характерных для каждого из этих этапов, можно сделать вывод, что в основе проявлений согласия и несогласия индивида лежат его базовые ценности и нормы. Мы склонны рассматривать согласие и несогласие как свойство индивида, в основе которого лежит ориентация на определённые ценности и как внутренний механизм развития индивида. Явления согласия и несогласия мы рассматриваем как ценностно-ориентационное единство людей. Кроме того, каждый индивид является представителем определённой социальной группы, разделяя её интересы и цели. Исходя из этой особенности смыслового содержания данных явлений, которые отражаются понятиями согласия и несогласия, в большей мере изучались социологами и психологами и характеризовались как явления групповой сплочённости. При этом природа согласия и несогласия рассматривалась как обусловленная динамическими силами согласия или напряжения в ходе межличностной коммуникации. Поэтому социальное согласие и несогласие можно рассматривать как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Выше мы уже проанализировали особенности феноменов согласия и несогласия на различных этапах социализации индивида. Для дальнейшего исследования дихотомии «согласие-несогласие» необходимо дать характеристику их проявления как феноменов группы. Мы согласны с О.Б. Шулеповой [2], которая несогласие как феномен группы называет разногласием. Термин "разногласие" характеризует проявление различных мнений и интересов в составе группы. Часто в научной литературе для обозначения дихотомии «согласие-несогласие» употребляют термины «консенсус» и «диссенсус». Консенсус обозначает согласие, которое возникает не стихийно (в результате совпадения интересов и взглядов), а в результате сознательных усилий -длительных обсуждений и дискуссий. Диссенсус обозначает осознанное разногласие, которое возникает на групповом уровне, на основе разных подходов к решению социально-политических проблем. Разногласие проявляется в дискуссиях, полемике, спорах, которые порой принимают острую конфликтную форму, но разногласие совсем не обязательно переходит в конфликт. Сущностным проявлением разногласия как конфликта является противоречие во взглядах, интересах, целях взаимодействующих субъектов социально-политических взаимоотношений, которые сопровождаются негативными эмоциями и чувствами в отношениях друг к другу. В основе этих разногласий (диссенсуса) лежит стремление нанести ущерб другой стороне (оппоненту) [1, с. 5-54].

Таким образом, дихотомия «согласие-несогласие» формируется в самой социальной действительности: согласие в своей основе имеет стремление каждого человека быть частью группы, коллектива, общества, а несогласие в своей основе несёт стремление человека выделиться из коллектива, противопоставить себя ему. Значит, согласие выражает потребность человека в коллективизме, а несогласие - в индивидуализме. Солидаристский вид согласия начинает формироваться на первом этапе становления социальной общины, а эгоцентрический вид несогласия возникает в период становления самосознания человека, выделения его из массы себе по-

добных, появления примитивных форм рыночных отношений и создания государства, которое постепенно набирает силу и в определённом смысле поглощает общество. Следовательно, согласие в таком государстве устанавливается посредством насилия, что вызывает сопротивление и порождает несогласие как неосознанную психологическую потребность сформировать своеобразное поле недосягаемости со стороны государственных структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 5-54.

2. Шулепова О.Б. Феномен несогласия в научном познании (философско-методологический анализ): авто-реф. дис. ... докт. филос. наук. - Новосибирск, 2000.

STEPS IN THE PROCESS OF POLITICIZATION AND BASIC TYPES OF POLITICS SUBJECTS

Nekrasov S.I., Nekrasova N.A., Khokhlowa O.M.

The article analyzes the main stages of personality's politicization. The main types of political subject have been treated. Determined that agreement basically has everyone's desire to be part of a group, team, company, and disagreement basically contains a human being's desire to leave the team, to oppose it.

Key words: politicization, politics, political entities.

Сведения об авторах

Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил КГУ (1979), заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик РАЕ, академик Европейской академии естественной истории, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 250 научных работ, область научных интересов - онтология и теория познания, философская антропология, этика, философия науки.

Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологи МГУ ПС (МИИТ), член координационного совета Европейской научно-промышленной палаты, действительный член РАЕ, действительный член Европейской академии естественной истории, автор более 220 научных работ, область научных интересов - социальная философия, этика, философия науки и техники, онтология, философская антропология, культурология.

Хохлова Ольга Михайловна, окончила ИрГПУ (1989), БГУЭП (2005), старший преподаватель кафедры таможенного права и правоведения ИрГУПС, автор более 30 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, этика, политология, социология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.