Научная статья на тему 'Этапы либерализации международной торговли текстильными товарами'

Этапы либерализации международной торговли текстильными товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТЕКСТИЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы либерализации международной торговли текстильными товарами»

Этапы либерализации международной торговли текстильными товарами

АА. Капкаев

Кандидат экономических наук

(Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

В течение последних четырех десятилетий международная торговля текстильными товарами подвергалась различным формам регулирования, которые были инициированы развитыми странами. Так, в 1962-1973 гг. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) действовало Долгосрочное соглашение по хлопчатобумажным товарам, на основе которого с помощью квот ограничивалась только торговля хлопчатобумажным текстилем. В 1974 г. оно было преобразовано в Международное соглашение "Multi Fibre Arrangement” (MFA), предусматривавшее торговлю текстилем и одеждой из разных волокон, по которому режим квотирования был распространен на различные группы товаров.

Соглашение MFA неоднократно продлевалось, а после многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ ("Уругвайский раунд”) с 1 мая 1995 г. оно было заменено на Международное соглашение по текстилю и одежде "Agreement on Textiles and Clothing” (ATC) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, был установлен 10-летний переходный период для окончательной отмены квот. В упомянутых соглашениях предусматривались изъятия из соглашения ГАТТ и из правил ВТО. Первона-

чальная цель этих изъятий заключалась в том, чтобы защитить текстильную и, прежде всего, швейную промышленность в развитых странах от чрезмерного импорта дешевых конкурирующих товаров из развивающихся стран. Объем импорта текстиля и одежды в развитые страны из отдельных стран-поставщиков ограничивался с помощью квот на основе заключенных двусторонних соглашений.

Соглашение АТС устанавливало правила, на основе которых до 2005 г. постепенно отменялись импортные квоты участвующих в соглашении стран-импор-теров (США, Канада, ЕС-15 стран, Норвегия). Переход от ограниченной к либерализованной торговле протекал поэтапно, и в итоге к концу 2002 г. был либерализован 51 процент мировой торговли текстилем и одеждой. С 1 января 2005 г. открытию подлежал остальной объем мировой торговли (49 процентов) по позициям, включенным в АТС (пряжа, ткани, готовый текстиль и одежда). Таким образом, в период до 2005 г. возросло, с одной стороны, количество товаров, выведенных из режима обязательного квотирования и включенных в систему регулирования по правилам ВТО. С другой стороны, были повышены темпы роста, установленные соглашением МРА для еще оставшихся квот.

Следует отметить, что действие квот способствовало развитию экспорта текстиля и одежды в ряде наиболее бедных стран Юго-Восточной Азии, поскольку квоты обеспечивали приток иностранных инвестиций, в частности из Гонконга и Тайваня, на швейные предприятия. В результате доля текстиля и одежды в общем товарном экспорте Бангладеш и Макао в 2002 г. превышала 80%, в Камбодже и Пакистане была более 70%, в Маврикии и Шри-Ланке - свыше 50%.

Развитые страны по-разному демонстрировали готовность открыть свои внутренние рынки для импортных текстильных товаров. По данным ВТО, до начала 2005 г. еще действовали 167 из 218 импортных квот ЕС, а также 701 из 758 квот США. Согласно сообщению Евросоюза, в конце 2004 г. он применял еще 210 импортных квот для 1 1 стран-членов ВТО. Другие квоты ЕС по-прежнему сохраняет в отношении импорта из стран-нечленов ВТО, т.е. Белоруссии, Северной Кореи, Сербии с Черногорией и Вьетнама.

В США текстильные компании подготовились к либерализации внешней торговли в меньшей степени, чем фирмы большинства стран ЕС. Поэтому после окончания действия соглашения АТС американские компании требуют от правительства сохранения 15 из 91 квоты на так называемые чувствительные импортные категории (вкл. брюки, сорочки, простыни и нижнее белье). Они желают также сохранения ограничений на импорт трех видов изделий (домашние халаты, корсетное белье и трикотажные полотна), для которых в 2002 г. квоты были отменены и заменены на так называемые защитительные оговорки (гарантии). Эти оговорки, призванные защищать внутренний рынок от возможного наплыва китайского импорта, были включены в соглашение, которое США заключили с КНР в ноябре 1999 г., как одно из условий присоединения Китая к ВТО.

Следует отметить, что с требованием сохранить квоты еще на три года (2005

- 2007 гг.) к ВТО обратились торгово-промышленные ассоциации более 50 стран -экспортеров текстильных товаров, подпи-

савших "Стамбульскую декларацию”. В это число входят группы развивающихся стран, причем как бедных, так и со средним уровнем доходов населения, в частности, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия, Марокко, Тунис и Турция. Подписавшие декларацию государства выразили опасение, что окончание режима квотирования лишит их притока значительных валютных поступлений, приведет к закрытию немалого количества предприятий и утере порядка 30 млн рабочих мест в пользу Китая, который имеет, по их мнению, глобальную монополию на мировом текстильном рынке. Их озабоченность усиливается тем обстоятельством, что, не имея естественных сравнительных преимуществ, кроме избыточной дешевой рабочей силы, они лишатся своих позиций на рынке в пользу стран, располагающих вертикально интегрированным технологическим циклом производства, т.е. тех, кто имеет собственное производство волокон, пряжи, тканей и одежды. Под этим подразумевается прежде всего Китай.

Глобализация производства

одежды.

Одним из важнейших последствий регулирования мировой текстильной торговли в последние десятилетия является глобализация в сфере производства одежды. Крупные производящие страны, чей экспорт лимитировался квотами, частично переводили фабрики в страны, на которые квоты не распространялись, либо строили там новые. Одновременно и текстильные, и швейные предприятия развитых стран постепенно перемещали трудоемкие производственные операции в страны, где требуются меньшие расходы.

На основе квот некоторые страны превратились в важные места размещения в системе глобального производства одежды, даже и не располагая для этого особыми предпосылками. Например, многие развивающиеся страны не имеют собственного текстильного производства и зависят от импорта авансовых поставок ресурсов с соответствующими валютными рисками. Конкурентные позиции этих

стран благодаря квотам были искусственно улучшены. Ограничение глобальной торговли имело своим следствием неэффективное размещение ресурсов. Так, по оценкам Международного валютного фонда и Всемирного банка, развивающиеся страны из-за квот ежегодно теряют (недополучают) свыше 20 млрд долл. потенциальных экспортных поступлений.

Благодаря глобализации производства одежды и режима квотирования, существенно увеличилась занятость во многих наименее развитых странах. Обнаружилось, что изготовление одежды, вследствие возможности быстрого освоения ноу-хау и сравнительно незначительных инвестиционных ресурсов, идеально подходит для осуществления индустриализации наименее развитых государств.

Значимость соглашений о

преференциях.

Параллельно с отменой квот возрастало значение двусторонних соглашений между странами-импортерами и производящими странами. При этом развитые государства предоставляли отдельным странам-партнерам (как правило, развивающимся и "новым индустриальным странам”) так называемый преференциальный режим. Он, в частности, предусматривал возможность полной отмены или существенного сокращения импортных квот либо пошлин. В большинстве случаев при заключении подобных соглашений важную роль играли также региональные аспекты. Так, Евросоюз предоставляет восточноевропейским и североафриканским государствам, а также Турции в принципе свободный от квот и пошлин доступ к своему рынку. Подобный режим предоставляется теперь и новым странам-членам ЕС, вступившим в эту организацию в мае 2004 г.

По другую сторону Атлантики также существуют подобные соглашения между США и центральноамериканскими государствами. Такие договора заключены также с некоторыми государствами, имеющими слабо развитое народное хозяйство (например, с государствами южнее Сахары, а также Непалом, Бангладеш).

Следует отметить, что развитые государства порой заключают соглашения о преференциях не без своекорыстия, так как преференциальный режим может быть поставлен в зависимость от тиражирования их (развитых государств) изделий. Иногда особый режим предоставляется только в случае, если импортируемая одежда изготовлена из текстильных материалов стран-импортеров.

Благодаря предпочтительному доступу на рынок для стран - партнеров в региональном масштабе и более жесткому регулированию на основе квот по отношению к крупным производящим азиатским странам, с 1990 г. ощутимо понизился удельный вес Азии в объемах импорта одежды Евросоюза (1 5 стран) и США. Напротив, их импорт из стран Восточной Европы, а также Латинской Америки сильно возрос. Эта тенденция, однако, изменилась после присоединения Китая к ВТО в конце 2001 г.

Итоги действия соглашения АТС.

После отмены квот (в конце 2004 г.) наибольший выигрыш должны были получить те страны, которые наиболее сильно подвергались торговым ограничениям в рамках соглашения АТС. Прежде всего, это относится к Китаю, Индии и, частично, к Пакистану. После присоединения Китая к ВТО возросло его значение на текстильных рынках США и ЕС. А Мексика, несмотря на ее членство в Североамериканском соглашении о свободе торговли (НАФТА), испытала сокращение экспорта. В результате Китай сменил Мексику, как важнейшего поставщика одежды в США.

Также и в ЕС-15 Китай укрепил свои позиции важнейшей страны-поставщика текстиля и одежды, обогнав Турцию. По данным Комиссии ЕС, китайский экспорт либерализованных в 2002 г. товарных категорий в 15 стран ЕС вырос на 46% по стоимости. Срок действия соглашения АТС истек 1 января 2005 г. Таким образом, отныне международная торговля текстилем и одеждой будет регулироваться по общим правилам ВТО (либерализация торговли, недискриминация, взаимность). Теперь режим квотирования, по крайней

мере, для стран-участниц ВТО, прекратил свое действие, так как свободный от дискриминации доступ к рынкам стран-импортеров гарантируется в принципе для каждой страны-производителя текстиля и одежды. В этой связи благоприятные перспективы открываются для расширения экспорта текстиля и одежды для некоторых развивающихся стран.

Наилучшие предпосылки к расширению своей доминирующей роли имеет Китай. Уже в 2003 г. удельный вес этой страны равнялся 20% в объеме мировой торговли текстилем и одеждой, достигшем почти 400 млрд долл. Правда, развитые страны и после отмены квотирования могут повысить таможенные пошлины на китайский импорт. Кроме того, в соглашении о присоединении Китая к ВТО содержатся специальные защитительные оговорки, к которым вправе прибегнуть ЕС и США, если возникнет угроза их внутренним рынкам вследствие чрезмерного импорта текстиля и одежды. США уже воспользовались этим инструментом по трем категориям товаров. Впрочем, эти оговорки действуют только до 2008 г.

Тем не менее, есть много причин для ожидаемого превращения Китая в своеобразный швейный цех всего мира. Из факторов, способствующих этому, прежде всего следует назвать длительное время сохраняющийся низкий уровень заработной платы рабочей силы в этой стране. И хотя абсолютные ставки почасовой оплаты труда в Индии, Бангладеш, Камбодже или Вьетнаме все еще ниже, чем в Китае, однако производительность труда в Китае выше, и поэтому удельные расходы на зарплату здесь ниже. Согласно исследованию консультационной фирмы МсКтбеу, производительность труда китайских производителей одежды (на примере мужских сорочек) достигает примерно 55% от уровня США, в то время как этот показатель для Индии равняется около 35%, а общая производительность труда в индийской текстильной промышленности составляет всего лишь 16% от уровня США.

Другим преимуществом Китая является наличие в его текстильной промышленности замкнутого технологического цикла. Эта страна располагает собственным текстильным сырьем в достаточном объеме, являясь крупнейшим в мире производителем хлопка и химических волокон, и поэтому в весьма незначительной степени зависит от импорта текстильных материалов и полуфабрикатов. Кроме того, страна способна организовать массовое производство изделий требуемого качества благодаря инвестициям в текстильное оборудование. Так, свыше 50% мирового объема поставок ткацких станков в 1994-2003 гг. было установлено в Китае, а по прядильному оборудованию его доля составила 23%, и он занимал 2-е место после Индии (27%).

Наряду с имеющимся современным машинным парком в Китае, в сравнении с конкурирующими странами, хорошо развита также инфраструктура, что положительно сказывается на сроках поставки. Наконец, уже длительное время существуют хорошо налаженные связи между китайскими производителями и покупателями одежды из развитых стран.

Извлечь выгоду из отмены режима квотирования в состоянии также Индия и, за некоторым исключением, Пакистан. Им, возможно, удастся повысить свою долю в мировой торговле текстилем и одеждой. Они также имеют низкие расходы на рабочую силу и вертикально интегрированный технологический цикл текстильного производства.

Так, по прогнозу Индийской федерации хлопчатобумажных предприятий, экспорт текстильных товаров Индии будет увеличиваться, возможно, на 18% ежегодно и к 2010 г. достигнет 40 млрд долл. За этот период может быть создано 5 млн рабочих мест, в результате чего в текстильном секторе страны, являющемся уже сегодня второй крупнейшей отраслью после сельского хозяйства, занятость может достигнуть 40 млн человек. Характерно, что такой оптимизм находит свое подтверждение в исследовании ВТО. Согласно его прогнозу, удельный вес индийского текстиля и одежды на рынке США вырас-

тет с 4% до 15%, хотя доля Китая повысится в большей степени - с 16% до 50%.

В число стран-экспортеров, получивших выигрыш от упразднения режима квотирования, входит и Пакистан. Конкурентные преимущества этой страны заключаются в дешевой рабочей силе, наличии собственной сырьевой базы (хлопок и химические волокна) для текстильной промышленности, а также привлеченных в отрасль инвестициях, объем которых за последние четыре года оценивается в 4 млрд долл. Помимо этого, Пакистан, будучи союзником США, получал в последние годы выгоду от увеличения импортных квот.

В число стран, больше других проигравших от упразднения импортных квот, входит ряд азиатских развивающихся стран (Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия, Камбоджа, Вьетнам, Филиппины, Непал), у которых важнейшим преимуществом для размещения производства являются самые низкие в мире расходы на рабочую силу. Но это преимущество нивелируется благодаря отчасти 100%-ной зависимости от импортных материалов (хлопок, текстильные полуфабрикаты). Помимо этого, низкая производительность труда, худшая инфраструктура и частично проблемы с качеством в вышеуказанных государствах будут побуждать крупных импортеров текстиля и одежды все больше отдавать предпочтение поставщикам из Китая и Индии.

Внутри региона Юго-Восточной Азии отмена режима квотирования особенно жестко задевает те государства, в которых достигнута высокая степень зависимости от экспорта текстиля и одежды. По данным ВТО, в 2003 г. доля этих товаров составила в Камбодже 75% (только одежда) и Бангладеш - почти 70% от общего экспорта. Для Шри-Ланки этот показатель равнялся 54%, Непала - 43%. Даже лишь относительно небольшая потеря доли рынка чревата драматическими последствиями для экономик этих государств.

До последнего времени Турция выступала важнейшим поставщиком текстиля и одежды на рынках западноевропейских стран, чему содействовал таможенный

союз с ЕС, благодаря которому турецкие экспортеры имели свободный от квот и пошлин доступ на их рынок, тогда как поставки из азиатских стран строго ограничивались квотами. После отмены квот Турция стоит перед большим вызовом, хотя стоимость рабочей силы в этой стране низкая по западноевропейским меркам, но она втрое выше, чем в Китае, основном конкуренте Турции. Вместе с тем, у турецких экспортеров имеется ряд конкурентных преимуществ перед азиатскими странами. Положительными факторами текстильного сектора Турции являются вертикальная интеграция промышленности, современное техническое оснащение машинного парка и беспошлинный доступ на рынок ЕС. Кроме того, эта страна располагает еще естественным преимуществом

- географической близостью к важному рынку-импортеру, к Западной Европе. Эффект этого фактора возрастает ввиду убыстряющейся цикличности моды. В отношении качества изделий у Турции тоже есть преимущества перед Китаем, но по продукции стандартного ассортимента она уступает.

По мнению аналитиков Немецкого банка, в целом Турция после окончания действия соглашения АТС лишится некоторых позиций в импорте текстиля и одежды ЕС, в основном в пользу Китая и Индии. В перспективе Турция, возможно, будет больше придавать значения укреплению своей конкурентоспособности за счет качества, оперативных сроков поставки и дизайна.

Новые страны-члены ЕС и другие страны Центральной и Восточной Европы (Украина, Румыния) также должны ощутить последствия соглашения АТС. Здесь поощрялось строительство швейных фабрик путем доступа, свободного от пошлин и квот, к важному западноевропейскому рынку (т.е. ЕС) или путем предоставления квот. В пользу Восточной Европы, как места размещения производства, говорят прежде всего географическая близость, а также тесные торговые связи с ЕС в прежнем составе (15 стран). Однако это предпочтение, возможно, начнет терять свою значимость, так как с точки зрения издержек Восточная Европа стала уже

слишком дорогой для производства одежды. Расходы на рабочую силу здесь более чем в 5 раз выше, чем в Китае, потенциал рабочей силы недостаточно велик и к тому же в перспективе запрограммирован рост заработной платы. Кроме того, новые страны-члены Евросоюза будут вынуждены нести повышенные расходы в процессе приспособления к новым стандартам в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности.

Для соседних государств Средиземного моря, включая Северную Африку, характерны схожие преимущества, как и для Восточной Европы. Однако расходы на рабочую силу здесь ниже и сохранятся таковыми, видимо, еще долго. До последнего времени вывоз одежды доминировал в общем экспорте Туниса (39%) и Марокко (почти 1/3). После окончания срока действия АТС следует ожидать снижения удельного веса средиземноморских стран в импорте одежды Евросоюзом. Торговополитические преимущества этих стран ограничатся преференциальными пошлинами в рамках соглашений о преференциях. Если, однако, в ходе переговоров в рамках ВТО дело дойдет до снижения общего уровня таможенных пошлин, то эти "преференциальные льготы” будут заметно размыты.

Возникает вопрос о том, как скажется окончание действия соглашения АТС на развитых странах, в первую очередь на ЕС (в прежнем составе 1 5 стран) и США? При этом вначале следует иметь в виду, что предприятия из этих регионов уже в течение десятилетий адаптировались к высокому ценовому нажиму.

Реакция на это была различной в отдельных странах. Так, фирмы Германии все в большей степени концентрировали свои усилия на изготовлении высококачественного / высокотехнологичного текстиля (технический текстиль), а в одежном секторе - на дизайне, маркетинге и сбыте; трудоемкое производство одежды здесь исключение. В Италии промышленность смогла удержаться благодаря высокой гибкости своей организационной структуры, качеству продукции и компе-

тентности в сфере моды. Тем не менее, окончание срока действия соглашения АТС не останется без последствий для западноевропейских стран. Так, производители одежды даже в странах с относительно дешевой рабочей силой в прежнем составе ЕС, такие, как Португалия, Испания и Греция, могут столкнуться с проблемами, так как они не в состоянии конкурировать по цене с аналогичной продукцией Китая или Индии. Следствием может быть дальнейшее сокращение занятости. особенно в производстве изделий, где цена является решающим фактором. Специализация на производстве дорогих и качественных изделий, соблюдении сроков и объемов поставок является высшим требованием рынка и залогом выживаемости.

В США швейная промышленность не так последовательно приспособилась к новым условиям конкуренции, как ЕС (особенно Германия). Показателем этого является часто формулируемые требования американских продуцентов одежды в виде новых мер защиты от дешевого азиатского импорта. Им, возможно, не удастся избежать дальнейших негативных последствий для занятости.

Под влиянием повышения уровня оплаты труда в западных развитых странах в текстильно-одежном секторе выросло число так называемых бесфабрич-ных фирм. Они специализируются главным образом на торговле текстилем и одеждой, а не на производстве, и их деятельность сосредоточена на том, чтобы закупать изделия одежды по запросам потребителей по возможно выгодным ценам. Такие фирмы получают, естественно, выгоду от отмены системы квотирования, так как значительно расширяются их возможности выбора.

Для сферы розничной торговли окончание действия соглашения АТС проявится вначале, как следует ожидать, в виде ощутимого понижения закупочных цен (цен производителей). Таким образом, потребитель может настроиться на понижение цен на одежду, прежде всего изделий стандартного ассортимента, импорт кото-

рых подвергался наиболее жесткому количественному регулированию. Так, по данным исследовательского института Textiles Intelligence, после присоединения Китая к ВТО цены на китайскую одежду при импорте в ЕС-15 понизились в среднем с 19 евро за кг в 2000 г. до примерно 11 евро в 2003 г.

Ограниченные перспективы

либерализации торговли.

Для европейской текстильной и швейной промышленности имеет большое значение то, что в противоположность отмене квот постепенно восстанавливаются таможенные пошлины, хотя это, согласно правилам ВТО, не обязательно. В ЕС средняя ставка таможенной пошлины при импорте текстиля и одежды составляет 9%. Вместе с тем, для Евросоюза сегодня фактически все еще остается невыполненной почти половина обязательств по либерализации, причем значительная часть товаров подпадает под категорию "чувствительных”. Многие развивающиеся страны защищают свои рынки посредством ставки таможенной пошлины в 30% и больше. К их числу относятся также страны, считающиеся наиболее конкурентоспособными для размещения производства одежды (в т.ч. КНР).

Во многих случаях рынки ограждаются еще особыми налогами и сборами, а также нетарифными торговыми барьерами. Таким образом, еще сильнее сужается доступ к рынкам, и снижаются возможности сбыта в таких странах, как Китай. Это обстоятельство будет усугубляться по мере роста удельного веса населения в структуре потребителей, могущих и желающих приобретать дорогую одежду западного покроя.

Заключение.

В результате окончания действия соглашения ATC в мировой торговле текстильной продукцией повысят свой удельный вес Китай и Индия, куда все больше будет перемещаться изготовление стан-

дартных изделий массового ассортимента. Обе страны специализируются на производстве текстиля и одежды, располагая для этого преимуществами сравнительных издержек производства. Упразднение соглашения АТС затронуло страны с высокой степенью зависимости их экономик от экспорта одежды, в которых ее производство развивалось в основном "под защитой квот”. "Классические” страны-поставщики с географическими преимуществами - Турция или Мексика - также стоят перед большим вызовом времени, так как их главные конкуренты отныне не будут ограничены в своих экспортных операциях. Крупные импортеры одежды могут значительно сузить круг своих стран-постав-щиков. С отменой квот на европейские рынки усилится приток товаров из Азии по существенно низким ценам.

•к -к -к

В мае текущего года в рамках ВТО должна состояться дискуссия по вопросу снижения импортных пошлин. А на следующем раунде переговоров в декабре в Гонконге должно быть подписано окончательное соглашение. По мнению Всегер-манского объединения текстильной и модной промышленности Эезат^ех^!, для эффективного снижения пошлин необходима выработка соответствующей формулы и максимальное ограничение изъятий из общепринятых правил. Немецкие фирмы-продуценты рассчитывают на то, что на предстоящих переговорах в рамках ВТО Еврокомиссия встанет на защиту интересов европейской текстильной и швейной индустрии.

Литература:

1. The Economist, November 13th -19th 2GG4, p. 77 -79.

2. Jahrbuch der Textil- und Modeindustrie 2GG4, Gesamtverband der deutschen Textil -und Modeindustrie. S. 12

- 17.

3. Deutsche Bank Research, 4. Januar 2GG5. S. 2 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.