Научная статья на тему 'Эстетико-педагогические условия в системе инклюзивного образования младших школьников'

Эстетико-педагогические условия в системе инклюзивного образования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л. П., Расулова А. И.

В статье рассматривается внедрение эстетико-педагогических условий в системе инклюзивного образования младших школьников. Также анализируются особенности творческого развития младших школьников в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феталиева Л. П., Расулова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTETIKO-PEDAGOGIChESKIye USLOVIYa V SISTEME INKLYuZIVNOGO OBRAZOVANIYa MLADShIKh ShKOLNIKOV

V statye rassmatrivayetsya vnedreniye estetiko-pedagogicheskikh usloviy v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkolnikov. Takzhe analiziruyutsya osobennosti tvorcheskogo razvitiya mladshikh shkolnikov v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya.

Текст научной работы на тему «Эстетико-педагогические условия в системе инклюзивного образования младших школьников»

ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Феталиева Л.П., канд. филол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии

начального образования, e-mail:[email protected], Расулова А.И., ст. преподаватель ПЦК психолого-педагогических дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье рассматривается внедрение эстетико-педагогических условий в системе инклюзивного образования младших школьников. Также анализируются особенности творческого развития младших школьников в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, младший школьник, восприятие, творческое развитие, творческий потенциал, творческие занятия, эстетико-педагогические условия, художественная терапия, музыкальная терапия, театральная терапия.

ESTETIKO-PEDAGOGIChESKIye USLOVIYa V SISTEME INKLYuZIVNOGO OBRAZOVANIYa MLADShIKh ShKOLNIKOV

Fetaliyeva L.P., kand. filol. nauk. dotsent kafedry pedagogiki i psikhologii nachalnogo obrazovaniya, E-mail:[email protected], Rasulov A. I., senior lecturer of the PTSK psychological and pedagogical disciplines ChOO VO «Sotsialno-pedagogicheskiy institut», Derbent

Annotatsiya. V statye rassmatrivayetsya vnedreniye estetiko-pedagogicheskikh usloviy v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkolnikov. Takzhe analiziruyutsya osobennosti tvorcheskogo razvitiya mladshikh shkolnikov v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya.

Key words: inklyuzivnoye obrazovaniye. tvorcheskoye razvitiye. tvorcheskiy potentsial. pedagogicheskiye usloviya. khudozhestvennaya teatralnaya terapiya.

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе. Однако, если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [7]

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных

mladshiy shkolnik. vospriyatiye. tvorcheskiye zanyatiya. estetiko-terapiya. muzykalnaya terapiya.

школах. Вместе с тем оно представляет собой образование. отличное от обычного, специального и интегрированного. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. [8]. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей и каждого ребенка в отдельности.

Инклюзивное образование, понимаемая в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса, является одним из главных направлений в стратегии развития образования. [3].

Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностямидолжны обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками, несмотря на трудности или различия между ними, но таким образом,чтобы обучение отвечало потребностям и нуждам, интересам всех учащихся и каждого ребенка в отдельности. [1].

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [6].

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Какова же связь между инклюзивным образованием и творческим развитием? Связь очевидна. Физиологами, психологам и педагогом давно известно, что творчество (как процесс познания и самоутверждения) является врожденным абсолютно для всех людей, независимо от физиологических, психических или интеллекту-

альных способностей. Соответственно, более эффективно, продуктивно и свободно ребенок, даже если он инвалид, будет развиваться в процессе творчества.

В общеобразовательной школе необходимо соединить педагогические условия с эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учетом воздействия эстетических качеств среды на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях ребенка, и формировании на этой основе эстетико-педагогических условий. [5].

Эстетико-педагогические условия, включают четыре группы:

1. Учебно-дизайнерские условия.

2. Социально-эмоциональные условия.

3. Эвристико-дидактические условия.

4. Индивидуально-творческие условия.

Внедрение в образовательный процесс данных условий оказывают положительное воздействие не только на развитие творческого мышления, но и значительно в лучшую сторону меняется психосоматическое здоровье младших школьников. Снижается уровень тревожности; сокращается количество заболеваний органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; стабилизируются комфортное эмоциональное и психическое состояние каждого отдельного ребенка в течение всего образовательного процесса.

Эстетические качества среды различным образом воздействуют на психику и физическое состояние ребенка, значит возможно организовать их воздействие таким образом, чтобы оно было положительным, а не отрицательным, и оказывало терапевтический эффект по отношению к психическому и физическому здоровью.

Терапевтический эффект в образовательном процессе представляет собой единство трех основных структурных блоков: художественная терапия, музыкальная терапия и театральная терапия. Каждая из структурных единиц наполнена рядом форм и методов работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника.

Художественная терапия включает следующие формы и методы работы:

и и тт и и 1—1

цветовой диагностический тест Люшера, совмещенный с методикой Баллоу по определению типа восприятия цвета; диагностические методики «Волшебные кляксы», «Что бы это значило?», «Дорисуй картину» и пр.; творческие художественные работы; синестетическая художественно-музыкальная деятельность; оформительская и дизайнерская деятельность в классе; экскурсионная работа; цветовая зрительная гимнастика. Оформительская и дизайнерская деятельность подразумевает цветовую и формообразующую организацию образовательного пространства совместно с детьми: сезонное оформление класса, дизайнерское оформление парт, декорации и костюмы к театрализованным выступлениям и пр. Экскурсионная работа включает, как посещение музеев, выставок, театров, так и выходы на природу, дни здоровья на природе. Цветовая зрительная гимнастика проводится на основе компьютерного проигрывателя Медиа Плеер.

В исследованиях И. В. Евтушенко и Е. А. Медведевой отмечается, что у младших школьников с особенностями развития наблюдается замедленность тем-

па восприятия, в связи с этим дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки [2,4].

Однако неизученными остаются вопрос о влиянии музыки на личность особенных детей и проблема организации процесса восприятия музыки у младших школьников с ОВЗ, поэтому необходимо заняться изучением этой проблемы.

Музыкальная терапия:

- пение караоке;

- музыкальное начало и окончание уроков;

- танцевальные физпаузы;

- хоровое пение;

- танцы на переменах;

- музыкальное сопровождение самостоятельных работ;

- музыкальные релаксационные упражнения;

- ритмизированные упражнения.

Пение песен караоке в букварный период значительно упрощает процесс обучения грамоте: развитие фонематического слуха, повышение техники чтения. Каждый урок начинается и заканчивается под музыку, что решило дисциплинарные проблемы. Физпаузы из стандартных наклонов и поворотов превратились в танцевальные паузы. Хором поем не только песни, но и слоги, правила и т.д. На переменах должна звучат танцевальная музыка. Музыкальное сопровождение самостоятельных работ повышает качество их выполнения и уровень самодисциплины. Музыкальные релаксационные упражнения снимают утомление и излишнее напряжение на уроках. Ритмизированные упражнения ритмизируют и деятельность вегетативной системы ребенка.

Игра на детских музыкальных инструментах доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев [1].

В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

Театральная терапия: пальчиковые игры; пластическое и мимическое фантазирование; радиотеатр; кукольный театр; театрализованные представления. Пальчиковые игры и пластическое фантазирование решают проблемы гиподинамии, развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру. Театрализованные представления способствуют раскрепощению, расслаблению, успешной самореализации и социализации учащихся, снимают стрессовые ситуации, активизируют, тонизируют, способствуют сохранению позитивного настроя. В течение учебного года с детьми удается поставить более 20 различного рода театрализованных представлений.

Создание сенсорной комнаты позволяет теперь осуществлять вышеуказанные проекты и в «волшебных» условиях. Комната оборудована не только приспособлениями для физического развития (тренажеры, дорожки, сухой бассейн, сухой душ, качели, мячи и др.), но и для творческого развития. В комнате работают цветовые прожекторы различной формы, цветовые табло: ночное небо, цветное зерка-

ло, ночной каскад, цветовой фонтан и др.; приспособления для ароматерапии; специальное музыкальное сопровождение, что является составляющими частями терапевтического эффекта, описанной выше.

Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально оборудованных помещений еще в большей степени позволяет осуществить дифференцированный, т.е. инклюзивный подход к каждому ребенку в школе.

Ожидаемые результаты при внедрении данных педагогических технологий:

- снижение уровня тревожности;

- комфортное психическое самочувствие первоклассников по результатам наблюдений, отзывам родителей;

- отсутствие признаков утомления и переутомления;

- высокая мотивация на посещение школы, желание учиться;

- низкий, по сравнению с прошлыми годами, показатель пропусков уроков по болезни.

Таким образом, эстетико-педагогические условия эффективно развивают творческий потенциал, а эстетика и творчество, в свою очередь, не только способствуют успешной социализации и самореализации ребенка, но и эффективны в системе инклюзивного образования.

Форма организации творческих занятий позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними.

Литература:

1. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. - 2008.- №6.

2. Калинина С.В. Психологическое сопровождение моего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: метод.рекомендации/. Новгород.гос.унив. им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород,2011.

3. Платова А. Е. Почему детям необходима музыка? // Воспитание школьников, 2006, №1.

4. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя специального учреждения.-М.:Владос,2003.

5. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод.пособие /. - М.: Владос, 2011.

6. Яновская М. Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование. 2005,№7.

7. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе. / Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.

Literature:

1. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoye obrazovaniye: sozdaniye ravnykh vozmozhnostey dlya vsekh uchashchikhsya. Minskaya shkola segodnya.- 2008.- №6.

2. Kalinina S.V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye moyego rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia: metod.rekomendatsii/. Novgorod.gos.univ. im.Yaroslava Mudrogo.-Velikiy Novgorod.2011.

3. Petrova V. G.. Belyakova. I. V. Psikhologiya umstvenno otstalykh - M.: Akademiya.2004.

4. Platova A. E. Pochemu detyam neobkhodima muzyka? // Vospitaniye shkolnikov.2006.№1.

5. Radynova O. P. Slushayem muzyku : Kn. dlya vospitatelya spetsialnogo uchrezhdeniya.-M.:Vlados.2003.

6. Staroverova M.S. Inklyuzivnoye obrazovaniye. Nastolnaya kniga pedagoga. rabotayushchego s detmi s OVZ: metod.posobiye /. - M.: Vlados. 2011.

7. Yanovskaya M. G. Vospitaniye emotsionalno-nravstvennoy kultury shkolnikov// Narodnoye obrazovaniye. 2005.№7.

8. Fetaliyeva L.P. Inklyuzivnoye obucheniye mladshikh shkolnikov v obshcheobrazovatelnoy shkole./ Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktualnyye problemy pedagogiki i psikhologii nachalnogo obrazovaniya». Makhachkala. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.