Научная статья на тему 'Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга'

Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАСИЛЕОСТРОВСКИЕ ЭСТОНЦЫ / ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ЭСТОНИЯ / МИГРАЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / EESTLASED VASSILISAAREL / ESTONIANS ON THE VASILYEVSKY ISLAND / VASILYEVSKY ISLAND / SAINT PETERSBURG / ESTONIA / MIGRATION / COLONISTS / EESTLASED VASSILI SAAREL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тамби Сергей Александрович

В статье рассматривается жизнедеятельность эстонцев, прибывших из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении, на Васильевский остров Санкт-Петербурга место зарождения эстонской общины города. Объектом исследования служит быт эстонских мигрантов, приехавших в этот район в надежде устроить хорошую жизнь себе и потомкам. Цель исследования выявить лютеранские приходы Васильевского острова, которые посещали эстонцы, рассказать о создании и функционировании местных эстонских организаций и культурно-просветительских учреждений. Повествуется о мероприятиях, устраивавшихся василеостровскими эстонцами, эстонских магазинах и учебных заведениях острова. Практическая значимость заключается в раскрытии особенностей культурной жизни локальной эстонской общины Санкт-Петербурга на Васильевском острове, ее традиции. Также рассказывается о знаменитых эстонцах, родившихся, работавших, проживавших или служивших на Васильевском острове и их вкладе в развитие Санкт-Петербурга, России и Эстонии. Основными являются методы обобщения, историко-описательный, анализа документов, эмпирического описания, а также системный подход. Для реконструкции особенностей быта василеостровских эстонцев использованы многочисленные статьи и заметки из эстонских газет и журналов. Показано, как на Васильевском острове зарождалась и развивалась эстонская община Санкт-Петербурга. Выявлены эстонские организации острова, а также деятели культуры и науки эстонского происхождения, жизнь которых тесно связана с ним. Проживая на острове, василеостровские эстонцы представляли собой цельную и самобытную общину, проживавшую в Василеостровском городском районе. Вместе с тем она не отличалась замкнутостью, а поддерживала контакты с эстонцами других районов Санкт-Петербурга. В связи с непрекращавшейся естественной ассимиляцией и миграцией сегодня эстонцы крайне незначительно представлены на Васильевском острове. Василеостровские эстонцы внесли значительный вклад в развитие культуры и науки многонационального города Санкт-Петербурга, в котором со времени начала его строительства жили русские, финны-ингерманландцы, татары и представители других народов. Феномен эстонцев Васильевского острова уникален и интересен для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estonians on the Vasilyevsky Island Of Saint Petersburg

The subject of the article is the analyzes of the life of Estonians, who came from the Estland and Lifland provinces in the eastern direction to the Vasilyevsky Island of St. Petersburg, the birthplace of the Estonian community of the city. The object of the study is the the life of Estonian immigrants who came to this place in search of a better life for themselves and their descendants. The aim of the study is to reveal Lutheran parishes of the Vasilyevsky Island, attended by the Estonians; describe the founding and work of local Estonian organizations, as well as cultural and educational institutions. The author tells about the events held by the Estonians living on the Vasilyevsky Island; Estonian shops and educational institutions. Practical significance of the paper lies in the fact that the it reveals the specific features of the cultural life and traditions of the local Estonian community of the Vasilyevsky Island of St. Petersburg. The author also tells about the famous Estonians who were born, worked, lived or served on the Vasilyevsky Island, and their contribution to the development of science and culture of St. Petersburg, Russia and Estonia. The main methods used in the study are the generalization, the system approach, the historical-descriptive method, the analysis of the documents, and empirical description. Numerous articles from Estonian newspapers and magazines have been used to reconstruct the features of the life of the Estonians on the Vasilyevsky Island. The author shows how Estonian community of St. Petersburg emerged and developed on the Vasilyevsky Island. It showed Estonian organizations of the island, as well as cultural and academic staff of Estonian origin, whose life was closely connected with the Vasilyevsky Island. Living on the island, the Estonians represented a united and unique community inhabiting the Vasilyevsky Island. At the same time, their community was not isolated and it established a wide network with the Estonians in other districts of St. Petersburg. Due to natural assimilation and migration, the Estonians are represented on the Vasilyevsky Island in a rather poor number at the present time. The Estonians lived on the Vasilyevsky Island made the significant contribution to the development of culture and science of St. Petersburg, as a multinational city, hosting Russians, Ingrian Finns, Tatars and the representatives of other nations since its construction. The phenomenon of the Estonians of the Vasilyevsky Island is unique and interesting for further research.

Текст научной работы на тему «Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга»

УДК 314.7.044

-HISTORICAL STUDIES

DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.061-072

ЭСТОНЦЫ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Тамби Сергей Александрович,

магистр ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва, РФ), [email protected]

В статье рассматривается жизнедеятельность эстонцев, прибывших из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении, на Васильевский остров Санкт-Петербурга - место зарождения эстонской общины города. Объектом исследования служит быт эстонских мигрантов, приехавших в этот район в надежде устроить хорошую жизнь себе и потомкам. Цель исследования - выявить лютеранские приходы Васильевского острова, которые посещали эстонцы, рассказать о создании и функционировании местных эстонских организаций и культурно-просветительских учреждений. Повествуется о мероприятиях, устраивавшихся василеостровскими эстонцами, эстонских магазинах и учебных заведениях острова. Практическая значимость заключается в раскрытии особенностей культурной жизни локальной эстонской общины Санкт-Петербурга на Васильевском острове, ее традиции. Также рассказывается о знаменитых эстонцах, родившихся, работавших, проживавших или служивших на Васильевском острове и их вкладе в развитие Санкт-Петербурга, России и Эстонии.

Основными являются методы обобщения, историко-описательный, анализа документов, эмпирического описания, а также системный подход. Для реконструкции особенностей быта василеостровских эстонцев использованы многочисленные статьи и заметки из эстонских газет и журналов.

Показано, как на Васильевском острове зарождалась и развивалась эстонская община Санкт-Петербурга. Выявлены эстонские организации острова, а также деятели культуры и науки эстонского происхождения, жизнь которых тесно связана с ним. Проживая на острове, василеостровские эстонцы представляли собой цельную и самобытную общину, проживавшую в Василеостровском городском районе. Вместе с тем она не отличалась замкнутостью, а поддерживала контакты с эстонцами других районов Санкт-Петербурга. В связи с непрекращавшейся естественной ассимиляцией и миграцией сегодня эстонцы крайне незначительно представлены на Васильевском острове. Василеостровские эстонцы внесли значительный вклад в развитие культуры и науки многонационального города Санкт-Петербурга, в котором со времени начала его строительства жили русские, финны-ингерманландцы, татары и представители других народов. Феномен эстонцев Васильевского острова уникален и интересен для изучения.

Ключевые слова: василеостровские эстонцы; Васильевский остров; Санкт-Петербург; Эстония; миграция; переселенцы; eestlased Vassilisaarel.

Для цитирования: Тамби С. А. Эстонцы на Васильевском острове Санкт-Петербурга // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 61-72.

Введение

Васильевский остров (эст. - Vassilis-ааг; далее в адресах - В. О.)1 был наряду с Петроградской стороной, Коломной и Нарвской заставой тем местом, где традиционно селились эстонцы, прибывавшие начиная со второй половины XIX в. на постоянное место жительства из Эстляндской и Лифляндской губерний в Санкт-Петербург2. Остров являлся финансовым, научным и культурным центром города,

что притягивало эстонцев-мигрантов. К 1890 г. 13,4 % петербургских эстонцев проживали на Васильевском острове, а к 1910 г. численность островных эстонцев увеличилась до 15,0 % [2, 58-59]. Многие эстонцы поехали вслед за балтийскими немцами учиться в Петербургский университет, Академию наук, Горный институт, Академию художеств и другие учебные заведения, располагавшихся на острове3.

1 См.: Nurm E. Eesti ja vene nimede vastastikusest edasiandmisest // Noukogude Opetaja. 1962. № 23, 9 juuni. Lk. 5.

2 См.: Venemaalt // Kodumaa. 1907. 5 veebr. Lk. 3.

3 См.: Петербургская Академия Наук и Эстония / сост. П. В. Мюрсепп. Таллин, 1978. С. 205-222.

© Тамби С. А., 2019 ISSN 2076-2577 (print) 61

Обзор литературы

Исследования, посвященные изучению локальной и самобытной общины василеостровских эстонцев, сегодня отсутствуют. Имеются лишь упоминания о Васильевском острове как о «колыбели» эстонской общины Санкт-Петербурга, приведенные в работах Р. Пуллата [2, 59] и В. М. Махтиной [1, 8-10].

Материалы и методы

При проведении исследования были использованы методы анализа документов, обобщения, эмпирического описания, историко-описательный, а также системный подход. Нами привлекались материалы газет и журналов на эстонском языке, выходившие как в Эстонии, так и в Ленинграде.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование эстонской лютеранской общины неразрывно связано с Васильевским островом. С 1732 г. эстонцы посещали лютеранский зал для богослужений (с 1767 г. он был преобразован в домовую немецкую лютеранскую церковь Святого Михаила) при Первом кадетском корпусе, находившемся в бывшем дворце князя Меньшикова на Васильевском острове. Эстонская евангелическо-лютеранская община была утверждена при церкви Первого кадетского корпуса в 1787 г. [1, 8-10]. Первоначально она состояла преимущественно из нижних чинов гвардии и флота. К немецкому приходу церкви Святого Михаила эстонцы, исповедовавшие лютеранство, были приписаны до 1842 г. Им дозволялось проводить богослужение на родном языке 1 раз в 2 недели по воскресеньям, после окончания богослужения на немецком языке. В 1842 г. эстонский приход отделили от немецкого, а 16 мая 1843 г. освятили временную домовую церковь во имя Святого Иоанна, располагавшуюся в арендованном доме по Дровяному переулку в Малой Коломне.

В лютеранской церкви Святой Екатерины (Большой проспект В. О., д. 1) с 1990 г. сначала 2 раза в месяц, а потом и каждое

воскресенье осуществлялись богослужения на русском, немецком, эстонском и латышском языках. В годы «воинствующего атеизма» журналисты эстонской газеты «Эсмаспяэв» ("Esmaspaev") писали в апреле 1925 г., что Василеостровский исполком рассмотрел вопрос о том, нужно ли запретить церквям и кирхам острова звонить в колокола. По мнению местных властей, «воскресный звон мешает спать жителям после трудового дня»4.

Некоторые петербургские эстонцы имели на Васильевском острове свои лавки и магазины, где вели бойкую торговлю. В 1899 г. торговец килькой разместил в газете «Постимеэс» ("Postimees") объявление о том, что он занимается продажей кильки в коробках и банках по адресу: 17-я линия В. О., д. 40, кв. 19. Стоимость одной банки - 42 копейки, за полбанки же нужно было отдать 23 копейки5. В марте 1900 г. эстонский портной М. Антер открыл на 4-й линии В. О., д. 39, мастерскую по пошиву одежды для мужчин и женщин6. К 1904 г. на 5-й линии В. О., д. 8, работал Первый Балтийский магазин (Esimene ВаШкаир1ш), где всегда можно было приобрести свежие продукты, привезенные из Эстляндской и Лифляндской губерний, -молоко, масло, курицу, колбасу, яйца7. Эстонец А. Луйк держал к 1907 г. на 11-й линии В. О., д. 36, магазин табака и письменных принадлежностей8. Магазин мужской одежды Танненберга, обслуживание в котором осуществлялось в том числе на эстонском языке, располагался к 1908 г. на Среднем проспекте В. О., д. 45 (угол с 10-й линией)9. Супруги Ханс Террас и Тийна Суппэ-Террас были хозяевами фо-томастерской10.

4 Кткике1М waikima // Esmaspaev. 1925. № 17, 27 арг. Lk. 1.

5 См.: Та11шпа81 Ш1пиа... // Ро8Йтее8. 1899. № 84, 12 арг. Lk. 4.

6 См.: Ре1егЬип Ее8Йаз1е1е... // Ро8Йтее8. 1900. № 60, 14 тайэ. Lk. 4.

7 См.: Е8тепе ВаШ kaup1us Ре1егЬип8 // Aeg. 1904. 25 пои Lk. 4.

8 См.: Ре1егЬип8 wбtab... // Paewa1eht. 1907. № 67, 22 тай8. Lk. 4.

9 См.: Tuttaw meesterahwa riidemagasiп // Paewa1eht. № 194, 25 aug. Lk. 4.

10 См.: Меез, kes maha oma naise // Маа1еМ. 1934. 28 пои. Lk. 5.

Рис. 1. Расселение эстонцев и финнов по городским районам Санкт-Петербурга. Источник: Pullat R. Lootuste linn Peterburi ja eesti haritlaskonna kujunemine kuni 1917. Tallinn, 2004. С. 59

Fig. 1. The resettlement of the Estonians and Finns in urban areas of St. Petersburg. Source: Pullat R. Lootuste linn Peterburi ja eesti haritlaskonna kujunemine kuni 1917. Tallinn, 2004. P. 59

Васильевский остров стал местом активной деятельности городских эстонских организаций. Так, 15 ноября 1913 г. эстонская студенческая корпорация «Роталия» (Korp! Rotalia) выбрала в качестве штаб-квартиры д. 43 по 2-й линии В. О.11 Студенты-эстонцы собирались здесь два раза в неделю, занимались спортом, играли в настольные игры. Корпорацию закрыли в 1918 г., но она возобновила работу в 1924 г. в Тарту. Петербургское эстонское спортивное общество «Калев» (Ее8-й Spordiselts Ка1еу), появившееся из Общества эстонских силачей (Peterburi Eesti

J6ukarastuse Selts "Ка1еу"; устав был принят в 1900 г.) проводило собрания на Васильевском острове (13-я линия, д. 28; 11-я линия, д. 20, кв. 31)12. Осенью 1915 г. общество арендовало спортивный зал гимназии К. И. Мая на 14-й линии, д. 39, где проходили тренировки по тяжелой атлетике и борьбе13. Весной 1916 г. общество «Калев» взяло в аренду несколько помещений на соседнем острове Голодай (ныне - остров Декабристов, входящий в Василеостровский район) для того, чтобы пловцы и другие спортсмены имели возможность тренироваться14. Помещения

11 См.: Late J. Korp! Rotalia 50-aastane // Vaba Eestlane. 1963. 13 nov. Lk. 6.

12 См.: Eesti spordiminevikku tsaariaja taustal // Eesti Spordileht. 1936. № 12, 18 dets. Lk. 472.

13 См.: Kauba J. Raskejoustiku... // Eesti Spordileht. 1930. № 24, 04 juuli. Lk. 6.

14 См.: Kauba J. Raskejoustiku algpaivilt... // Eesti Spordileht. 1930. № 28, 01 aug. Lk. 7.

Рис. 2. Университет Эстляндской трудовой коммуны (Эстонский пролетарский университет). Педагогический техникум и Рабочий факультет (1-я линия В. О., 52). Петроград, 1926. Источник: Фонд Эстонского национального музея. ERM Fk 2909:116 Fig. 2. University of the Estland Labor Commune (Estonian Proletarian University). Pedagogical vocational school and the Faculty of Work (Line 1 V. O., 52). Petrograd, 1926. Source: Foundation of the Estonian National Museum. ERM Fk 2909: 116

Санкт-Петербургского эстонского общества студентов (Ре1егЬий Eesti ШбрПа^ se1ts) также находились на Васильевском острове15.

Васильевский остров сыграл значимую роль в деятельности местных эстонцев по образованию и просвещению. Так, в октябре 1897 г. руководитель учебных воскресных курсов Санкт-Петербургского эстонского благотворительного общества, преподаватель из гимназии К. И. Мая на Васильевском острове Оскар Каллас (1868-1946; эстонский дипломат, фольклорист и языковед) приглашал всех желающих прийти на собрание (5-я линия В. О., д. 4, кв. 27), где он рассказал про содержание курсов16.

20 августа 1907 г. Санкт-Петербургское эстонское школьное общество (Ре1егЬиг1 Eesti Коо^еИз) открыло на 17-й линии,

д. 26, кв. 9, двухклассную школу для мальчиков и девочек, обучение в которой велось на русском, эстонском и немецком языках. Годовое обучение одного ребенка обходилось в 15 рублей для членов общества. Кто не являлся членом общества, платили 20 рублей17. Планы по созданию этой школы были озвучены еще 15 марта 1892 г. на собрании Петербургского эстонского школьного общества. Первым шагом к цели стало открытие отделения общества на Васильевском острове. На собрании выбрали правление отделения общества. Эстонцы-василеостровцы, желавшие вступить в отделение, могли обращаться к Й. Ленову по адресу: 1-я линия В. О., д. 36, кв. 2218. В августе 1903 г. в прессе появилось сообщение о том, что школу собираются открыть на 12-й линии В. О., однако потом выбор пал на 17-ю ли-

15 См.: Peterburi Eesti Uliopilastest // Tallinna Teataja. 1913. № 238, 17 okt. Lk. 1.

16 См.: St. Peterburi Eesti Haategewa Seltsi... // Postimees. 1897. № 222, 3 okt. Lk. 4.

17 См.: St. Peterburi Eesti kooliselts... // Paewaleht. 1907. № 169, 27 juuli. Lk. 4.

18 См.: Kaugemalt riigist // Postimees. 1892. № 65, 20 apr. Lk. 2.

нию19. К 1909 г. работала эстонская школа Санкт-Петербургского эстонского общества просвещения (Peterburi Eesti Haridus-eselts) по адресу: угол 15-й линии и Среднего проспекта В. О., д. 38/59. Обучение в 1909 г. началось 17 августа20. К 1933 г. в Ленинграде осталась одна эстонская начальная школа (она была объединенной, так как к ней относился и один класс средней школы), находившаяся на 1-й линии Васильевского острова. Число учащихся составляло 120-140 человек21.

На Васильевском острове располагались эстонские высшие учебные заведения и курсы. В 1919 г. был образован Университет Эстляндской трудовой коммуны (другое название - Эстонский пролетарский университет). 28 марта 1919 г. в газете «Эдази» ("Edasi") появилось объявление за подписью руководителя университета, в котором он призывал всех желающих поступать в это учебное заведение. Документы принимались по адресу: 4-я линия В. О., д. 5. Сам же университет располагался неподалеку, на Большом проспекте В. О., д. 55, в здании, где ранее находились школа и приют лютеранской церкви Святой Екатерины22. В мае 1919 г. помещения университета размещались на 1-й линии В. О., д. 5223. 13 июня 1919 г. в университете выступили Артур Вал-лнер с лекцией о культуре рабочих, а также товарищ Юргенсон - о финском народе и культуре24. 17 февраля 1920 г. здесь открылись курсы журналистики, на которые в течение двух недель могли записываться все желающие25. Сегодня студенты бакалавриата и магистратуры изучают эстонский язык на кафедре финно-угорской филологии (Университетская на-

19 См.: Uus Eesti kool olewat Wassili saarele... // Postimees. 1903. № 192, 29 aug. Lk. 3.

20 См.: St. Peterburi Eesti Hariduse Seltsi... // Postimees. 1909. № 178, 10 aug. Lk. 3.

21 См.: Teppich-Kasemets W. Pörandaaluse juhi paljastusi // Päewaleht. 1933. № 74, 16 märts.1933. Lk. 4.

22 См.: Eesti Töörahva Ülikooli... // Edasi. 1919. № 65, 28 märts. Lk. 2.

23 См.: Sirk V. Eesti töörahva ülikool ja tehnikaharidus // Nöukogude Öpetaja. 1987. № 46, 14 nov. Lk. 4.

24 См.: E.T.R. Ülikool korraldab... // Edasi. 1919. № 124, 12 juuni. Lk. 2.

25 См.: Ajakirjandusliste kursuste... // Edasi. 1920. № 36, 17 veebr. Lk. 2.

шдндшвъ вь ¡Йшеоадпскда Районную

выставляетыхъ Цоиоиъ РадяйЕлЦ ¡Шмокрёш ческой парт ии нащональиыхъ о'аганизац й: латышской, финской, eBpfiiicKoii-GicuiiTCHGli и 0ст:нш!0й.

^^^ ^^ ^^^^^^^ ^ "j" ' ' : ^ ^ '

ilij. liii]it>-;i,)i: suni, liouftimx. cieiinn,, ii&i-ij^ji'iiejt! Ij se. S;

Рис. 3. Список № 4 кандидатов в Василеостровскую районную думу от блока Радикально-демократической партии и латышской, финской, эстонской и еврейско-

сионистской национальных организаций. 1917. Источник: Гос. центральный музей совр. истории России. ГЦМСИР. ГИК 3714/479. Номер в Госкаталоге: 8079176

Fig. 3. List No. 4 of the candidates to the District Duma of the Vasilyevsky Island from the bloc of the Radical-Democratic Party and the Latvian, Finnish, Estonian and Jewish-Zionist national organizations. 1917. Source: State Central Museum of Contemporary Russian History. GTsMSIR. GIK 3714/479. Number in the State Catalog: 8079176

бережная В. О., д. 11) Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Газеты Эстляндской губернии внимательно следили за культурной жизнью столицы России, в том числе за событиями,

Wassili saare Tooliste seltsi Klubi uute raumfte awamine

on 8. mcirtJU. 3Ugu§ б1/» d^tul, Ifipp IV2 fl fi f с I. filpfu?ettefc 1 ^^ ionti«t»etteionbeb, fegaEoori Ianlub ja

SKfiitemfing. tcnti. <5ittelau& fe11fi fcoolt.

^ Stbref«; Средний проспект 34/43, угол 8-ой линий, вход по Среднем),

Рис. 4. Объявление в газете «Эдази» ("Edasi") об открытии 8 марта 1919 года новых помещений Василеостровского эстонского рабочего клуба по адресу Средний пр. В. О. (угол 8-й линии), 34/43. Источник: Teated. Wassili Saare... Edasi. № 49, 7 marts 1919. С. 2

Fig. 4. Announcement in the newspaper "Edasi" about the opening of the new premises of the Vasilyevsky Island Estonian Workers Club on March 8, 1919 at Srednaya V. O. (angle of the 8th line), 34/43. Source: Teated. Wassili Saare... Edasi. 1919. № 49, 7 marts. P. 2

происходившими на Васильевском острове. Не осталась без внимания новость об открытии 27 марта 1911 г. «Толстовского музея», организованного «Обществом для устройства дома-музея имени Л. Н. Толстого», на 1-й линии В. О., д. 24 (3-й этаж)26. Эстонец А. Д. Соанс, проживший много лет в Ясной Поляне, работал у писателя садовником.

Эстонские газеты направляли корреспондентов на Васильевский остров для освещения событий. Редакция петроградской эстонской газеты «Вестник столицы» ("PealinnaTeataja") послала на Первый всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который проходил с 3 (16) июня по 24 июня (7 июля) 1917 г. в Петрограде в здании Первого кадетского корпуса на Васильевском острове, Яана Вахтра. Будучи активным корреспондентом газеты, он часто подписывался псевдонимом «Adonis» или инициалами «S. T.»27.

К концу XIX - началу XX в. василе-островские эстонцы стали политически сложившейся национальной группой населения. Очередной всплеск их активности пришелся на революционный 1917 год. Тогда на местных выборах на 7-м участке Василеостровской избирательной комиссии можно было проголосовать за

кандидатов блока Радикально-демократической партии и национальных организаций - латышской, финской, еврейско-си-онистской и эстонской. Кандидатами от эстонской партии значились Артур Ган-сович Валлнер (10-я линия В. О., д. 25, кв. 32) и Ян Генрихович Уйбо (16-я линия В. О., д. 33, кв. 5)28.

Многочисленные эстонские общества и объединения города на Неве часто проводили мероприятия на Васильевском острове. Например, Санкт-Петербургское эстонское школьное общество поставило 29 ноября 1903 г. спектакль в трех действиях «В нашем лесном углу» ("Meiemet-sanurgas"; по М. Вуори) в Театральном зале фон Дервиз (Средний проспект В. О., д. 48). 28 июля 1917 г. Петроградский Эстонский исполнительный комитет эстов-воинов (Petrogradi Eesti Söjaväelaste Saadikute Täidesaatev Komitee) показал спектакль «Баранина» ("Lambaliha"; по Т. Роше) в театре 180-го полка (угол Среднего проспекта В. О. и Гаванской ул.) [3, 143, 157].

С приходом в Петроград советской власти на Васильевском острове появились советские эстонские организации, одной из которых являлось Василеостровское эстонское общество (клуб) рабочих и солдат (Wassili Saare Eesti Töölisteja Soldatide

26 См.: Tolstoi muuseum // Päewaleht. 1911. № 71, 29 märts. Lk. 2.

27 См.: Kamberg E. Bresti rahust Tartu rahuni // Wörumaa Teataja. 2017. № 100, 31 aug. Lk. 5.

28 См.: Список № 4 кандидатов в Василеостровскую районную думу от блока Радикально-демократической партии и латышской, финской, эстонской и еврейско-сионистской национальных организаций. 1917 // Государственный центральный музей современной истории России. ГИК 3714/479. Номер в Госкаталоге: 8079176. Госкаталог.рф. URL: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8187827 (дата обращения: 20.06.2018).

Рис. 5. Табличка, установленная 3 июня 2018 г. на доме (18-я линия В. О., д. 19-а), в котором жила эстонка

Г. А. Виссман. Фотография из архива С. А. Тамби. 2018 г. Fig. 5. The plate installed on June 3, 2018 on the house (18th line of V. O., d. 19-a), where an Estonian G. A. Vissman lived. Photo from the archive of S. A. Tambi. 2018 year

Selts). В феврале 1919 г. один из его руководителей Маурер через газету «Эдази» призвал правление, активистов и членов общества собраться 2 февраля у здания школы на углу Среднего проспекта и 15-й линии с целью обсудить вопрос о новых помещениях для общества29. По воспоминаниям члена большевистской партии (с 1917 г.) Ады Кони, 14 мая 1917 г. в эстонском клубе на Васильевском острове выступили видные коммунисты -Я. М. Свердлов, В. Володарский и др. Должен был прийти и В. И. Ленин, однако тот опоздал, так как его задержали вопросами рабочие на Балтийском судостроительном заводе30. 22 октября 1917 г. общество представило в зале «Комедия» спектакль в 4 действиях «Девушка с берега» ("Ranna-piiga"; по О. Брунбергу) о жизни прибрежного народа [3, 157].

К началу февраля 1919 г. Василеостров-ский эстонский рабочий клуб (Wassilisaare Eesti Tööliste Klubi) стал располагаться по

адресу: Средний проспект В. О. (угол 8-й линии), 34/43, кв. 40, II парадная (от Среднего проспекта), 1-й этаж31. Все эстонцы-коммунисты и военнослужащие, проживавшие на Васильевском острове, должны были вступить в этот клуб. Торжественное открытие новых помещений клуба состоялось 8 марта 1919 г. После выступления Петерсона собравшимся показали спектакль, концерт, выступление хора и индивидуальные номера. В завершение праздника были организованы танцы32.

При клубе работала читальня, открытая для посетителей каждую субботу с 8 до 11 часов вечера, где всегда имелись свежие газеты на эстонском языке. При клубе создали хор, регулярно проводили репетиции. 21 апреля 1919 г. в 7 часов вечера в клубе организовали праздник33. 8 июня 1919 г. состоялась выездная поездка в Лахту, а на следующий день - праздничный вечер с пением, музыкой и показом двух спектаклей34. 21 июня 1919 г.

29 См.: Palun... // Edasi. 1919. № 20, 1 veebr. Lk. 4.

30 См.: Koni A. 1917. aastal Petrogradis // Sirp ja Vasar. 1957. № 45, 6 nov. Lk. 2.

31 См.: Palun Wassili saare... // Edasi. 1919. № 31, 14 veebr. Lk. 4.

32 См.: Teated. Wassili Saare. // Edasi. 1919. № 49, 7 märts. Lk. 2.

33 См.: Wassili Saare Tööliste Seltsi lauluharjutus... // Edasi. 1919. № 81, 17 apr. Lk. 2.

34 См.: Wassili Saare. // Edasi. 1919. № 118, 4 juuni. Lk. 2.

в клубе прошла лекция на тему «Женщины и социальная революция в наше время»35. 5 июля 1919 г. клуб организовал концерт-митинг, на котором рассказывалось о текущем положении дел в политике, а также о революции в среде рабочих и интеллигенции36. Проведение подобных мероприятий понравилось местным эстонцам, и в конце июля 1919 г. клуб совместно с Объединением эстонских рабочих Кронштадта провел аналогичное мероприятие. На этот раз оно прошло на природе - в лесу недалеко от Ораниен-баума37. 17 августа того же года в клубе вновь состоялся праздник, гости смогли увидеть спектакль и концерт38. Каждый вечер по четвергам устраивались политические дебаты39. 16 ноября 1919 г. был организован детский праздник: показали спектакль «Неправильная зарплата» С^а1ера1к"), после чего дети выступили на конкурсе чтецов40.

В начале 1920-х гг. в международной военной школе на Кадетской линии Васильевского острова создали эстонское отделение под руководством Э. Тейтера41. В школе организовали роту эстонских курсантов (их возглавлял лектор и академик Лиллакас), в которой обучались молодые люди, чья деятельность, в том числе, была направлена на «пробуждение эстонского народа». В рамках Перводекабрьского восстания (1 декабря 1924 г.) - неудавшейся попытки вооруженного захвата коммунистами власти в Эстонской Республике, эта рота организовала манифестацию у Генерального консульства Эстонии в Петрограде, в ходе которой были повреждены стекла учреждения42.

Многих эстонцев-василеостровцев коснулись репрессии 1937-1938 гг. Киномеханик клуба Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, приемщица и заведующая школой взрослых на Кожевенном заводе им. А. Н. Радищева (Кожевенная линия, д. 27) эстонка Гиль-да Александровна Виссман (1903-1938) была расстреляна 6 ноября 1938 г., в 1958 г. ее полностью реабилитировали43. С целью увековечения имени Г. А. Висс-ман 3 июня 2018 г. в рамках гражданской инициативы «Последний адрес» состоялась установка таблички с ее именем на доме, в котором она жила44.

Некоторые известные эстонцы родились на Васильевском острове. В этой связи характерным является объявление в «Постимеэс», поданное в газету в сентябре 1905 г.: «Акушерка, которая владеет эстонским языком! Помогите женщинам по адресу: Петербург, Васильевский остров, 15-я линия, дом 42, квартира 3»45.

Многие эстонцы, переселившиеся в Санкт-Петербург, жили, учились или работали на Васильевском острове. Знаменитый эстонский художник, основоположник эстонской живописи Йохан Келер (1826-1899) с 1848 по 1855 г. обучался в петербургской Академии художеств, где занимался сначала рисованием, а затем - живописью у А. Т. Маркова. Вместе с однокурсником он снимал квартиру на Васильевском острове46. Эстонский художник и ксилограф Эдуард Магнус Якобсон (1847-1903) изучал с 1864 по 1882 г. гравюру по дереву в мастерской А. И. Даугеля на Васильевском острове47. Известный эстонский график

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 См.: Teated // Edasi. 1919. № 131, 20 juuni. Lk. 2.

36 См.: Kultuur... // Edasi. 1919. № 144, 05 juuli. Lk. 2.

37 См.: Kultuur ja haridus // Edasi. 1919. № 162, 26 juuli. Lk. 2.

38 См.: Wassili Saare Eesti... // Edasi. 1919. № 182, 17 aug. Lk. 4.

39 См.: Teadaanne // Edasi. 1919. № 188, 26 aug. Lk. 2.

40 См.: Wassilisaaretööliste... // Edasi. 1919. № 253, 12 nov. Lk. 4.

41 См.: Mitmesugused // Edasi. 1921. № 153, 29 juuli. Lk. 2.

42 См.: 1924 oli Eestis kriitiline aasta // Vaba Eestlane. 1974. 30 apr. Lk. 9.

43 Виссман (Висман) Гильда Александровна. Проект «Возвращенные имена» // Сайт Российской национальной библиотеки. URL: http://visz.nlr.ru/person/book/t11/3/230 (дата обращения: 20.06.2018).

44 См.: Санкт-Петербург, 18-я линия Васильевского острова, 19 // Фонд «Последний адрес». URL: https:// www.poslednyadres.ru/news/news682.htm (дата обращения: 19.06.2018).

45 См.: Ämmaemand // Postimees. 1905. № 206, 17 sept. Lk. 4.

46 См.: Johann Köler // Johann Köleri kodukoht-muuseum. URL: https://lubjassaare.weebly.com/johann-koumller. html (дата обращения: 23.06.2018).

47 См.: Löugas A. Puugravöör // Kultuurileht. 1997. № 6, 7 veebr. Lk. 7.

Эдуард Вийральт (1898-1954) в детстве жил с семьей на Васильевском острове. По воспоминаниям, первым учителем для него стала мама: семья обычно грелась у печки холодными зимними вечерами; как-то они с братом начали рисовать прямо на полу, но рисунки почему-то не получались; вдруг к ним подсела мама и «показала, как нужно рисовать дом, елку, человека»48. Эстонский скульптор, последователь классицизма, основатель эстонской скульптуры Аугуст Вейценберг (1837-1921), который с 1890 по 1914 г. работал в Санкт-Петербурге, жил на Васильевском острове49. 10 июля 1960 г. здесь родился эстонский писатель, фотограф, исследователь островов Эстонии Тоомас Коковкин. Он получил степень кандидата географических наук после успешной защиты диссертации в Ленинградском государственном уни-верситете50.

Директор Таллинской педагогической семинарии Маре Пейл (родилась в 1936) часто вспоминает время учебы в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена по специальностям «Воспитатель детского сада» и «Учитель-психолог». В год ее поступления институт выделил квоту в 5 человек для Эстонской ССР. Маре жила в общежитии института на 1-й линии Васильевского острова. По ее воспоминаниям, всех пятерых эстонцев поселили в одной комнате. К экзаменам студенты-эстонцы готовились в Государственной публичной библиотеке, где имелся фонд на эстонском языке, отвечали же на экзамене на русском языке51.

Эстонский юрист, автор нескольких книг, старейший долгожитель Эстонии Карл Плутус (1904-2010) жил в юношестве в Петрограде на Васильевском острове, ходил в эстонскую школу. Он вспоминал в 2009 г. как 8 апреля (26 марта) 1917 г. участвовал вместе с другими

эстонцами-василеостровцами в городской манифестации в поддержку автономии Эстонии52. Эстонский инженер, преподаватель Таллинского технического университета, один из учредителей Эстонского общества филателистов Ааду Ритсо (1915-2010) родился на Васильевском острове53.

Эстонцы-василеостровцы, проживающие в настоящее время в Эстонии, бережно хранят память о годах жизни, учебы, работы или службы на острове. Время от времени они собираются. В 2005 г. в газете «Видевик» ("Videvik") было помещено объявление: «Эстонские молодые люди, которые служили в 1951-1954 гг. в армии в Ленинграде на Васильевском острове в Гренадерской казарме в батальоне № 30839! Соберемся вместе в уезде Йыгевамаа, в деревне Айду, у Генриха Селлака 11 июня 2005 г.»54.

На Смоленском лютеранском кладбище (на острове Декабристов; расположено на территории Василеостровского района) похоронено много выдающихся просветителей, деятелей науки, культуры и образования, связанных с Эстонией: попечитель Дерптского университета Фридрих Максимилиан Клингер (Федор Иванович; 1752-1831); ботаник, помощник директора Дерптского ботанического сада Карл Иванович Максимович (18271891); химик, выпускник медицинского факультета Дерптского университета Герман Иванович Гесс (1802-1850); физико-химик, метролог, обучавшийся в Дерпт-ском университете, Адольф Яковлевич Купфер (1799-1865); доктор медицины Герман Видеман (1817-1866); архитектор, искусствовед, рисовальщик, библиотекарь, коллекционер, знаток эстонской культуры и искусства Иван Андреевич Гальнбек (Иоганнес Леопольд; 18551934); физик, архитектор, профессор Тартуского университета, изобретатель первого в мире электродвигателя, изобре-

48 Malestusi Eduard Viiraltist // Sirp ja Vasar. 1958. № 12, 21 marts. Lk. 4.

49 См.: Kunstnik August Weizenberg... // Tallinna Teataja. 1911. № 163, 22 juuli. Lk. 3.

50 См.: Taiesti tavaline, normaalne, onnelik inimene // Hiiu Leht. 2010. № 54, 9 juuni. Lk. 4.

51 См.: Tikk Ü. Lasteaednike kasvatajal jatkub energiat kooli eest seista // Opetajate Leht. 2005. № 9, 4 marts. Lk. 19.

52 См.: Ounmaa O. Vanim mees sarab // Videvik. 2009. № 35, 1 nov. Lk. 1.

53 См.: In memoriam. Aadu Ritso // Sakala. 2010. № 15, 23 jaan. Lk. 11.

54 См.: Eesti noormehed, kes olid... // Videvik. 2005. № 20, 19 mai. Lk. 8.

татель гальванопластики Морис-Герман Якоби (Борис Семенович; 1801-1874); физик, академик, первый ректор Дерпт-ского университета Георг Фридрих Пар-рот (1767-1852); языковед, специалист по финно-угорским языкам Фердинанд Йоханн Видеман (Фердинанд Иванович; 1805-1887); юрист-международник, дипломат, член Совета Министерства иностранных дел России Фридрих Фром-хольд Мартенс (Федор Федорович; 1845-1909); пастор петербургской эстонской церкви Святого Иоанна и церкви Святой Марии, епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Александр Юргенсон (1861-1928); русский ботаник и натуралист, знаток русской флоры Рудольф Эрнестович фон Траутфеттер (1809-1889).

Множество памятников, исторических объектов, находящихся на Васильевском острове, связано с Эстонией. На набережной Лейтенанта Шмидта стоит памятник И. Ф. Крузенштерну (1770-1846) - русскому мореплавателю, адмиралу, который совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он родился на мызе Хагуди, неподалеку от города Рапла Эстляндской губернии. Рядом с Горным институтом, также на набережной Лейтенанта Шмидта, находится место стоянки арктического ледокола русского и советского флотов «Красин», капитаном которого в 1928 г. был эстонец Карл Павлович Эгги (Йыги; 1893-1957).

История современной эстонской общины Санкт-Петербурга также тесно связана с Васильевским островом. Действующее сегодня Санкт-Петербургское общество эстонской культуры, официально зарегистрированное администрацией города в 1992 г., первоначально проводило собрания 2 раза в месяц во Дворце культуры им. С. М. Кирова (Большой проспект В. О., д. 83). Однако из-за того, что людям старшего поколения было сложно добираться до этого места (рядом

нет станций метрополитена), было принято решение собираться 1-2 раза в месяц в Лютеранской церкви Святого Михаила - (Средний проспект В. О., 18/3-я линия, д. 32)55. В настоящее время на Васильевском острове живет преподаватель эстонского и финского языков, эстонка Катре Григорьева (родилась в Эстонии, уже 42 года живет в Санкт-Петербурге), которая много лет преподавала эстонский язык детям в воскресной эстонской школе, а сейчас обучает всех желающих на курсах Санкт-Петербургского общества эстонской культуры56.

В 1990-х гг. на Васильевском острове работала эстонская школа, обучение велось на эстонском языке. В школе преподавали Айно Тонка, Маргарита Се-лютина, Катре Григорьева; историю вел Борис Горбунов57. В начале 1990-х гг. у эстонской общины не было помещения для прихода, поэтому она собиралась в лютеранской церкви Святого Михаила на Васильевском острове (там, где изначально зарождалась эстонская община города на Неве). В 1994 г. здесь отметили 76-ю годовщину независимости Эстонии, прошла выставка петербургских эстонских художников. Некоторые церковные службы и мероприятия проходили в церкви Святой Екатерины (Большой проспект В. О., д. 1) [1, 49]. В 2011 г. состоялось открытие и освящение возрожденной эстонской церкви Иоанна на улице Декабристов. В настоящее время на Васильевском острове (улица Камская, д. 12) располагается магазин «Эсти» (по-эстонски значит «Эстония»), работающий с 1990-х гг.

В настоящее время связь между Васильевским островом и Эстонией поддерживается и развивается. В сентябре 2006 г. между эстонским городом Тарту и Василеостровским районом Санкт-Петербурга была заключена Декларация об установлении партнерских отношений, в рамках которой стороны согласи-

55 См.: Tarvel H. Tugev eesti vaim Peterburis // Eesti Päevaleht. 1995. 6 apr. Lk. 9.

56 См.: Katre Grigorjeva lugu. Peterburi eestluse hoidjaks söbranna miljoni ja soome keele abiga // Delfi.ee. 2018. 29 янв. URL: http://www.deffi.ee/news/ev100/ev100peret/katre-grigorjeva-lugu-peterburi-eestluse-hoidjaks-sobranna-miljoni-ja-soome-keele-abiga?id=80840733 (дата обращения: 21.06.2018).

57 См.: Tikk Ü. Kas ida-eestlased tahavad... // Öpetajate Leht. 1994. № 32, 19 aug. Lk. 2.

лись укреплять двусторонние связи в области культуры, литературы, искусства, туризма, здравоохранения, социального обеспечения, спорта и молодежной поли-тики58.

В октябре 2010 г. Санкт-Петербургский государственный Театр сатиры на Васильевском (ныне - Государственный драматический театр на Васильевском) под руководством Анджея Бубеня (Польша) показал спектакль в Таллине59. 7-8 мая 2012 г. Василеостровский театр показывал в Таллине спектакли «Дети солнца» (по М. Горькому; постановщик В. Туманов) и «Водевили» (по А. П. Чехову; постановщик А. Бубень) с синхронным переводом на эстонский язык60. С 6-го по 30-е июня 2014 г. петербуржцев радовала выставка «Особенности анархизма Юго-Западной Эстонии», открывшаяся в Музее современного искусства им. С. П. Дягилева (набережная Лейтенанта Шмидта В. О., д. 11). Она познакомила посетителей с «пярнуской школой» художников, появившейся в 1990-е гг.61

Эстонские газеты часто рассказывают на своих страницах об истории Васильевского острова, его достопримечательностях, печатают панорамные фотографии острова62. Эстонские туристы, пребывающие в городе на Неве, неизменно посещают Васильевский остров и его достопримечательности в ходе автобусных экскурсий63. Привлекают эстонцев и магические дворы-колодцы острова - двор с

драконом (Draakoшhoov; 8-я линия В. О., д. 23) и двор духов (Hingedehoov; 6-я линия В. О., д. 5)64.

Заключение

Таким образом, Васильевский остров сыграл большую роль в зарождении и формировании эстонской общины Санкт-Петербурга. На острове в разное время находились эстонские школы, высшие учебные заведения, курсы, организации и объединения. В настоящее время на острове, в здании Двенадцати Коллегий (главное здание Санкт-Петербургского государственного университета), находится Кабинет эстонского языка. Эстонская община Васильевского острова, которой присуще своеобразие, не являлась замкнутой - она полноценно участвовала в общегородских эстонских мероприятиях. На острове жили, работали и обучались многие известные эстонцы, внесшие значительный вклад в культуру, науку России и Эстонии. Сегодня в связи с активным общением василеостровских эстонцев с иноязычным и инорелигиозным окружением, ассимиляцией этноса, интенсивным межкультурным взаимодействием на территории Васильевского острова проживает незначительное количество эстонцев. Однако имеются представители современной эстонской диаспоры Санкт-Петербурга, которые живут и работают на Васильевском острове - в «колыбели» эстонской общины города.

58 См.: Тамби С. А. Петербург и Тарту: схожесть или неповторимость? // Peterburi Teataja. 2014. № 61, dets. Lk. 3.

59 См.: Johannes M. Lavastaja ravib näitlejaid nende neuroosidest // Sirp. 2010. № 43, 19 nov. Lk. 10.

60 См.: Mai alguses Balti riikides... // Linnaleht. 2012. № 17, 27 apr. Lk. 9.

61 См.: Jögeva S. Edela-Eesti anarhism Peterburis // Sirp. 2014. № 24/25, 20 juuni. Lk. 18.

62 См.: Vassili saare panoraam // Sirp ja Vasar. 1979. № 21, 25 mai. Lk. 3.

63 См.: Eesti Kiriku reisid // Eesti Kirik. 2008. № 5, 30 jaan. Lk. 2.

64 См.: Rannula J. Peterburi hoovid ja pooltoonid // Sirp. 2015. № 29, 24 juuli. Lk. 23.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Mahtina V. Eesti Jaani kirik Peterburis. Tallinn: AS Farida, 2008. 162 lk.

2. Pullat R. Lootuste linn Peterburi ja eesti haritlaskonna kujunemine kuni 1917. Tallinn: Estopol, 2004. 503 lk.

3. Samoilov V. Peterburi Eesti seltside teatritegevus. 1873-1917. Tallinn: Eesti raamat, 1991. 167 lk.

Поступила 02.07.2018, опубликована 12.08.2019

ESTONIANS ON THE VASILYEVSKY ISLAND OF SAINT PETERSBURG

Sergei A. Tambi,

Post-Graduate student (MA),

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign

Affairs of the Russian Federation

(Moscow, Russia), [email protected]

The subject of the article is the analyzes of the life of Estonians, who came from the Estland and Lifland provinces in the eastern direction to the Vasilyevsky Island of St. Petersburg, the birthplace of the Estonian community of the city. The object of the study is the the life of Estonian immigrants who came to this place in search of a better life for themselves and their descendants. The aim of the study is to reveal Lutheran parishes of the Vasilyevsky Island, attended by the Estonians; describe the founding and work of local Estonian organizations, as well as cultural and educational institutions. The author tells about the events held by the Estonians living on the Vasilyevsky Island; Estonian shops and educational institutions. Practical significance of the paper lies in the fact that the it reveals the specific features of the cultural life and traditions of the local Estonian community of the Vasilyevsky Island of St. Petersburg. The author also tells about the famous Estonians who were born, worked, lived or served on the Vasilyevsky Island, and their contribution to the development of science and culture of St. Petersburg, Russia and Estonia.

The main methods used in the study are the generalization, the system approach, the historical-descriptive method, the analysis of the documents, and empirical description. Numerous articles from Estonian newspapers and magazines have been used to reconstruct the features of the life of the Estonians on the Vasilyevsky Island.

The author shows how Estonian community of St. Petersburg emerged and developed on the Vasilyevsky Island. It showed Estonian organizations of the island, as well as cultural and academic staff of Estonian origin, whose life was closely connected with the Vasilyevsky Island. Living on the island, the Estonians represented a united and unique community inhabiting the Vasilyevsky Island. At the same time, their community was not isolated and it established a wide network with the Estonians in other districts of St. Petersburg. Due to natural assimilation and migration, the Estonians are represented on the Vasilyevsky Island in a rather poor number at the present time.

The Estonians lived on the Vasilyevsky Island made the significant contribution to the development of culture and science of St. Petersburg, as a multinational city, hosting Russians, Ingrian Finns, Tatars and the representatives of other nations since its construction. The phenomenon of the Estonians of the Vasilyevsky Island is unique and interesting for further research.

Key words: Estonians on the Vasilyevsky Island; Vasilyevsky Island; Saint Petersburg; Estonia; migration; colonists; eestlased Vassili saarel.

For citation: Tambi SA. Estonians on the Vasilyevsky Island Of Saint Petersburg. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2019; 1: 61-72. (In Russian)

REFERENCES

1. Mahtina V. Eesti Jaani kirik Peterburis. Tal- 3. Samoilov V. Peterburi Eesti seltside teatrite-linn; 2008. (In Estonian) gevus. 1873-1917. Tallinn; 1991. (In Esto-

2. Pullat R. Lootuste linn Peterburi ja eesti nian) haritlaskonna kujunemine kuni 1917. Tallinn;

2004. (In Estonian)

Submitted 02.07.2018, published 12.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.