1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
компьютерные средства, в свою очередь, эти параметры разделены на четыре блока: технико-технологический, дидактический, методический и дизайн-эргономический. Каждый из этих блоков содержит в себе такие параметры, как технико-технологический (структура и интерактивность); дидактический (научность, доступность, наглядность, проблемность, систематичность и прочность); методический блок (форма предъявления информации, последовательность и контроль); дизайн-эргономический: (оформление, цвет, креативность и наполнение) [3].
К настоящему времени создано большое количество компьютерных средств обучения: электронный учебник, компьютерный тренажер, виртуальный лабораторный практикум, компьютерная презентация и др. В зависимости от решаемых педагогических задач компьютерные средства обучения подразделяются на четыре класса: средства теоретической и технологической подготовки; средства практической подготовки; вспомогательные средства; комплексные средства. Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающих устранение недостатков существующей системы образования и интенсификацию обучения.
На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Все это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе КСО создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Педагогический поиск, 2004.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004.
УДК 378.147
ЭТАПЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
В.Ю. Лыскова
В статье рассматриваются основные этапы создания инновационного проекта студентами-информатиками. В качестве проекта рассматривается разработка сайта антитеррористической направленности.
Ключевые слова: интернет-ресурс, сайт, кластерный подход, система, высшее образование, студенты-информатики.
В настоящий период времени перед высшей школой выдвигаются принципиально новые требования к содержанию и организации системы образования, научно -исследовательской и инновационной деятельности молодежи [1]. Все это требует разработки научно-обоснованных моделей и механизмов по активизации познавательной деятельности студентов.
Кластерный подход [2-4] позволяет интегрировать научные и инновационные
достижения в образовательный процесс и реализовать механизм социального партнерства.
Рассмотрим основные этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта «Разработка сайта антитеррористической направленности».
Этапы выполнения инновационного проекта студентами-информатиками.
1. Постановка задачи.
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
2. Изучение проблемы создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.
3. Обзор и анализ сайтов антитеррористической направленности.
4. Разработка примерной структуры страницы сайта.
5. Консультация с представителями регионального отделения по чрезвычайным ситуациям.
6. Разработка дизайна и системы навигации сайта.
7. Техническая реализация.
8. Размещение в сети Шете1
9. Разработка инструкции для администратора.
Рассмотрим обозначенные этапы подробнее.
1 этап - постановка задачи. Согласно письму Минобрнауки РФ от 29.07.2011 № МД-999/07 [5] рекомендовано создать на базе учреждений высшего и среднего образования постоянно действующий интернет-ресурс антитеррористической направленности. На данном этапе изучались документы, типовая структура, цель и задачи создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.
2 этап - изучение проблемы создания интернет-ресурса антитеррористической направленности.
3 этап - обзор и анализ сайтов анти-террористической направленности в сети интернет. В период производственной практики (с 14 ноября по 28 декабря 2011 г.) разрабатывалась структура и навигация сайта, проводился обзор и сравнительный анализ сайтов антитеррористической направленности учреждений высшего профессионального образования.
Обзор сайтов осуществлялся по следующим критериям:
- иКЬ сайта;
- название сайта;
- цели сайта;
- целевая группа сайта;
- предметная область;
- насколько полно изложено содержание;
- содержит ли сайт внешние ссылки;
- навигация и структура;
- дизайн.
4 этап - разработка примерной структуры страницы сайта.
5 этап - консультация с представителями регионального отделения по наполнению сайта.
6 этап - разработка дизайна и системы навигации сайта.
7 этап - техническая реализация.
Сайт антитеррористической направленности реализован на языке PHP, APACHE, MySQL, CMSWORDPRESS.
8 этап - размещение в сети Internet.
Сайт размещен по адресу: http://
antiterror.kiit-tsu.ru
Выполнение инновационного проекта в условиях кластерного подхода изначально способствует ситуации конкретной научноисследовательской и проектной инновационной деятельности, при этом студенты-информатики вовлекаются в процесс проектирования и совершенствования производственных разработок, доведения их до опытных образцов, и уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач и реализацию потребностей, стоящих перед регионом.
Литература
1. Лыскова В.Ю. Актуализация проблемы привлечения студентов к исследовательской и инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3(107). C. 108-112.
2. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2(18). С. 59-63.
3. Чванова М.С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1. C. 16-23.
4. Юрьев В.М., Чванова М.С. Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). C. 7-12.
5. Об интернет-ресурсах вузов: письмо
Минобрнауки от 29.07.2011 № МД-999/07 // Минобрнауки России. - 2011. - № МД-999/07. -
С. 1-6.