Научная статья на тему 'Этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта в условиях кластерного подхода'

Этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта в условиях кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / САЙТ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова В. Ю.

В статье рассматриваются основные этапы создания инновационного проекта студентами-информатиками. В качестве проекта рассматривается разработка сайта антитеррористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта в условиях кластерного подхода»

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

компьютерные средства, в свою очередь, эти параметры разделены на четыре блока: технико-технологический, дидактический, методический и дизайн-эргономический. Каждый из этих блоков содержит в себе такие параметры, как технико-технологический (структура и интерактивность); дидактический (научность, доступность, наглядность, проблемность, систематичность и прочность); методический блок (форма предъявления информации, последовательность и контроль); дизайн-эргономический: (оформление, цвет, креативность и наполнение) [3].

К настоящему времени создано большое количество компьютерных средств обучения: электронный учебник, компьютерный тренажер, виртуальный лабораторный практикум, компьютерная презентация и др. В зависимости от решаемых педагогических задач компьютерные средства обучения подразделяются на четыре класса: средства теоретической и технологической подготовки; средства практической подготовки; вспомогательные средства; комплексные средства. Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающих устранение недостатков существующей системы образования и интенсификацию обучения.

На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Все это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе КСО создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.

Литература

1. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Педагогический поиск, 2004.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004.

УДК 378.147

ЭТАПЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

В.Ю. Лыскова

В статье рассматриваются основные этапы создания инновационного проекта студентами-информатиками. В качестве проекта рассматривается разработка сайта антитеррористической направленности.

Ключевые слова: интернет-ресурс, сайт, кластерный подход, система, высшее образование, студенты-информатики.

В настоящий период времени перед высшей школой выдвигаются принципиально новые требования к содержанию и организации системы образования, научно -исследовательской и инновационной деятельности молодежи [1]. Все это требует разработки научно-обоснованных моделей и механизмов по активизации познавательной деятельности студентов.

Кластерный подход [2-4] позволяет интегрировать научные и инновационные

достижения в образовательный процесс и реализовать механизм социального партнерства.

Рассмотрим основные этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта «Разработка сайта антитеррористической направленности».

Этапы выполнения инновационного проекта студентами-информатиками.

1. Постановка задачи.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

2. Изучение проблемы создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.

3. Обзор и анализ сайтов антитеррористической направленности.

4. Разработка примерной структуры страницы сайта.

5. Консультация с представителями регионального отделения по чрезвычайным ситуациям.

6. Разработка дизайна и системы навигации сайта.

7. Техническая реализация.

8. Размещение в сети Шете1

9. Разработка инструкции для администратора.

Рассмотрим обозначенные этапы подробнее.

1 этап - постановка задачи. Согласно письму Минобрнауки РФ от 29.07.2011 № МД-999/07 [5] рекомендовано создать на базе учреждений высшего и среднего образования постоянно действующий интернет-ресурс антитеррористической направленности. На данном этапе изучались документы, типовая структура, цель и задачи создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.

2 этап - изучение проблемы создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.

3 этап - обзор и анализ сайтов анти-террористической направленности в сети интернет. В период производственной практики (с 14 ноября по 28 декабря 2011 г.) разрабатывалась структура и навигация сайта, проводился обзор и сравнительный анализ сайтов антитеррористической направленности учреждений высшего профессионального образования.

Обзор сайтов осуществлялся по следующим критериям:

- иКЬ сайта;

- название сайта;

- цели сайта;

- целевая группа сайта;

- предметная область;

- насколько полно изложено содержание;

- содержит ли сайт внешние ссылки;

- навигация и структура;

- дизайн.

4 этап - разработка примерной структуры страницы сайта.

5 этап - консультация с представителями регионального отделения по наполнению сайта.

6 этап - разработка дизайна и системы навигации сайта.

7 этап - техническая реализация.

Сайт антитеррористической направленности реализован на языке PHP, APACHE, MySQL, CMSWORDPRESS.

8 этап - размещение в сети Internet.

Сайт размещен по адресу: http://

antiterror.kiit-tsu.ru

Выполнение инновационного проекта в условиях кластерного подхода изначально способствует ситуации конкретной научноисследовательской и проектной инновационной деятельности, при этом студенты-информатики вовлекаются в процесс проектирования и совершенствования производственных разработок, доведения их до опытных образцов, и уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач и реализацию потребностей, стоящих перед регионом.

Литература

1. Лыскова В.Ю. Актуализация проблемы привлечения студентов к исследовательской и инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3(107). C. 108-112.

2. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2(18). С. 59-63.

3. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1. C. 16-23.

4. Юрьев В.М., Чванова М.С. Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). C. 7-12.

5. Об интернет-ресурсах вузов: письмо

Минобрнауки от 29.07.2011 № МД-999/07 // Минобрнауки России. - 2011. - № МД-999/07. -

С. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.