Научная статья на тему 'Этапы опытно-экспериментальной работы по активизации самостоятельной деятельности'

Этапы опытно-экспериментальной работы по активизации самостоятельной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ОПЫТ / ПРИНЦИП / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП / ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Н.В.

В статье раскрыты понятия «опыт» и «эксперимент», рассмотрены требования, предъявляемые к организации и проведению опытно-экспериментальной работы, а также ее этапы: констатирующий, формирующий и обобщающий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы опытно-экспериментальной работы по активизации самостоятельной деятельности»

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

3. Педагогика: большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.

4. Павлов И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов // Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1996. - 347 с.

5. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения / под ред. Е.С. Полат. - М.: Ротапринт НИИШОТСО АПН СССР, 1989. -122 с.

ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Басова Н.В.*

Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета,

г. Сургут

В статье раскрыты понятия «опыт» и «эксперимент», рассмотрены требования, предъявляемые к организации и проведению опытно-экспериментальной работы, а также ее этапы: констатирующий, формирующий и обобщающий.

Ключевые слова эксперимент, опыт, принцип, личностно-деятель-ностный подход, опытно-экспериментальная работа, констатирующий этап, формирующий этап, обобщающий этап.

В философском словаре говорится, что опыт - это чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира [1], а эксперимент - это исследование каких-либо явлений с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования и активного воздействия на них [1].

По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова понятия «опыт» и «эксперимент» имеют схожие определения. Опыт - это совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания, воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем [2]. Эксперимент -это, по сути, тоже самое, что и опыт - попытка сделать, предпринять что-нибудь новое [3].

Новиков А.М. считает, что суть эксперимента заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях и это является общим эмпирическим методом исследования [4].

* Аспирант, преподаватель кафедры Общепрофессиональных дисциплин.

Он считает, что опытная работа предполагает внесение преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких результатов с последующей их проверкой и оценкой таким образом, активно вмешиваясь в образовательную практику [4]. А эксперимент используется для более глубокого изучения сущности педагогических явлений.

Загвязинский В.И. рассматривает эксперимент, как исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию путем активного вмешательства, а также сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека [5].

В нашем исследовании и опытно-экспериментальной работе мы решили придерживаться определения опыта и эксперимента, которые привел С.И. Ожегов.

Рассмотрим требования, предъявляемые к организации и проведению опытно-экспериментальной работы, которые выражаются в системе общенаучных и конкретно--научных принципах:

1. Принцип целостного изучения педагогических явлений, который предполагает:

- использование личностно-деятельностного подхода;

- четкое определение места изучаемого явления в целостном педагогическом процессе;

- раскрытие динамики изучаемого явления.

2. Принцип объективности, который предполагает:

- проверку каждого факта несколькими методами;

- фиксацию всех проявлений изменения исследуемого объекта;

- сопоставление данных своего исследования с данными других исследований.

Мы руководствовались данным принципом при анализе результатов формирующего эксперимента. Однако этот принцип не исключает субъективности, то есть включенности в процесс исследования человека-исследователя, имеющего собственные позиции, представления, взгляды и убеждения относительно исследуемого явления. Педагогический процесс - явление сложное, многофакторное и непрерывно изменяющееся. Данный факт игнорировать нельзя.

3. Принцип эффективности.

Принцип подразумевает конечную цель исследования. Суть принципа заключается в том, что предполагаемые результаты должны быть выше результатов, полученных в типичных (стандартных) условиях, за одно и то же время, при одних и тех же материальных и финансовых ресурсах. Данным принципом мы руководствовались при анализе и выдвижении гипотезы, а также при планировании условий проведения опытно-экспериментальной

работы, отслеживании получаемых экспериментальных данных, их анализе и оценке [6].

Гречихин В.Г. утверждает, что достоверность получаемых результатов во многом зависит от условий, в которых проводился эксперимент, поскольку эти условия могут оказать прямое или косвенное влияние на состояние или деятельность исследуемого педагогического объекта, тем самым выступать в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных [7].

Целью опытно-экспериментальной работы явилось практическое подтверждение гипотезы о том, что активизация самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин, будет успешно реализована при выполнении следующих условий:

1. Включить в учебный процесс профессионально-ориентированные задачи, соответствующие уровню подготовленности (низкий, средний, высокий).

2. Подобрать методы самостоятельной деятельности студентов с учетом прогнозирования дальнейших тенденций развития технологических процессов добычи углеводородов.

3. Применить педагогическое сопровождение в самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума.

Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:

1. Конкретизировать сущность и компоненты понятия «самостоятельная деятельность студентов нефтяного техникума»;

2. Определить реальный уровень разработанности проблемы активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума в педагогической теории и практике;

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин;

4. Разработать методические рекомендации по активизации самостоятельной деятельности студента нефтяного техникума.

В соответствии с поставленной целью и задачами, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Каждый этап эксперимента характеризуется своими методами, задачами, средствами решения и результатами, но все они взаимосвязаны и подчинены одной цели. При этом, определяя алгоритм и этапы опытно-экспериментальной работы, мы руководствовались положениями В.И. Загвязинского и А.М. Новикова [4, 5].

На первом этапе эксперимента (2010-2012 гг.) - констатирующем -решались следующие задачи:

1. Выяснение исходного уровня активизации самостоятельной деятельности студентов техникума (II курсы Сургутского нефтяного техникума).

2. Анализ качества организации самостоятельной деятельности студентов, определение характера этой деятельности, уровня активизации и самостоятельности студентов.

3. Выявление критериев и показателей оценки уровня активизации самостоятельной деятельности студентов техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин.

4. Выделение педагогических условий активизации самостоятельной деятельности студентов и определение методов диагностики их эффективности в учебном процессе.

Проводился констатирующий эксперимент, позволяющий определить уровень владения студентами техникума самостоятельной деятельностью при изучении общепрофессиональных дисциплин; была поставлена и обоснована проблема, на решение которой направлен следующий этап опытно-экспериментальной работы.

При проведении эксперимента на данном этапе нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

- опрос, анкетирование, беседа со студентами;

- наблюдение за организацией деятельности преподавателей на занятиях по взаимному посещению и за деятельностью студентов на занятиях по технической механике и материаловедению;

- анализ Государственных стандартов, учебных планов по дисциплинам общепрофессионального цикла в техникуме.

На втором этапе эксперимента (2010-2012 гг.) - формирующем - решались следующие задачи:

1. Уточнение педагогических условий активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин.

2. Экспериментальная апробация методов диагностики уровня активизации самостоятельной деятельности студентов.

3. Проверка опытно-экспериментальным путем эффективности влияния педагогических условий на активизацию самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Осуществлялся формирующий эксперимент по уточнению педагогических условий активизации самостоятельной деятельности студентов нефтяного техникума при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Для решения задач данного этапа использовались следующие методы исследования:

- беседа со студентами, опрос, анкетирование;

- метод наблюдения за деятельностью преподавателей и студентов;

- статистические методы первичной обработки в рамках формирующего эксперимента;

- поиск направлений формирующего эксперимента, проверка его основных положений.

На третьем этапе (2012-2014 гг.) - обобщающем - решались следующие задачи:

1. Описание хода опытно-экспериментальной работы, теоретическое осмысление полученных данных, их анализ.

2. Обработка и обобщение результатов эксперимента методами математической статистики, соотнесение их с целью и задачами опытно-экспериментальной работы.

3. Оформление результатов эксперимента и определение их практической значимости для образовательного процесса, формулировка выводов.

Список литературы:

1. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдин. - М.: Политиздат, 1968. - 432 с.

2. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. П.П. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М., 2003. - 274 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

4. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя / А.М. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. - 112 с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. За-гвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2003. - 208 с.

6. Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: дисс. ... канд. пед. наук / К.В. Локшин. - Сургут, 2008. - 175 с.

7. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие / В.Г. Гречихин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 272 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Букина С.В.*, Фимина Е.А.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Сургут

В данной статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования детей в современных условиях, приводится

* Студент 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

* Студент 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.