УДК 821.511.111.0
Е.Г. АНИСИМОВА
ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧУВАШСКОГО ПОЭТА Г. АЙГИ И ФРАНЦУЗСКОГО ПОЭТА П. ВЕРЛЕНА
Ключевые слова: символизм, декадентство, душа поэта, эмоции, молчание, идея красоты, гармония мира, символ, духовная свобода.
Рассмотрена эстетика символизма на примере творчества чувашского поэта Г. Айги и французского поэта П. Верлена. Для поэтов-символистов характерно глубокое своеобразие видения мира.
Они рисуют картины природы, передают внутреннее состояние лирического героя. Творчеству по-этов-символистов присуща необычайная музыкальность.
Ye.G. ANISIMOVA
THE AESTHETICS OF THE SYMBOLISM IN WORKS OF THE CHUVASH POET G. AYGI AND THE FRENCH POET P. VERLAINE
Key words: symbolism, decadence, the soul of a poet, emotions, the silence, the idea of beauty, harmony of peace, symbol, spiritual freedom.
This article discusses the aesthetics of the symbolism in works of the Chuvash poet G. Aygi and the French poet P. Verlaine. Their poems are characterized by the peculiarity of the vision of the world. Their poems paint a picture of the nature, convey an internal state of the romantic hero. There is an extraordinary musicality in works ofpoets-symbolists.
Символизм (фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX вв., прежде всего в самой Франции, а также Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 г. в газете «Le Figaro». Манифест провозглашал, что символизм чужд «простым значениям, заявлениям, фальшивой сентиментальности и реалистическому описанию». К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е годы, после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и, соответственно, так его манифестовали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в бессмысленную риторику.
Поэты-символисты стремились постичь и изобразить мир посредством метафор и аналогий, широкого использования музыкальной стихии. Основной их идеей являлась идея свободы творчества и поэтического воображения, не ограниченных законами внешней действительности. Внешний мир у них словно бы отходит на второй план, а на первый план выходит душа поэта, переполненная эмоциями и чувствами.
Основные принципы эстетики символизма впервые обозначились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.
По мнению поэтов, важнейшее свойство поэзии символизма - ощущение тайны, тишины, чего-то неразгаданного, еще не познанного. Эстетика символизма, присущая французским поэтам XIX в., во второй половине XX в. возродилась в творчестве чувашского поэта Геннадия Айги. В стихотворении «Ты моя тишина» читаем: о тебе говорю
я окрашенным звездам прозрачной зимы: «о как можно быть такой тишиною?..» -
ею - может быть - я окружен как безмолвием поля с мерцаньем участливо-ясным но не очиститься
душе моей зыбью ее и волнами неслышными
как проясняется сон мой - как будто давно - без меня - уже бодрствующий приснившейся в этом году белизною такой милосердною - к миру... -
но когда-то - возможно - убудет и цельность твоя и твоя полнота неколеблемая
столь простая и ясная как благодать
хоть на каплю слезы за меня
и когда я исчезну - ты выскажешь горе
без слов - только отблеском горя
а взамен - словно вздох - примешь чистую долю
и стойкую меру
такой пустоты что и жизненной будет и смертной словно там где не может быть Духа пребывает Его утешенье... -но - люблю я и знаю: для Бога нетронутой сохранится твоя тишина [1, с. 98].
Образ читателя и его внутреннего мира создается в стихотворении с помощью уже отмеченных в связи с темой творчества мотивов «тайны», неопределенности, «молчания», «тишины». У Поля Верлена в стихотворении «Un grand sommeil noir...» прослеживается мотив «молчания»:
Я в чёрные дни Не жду пробужденья.
Надежда, усни,
Усните, стремленья!
Спускается мгла На взор и на совесть.
Ни блага, ни зла, -О, грустная повесть!
Под чьей-то рукой Я - зыбки качанье В пещере пустой...
Молчанье, молчанье! [5, с. 105-106].
Молчание ставится поэтами выше поэзии, которая не в состоянии выразить сущности бытия и потому сама оказывается безмолвным источником абстракции. Произносимые слова имеют смысл лишь благодаря молчанию, омывающему их. Подлинное общение людей осуществляется непосредственно в соприкосновении душ, без слов, которые перегружены звуковой материей, отягощены реальным смыслом, устремленным к однозначности, и потому не могут служить выражением не только идеальной сущности мира, но и неуловимо зыбких духовных отношений между людьми.
Поэзия символизма - высшая форма знания, постижения мира; она приближается к религии, а ее творец облечен божественным всемогуществом.
Одна из главных задач поэзии символизма - обнаружение и воссоздание идеи Красоты, через которую раскрывается идея Добра. В стихотворении «С утра кусты жасмина» Г.Н. Айги выстраивает целую иерархию материальной красоты: от сияния неба до лучезарного солнечного света, который охватывает в той или и иной степени всю природу, превращая последнюю в нечто привлекательное и яркое, полноценное и полноцветное: а зарей собирали из мглы островки
своей августовской торжественно-праздничной зримости -
вплавляясь все ярче испариной белой
медленно в Солнце - столь твердо незыблемо близкое
как Отчий их дом
входя в его горницу в плотницко-русском сиянии -священнодействием [1, с. 111].
Если у Г.Н. Айги идея красоты отражается через разнообразие палитры, цветовой гаммы в описании природы, то у Поля Верлена красота - особенная, рассматривается сквозь призму гармонии мира. Именно поэтому любое отступление от этой гармонии сопровождают зло и жестокость, несправедливость и фальшь. Эти печальные мотивы всегда сопровождали поэзию Поля Верлена, аккомпанировали его чувством. Для того, чтобы понять поэзию автора, необходимо понять его душу. Поэзия Верлена - это история его души, зеркало его расположения духа и переживаний.
Эта боль души и порождает образ «осеннего сердца», со струн которого польются печальные осенние песни. На формирование личности Верлена повлияла книга Шарля Бодлера «Цветы зла», главная идея которой была направлена против жестокого общества. Она наполнила сердце поэта пасмурными, трагическими мелодиями, развеяла юношеские иллюзии и романтические мечты. А удручала поэта именно дисгармония окружающего мира. По мнению М. Горького, «в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая стремится чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может» [4, с. 929]. В стихотворении «Colloque sentimental» читаем:
Забвенный мрак аллей обледенелых Сейчас прорезали две тени белых.
Из мертвых губ, подъяв недвижный взор,
Они вели беззвучный разговор;
И в тишине аллей обледенелых Взывали к прошлому две тени белых:
«Ты помнишь, тень, наш молодой экстаз?»
«Вам кажется, что он согрел бы нас?»
«Не правда ли, что ты и там все та же,
Что снится, тень моя, тебе?» - «Миражи».
«Нет, первого нам не дано забыть
Лобзанья жар... Не правда ль?» - «Может быть».
«Тот синий блеск небес, ту веру в силы?»
«Их черные оплаканы могилы».
Вся в инее косматилась трава,
И только ночь их слышала слова [3, с. 214-215].
Поль Верлен обогатил лирику разнообразнейшими оттенками переживаний, сблизил ее с задушевной беседой, придал стиху тонкую музыкальность. Стихотворения Поля Верлена наполнены мелодичностью и поэтической свободой: Начертания ветхой триоди Нежным шёпотом будит аллея,
И, над сердцем усталым алея,
Загораются тени мелодий.
Их волшебный полёт ощутив,
Сердце мечется в узах обмана,
Но навстречу ему из тумана Выплывает банальный мотив.
О, развеяться в шёпоте елей...
Или ждать, чтоб мечты и печали Это сердце совсем закачали И, заснувши... скатиться с качелей?
(Поль Верлен «Песня без слов») [2, с. 215].
Музыкальность является основной чертой поэзии символистов. При помощи символов поэты могли пытаться интуитивно понять сущность явлений и вещей, постичь глубокий смысл жизни, почувствовать и передать высшую красоту. А музыка стала связующим звеном между смыслом и самим поэтическим словом.
Айги, как и Верлен, находился в постоянном поиске идеала. Посредством символов художник слова передавал сверхчувственное, нечто светлое, ясное. В стихотворении «И снова - лес» поэт отождествляет лес со счастьем, со светом, с высшей силой: что за места в лесу? поет их - Бог и слышать надо - о уже пора! -их не во времени а в высшем голосе
где как идея ночь светла и ясен день как Бог ум:
пусть - так поются! это наше счастье что так их можем представлять! -
но есть - не только представляемое:
есть светлое один - в любой поляне:
как важно это для меня! -
то рода свет (одно и то же гласное:
поет - во всех местах в лесу его один и тот же Бог) [1, с. 71].
В поэзии Айги часто встречается образ «поляны»: поляна в лесу, поляна из детского сна, поляна - как открытое место, как место, где много света. На этой поляне совершается действие, вернее, присутствие автора, особенное его состояние, когда он «открыт», - но не перед миром, действительностью, а -перед Кем-то. Его поляна постепенно приобретает смысл «места», отграниченного от реальности, предназначенного для одного прислушивания, для уловления едва слышного звучания. Она становится символом: пение (их же - внезапное) их вызвало - и они вырастали - с объятьями там - на поляне раскачиваясь (пенье раскачивалось): в отцы - из отцов - вырастали (и свет отцов - раскачивался):
пели - страну находя-колыхая (тем самым теряя ибо
теперь
уже нахожденье любое - потеря все более - обще-Земная) и возвращение это горело-раскачивалось: в руках - на плечах друг у друга - пылало прощанье! - уже нахожденье то - окончательное
(ибо - последнее)
(Г.Н. Айги «Поляна - Прощание») [1, с. 185].
Словарь и образная система Айги крайне трудны для понимания. Они предназначены не только для того, чтобы видение поэта нашло свое осуществление в слове, - тут способ «отодвинуть» реальность, предупредить ее вторжение, - непосвященные примут эту поэзию за невнятицу и пройдут мимо.
Он создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия - все символично в поэзии поэта. Вечные символы, запечатленные в лирике Айги (поле, сад, дом, лес, река, березы, розы, снег и др.), получили особое, пронзительное звучание благодаря жертвенной человечности поэта. Как и для Верлена, для Айги важнейшая нота творчества - любовь к Родине: была как лужайка страна мир - как лужайка там были березы-цветы и сердце-дитя
а как те березы-цветы ветром этого мира сдувались и розы-снега
окружали как ангелов-нищенок вздох
сельских безмолвных!.. - и с их Свето-Жалостью
вместе
светили
(здесь - место молчанью такому же долгому как их бесконечная жизнь)
мы назывались - Сияния этого многие каждый скрепляя свеченье живое вторично в страданьи
(та же и здесь тишина)
и слушали-были: что чистота скажет Словом единым?
не прерываясь лучилось:
мир-чистота
(Г.Н. Айги «О да: Родина») [1, с. 105].
Поль Верлен и Геннадий Айги воплощали в стихах и образах свое стремление к духовной свободе, выражали доверие вечным человеческим ценностям как первооснове всего существующего в мире, их поэзия - яркая манифестация эстетики символизма, важная составляющая европейского постмодернизма.
Литература
1. Айги Г.Н. Поля-двойники / Г.Н. Айги. М.: ОГИ, 2006. 232 с.
2. Анненский И. Песня без слов / И. Анненский // Избранные произведения. Л.: Худож. лит., 19BB. С. 215.
3. Анненский И. Сентиментальная беседа / И. Анненский // Избранные произведения. Л.: Худож. лит., 19BB. С. 214-215.
4. Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. М.: Сов. энцикл., 1971. 1040 с.
5. Сологуб Ф.К. Мудрость / Ф.К. Сологуб. Л.: Сов. писатель, 196B. Т. 2. С. 105-106.
АНИСИМОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА - методист кафедры иностранных языков, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары (kat1096@yandex.ru).
ANISIMOVA YEKATERINA GENNADYEVNA - teacher trainer, Chuvash Republican Institute of Education, Russia, Cheboksary.