Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исомов Бекмурот Сайфиддинович, Таджибаев Максуд Бахтиёрович

В статье рассматриваются становление и развитие экономики и сферы туризма в Узбекистане, концептуальные подходы к разработке стратегии развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

1 2 Исомов Б.С. , Таджибаев М.Б.

1Исомов Бекмурот Сайфиддинович - PhD, доцент;

2Таджибаев Максуд Бахтиёрович - преподаватель, кафедра туризма и гостиничного хозяйства, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются становление и развитие экономики и сферы туризма в Узбекистане, концептуальные подходы к разработке стратегии развития страны.

Ключевые слова: туризм, кластер, стратегия, инновация, кластер, конкурентоспособность, инвестиции.

В Узбекистане с принятием новой Стратегии начался качественно новый этап модернизации всех сфер жизни общества. Сегодня дают положительные результаты, проведенные в начале 90- годов реформы для формирования и развития туристической инфраструктуры. Обычно инфраструктура туризма формирует легкий доступ туристов к туристическим ресурсам, системам зданий, инженерным и сетям связи, в том числе дорог, различным компаниям и другим системам которые обеспечивают деятельность в сфере обслуживания.

Ныне в стране функционируют системы, которые регулируют движение автомобильных, железнодорожных, воздушных, речных путей. Еще при Советском Союзе в Узбекистане была основана туристическая инфраструктура. Например, в 19851989 годах внутренний и региональный туризм Узбекистана был в объеме 1,4-1,5 млн человек, число иностранных туристов достигало всего 130-180 тысяч человек. В 1992 году в индустрии туризма страны были всего 27 видов услуг для иностранных туристов, а ныне (в 2019 году) более 103. Становление и развитие инфраструктуры туризма Республики Узбекистан можно разделить на пять этапов. В Узбекистане на первом этапе, то есть в1992 году, был сформирован туризм как самостоятельная отрасль.

На данном этапе, регулятором туристической отрасли была национальная компания «Узбектуризм». На втором этапе, то есть в течение 1993-1995 годов, была разработана национальная модель становления и успешного функционирования туризма. Конечно, имели место проблемы по разработке новых туристических направлений, услуг, материально-технической базы, управления, организационные системы и другие.

На третьем этапе, то есть в период с 1995 года до 1997 год, была осуществлена приватизация объектов и субъектов сферы туризма. В начале 1996 года уже было приватизировано около 90 % государственных туристических объектов. На четвертом этапе, или в 1998 году, была создана возможность развития экспортного потенциала, постоянного притока валюты, туристов и инвестиций. Туризм как современная сфера услуг развивался в соответствии с международными стандартами, а также развивалась инфраструктура туризма, в частности, границы, таможни и службы аэропорта.

Период после 1999 года характеризует пятый этап развития туризма. В этом периоде был подписан Указ первого президента Республики Узбекистан «Государственная концепция о развитии туризма». Сегодня в целях развития туристическую инфраструктуру, отвечающую международным стандартам, необходимы инвестиции. В настоящее время экономические или политические

системные компоненты инфраструктура туризма, которые имеют вспомогательный и подчиненный характер, обеспечивают бесперебойную работу сервиса. Главные факторы достаточности существующих в стране видов инфраструктуры можно группировать следующим образом:

• региональный ручной труд и необходимый инструмент;

• комплексы отдыха (гостиница, мотель, кемпинг);

• вода, в основном питьевое водоснабжение;

• канализация и телекоммуникации;

• предоставление достаточного количества продуктов питания;

• система здравоохранения;

• безопасный транспорт с точки зрения предоставления необходимых ресурсов;

• надежный железнодорожный транспорт;

• разработка программ по защите исторических памятников и традиций;

• культурные программы и места для чтения, библиотеки, музеи, театры, строительство частных и государственных культурных центров;

• подготовка профессиональных кадров в сфере туризма, создание условий возможности обучения и саморазвития;

• меры по предотвращению стихийных бедствий и развитие противопожарных служб.

Конечно, развитие индустрии туризма во многом зависит от туристической инфраструктуры. Известно, что, инфраструктура туризма в настоящее время стала третьим по прибыльности отраслью в мире. Сегодня, индустрия туризма является динамично развивающейся международной торговой услугой. За последние 10-20 лет число иностранных туристов в мире ежегодно в среднем возросло на 5-6 %, а темпы роста поступления в иностранной валюте составляют в среднем ежегодно в 8-9 %. Международный туризм продолжает расти, в первом квартале 2019 года число туристических прибытий выросло на 4%.

Ныне основу развития инфраструктуры туризма в Узбекистане могут составлять следующие факторы:

• экономический рост и социальные процессы;

• развитие транспортных средств;

• увеличение числа рабочих, служащих и повышение их материального и культурного уровня в развитых странах;

• увеличение эффективности рабочей силы и продление отпусков;

• развитие межгосударственных отношений и культурных связей и личностных отношений в региональном и межрегиональном уровнях;

• устранение препятствий пограничных барьеров, обменом валюты и коррупции.

Сегодня в целях формирования и увеличения дохода туристических организации

нужны специальные маркетинговые исследования. Необходимо развивать гостиничные комплексы, транспортные услуги, службы питания, сеть розничных магазинов и множество других операций, которые являются частью туристической инфраструктуры.

Таким образом, инфраструктура туризма и туризм в целом являются важным фактором для создания рабочих мест, служат посредником диалога между странами и регионами, в экологической и культурной сфере и являются индустрией гостеприимства. Основной целью развития экономики и сферы туризма должно быть не разрушение, а сохранение природных ресурсов.

Список литературы

1. Давронов И.О., Файзиева С.К., Исомов Б.С. Важность маркетингового анализа для

прогнозирования перспективы ресторанов в Бухаре // Economics, 2020. № 1. С. 44.

2. Исомов Б.С. Экономический механизм инвестирования в условиях формирования рыночных отношений (на материалах аграрного сектора экономики Республики Таджикистан), 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: elibrary.ru/ (дата обращения: 26.03.2021).

3. Хамраев Х.Р., Исомов Б.С. Вопросы развития туризма в регионе и зональная политика, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: elibrary.ru/ (дата обращения: 26.03.2021).

4. Кулиев Н.Х. Совершенствование системы планирования производственно-технической базы жилищного строительства, 1984. [Электронный ресурс]. Режим доступа: elibrary.ru/ (дата обращения: 26.03.2021).

5. Бобоева Г.Г., Файзиев С.Н., Амонов М.Т. Развитие интеллектуального потенциала Республики Узбекистан // Наука, техника и образование. № 11(75), 2020. С. 81.

6. Усманова А.Б. Влияние развития туристического потенциала на мировую экономику // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты, 2020. С. 173-175.

7. Khurramov O.K. The role of the tourism sector in the digitalization of the service economy // Economics and Innovative Technologies, 2020. Т. № 1. С. 6.

8. Yavmutov D.Sh. Opportunities for the development of non-traditional tourism in Bukhara // International scientific review of the problems of economics, finance and management. 2020. С. 16-21.

9. Dilmonov K.B. Classification and types of tourism // International scientific review, 2020. № LXX.

10. Kayumovich K.O. et al. Opportunities of mobile marketing in tourism // Journal of Critical Reviews, 2020. Т. 7. № 12. С. 94-98.

11. Dilmonov K.B. Classification and types of tourism // International scientific review, 2020. № LXX.

12. Atoevna T.S., Kodirovna B.S., Oktyamovna A.S. Features and methods of formation of the cost of tour packages // Academy, 2020. № 12 (63).

13. Kodirovna B.S., Atoevna T.S., Oktyamovna A.S. Main features of advertising in tourism // Economics, 2020. № 4 (47).

14. Oktyamovna A.S., Atoevna T.S., Kodirovna B.S. The role of animator to the development of tourism animation activities // Academy, 2020. № 12 (63).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.