Научная статья на тему 'Этапы обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности'

Этапы обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SELF-MANAGEMENT / LEARNING AND VOCATIONAL ACTIVITY / STAGES OF TRAINING / KEY PROCEDURES / INDIVIDUAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности. Выделены этапы обучения, а также определены педагогические условия, способствующие его эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of training of high education institution students to self-management in learning and vocational activities

The article deals with the problems of students' self-management. Stages of training, pedagogical conditions, promoting training efficiency are being analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Этапы обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА САМОПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Т.А. Ерина

В статье рассматриваются некоторые вопросы обучения студентов вуза самопроектированию учебно-профессиональной деятельности. Выделены этапы обучения, а также определены педагогические условия, способствующие его эффективности.

Ключевые слова: самопроектирование, учебно-профессиональная деятельность, этапы обучения, ключевые процедуры, индивидуальная программа.

Все большей потребностью в современном российском обществе становится творческая самостоятельность личности. Образование, традиционно являясь фактором развития личности, ставит задачу содействия личностно-профессионального становления специалиста нового поколения (перед высшей школой в особенности). Решение этой задачи предполагает модернизацию образовательного процесса в вузе, переориентацию его на формирование личности, обладающей творческим потенциалом, стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, осознающей и соизмеряющей свои возможности, т. е. способной к самопроектированию своей профессиональной деятельности. Такой подход изменяет позиции обучающегося в координатах образования: превращает его из объекта обучения и воспитания в субъект, формирующий сам себя.

Самопроектирование - это процесс, сопровождающий развитие личности в течение всей жизни и приводящий к актуализации и самоактуализации данной личности как специалиста. Следовательно, приобретенный в вузе навык самопроектирования не только не теряет своей значимости в дальнейшем, а наоборот - дает возможность для самореализации человека и как профессионала, и как личности.

Разрабатывая систему обучения само-проектированию учебно-профессиональной деятельности, мы выяснили, что большинство студентов и преподавателей хорошо по-

нимают необходимость обладания навыками самопроектирования и в меру своих сил и возможностей они пытаются осуществлять решение этой задачи. Однако, если эти усилия реализуются бессистемно, стихийно, их эффективность незначительна.

Разрабатываемая нами система обучения студентов самопроектированию учебно-профессиональной деятельности носит системный характер, ориентируется на непрерывное и целостное становление, развитие и саморазвитие личности будущего специалиста как активного субъекта овладения и практического использования самопроектирования в профессиональной деятельности.

При разработке системы обучения студентов самопроектированию учебно-профессиональной деятельности мы обратились к трудам В.С. Безруковой, которая под педагогическим проектированием понимает «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов», под педагогическим процессом -«объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии» [1]. В соответствии с определенными научными предпосылками главным здесь является соблюдение принципа человеческих приоритетов, в частности ориентации на студента как основного компонента системы. Человеческий приоритет означает выполнение требований таких педагогических принципов, как природосо-

образность и гуманизация, которые находят отражение в выполнении следующих правил:

- проектируемая система подчинена реальным потребностям, интересам, возможностям студентов вуза;

- система должна быть спроектирована так, чтобы существовала возможность для импровизации преподавателем и студентами;

- проектируемая система - динамичная, гибкая конструкция, способная к изменениям по ходу реализации [2].

В основе построения процесса обучения самопроектированию находятся две группы задач: задачи построения и развития учебнопрофессиональной деятельности, определяющие способности и качества будущего специалиста; задачи самопроектирования способностей и качеств личности будущего специалиста-профессионала, определяющих его учебную и профессиональную деятельность. Реализация такого подхода предполагает выполнение определенной последовательности проектных действий:

- определение системы задач формирования и развития учебно-профессиональной деятельности (формирование интересов и мотивов, самостоятельного решения учебных задач и совершения учебных действий, оценивания промежуточных результатов, коррекции деятельности, ответственности и самоконтроля);

- выделение в содержании отдельных дисциплин учебных элементов, которые соотносимы (в проектно-педагогическом и организационно-методическом планах) с содержанием профессиональной компетентности будущего специалиста;

- выявление взаимосвязей учебных элементов и структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности с целью определения ведущих этапов ее формирования и развития;

- согласование задач развития учебнопрофессиональной деятельности и задач по ее самопроектированию;

- введение в профессионально-педагогическую подготовку дополнительных элементов содержания (включая спецкурс), имеющих непосредственное отношение к формированию умений по самопроектирова-нию;

- разработка студентами индивидуальной программы самопроектирования учебно -

профессиональной деятельности и посемест-рового графика ее реализации;

- межпредметное организационно-

методическое и дидактическое сопровождение процесса обучения студентов самопроек-тированию учебно-профессиональной деятельности.

Определение системы задач и возможностей содержания многих учебных дисциплин позволяет выделить этапы процесса обучения студентов самопроектированию учебнопрофессиональной деятельности. Мы выделили три иерархически соподчиненных этапа. Следует отметить, что обучение самопроектированию учебно-профессиональной деятельности подчинено принципу иерархии: студент не может выйти на следующий этап, не усвоив знания и не накопив соответствующих умений на предыдущих.

Организационно-установочный этап предполагает формирование учебно-профессиональной деятельности с опорой на базовые знания и умения, профессиональнопедагогические категории и понятия. Для этого этапа показательны положительная мотивация учебно-профессиональной деятельности; акцентирование внимания на профессионально-педагогической рефлексии и самооценках, на проблемных ситуациях, возникающих в учебно-профессиональной деятельности; включение имеющихся учебных умений в общий контекст будущей профессии. Дидактическое и организационно-методическое обеспечение этапа базируется на интегративном взаимодействии общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки и курсов по выбору.

Работа на организационно-установочном этапе позволяет выделить педагогическое условие, связанное с развитием мотивации личностного и профессионального самосовершенствования студентов. Успешность учебно-профессиональной деятельности зависит от многих факторов, но, прежде всего, от мотивированности самого студента на достижение поставленных целей. Мотивация оказывает существенное влияние на эффективность развития учебно-профессиональной деятельности, ее совершенствование, само-проектирование. Немаловажную роль играет при этом социальная мотивация, которая предполагает осознание студентами соци-

22Q

ально-профессиональной значимости успеха в учебно-профессиональной деятельности.

Фрагментарно-проектировочный этап

организуется с ориентацией на конкретный материал профессиональной деятельности будущего специалиста и специальные умения. Специфика этапа определяется условиями локального самопроектирования учебно-профессиональной деятельности;

включением учебных умений в содержание будущей профессии путем применения их в реальной практике (методическая практика в школе, учебная практика на предприятиях и в учреждениях). На этом этапе в интегративное взаимодействие включены, главным образом, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специальной и предметной подготовки.

Данный этап дает возможность указать на следующее педагогическое условие, выполнение которого обеспечит эффективность процесса обучения студентов самопроекти-рованию учебно-профессиональной деятельности. Оно заключается в инициировании творческой активности студентов как способа использования своих профессиональноличностных возможностей. Одна из задач обучения (в контексте нашего исследования) -управление творчеством студентов с целью влияния на развитие способностей самопро-ектирования учебно-профессиональной деятельности. Поэтому существенно важным является: во-первых, создание условий, благоприятствующих творчеству; во-вторых, выявление творческого потенциала личности и его целенаправленное развитие; в-третьих, формирование творческого отношения к профессиональной деятельности, т. е. обогащения опыта профессии за счет личного творческого вклада.

Системно-проектировочный этап характеризуется формированием умений само-проектирования учебно-профессиональной деятельности как структурной составляющей квалификации будущего специалиста. Формирование умений самопроектирования происходит в условиях системного моделирования и самопроектирования учебно-профессиональной деятельности, когда знания и умения приобретают практико-ориентиро-ванную направленность, опыт учебной, творческой деятельности сопрягается с опытом профессиональной деятельности при

решении конкретных практических задач. Задачи данного этапа реализуются, в первую очередь, на предметах специальной подготовки. Большая роль на данном этапе отводится стажерской практике.

Системно-проектировочный этап обучения предполагает непрерывное и систематическое педагогическое воздействие с целью организации самопроектировочной деятельности студентов. Это также является педагогическим условием успешного обучения самопроектированию учебно-профессиональной деятельности и характеризуется включением студентов не только в процесс обучения, но и в процесс разработки индивидуальной программы самопроектирования своей учебно-профессиональной деятельности, а также в процесс реализации этой программы и процесс самооценки результатов.

Постановка и систематизация задач по формированию и развитию учебно-профессиональной деятельности дает возможность перейти к процедуре их согласования с задачами по самопроектированию учебно-профессиональной деятельности. Искомое согласование задач трактуется как установление последовательности иерархических уровней и строится по трем основным направлениям: система профессионально-

обусловленных знаний, умений и навыков; основы профессионально-педагогической

культуры учебно-профессиональной деятельности; технология самопроектирования учебно-профессиональной деятельности.

Следующей процедурой является введение в профессионально-педагогическую подготовку дополнительных элементов содержания, имеющих непосредственное отношение к формированию учебно-профессиональной деятельности и ее самопроектированию. Анализ содержания учебных программ показал, что изучаемые в вузе учебные дисциплины не в полной мере соответствуют задачам формирования и развития учебнопрофессиональной деятельности и ее само-проектированию. Это требует введения новых учебных элементов. Для систематизации накопленных знаний у студентов и усиления интегративного эффекта нами разработан спецкурс «Основы самопроектирования учебно-профессиональной деятельности».

Цель его состоит в том, чтобы, во-первых, вооружить студентов курса базовыми психо-

лого-педагогическими знаниями и умениями как в области учебно-профессиональной деятельности, так и в области ее самопроекти-рования и, во-вторых, научить основам аутотренинга, направленного на раскрепощение личности в плане уверенности в своих способностях, желания самореализоваться.

Процесс формирования и развития учебно-профессиональной деятельности не может быть успешным без соответствующей разработки каждым студентом собственной индивидуальной программы, которая составляется студентами в процессе изучения спецкурса «Основы самопроектирования учебно-профессиональной деятельности» (под руководством преподавателя) и позволяет максимально индивидуализировать их подготовку к профессиональному самосовершенствованию. Такая индивидуальная программа в структурном отношении охватывает основные направления развития учебно-профессиональной деятельности и включает разделы : рефлексивно-самоидентифицируюций,

который решает задачи по выявлению и постановке студентом своих проблем в развитии учебно-профессиональной деятельности, определение последовательности их решения; конструктивно-технологический, связанный с конструированием содержания и разработкой инструментария достижения поставленных целей развития учебно-профессиональной деятельности; контрольнокоррекционный, включающий контроль преподавателя и самоконтроль студентами результатов самопроектировочной деятельности, саморегулирование (самоанализ, самоотчет, включающие регистрацию, обработку и анализ различных отклонений и затруднений, а также выработку мер по их устранению).

На основе индивидуальной программы с целью конкретизации действий и поэтапного отслеживания промежуточных результатов каждым студентом составляется посемест-ровый график реализации своей индивидуальной программы. Процедура организационнометодического и дидактического обеспечения процессов самопроектирования учебнопрофессиональной деятельности и реализа-

ции индивидуальных программ студентов направлена на целевое, содержательное и процедурное (инструментально-техническое) согласование дисциплин различного цикла в решении поставленных задач. Важной особенностью процесса создания индивидуальной программы самопроектирования является то, что для ее успешного осуществления студенту необходимо существенно расширить поле своего зрения, выйти за пределы содержания изучаемых дисциплин, тех конкретных средств и представлений, которые характерны для предметного обучения. Необходимость такого выхода, прежде всего, связана с интегративным (междисциплинарным) характером самой учебно-профессиональной деятельности и теми трудностями, которые возникают при самопроектировании этой деятельности.

Таким образом, представленная система обучения студентов вуза самопроектирова-нию учебно-профессиональной деятельности, при наличии определенных педагогических условий, позволит сформировать будущего специалиста как саморазвивающуюся, саморегулирующуюся личность с гибкими знаниями и выраженными интересами. Возможно, именно эти качества станут залогом того, что специалист будет востребованным, мобильным в существующих экономических условиях.

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1983.

Поступила в редакцию 4.12.2008 г.

Erina T.A. Stages of training of high education institution students to self-management in learning and vocational activities. The article deals with the problems of students’ self-management. Stages of training, pedagogical conditions, promoting training efficiency are being analysed in the article.

Key words: self-management, learning and vocational activity, stages of training, key procedures, individual program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.