Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1244
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ В.В. БОЙКО / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ / ТРЕНИНГ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ / READINESS TO OVERCOME EMOTIONAL BARRIERS OF COMMUNICATION / INTERPERSONAL INTERACTION / DIAGNOSTIC METHODS OF V.V. BOYKO / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / THEORY OF COGNITIVE EVALUATION / THE TRAINING OF INTERNAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова А. Г., Косцова М. В.

Введение. Проблема, исследуемая в данной статье, актуальна в рамках перехода на традиционное обучение системы высшего образования. Изменения, связанные с переходом на дистанционное обучение, показали необходимость социально-психологической адаптации личности к новым социальным условиям существования , что, в свою очередь, привело к понижению мотивации к успеху, неготовности к преодолению барьеров общения. Поэтому целью данной статьи является определение этапов формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения, характеристика психологических предпосылок возникновения рассматриваемой готовности. Материалы и методы. Для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социологической, философской, социальной литературы по рассматриваемой проблеме; анализ, синтез и систематизация основных подходов; эмпирическое исследование: экспериментальная психодиагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении. Методологической основой исследования послужили идеи теории когнитивной оценки, в соответствии с которой при выполнении деятельности субъект оценивает, что именно является причиной его действий, насколько она эффективна и может ли он в процессе данной деятельности поддерживать значимые межличностные отношения. Для изучения причин эмоциональных барьеров в межличностном общении была использована методика диагностики В.В. Бойко. На основе эмпирического исследования получены научно-методические рекомендации, способствующие эффективности процесса формированию готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в условиях вуза. Для развития внутренней мотивации как базовой потребности личности применялся тренинг внутренней мотивации В.А. Климчук (программа) в условиях поэтапного формирования рассматриваемой готовности. Результаты исследования. Полученные результаты экспериментальной психодиагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении свидетельствуют о важной проблеме в установлении контакта с окружающей средой, а именно неадекватном проявлении эмоций, что потребовало разработки поэтапной методики формирования готовности к преодолению барьеров коммуникации в изменяющихся условиях образовательного пространства. Выяснено, что рассматриваемая готовность представляет собой установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Психологическими предпосылками возникновения готовности являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Отмечено, что побудительным средством формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения выступает личностно-ориентированный подход, способствующий продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования. Обсуждение и заключение. Результаты обзора психологических работ по проблеме исследования показали, что в современной социальной психологии под эмоциональными барьерами понимаются внутренние препятствия к совершению обществом разрешенных или даже вознаграждаемых действий. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения можно назвать: барьер, возникающий на основе страдания; барьер, основанный на горе; барьер, вызванный раздражением и гневом; барьер триадного комплекса страха, стыда и вины; речевые и языковые барьеры; барьеры отрицательных эмоций и т.д. Сделан анализ причин эмоциональных барьеров в межличностном общении экспериментальной группы студентов-филологов, результаты которого определили важные проблемы в установлении контакта с окружающей средой. В рамках формирующего этапа реализованы педагогические условия, влияющие на успешность процесса адаптации и преодоление барьеров общения: введение тренинга; внутренней мотивации; использование специальных методов предотвращения коммуникативных барьеров и техник общения, выступающих теоретико-методической основой формирования обозначенной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова А. Г., Косцова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF READINESS FORMATION TO OVERCOME EMOTIONAL COMMUNICATION BARRIERS

Introduction. The problem studied in this article is relevant in the context of the transition to traditional higher education. The changes associated with the transition to distance have shown the necessity of person’s socio-psychological adaptation to the new social conditions of existence, which led to a decrease in motivation for success, unpreparedness to overcome communication barriers. Therefore, the purpose of this article is to determine the stages of readiness formation to overcome communication emotional barriers, and to characterize the psychological prerequisites for the emergence of the considered readiness. Materials and methods. To achieve the goal, we used theoretical research methods: analysis of psychological, pedagogical, sociological, philosophical, social literature on the given problem; analysis, synthesis and systematization of the main approaches; empirical research: experimental psychological diagnostics of emotional barriers in interpersonal communication. The methodological basis of the research is based on the ideas of the theory of cognitive assessment, according to which, when performing an activity, the person evaluates the reason for his/her actions, how effective it is and whether he/she can maintain meaningful interpersonal relationships in the course of this activity. To study the causes of emotional barriers in interpersonal communication, V.V. Boyko's diagnostic method was used. Based on the empirical research, we have obtained scientific and methodological recommendations that contribute to the effectiveness of the process of forming readiness to overcome emotional barriers of communication in the conditions of higher education. In the conditions of gradual formation of the considered readiness, V.A. Klimchuk's internal motivation training (program) was used for the internal motivation developing, which involves basic person’s needs forming. Results. The results of experimental psychological diagnostics of emotional barriers in interpersonal communication indicate an important problem in establishing contact with the environment, namely, the inadequate expression of emotions, which required the development of a step-by-step methodology for forming readiness to overcome communication barriers in changing conditions of the educational space. It is found out that the considered readiness is an attitude to a certain behavior, the mobilization of forces to perform the task. The psychological prerequisites for the emergence of readiness are its understanding, awareness of responsibility, the desire to succeed, determining the sequence and methods of work. It is noted that the motivating means for the readiness formation to overcome emotional barriers of communication is a personality-oriented approach that contributes to the productive solution of the proposed research problem. Discussion and Conclusions. The results of psychological works review on the problem of research showed that in modern social psychology, emotional barriers are understood as internal obstacles that prevent society from performing permitted or even rewarded actions. Among the emotional barriers to interpersonal communication are ones which arise from suffering and based on grief, one caused by irritation and anger, one of the triad complex of fear, shame and guilt, speech and language barriers, ones of negative emotions, and so on. An analysis of the causes of emotional barriers in interpersonal communication of an experimental group of students of Philology was stated, the results of which identified important problems in establishing contact with the environment. In the context of the forming stage, pedagogical conditions providing the success of the adaptation process and overcoming communication barriers are implemented: the introduction of training; internal motivation; the use of special methods to prevent communication barriers and communication techniques which are the theoretical and methodological basis for the given readiness formation.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.»

Общая педагогика, история педагогики и образования General pedagogy, history of pedagogy and education

DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119

УДК 378.4 /37.012.8

МИХАЙЛОВА А.Г.

Севастопольский государственный университет

г. Севастополь, Россия ORCID Ш: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X [email protected]

КОСЦОВА М.В.

Севастопольский государственный университет

г. Севастополь, Россия ORCID Ш: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 [email protected]

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Введение. Проблема, исследуемая в данной статье, актуальна в рамках перехода на традиционное обучение системы высшего образования. Изменения, связанные с переходом на дистанционное обучение, показали необходимость социально-психологической адаптации личности к новым социальным условиям существования, что, в свою очередь, привело к понижению мотивации к успеху, неготовности к преодолению барьеров общения. Поэтому целью данной статьи является определение этапов формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения, характеристика психологических предпосылок возникновения рассматриваемой готовности.

Материалы и методы. Для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социологической, философской, социальной литературы по рассматриваемой проблеме; анализ, синтез и систематизация основных подходов; эмпирическое исследование: экспериментальная психодиагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении. Методологической основой исследования послужили идеи теории когнитивной оценки, в соответствии с которой при выполнении деятельности субъект оценивает, что именно является причиной его действий, насколько она эффективна и может ли он в процессе данной деятельности поддерживать значимые межличностные отношения.

Для изучения причин эмоциональных барьеров в межличностном общении была использована методика диагностики В.В. Бойко. На основе эмпирического исследования получены научно-методические рекомендации, способствующие эффек-

тивности процесса формированию готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в условиях вуза. Для развития внутренней мотивации как базовой потребности личности применялся тренинг внутренней мотивации В.А. Климчук (программа) в условиях поэтапного формирования рассматриваемой готовности.

Результаты исследования. Полученные результаты экспериментальной психодиагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении свидетельствуют о важной проблеме в установлении контакта с окружающей средой, а именно неадекватном проявлении эмоций, что потребовало разработки поэтапной методики формирования готовности к преодолению барьеров коммуникации в изменяющихся условиях образовательного пространства. Выяснено, что рассматриваемая готовность представляет собой установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Психологическими предпосылками возникновения готовности являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы.

Отмечено, что побудительным средством формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения выступает личностно-ориентированный подход, способствующий продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования.

Обсуждение и заключение. Результаты обзора психологических работ по проблеме исследования показали, что в современной социальной психологии под эмоциональными барьерами понимаются внутренние препятствия к совершению обществом разрешенных или даже вознаграждаемых действий. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения можно назвать: барьер, возникающий на основе страдания; барьер, основанный на горе; барьер, вызванный раздражением и гневом; барьер триадного комплекса страха, стыда и вины; речевые и языковые барьеры; барьеры отрицательных эмоций и т.д.

Сделан анализ причин эмоциональных барьеров в межличностном общении экспериментальной группы студентов-филологов, результаты которого определили важные проблемы в установлении контакта с окружающей средой. В рамках формирующего этапа реализованы педагогические условия, влияющие на успешность процесса адаптации и преодоление барьеров общения: введение тренинга; внутренней мотивации; использование специальных методов предотвращения коммуникативных барьеров и техник общения, выступающих теоретико-методической основой формирования обозначенной готовности.

Ключевые слова: готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения, межличностное взаимодействие, методика диагностики В.В. Бойко, личностно-ориентированный подход, теория когнитивной оценки, тренинг внутренней мотивации

Для цитирования: Михайлова А.Г., Косцова М.В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 3. с. 101-119. ёо1: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119.

A.G. MIKHAYLOVA

Sevastopol State University Sevastopol Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X [email protected]

M.V. KOSTSOVA

Sevastopol State University Sevastopol Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1080-3053 [email protected]

STAGES OF READINESS FORMATION TO OVERCOME EMOTIONAL COMMUNICATION BARRIERS

Introduction. The problem studied in this article is relevant in the context of the transition to traditional higher education. The changes associated with the transition to distance have shown the necessity of person's socio-psychological adaptation to the new social conditions of existence, which led to a decrease in motivation for success, unpre-paredness to overcome communication barriers. Therefore, the purpose of this article is to determine the stages of readiness formation to overcome communication emotional barriers, and to characterize the psychological prerequisites for the emergence of the considered readiness.

Materials and methods. To achieve the goal, we used theoretical research methods: analysis of psychological, pedagogical, sociological, philosophical, social literature on the given problem; analysis, synthesis and systematization of the main approaches; empirical research: experimental psychological diagnostics of emotional barriers in interpersonal communication.

The methodological basis of the research is based on the ideas of the theory of cognitive assessment, according to which, when performing an activity, the person evaluates the reason for his/her actions, how effective it is and whether he/she can maintain meaningful interpersonal relationships in the course of this activity.

To study the causes of emotional barriers in interpersonal communication, V.V. Boyko's diagnostic method was used. Based on the empirical research, we have obtained scientific and methodological recommendations that contribute to the effectiveness of the process of forming readiness to overcome emotional barriers of communication in the conditions of higher education. In the conditions of gradual formation of the considered readiness, V.A. Klimchuk's internal motivation training (program) was used for the internal motivation developing, which involves basic person's needs forming. Results. The results of experimental psychological diagnostics of emotional barriers in interpersonal communication indicate an important problem in establishing contact with the environment, namely, the inadequate expression of emotions, which required the development of a step-by-step methodology for forming readiness to overcome communication barriers in changing conditions of the educational space. It is found out that the considered readiness is an attitude to a certain behavior, the mobilization of forces to perform the task. The psychological prerequisites for the emergence of readiness are its understanding, awareness of responsibility, the desire to succeed, determining the sequence and methods of work.

It is noted that the motivating means for the readiness formation to overcome emotional barriers of communication is a personality-oriented approach that contributes to the productive solution of the proposed research problem.

Discussion and Conclusions. The results of psychological works review on the problem of research showed that in modern social psychology, emotional barriers are understood as internal obstacles that prevent society from performing permitted or even rewarded actions. Among the emotional barriers to interpersonal communication are ones which arise from suffering and based on grief, one caused by irritation and anger, one of the triad complex of fear, shame and guilt, speech and language barriers, ones of negative emotions, and so on.

An analysis of the causes of emotional barriers in interpersonal communication of an experimental group of students of Philology was stated, the results of which identified important problems in establishing contact with the environment.

In the context of the forming stage, pedagogical conditions providing the success of the adaptation process and overcoming communication barriers are implemented: the introduction of training; internal motivation; the use of special methods to prevent communication barriers and communication techniques which are the theoretical and methodological basis for the given readiness formation.

Keywords: readiness to overcome emotional barriers of communication, interpersonal interaction, diagnostic methods of V.V. Boyko, a personality-oriented approach, theory of cognitive evaluation, the training of internal motivation

For citation: Mikhaylova A.G., Kostsova M.V. Stages of readiness formation to overcome emotional communication barriers. Historical and Social-Educational Idea. 2020. Vol. 12. No.3. PP. 101-119.

doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119. (In Russ., abstract in Eng.).

Благодарность: выражаем благодарность анонимным рецензентам. Acknowledgements: We express our gratitude to anonymous reviewers.

Введение

Многие ученые подчеркивают важность таких качеств у специалистов, как мобильность, стрессоустойчивость, общительность, гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, анализу и систематической работе, готовность пополнять знания и переучиваться.

В последние годы руководство профессиональных организаций отбирает таких специалистов, которые не только обладают профессиональными знаниями и умениями и мотивированы к выполнению своих обязанностей, но и знают и понимают принципы продуктивной работы в команде, подходы, способствующие эффективности продуктов, стратегий и практик, готовы к установлению гармоничных отношений с коллегами в процессе взаимодействия.

Ускорение социально-экономического прогресса оказывает решающее воздействие на материальную и духовную стороны жизни государства в целом и

каждой отдельной личности, что потребовало разработки инновационных подходов к учебному процессу в вузе.

Обучение в университете - это длительный и сложный процесс. Насыщенная учебная программа, наряду с рядом новых обязанностей, требующих строгого соблюдения студентами, часто вызывает негативную реакцию на учебный процесс. Однако выходом из этой ситуации в большинстве случаев является студенческая среда, которая способна пополнить энергетические ресурсы для новых дел и целей благодаря общению, взаимопомощи в совместных занятиях.

Иногда в процессе межличностного общения возникают барьеры, препятствующие взаимопониманию. Барьеры общения относятся к многочисленным видам факторов, которые служат причиной конфликта или способствуют ему. Ведь у собеседников разные, часто противоположные, желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, самочувствие. Особенно необходимо сдерживать свои эмоции, уместно выражать их в таких профессиях, как, например, переводчик или филолог.

Эмоциональные барьеры, такие как гнев, страх, зависть или уныние, являются плохими советчиками в выборе средств коммуникации [21]. Такие эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать самые серьезные и разумные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Приятные эмоции способствуют доброжелательному восприятию других людей [16].

Однако изменения в системе высшего образования, связанные с переходом на другой формат обучения, вызвали еще одну проблему - психологическую адаптацию личности студента к новым социальным условиям существования как процесса пассивного приспособления к новой окружающей действительности [11]. «Данные трансформации направлены как на адаптацию образовательного процесса к потребностям личности обучаемого, так и на новые условия и требования. В основе требований лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности» [4, с. 19].

Социально-психологическая адаптации представляется не только как пассивный процесс приспособления к новым условиям, но и как активный процесс преобразования и саморазвития. В данной статье поставлена следующая проблема: каковы условия эффективного формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров коммуникации в вузе?

Следовательно, целью данной работы является определение условий для успешного формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров коммуникации в образовательном пространстве вуза.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть эффективность личностно-ориентированного подхода в формировании готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения; на основе выделенных особенностей социально-психологической адаптации личности в новых условиях существования определить этапы процесса формирования рассматриваемой готовности.

Теоретическая значимость статьи состоит в том, что результаты данной работы дополняют теорию и методику профессионального образования о сущности поэтапной методики формирования готовности к преодолению барьеров коммуникации в изменяющихся условиях образовательного пространства; обоснована необходимость создания условий для успешного развития рассматриваемой готовности. Практическая значимость работы заключается в том, что на основе эмпирического исследования получены научно-методические рекомендации, спо-- 105

собствующие эффективности процесса формированию готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в условиях вуза.

Новизна исследования определяется тем, что на основе систематизации современных подходов к решению проблемы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения выявлена роль личностно-ориентированного подхода. На основе теоретического анализа социально-психологической адаптации личности определены этапы процесса формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. Объектом исследования является готовность к преодолению эмоциональных барьеров общения. Предмет исследования - этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в образовательном процессе вуза становиться эффективным, если этот процесс будет проходить поэтапно с учетом личностно-ориентированного подхода, способствующего продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования.

Обзор литературы

В отечественной педагогике исследовались различные аспекты проблемы межличностного общения: теоретико-методологические основы коммуникации (А.В. Мудрик, А.Т. Куракин, Г.А. Цукерман, Л.И. Новикова, Г.М. Андреева, Г.И. Щукина), влияние общения на формирование различных качеств личности (В.И. Журавлев, Е.П. Белозерцев, В.В. Попова, Т.В. Фролова), способы общения в коллективах различного типа (И.П. Иванов, Т.Н. Мальковская), развитие коммуникативных умений в процессе групповой работы (Н.П. Кириллов, Ю.П. Похолков, Е.И. Осипов, Л.А. Шиленко и др.).

Проблему развития коммуникативных умений исследовали такие ученые, как А.А. Бодалев [1], В.В. Бойко [2], О.Н. Головко, Р.А. Грабовец, В.А. Лей [3], Н.В. Барышников, В.Л. Бернштейн [24] и др. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта рассматривали В.М. Гольянич, А.Ф. Бондарук, В.А. Шаповал, Т.В. Тулу-пьева [26]. Роль коммуникативных умений в эффективности процесса взаимодействия в условиях профессиональной подготовки отмечали И.В. Балынин, Н.Н. Нижнева, О.Н. Кручина и др. [23; 31].

Гуманитарные технологии, возникающие из синтеза теории коммуникации и философского знания, изучали ученые П.Г. Щедровицкий, С.А. Гончаров, О.С. Мартьянова, Н.А. Кузнецова, А. М. Лобок и др. Теории современного общества и коммуникаций рассмотрены в научных работах Ю.М. Лотмана, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, М.М. Бахтина, П.Г. Щедровицкого, С.А. Гончарова и др.

Теория готовности к различным видам деятельности рассмотрена в работах Е.П. Ильина, П.А. Рудик, М.Д. Левитова; теорию общения описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ломов и др. При рассмотрении психологических аспектов высшего профессионального образования, в том числе проблем развития личности будущего специалиста, мы ссылались на труды К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова и др. Сторонники деятельностного подхода, которого мы также придерживаемся, К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик и др. определяют общение как деятельность и обозначают его как «коммуникативную деятельность». Делая ак-

цент на субъектности процесса общения, Б.Ф. Ломов и М.С. Каган усиливают значимость интерактивного структурного компонента в процессе общения.

Социологический анализ адаптационных процессов исследован содержится в работах В.В. Гриценко [4], С.А. Ларионовой [9], А.Г. Маклакова [10] и др. Социальную активность личности в адаптации рассматривали М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков [20], В.М. Мунипов, В.П. Зинченко [13], А.А. Бурцев (Burtsev) [25] и др. Изучение внутренней мотивации принадлежит профессору Е.П. Ильину [6]. X. Хекхаузен экспериментально исследовал внутреннюю мотивацию [29], влияние которой на продуктивность общения очень значимо. В.А. Климчук разработал тренинг развития внутренней мотивации [7], который представлен программой развития базовых потребностей личности. По его мнению, «деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удовлетворения» [7, с. 10].

Эмоциональные барьеры общения изучали В.В. Бойко [2], В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик [12], Д.Б. Сорокина [19]. Натаниэль С. Экланд (Eckland, Nathaniel S.), Тереза М. Лейро (Leyro, Teresa M.), Венди Берри Мендес (Mendes, Wendy Berry) подчеркивали значимую роль физиологии и голоса в восприятии эмоций во время социального стресса [27]. Зависимость эффектов межличностной регуляции эмоций от глубинных мотивов людей рассматривали Карен Нивен (Niven Karen), Эшли Трот (Troth Ashlea C.), Дэвид Холман (Holman, David) [34].

Так А.В. Мудрик считает, что общение в рамках отрицательных эмоций вызывает искаженное представление о реальной действительности, что выражается в агрессивности. К числу барьеров отрицательных эмоций относят барьеры страха, стыда и вины, отрицательно сказывающихся на коммуникации [21].

Взаимодействие стратегий межличностной регуляции эмоций с негативными ожиданиями регуляции настроения при проявлении тревоги и депрессии изучали А. Алтан-Аталай (Altan-Atalay A.), Д. Саритас-Аталар (Saritas-Atalar D.) [22]. О когнитивной терапии депрессии говорили Оливия М. Фитцпатрик (Fitzpatrick, Olivia M.), Меган Л. Уэлен (Whelen, Megan L.), Фредрик Фалькенстром (Falkenstrom, Fredrick) [28]. Влияние эмоций на деятельность человека исследовали Х. Ким (Kim H.), С. Ким (Kim S.), С. Конг (Kong S.) [30], Г. Сланбекова (Slanbekova G.), М.С. Чанг (Chung M.C.), Г. Аюпова (Ayupova G.) [36], Р.Ф. Янг (Young R.F.) [38], А. Стин-Ютейм (Steen-Utheim A.), А.Л. Виттек (Wittek A.L.) [37]. Гендерные стратегии управления конфликтами изучали Афзалур М. Рахим (Rahim, M. Afzalur), Джефри П. Кац (Katz, Jeffrey P.) [35].

Обзор психологических работ по проблеме исследования показал, что в современной социальной психологии под эмоциональными барьерами понимаются внутренние препятствия к совершению обществом разрешенных или даже вознаграждаемых действий. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения можно назвать: барьер, возникающий на основе страдания; барьер, основанный на горе; барьер, вызванный раздражением и гневом: барьер триадного комплекса страха, стыда и вины; речевые и языковые барьеры; барьеры отрицательных эмоций и т.д.

Материалы и методы

Методологическую основу нашего исследования составила теория готовности к различным видам деятельности со следующими этапами: сознание как субъективный продукт, как преобразованная форма проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью чело- 107

века в предметном мире. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. [8].

В целях определения значений эмоциональной эффективности в общении нами была использована методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко [5]. Автор характеризует «помехи» в общении как неспособность контролировать эмоции, дозировать их; неадекватное проявление эмоций; негибкость, скудость, невыразительность эмоций; нежелание сближаться с людьми и доминирование негативных эмоций.

«Опросник позволяет выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и как следствие оценить свой уровень эмоциональной эффективности в общении» [5].

Результаты исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе мы изучали состояние разработанности проблемы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в педагогической теории и практике; определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования; рассмотрены этапы процесса формирования рассматриваемой готовности в образовательном процессе вуза. На втором этапе рассмотрена роль личностно-ориентированного подхода в формировании готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения; проведен диагностический эксперимент; обобщены и систематизированы полученные эмпирические данные. На третьем этапе реализованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.

Анализ различных подходов к определению сущности понятия «общение» позволил выделить несколько авторских позиций:

- специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопониманию и взаимопереживаниям [6];

- взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [1];

- процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [15];

- процесс непосредственного или опосредствованного техническими устройствами взаимодействия людей, в котором можно четко выделить три теснейшим образом взаимосвязанных компонента - психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом [14];

- межсубъектное взаимодействие, которое должно способствовать взаимопониманию.

«Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для обще-

ния, так как она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся» [1, с. 66].

Готовность к преодолению эмоциональных барьеров общения мы рассматриваем как состояние целостного субъекта, что позволяет говорить об универсальном характере данного явления. Это внутренняя настроенность личности на преодоление барьеров общения, с одной стороны, и результат лингвистической, психологической и социокультурной подготовки личности студента, с другой стороны [32]. Таким образом, готовность к преодолению эмоциональных барьеров - это развитое качество личности или определенное психологическое состояние, то есть актуализация и приспособление возможностей личности студента для успешной коммуникации в заданных условиях.

Из-за больших нагрузок на эмоциональную сферу «только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с трудностями, возникающими в профессиональной деятельности. Такие психические состояния, как неуверенность, тревожность, напряженность, страх, неудовлетворенность, делают невозможным применение определенных средств» [17, с. 132] общения, что приводит к снижению работоспособности, недовольству собой, своей деятельностью [17].

В качестве показателей продуктивности адаптации на личностном уровне выделяют «высокую активность, удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическую оценку жизненной ситуации; актуализацию развитых потребностей в самоактуализации; удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации; эмоциональную стабильность» [17, с 132].

Проанализировав на первом этапе исследования степень разработанности проблемы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения коммуникативной готовности будущих инженеров в педагогической теории и практике, мы определили объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы исследования.

Как показал ранее проведенный анализ, в условиях перехода на дистанционное обучение развитие личности студента является следствием вхождения в новую социальную среду через овладение ее социальными правилами и ценностями, знаниями и навыками [11; 33]. Можно выделить несколько этапов данного процесса, которые станут основой поэтапной организации процесса формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения:

1) адаптации - усвоение норм и оценка своих возможностей;

2) индивидуализации - процесс самоопределения личности, оформление ее уникальности и неповторимости;

3) интеграции - процесс вхождения в социальную общность, предполагающий интеграцию социальных отношений, устойчивой системы связи индивидов и определение специальных способов деятельности и моделей соответствующего поведения.

На фоне резкого перехода к дистанционному обучению есть вероятность возникновения стрессов и эмоциональных барьеров общения. Так, существует информационный стресс в условиях дефицита времени, который усугубляется вследствие высокой ответственности [18]. В особенности это проявляется после периода карантина и выражено в низком уровне саморегуляции, конфликтности, затрудненной коммуникации. Мы определили, что причинами эмоциональных

барьеров общения стали организационные и организационно-личные (тревожное отношение к новой деятельности) факторы.

На втором этапе рассмотрена роль личностно-ориентированного подхода в формировании готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения; проведен диагностический эксперимент; обобщены и систематизированы полученные эмпирические данные.

Побудительным средством формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения выступает личностно-ориентированный подход, способствующий продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования. Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает концентрацию внимания на всесторонне развитой личности человека.

Основная цель личностно-ориентированного обучения - это создание условий для становления творческого потенциала, эффективного формирования умений и навыков профессиональной деятельности, развитие личностных характеристик студентов с учетом их личностных особенностей (возрастных, психологических, когнитивных) и образовательных потребностей. Прежде всего, «необходимо создать и реализовать условия, влияющие на успешность процесса адаптации и способствующие эффективному формированию коммуникативной готовности...» [11, с. 151].

Формирование готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения предполагает последовательные этапы: социально-психологической адаптации, индивидуализации и интеграции.

Для эффективного формирования готовности студентов к преодолению эмоциональных барьеров общения были созданы следующие педагогические условия: введение в содержание профессионального обучения студентов тренинга; внутренней мотивации; использование специальных методов предотвращения коммуникативных барьеров и техник общения, интерактивных имитационных технологий, тренинга научения взаимодействию, выступающих теоретико-методической основой формирования обозначенной готовности.

Техники общения представляют собой способы преднастройки студента на общение с другими, его/ее поведение в процессе общения. Приемами общения могут быть предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Данный этап настройки на взаимодействие представлен процессом социально-психологической адаптации.

Прежде чем вступить в общение, необходимо оценить партнера по общению как личность, соотнести свои интересы с его интересами, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения, что является вторым этапом процесса формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения -индивидуализации. Для этой цели используется тренинг внутренней мотивации В.А. Климчук [7], предполагающий развитие базовых потребностей личности (ощущение компетентности и самодетерминированности, потребность в значимых отношениях) в рамках целостной теории - теории когнитивной оценки. В соответствии с данной теорией при выполнении деятельности субъект оценивает, что именно является причиной его действий, насколько она эффективна и может ли он в процессе данной деятельности поддерживать значимые межличностные отношения (рис. 1).

Удовлетворение валовых потребностей (a понимании Э. Дисм)

Ориентация ма внутренние ценности

Психологическое благополучие

Внутренняя мотивации

Рисунок 1. Мотивационный квадрат В.А. Климчук

Fig. 1. Motivational square model by V.A. Klimchuk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [7].

Студенты, которые ориентированы на внутренние ценности, «не терпят внешних мотиваторов, стремятся самостоятельно принимать решения о том, что для них важно, а что нет, и потому получают больше удовольствия от жизни и в целом более счастливы» [7, с. 14], то есть имеют высокий уровень психологического благополучия. «Психологическое благополучие - это понятие, имеющее прямое отношение к качеству человеческой жизни, включающее в себя переживание счастья, ощущение осмысленности своего существования, чувство самоактуализации и полноты жизни» [7, с. 15].

На третьем этапе - интеграции - реализованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса. Как общая профессиональная готовность, так и готовность к преодолению эмоциональных барьеров общения являются результатом специальной подготовки.

На данном этапе происходил процесс вхождения в социальную общность посредством интеграции социальных отношений, устойчивой системы связи индивидов. С этой целью использованы психологические игры, интерактивные имитационные технологии, ролевые игры для обучения общению, тренинг научения взаимодействию.

Так, для развития навыков группового взаимодействия использовалась психологическая игра «Пишущая машинка» [16]. Интерактивные имитационные игры (моделируемая фантазией авторов игры среда обитания), в которых принимаются разнообразные решения в результате игрового взаимодействия, применялись для формирования готовности к взаимодействию. «Имитационные игры - это учебные обучающие и развивающие интерактивные игры, создающие условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов» [16, с. 326]. Полезной техникой «программирования» своего сознания являются аффирмации. Смысл данной методики заключается в том, что создаются и регулярно повторяются определенные позитивные утверждения. Оформляются аффирмации в виде карточек или заставок на рабочем столе компьютера. Примеры таких утверждений могут быть следующие:

1. Я - успешный коммуникатор.

2. Я намерена реализовать свои умения и возможности.

3. Мое общение с другими людьми становится все лучше.

4. Каждый новый друг - это дверь, открывающая мне возможность узнать его и проявить себя.

Несколько простых техник конструктивного взаимодействия помогут решить проблему преодоления эмоциональных барьеров [16].

Возможность проявить свои коммуникативные умения дают ролевые игры, содержанием которых являются отношения между людьми (система «человек -человек»). «Если в игровой деятельности акцент делается на общение, то в ролевой игре преобладают взаимоотношения. Межличностный уровень общения сочетается в ролевой игре с элементами внутриличностного уровня» [16, с. 327].

Для научения взаимодействию использовались следующие тренинги:

«Я - другие люди» для развития коммуникативных умений и социальных навыков;

«Я - социальная группа» для социально-психологической адаптации в коллективе и сплочения команды;

«Я - профессия» как тренинги профессионального самоопределения [16].

В нашем эмпирическом исследовании приняли участие 20 студентов-лингвистов, которые были разделены на две группы: 1-я группа - студенты первого, второго и третьего курсов (как первый период профессионального образования); 2-я группа - студенты третьего и четвертого курсов (заключительный период профессионального образования). Среди них 4 юноши и 16 девушек.

Результаты психодиагностики представлены на рисунке 2, где значения эмоциональной эффективности в общении равны: 0-2 балла - субъект видит себя хуже, чем его видят другие, или неискренен; 3-5 баллов - эмоции обычно не мешают общению; 6-8 баллов - есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 9-12 баллов - эмоции в какой-то степени затрудняют взаимодействие с партнерами; 13 и более баллов - эмоции явно мешают установлению контактов с людьми.

2,5

■ неумение контролировать

эмоции ■ неадекватное проявление

2

эмоций ■ недостаток эмоций

1,5

■ преобладание отрицательных эмоций

■ нежелание общаться

1

0,5

■ неумение контролировать

0

эмоции ■ неадекватное проявление

эмоций ■ недостаток эмоций

1 группа

2 группа

■ преобладание отрицательных эмоций

Рисунок 2. Средние значения психодиагностики в группах Fig. 2. Average values in groups.

Источник: составлено авторами.

Полученные результаты говорят о самой важной проблеме в установлении контакта с окружающей средой - это неадекватное проявление эмоций. На графике видно различие между 1-й и 2-й группами студентов, а также можно заметить, как происходило эмоциональное развитие студентов во время учебы. В итоге отметим, что коэффициент старшей группы не превышает, а, наоборот, меньше коэффициента 1-й группы, что свидетельствует о развитии эмоциональной связи между студентами-лингвистами в лучшую сторону.

Выводы. Результаты обзора психологических работ по проблеме исследования показал, что в современной социальной психологии под эмоциональными барьерами понимаются внутренние препятствия к совершению обществом разрешенных или даже вознаграждаемых действий. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения отмечены: барьер, возникающий на основе страдания; барьер, основанный на горе; вызванный раздражением и гневом; барьер триадно-го комплекса страха, стыда и вины; речевые и языковые барьеры; барьеры отрицательных эмоций и т.д.

Сделан анализ причин эмоциональных барьеров в межличностном общении экспериментальной группы студентов-филологов, результаты которого определили важные проблемы в установлении контакта с окружающей средой.

В рамках формирующего этапа реализованы педагогические условия, влияющие на успешность процесса адаптации и преодоление барьеров общения: введение тренинга; внутренней мотивации; использование специальных методов предотвращения коммуникативных барьеров и техник общения, выступающих теоретико-методической основой формирования обозначенной готовности.

Перспективы дальнейших исследований представляет роль теории когнитивной оценки в формировании базовых потребностей личности будущего специалиста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Фи-линъ, 1996. - 472 с.

3. Головко О.Н., Грабовец Р.А., Лей В.А. Традиционная педагогика и инновационные процессы в высшей технической школе // Вопросы педагогики. -2019. - № 12-2. - С. 72-76.

4. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо- и этнокультурной среде: Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2005. - Вып. 2. - С. 4-22.

5. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко (2020) / URL: http://www.stotestov.ru/опросник/диагностика-эмоциональных-барьеров (дата обращения: 29.05.2020).

6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

7. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации (2020) / URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_klimchuk/1.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

8. Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

9. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. В 8 т. - СПб., 2003. -Т. 5. - С. 39-42

10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

11. Михайлова А.Г. Социально-психологическая адаптация личности в рамках формирования коммуникативной готовности будущих инженеров // Педагогика: история, перспективы. - Т. 3. - № 2. - 2020. - С. 151-157.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013.

- 240 с.

13. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: Учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зин-ченко. - М.: Логос, 2001. - 356 с.

14. Мясищев В.Н. Психология отношений (2020) / URL: https://alextoman.ru/wp-content/uploads/2012/12/pciholodgy_otnosheniy-Мясищев.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

15. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории (2020) / URL: https://www.b17.ru/books.php?book=methodology_problems (дата обращения: 20.06.2020).

16. Психология общения. Практикум по психологии: Учеб. пособ. / Н.С. Ефимова.

- М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

17. Репина М.В. Готовность к преодолению барьеров иноязычного общения студентов-переводчиков: компоненты и этапы формирования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - С. 132.

18. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. (2020). Популярная психология / URL: https://www.psyoffice.ru/page,18,4708-samoukina-n.-v.-psikhologija-optimizma..html (дата обращения: 20.04.2020).

19. Сорокина Д.Б. Основные подходы к пониманию феномена «барьеры общения» в психологической науке // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 3 / URL: http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

20. Тутушкина М.К., Артемьева В.А., Волков С.А. и др. Практическая психология: Учеб. пособ. / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков и др. - 4-е изд. -Институт общегуманитарных исследований, 2000. - 368 с.

21. Эмоциональные барьеры в межличностном общении (2020) / URL: https://studwood.ru/913590/psihologiya/emotsionalnye_barery_mezhlichnostno m_obscheni (дата обращения: 29.05.2020).

22. Altan-Atalay, Ayse; Saritas-Atalar, Dilek. Interpersonal Emotion Regulation Strategies: How do They Interact with Negative Mood Regulation Expectancies in Explaining Anxiety and Depression? // Current Psychology Springer Science and Business Media LLC, 2019. - Pp. 1-7; doi:10.1007/s12144-019-00586-2

23. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Information Technologies as a Means of Acmeological Influence in the Context of Personal Self Realization // 2nd International Scientific and Practical Conference "Modern Management Trends and the

Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2020) DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.211 1271-1275

24. Baryshnikov N.V., Bernshteyn V.L. The Formation of Professional Communicative Intercultural Competence: Summarising the Experience and Searching for New Didactic Solutions // Language and Culture. Tomsk State Univ. Linguistics. V. -2018. - № 43. - Pp. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9

25. Burtsev A.A. Comprehensive Prevention Issues of Impaired Driving: Organizational, Legal, Medical and Socio-Psychological Aspects. Social Psychology and Society. Moscow State Univ. // Psychology & Education. - 2018. - V. 9. No. 4. -Pp. 98-107. DOI: 10.17759/sps.2018090409

26. Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Shapoval V.A., Tulupyeva T.V. Value Contradictions as Psychodiagnostic Criteria of Professional Competence and an Intrapersonal Conflict. Moscow State Psychological & Pedagogical Univ. - 2018. - V. 11. No. 3. -Pp.120-139. DOI: 10.17759/exppsy.2018110309

27. Eckland, Nathaniel S.; Leyro, Teresa M.; Mendes, Wendy Berry. The Role of Physiology and Voice in Emotion Perception During Social Stress // Journal of Nonverbal Behavior. - 2019. - V. 4. - Pp. 493-511.

28. Fitzpatrick, Olivia M.; Whelen, Megan L.; Falkenstrom, Fredrick. Who Benefits the Most From Cognitive Change in Cognitive Therapy of Depression? A Study of Interpersonal Factors // Journal of consulting and clinical psychology. -2019. -Т. 88 V. 2. - Pp. 128-136.

29. Heckhausen Jutta, Heckhausen Heinz Motivation and Action (2020) / URL: http://bookre.org/reader?file=1061160 (accessed: 20.06.2020).

30. Kim, Heejung; Kim, Sunah; Kong, Seongsook. Social Provision Partially Mediates the Complex Associations Among Posttraumatic Stress, Obsessive-Compulsive and Depressive Symptoms in Traumatized Patients // Journal of Advanced Nursing. -2020. - Т. 76. V. 2. - Pp.566-576.

31. Kruchina O.N., Mikhaylova A.G. Formation of Professional and Communicative Skills in the Study of Foreign Languages in Maritime Specialties. E3S Web Conf. International Science Conference SPbWOSCE-2018 "Business Technologies for Sustainable Urban Development Volume 110, 2019 / URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/36/e3sconf

_spbwosce2019_02004/e3sconf_spbwosce2019_02004.html (date accessed: 04.09.2019).

32. Mikhaylova A. G. Innovative pedagogical technologies of communicative skills formation / Идеи. Поиски. Решения: C6. ст. и тезисов XII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Минск, 26 октября 2018 г. В 7 т. Т. 3 / БГУ, [редкол. Н.Н. Нижнева (отв. ред.) и др.]. - Минск: БГУ, 2018. - 99 c. С. 41-46 / URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/208758 (дата обращения: 10.07.2019).

33. Mikhaylova A., Kruchina O., Skorobogatova V., Drozdova A., Petrunina J. Future specialists' readiness formation for communicative interpersonal interaction: E3S Web of Conferences. - 2020. - Vol. 164. - Issue 2. DOI.org/10.1051/e3sconf/201911002004

34. Niven, Karen; Troth, Ashlea C.; Holman, David. Do the Effects of Interpersonal Emotion Regulation Depend on People's Underlying Motives? // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2019. - Т. 92. - № 4. -Рр. 1020-1025.

35. Rahim, M. Afzalur; Katz, Jeffrey P. (2019) Forty Years of Conflict: the Effects of Gender and Generation on Conflict-Management Strategies / URL:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJCMA-03-2019-0045/full/html

36. Slanbekova, Gulnara Kobylanovna; Chung, Man Cheung; Ayupova, Gulbarshyn Turagulovna. The Relationship between Posttraumatic Stress Disorder, Interpersonal Sensitivity and Specific Distress Symptoms: the Role of Cognitive Emotion Regulation // Psychiatric Quarterly. - 2019. - T. 90. V. 4. - Pp. 803814.

37. Steen-Utheim, A. Wittek, A.L. Dialogic Feedback and Potentialities for Student learning // Learning, Culture and Social Interaction. - 2017. - Vol. 15. - Pp. 1830. DOI: 10.1016/j.lcsi.2017.06.002

38. Young, R.F. Language and Interaction: An Advanced Resource Book. - London & New York: Routledge, 2008. - 352 p.

REFERENCES

1. Bodalev A.A. Personality and Communication, Moscow: International Pedagogical Academy, 1995, 328 p.

2. Boyko V.V. Energy of Emotions in Communication: Look at Yourself and Others. Moscow: Filin, 1996, 472 p.

3. Golovko O.N., Grabovets R.A., Ley V.A. Traditional Pedagogy and Innovative Processes in Higher Technical Schools. Questions of Pedagogy, No. 12-2, 2019, Pp. 7276.

4. Gritsenko V.V. Theoretical Bases of Research of Socio-Psychological Adaptation of a Person or Group in a New Socio-and Ethno-Cultural Environment: Problems of Social Psychology of a Person: University collection of scientific works. Saratov, 2005. Issue 2. Pp. 4-22.

5. Diagnostics of Emotional Barriers in Interpersonal Communication by V.V. Boyko (2020) URL: http://www.stotestov.ru/опpосннк/днагностнка-эмоцнона^bнмх-6apbepoB (accessed: 29.05.2020).

6. Ilyin E.P. Psychology of Communication and Interpersonal Relations. St. Petersburg: Peter, 2009. 576 p.

7. Klimchuk V.A. internal motivation Training (2020) URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_klimchuk/1.pdf (accessed: 20.06.2020).

8. Kunitsyna V.N., Kazarinova N.V., Pogolsha V.M. Interpersonal Communication. Textbook for Universities. Saint Petersburg: Piter, 2001, 544 p..

9. Larionova S.A. Conceptual Model of Socio-psychological Adaptation of a Person. Materials of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists. June 25-28, 2003, SPb., 2003. Vol. 5. Pp. 39-42

10. Maklakov A.G. General Psychology. St. Petersburg: Peter, 2016, 592 p.

11. Mikhailova A.G. Socio-Psychological Adaptation of the Individual in the Framework of the Formation of Communicative Readiness of Future Engineers. Pedagogy: History, Prospects-Volume 3, № 2, 2020

12. Mudrik A.V. Social Pedagogy: Textbook for Students. Institutions of Higher Prof. Education. 8th ed., ISPR. M.: Academy, 2013, 240 p.

13. 13.Munipov V.M., Zinchenko V. P. Ergonomics: Textbook. Moscow: Logos, 2001. 356 p.

14. Myasishchev V.N. Psychology of relations (2020) URL: https://alextoman.ru/wp-content/uploads/2012/12/priholodgy_otnosheniy-MflCHm,eB.pdf (accessed: 20.06.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Parygin B.D. Social Psychology. Problems of Methodology, History and Theory (2020) URL: https://www.b17.ru/books.php?book=methodology_problems (date accessed: 20.06.2020).

16. Psychology of Communication. Practical Training in Psychology: Textbook. M.: ID FORUM: SIC INFRA-M, 2013, 192 p.

17. Repina M. V. Readiness to Overcome Barriers of Foreign Language Communication of Students-Translators: Components and Stages of Formation. Izvestiya Volgograd State Pedagogical University, 2010, Pp. 132

18. Samoukina N.V. Psychology of optimism. (2020) Popular Psychology URL: https://www.psyoffice.ru/page,18,4708-samoukina-n. - V.-psikhologija-optimizma.. html (accessed: 20.04.2020).

19. Sorokina D.B. Basic Approaches to Understanding the Phenomenon of "Communication Barriers" in Psychological Science. Mir Nauki. Online Magazine 2017, Volume 5, Number 3 http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf (accessed: 20.04.2020).

20. Tutushkina M.K., Artemeva V.A., Volkov S.A. and others. Practical Psychology: Textbook, 4th ed., Institute of General Sanitary Research, 2000. 368 p.

21. Emotional Barriers in Interpersonal Communication (2020) URL: https://studwood.ru/913590/psihologiya/emotsionalnye_barery_mezhlichnostno m_obscheni (accessed: 29.05.2020).

22. 22.Altan-Atalay, Ayse; Saritas-Atalar, Dilek (2019) Interpersonal Emotion Regulation Strategies: How do They Interact with Negative Mood Regulation Expectancies in Explaining Anxiety and Depression? Current Psychology Springer Science and Business Media LLC, Pp. 1-7; doi:10.1007/s12144-019-00586-2

23. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Information Technologies as a Means of Acmeological Influence in the Context of Personal Self Realization // 2nd International Scientific and Practical Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2020) DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.211 1271-1275

24. Baryshnikov N.V., Bernshteyn V.L. The Formation of Professional Communicative Intercultural Competence: Summarising the Experience and Searching for New Didactic Solutions. Language and Culture. Tomsk State University. Linguistics, v. 2018, 43 pp. 136-147 DOI: 10.17223/19996195/43/9

25. Burtsev A.A. Comprehensive Prevention Issues of Impaired Driving: Organizational, Legal, Medical and Socio-Psychological Aspects. Social Psychology and Society. Moscow State Univ. Psychology & Education. V. 9, No. 4, 2018, pp. 98-107. DOI: 10.17759/sps.2018090409

26. Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Shapoval V.A., Tulupyeva T.V. Value Contradictions as Psychodiagnostic Criteria of Professional Competence and an Intrapersonal Conflict. Moscow State Psychological & Pedagogical Univ. V.11. No. 3, 2018, Pp.120139 DOI: 10.17759/exppsy.2018110309

27. Eckland, Nathaniel S.; Leyro, Teresa M.; Mendes, Wendy Berry (2019). The Role of Physiology and Voice in Emotion Perception During Social Stress, Journal of Nonverbal Behavior, T. V. 4, Pp.493-511

28. Fitzpatrick, Olivia M.; Whelen, Megan L.; Falkenstrom, Fredrick (2019) Who Benefits the Most From Cognitive Change in Cognitive Therapy of Depression? A Study of Interpersonal Factors. Journal of consulting and clinical psychology, T.88 V., 2, Pp.128-136

29. Heckhausen Jutta, Heckhausen Heinz Motivation and Action (2020) URL: http://bookre.org/reader?file=1061160 (accessed: 20.06.2020).

30. Kim, Heejung; Kim, Sunah; Kong, Seongsook (2020) Social Provision Partially Mediates the Complex Associations Among Posttraumatic Stress, Obsessive-Compulsive and Depressive Symptoms in Traumatized Patients. Journal of Advanced Nursing, Т.76, V. 2, Pp.566-576

31. Kruchina O.N., Mikhaylova A.G. Formation of Professional and Communicative Skills in the Study of Foreign Languages in Maritime Specialties. E3S Web Conf. International Science Conference SPbWOSCE-2018 "Business Technologies for Sustainable Urban Development Volume 110, 2019. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/36/e3sconf

_spbwosce2019_02004ye3sconf_spbwosce2019_02004.html ((date accessed: 04.09.2019).

32. Mikhaylova A.G. Innovative Pedagogical Technologies of Communicative Skills Formation. Ideas. Search. Solutions: Ideas. Collection of Articles and Theses of the XII International Scientific and Practical Conference of Teachers, Postgraduates, Undergraduates, Students, Minsk, October 26, 2018 In 7 vol. T. 3. BSU, [editor: N.N. Nizhneva (ed.), etc.]. Minsk: BSU, 2018. 99 Pp. 41-46 URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/208758 (accessed: 10.07.2019).

33. Mikhaylova A., Kruchina O., Sko-robogatova V., Drozdova A., Petrunina J. Future specialists' readiness formation for communicative interpersonal interaction. E3S Web of Conferences, Vol.164, Issue 2. (2020) DOI.org/10.1051/e3sconf/201911002004

34. Niven, Karen; Troth, Ashlea C.; Holman, David. (2019) Do the Effects of Interpersonal Emotion Regulation Depend on People's Underlying Motives? Journal of Occupational and Organizational Psychology. Т. 92, 4, Pp. 1020-1025

35. Rahim, M. Afzalur; Katz, Jeffrey P. (2019) Forty Years of Conflict: the Effects of Gender and Generation on Conflict-Management Strategies. International Journal of Conflict Management. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJCMA-03-2019-0045/full/html

36. Slanbekova, Gulnara Kobylanovna; Chung, Man Cheung; Ayupova, Gulbarshyn Turagulovna (2019) The Relationship between Posttraumatic Stress Disorder, Interpersonal Sensitivity and Specific Distress Symptoms: the Role of Cognitive Emotion Regulation, Psychiatric Quarterly, Т. 90, V.4, Pp. 803-814.

37. Steen-Utheim, A. Wittek, A.L. (2017). Dialogic Feedback and Potentialities for Student learning. Learning, Culture and Social Interaction Volume 15, December 2017, Pp. 18-30 DOI: 10.1016/j.lcsi.2017.06.002

38. Young, R.F. (2008). Language and Interaction: An Advanced Resource Book. London & New York: Routledge, 2008, 352 p.

Информация об авторах: Михайлова А.Г., ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет, ул. Университетская 33, г. Севастополь. Доцент кафедры «Иностранные языки», Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова, ул. Парковая 10, г. Севастополь г. Севастополь, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X e-mail: [email protected]

Косцова М.В., Севастопольский государственный университет,

г. Севастополь, Россия

[email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2020 После доработки: 21.06.2020 Принята к публикации: 27.06.2020

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: A.G. Mikhaylova, Sevastopol State University, Sevastopol Russia [email protected]

M.V. Kostsova, Sevastopol State University,

Sevastopol Russia

[email protected]

Received: 25.05.2020

Received after reworking: 21.06.2020

Accepted for publication : 27.06.2020

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.