ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 2 2023
С. Г. Мянник
Эстонская Православная Церковь в 1919-1940 годах
УДК 271.2(474.2)-9"1919/1940" DOI 10.47132/1814-5574_2023_2_323 EDN SGUQLU
Аннотация: Статья посвящена истории становления Эстонской Православной Церкви в межвоенную эпоху. Уже изученная история поставления на эстонскую кафедру митр. Александра (Паулуса) поставлена в контекст межправославных отношений, в том числе с Сербской Православной Церковью и Синодом в Сремских Карловцах, а также оттенена архивными материалами, свидетельствующими об отношении к происходившим событиям со стороны духовенства и в периодике. Особое внимание уделено становлению епархиальной структуры Эстонской Церкви и ее архиереям. Завершается статья описанием восстановления канонической юрисдикции Эстонской Православной Церкви.
Ключевые слова: История Эстонской Православной Церкви, Эстония, автономия, Русская Православная Церковь, Константинопольский патриархат, юрисдикция
Об авторе: Сергей Георгиевич Мянник
Член Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. E-mail: manniks1957@gmail.com
Для цитирования: Мянник С.Г. Эстонская Православная Церковь в 1919-1940 годах // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 323-343.
Статья поступила в редакцию 08.11.2022; одобрена после рецензирования 07.12.2022; принята к публикации 23.12.2022.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 2 2023
Sergey G. Männik
The Estonian Orthodox Church in 1919-1940
UDK 271.2(474.2)-9"1919/1940" DOI 10.47132/1814-5574_2023_2_323 EDN SGUQLU
Abstract: This article deals with the history of the Estonian Orthodox Church during the interwar period. The history of Metropolitan Alexander (Paulus) who has already been studied, is placed in the context of inter-Orthodox relations, including relations with the Serbian Orthodox Church and Synod in Sremski Karlovci, as well as archival material describing the attitude of clergy and periodicals to these events. Particular attention is paid to the formation of the diocesan structure of the Estonian Church and its bishops. The article concludes with a description of the restoration of the canonical jurisdiction of the Estonian Orthodox Church.
Keywords: History of the Estonian Orthodox Church, Estonia, autonomy, Russian Orthodox Church, Constantinople Patriarchate, jurisdiction.
About the author: Sergey Georgievich Mannik
Member of the Synod of Estonian Orthodox Church of Moscow Patriarchate. E-mail: manniks1957@gmail.com
For citation: Mannik S. G. The Estonian Orthodox Church in 1919-1940. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 2, pp. 323-343.
The article was submitted 08.11.2022; approved after reviewing 07.12.2022; accepted for publication 23.12.2022.
В начале ХХ в. православие в Эстонии столкнулось с необходимостью выбора и принятия сложных решений. Переход из Московского Патриархата в Константинопольский вызвал и вызывает до сегодняшнего дня ожесточенные споры. Тем более что в православном мире нет единого подхода к вопросам канонического права, касающимся автокефалии и автономии. Положение Православной Церкви в ХХ в. в Прибалтике подробно рассмотрено в монографиях В. И. Мусаева [Мусаев, 2018] и М.В. Шкаровского [Шкаровский, 2019]. Отдельного внимания заслуживают работы проф. А. В. Гаврилина [Гаврилин, 2018] и статьи, публиковавшиеся в журнале «Православие в Балтии», выходившем под его редакцией [Мянник, 2014; Мянник, 2016; Мянник, 2018а; Мянник, 2018б; Rimestad, 2018].
Только с православием в Эстонии связаны работы протт. Н. Балашова и И. Преку-па [Балашов, Прекуп, 2013], проф. С.Г. Исакова [Исаков, 2005], а также воспоминания митр. Корнилия (Якобса) [Корнилий Якобс, 2009]. Обзор истории дает и вышедший к 100-летию автономии Эстонской Православной Церкви сборник докладов, прозвучавших на конференции в 2020 г. [100 лет автономии, 2021].
Образование автономной Эстонской Православной Церкви
В начале 1919 г. принял мученическую кончину епископ Ревельский Платон (Кульбуш)1, и для православия в Эстонии сложилась очень трудная ситуация. Остро встал вопрос об избрании нового архипастыря, который смог бы повести за собой православных в трудных условиях войны и изменения государственного строя.
21 марта 1919 г. на собрании представителей приходов Православной Церкви в Эстонии в Ревеле (Таллине), несмотря на противодействие отдельных эстонских и большинства русских представителей, было принято заявление о полной независимости Церкви: «Православная Церковь в Эстонии с точки зрения потребностей эстонского народа и государственного суверенитета должна быть отдельной, независимой, автокефальной Церковью» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 21]. Священник Антоний Лаар, подтверждая эту позицию, писал в газете «Uus Elu»: «...не дожидаясь, каким будет политическое будущее Эстонии, мы должны немедленно получить нашу церковную независимость. Наше церковное объединение с Россией было большим несчастьем. Таким образом, наша позиция ясна: полная Церковная независимость (автокефалия). Это мы говорим открыто и прямо. Время пришло» [Laar, 1919, 30].
По мнению собравшихся делегатов, возглавить Церковь должен был архиерей в сане архиепископа. Одним из кандидатов на должность главы Эстонской Православной Церкви, согласно решению, принятому еще на собрании, состоявшемся в Юрьеве (Тарту) в августе 1917 г., заочно был избран делегат Всероссийского Поместного Собора, профессор Московского университета Александр Каэлас2. Протоиерей Александр Паулус3 был избран кандидатом на замещение должности
1 Платон (Кульбуш Павел Петрович; 1869-1919), епископ. Окончил РДС в 1890 г. и СПбДА в 1894 г. со степенью кандидата богословия. Рукоположен во пресвитера в 1894 г. Инициатор строительства и настоятель (1896-1917) эстонской православной церкви Исидора Юрьевского в Петербурге. Благочинный эстонских приходов Петербургской епархии. В 1917 г. избран викарием Рижской епархии. Хиротонисан во епископа Ревельского 31 декабря 1917 г. Управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг. Убит эстонскими красноармейцами 14 января 1919 г. Причислен к лику новомучеников и исповедников в 2000 г.
2 Каэлас Александр (21.10.1880-19.04.1920), профессор — богослов, философ. Окончил РДС в 1901г., МДА в 1905 г. со степенью кандидата богословия, Московский университет в 1911г. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., приват-доцент Московского (1914-1919) и Иркутского (1919-1920) университетов. В 1919 г. заочно избран профессором философии Тартуского университета. Скончался в Иркутске от тифа.
3 Александр (Паулус Александр; 1872-1953), митрополит. Окончил РДС в 1894 г. Рукоположен во пресвитера в 1901 г., в сентябре 1920 г. избран архиепископом Таллинским и всея Эстонии.
викарного епископа, но вскоре после избрания он отказался от предложенной ему хиротонии, формально сославшись на плохое состояние здоровья. Наиболее вероятной причиной отказа было полное отсутствие поддержки со стороны представителей русских приходов, желавших избрания русского по национальности викарного епископа и поэтому воздержавшихся при голосовании. Таким образом, весной 1919 г. собрание православных приходов Эстонии провозгласило себя независимыми, и они фактически, из-за продолжавшихся военных действий, действительно самоуправлялись. С правовой точки зрения статус всех православных приходов оставался прежним и все решения не имели никакой канонической силы. Официально даже не существовало Эстонской православной епархии, имелось только Ревельское викариатство Рижской епархии, да и то без архипастыря.
Проявляя заботу об организации жизни православной церкви в Эстонии, Священный Синод и Высший Церковный Совет Российской Православной Церкви была учредили своим решением самостоятельную епископскую кафедру с титулом «Эстонский и Ревельский»4. Однако и это предложение из-за противоречий между эстонской и русской частями духовенства Эстонской Православной Церкви, а также из-за возникших проблем с поисками архиереев для совершения епископской хиротонии оставалось нереализованным. 16 февраля 1920 г. Эстонским епархиальным советом5 было направлено обращение к св. патр. Тихону: «Православная церковь в Эстонии, сохраняя апостольскую преемственность, отныне должна быть автокефальной, независимой от какой-либо другой церковной власти и именоваться Апостольской православной церковью Эстонии» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 94). Далее еще раз упоминалось об избрании кандидатов во епископы: проф. Александра Каэласа и свящ. Александра Паулуса.
В апреле 1920 г. от тифа в Иркутске неожиданно скончался проф. Александр Каэлас. Это вновь обострило вопрос о правящем архипастыре Эстонии, рассматривался даже вариант «обратиться к англиканскому епископу в Лондоне» (ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 75. Л. 32); [Альманах 43, 2016, 54]. В итоге для переговоров и принятия решения о правящем архиерее, а также автокефалии Эстонской Церкви в Москву был командирован член епархиального совета Эстонии директор Ревель-ской реальной гимназии Павел Сепп6.
В конце июня 1920 г. в Ревель (Таллин) поступило письмо от митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), в котором было отмечено: «Ввиду того, что Эстонская Церковь, как находящаяся в пределах самостоятельного государства, фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, и в разъяснении постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 27 апреля — 10 мая 1920 года за № 183, признать
Хиротония была совершена 5 декабря 1920 г., в 1923 г. перешел под омофор Константинопольского патриарха. В 1940-1941 гг., после покаяния, — в Московском Патриархате. С началом оккупации Эстонии немецкими войсками вышел из Московского Патриархата. В 1944 г. эмигрировал в Швецию.
4 Указ Патриарха Московского и всея России Тихона епархиальному совету Эстонской Республики от 9 декабря 1919 г. (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 92-92 об.).
5 В феврале 1919 г. эстонцы — члены Рижского епархиального совета постановили прекратить деятельность существовавшего до тех пор совета Рижской епархии и для организации местной церковной жизни образовать Эстонский епархиальный совет, местопребыванием которого был определен Таллин. Епархиальный (впоследствии использовалось также название «епископский») совет управлял Православной Церковью после гибели еп. Платона. В состав совета входили священники Иоанн Паавель, Антоний Лаар, Карп Тизик, Александр Бежаницкий и Николай Пятс. От мирян — Николай Канн, Пауль Сепп и Антон Мянгель.
6 Сепп Павел Иванович (1874-1953) — художник. Образование получил в Петербурге, занимался под руководством И.Е. Репина. В 1919-1920гг. в составе временного епархиального совета от мирян.
Эстонскую Православную Церковь, согласно ее желанию, автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ея Всероссийским Церковным Собором».7 Так Эстонская Православная Церковь первой из церковных образований в пределах бывшей Российской империи получила автономию.
В сентябре 1920 г. Собором ЭПЦ были вновь проведены выборы правящего архиерея. Настоятель Преображенского храма Пярну прот. Александр Паулус тайным голосованием был избран архиепископом Ревель-ским и всея Эстонии. Одновременно викарием для русских приходов был избран иером. Иоанн (Булин)8. В письме на имя св. патр. Тихона председатель Синода9 ЭПЦ просил утвердить это избрание и лично приехать в Эстонию для совершения хиротонии (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 48-48 об.).
Святейший Патриарх Тихон утвердил избрание на кафедру «правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса, с обязательством его принять, до хиротонии во епископа, рясофор»10. В этом же письме было указано: «что же касается избрания тем же съездом на кафедру викария для православных русских приходов в Эстонии иеромонаха Иоанна (Булина), то известить Синод Эстонской Церкви, избрание иеромонаха Иоанна, так далеко не достигшего возраста, необходимого по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 259. Л. 90-90 об.).
Святейшего Патриарха власти Советской России не пустили в Эстонию11; как написала газета «Печерянин», «Советская власть, вероятно из боязни, что патриарх не возвратится обратно, отказала ему в этой поездке» (Печерянин. 23 июля 1920. № 2).
Александр (Паулус), митрополит Таллинский и всея Эстонии
7 Письмо митрополита Владимирского Сергия П. И. Сеппу (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 258. Л. 57-57 об.).
8 Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893-1941), епископ. Окончил РДС в 1915 г. по первому разряду и поступил в ПДА. По окончании школы прапорщиков в 1916 г. в действующей армии. В 1918 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В январе 1919 г. бежал из России в Эстонию. С 1920 г. наместник Печерского монастыря. 25 апреля 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. В 1929-1934 гг. депутат парламента Эстонии. Уволен на покой в 1932 г. Арестован 18 октября 1940 г. Расстрелян 30 июля 1941 г.
9 Епархиальный (епископский) совет был преобразован в Синод в 1920 г.
10 Письмо Патриарха Тихона Синоду Православной Церкви Эстонии от 12(25).10.1920 № 2719 (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 259. Л. 90-90 об.)
11 Ответ секретного отдела ВЧК Патриарху Тихону (ЕАА Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 77).
ч* %
По благословению св. патр. Тихона 4 декабря 1920 года архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов)12 и архиепископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукья-нов)13 в присутствии членов Синода и духовенства совершили наречение прот. Александра Паулуса во архиепископа Ревельского и всея Эстонии14.
На следующий день, 5 декабря, в Ревельском (Таллинском) соборе Александра Невского архиепп. Евсе-вием и Серафимом была совершена хиротония нового архипастыря Эстонии. В своем поздравлении архиеп. Александру св. патр. Тихон писал: «Храним твердое упование, что дарование автономии Эстонской Церкви послужит залогом преуспевания ее на путях устроения Царства Божия в людях, и что Ваше Высокопреосвященство, озаряемое восприятием Вами благодати Святого Духа, сумеете без потрясений провести корабль церковный среди „напастей" современного житейского моря»15.
Управление ЭПЦ было возложено Евсевий (Гроздов), - ^
на исполнительный орган — Синод,
архиепископ Нарвский и Изборский
куда вошли клирики и миряне, избираемые Собором. Через Синод осуществлялась связь как со св. патр. Тихоном, так и с соседними Православными Церквами. «Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловно каноническом основании» [Алексий Ридигер, 1999, 377].
После обретения Эстонией независимости православное духовенство, особенно русское, воспринималось радикально настроенными политиками как наследие Российской империи и опора царского режима. Был взят курс на получение полной независимости от России и от Русской Православной Церкви. Все осложнялось еще и противоречиями между эстонской и русской частями духовенства.
12 Евсевий (Гроздов Евстафий Евсеевич, 1866-1929), архиепископ. Рукоположен во священника в 1890 г., овдовел в 1895 г., пострижен в монашество в 1902 г. Хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии в 1906 г. С 1910 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1912 г. Псковский и Порховский. В 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. управлял Северо-Западными епархиями России, одновременно епископ Северо-Западной армии. В 19201925 гг. на покое. С 01 декабря 1925 г. архиепископ Нарвский и Изборский.
13 Серафим (Лукьянов Александр Иванович; 1879-1959), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Выборгской и Финляндской епархии. С 1917 г. епископ Финляндский и Выборгский. В 1920 г. возведен в сан архиепископа. С 1924 г. на покое. С 1927 г. состоял в епископате Русской Зарубежной Церкви с титулом архиепископа ЗападноЕвропейского. В 1938 г. возведен в сан митрополита. В 1945 г. принят в Московский Патриархат. С 1949 г. на покое.
14 Акт о наречении протоиерея Александра Паулуса (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 258. Л. 106).
15 Письмо Патриарха Тихона архиепископу Александру 4.02.1921 (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 266. Л. 9).
Летом 1920 г. за подписью члена Синода Пауля Сеппа было направлено официальное письмо министру внутренних дел Эстонской Республики Александру Хеллату с требованием самых радикальных мер против русского православного духовенства. В числе подлежащих аресту и высылке из страны были архиеп. Евсевий (Гроздов), протт. Алексий Аристов, Василий Чернозерский, Иоанн Богоявленский16 и другие. Со всех лиц, указанных в списке, были взяты расписки в том, что они ознакомлены с решением властей и обязаны в 10-дневный срок покинуть страну. Благодаря усилиям русской общественности, особенно русского депутата парламента Эстонии А. П. Сорокина, высылку удалось приостановить, а впоследствии и отменить.
Осенью 1921 г. архиеп. Александром была предпринята попытка созвать Собор духовенства прибалтийских автономных Церквей — Эстонской, Латвийской и Финляндской. На Соборе предполагалось решить вопросы получения канонического права на совершение епископских хиротоний, освящения мира, церковной практики, касающейся тех или иных вопросов Церкви. Но такая инициатива не встретила поддержки ни у архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера)17, ни у архиепископа Финляндского Серафима (Лукьянова), которые твердо держались линии канонического общения с Русской Православной Церковью.
«Из послания Эстонской Церкви не совсем ясно, какая истинная цель проектируемых Соборов. Что касается освящения мира, то я давно получил от Святейшего Патриарха благословение освящать миро... Что касается получения права от Московского Патриарха хиротонисать архиереев в прибалтийские Церкви, то это теперь практически отпало, так как с Москвой сношения возможны и из Латвии, и из Эстонии, и из Финляндии. И дать такое право без решения Собора Патриарх едва ли согласится, так как это равняется дарованию трем прибалтийским Церквам прав автокефалии, так как Патриарх и Высшее церковное управление не имеют на это права» [Православие в Эстонии, 2010, т.2, 39]18, — разъяснял свое отношение к Собору архиепископ Финляндский Серафим. В итоге совещания архипастырей Латвии, Эстонии и Финляндии стали проходить только после перехода Латвийской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат.
Переход Эстонской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат
Осенью 1922 г. руководство ЭПЦ обсуждало различные варианты рукоположения при необходимости нового епископа без участия Русской Православной Церкви. Рассматривались возможности смены церковной юрисдикции, включая обращения к Карловацкому Синоду или переход под омофор Сербского Патриарха. В итоге на заседании Синода (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 7) в августе 1922 г. было принято принципиальное решение об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой довершить каноническое устройство Церкви и предоставить ей автокефалию (см.: [Римештад, 2018, 327]). Вероятно, на такое решение повлияла планируемая поездка
16 Исидор (Богоявленский Иоанн Яковлевич; 1879-1949), епископ. В 1904 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1905 г. рукоположен во священника, с 1912 г. настоятель Павловского собора Гатчины. С 1915 г. магистр богословия. С 1919 г. в Эстонии служил в Таллине в Александро-Невском соборе и храме во имя Симеона и Анны. В 1946-1947 гг. ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1947 г. рукоположен во епископа Таллинского и Эстонского.
17 Иоанн (Поммер Иван Андреевич; 1876-1934), архиепископ. Родился в Латвии, в 1904 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1912 г. хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. В 1918-1920гг. епископ Пензенский и Саранский. В августе 1920 г. избран на кафедру архиепископа Рижского и всея Латвии. В 19261931 гг. — депутат латвийского Сейма. Убит в ночь с 11 на 12 октября 1934 г. В 2001 г. прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
18 Письмо архиепископа Финляндского Серафима архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну.
для решения организационных вопросов с Константинопольским Патриархатом делегации Финляндской Православной Церкви19, желавшей, как и ЭПЦ, получить автокефалию. Представители Финляндии начали консультации с Константинополем уже в 1919 г. и лучше представляли роль Вселенского Патриарха.
В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Константинопольским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) и архиеп. Александром. В речи, произнесенной 3 июля в Константинопольской Патриархии, владыка Александр сказал, что в 1920 г. «Патриарх всея Руси признал автономию Эстонской Церкви, но отложил решение вопроса об автокефалии» [Православие в Эстонии, 2010, т.2, 41]. Далее, отметив, что «.Общие собрания 1920 и 1922 гг. постановили, что для роста и развития Эстонской Церкви жизненно необходимо признание ее автокефалии» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 41], митр. Александр в своей речи просил признать и благословить, а также убедить других патриархов о необходимости автокефалии для Эстонской Церкви. Вселенский Патриарх согласился предоставить только автономию, но не автокефалию по нескольким причинам: ЭПЦ была церковью меньшинства в стране, был только один епископ, да и паствы было немного.
7 июля 1923 г. патр. Мелетий вручил владыке Александру томос, в котором Эстонская Православная Церковь была преобразована в отдельный автономный округ в составе Константинопольского Патриархата под наименованием «Эстонская Православная Митрополия». В томосе было особо отмечено о даровании автономии св. патр. Тихоном: «.зная о том, что Блаженнейшим Патриархом Московским и всея Руси владыкой Тихоном святая православная Церковь Эстонии выделена в автономную» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 43]. Правящему епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всея Эстонии. ЭПЦ должна была быть разделена на три епархии: Таллинскую, Нарвскую и Печерскую. Добиться автокефалии у Константинопольского Патриарха не удалось. Эстонская Церковь не получила желанной независимости, но произошел разрыв канонических отношений с Русской Православной Церковью.
По возвращении в Таллин митр. Александр объявил о получении именно автокефалии. Было решено делать вид, что получили как раз то, за чем и ездили. Газеты сентября 1923 г. и современники отмечали, что митр. Александр всех уверял: из Константинополя он привез разрешение на автокефалию Эстонской Церкви. Такая трактовка событий вызывала изумление даже в Финляндии, которая получила одинаковую с Эстонией автономию.
23 сентября в Александро-Невском соборе была совершена литургия, которую возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр в сослужении архиеп. Евсевия (Гроздова) и епископа Карельского Германа (Аава)20, а также многочисленного, в основном эстонского, духовенства. По окончании богослужения «митрополитом Александром была оглашена грамота патриарха Мелетия IV Константинопольского на греческом языке, и та же грамота была прочитана преосвященным Германом на эстонском языке и настоятелем собора о. И. Богоявленским — на русском языке» [Последние известия. 2.09.1923. №234 (1000)]. На богослужении присутствовали глава государства Константин Пятс21, государственные деятели и представители инославных вероисповеданий.
19 В состав делегации Финляндской Православной Церкви вошли: прот. Сергий Солнцев как представитель церковной администрации; сенатор Эмиль Сетяля, представлявший правительство, и прот. Герман Аав, избранный викарным епископом.
20 Герман (Аав; 1878-1961), архиепископ. Родился в Эстонии на острове Муху в 1900 г. Окончил РДС в 1904 г. и был рукоположен в сан священника. В 1922 г. Собором Финляндской Церкви был избран викарием архиепископа Финляндского. С 1925 г. глава Финской Православной Церкви с титулом Карельский и всея Финляндии, ушел на покой в 1960 г.
21 Пятс Константин Яковлевич (1874-1956), президент Эстонской Республики. Учился в РДС. Окончил в 1898 г. юридический факультет Тартуского университета. Первый премьер-министр и министр внутренних дел Эстонской Республики (февраль 1918), премьер-министр и военный министр (1918-1919), председатель парламента (Riigikogu) в 1922-1923гг., старейшина государства (1921-1922, 1923-1924; 1931-1932; 1933-1934; 1934-1937), с 1938 г. — президент Эстонии.
Для Русской Православной Церкви 1922 и 1923 гг. были одними из самых тяжелых в начале ХХ в. Был развязан открытий государственный террор, который привел к большим жертвам среди духовенства. Начало 20-х гг. XX в. было периодом устроения Русской Православной Церкви в новых политических и социальных условиях. Занятая всецело своими внутренними делами, Русская Церковь не могла тогда оказывать прежнего влияния на Православный Восток, чем фактически и воспользовались в Константинополе. В заключении пребывал св. патр. Тихон, который не мог даже выразить протест против неканонических действий Константинопольского Патриархата. Митрополит Александр в своем письме св. патр. Тихону подробно изложил ход событий, приведших к переходу в Константинопольский Патриархат, но ответа не последовало, хотя и было получено уведомление из Москвы через министерство иностранных дел Эстонии, что письмо дошло до адресата22.
Впоследствии Министерством внутренних дел Эстонии был зарегистрирован Устав Церкви под названием Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской Православной Митрополии. С исправлениями и дополнениями он продолжал действовать и в дальнейшем, во многом соответствуя статусу и положению автокефальной Церкви. Лишь в § 29 Устава ЭАПЦ говорилось о том, что «О своем избрании на должность митрополит сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху» [Устав ЭАПЦ, 5].
Эстонская Апостольская Православная Церковь в 1926-1940 гг.
После затяжных раздоров и противоречий 1918-1924гг. с русским духовенством наконец было решено учредить самостоятельную русскую епархию. С одной стороны, учреждение епархии было необходимо для выполнения требований томоса Константинопольского патриарха, с другой, для того чтобы прекратить бесконечные пререкания с русским духовенством, которое таким решением вопроса было довольно, стремясь оградиться от нововведений протестантского толка.
Была создана Нарвская русская епархия, но не по территориальному, как это обычно принято, а по национальному признаку, что позволяло православным сохранять различный церковный уклад, но оставаться в одной Церкви и избежать церковного раскола. Согласно решению Синода ЭАПЦ, в нее были включены русские приходы Нарвы, Таллина, побережья Чудского озера, а также отошедшего к Эстонии бывшего Печерского уезда Псковской губернии, исключая Печерский Успенский мужской монастырь, который был подчинен непосредственно Синоду. 10 сентября 1924 г. бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий был единогласно избран на Нарвскую архиерейскую кафедру представителями от 31 русского прихода Эстонии. Собор ЭАПЦ 1 декабря 1925 г. утвердил избрание архипастыря с титулом «Нарвский и Изборский».
При вступлении в управление Нарвской епархией владыка Евсевий оказался в сложном положении. Приходы Нарвской епархии располагались в различных частях Эстонии, пришлось создавать епархиальный совет, председателем которого стал хорошо знакомый владыке по Пскову прот. Василий Чернозерский. Были сторонники и противники введения нового стиля совершения богослужений.
Правящий архиерей с большим вниманием относился к нуждам русского населения Эстонии. Под его особым контролем находились русские школы и гимназии, которые он регулярно посещал, одно время даже преподавал Закон Божий в нарвской эмигрантской гимназии. Владыка уделял преподаванию много времени, следя за духовным воспитанием подрастающего поколения. Архиепископ Евсевий был признанным авторитетом как среди духовенства и прихожан, так и среди государственных деятелей
Арестован НКВД 30 июля 1940 г. и сослан в Башкирию. С 1942 г. — в тюрьме НКВД в Кирове. Скончался в психоневрологической клинике в Калининградской области.
22 Расписка о получении письма (ЕАА Ф. 1655. Оп. 3. Д. 422. Л. 1).
Эстонии. Преосвященный архипастырь стал основателем новой традиции в Нарве: на второй день праздника Святой Троицы совершать крестный ход из Преображенского собора на могилы воинов Северо-Западной армии, похороненных на кладбище в Сий-вертси, для совершения торжественной панихиды. В крестном ходе обычно принимало участие все нарвское духовенство во главе с архиеп. Евсевием.
Взаимоотношения с русскими приходами и русскими священниками у митр. Александра и Синода складывались очень сложно. Так, прот. Петр Пяхкель23 в письме архиеп. Иоанну (Поммеру) в 1925 г. пишет: «.еще в прошлом году русскому населению предоставлено было право иметь собственного епископа, правда, зависимого от митрополита и Синода; как мы тогда уже предполагали, это должно было быть чревато последствиями. Теперь эти последствия постепенно начинают проявляться. Недавно наш парламент принял закон об отделении церкви от государства. По этому закону, например, признаются все существующие церковные организации, но вместе с тем каждой единице организации, т.е. приходу, дается право в любой момент по своему желанию выйти из организации, т. е. официальной церкви, причем за приходом сохраняется все его имущество и права. Если учесть все накопившиеся против митрополита и Синода недовольства из-за насильственного введения нового стиля, удаления русофильствующего духовенства (напр. Аристова), принудительного обэстонивания печерских полуверцев и т.п., то немудрено, что русские пожелают использовать новый закон для образования отдельной и вполне автономной церковной организации. Они уже давно смотрят на своих собратьев православных эстонцев — как почти на еретиков. Действительно у нас идет какая-то проэстонизация православия, не говоря уже о кантах, которые все обязаны вводить в церквах. Во многих православных церквах уже даются концерты на виолончели, скрипке, духовых инструментах, а в ревельском эстонском Преображенском соборе предполагается даже установить орган. Русские смотрят — и диву даются. Но результат начинает сказываться. Никого мы этими нововведениями не приобрели, а русских уже утеряли»24.
Еще в одном письме о. Петр возвращается к ситуации с русскими священниками: «Сейчас они в церковном отношении совершенно автономны, но скоро, вероятно, совершенно отделятся от Эстонской Церкви; даже наиболее умеренные из русских говорят, что церковное единение может продолжаться не больше 10 лет, т.е. пока еще живо старшее поколение священников-эстонцев, прошедших семинарию; с молодыми же, набранными с бору по сосенке, не имеющими ни знаний, ни традиции, они не желают иметь никакого дела»25.
25 апреля 1926 г. в Таллинском Александро-Невском соборе состоялась хиротония настоятеля Печерского монастыря архим. Иоанна (Булина) во епископа Печерского, викария Таллинской епархии. Хиротонию совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус), архиепископ Нарвский и Изборский Евсевий (Гроздов) и архиеп. Серафим (Лукьянов).
В своей богослужебной практике владыка Иоанн придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. При нем Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через различные населенные пункты Причудья. Владыка Иоанн резко выступал против различных
23 Петр (Пяхкель Петр Михайлович; 1875-1948), епископ. В 1897 г. окончил РДС. В 1901г. рукоположен во пресвитера. В 1917-1920гг. служил в Азове. Вернулся в Эстонию в 1923 г. В 1924-1933 гг. преподаватель латыни и Закона Божия в Валга. С 1933 г. преподаватель в Печер-ской духовной семинарии. 25 июля 1943 г. хиротонисан во епископа Печерского, но хиротония не была признана Московской Патриархией. Арестован в 1945 г. Скончался в заключении.
24 Письмо прот. Петра Пяхкеля архиеп. Иоанну (Поммеру) от 25 ноября 1925 г. [История в письмах, 2015, т. 1, 496].
25 Письмо прот. Петра Пяхкеля архиеп. Иоанну (Поммеру) 1925 г. [История в письмах, 2015, т. 1, 499].
новшеств: скамеек в храмах для всех, а не только для престарелых, установки органов и пения псалмов, вводимых в некоторых православных приходах, был противником введения нового стиля.
В 1929 г. еп. Иоанн был избран в Парламент Эстонии от Печерского края. Своей основной задачей в парламенте Эстонии владыка считал защиту обездоленных русских соотечественников. В начале 1930 г. совместно с прот. Валентином Смирновым26, еще одним представителем Печерского края, представили в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печерского края.
В 1928 г. четыре члена Эстонского парламента подали проект закона о сносе Александро-Невского собора в Таллине как памятника русского насилия. По их мнению, русское правительство, давая разрешение на постройку этого храма, преследовало прежде всего государственно-политические цели. Была начата яростная агитация за снос собора. Многие газеты заявляли, что собор оскорбляет религиозные и национальные чувства большинства населения. Епископ Иоанн в парламенте Эстонии решительно выступил в защиту храма, приняв активное участие в движении за его сохранение. Законопроект при поддержке различных международных организаций с большим трудом, но удалось отклонить. В 1936 г. русский приход Александро-Невского собора перешел в храм Симеона и Анны, а эстонский приход — в собор, который стал кафедральным. Настоятелем собора был назначен прот. Николай Пятс, брат президента Эстонской Республики.
В кон. 20-х — нач. 30-х гг. осложнилось положение Печерского монастыря. Издревле движимое и недвижимое имущество обители являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод ЭАПЦ в феврале 1928 г. потребовал зарегистрировать все монастырское имущество на имя Синода, чтобы оно не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители, да и православное население Печерского края восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против. В 1930 г. конфликт усилился в связи с нежеланием допускать комиссию Синода ЭАПЦ к внутренним делам и счетам монастыря.
В 1929 г. в Нарва-Йыэсуу скончался архиепископ Нарвский и Изборский Евсе-вий. Временное управление епархией взял на себя митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Пулус), но он поручил епископу Печерскому Иоанну (Булину) заниматься делами епархии и по согласованию с митрополитом принимать все необходимые решения.
26 Смирнов Валентин Николаевич (1887-1944), протоиерей. До 1920 г. — военный священник. Настоятель Владимирской церкви в Лисье. 1920-1945гг. депутат Государственного собрания Эстонии в 1929-1932 гг. Арестован 5 декабря 1940 г. Трибуналом приговорен к расстрелу. Приговор был изменен на 10 лет заключения с поражением в правах на 5 лет. Скончался в Усольлаге Молотовской области.
1
Иоанн (Булин), епископ Печерский
Епископ Иоанн в течение длительного периода вполне успешно занимался делами как Печерского монастыря, так и Нарвской епархии. Логично, что он стал основным кандидатом на вдовствующую кафедру. Незадолго до Собора ЭАПЦ в июне 1932 г. Нарвский епархиальный совет официально предложил владыке Иоанну возглавить епархию, но архипастырь отказался, как он пишет в обращении к Нарвскому епархиальному совету, «по соображениям личного характера»27. Что послужило поводом к принятию такого решения, теперь можно только догадываться или размышлять. Видимо, тут вмешались и политика, и амбиции некоторых русских деятелей, которые имели очень большое влияние на владыку Иоанна.
Нарвским епархиальным собранием, после отказа еп. Иоанна, на Нарвскую кафедру был избран прот. Анатолий Остроумов28, но под предлогом незнания им эстонского языка эта кандидатура была отвергнута Собором 1932 г. На Соборе владыке Иоанну настойчиво предлагали занять Нарвскую кафедру. Несмотря ни на какие доводы, еп. Иоанн так и не согласился с переводом. Во исполнение решения Собора Синод ЭАПЦ направил еп. Иоанну указ, согласно которому он был освобожден от настоятельства Печерского монастыря, а в конце 1932 г. уволен на покой.
В начале января 1934 г. еп. Иоанн отправился в Константинополь (Стамбул), чтобы лично подать жалобу Константинопольскому патриарху Фотию II на митр. Александра и Синод ЭАПЦ. По дороге он остановился на две недели в Югославии — в Белграде и в Стремских Карловцах, где гостил у Сербского патриарха Варнавы, выпускника Санкт-Петербургской академии.
В феврале и марте еп. Иоанн находился в Стамбуле (Константинополе), пытаясь донести до Вселенского патриарха возникшую в Эстонии ситуацию. Миссия в Константинополе не имела успеха, и владыка через Грецию уехал на Святую Землю, где пробыл три месяца.
В конце июля 1934 г. владыка уехал на Афон, где жил месяц, совершая богослужения в русском Пантелеимоновском монастыре, а также в Андреевском и Ильинском скитах. В сентябре владыка Иоанн вновь побывал в Стамбуле и, убедившись, что Константинопольский патриарх бессилен помочь, уехал в Югославию — в Белград. Владыка проживал в патриаршем монастыре Раковица, на окраине Белграда. Он неоднократно выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе и принимал участие в собраниях «Общества памяти Иоанна Кронштадтского». Имея склонность к иконописи с семинарских времен, еп. Иоанн в свободное время изучал искусство древней иконы в патриаршей иконописной мастерской Пимена Софронова, уроженца Эстонии. Владыка получил несколько приглашений занять епископские кафедры в Германии или Северной Америке в составе Русской Зарубежной Церкви, но отказался.
В 1933 г. еп. Иоанна на Печерской кафедре сменил еп. Николай (Лейсман)29, который стал настоятелем Печерского монастыря. Владыка Николай получил прекрасное образование в Рижской духовной семинарии и СПбДА. Выпускник Академии отказался от перспектив остаться в столице Российской империи после блестящего окончания курса в 1887 г., предпочтя возвращение в родные края. Семья его родителей перешла в православие в середине XIX в., в период массового движения из лютеранства в «русскую веру». Всю свою последующую деятельность выпускник Академии посвятил именно утверждению православия в Прибалтике.
27 Письмо еп. Иоанна в Нарвский епархиальный совет 12 мая 1932 г. (EAA. Ф.1655. Оп.3. Д. 360. Л. 20).
28 Остроумов Анатолий Фёдорович (1861-1936), митрофорный протоиерей. Рукоположен во иерея в 1883 г. Настоятель Лужского Екатерининского собора в 1901-1917 гг. Священник 5-го госпиталя Северо-Западной армии (1919). Священник тартуского Успенского собора (1921-1927) и его настоятель в 1927-1936 гг.
29 Николай (Лейсман Николай Андреевич; 1862-1947), архиепископ. В 1887 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. Рукоположен во пресвитера в 1888 г. 2 апреля 1933 г. хиротонисан во епископа Печерского. В 1935 г. возведен в сан архиепископа. В 1940 г. ушел на покой.
Русское православное население восприняло вынужденный уход еп. Иоанна как национальную обиду и попрание своих религиозных прав. Монастырские храмы опустели, количество богомольцев исчислялось единицами. Епископ Николай стал настоятелем Печерского монастыря после еп. Иоанна (Булина), во многом из-за этого впоследствии его имя замалчивалось, противопоставлялось уволенному владыке Иоанну. А между тем два архипастыря неоднократно встречались и после увольнения еп. Иоанна на покой. Как писала газета «Вести дня», «Во время пребывания епископа Иоанна в Печерах он три раза был принят настоятелем монастыря епископом Николаем и почти ежедневно молился в монастырских храмах. Накануне отъезда епископа Иоанна за границу его посетил епископ Николай и имел с ним продолжительную беседу» (Вести дня. 25 февраля 1935. №48 (2807)). Понадобилось много умения и терпения, чтобы наладить духовную жизнь древней обители. Своим талантливым и проникновенным словом еп. Николай нашел
Николай (Лейсман), архиепископ Печерский
доступ к сердцам русских людей, а кротостью и любовью покорил даже многих непреклонных и ожесточенных.
Епископ Николай сумел привлечь к монастырю благотворителей и жертвователей и тем самым сохранить обитель для грядущих поколений. За первые 4 года его настоятельства все монастырские храмы подверглись капитальному ремонту и реставрации.
ЭАПЦ в кон. 20-х — нач. 30-х гг. испытывала большие трудности с подготовкой священнослужителей. Обучение на Богословском факультете Тартуского университета стоило очень дорого, и немногие могли себе это позволить. Неоднократно на соборах ЭАПЦ обсуждалась проблема открытия семинарии, но этот острый вопрос был разрешен лишь после назначения настоятелем Печерского монастыря еп. Николая. Именно ему, учитывая большой опыт педагогической деятельности, Синодом было поручено организовать духовную семинарию при обители, которая стала его любимым детищем. 11 июля 1933 г. семинария получила официальную регистрацию в Министерстве образования Эстонской Республики, и владыка Николай был назначен ее ректором. Основной задачей семинарии была подготовка будущих священнослужителей, регентов и псаломщиков.
Замещение Нарвской кафедры
В 1937 г. на вдовствующую с 1929 г. после кончины архиеп. Евсевия (Гроздова) Нарвскую кафедру Собором ЭАПЦ закрытым голосованием 125 голосами против 46 был избран прот. Павел Дмитровский30.
30 Павел (Дмитровский Павел Григорьевич; 1872-1946), архиепископ. Окончил Таврическую духовную семинарию в 1894 г. Рукоположен во иерея в 1896 г. Овдовел в 1901г. и перешел
Задолго до Собора Синод и митр. Александр начали подыскивать подходящую кандидатуру и определились с ней в конце 1935 г. Неофициально очень часто называлось имя прот. Павла Дмитровского, популярного и известного в Нарве священника. В начале 1936 г. корреспондент газеты «Вести дня» спрашивает о. Павла: «— Простите, о. Павел, еще один вопрос. Как относитесь Вы к выставлению Вашей кандидатуры на пост правящего епископа Нарвской епархии? О. Павел на минуту замолкает и затем говорит: — Это дело епархии. Как епархия.» (Вести дня. 21 января 1936. № 16 (3079)).
В июне 1936 г. Нарвский епархиальный совет получил за подписью митр. Александра резолюцию на ходатайство, поданное владыке о разрешении выставить кандидатуру прот. Павла Дмитровского на пост правящего епископа Нарвской епархии: «В ответ на Ваше ходатайство, поданное 25 мая с.г., о разрешении выставить кандидатуру протоиерея Павла Дмитровского на пост епископа Нарвской епархии даю свое согласие и одобряю эту кандидатуру. Поручаю Нарвскому Епархиальному Совету выяснить отношение русских приходов к кандидатуре протоиерея Павла Дмитровского» (Вести дня. 29 июня 1936. № 142 (3205)). На основании этой резолюции Епархиальный совет обратился ко всем русским приходам с предложением обсудить на заседаниях приходских советов кандидатуру прот. Павла Дмитровского и сообщить Епархиальному совету свое мнение.
Несмотря на большую поддержку кандидатуры прот. Павла среди православного населения и духовенства Нарвской епархии, нашлись и противники: «К сожалению, и в этом вопросе, как во всех русских делах, находятся лица, пытающиеся влить ложку дегтя в бочку с медом. Либо из зависти, либо из-за кем-то продиктованного стремления внести раздор в церковную жизнь несколько нарвитян ведут агитацию против кандидата на пост правящего епископа Нарвской епархии. К удивлению православных, этим делом усиленно занимается один священник» (Вести дня. 17 июля 1936).
В апреле 1937 г. в Таллине состоялся так называемый малый Собор, на который собрались во главе с митр. Александром члены Синода, архиеп. Николай (Лейсман), благочинные, представители благочиний от духовенства и мирян, а также члены Нарвского епархиального совета, всего 27 человек. Вопрос о судьбе Нарвской епархии вызвал продолжительный обмен мнениями. Некоторые из членов Собора высказали мнение, что в особой епархии для русских приходов нет необходимости, так как на содержание ее нужны значительные средства, которых нет, а для русских приходов достаточно викарного епископа. Шла речь и о том, что следовало бы упразднить епархиальный совет и ограничиться русским отделом при Синоде. Митрополит Александр особо подчеркнул, что для русских приходов нужен свой архиерей, чтобы поднять духовную жизнь в них и объединить прихожан. В итоге было решено передать этот вопрос на Большой Собор.
Однако не все было так просто. Перед началом Собора ходили слухи о том, что кандидатура о. Павла не будет утверждена. Высказывались о других кандидатах, таких как прот. Александр Мянник из Йыхви и секретарь Синода ЭАПЦ прот. Дионисий Самон из Таллина. Однако на пастырском собрании перед началом Собора, а затем и на самом Соборе эти кандидатуры даже не назывались.
9 июня 1937 г. в помещении Таллинской русской городской гимназии состоялось собрание представителей приходов Нарвской епархии, на котором обсуждался только один вопрос — кандидатура прот. Павла Дмитровского. «Самый важный для нас вопрос на Соборе, — сказал, открывая собрание, прот. Иоанн Богоявленский, — это выборы епископа Нарвской епархии. Единственный кандидат на эту должность — протоиерей Павел Дмитровской. С большими трудностями нам удалось уговорить отца Павла не отказываться от своей кандидатуры и принять на себя тяжелый крест архипастырства. После долгих колебаний он уступил нашим просьбам» (Вести дня. 10 июня 1937. № 127 (3488)).
в Санкт-Петербургскую епархию. С 1915 г. священник на учебном судне «Народоволец». С 1919 г. в Эстонии. Клирик нарвского Преображенского собора, законоучитель нарвских гимназий. Хиротонисан во епископа Нарвского в 1937 г. Возведен в сан архиепископа в 1942 г. Архиепископ Таллинский и Эстонский с 1945 г.
Нарвским епархиальным советом был организован опрос приходов, который выяснил, что кандидатура о. Павла нашла единодушную поддержку. На собрании было предложено еще раз высказаться о кандидатуре на пост главы Нарвской епархии. После того как о. Павел покинул собрание, представители приходов были опрошены поименно о желательности его кандидатуры, и все без исключения подтвердили свое согласие в акте об избрании прот. Павла Дмитровского на Нарвскую кафедру (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 393). После возвращения о. Павла на собрание духовенство и миряне пропели ему: «Аксиос, аксиос, аксиос!»
10 июня 1937 г. на заседании Собора проходило избрание Нарвского епархиального архиерея. В своем выступлении митр. Александр указал, что церковный устав предусматривает две епархии и, согласно томосу Константинопольского патриарха, — трех епископов. «Однако кафедра Нарвской епархии со смертью архиепископа Евсевия продолжала оставаться вдовствующей. Правда, на нее назначался епископ Иоанн, но, к сожалению, с этим назначением Церкви пришлось претерпеть немало огорчений. Потом Нар-вский епархиальный совет выдвинул кандидатуру протоиерея Павла Дмитровского,
одобренную мною, как Главою Православной Церкви Эстонии, так и всеми приходами Нарвской епархии». Далее митрополит отметил: «Протоиерей Павел Дмитровский является достойным кандидатом. Никоим образом не следует опасаться, что он мог бы пойти вразрез с путями национального строительства государства, наоборот, он готов принять в этом строительстве участие. Правда, о. Павлу ставят в минус незнание им эстонского языка, но я должен заверить, — продолжал владыка митрополит, — что о. Павел, несмотря на свой преклонный возраст, выучился понимать родной наш язык. Наш новый церковный закон предоставляет Главе Церкви широкие права в смысле назначения единоличной властью какого-либо лица на ту или иную должность в церковном управлении, но я этим правом пока не воспользовался и не хотел назначать выдвинутого кандидата на пост правящего епископа Нарвской епархии без единодушного желания большинства Собора. Предлагаю приступить к голосованию. Отец Павел Дмитровский, безусловно, будет добрым кормчим» (Вести дня. 11 июня 1937. № 128 (3489)).
Хиротонию прот. Павла Дмитровского во епископа Нарвского и Изборского 3 октября 1937 г. в нарвском Преображенском соборе совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус), митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон)31, архиепископ Финляндский Герман (Аав) и архиепископ Печерский
Павел (Дмитровский), епископ Нарвский
31 Августин (Петерсон Август; 1873-1955), митрополит. Сын крестьянина-латыша. Окончил РДС в 1895 г. Рукоположен во пресвитера в 1904 г. В 1914-1917 гг. полковой священник. В 1921 г. вернулся в Латвию. В 1936 г. хиротонисан во епископа, возведен в сан митрополита Рижского и всея Латвии в составе Константинопольского Патриархата. В 1941 г. перешел с паствой в Московский Патриархат. С лета 1941 г. на покое. С началом войны пытался организовать собственную церковную структуру. В 1944 г. эмигрировал в Германию, где и скончался.
Николай (Лейсман). Хиротония прот. Павла во епископы явилась в жизни города Нарвы за все годы его существования до сегодняшнего дня исключительным церковным торжеством.
Восстановление канонической юрисдикции Эстонской Православной Церкви
В июле 1940 г. на территорию Эстонской Республики вступили войска Красной армии, и 6 августа Эстония была включена в состав СССР, что означало начало кардинальных перемен во всех сферах жизни.
В сентябре 1940 г. еп. Иоанн (Булин), известный своими антибольшевистскими выступлениями, активно агитировал в Печерах за присоединение к Московскому Патриархату. Игумен Павел (Горшков)32 в письме митр. Александру33 пишет: «Очень удивлен я поведением владыки Иоанна. 12 с.м. он явился к и.д. настоятеля иг. Пар-фению и властно потребовал собравшимся всем священнослужителям, нас оказалось 12 чел., и, прочитав нам покаянное прошение на имя архиепископа Елевферия34, для присоединения к Русской Патриархии, убедил нас всех подписаться к прошению, что мы и сделали». Далее о. Павел отмечает: «.он всех так убедил, что уполномочен от Владыки Елевферия на то и уже назначен настоятелем Сорокомуч. прихода.» Приход Сорока мучеников Севастийских 5 августа 1940 г. обратился к митрополиту Виленскому и Литовскому с просьбой о принятии его в юрисдикцию Московской Патриархии. Чувствуя правильность своей канонической линии, владыка Елевферий в своей резолюции отметил: «Радуюсь неисповедимому Промыслу Божию, призвавшему Сорокамученический приход Печерского края в Эстонии в течение 17 лет хранить в своих сердцах неизменную любовь к Матери Русской Церкви. воспринимаю в свое временное Архипастырское ведение, в твердой надежде, что сей первенец в святом и спасительном деле будет светлым примером в твердом пребывании в Православной Церкви для всех, кого Господь призовет из церковного раскола возвратиться к ожидающей Матери Церкви»35.
Приходской совет Сорокамученического прихода обратился с воззванием вернуться в Московский Патриархат и к другим приходам Печерского края. За свои действия община подверглась давлению со стороны митр. Александра и Синода ЭАПЦ. Желание прихода воссоединиться было охарактеризовано «вредным не только для церковной жизни, но и для общественного порядка» [Православие в Эстонии, 2010, т. 1, 223].
Понимая всю сложность создавшейся ситуации и пытаясь взять ситуацию под контроль, Синод ЭАПЦ 16 сентября 1940 г. за подписью протт. Карла Густавсона и Дионисия Самона направляет Нарвскому епархиальному совету письмо: «По случаю вступления в Союз Советских Социалистических Республик и изменения государственного строя возникла необходимость изменить и общий строй Православной Церкви Эстонии и восстановить прежнее общение с Российской Церковью. Вопрос о соединении с Московской Церковью обсуждался в Синоде и решен положительно» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 2. Д. 2629. Л. 2).
32 Павел (Горшков Петр Михайлович; 1867-1950), игумен. В 1897 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1904 г. рукоположен во иеромонаха. С 1920 г. в Псково-Печерском монастыре. Арестован 19 октября 1944 г. Умер в Сиблагере.
33 Письмо игум. Павла (Горшкова) митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Александру от 30 сентября 1940 г. (Архив ЭПЦ МП).
34 Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1868-1940), митрополит. Рукоположен во пресвитера в 1890 г., пострижен в монашество в 1904 г. Хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии, в 1911 г. С 1917 г. епископ Литовский и Виленский, в 1921 г. возведен в сан архиепископа. В 1928 г. возведен в сан митрополита.
35 Резолюция митрополита Литовского и Виленского Елевферия от 1.09.1940 (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 72-72 об.).
16 ноября 1940 г. Синод ЭАПЦ во главе с митр. Александром обратился к Патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страго-родскому) с прошением о воссоединении с Московским Патриархатом на правах автономной Церкви и с сохранением на прежних местах архипастырей. В своем письме владыка Александр объяснял уход в Константинопольский Патриархат следствием «затруднительности нормального общения с представителями Российской Церкви, а с другой стороны — вследствие возникновения некоторых внутренних разногласий» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 117].
Впоследствии митр. Александр объяснял решение о возвращении давлением со стороны советских властей и руководства Русской Православной Церкви. Процесс советизации затронул все сферы жизни, включая и Церковь, но было и большое желание многих приходов, особенно Причудья, возвратиться в лоно Матери-Церкви. Что касается руководства Русской Православной Церкви, то с ее стороны не было не только никакого давления, но даже выражения какого-либо интереса. Расширение границ СССР поставило перед митр. Сергием очень трудную задачу: необходимость распространить юрисдикцию Русской Православной Церкви на священнослужителей в условиях нового для них общественного строя. Необходимо обратить внимание, что столь долгий срок ответа Патриаршего местоблюстителя на просьбу из Эстонии указывает на то, что советские власти не особенно вмешивались в урегулирование этого вопроса — там, где они вмешивались, все решалось очень быстро. Только 13 декабря 1940 г. митр. Сергий (Страгородский) прислал ответное письмо, в котором сделал подробный разбор обращения митр. Александра. По вопросу автономии Местоблюститель, хорошо знакомый с политикой руководства СССР по отношению к Церкви и сознававший неисполнимость этого пожелания, отмечал: «Вопрос об автономии я бы советовал теперь не ставить. Он только осложнит наше дело, а чего-либо практического, осязательно полезного, в частности для Вашей Церкви, не принесет»36.
Несомненно, митр. Сергия интересовала искренность митр. Александра и Синода в стремлении воссоединиться с Матерью-Церковью, их оценка действий в 1923 г. В письме Местоблюститель обратил внимание на некоторое недопонимание или легкомысленность совершенного перехода: «.обстоятельства и всякие внешние давления увлекли Вас в сомнительное предприятие с Константинополем. О последнем Вы как будто и забыли: вычеркнуть его совсем из вашей истории, конечно, нельзя, но оно для Вас как будто уже не имеет никакой нормативной силы» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 91-92 об.). Митрополит Сергий особое внимание уделил тяжести действий в 1923 г.: «Так как канонически достаточных оснований, которые оправдали бы такой разрыв с законным Кириархом, тогда не было, а разные политические соображения не оправдывали поспешности, с какой проведено было дело; то совершенная Эстонией перемена, перед судом предания нашей Христовой и Апостольской Церкви, может быть оценена лишь как самочиние, раскол и неизбежно попадает тем суровым прещениям, которыми наша Церковь карает в особенности неверность иерархии и клира, принятым ими обязательствам и обетам» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 91-92 об.). В заключение своего послания митр. Сергий отметил: «Так как мы с Вами уговариваемся о мире, то прошу Вас с миром принять в свою систему и все, что сделано по Вашей епархии нами отсюда (мной и владыкой Елевферием)» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 91-92 об.).
Для получения более полной информации о положении церковных дел в Латвии и Эстонии в Таллин был командирован архиепископ Дмитровский Сергий (Воскре-сенский)37, один из ближайших помощников блаженнейшего митрополита Сергия.
36 Письмо Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия митрополиту Эстонскому Александру от 13 декабря 1940 года № 679 (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 91-92 об.).
37 Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич; 1897-1944), митрополит. Окончил Московское духовное училище. В 1922 г. поступил в Московский Даниилов монастырь. В 1925 г. пострижен в монашество. 29 октября 1933 г. хиротонисан во епископа Коломенского, с 10 мая 1934 г. — епископ Бронницкий. С 8 октября 1937 г. — архиепископ Дмитровский, управляющий
Поездка состоялась, несомненно, с разрешения советских властей. К большому сожалению, даже и теперь довольно сложно установить, справедливо полагая, что данный переход не мог произойти без одобрения советских властей, насколько процесс возвращения православных приходов Эстонии, как и Латвии, под омофор Русской Православной Церкви так или иначе был связан с включением Прибалтийских государств в состав Советского Союза.
Результатом проведенных переговоров было заседание Синода ЭАПЦ 17 января 1941 г. под председательством митр. Александра при участии архиепископа Дмитровского Сергия, епископа Нарвского Павла, протт. Константина Густавсона, Иоанна Тейса и Иоанна Богоявленского, а также свящ. Николая Кокла. На заседании Синода владыка Александр подробно изложил обстоятельства, которые привели в 1923 г. к переходу в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Архиепископ Сергий озвучил позицию Местоблюстителя по вопросу автономии, заметив, что «с присоединением Эстонии к СССР этот вопрос сам собою отпадает» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 126]. Был рассмотрен вопрос о праздновании Пасхи и других праздников по старому и новому стилю. В вопросе календаря был достигнут сохранявшийся в действительности на протяжении всего советского периода компромисс, согласно которому православные приходы в Эстонии сами могли выбирать, пользоваться им юлианским или григорианским календарем. Также владыка Сергий заверил собравшихся, «что положение Церкви и духовенства в Московской Патриархии не так трудно, как представляется за границей. Прежде всего он отрицает сам факт преследования Церкви, так как сталинская конституция признает свободу вероисповедания» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 126]. На заседании Синода было решено «вновь просить Матерь-Церковь принять Эстонскую Церковь в каноническое общение, покрыв любовью грех отпадения» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 127].
31 декабря 1940 г. неожиданно скончался митр. Елевферий (Богоявленский), и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский) был возведен в сан митрополита и назначен на Литовскую кафедру, экзархом Латвии и Эстонии38. Назначение владыки Сергия экзархом, видимо, было связано с сомнениями у Блаженнейшего Сергия (Страгородского) в искренности митр. Александра. Отношение Местоблюстителя к процессам, происходившим в Эстонии, дает ясно понять указ от 1 марта 1941 г.: «Характеристику, данную Эстонскому расколу Митрополитом Александром и членами Синода, нельзя не признать изложенною очень смягченно. Правда, конечно, что Эстонская иерархия пошла на раскол под давлением тогдашних политических обстоятельств (и, вероятно, еще более под давлением политических деятелей) и вопреки желанию православной паствы»39. Далее в указе подробно рассматриваются вопросы организации деятельности Православной Церкви в Эстонии, языки богослужений.
В марте 1941 г. Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий телеграммой пригласил митр. Александра в Москву для окончательного урегулирования церковного вопроса. В зале Патриархии митр. Александр выразил Местоблюстителю свое искреннее убеждение, что т. н. эстонская автокефалия была учреждена вопреки дарованной автономии. Митрополит Сергий (Страгород-ский) в ответ на это совершил краткое покаянное молитвословие с пением тропаря и кондака святой Пятидесятницы и чтением разрешительных молитв из чина исповедания: «Господи, Боже спасения рабов Твоих» и с последующим взаимным традиционным приветствием «Христос посреде нас» (см.: [Алексий Ридигер, 1999, 550]). 30 марта в московском Богоявленском соборе была совершена Божественная
делами Московской Патриархии. В марте 1941 г. назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. Оказавшись на оккупированной территории, сохранил верность Московскому Патриархату. Убит в 1944 г.
38 Указ Московской Патриархии о назначении Сергия (Воскресенского) митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 95).
39 Указ Московской Патриархии преосвященному Сергию, митрополиту Литовскому и Ви-ленскому, экзарху Латвии и Эстонии (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 95).
литургия, после которой митрополиты Московский Сергий, Таллинский Александр, Рижский Августин, Литовский Сергий и еще шесть архиереев подписали «Акт о присоединении из бывшей эстонской автокефалии к Матери-Церкви Российской митрополита Александра (Паулуса)». На следующий день был издан Указ № 392, в котором митр. Александр признавался «состоящим в юрисдикции Московской Патриархии» (ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 427. Л. 19).
Впоследствии митр. Александр несколько иначе трактовал события, происходившие в Москве в конце марта 1941 г.: «Вечером, около 4-5 часов, состоялось запланированное посвящение во епископа Венедикта40, на котором епископы собрались все вместе и надели мантии, после чего экзарх митрополит Сергий начал быстро читать покаянные псалмы и молитвы, которые привели меня в большое удивление. Во время этого чтения митрополит Латвийский Августин, который стоял у меня за спиной, дотронулся до меня и тихо сказал: „Это читают тебе, а вчера читали мне". Таким образом, это „покаяние" провели, не предупредив меня» [Православие в Эстонии, 2010, т. 2, 180]41. Вероятнее всего, сам «Акт о воссоединении» и чин совершения покаяния был разработан руководством Патриархии без согласования с митр. Александром и Синодом ЭАПЦ. Однако трактовка действий представителей «эстонской схизмы» была однозначной на протяжении всего периода переписки между Таллином и Москвой по согласованию условий возвращения ЭАПЦ в лоно Московской Патриархии.
Видимо, Блаженнейший митрополит Сергий и не стремился к публичному покаянию митр. Александра. Учитывая его возраст и положение, старался совершить чинопоследование скромно и тактично. К примеру, в 1945 г. воссоединение духовенства и мирян, самочинно отколовшихся от Матери-Церкви Российской, проходило публично в храме во имя свт. Николая в Таллине, где прот. Христофор Винк42 зачитал и вручил архиеп. Григорию (Чукову) подписанное членами Синода ЭАПЦ покаяние в учинении раскола после начала войны в 1941 г. (см.: [Алексий Ридигер, 1999, 561-562]).
Незадолго до начала войны экзарх митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) посетил Таллин и совершил Божественную литургию в сослужении митр. Александра (Паулуса) и еп. Нарвского Павла (Дмитровского) в таллинском храме во имя свв. Симеона и Анны, подтвердив совместным богослужением возврат в лоно Матери-Церкви. Какими бы сложились личные и служебные взаимоотношения между митр. Александром и митр. Сергием, судить достаточно сложно. Несомненно, митр. Сергий обладал административными и дипломатическими способностями, но слишком короткий отрезок времени был отведен для налаживания церковной жизни в мирных условиях. Вскоре началась война, и после оккупации Эстонии немецкими войсками митр. Александр объявил о разрыве с Московским Патриархатом и восстановлении деятельности ЭАПЦ и ее Синода в полном объеме. Произошел очередной раскол. За митр. Александром пошли в основном эстонские приходы, а за епископом Нарвским Павлом, сохранившим верность Матери-Церкви, — русские приходы.
Непростые вопросы возникали в первой половине ХХ в. перед Эстонской Православной Церковью. Не все принятые решения были верными с точки зрения сегодняшнего дня, но и жизнь ставила задачи, которые иногда приходилось решать
40 Вероятнее всего, было совершено наречение архим. Венедикта (Бобковского).
41 Циркулярное письмо митрополита Александра.
42 Винк Христофор (1878-1972), митрофорный протоиерей. В 1901 г. окончил РДС. Рукоположен во пресвитера 2 февраля 1908 г. Настоятель храма Иоанна Предтечи в пригороде Таллина Нымме в 1923-1960 гг. Член Синода ЭАПЦ (1935-1937; 1942-1945). С 1960 г. и до кончины на покое.
в сложной политической, а иногда и военной обстановке. Необходимо стараться объективно подходить к оценке деятельности руководства Эстонской Православной Церкви в ХХ в. Изучение проблем развития и становления православия на эстонской земле связано как с вопросами общего характера, так и с вопросами субъективности человеческих поступков. Исторический путь православия в Эстонии продолжается, знание своей истории, смысла происходивших событий помогает укрепить положение Эстонской Православной Церкви и ее паствы.
Сокращения
ЕАА — Эстонский исторический архив (Eesti Ajalooarhiiv)
МДА — Московская духовная академия
ПДА — Петроградская духовная академия
РДС — Рижская духовная семинария
СПбДА — Санкт-Петербургская духовная академия
ЭАПЦ — Эстонская Апостольская Православная Церковь
ЭПЦ — Эстонская Православная Церковь
Источники и литература
1. Алексий Ридигер (1999) — Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Альманах 43 (2016) — Православие Латвии в документах эпохи: Архиепископ Иоанн (Поммер) в Латвии — 1921 год // Альманах 43. Рига, 2016.
3. Архив ЭПЦ МП — Архив Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Письмо игум. Павла (Горшкова) митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Александру от 30 сентября 1940 г.
4. Балашов, Прекуп (2013) — Балашов Н, прот., Прекуп И., прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллинн, 2013.
5. Вести дня — Газета «Вести дня». 25 февраля 1935. № 48 (2807); 21 января 1936 г. № 16 (3079); 29 июня 1936. № 142 (3205); 17 июля 1936; 10 июня 1937. № 127 (3488); 11 июня 1937. № 128 (3489).
6. Гаврилин (2018) — Гаврилин А. О каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии и Латвии в начале 1920-х годов // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. Рига, 2018. № 7.
7. Исаков (2005) — Исаков С. Г. К истории конфликта в православной церкви Эстонии // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. IX. Вильнюс, 2005.
8. История в письмах (2015) — История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015.
9. К вопросу о положении (1933) — К вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии. Таллин, 1933.
10. Корнилий Якобс (2009) — Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии. О моем пути. Таллин, 2009.
11. ЛГИА — Литовский Государственный Исторический Архив. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 75. Л. 32.
12. Мусаев (2018) — Мусаев В. И. Православие в Прибалтике в 1890-1930-е гг. СПб., 2018.
13. Мянник (2014) — Мянник С. Архиепископ Павел (Дмитровский) // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. Рига, 2014. № 2.
14. Мянник (2016) — Мянник С. Епископ Иоанн (Булин). Православие в Балтии // Научно-аналитический журнал. Рига, 2016. № 4.
15. Мянник (2018а) — Мянник С. Архиепископ Евсевий // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. Рига, 2018. № 7.
16. Мянник (2018б) — Мянник С. Митрополит Александр // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. Рига, 2018. №8.
17. Печерянин — Газета «Печерянин». 23 июля 1920. № 2.
18. Последние известия — Газета «Последния известия». 24 сентября 1923. № 234 (1000).
19. Православие в Прибалтике (2018) — Православие в Прибалтике: религия, политика, образование 1840-е — 1930-е гг. Тарту, 2018.
20. Православие в Эстонии (2010) — Православие в Эстонии. Исследования и документы: в 2 т. М., 2010.
21. Прекуп (1998) — Прекуп И., свящ. Православие в Эстонии. (Краткий исторический очерк). Таллин, 1998.
22. Римештад (2018) — Римештад С. Меняя юрисдикции: православные церкви Балтийского региона между Москвой и Константинополем. Православие в Прибалтике: религия, политика, образование. 1840-е — 1930-е гг. Тарту, 2018.
23. Устав ЭАПЦ — Eesti Apostliku-öigeusu Kiriku Pöhimäärus (Alus: Kirikute ja usuühingute seadus Riigi Teataja 107-1934).
24. Шкаровский (2019) — Шкаровский М. Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений. 1910-е — 1950-е годы. М., 2019.
25. 100 лет автономии (2021) — Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии. Материалы международной историко-богословской конференции. Таллинн, 2021.
26. ЕАА — Eesti Ajalooarhiiv (Эстонский исторический архив). Ф. 1655. Оп. 2. Д. 2629; Оп. 3. Д. 248; Д. 258; Д. 259; Д. 266; Д. 360; Д. 393; Д. 416; Д. 422; Д. 427.
ЕАА Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 77: Ответ секретного отдела ВЧК Патриарху Тихону.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 92-92 об.: Указ Патриарха Московского и всея России Тихона епархиальному совету Эстонской Республики от 9 декабря 1919 года.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 258. Л. 57-57 об.: Письмо митрополита Владимирского Сергия П. И. Сеппу.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 258. Л. 106: Акт о наречении протоиерея Александра Паулуса.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 259. Л. 90-90 об.: Письмо Патриарха Тихона Синоду Православной Церкви Эстонии от 12(25).10.1920 № 2719.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 266. Л. 9: Письмо Патриарха Тихона архиепископу Александру 4.02.1921.
EAA. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 360. Л. 20: Письмо епископа Иоанна в Нарвский епархиальный совет 12 мая 1932 г.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 72-72 об.: Резолюция митрополита Литовского и Виленско-го Елевферия от 1.09.1940.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 91-92 об.: Письмо Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия митрополиту Эстонскому Александру от 13 декабря 1940 года № 679.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 95: Указ Московской Патриархии о назначении Сергия (Воскресенского) митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии.
ЕАА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 95: Указ Московской Патриархии преосвященному Сергию, митрополиту Литовскому и Виленскому, экзарху Латвии и Эстонии.
ЕАА Ф. 1655. Оп. 3. Д. 422. Л. 1: Расписка о получении письма.
27. Laar (1919) — Laar A. Lähem Eestimaa piiskopkonna täiskogu // Uus Elu. 1919. № 2. L. 30.
28. Rimestad (2018) — Rimestad S. The Orthodox Church in Estonia and Latvia during Quasi-Totalitarianism // Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. Рига, 2018. № 7.