Научная статья на тему 'Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации'

Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь Александр Петрович

Рассмотрены этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации, определены особенности выделенных этапов, указаны основные проблемы переходного периода и предложены мероприятия по их решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации»

УДК 336.71

Бондарь А.П.,

к.э.н., доцент, ТНУ имени В.И. Вернадского

ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации, определены особенности выделенных этапов, указаны основные проблемы переходного периода и предложены мероприятия по их решению

Ключевые слова: банковские учреждения, интеграция банковской сети Республики Крым, банковские услуги.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития банковской системы Российской Федерации одной из сложных проблем является интеграция в нее банковской сети присоединившейся Республики Крым. Приостановление, а потом закрытие украинскими банками своих отделений в Крыму, привело к кризисным проявлениям в функционировании всей финансовой системы полуострова. Для их ликвидации необходимо было ускорить процессы формирования сети банковских учреждений в Крыму, работающих на основе законодательной базы Российской Федерации. Поэтому на сегодняшний день вопрос интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации является особенно актуальным.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Исходя из актуальности проблемы, целью статьи является разработка и обоснование этапов интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Перестройка банковской сети Крыма под стандарты российских законов и формирование ее нового состава — одна из важнейших задач текущего переходного периода.

На наш взгляд, можно выделить четыре этапа интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации:

1. Подготовка и проведение референдума.

2. Введение переходного периода в финансовой системе с 02.04.2014 года.

3. Закрытие отделений украинских банков с 06.05.2014 года.

4. Переход на рублевые наличные и безналичные расчеты граждан и предприятий на территории Крыма с 01.06.2014 года и становление полнофункциональной банковской сети.

Рассмотрим особенности данных этапов.

1. Подготовка и проведение референдума.

На начало подготовительного периода к референдуму Крым занимал восьмое место в рейтинге украинских регионов по количеству чистых активов банков — суммарно они составляют около 16 млрд. гривен. Всего в Крыму было зарегистрировано около 180 финансово-кредитных учреждений и около 1000 отделений.

Четверка лидеров в банковском секторе Крыма выглядела следующим образом: первое место у Приватбанка с активами 6 млрд. гривен, на втором — государственный Ощадбанк с активами 4 млрд. гривен, за ним следуют Дельта Банк (2 млрд. гривен) и Райффайзен Банк Аваль, владеющий на полуострове активами в размере около 1,3 млрд. гривен[1].

В Крыму было зарегистрировано только два банка — это банк «Морской», основанный в 1994 году, и Черноморский банк развития и реконструкции — в 1992 году. Согласно данным Нацбанка Украины, на 1 января 2014 года по размеру общих активов банк «Морской» занимал 101-е место (1,27 млрд. грн.), а ЧБРР — 123-е (0,728 млрд. грн.) среди 180 банков.

Учитывая нестабильность политической ситуации в Украине на протяжении первого квартала 2014 года население начало активно изымать вклады из банков. Несмотря на сокращение программ кредитования, крымским заемщикам удалось резко нарастить задолженность по кредитам. Так, по данным на 1 января 2014 г., депозиты крымчан заметно превышали кредиты — 22,82 млрд. грн. против 16,47 млрд. грн. За три месяца объем кредитов в Крыму вырос на 47% и составил 24,22 млрд. грн., объем вкладов сократился до 19,69 млрд. грн. [2].

В начале марта началась подготовка к проведению референдума о статусе Крыма, что вызвало ухудшение работы банковского сектора полуострова, сформированного из банковских учрежде-

114

ний, зарегистрированных в Украине. Большинство банков приостановили кредитование и ограничили объемы снимаемой наличности через банкоматы.

Референдум по статусу Крыма состоялся 16 марта 2014 года и прогнозируемо завершился подавляющим большинством за вступление в состав Российской Федерации, что сразу же привело к негативным изменениям в работе украинских банков в Крыму.

Лидер банковского сектора Крыма, Приватбанк, с 12:00 19 марта 2014 года прекращает работу всех своих отделений до «выяснения обстоятельств». Также приостанавливаются все операции со счетами клиентов, включая интернет-банкинг по системе Приват-24. Блокировка более 800 тысяч счетов клиентов привела к полному недоумению и панике среди людей, которые не могли обналичить свои деньги или вывести их на счета других банков. Ведь большинство выплат зарплат и различные перечисления происходили именно через этот банк.

Ряд банков последовали примеру Приватбанка и приостановили работу своих отделений в Крыму, что привело к повышению паники среди вкладчиков. Стабилизирующим моментом является продолжение работы структурных подразделений государственных банков — «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк» и таких украинских банков, как Укрсиббанк, «Надра», «Сбербанк России» и др.

С 9 марта были заблокированы счета Госказначейства Украины в АРК, что парализовало бюджетные расчеты в Крыму.

С целью формирования независимой от Украины финансовой системы, Верховный Совет Крыма на внеочередном пленарном заседании сессии 17 марта 2014 года утвердил временное положение о Банке Крыма.

Предполагалось, что организация обращения наличных денег и изъятие их из обращения на территории Республики Крым будет осуществляться исключительно Банком Крыма. Банк Крыма без взимания комиссионного вознаграждения должен был осуществлять операции со средствами бюджета Крыма, местных бюджетов и внебюджетных фондов Крыма, а также операции по обслуживанию государственного долга Крыма.

Согласно этого положения, получение прибыли не является целью деятельности Банка Крыма. Он подотчетен Совету АРК и в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Крым и законами, независим в своей деятельности. Банк Крыма возглавляет председатель, назначаемый на должность Советом АРК на определенный срок, но не более чем на 5 лет, большинством голосов от общего числа депутатов.

Банк Крыма, созданный на переходный период для проведения бюджетных расчетов, впоследствии предполагалось заменить территориальными учреждениями Банка России.

Но Банк Крыма не мог в короткие сроки создать собственную платежную систему или подключиться к действующим платежным системам Банка России, а тем более НБУ, что привело к «замораживанию» проекта и поиску новых путей организации бюджетных расчетов, подконтрольных правительству Крыма.

Выход был найден в использовании внутрибанковской платежной системы ЧБРР. С 19 марта 2014 года было объявлено, что платежи налогоплательщиков должны поступать исключительно на счета казначейской службы Республики Крым, которые открыты в ЧБРР в гривнах и рублях. Руководителям бюджетных учреждений и государственных внебюджетных фондов было приказано открыть счета в ЧБРР.

Уже 21 марта 2014 года Национальный Банк Украины в связи с обращением Государственной казначейской службы Украины запретил проведение любых платежей по счетам Главного управления Государственной казначейской службы Украины в Автономной Республике Крым, размещённым в ПАО «ЧБРР». С этого момента счета казначейской службы Республики Крым стали доступны только в пределах банка ЧБРР. Учитывая небольшое количество отделений банка в Крыму (на начало апреля работало всего 11 отделений и 15 касс) и ограниченный территориальный охват Крыма (почти в половине районов Крыма отсутствовали отделения банка), ЧБРР с большими трудностями выполнял возложенную на него задачу. Клиенты банка выстаивали огромные очереди, чтобы провести операции по данным счетам. Но это дало возможность заложить основы бюджетных расчетов в Республике Крым через банк ЧБРР.

В Крыму с 24 марта начинает действовать переход на двойную валюту при осуществлении всех видов платежей. В частности, Президиум Государственного Совета Республики Крым поручил обеспечить возможность оплаты потребителями товаров и услуг официальными денежными единицами Республики Крым — российским рублем и украинской гривней. Но банки, функционирующие на основе украинского законодательства, осуществляли платежи только в гривне.

115

В конце марта два российских банка — РНКБ и ЗАО «ГЕНБАНК», начали подготовительные мероприятия для открытия своих отделений в Республике Крым.

В результате Российский национальный коммерческий банк (открытое акционерное общество) уже 31.03.2014 года объявил о начале работы Крымского филиала, Таврического филиала и операционных офисов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь по обслуживанию юридических и физических лиц.

ЗАО «ГЕНБАНК» начал обслуживание в Республике Крым в начале апреля 2014 года.

Таким образом, можно выделить следующие особенности функционирования банковской сети Республики Крым на 1-м этапе:

• основу банковской сети Крыма составляли структурные подразделения украинских банков, которые продолжали работать по украинскому законодательству, постепенно сокращали свои операции, а некоторые из них, приостанавливали работу своих отделений и блокировали счета клиентов;

• создается Банк Крыма на переходный период, который полноценно так и не заработал;

• увеличивается роль самостоятельных крымских банков, особенно ЧБРР, после открытия в нем счетов казначейской службы Республики Крым, а также бюджетных учреждений и государственных внебюджетных фондов;

• российские банки начинают подготавливать площадку для начала работы в Республике Крым.

2. Введение переходного периода в финансовой системе с 02.04.2014 года.

В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 37-Ф3 «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым, города федерального значения Севастополя в переходный период» [3], для банков, имеющих лицензию Национального банка Украины, либо отделений и филиалов банков, зарегистрированных в Украине, был установлен переходный период до 1 января 2015 года.

До этого времени кредитным учреждениям разрешили продолжать работу без получения российской лицензии при условии выполнения своих обязательств по договорам и предоставления Банку России отчетности о своей деятельности: реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками, копий учредительных документов, информации об учредителях и руководстве и т.д.

Согласно положений закона, получить российскую лицензию банки могли до 1 января 2015 года. Организации, не прошедшие госрегистрацию, должны прекратить свою деятельность в Крыму и Севастополе также не позднее 1 января 2015 года. При этом для получения лицензии ЦБ РФ у банка должен быть минимальный размер уставного капитала не менее 300 млн. рублей.

Стать «российскими» украинские банки или филиалы украинских банков могли, создав дочернюю организацию, или реорганизовав учреждение путем выделения и разделения банка. В обоих случаях создаваемой кредитной организации должны быть переданы активы в соразмерном обязательствам объеме.

Во время переходного периода Банк России имеет право ограничивать величину процентной ставки в банках по вкладам граждан, а также вводить ограничения на прием денежных средств. Кроме того, Банк России сможет устанавливать виды комиссий и их предельные размеры, взимаемых банками и кредитными организациями за операции по обмену украинской гривны на рубль.

Банк России, следуя на первых этапах положениям закона Госдумы России об особенностях финансовой системы Крыма на переходный период, с апреля месяца активно включился в сложный процесс реанимации крымской финансовой структуры. Дальнейшие инструкции и приказы по восстановлению стабильной работы банковской системы на полуострове выдал сам Банк России.

Приказ Центробанка от 3 апреля 2014 года «О предъявлении требования Банка России о представлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками...» [4] гласит, что банки, которые вели деятельность на территории полуострова, должны предоставить информацию о своих клиентах в определенное региональное учреждение Банка России. Также в данном приказе указаны сроки и форма подачи информации. Документ гарантирует полную анонимность и сохранность предоставленных данных и указывает, что требует их только на том основании, чтобы защитить жителей Крыма, если банки вдруг откажутся по тем или иным причинам выполнять свои обязательства перед клиентами.

Но украинские банки, сохраняя банковскую тайну и работая по украинскому законодательству, могут предоставлять такую информацию исключительно НБУ. Поэтому они отказываются представить реестры обязательств перед кредиторами и вкладчиками в Банк России, а это также усложняет процесс обслуживания депозитов на полуострове. Согласно позиции украинских бан-

116

ков, после закрытия всех отделений в Крыму получить свои депозиты вкладчики смогут только на материковой части Украины. Но для этого им нужно документально подтвердить свои требования, что также добавляет определенные трудности при возврате вкладов.

Понимая, что законодательная неурегулированность их деятельности в Крыму не позволит долго осуществлять работу, украинские банки на протяжении апреля 2014 года начинают массово приостанавливать работу. Наиболее оптимистические планы на продолжение работы на полуострове сохраняют ряд украинских банков с российским капиталом во главе с АО «Сбербанк России», а также банк ПАО «КБ «Надра», который обслуживает два крупнейших промышленных предприятия Крыма — ЧАО «Крымский Титан» и ПАО «Крымский содовый завод» и имеет общего учредителя.

Очень важным и своевременным шагом для стабилизации банковского сектора Крыма стало принятие трех Федеральных законов [5, 6, 7], на основании которых при Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» 8 апреля 2014 года создается Автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков». К целям и предмету деятельности Фонда относятся:

• осуществление в установленных законом случаях компенсационных выплат на сумму до 700 тысяч рублей физическим лицам, зарегистрированным на территории Крымского федерального округа, в отношении денежных средств, размещенных в банках, действующих на указанной территории и имеющих лицензию Национального банка Украины на 16 марта 2014 г.;

• по поручению вкладчиков представление их интересов по взысканию с банков сумм неисполненных обязательств по договорам банковского вклада (счета) в размере, превышающем компенсационные выплаты.

Для обеспечения финансирования деятельности Фонда Банк России осуществляет перечисление государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» денежных средств в размере 60 миллиардов рублей в качестве имущественного взноса в фонд обязательного страхования вкладов.

Уже 21 апреля 2014 года Банк России принял решение о прекращении деятельности на территории КФО ПАО КБ «Приватбанк» (г. Днепропетровск, Украина), ПАО «ВиЭйБи Банк» (г. Киев, Украина), ПАО «БАНК «Киевская Русь» (г. Киев, Украина), АО «Имэксбанк» (г. Одесса, Украина) в связи с неисполнением ими своих обязательств перед кредиторами (вкладчиками).

С 23 апреля 2014 года в Крыму начинает работу Фонд защиты вкладчиков и принимает заявления о согласии на приобретение у вкладчиков прав требований по вкладам (счетам) в указанных банках и на выплату компенсаций в размере 100% суммы вклада, но не более 700 тысяч рублей в одном банке на одного вкладчика. На компенсацию могут претендовать физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, проживающие на территории Крымского федерального округа. Компенсация выплачивается по вкладам (счетам), которые были размещены в банках по 1 апреля 2014 г. включительно. Сумма требований вкладчика, выраженная в гривнах либо иной иностранной валюте, определяется в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на 18 марта 2014 г.

Для получения компенсации вкладчик должен обратиться в любое отделение указанного фондом банка, которое осуществляет выплаты, имея при себе действующий документ, удостоверяющий личность, а также справку о присвоении идентификационного номера учетной карточки налогоплательщика. После подписания подготовленных банком документов о переуступке прав требования по вкладам и договора на открытие нового счета в уполномоченном банке вкладчик сможет получить на этот счет выплату. Выплата компенсаций осуществляется без удержания с вкладчика каких-либо комиссий.

В то время как украинские банки постепенно покидали полуостров, российские банки активно расширяли сеть отделений. В середине апреля уже функционировало около 100 отделений российских банков, а по состоянию 30 апреля — 153 структурных подразделения четырех российских банков — РНКБ, Крайинвестбанк, Генбанк и Джаст Банк. Количество структурных подразделений РНКБ в Крыму возросло до 139, Генбанка — до 10. У Крайинвестбанка в Крыму три отделения, а у Джаст Банка — одно.

Таким образом, можно выделить следующие особенности П-этапа:

• установлен переходный период финансовой системы Республики Крым до 1 января 2015 года;

• начато формирование российского правового поля в банковской сети Крыма;

• большинство украинских банков приостанавливает работу в Крыму;

117

• начинает работу Фонд защиты вкладчиков;

• российские банки расширяют сеть своих отделений в Республике Крым.

3. Закрытие отделений украинских банков с 06.05.2014 года.

Правление НБУ своим постановлением №260 от 6 мая 2014 приняло решение о прекращении дальнейшей деятельности украинских банковских учреждений и их обособленных подразделений на территории Крыма. Регулятор дал банкам срок на протяжении месяца со дня вступления постановления обеспечить закрытие обособленных подразделений, находящихся на территории Крыма и города Севастополя. НБУ утвердил такое решение, поскольку не имел возможности осуществлять банковское регулирование и надзор, валютный контроль и государственный финансовый мониторинг за деятельностью банков в Крыму.

Одновременно с этим аннулировал главные банковские разрешительные документы — генеральную валютную и банковскую лицензии у крымских банков — ЧБРР (Черноморского банка реконструкции и развития, Симферополь) и севастопольского банка «Морской». Банки были отключены от системы электронных платежей (СЭП) НБУ. Украинским материковым банкам запрещены корреспондентские отношения с ЧБРР и банком «Морской».

После принятия постановления все структурные подразделения украинских банков в течение нескольких дней приостановили свою работу на территории Крыма.

Банк России, со своей стороны, на протяжении мая месяца продолжил официально прекращать работу уже не осуществлявших деятельность украинских банков. Так, было принято решение о прекращении с 13 мая деятельности на территории Крыма и Севастополя структурных подразделений шести украинских банков в связи с неисполнением обязательств перед кредиторами. Запрет на осуществление банковских операций в Крыму тогда коснулся Терра банка, Финрост-банка, банка «Финансы и кредит», банка «Финансовая инициатива», Акцент-банка, Авант-банка.

Кроме того, Банк России принял решение о прекращении с 26 мая 2014 года деятельности на территории Республики Крым и Севастополя обособленных структурных подразделений девяти кредитных учреждений. Так, в связи с неисполнением обязательств перед кредиторами (вкладчиками) была прекращена деятельность подразделений Государственного ощадного банка Украины (Ощадбанк), Марфин банка, Укрсоцбанка, Укрсиббанка, Дельта банка (Киев), ПАО «Городской коммерческий банк», ПАО «Банк Форум» (Киев), Автокразбанка, Платинум банка.

На протяжении мая 2014 года банковская сеть Крыма лишилась украинских банков и продолжила пополняться российскими банками. Так, по состоянию на 7 мая в Крыму и Севастополе работало 212 отделений, на 21 мая — 249 отделений, а на 27 мая — уже 315 отделений российских банков. Больше всего отделений было у РНКБ — 214, из них 203 предоставляют услуги денежных переводов, 205 — обмена гривен на рубли. Также по Крыму установлено 89 банкоматов РНКБ. «Крайинвестбанк» открыл 5 отделений и установил 56 банкоматов, «Генбанк» — 24 отделения, «Первомайский» — 3, «ВладиКомБанк» — 7. По одному отделению имеют «Джаст Банк», «Рублев», «Фиа-банк», «Северный кредит», «Россия». Продолжали работу крымские банки — ЧБРР (40 отделений) и банк «Морской» (17 отделений) [8].

Таким образом, можно выделить следующие особенности Ш-го этапа: • все украинские банки приостанавливают работу в Крыму;

118

ЗАО "ГЕНБАНК" 10; 7%

"Крайинвестба нк"; 3; 2%

ООО "Джаст Банк" ; 1; 1%

РНКБ (ОАО); 139; 90%

Рис. 1. Количество и структура отделений российских банков в Республике Крым на 30.04.2014 года (Составлено автором на основе данных Банка России)

• Банк России активизировал работу по официальному прекращению работы украинских банков, что дает возможность вкладчикам этих банков получить компенсационные выплаты по своим вкладам;

• расширяется сеть структурных подразделений российских банков в Крыму.

4. Переход на рублевые наличные и безналичные расчеты граждан и предприятий на территории Крыма с 01.06.2014 года и становление полнофункциональной банковской сети.

Российский рубль стал официальной валютой Крыма сразу после присоединения к России 21 марта. Все безналичные расчеты на полуострове проводятся только в рублях уже с 6 мая, но наличной гривной можно было расплачиваться повсеместно до июня. Согласно закону о сокращении срока хождения гривны в Крыму, подписанному президентом России 27 мая, рубль стал единственной законной валютой для наличных и безналичных расчетов граждан и предприятий на территории Крыма и города федерального значения Севастополя с 1 июня 2014 года.

Соответственно все банковские учреждения Крыма свои операции имеют право проводить с единственным законным платежным средством — российским рублем.

Российские банки продолжают работу по открытию структурных подразделений на территории Республики Крым и расширению перечня предлагаемых услуг клиентам.

Так, по состоянию на 26 июня в Крыму и Севастополе работало 401 отделений, на 25 июля — 445 отделений, а на 26 сентября — уже 518 отделений российских банков. Больше всего отделений у РНКБ — 276, из них 264 предоставляют услуги денежных переводов, 264 — обмена гривен на рубли, 8 — кредитование малого бизнеса, 263 — эмиссию пластиковых карт, 260 — кредитование физических лиц.

По данным отчетности, Российский национальный коммерческий банк во втором квартале увеличил количество привлеченных средств населения более чем в 1000 раз — объем вкладов физлиц вырос с 48 млн. до 5,8 млрд. руб. В десятки раз возросли и поступления от организаций и предприятий: общий объем привлеченных на депозиты средств юридических лиц вырос с 56 млн. до 9,1 млрд. руб.

Таким образом, активы банка за последние три месяца выросли в девять раз — с 2 млрд. до 18 млрд.руб.

Массовый приток средств населения поднял РНКБ сразу на 58 ступеней в рейтинге 500 крупнейших российских банков — с 241-го на 187-е место [9].

Несмотря на успехи по привлечению средств населения и предприятий, крымский банковский бизнес пока нельзя назвать эффективным. Норматив мгновенной ликвидности Н2 (т.е. соотношение высоколиквидных активов банка к его обязательствам) у крупнейших крымских банков зашкаливает. В частности, у РНКБ на 1 июля он составляет 105,87% при минимуме в 15%, у Генбанка — 114,51%. Избыточная ликвидность свидетельствует о неэффективности размещения средств.

на 30.04.2014 г. на 27.05.2014 г. на 26.06.2014 г. на 25.07.2014 г. на 05.09.2014 г. на 26.09.2014 г. Рис. 2. Динамика количества отделений российских банков в Республике Крым (Составлено автором на основе данных Банка России)

119

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО КБ "МАСТ Банк"; 15; 3%

ОАО " Севастопольский Морской банк" ; 17 3%

АБ "РОССИЯ"; 17; 3%

Остальные банки; 82; 16%

ОАО "Банк ЧБРР" 51; 10%

и

РНКБ (ОАО); 276; |_53%

ЗАО "ГЕНБАНК"

60; 12%

Рис. 3. Количество и структура отделений российских банков в Республике Крым на 26.09.2014

года (Составлено автором на основе данных Банка России)

За первое полугодие убыток РНКБ достиг 304 млн. руб., что вызвано большими расходами на содержание большой сети отделений, оборудования и персонала. При этом, кредитование в Крыму до сих пор не функционирует полноценно из-за юридических нюансов. Без кредитования банки могут покупать векселя, размещать средства на межбанке, в том числе, и на корсчете в ЦБ, однако все эти меры помогают банку заработать 7,5-8,5% годовых, но не позволяют покрывать операционные расходы.

Таким образом, можно выделить следующие особенности 1У-го этапа:

• наблюдается дальнейшее расширение сети структурных подразделений российских банков в Крыму;

• лидером банковской сети Крыма является Российский национальный коммерческий банк, владеющий 53% общего количества открытых отделений и 63 % — банкоматов;

• крупные российские банки, боясь введения санкций со стороны Запада, так и не зашли на крымский рынок. Из 31 банков, представленных в Крыму на 26.09.2014 года, только АБ «Россия», находящийся уже под санкциями, входит в Топ-20 наибольших российских банков;

• банки в Крыму очень ограничено занимаются кредитованием из-за юридических нюансов;

• банковские учреждения Крыма обладают чрезмерной ликвидностью из-за невозможности эффективного размещения привлеченных средств на депозиты;

• ограниченность вариантов получения доходов приводит к убыточным результатам деятельности банков, работающих в Крыму. Расширение кредитования позволит банкам уже в ближайшем будущем перейти на прибыльную работу.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведенного исследования было определено, что интеграция банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации прошла в четыре этапа: 1) подготовка и проведение референдума; 2) введение переходного периода в финансовой системе с 02.04.2014 года; 3) закрытие отделений украинских банков с 06.05.2014 года; 4) переход на рублевые наличные и безналичные расчеты граждан и предприятий на территории Крыма с 01.06.2014 года и становление полнофункциональной банковской сети.

Несмотря на все трудности переходного периода, в Республике Крым расширяется сеть банковских отделений, а также спектр и объемы предоставляемых ими услуг предприятиям и населению, что позволяет утверждать о завершении интеграция банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации

120

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Что будет с банками в Крыму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.finance.ua/ ru/~/2/0/all/2014/04/15/323753 (дата обращения 24.09.14)

2. Переходная банковская система [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dp.ru/ a/2014/05/28/Ukrainskie_banki_ushli_iz/ (дата обращения 24.09.14)

3. Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым города федерального значения Севастополя переходный период: Федеральный закон от 02.04.2014 37-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/CrimeaInfo/files/37-FZ.pdf (дата обращения 25.09.14)

4. О представлении в Банк России небанковскими финансовыми учреждениями, зарегистрированными на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, отчетности в целях надзора: Приказ Банка России от 03.07.2014 № ОД-1613 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/CrimeaInfo/files/OD-1613.pdf (дата обращения 25.09.14)

5. О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 02.04.2014 №39-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/CrimeaInfo/files/ 39-FZ.pdf (дата обращения 25.09.14)

6. Об особенностях перечисления в 2014 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2013 года: Федеральный закон от 02.04.2014 №40-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/CrimeaInfo/files/40-FZ.pdf (дата обращения 25.09.14)

7. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.04.2014 № 41-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/CrimeaInfo/files/41-FZ.pdf (дата обращения 25.09.14)

8. В Крыму действует 315 отделений российских банков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimea.kz/105290-V-Krymu-deiystvuet-315-otdeleniiy-rossiiyskih-bankov.html (дата обращения 26.09.14)

9. Крымская ловушка для российских банков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.gazeta.ru/business/2014/07/22/6141109.shtml (дата обращения 26.09.14)

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2014 года

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.