Д. И. Вебер
ЭСТЛЯНДСКАЯ ВЕТВЬ СЕМЕЙСТВА ТАУБЕ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ
Весьма важный материал по истории прибалтийской Реформации дает анализ отдельных рыцарских семейств, на примере которых можно увидеть процесс религиозного раскола и формирование новых религиозно-культурных общностей. Выбор эстлянд-ской ветви рода Таубе во многом связан с той значительной ролью, которую он играл в XVI—XVII вв. в Лифляндии, Саксонии и Швеции [1, S. 2].
Распространение Реформации в Ливонии проходило в несколько этапов. Начало первого этапа отмечено введением в Ливонии в 1524 г. ландайстером Немецкого ордена Вальтером фон Платтенбергом свободы вероисповедания [2, S. 17]. Следующий этап начинается с договора Рижского архиепископа Вильгельма с лифляндскими сословиями от 1 апреля 1532 г. Согласно этому договору, они получили право призвать в свои церкви евангелических лютеранских проповедников. С приходом лютеранского пастора на место католического священника крестьян также записывали в лютеран [3, C. 117].
Последним событием, утвердившим Реформацию в Ливонии, явилось решение ландтага в Вольмаре 17 января 1554 г. Оно было подписано архиепископом Вильгельмом, епископами Дерптским Германом, Эзельским и Курляндским Иоганном, Ревельским Фридрихом и орденским магистром Генрихом фон Галеном [4, S. 43]. Отныне всякий мог беспрепятственно и свободно исповедовать свою веру до всеобщего христианского Собора, ни один пастор и церковнослужитель не мог быть определен на должность проповедника и пастыря, если не имел свидетельства о хорошем образовании, достойном поведении и христианском посвящении. Это событие фактически предшествовало Аугсбургскому миру 1555 г. в самой Империи, но озвученные принципы решения религиозной проблемы были схожими [5, с. 11].
В указанный период, т. е. в 30-50-х годах, представители сословной элиты стали постепенно переходить в лютеранство, так как, по мнению Н. Д. Кропоткина, видели в этом единственный путь к достижению большей самостоятельности, освобождению от опеки католической церкви и Ордена, надеялись получить церковные и принадлежавшие Ордену земли [5, с. 19]. По результатам исследования Кристофера фон Толя, еще в 1524 г. с распространением евангелического учения в среде балтийского рыцарства на гербах стали появляться буквы DWGBE, представляющие собой аббревиатуру фразы «Das Wort Gottes bleibt ewiglich» («Слово Божие останется вечно») [6, S. 3].
Пасторы на местах выбирались сословной элитой из своей среды. Многие городские и сельские приходы стали лютеранскими, «хотя владетельные князья, орденмейстеры и епископы сами лично и духовенство их Ордена остались верны католической церкви [5, с. 11].
На фоне этого процесса, на наш взгляд, и представляет интерес выяснить место и роль рода Таубе в исторической ситуации того времени. Эстляндская ветвь Таубе наряду с нижнесаксонской была достаточно влиятельной в своем регионе в период
© Д. И. Вебер, 2010
Реформации [7, 8. 2]. Согласно записям города Кельна, представителем этой линии был его возможный уроженец пастор Петр фон Дуве (Биуе) или Таубе (именовавшийся также СоЫшЫпш), по сведениям ряда более поздних документов, он был одним из сподвижников Лютера. По другому мнению, некоторые представители рода прибыли из Вестфалии вместе с Вольтером фон Платтенбергом. Это обстоятельство указывает на степень участия рода в событиях своего времени [7, 8. 3-4].
По одной из точек зрения, эстляндские Таубе берут начало от переселившихся некогда из Вестфалии на Прибалтийские земли представителей этого рода, причем связи с другими дворянскими родами из южной и западной земель Священной Римской империи на протяжении продолжительного периода времени еще сохранялись. Однако, по другой версии, которой придерживается в том числе Михаэль Таубе, данный род прибыл из Дании, и последние исследования это подтверждают [8, В(4. I, 8. 47].
Согласно результатам научных изысканий Кристофера фон Толя, вместе с Немецким орденом по призыву церкви в Эстляндию отправились многие представители рыцарства из Священной Римской империи, главным образом из Саксонии, а в период пребывания на данной территории датчан эти силы были подкреплены прибывшей из Дании сословной элитой. К самым древним уже в XIII в. родам, которые были вассалами епископа, а потом и Ордена, принадлежали семейства Унгерн, Тизенгаузен, Юксюкль и датская ветвь Таубе [6, 8. 2]. Эстляндская ветвь рода Таубе состояла из нескольких домов в Эстляндии: Майдель, Пюс, Март и Халинапп; дом Этц; Кюддинг; Тирренхоф; Нойнхоф. Одной из наиболее влиятельных ветвей представленного рода была именно ветвь Маарт и Халинапп (см. табл. 1).
Таблица 1. Эстляндская ветвь рода Таубе, дом Маарт и Халинапп
Номинанты Служба Браки
Отто фон Таубе (?-1499) С 1477 г. ландратман Вирлан-да Анна фон Розен
Клаус Таубе (?-1523) Отмечен в ревельской Се1еНв-Ьисії, Сеіеіівіїегг Майя фон Врангель
Иоганн Таубе (?—1550) С 1546 г. ландратман Анна фон Розен
Клаус Таубе (?—1576) Отмечен в ревельской Се1еНв-Ьисії, Сеіеіівіїегг, посланник эстляндского дворянства к шведскому королю Майя фон Врангель
Дитрих Таубе (?—1566) Отмечен в ревельской Се1еНв-Ьисії, Сеіеіівіїегг Доротея фон Розен
Клаус Таубе (?—1595) Шведский командующий в Ве-зенберге Анна фон Юкскюль
Дитрих Таубе (?—1603) Отмечен в ревельской Се1еНв-Ьисії, Сеіеіівіїегг. Маргарита фон Врангель
Иоганн Таубе (?—1605) Анна фон Розен
Семейные традиции дворянства XIII — начала XIV в. имели свои характерные черты, наметилась практика передачи наследства по отцовской линии и постепенный отказ от широкой линии родства [9, р. 67]. Фамильные имена зачастую происходили от названия принадлежащих им владений или замка, что на многие годы вперед служило верным инструментом идентификации. Но, следует заметить, дальние родственники если и не всегда, но все же приглашались, особенно для решения наиболее важных
для рода семейных вопросов [10, 8. 73]. Спустя несколько поколений при отсутствии непрерывных связей со своей исторической родиной потомки иммигрантов зачастую считались уже такими же местными, как и коренные жители освоенных территорий, особенно в глазах вновь прибывших, а большинство вассалов из числа переселенцев зачастую предпочитало избавляться от своих земель на родине. В этом смысле можно говорить о том, что постепенно сходила на нет специфическая иммигрантская, т. е. иноземная, «колониальная» в терминологии Роберта Бартлетт, суть аристократиии. Если между новоявленным и коренным населением не было этнических и религиозных противоречий, приезжая сословная элита со временем сливалась с аристократией исконной. Это проявилось во взаимоотношениях и с церковью, и со светскими иерархами
[9, р. 71].
Справедливо будет заметить, что многое зависело от организации власти, от институтов, способов и форм интеграции дворянства в структуры отдельных территорий, от позиционирования высших эшелонов власти и, наконец, от расклада сил между региональными лидерами и верховной властью, в данном случае архиепископом Рижским и Немецким орденом. Переход в лоно евангелического вероисповедания ряда представителей вовсе не означал перехода в него всей местной знати, несмотря на симпатии к новому вероучению, проявившиеся фактически одновременно с проповедью Лютера и его учеников. Подобная ситуация является прекрасным поводом говорить о конфесси-онализации как о мощном потоке, относительно равномерно проникавшем во все поры сословного общества [11, с. 68-69].
У семьи Таубе связь с церковными католическими структурами прослеживается приблизительно до 20-х годов XVI столетия. Например, в документах 1517 г. мы читаем о судебном процессе, результатом которого стало решение епископа Христиана Рижского от 21 марта 1517 г., согласно которому Ганс фон Врангель, проигрывая судебную тяжбу против монастыря св. Екатерины и Юргена Туве, должен был выплатить 1400 марок [8, В(± II, 8. 51].
В годы Реформации, судя по всему, происходит пересмотр приоритетов, в том числе и в династической стратегии. Это проявилось в том, что семейство Таубе стало родниться с представителями протестантских родов. На протяжении XVI в. частыми были союзы с семействами Розен, Юкскюль, Врангель. Например, Иоганн Таубе сочетается браком с Анной фон Розен, а его сыновья Клаус и Дитрих — с Майей фон Врангель (первый) и с Доротеей фон Розен (второй). Схожую ситуацию мы можем наблюдать и у их детей. Клаус-сын женится на Анне фон Юкскюль, а Дитрих-сын — на Маргарите фон Врангель. Иоганн Таубе, сын Дитриха, сочетается браком с Анной фон Розен [12,
8. 2-4].
В указанный период существовало несколько домов эстляндской ветви рода Тау-бе — таких, как Маарт и Халинапп, Пюс, Этц, Ноенхов и Майдел. Ниже мы назовем некоторых из них в период XVI столетия [13, В^ II., 8. 370-391].
Таблица 2. Эстляндская ветвь рода Таубе, дом Майдель
Номинанты Служба Браки
Арндт фон Туве (?—1511) С 1503 г. ландратман Н. Н. фон Декен
Людвиг фон Туве (1504-1565) ? Анна фон Рисбитер
Беренд фон Туве (1546-1615) С 1570 г. ландратман Кунигунда фон Майдел из Котц, 1563 г.
Анна фон Туве (?) Иоганн фон Майдел из Котц
Людвиг фон Туве (1605-1630) С 1621 г. ландратман Луитгард фон Дельвиг
Номинанты Служба Браки
Клаус фон Туве (?-1452) ? ?
Генрих фон Туве (?-1475) ? Доротея фон Хеке
Элизабет фон Туве (?—1560) ? Фридрих фон Дюкер Ратман Хариенна с 1515 г.)
Анна фон Туве (?—1559) ? Генрих фон Хастфер (ландратман)
Отто фон Туве (?-1528) ? ?
Отто фон Туве (1504-1549) ? Магдалена фон Рисбитер
Иоганн фон Туве (?—1609) С 1599 г. ландратман Оливия фон Штрам
Иоганн (?—1603) Датский камер-юнкер Анна фон Розен
Наиболее репрезентативным является, как мы видим, дом Маарт и Халинапп. Обращают на себя внимание два момента: специфика брачных союзов и социальный статус, носителем которого был род Таубе. Говоря о первом, отметим особое место семейства фон Розен. В XVI в. было заключено три брака с его представителями [14, 8. 1336]. Вместе с тем, как отмечает Михаил фон Таубе, иногда, как в случае с Анной фон Розен, сложно провести разделительную черту между родами, настолько тесной была их связь, например с семейством Юкскюль и Тизенхаузен [15, 8. 85-89]. Таким образом, на протяжении долгого времени мы видим, что Таубе были в самых тесных семейных отношениях с некоторыми протестанстскими родами, следует заметить, датского происхождения. Социальный же их статус был достаточно высок, о чем свидетельствует тот факт, что большинство представителей линии Маарт и Халинапп имели должности ландратманов и именовались <^е1екзЬегг», т. е. феодалами, обладающими правом эскорта.
Можно говорить о том, что представители семейства Таубе по линии Маарт и Ха-линапп имели достаточно устойчивые брачные связи с некоторыми протестантскими родами вплоть до рубежа XVI-XVII вв., когда сыновья Иоганна Таубе переселились в Саксонию [4, 8. 47]. В пользу связей с протестантизмом свидетельствуют также документы, относящиеся к имени епископа Дерптского Иоганна, принявшего лютеранство. В 1523 г. его называет в качестве своих ближайших сподвижников в ряду других Иоганн Туве [8, В(^ II., 8. 41]. Эту мысль подтверждает завещание братьев Туве фон Этц от 14 июля 1533 г., согласно которому Иоганн Таубе должен был выделить ревельскому викарию для общины сумму в размере 200 марок [8, В^ II., 8. 67]. Это событие, видимо, тесно связано с контекстом эпохи. Как уже говорилось, 1 апреля 1532 г. был подписан договор между Рижским архиепископом и эстляндскими сословиями, разрешающий протестантским семьям приглашать пасторов.
Если говорить об имущественном положении рода Таубе, то стоит отметить конец 20-х годов. XVI в. Это время их процветания в Эстляндии. Рост благосостояния семейства прослеживается на протяжении всего этого времени. 30 июля 1520 г. Иоганн Таубе выкупил поместье Этц у Клауса фон Ведувиса [8, В^ II., 8. 56]. Однако, как показывает исследование М. А. Таубе, род Ведувис (или Веддевис) также является одной из ветвей этого семейства и получил свое название от старинного замка Этц (Эддис, Веддис) [8, В^ I., 8. 34]. В связи с этим можно говорить об укреплении не всего рода, а отдельных его представителей, которое завершается в конце 20-х годов, когда 26 июня 1529 г. Отто фон Юкскюль продал Иоганну Таубе владения Маарт и Халинап. Это значительно увеличило его территориальные владения [16, 8. 367].
Но вскоре ситуация начинает меняться. После смерти Иоганна Таубе его сыновья делят владения между собой. Клаус получает Маарт, а Дитрих — Халинап. Помимо этого смерть Клауса в 1585 г. в связи с отсутствием у него наследников приводит к передаче в 1596 г. владений Роберту Туве из Ноенхофа, представителю одной из дальних ветвей. Это впоследствии породило продолжительную тяжбу. Подобное решение земельного вопроса через судебное разбирательство не было исключением. Еще в начале 30-х годов XVI в. начинаются тяжбы не только с соседями, но и внутри рода Таубе. Например, 29 мая 1532 г. Иоганн Таубе подает иск против Генриха из-за нарушения границ своих владений у дер. Вакюль. Поскольку это был не единичный случай, со временем из-за раздела владений происходит постепенное ослабление рода. Но все-таки многие представители этого семейства были заинтересованы в увеличении родовых земель и нередко участвовали в сделках, связанных с недвижимым имуществом, на стороне своих родственников. Так, согласно документу от 12 июля 1531 г. в процессе продажи Клаусом Туве дер. Леппавер свидетелями, подписавшими этот документ, были Иоганн Туве фон Маарт и Генрих Ведевис, принадлежавший к отдаленной ветви этого рода [8, Ва. II., 8. 59].
Другим источником дохода, помимо земельных операций с продажей и покупкой земли, была, судя по всему, торговля. Например, Яков Туве стал с 1525 г. членом Большой гильдии в Ревеле. Внесенный им вступительный взнос составлял 20 марок [8, Ва. II., 8. 51]. Все это говорит о том, что в XVI столетии, в период Реформации, представители рода имели тесные контакты не только внутри своей сословной элиты, но и с местным купечеством, что позволяло, судя по всему, расширять не только экономическое, но и политическое влияние. Однако между дворянством и купечеством существовали трения, в особенности между ревельскими бюргерами и гарриенскими и вирскими представителями сословной элиты. В связи с этим великий магистр Герман фон Брюггеней назначил нескольких комиссаров, которые должны были решить спорные вопросы между двумя сторонами. Этими комиссарами стали: Иоанн фон Менкгу-зен, епископ Эзельский и Курляндский, Иоанн фон дер Рек, командор Феллинский, и Ремберт фон Шаревберг, командор Ревельский. Когда они прибыли в Ревель в 1543 г. на день св. Витта, в Ревеле присутствовало все дворянство земель Гарриена и Вирланда [17, гл. 44].
Семейство Таубе обладало вполне устойчивым политическим влиянием на территории Эстляндии, имея своих представителей в административных структурах, в частности, Иоганн Таубе фон Маарт (с 1546 г.) и Яков Таубе фон Экц (с 1528 г.) были ландратманами в Вольмаре, а Рейнольдт Туве вплоть до своей смерти в 1534 г. — в Дерпте [14, 8. 1335]. Авторитет Таубе в рядах эстляндского рыцарства был доказан и в годы Ливонской войны. Дело в том, что из-за военных трудностей орденский магистр Готхард Кеттлер попросил помощи у Речи Посполитой, обещав за это часть ливонских земель. Однако рыцарство Эстляндии, особенно Харриена и Вирланда, не желая помощи от католиков и передачи потом им части территории, отправило 10 июля 1562 г. своего посланника к шведскому королю Эрику XIV, который позже подтвердил все данные им ранее привилегии [3, с. 118]. Высокая честь представлять интересы сословной корпорации была доверена именно Клаусу Таубе [17, гл. 86]. Это говорило в том числе и о уже сложившейся на тот момент конфессиональной общности среди населения северной Прибалтики.
На последнем этапе орденской истории в Ливонии прослеживаются тесные поземельные и административные связи Таубе с орденскими структурами. Видимо, Орден был заинтересован в устойчивых отношениях с представителями местной сословной
знати. Это проявилось, в частности, в процессе роста привилегий начиная с XIV в. Еще в 1397 г. Конрад фон Юнгинген, пятый в Ливонии немецкий гохмайстер, пожаловал дворянам наследное право на их движимые и недвижимые имения, замки, которое распространялось на сыновей, дочерей и родственников до пятого колена [4, S. 39]. Это именуется гариенским или вирским правом. Другим этапом стала отмена в 1459 г. платежей и податей для дворянства указанных земель [4, S. 43].
Подобная политика практиковалась Орденом и позднее, в частности, в 1546 г. была издана «Красная книга», представляющая собой собрание всех дворянских привилегий. Позже практика раздачи привилегий не прекращается и при шведском владычестве. Например, 2 августа 1561 г. Эрик XIV, подтверждая прежние привилегии местной родовой знати, дарует новые [3, с. 119].
Важную роль играет также характер земельных отношений между Орденом и родом Таубе. С одной стороны, мы можем говорить о сделках купли-продажи, в которых участвовали представители Немецкого ордена. К таким сделкам относится приобретение Германом Оверлакером, комтуром Талькхофа, в качестве опекуна своего племянника небольшого острова Тувенхолмер, принадлежащего семье Таубе и прилегающего к территории его владений. С другой стороны, земельные приобретения могли быть связаны с системой вассально-сюзеренных отношений. Например, в 1518 г. ландмай-стер Ливонии Вальтер фон Платтенберг передает Юргену Таубе в лен имение Вирпе в вечное владение с правом передавать его по наследству, превращая его, таким образом, в своего вассала. Вскоре, согласно грамоте от 23 июня 1522 г., на аналогичных условиях землю получает и другой представитель этого семейства — Яков Туве [8, Bd. II., S. 57]. Факт службы Немецкому ордену как своему сюзерену семейства Траубе подтверждается, в частности, документом от 5 ноября 1522 г., который представлял собой решение графа Симона Ратберга, комтура Ревеля, относительно проведения межевых границ между владениями под Ревелем. Яков Туве и Юрген Таубе фон Маарт входили в число лиц, подтвердивших документ, скрепив его своими печатями [8, Bd. II.,
S. 61].
Нельзя сказать, что вышеупомянутая комбинация религиозных, династических и социально-политических факторов, сложившихся в ходе Реформации, закрепила благоприятные позиции семейства Таубе. Скорее, напротив, перемена конфессии совпала с пиком их растущего благополучия. Но судьба последующих поколений показывает наметившийся спад, вызванный как династическими обстоятельствами, так и отрицательной политической коньюктурой. Лишь в административной сфере мы прослеживаем достаточно устойчивые позиции протестантской ветви фон Таубе. Впрочем, это было связано, скорее, с традиционным авторитетом этой семьи как представителей сословной элиты Эстляндии. Представители ряда местных аристократических семей занимали видное положение и играли в обществе заметную роль в исторической обстановке того времени. Процесс распространения лютеранства происходил спокойнее, чем на территории Священной Римской империи.
Источники и литература
1. Ursprung des Geschlechts Taube // Jahrbuch fiir Genealogie, Heraldik und Sphragistik / Hrsg. von v. Taube M. Mitau: Jong & Polievsky, 1903. 60 S.
2. Pfeilitzer F. Beitrag zur Adelsgeschichte der Ostseenprovinzen. Moskau: W. Richters Buchandlung, 1868. 88 S.
3. Эстляндский сборник. Ревель: Типография Лощинского, 1870. 150 с.
4. Landrath Wrangell’s Chronik von Ehstland / Hrsd. von Paucker K. I. A. Dorpat: J. Deubnerr, 1845. 220 s.
5. Кропоткин Н.Д. Патронат и церковные повинности в Прибалтийских губерниях. Рига: Типография Й. Дойбнерра, 1906. 70 с.
6. Toll C. Deutschbaltischer Adel // Vortrag im Goeteinstitut in Stockholm den 18 April 2002 — http://www.g-gruppen.net/baltdeut.htm (дата обращения: 17.02.08).
7. Jahrbuch fur Genealogie, Heraldik und Sphragistik. Mitau: Jong & Polievsky, 1900. 55 S.
8. Archiv des uradeligen Gesclechts Taube, sonst Tuve genannt. / Hrsg. von M. F.v. Taube. Bd. I, II. St. Peterburg: Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorf, 1911, 1914. 115 S.; 176 S.
9. Bartlett R. The making of Europe: conquest, colonization and cultural change 950-1350. London: [Б.и.] 1993. 356 p.
10. Ledebur L. Frh. Archiv fuer deutsche Adels-Geschchte, Genealogie, Heraldik und Spragistik. Berlin: Schaubsehe Buchhandlung, 1865. 107 S.
11. Прокопьев А. Ю. Династии и дворянство в конфессиональной Германии: к проблеме идентичности элит // Средние века. 2008. № 69 (1). С. 68-78.
12. Stammtafel des freiherrlichen zweiges der Familie v. Taube aus dem Hause Maart und Hal-linap. / Hrsg. von v. Taube M. St. Peterburg: Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorf, 1899. 25 S.
13. Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaften. Bd. II; Estland / Hrsd. Von v. Transehe-Roseneck U., Gorlitz: [о. О.], 1930. 748 S.
14. KOnig V. Genealogische Adelshistorie. Leipzig: [Б.и.], 1729, Nikolai Kymmels Buchhand-lung. Bd. II. 1760 s.
15. Taube M. ьоп. Drei v. Rosen’sche Alliancen in der Genealogie der sachsischen Linie v. Taube // Jahrbuch fur Genealogie, Heraldik und Sphragistik. Mitau: Jong & Polievsky, 1900. 45 S.
16. Geschichte der Familie von Wrangel vom Jahre zwoelfhundertfuenfzig bis auf die Gegenwart. Berlin, Dresden: Schaubsehe Buchhandlung, 1887. 815 S.
17. Ливонская хроника Бальтазара Рюссова //http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Russow/ titel.phtml?id=1283 (дата обращения: 20.02.08).
Статья поступила в редакцию 27 мая 2010 г.