Научная статья на тему 'ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ'

ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
781
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ / ЖАНР / ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО / МАССОВАЯ МУЗЫКА / POP SONG / GENRE / POP ART / MASS MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурматов Максим Андреевич

В статье рассматриваются некоторые научные подходы к изучению жанра эстрадной песни. Представлена интерпретация понятия «эстрадная песня», определены ее признаки и характеристики, проанализированы социокультурные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POP SONG: TO THE PROBLEM OF GENRE INTERPRETATION IN MUSIC SCIENCE

The article discusses some scientific approaches to the study of the genre of pop songs. It presents the interpretation of the concept "pop song", defines its features and characteristics and analyses its social and cultural functions.

Текст научной работы на тему «ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ»

Музыка в ее художественных параллелях

и взаимосвязях

© Бурматов М. А., 2018 УДК 784.6

ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ

В статье рассматриваются некоторые научные подходы к изучению жанра эстрадной песни. Представлена интерпретация понятия «эстрадная песня», определены ее признаки и характеристики, проанализированы социокультурные функции.

Ключевые слова: эстрадная песня, жанр, эстрадное искусство, массовая музыка

Эстрадная песня — сложный, многоаспектный и уникальный по своим функциям феномен. С одной стороны, это наиболее распространенный и востребованный жанр музыкального искусства, заключающий в себе особую силу эмоционально-психологического воздействия. С другой — эстрадная песня как явление массовой культуры вызывает неоднозначную оценку исследователей: от оспаривания ее эстетической ценности до утверждения эстрады как истинного искусства; от признания ее тупиковой ветвью в развитии культуры до оценки как закономерного этапа этого процесса.

Теоретическое осмысление жанра эстрадной песни имеет сравнительно недолгую историю, исчисляемую примерно с середины XX века. Сегодня эстрадная песня выступает предметом осмысления нескольких наук: социологии музыки, музыкальной эстетики, музыкальной культурологии, музыкальной педагогики, музыковедения (включая историю музыки). В соответствии с проблемным полем каждой из них можно обозначить некоторые подходы к изучению эстрадной песни:

• социологический (социальное значение эстрадной музыки; песня как явление массовой культуры);

• исторический (эстрадная песня как исторический феномен);

• эстетический (эстрадное песнетворчество как способ эстетического освоения действительности);

• культурологический (песня как явление культуры);

• педагогический (эстрадная песня как средство воспитания и просвещения, а также вопросы обучения эстрадному вокальному исполнительству);

• искусствоведческий (эстрадная песня как жанр музыкального искусства).

Неоднозначность трактовки сущности жанра, многообразие подходов к его исследованию

делает актуальным поиск определения понятия «эстрадная песня», выявление его признаков, классификации и функций, а также изучение истории становления жанра.

Эволюция жанра эстрадной песни в музыкальной культуре России нашла достаточно подробное освещение в музыковедческих исследованиях. Генезис отечественной эстрады представлен в работах М. С. Агина, Ю. А. Дмитриева, М. И. Зиль-бербрандта, О. С. Ильичевой, В. Г. Кузнецова, Е. М. Кузнецова, Е. Д. Уваровой, А. М. Цукера и др.

Эстрадное исполнительство уходит своими корнями в античное прошлое. Зародившись в Западной Европе, в отечественной культуре оно стало формироваться значительно позднее, получив при этом национальную окраску. Истоками российской эстрады принято считать скоморошьи и балаганные представления. Следующими шагами ее становления можно назвать вокальные залы («вокзалы») и открытые летние театры ХУШ - первой половины XIX столетий, где впервые со сцены стали звучать романсы и народные песни. Исследователи называют вторую половину XIX века периодом формирования профессиональной эстрады в России, когда ее основные жанры (песня, романс, куплеты) стали обосабливаться в самостоятельную ветвь сценического искусства. В этом процессе происходило выделение основных форм эстрадного исполнительства того времени — концертной (дивертисментной) эстрады, в которой участвовали артисты профессиональных театров, эстрады шантанов (вариант варьете) и частных антреприз. Тогда в музыкальной критике начал утверждаться и сам термин «эстрада».

Социально-политические катаклизмы первых десятилетий ХХ века привели к развитию и переосмыслению традиционных жанров бытовой и салонной вокальной музыки. «Русская музыкальная эстрада накануне Октября 1917 года представляла собой довольно разноречивое, пестрое и не впол-

не определившееся в своем развитии явление» [2, с. 74]. На множестве разнообразных эстрадных площадок (от чайных до концертных залов) бытовали частушки, крестьянские, политические, солдатские и революционные песни, русские бытовые песни и бытовой романс, городская песня, вокальная классика, цыганский романс, «интимные песенки» и «песенки настроений» и др.

Начиная с 1930-х годов началось формирование советской песенно-эстрадной культуры качественно нового уровня: переосмысление содержания жанра песни, существенная трансформация ее музыкально-поэтического облика, изменение общественного статуса эстрадной песни, выдвижение целого ряда талантливых композиторов-песенников и плеяды певцов, стараниями которых песня стала поистине народным достоянием [2, с. 78]. В середине ХХ века наибольшее развитие получила советская массовая песня, однако постепенно наравне с ней заняли свое место в массовой музыке лирические бытовые и эстрадные песни.

Во второй половине ХХ столетия, оказавшись под влиянием новых для России музыкально-стилевых направлений и форм эстрадного пес-нетворчества (джаз, поп- и рок-музыка и др.), в виду заимствования зарубежных форм и жанров эстрадного исполнительства, расширения спектра технических возможностей, отечественная эстрадная музыка переживает коренные преобразования, когда массовая патриотическая песня уступила свои ведущие позиции. Современная эстрадная песенная культура представляет собой полистилистическое и полижанровое явление: «Огромный звуковой массив неоднороден, расслаивается на пласты, образующие своеобразную пирамиду, у подножия которой раскинулась музыка рутинная, коммерческая, а на вершине сконцентрированы наивысшие достижения массовой музыки, ее наиболее творческие формы» [10, с. 54].

Итак, в музыкальной науке эстрадная песня интерпретируется следующим образом: как жанр искусства эстрады; как подвид песни; как разновидность массовой музыки; как компонент эстрадно-джазовой музыки. Ряд исследователей (Ю. С. Дружкин, А. Н. Сохор, В. Н. Сыров, А. М. Цукер и др.) справедливо относят эстрадную песню к сфере массовой музыки, которая, свою очередь, включается в массовую культуру. При этом А. М. Цукер настаивает на том, что категория массовой музыки является более широкой по отношению к понятиям «легкая», «развлекательная», «бытовая», «поп-музыка», которые нередко полагают как однопорядковые [12, с. 13].

Вправе предположить, что каждая из вышеперечисленных областей, в контексте которых

изучается эстрадная песня, сообщает ей определенные характеристики. Так, эстрада, определяемая как «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене» [5, с. 31], позволяет говорить об эстрадной песне как о произведении, исполняемом в краткий временной промежуток, заключающем в концентрированной форме выразительность и предполагающее яркого, творчески индивидуального исполнителя. Как вариант жанра песни, эстрадная песня, безусловно, представляет собой вокальную композицию, написанную в простой музыкальной форме (как правило, куплетной) и воплощающую определенное поэтическое содержание. Как вид массовой музыки эстрадная песня обращена к «массовому слушателю, но предназначена для сольного концертного исполнения певцами-профессионалами» [12, с. 43]. Наконец, эстрадно-джазовая направленность сообщает эстрадной песне соответствующие черты этого направления музыкального искусства (импровизационность, ритмичность, жанровое многообразие и пр.).

Эстрадная песня имеет и внутреннюю жанровую классификацию. К видам современной эстрадной песни следует отнести следующие: эстрадно-джазовый, рок-эстрадный, фолк-эстрадный, соул-эстрадный, эстрадно-романсо-вый (балладный).

Как уже говорилось, эстрадная песня чаще всего рассматривается как разновидность массовой музыки. Представляя собой определенную эстетическую систему, массовая музыка придает эстрадной песне ряд особенностей. Среди них: доступность и легкость восприятия, прямая связь с современными формами досуга, мелодическая «навязчивость», тиражированность и простота понимания текстов. Поскольку эстрадная песня адресуется широкой аудитории, задачей ее авторов выступает создание не только легко воспринимаемого, но и быстро запоминающегося произведения («система условных рефлексов» в терминологии Т. Адорно). Отсюда формальная простота и сознательно ограниченный выбор средств выразительности: использование в песнях простых узнаваемых мотивов, гармонических оборотов и ритмических рисунков, постоянные повторы конкретных фрагментов произведения (например, припева), использование метода перефразирования (ремейковость). Популярная вокальная эстрадная музыка, таким образом, должна быть адаптирована к широкой социальной среде, а ведущими технологиями ее распространения являются средства массовой коммуникации (отсюда повышенная роль аранжировки и технических средств).

Весомо социальное значение эстрадной песни. Поэтому научный интерес к осмыслению таких вопросов, как феномен популярности эстрадной песни, социокультурные функции песни — не ослабевает. Вместе с тем, можно отметить несколько отстраненную позицию академического музыкознания по отношению к эстрадной вокальной музыке. Как пишет культуролог Ю. С. Дружкин, «существуют интереснейшие феномены художественной культуры, пристальное изучение которых могло бы дать очень много для понимания не только важнейших тенденций современной культуры, но и глубинных механизмов функционирования и развития культуры в целом. Однако, не будучи представителями элитных слоев культурных иерархий, эти феномены как бы бессознательно отодвигаются на периферию научных интересов искусствоведческих дисциплин» [4, с. 5].

Суть обозначенной проблемы хорошо известна: она заключается в противопоставлении музыки «серьезной» и «легкой», искусства «низкого» и «высокого». Сторонники каждой позиции имеют свою аргументацию. В исторической ретроспективе интересно обратиться к взглядам двух выдающихся социологов музыки ХХ столетия: немецкого ученого Т. Адорно (1903-1969) и советского исследователя А. Н. Сохора (1924-1977).

Т. Адорно подчеркивал критическое отношение к «легкой музыке». В своем труде-собрании из 12 лекций «Социология музыки» (1962) он поместил статью под названием «Легкая музыка», начав ее с практически афористичной мысли: «Понятие легкой музыки кажется само собой разумеющимся, но именно поэтому оно туманно и темно» [1, с. 27].

Музыковед осуществляет экскурс в «грубую, написанную яркими красками историю падения типов и форм легкой музыки» от древней практики пародии до современных ему джаз-бандов и мюзиклов. Тогда как «высокая музыка» эволюционировала в сторону «объективного духа и логичности», «легкая музыка» явила пример декаданса. По мнению ученого, легкая музыка апеллирует к опошленным вкусам и варварским инстинктам публики, она рассчитана на людей, не способных самостоятельно выразить свои эмоции и переживания, создавая у своих «жертв» систему условных рефлексов отвлечения, утешения и пр.

Указывая на отсутствие в легкой музыке оригинальных и свежих идей, Т. Адорно, в частности, называет шлягер прототипом стандарта, «парфеноном музыкальной фетишизации». Он пишет: «Воздействие шлягеров <...> можно определить как воздействие на сознание схем идентификации» [1, с. 30]. Будучи выдающимся социологом своего времени, Адорно одним из первых

начал говорить о социальной власти индустрии культуры, о социальных механизмах «аппарата рекламы» — «шлягеры становятся шлягерами, если только не говорить об энергии, с которой они рекламируются и распространяются» [1, с. 30] и технических средств в популяризации развлекательной музыки — «гальванизация музыкального языка и точный, почти научный расчет эффектов» [1, с. 28]. Вместе с тем, Т. Адорно признает взаимодействие и взаимовлияние музыки серьезной и легкой: «Их взаимопроникновение длится с тех же давних пор, что и противопоставление и связь высокого и низкого искусства» [1, с. 27].

На наш взгляд, многие мысли блестящего немецкого ученого находят свое полное подтверждение в современной нам так называемой «поп-культуре», однако в середине прошлого столетия высказывались и другие взгляды по поводу легкой музыки и песенного жанра. Наиболее полное выражение они нашли в работах основателя отечественной социологии музыки А. Н. Сохора. Одним из первых в СССР он стал исследовать массовую музыкальную культуру, уделяя особенное внимание культуре песнетворчества. Среди его работ, посвященных песне как жанру массовой музыки, следует назвать кандидатскую диссертацию ученого «Массовая песня в период Великой Отечественной войны» (1954), книгу «Русская советская песня» (1959), очерки «Романс и песня» (1959), «Путь советской песни» (1968), «О массовой музыке» (1974), «Наше оружие — наши песни» (1983), а также исследования о корифеях советской песни — И. О. Дунаевском и В. П. Соловьеве-Седом.

Не сбрасывая со счетов идеологическую составляющую работ А. Н. Сохора, нельзя не согласиться с его основными позициями по вопросам общественно-нравственного значения массовой песни, ее моральной и воспитывающей функции. Позиционируя массовую песню как «важный, равноправный и художественно полноценный вид профессионального композиторского творчества», задачу создания которого «полностью решили советские композиторы», А. Н. Сохор особое внимание уделял историко-культурным аспектам бытования массовой песни, важности сохранения в ней «традиционных мотивов, идей и настроений народных песен» [7]. Исследователь, таким образом, акцентировал в массовой песне не развлекательно-гедонистическое начало, а нравственный, личностно-преобразующий потенциал этого жанра. Тем более, что исследования А. Н. Сохора осуществлялись в период расцвета отечественной патриотической песни, лучшие образцы которой и по сей день остаются недосягаемыми вершинами эстрадного песнетворчества.

На наш взгляд, в современных условиях, когда массовая музыка занимает одно из ведущих мест в художественной и эстетической культуре, ее интерпретация как явления, не достойного научного осмысления, малопродуктивно. Нам близка позиция Т. Б. Сидневой, которая, размышляя над вопросом о возможности истины художественного творения в связи с дихотомией элитарного и массового в искусстве, пишет: «При очевидности четкого разделения сфер влияния (свои способы бытования искусства, различная аудитория, специфические художественные приемы и т. п.) два "образа культуры" открыты друг другу, имеют общие критерии подлинности и органично вовлечены в процесс творения истины бытия» [6, с. 22].

Поскольку культурное функционирование песни реализуется в единицах языка и музыки, то, соответственно, она является синкретическим музыкальным жанром, представляющим собой органическое единство мелодического и вербального компонентов, музыкальной и словесно-образной составляющих, что также определяет направление исследовательских подходов уже со стороны языкознания. Эмоциональный накал словесного содержания, заключенный в лаконичные и концентрированные рамки композиции малой формы, содержит значительный информационно-психологический посыл, воздействующий на сознание и подсознание реципиента.

Эстрадное песнетворчество несет также большую коммуникативную нагрузку: непосредственно воздействуя на эмоционально-чувственную сторону человека, песня объединяет и сплачивает людей, создавая атмосферу некоего коллективного действа, сотворчества, «благодаря своей способности как бы собирать в один резервуар движения души людей» (Т. Адорно).

Эстрадная песня функционирует как в эстетических рамках музыкального искусства, так и культуры в целом. Транслируя субъективные, индивидуально-авторские переживания, песня в то же время экспонирует идеалы, мыслеобразы и ценности человека определенной эпохи, создает «архетипы массового сознания» (В. С. Тяжельникова). Можно констатировать, эстрадная песня имеет высокую степень обобщенности, что сообщает этому жанру большую социокультурную значимость.

Важно отметить тот фактор, что исследование эстрадного вокального искусства как жанра в настоящее время приобретает особую значимость для современной музыкальной науки. На протяжении ХХ столетия и в современное время можно проследить не только эволюцию эстрадно-песенного жанра как такового, но и трансформацию

подходов к трактовке эстрадной песни в научной литературе. Очевидно, что эстрадная песня должна стать объектом комплексных междисциплинарных исследований, поскольку сегодня она функционирует не просто как музыкальный жанр, но и «как особое социально-культурное действие» (Ю. С. Дружкин), отражающее исторические, культурные и социальные процессы, происходящие в обществе. Конечно, все это требует системного анализа свойств и характеристик, которые формируются под влиянием подобного многообразия отношений.

Литература

1. Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки / пер. А. В. Михайлова, М. И. Левиной. М.: СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.

2. Бурматов М. А. Особенности и тенденции развития отечественной эстрадной песенной культуры в 20-е годы ХХ века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 1 (47). С. 73-78.

3. Дружкин Ю. С. Песня как социокультурное действие. М.: Государственный институт искусствознания, 2013. 226 с.

4. Кузнецов В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: монография. М.: Мелограф, 2005. 180 с.

5. Сиднева Т. Б. Искусство в поисках истины: между элитой и массой // Вопросы культурологии. 2009. № 1. С. 18-22.

6. Сохор А. Н. Массовая песня // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1976. Т. 3. С. 347.

7. Сохор А. Н. Русская советская песня. Л.: Советский композитор, 1959. 508 с.

8. Сохор А. Н. Наше оружие — наши песни // Вопросы социологии и эстетики музыки: статьи и исследования: в 3 т. Л.: Советский композитор, 1983. Т. 3. С. 180-190.

9. Сыров В. Н. Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 1 (43). С. 54-59.

10. Тяжельникова В. С. Советская песня и формирование новой идентичности // Отечественная история. 2002.№ 1. С. 174-181.

11. Цукер А. М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 304 с.

12. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960-1990. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2012. 189 с.

References

1. Adorno, T. V. (1998), Izbrannoe: Sociologiya muzyki [Selected: Sociology of Music], Universitetskaya kniga, Saint Petersburg, Moscow, Russia.

2. Burmatov, M. A. (2018), "Peculiarities and tendencies of the development of the national variety song culture in the 1920s", Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of higher musical education], no. 1 (47), p. 73-78.

3. Druzhkin, Y. S. (2013), Pesnya kak socio-kul 'turnoe dejstvie [Song as a sociocultural action], Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, Moscow, Russia.

4. Kuznecov, V. G. (2005), Istoriya stanovleniya i razvitiya muzykal'noj ehstrady i ehstradno-dzhazovogo obrazovaniya v Rossii [The history of the formation and development of musical variety and pop and jazz education in Russia], Melograf, Moscow, Russia.

5. Sidneva, T. B. (2009), "Art in search of truth: between the elite and the masses", Voprosy kul'tu-rologii [Questions of culturology], no. 1, p. 18-22.

6. Sohor, A. N. (1976), "Mass Song", Muzykal'naya ehnciklopediya [Music Encyclopedia], Vol. 3,

Sovetskaya ehnciklopediya, Sovetskij kom-pozitor, Moscow, Russia.

7. Sohor, A. N. (1959), Russkaya sovetskaya pesnya [Russian Soviet song], Sovetskij kompozitor, Saint Petersburg, Russia.

8. Sohor, A. N. (1983), "Our weapons are our songs", Voprosy sociologii i ehstetiki muzyki: stat'i i issledovaniya [Questions of sociology and aesthetics of music: articles and research], Vol. 3, Sovetskij kompozitor, Saint Petersburg, Russia, p. 180-190.

9. Syrov, V. N. (2017), "Mass music of our days: to the issue of identification", Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of higher musical education], no. 1 (43), p. 54-59.

10. Tyazhel'nikova, V. S. (2002), "Soviet song and the formation of a new identity", Otechestvennaya istoriya [National history], no. 1, p. 174-181.

11. Cuker, A. M. (1993), I rok, i simfoniya [And rock and symphony], Kompozitor, Moscow, Russia.

12. Cuker,A. M. (2012), Otechestvennaya massovaya muzyka: 1960-1990 [Domestic mass music: 1960-1990], Rostovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. S. V. Rahmaninova, Rostov-na-Donu, Russia.

SUMMARY

Gerzman E. V. Teaching to Play Cithara and Aulos in Time of Antiquity. An article represents an analyss of Antiquity sources, which subject is related to discussion of the problems that arise regarding learning to play cithara and aulus. In the works of famous philosophers, writers and historians of Antiquity (Plato, Xenophon, Diogenes, Lucian, Plutarch) the remarks of dilletante nature related to music education can be found. However, one has to rely on these testimonies when describing music life of Ancient Greece, because there are no existing written materials, created by professional musicians. The fragments of the sources cited in the paper can provide the general impression on the difficulties that music pedagogy of Antiquity faced. All quotations are translated from Greek anew; and they are provided on both languages.

Key words: Learning, Education, Cithara, Aulos, Ancient Greece, Instruments of Antiquity, History of Music of Antiquity, Music Philosophy

Kuznetsov G. A., Zeifas N. M. Operatic Non-symphonism. Interpretation of the Leitmotifs in «The Ring of the Nibelungs». Part 1: Wotan's «Grandiose Idea». The leitmotif of the sword symbolizes in tetralogy not only the real object, but also a Wotan's desire to retain supreme power with the help of the «new force». On the cost of their lives Walsungs and Brunnhild find their own way to save the world from the curse of the ring. The evolution of the «grandiose idea» is reflected by variants of the leitmotif, which grows into a whole motive complex.

Key words: Wagner, leitmotifs, «The Ring of the Nibelungs», motif of the sword

Konstantinova M. A. Dargomyzhsky A. S. and Serov A. N. Dialog about the article «Rusalka» (based on correspondence and periodicals). The article considers the specific aspect of the communication between two musicians — how deeply Dargomyzhsky was involved into the process of creating critical analysis of the opera «Rusalka» by Serov. The correspondence of both musicians as well as periodicals of those years allowed to re-create the dialog, which was inspired by Serov's articles. Many details have been clarified by defining the context of the correspondence: correcting dates and misunderstandings from previous publications of these letters. The special attention is given to the nature of the communication between the two musicians. Key words: Dargomyzhsky, Serov, opera «Rusalka», epistolary legacy, publications

Barsova I. A. Ernst Krenek's music in Russia. The article is devoted to the history of performance and reception of Ernst Krenek's music in Russia. It provides the list of the composer's creations, which were performed in Russia during the first avant-garde movement, and it also reveals the history of staging the opera «Jonny spielt auf». Key words: Krenek, Russia, opera, «Jonny spielt auf»

Shikina G. A. Slap in the face with the genre. «Symphonia Germanica» by Ervin Schulhoff as a Dada music manifest. This article is devoted to the most provocative Ervin Schulhoff's Dada composition «Symphonia Germanica». The author's focus is on the history of this opus, its genre specificity (parody of the national anthem) and also some specific features of the score. Key words: Dada, Schulhoff, national anthem, «Symphonia Germanica», parody

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.