Научная статья на тему 'Этапы модернизации высшей школы на среднем Урале'

Этапы модернизации высшей школы на среднем Урале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запарий Владимир Васильевич

Рец. на книгу: Набойченко С. С. История высшей школы Свердловской области. Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. 846 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of higher education modernisation in the Middle Urals

Review of the monograph: Naboichenko S. S. High school history of the Sverdlovsk region. Ekaterinburg : Publishing house of the AMB, 2013.

Текст научной работы на тему «Этапы модернизации высшей школы на среднем Урале»

РЕЦЕНЗИИ

В. В. Запарий

ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

Рец. на книгу: Набойченко С. С. История высшей школы Свердловской области. Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. 846 с. : ил.

V. V. Zapariy

Stages of higher education modernisation in the Middle Urals

Review of the monograph: Naboichenko S. S. High school history of the Sverdlovsk region. Ekaterinburg : Publishing house of the AMB, 2013.

Своим объемом (846 е., или 71,5 условных

печатных листов) книга внушает уважение. Учитывая тот вклад, который внес Урал в развитие науки и образования России, эта книга должна была появиться уже давно. Написал ее один из столпов высшей школы в России, ректор (1986-2007) и президент (2008-2013) легендарного Уральского государственного технического университета — УПИ (ныне Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина), профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН Станислав Степанович Набойченко.

Действительно, это энциклопедия исторически выверенной и задокументированной информации о развитии высшей школы Урала в XX в. Ее можно смело назвать фундаментальной историей современного высшего образования одного из ведущих регионов России. Причем в ней отражена история как досоветского, так и советского и постсоветского периодов.

В книге представлена история становления и развитие системы высшего профессионального образования, отражены ее важнейшие этапы, дается характеристика современного состояния уральских вузов.

Издание открывается небольшим введением, где говорится о том, что книга посвящена 20-летию Российского совета ректоров и 40-летию деятельности Совета ректоров вузов Свердловской области, рассказывается о значении уральских вузов в российской и региональной истории.

Книга состоит из шести разноплановых глав. Первая, вводная, очень небольшая глава содержит краткую информацию о Свердловской области и основных этапах формирования высшего образования в ее границах. Завершается она таблицей, в которой приводятся сведения о 20 государственных вузах области, с датами их основания. Во второй главе, которая называется «Становление профессионального образования», дана история появления первых вузов — горного института и Уральского университета, приводятся краткие биографии их первых ректоров.

Третья глава включает данные о количестве студентов в Свердловской области (их более 200 тыс., причем около 20 тыс. — это студенты негосударственных вузов). Даются краткие исторические сведения о развитии каждого вуза, его современном состоянии и достижениях. Информация содержит сведения

© Запарий В. В., 2013

Рецензии

о первых руководителях этих вузов. Приведены данные не только о самих вузах, но и их филиалах.

Четвертая глава посвящена становлению Уральского федерального университета. В ней излагается история начала работы над проектом Большого федерального университета и ее первый этап — создание концепции Большого евразийского университета, а затем процесс ее реализации. Подтверждая теоретическую эффективность крупных вузов, автор говорит и о возможных негативных последствиях объединения двух самодостаточных вузов УГТУ-УПИ и УрГУ, об опасностях потерять их научные школы, уничтожить многолетние традиции и др.

Вторая часть книги посвящена деятельности Совета ректоров Свердловской области. Совет ректоров существует с 1971 г., в разное время он играл разную роль, и именно в последнее десятилетие она существенно возросла. Именно совет формировал принципы взаимопомощи трудовых коллективов вузов области, генерировал новые подходы к развитию вузовского образования.

Начинается вторая часть пятой главой, посвященной Российскому совету ректоров, в котором долгое время проработал Станислав Степанович Набойченко, бывший заместителем его председателя В. А. Садовничего. Это очень интересная и не очень распространенная информация представляет собой большую ценность в познавательном плане и вполне уместна на страницах книги о высшем образовании в регионе. Излагается история создания Совета ректоров Свердловской области, анализируются основные этапы развития и направления его работы.

Особое внимание в этой части книги уделено многогранному сотрудничеству Совета ректоров с ведущими властными институтами региона и страны — федеральными и муниципальными органами власти. В этом разделе проводится мысль о плодотворности сотрудничества различных экономических и государственных органов в деле подготовки кадров и решении научных и производственных задач для общества в целом и региона в частности. Столь подробные данные о деятельности совета публикуются впервые. Они могут быть полезны действующим советам ректоров.

В шестой главе, которая называется «Подготовка кадров для Свердловской области», дается характеристика роли уральских вузов в подготовке высококвалифицированных кадров для области. Дело в том, что вузы создавались госу-

дарством для решения главной задачи — формирования кадрового потенциала народного хозяйства, в первую очередь промышленности. Вузы влияли и на подготовку рабочих кадров. Так, в 1979 г. был создан Свердловский инженерно-педагогический институт для подготовки преподавательского состава для системы профтехобразования. Существует широкая сеть структур повышения квалификации и филиалов на ведущих предприятиях, где активно заняты вузы области, осуществляется сотрудничество с техникумами.

В последней, седьмой главе, которая посвящена проблемам и перспективам развития высшего образования на территории Свердловской области, дается характеристика особенностей отечественного высшего образования, затрагиваются вопросы отношения с властью, выявляются типичные проблемы высшего образования, рассматривается современная организация учебного процесса в вузе, методики обучения, в частности концепция непрерывности образования. Особое внимание Станислав Степанович уделяет кадровой политике в вузах. Будучи специалистом в этой области, С. С. Набойченко выявляет специфику инженерной подготовки, говорит о востребованности гуманитарного цикла в инженерном образовании, его особом значении в формировании настоящего специалиста, творческой личности. Много внимания он уделяет студенчеству, вопросам спортивного воспитания, социальной поддержке студентов и роли в этом студенческого профсоюза.

Автором делается попытка обсудить пути развития высшей школы с учетом реалий современности, увеличения ее конкурентоспособности на международной арене.

В заключении автор делает главный вывод о том, что система образования не только в Свердловской области, но и в стране в целом должна упреждать экономические, технологические и социальные тенденции в обществе, стимулировать опережающее развитие науки и всего народного хозяйства.

В монографии проводится идея о том, что как появление вузов, так и их развитие отражает объективные потребности общества.

Книга адресована широким массам читателей: вузовским работникам, студентам, руководителям государственных структур, всем, кто не только изучает историю нашего края, но и заинтересован в повышении статуса высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.