кого роста, показатели социальной ответственности и организационного контроля. При этом, важность тех или иных блоков определяется конкретной ситуацией и позицией субъектов оценки, что на прикладном уровне помогает прояснить, подходит ли система для определения стандартов, на основании которых возможно измерить эффективность ее деятельности.
Библиографический список
1. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л-. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 1996. -142 с.
2. А.Л. Журавлев Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Акаде-
мический проект, 2000. - С. 133-150.
3. Е.Б. Перелыгина Психология имиджа: Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина, —М.: Аспект Пресс, 2002.-223 с.
4. В.А. Толочек. Современная психология труда.-СПб.:Питер,2008.-432 с.
5. Р. Уильямс. Управление деятельностью служащих.-СПб.: Питер,2003.-302 с.
6. Balzer W.K., Stilsky L.M. Performance appraisal effectiveness // Psychology in Organizations, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990.
7. Bernardin H.J. Subordinate appraisal: a valuable source of information about managers // Human resource management, 25,421 -39,1986.
8. Cardy R.L. Perfomance appraisal in a quality context: A new look at an old problem. - San Francisco: Jossey-Bass, 1994.
УДК 159.923 И 209
H. Л. ИВАНОВА, А. Н. СТЕПАНИЩЕВА
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ
В статье рассматривается процесс самоопределения личности в бизнесе, анализируются закономерности и этапы формирования идентичности бизнесмена, проводится выявление и анализ стадий профессионального самоопределения личности в бизнесе.
В современном динамичном мире становится все более актуальной проблема поиска человеком своего места среди многочисленных социальных и профессиональных групп. Интерес к проблеме самоопределения личности возрастает в связи с теми стремительными социально-экономическими изменениями общества, которые происходят в последние десятилетия и меняют сложившиеся представления об условиях жизни людей, социальных группах, профессиональных ценностях и т.д. Не случайно, проблема самоопределения личности находит отражение во многих современных работах (Андреева, 2000; Иванова, 2008; Климов, 1996;Пряжников, 1999).
Процесс профессионального самоопределения личности длительный и противоречивый, и на пути становления профессионала существует
множество критических моментов, пройдя которые человек приобретает неоценимый профессиональный опыт.
Важность исследования самоопределения личности в бизнесе обусловлена, прежде всего, теми теоретическими и практическими задачами, которые стоят перед современной психологией, поиском новых парадигм исследования и понимания выявленных закономерностей. Но также она связана с вызовами развития социально-экономических отношений в обществе, задачами выживания, реорганизации и развития бизнеса в условиях кризиса. Люди в бизнесе должны быть способны к адекватной оценке не только своего финансового положения, но и психологического состояния. Без анализа бизнеса как психологического, социально-психологического и социологи-
ческого явления сложно говорить об эффективных направлениях его развития (Иванова, Михайлова, Штроо, 2007). Несмотря на то, что бизнес стал неотъемлемой частью политической, экономической и общественной жизни страны, и проблема профессионального пути и профессионального самоопределения бизнесмена становится все более актуальной, пока что исследований на данную тему проводилось крайне мало.
В данной статье рассматривается одна из сторон анализа профессионального самоопределения личности в бизнесе, а именно закономерности и этапы формирования идентичности бизнесмена. Проводится выявление и анализ стадий профессионального самоопределения личности в бизнесе.
Профессиональная идентичность является актуальной областью современных исследований в психологии. В современных исследованиях профессиональная идентичность выделяется как основной критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика субъекта труда (Мищенко, 2005, Поваренков, 2002). Мы уже отмечали, что подобная точка зрения является развитием сложившейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев профессионального развития от эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала (Иванова, 2008). Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию (Шадриков, 1982).
Изучая процесс профессионального самоопределения личности в бизнесе, хотелось бы обратить внимание на соотношение двух взаимосвязанных предметных областей: «идентичность» и «развитие», которые уже были обозначены нами в связи с проблемой подготовки современных специалистов (Иванова, 2008). Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и
принятии решений. Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это значит, для того, чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие и стабильность на будущее, профессионал должен быть способен к постоянному развитию, а также анализу своего места в социальной и профессиональной среде. Профессиональное становление, как превращение индивида в профессионала, сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности, в более широком смысле, профессиональным самоопределением личности (Иванова, 2008).
Понятие «профессиональная идентичность» нашло различные толкования в психологии (Ермолаева, 1998; Иванова, 2008; Мищенко, 2005; Поваренков, 2002 и др.). Для понимания сущности этого явления мы поставили перед собой такой вопрос: с чем или с кем себя идентифицирует человек в процессе профессионального становления? Отвечая на этот вопрос, уместно вспомнить, что профессия - это определенная деятельность, которая придает своеобразие жизни людей ее выполняющих. Но это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы, как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее. Поэтому профессиональная идентичность, хотя и формируется в ходе выполнения деятельности, но связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального сообщества. Именно этот аспект профессиональной идентичности зачастую уплывает из области психологического анализа (Иванова, 2008).
Вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентичности еще требует своей проработки, но логика развития научных представлений о феномене и структуре социальной идентичности и отдельных ее видов позволяет рассматривать профессиональную
идентичность в качестве важнейшего элемента в структуре социального Я (Иванова, 2005).
В наших исследованиях социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта (Иванова, 2003,2005).
Мы исходим из того, что социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов. В соответствии с этим главный фокус пригодности социальной идентичности как системы социальных конструктов находится в зоне сохранения определенности, приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, определения своего места в социальном пространстве, построения модели поведения и прогнозирования (Иванова, 2003,2005).
В соответствии с этим подходом профессиональная идентичность может рассматриваться как область самосознания личности, в которой под влиянием деятельности и связанного с ней взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к профессии как целенаправленной деятельности, реализующейся в определенных профессиональных общностях. Соответственно этому знанию индивид осваивает систему ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и ста-тусно-ролевыми, ценностными, мотивационными влияниями профессионального сообщества. Профессиональная идентичность, будучи важным компонентом в структуре социальной идентичности, формируется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека (Иванова, 2008).
Учитывая вышесказанное, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессиональ-
ного выбора и направления развития. Представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождающееся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к собственной профессиональной принадлежности составляет основу профессиональной идентичности (Иванова, 2008). Эти идеи нашли эмпирическую проверку в ряде исследований, где было показано, что профессиональная идентичность образуется единством когнитивно-мотивационных и ценностных компонентов (Мищенко, 2005, Румянцева, 2005 и др.).
В этом подходе подчеркивается важность и взаимосвязь как минимум следующих вопросов социального самоопределения личности: «Кто я? Что и как я делаю?» - собственно вопросы идентичности, направленные на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений и требований деятельности. «Какой я?» - вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям. «К чему я стремлюсь?» - вопрос мотивации, эффективно ответить на который можно, только осознав первые два вопроса (Иванова, 2008).
Среди выделенных компонентов именно когнитивные составляющие по нашему мнению составляют ядро идентификационной структуры. Этот подход был обозначен в ряде работ (Завали-шина, 2001, Поваренков, 2002).
Исследование стадий профессионального самоопределения требует рассмотреть вопрос о формировании профессиональной идентичности, который является очень сложным, в связи со слабым уровнем разработанности проблемы генезиса идентичности как таковой.
В исследованиях формирования и развития идентичности у современного профессионала отмечается, что этот процесс зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это затрудняет образование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства (Мищенко, 2005).
Формирование профессиональной идентичности многими авторами рассматривается в контексте профессионализации, который обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека» или «становление профессионала» (Поваренков, 2002). Процессе становления профессионала включает в себя различные составляющие, такие как, ориентация в мире профессий, выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей и способностей, освоение требований профессии, осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. Профессионализация рассматривается как одна из сторон социализации, а становление профессионала -один из аспектов развития личности. А.К. Маркова, пишет о профессионализации как восхождении человека к профессионализму (Маркова, 1996).
Связь становления профессиональной идентичности и профессионализации неоднократно фиксировалась исследователями (Иванова, 2005). Очевидно, есть некоторые нюансы, различающие понятия «профессиональная идентификация» и «профессионализация», но несомненно, что это тесно связанные друг с другом процесса (Бодров, 2001, Ермолаева, 1998, Зеер, 1997, Шнейдер, 2001). По мнению Ю.П. Поваренкова, профессионализация осуществляется в двух основных направлениях. Первое - создание субъектом внутренних средств профессиональной деятельности, таких как знания, умения, навыки, компетенции, необходимые и достаточные в определенной предметной области. В рамках этого направления большое внимание уделяется расширению информационно-психологического пространства профессионала и поэтапному структурному изменению личности, которое повышает автономность ее поведения при решении профессиональных задач. Второе - формирование внешних средств профессиональной деятельности, включающее процесс накопления фиксированных знаний и социальных регуляторов в данном профессиональном сообществе и развитие (информационное и технологическое) материальных средств труда в соответствующей предметной области, обеспечивает расширение информационного пространства профессии и повышение внешней идентичности профессионала. Профессиональная идентичность при этом формирует-
ся в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии, она соотносится с общей информационной основой деятельности, а также целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Формирование профессиональной идентичности соотносится, с развитием соответствующей системы профессиональной активности, включая ее профессиональную составляющую (цели, программы, контроль, регуляция) и структурные компоненты (мотивы, способности, опыт). В качестве параметров развития профессиональной идентичности рассматриваются: удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом, качественные и количественные особенности профессиональной самооценки (структуру идеальной и реальной Я - концепции), особенности ценностной сферы и ряд других (Поваренков, 2002).
Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств (Буякас, 2002, Климов, 1995).
На основании изложенных выше теоретических подходов, нами разрабатывает программа исследования, направленного на выявление основных этапов профессионального самоопределения бизнесменов.
Поскольку профессия бизнесмена еще никогда не анализировалась с психологической точки зрения ввиду ее сложного положения по отношению к другим профессиям, мы выделили для сравнения две группы людей, которые самоопределяются в области бизнеса. Первая группа -это студенты, которые начинают свои первые шаги в профессиональном бизнесе, находятся на ранних стадиях професионализации; вторая - это руководители и хозяева бизнеса профессии бизнесмена, которые находятся на более поздних этапах их профессионального становления и само-
реализации.
В исследовании принимали участие предприниматели г. Москвы, студенты факультетов психологии, менеджмента и бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, Московского Психолого-педагогичес-кого Университета, МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, руководители и сотрудники коммерческих и государственных организации г. Москвы. Общее число испытуемых и респондентов на данном этапе исследования составило 233 человека.
Наблюдая человека бизнеса, мы действительно можем увидеть у него определенные качества, которых нет, во всяком случае, в таком сочетании, у представителей других профессий. Это достаточно уникальные соединения установок и аттитюдов, способов восприятия и принятия решений, действий и навыков, которые формируются на определенных стадиях жизни в бизнесе, видоизменяются вместе с изменением и развитием самого бизнеса и постоянно переходят из одного качественного состояния в другое.
На этом этапе исследования были выделены некоторые общие показатели, характеризующие основные стадии профессионального самоопределения бизнесмена, в частности:
выбор профессии в бизнесе (не то же самое, что профессия в университете);
поиск пути профессионального развития; переосмысление профессии в связи с сопротивлением окружающей среды;
преодоление кризиса идентичности; становление профессионального самоопределения. Я - человек, занимающийся бизнесом.
Эти данные требуют дальнейшего изучения и анализа, но уже на этом этапе исследования можно отметить, что они выражены у многих испытуемых.
Полученные результаты позволяют сказать, что профессиональное самоопределение как компонент и фактор профессионального развития проявляется на разных этапах профессионального пути. Можно выделить ряд существенных факторов, формирующих профессиональное самоопределение бизнесмена на определенных этапах его карьеры. В работе зафиксированы основные тенденции перестройки профессиональной идентичности у бизнесменов на разных стадиях профессионализации. Основу самоопределения бизнесмена составляет идентификация своих черт
характера с требованиями профессии и окружающих его людей (соотношение профессионального и социального самоопределения).
В результате проведенного исследования осуществлен сравнительный анализ восприятия своей профессиональной идентификации людей из бизнеса, выделены и описаны стадии становление бизнесмена как профессионала. Выявленные данные, свидетельствуют о тенденции, которую необходимо проверить на более широкой выборке бизнесменов. В частности, одной из наиболее значимой сферой влияния на профессиональное самоопределение личности в бизнесе является окружающая среда бизнесмена. Можно говорить о высоком уровне профессиональной идентификации личности в бизнесе. Эти данные повлияли на построение следующей стадии нашего исследования, направленного на анализ формирования профессиональной идентичности бизнесмена. В частности, на формулирование гипотез о роли самоопределения в эффективности деятельности и путях преодоления кризиса идентичности представителями бизнеса.
Полученные результаты легли в основу исследования профессионального самоопределения личности в бизнесе, которое проводится нами в настоящее время.
Библиографический список
1. Бодров В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала / / Психология субъекта профессиональной деятельности. - М. - Ярославль, 2001. - С. 54-71.
2. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002.-№2.-С. 28-39.
3. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. -1998.—Т. 19.- №4. - С. 80-87.
4. ЗавалтиинаД.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.-Ярославль: ЯрГУ под. Ред. А.В. Карпова, 2001.-С. 104— 128.
5. Зеер Э. Ф., Сымалюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. -1997. -Т. 18. - № 6. - С. 35-44.
6. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89-101.
7. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2003.
8. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. -Ярославль: Аверс-Пресс, МАПН, 2005.
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.-М., 1995.
10. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. -1984.-№4, —С. 5-14.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М., 1996.
12. Мищенко ТВ. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогичес-
кого вуза: Дис. ... канд. пед.наук. - Ярославль, 2005.
13. ПоваренковЮ.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М.: Изд-во УРАО, 2002.
14. Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: Канд. дис. Ярославль, 2005.
15. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.
16. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии, 2001. - № 1. - С. 64-78.
УДК 159.9:370 В 751
И.В. ВОРОБЬЕВА
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АКТУАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Толерантность является одним из основных принципов, принятых мировым сообществом в качестве регуляторов межличностных отношений в социуме; и одной из целей, поставленных перед системой образования для создания необходимых условий воспитания культуры толерантного поведения личности.
Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения, личностного развития обусловили интерес к изучению феномена толерантности в педагогическом аспекте.
Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Педагог, несомненно, является одной из ключевых фигур в реализации декларируемого подхода. В силу объективных причин он не только осуществляет передачу знаний и формирование умений и навыков, но и способствует
личностному развитию обучаемых. Инструментом влияния выступает его личность, в связи с этим, объектом пристального внимания становятся индивидуально-психологические особенности педагога, способствующие созданию атмосферы открытости и доверия, толерантному поведению в педагогическом взаимодействии.
По мнению многих авторов, толерантность -сложный психологический конструкт и его развитие начинается с раннего детства, однако, роль и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов в том, что в процессе обучения, возможно, сформировать именно те компоненты толерантности, которые будут необходимы в педагогической деятельности. Исследования в данном направлении очень актуальны, так как
© И.В. Воробьева, 2009
161