Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА ОДЕЖДЫ ЯКУТОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭСТЕТИКА ОДЕЖДЫ ЯКУТОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
33
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
якуты / национальный костюм / традиции / украшения / возрождение этнической идентичности. / Yakuts / national costume / traditions / jewelry / revival of ethnic identity.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Наумов В.А.

В статье анализируются традиции и современность эстетики одежды якутов. Отмечается, что традиционная якутская одежда отличается самобытным кроем и художественно-декоративным оформлением, позволяющим однозначно дифференцировать её среди других региональных стилистик. Приводятся основные этапы развития традиционной якутской одежды. Костюмы первого периода были функциональными и изготавливались из местного сырья, обрабатываемого вручную, в их семантике были ярко выражены этнические особенности мировосприятия якутов. Одежда первого периода была связана с ритуально-обрядовой практикой: обрядовый костюм связывал человека с окружающим миром и божествами, выступал материальной оболочкой, защищающей от влияния негативных сил. Рассматриваются некоторые элементы женской свадебной одежды XVII – середины XVIII в. Отмечается, что якуты уделяли большое внимание декоративному оформлению одежды, используя разнообразные и многочисленные металлические украшения, вышивку шёлком, бисером, конским и оленьим волосом, различными нитями, декорирование полосами меха, кусками кожи и разноцветными суконными лоскутьями. Особое место отводилось орнаменту, символизировавшему идею жизни, роста, плодородия и плодоношения. Значимую роль в традиционном костюме имело сочетание цветов. Второй этап развития традиционной якутской одежды начинается с середины ХVIII в. и связан с влиянием русской культуры и доступности текстильной промышленности. Начало третьего этапа развития костюма пришлось на ХХ в. Для одежды того периода свойственна утрата художественным оформлением культового значения – оно приняло исключительно декоративный характер. В советский период традиционный костюм был полностью вытеснен фабричными изделиями. Четвёртый этап развития традиционной якутской одежды связан с её возрождением, основанным на потребности якутского народа конструировать этническую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICS OF YAKUT CLOTHING: TRADITIONS AND MODERNITY

The article analyzes the traditions and modernity of the aesthetics of Yakut clothing. It is noted that traditional Yakut clothing is distinguished by its original cut and artistic and decorative design, which allows it to be clearly differentiated from other regional styles. The main stages in the development of traditional Yakut clothing are given. The costumes of the first period were functional and made from local raw materials, processed by hand; their semantics clearly expressed the ethnic features of the Yakut worldview. Clothing of the first period was associated with ritual and ceremonial practice: a ritual costume connected a person with the outside world and deities, and acted as a material shell that protected from the influence of negative forces. Some elements of women's wedding clothing of the 17th mid-18th centuries are considered. It is noted that the Yakuts paid great attention to the decorative design of clothing, using various and numerous metal decorations, embroidery with silk, beads, horse and deer hair, various threads, decoration with strips of fur, pieces of leather and multi-colored cloth scraps. A special place was given to the ornament, symbolizing the idea of life, growth, fertility and fruiting. The combination of colors played a significant role in the traditional costume. The second stage in the development of traditional Yakut clothing begins in the mid-18th century. and is associated with the influence of Russian culture and the accessibility of the textile industry. The third stage of costume development began in the 20th century. Clothing of that period is characterized by the loss of cult significance in artistic design it took on an exclusively decorative character. During the Soviet period, traditional costume was completely replaced by factory products. The fourth stage in the development of traditional Yakut clothing is associated with its revival, based on the need of the Yakut people to construct an ethnic identity.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА ОДЕЖДЫ ЯКУТОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.15.24.004 УДК 008

© ®

Attribution

сс by

ЭСТЕТИКА ОДЕЖДЫ ЯКУТОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Наумов В.А.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Аннотация. В статье анализируются традиции и современность эстетики одежды якутов. Отмечается, что традиционная якутская одежда отличается самобытным кроем и художественно-декоративным оформлением, позволяющим однозначно дифференцировать её среди других региональных стилистик. Приводятся основные этапы развития традиционной якутской одежды. Костюмы первого периода были функциональными и изготавливались из местного сырья, обрабатываемого вручную, в их семантике были ярко выражены этнические особенности мировосприятия якутов. Одежда первого периода была связана с ритуально-обрядовой практикой: обрядовый костюм связывал человека с окружающим миром и божествами, выступал материальной оболочкой, защищающей от влияния негативных сил. Рассматриваются некоторые элементы женской свадебной одежды XVII - середины XVIII в. Отмечается, что якуты уделяли большое внимание декоративному оформлению одежды, используя разнообразные и многочисленные металлические украшения, вышивку шёлком, бисером, конским и оленьим волосом, различными нитями, декорирование полосами меха, кусками кожи и разноцветными суконными лоскутьями. Особое место отводилось орнаменту, символизировавшему идею жизни, роста, плодородия и плодоношения. Значимую роль в традиционном костюме имело сочетание цветов. Второй этап развития традиционной якутской одежды начинается с середины ХVIII в. и связан с влиянием русской культуры и доступности текстильной промышленности. Начало третьего этапа развития костюма пришлось на ХХ в. Для одежды того периода свойственна утрата художественным оформлением культового значения - оно приняло исключительно декоративный характер. В советский период традиционный костюм был полностью вытеснен фабричными изделиями. Четвёртый этап развития традиционной якутской одежды связан с её возрождением, основанным на потребности якутского народа конструировать этническую идентичность.

Ключевые слова: якуты, национальный костюм, традиции, украшения, возрождение этнической идентичности.

Abstract. The article analyzes the traditions and modernity of the aesthetics of Yakut clothing. It is noted that traditional Yakut clothing is distinguished by its original cut and artistic and decorative design, which allows it to be clearly differentiated from other regional styles. The main stages in the development of traditional Yakut clothing are given. The costumes of the first period were functional and made from local raw materials, processed by hand; their semantics clearly expressed the ethnic features of the Yakut worldview. Clothing of the first period was associated with ritual and ceremonial practice: a ritual costume connected a person with the outside world and deities, and acted as a material shell that protected from the influence of negative forces. Some elements of women's wedding clothing of the 17th - mid-18th centuries are considered. It is noted that the Yakuts paid great attention to the decorative design of clothing, using various and numerous metal decorations, embroidery with silk, beads, horse and deer hair, various threads, decoration with strips of fur, pieces of leather and multi-colored cloth scraps. A special place was given to the ornament, symbolizing the idea of life, growth, fertility and fruiting. The combination of colors played a significant role in the traditional costume. The second stage in the development of traditional Yakut clothing begins in the mid-18th century. and is associated with the influence of Russian culture and the accessibility of the textile industry. The third stage of costume development began in the 20th century. Clothing of that period is characterized by the loss of cult significance in artistic design - it took on an exclusively decorative character.

AESTHETICS OF YAKUT CLOTHING: TRADITIONS AND MODERNITY

Vasily A. Naumov

North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

During the Soviet period, traditional costume was completely replaced by factory products. The fourth stage in the development of traditional Yakut clothing is associated with its revival, based on the need of the Yakut people to construct an ethnic identity.

Keywords: Yakuts, national costume, traditions, jewelry, revival of ethnic identity.

Введение.

Традиционная якутская одежда отличается самобытным кроем и художественно-декоративным оформлением, позволяющим однозначно дифференцировать её среди других региональных стилистик [1]. Народный якутский костюм являлся максимально функциональным, поскольку сформировался под влиянием местных природно-климатических условий. Он выполнялся из натуральных материалов, которые использовались рационально. Подход к созданию традиционной одежды отражает мировоззрение якутов, в основе которого лежит уважение к природной среде. В настоящее время национальный якутский костюм продолжает развиваться, трансформируясь под влиянием новых социальных запросов и потребностей.

Целью работы является изучение традиций и современности эстетики одежды якутов. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении особенностей традиционных форм и развития национального якутского костюма.

В развитии традиционной якутской одежды можно выделить несколько этапов [2]. Наиболее архаичный этап начинается до присоединения территории Якутии к Российскому государству и длится примерно до конца XVII в. Костюмы того периода использовались для облегчения жизни в суровых климатических условиях, были функциональными и изготавливались из местного сырья: шкур диких и домашних животных и меха, обрабатываемых вручную.

В семантике традиционной одежды были ярко выражены этнические особенности мировосприятия якутов. Считается, что декор старинной одежды представлял собой систему символов, использовавшуюся в качестве невербального средства передачи этнокультурной информации. Помимо этого, одежда первого периода была связана с ритуально-обрядовой практикой: обрядовый костюм связывал человека с окружающим миром и божествами, выступал материальной оболочкой, защищающей от влияния негативных сил. Одежда выполняла магико-охранную, сигнификативную и апотропическую функции в обрядовых ситуациях, что выражалось в традициях силуэтного покроя, декора, орнаментов и цветового сочетания, связанных с древними мифологическими, религиозными и художественно-образными представлениями якутов.

Показательный пример древнего якутского костюма - женская свадебная одежда XVII - середины XVIII в. [3]. Свадебный наряд невесты состоял из мехового пальто тангалай, ровдужной рубахи, меховой дохи сангыях, шапки ураа бэргэсэ, кожаных панталонов (натазников), наличного покрывала аннах, ноговиц и торбасов. Сангыях составляла приданое невесты, шилась из дорогих мехов, размещённых наружу, дополнялась оторочкою из разноцветных сукон. На спине шубы вышивались серповидные вставки из меха выдры или бобра.

Шапка ураа бэргэсэ имела полусферическую форму, сверху украшалась перьями, на лобной части - металлическими дисками мотива солнца, по бокам - металлическими и бисерными украшениями, ниспадающими до уровня груди. Аннах был сшит из разных мехов либо из ровдуги и волосяной сетки, украшался цветными нитками, вышивкой бисером, кожаной аппликацией, бляшками и подвесками с бубенцами.

Наиболее известным элементом женского свадебного костюма является тангалай - наплечная одежда из кожи и меха с прямыми сходящимися бортами, короткими рукавами до локтей, воротником-стойкой или без воротника [4, 5]. Якуты уделяли большое внимание декоративному оформлению тангалая: вдоль подола, бортов, заднего и боковых разрезов шла опушка из бобра, песцовых и лисьих лапок, дополняемая рядами белого, синего и чёрного бисера, монетами, металлическими бляшками, литыми ажурными пластинами и бубенчиками. Многочисленные металлические подвески и жетоны издавали мелодичный звон, выполняя функции инструмента апотропической магии [6].

Изделия из металла были широко распространены в якутском национальном костюме, отличались сложной формой и своеобразной конструкцией [7]. Якутские мастера изготавливали разнообразные украшения из серебра и золота: серьги, накосные украшения (косоплетки, накосники, гребенки), головные ободки бастынга, шейные гривны и браслеты, шейно-нагрудные украшения илин кэбисэр, сюрэх и уолук симэгэ, наспинные украшения кэлин кэбисэр, набедренные украшения комус ку и еттюк симэгэ, браслеты, кольца, нашивные декоративные бляшки, подвески и пуговицы.

Якуты придавали большое значение украшению костюма, используя вышивку шёлком, бисером, конским и оленьим волосом, золотыми, серебряными и разноцветными нитями, декорирование полосами меха, кусками кожи и разноцветными суконными лоскутьями [8]. Особое место отводилось орнаменту, основу канона которого составляла закономерность повторения одного

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

мотива - якутской лиры. Лира могла быть геометрической, геометризованной, иметь антропоморфную, скотоводческую или растительную семантику, однако во всех случаях символизировала идею жизни, роста, плодородия и плодоношения.

Значимую роль в традиционном костюме имело сочетание цветов [9]. Якуты широко использовали цветные сукна, бисер и нитки, тщательно подбирая цвета по тону. Предпочтение отдавалось жёлтому, золотистому, бледно-голубому, светло-коричневому, нежно-зелёному и бледно-розовому тонам, которые ассоциируются у якутов с солнцем, теплом, зимой и холодом, землёй и деревьями, листьями и травой, страстью и любовью соответственно. В общем колористическом решении значимую роль играл фон вышивки, чаще всего красный, чёрный или коричневый.

Обсуждения.

Второй этап развития традиционной якутской одежды начинается с середины ХVIII в., когда покрой и отдельные элементы костюма активно видоизменялись вследствие вхождения территории Якутии в состав Российского государства и влияния других народов [10]. В связи с трудоёмкостью изготовления якуты стали отказываться от меховой аппликации, вышивки конским и оленьим волосом, сокращать количество бисерной отделки и увеличивать число серебряных подвесных украшений. На якутские ярмарки стали привозиться ткани русского производства, которые получили большое распространение. В городах интенсивно внедрялась русская городская одежда. В Х!Х в. изменился общий вид якутского костюма: он стал иметь трапециевидный силуэт, сильно расширился снизу и удлинился, приобретя значительно русифицированный вид. В то же время натуральный мех интенсивно использовался в одежде достаточно долго, что связано с суровыми природно-климатическими условиями региона. Однако развитие торговли и технологий лёгкой промышленности постепенно привело к замене меховых изделий альтернативными материалами.

Третий этап развития традиционной якутской одежды начался в ХХ в. и связан с интенсификацией проникновения в жизнь якутов русской городской культуры [11]. Художественное оформление костюма постепенно утрачивало культовое значение и принимало исключительно декоративный характер, вместе с исчезновением культовых обрядов исчезла и обрядовая одежда. Трансформировалось традиционное цветовое сочетание отделки, основанное на мифологических воззрениях. Оригинальные элементы народного костюма, предназначенные для защиты от холода, стали забываться, и национальная одежда утратила функциональную значимость. Перестали использоваться металлические украшения. Основной верхней одеждой для мужчин и женщин стали лёгкое пальто из сукна и зипуна онолох сон, картузы, пояс-кушак, шляпы

из фетра и конского волоса. Женщины носили платья халадай с жилетом хасыат, в качестве головного убора использовали шалевые платки. Мужчины под пальто надевали рубашку, схожую с русской косовороткой, из атласа и дабы.

В советское время покрой и отделка народной одежды были полностью забыты, поскольку традиционный костюм вытеснили фабричные изделия. Это было связано с программой формирования общесоветской общности, в ходе которой этничность и этническое сознание направленно вымещались классовым сознанием. Деэтнизация охватила и якутов. В 1980-х гг. элементы якутской одежды сохранились только в сценических костюмах, однако их отличительные черты - силуэтная линия, покрой и орнаментация - были изменены, поскольку существовали в рамках собирательного образа «северного народа», созданного на основе стереотипных представлений.

Четвёртый этап развития традиционной якутской одежды начался с 90-х годов ХХ в., со стремления народов постсоветского пространства, в том числе якутов, возродить материальную и духовную культуру и вернуться к традиционным истокам [12]. Сложность этого процесса обусловлена безвозвратной утратой многих национальных традиций. Однако, поскольку культура не статична, отличается изменчивостью и пластичностью, её элементы подвергаются естественной трансформации. Национальный костюм, являющийся зримым и осязаемым элементом культуры, подвергся изменениям наиболее явственно. Его воссоздание актуализировало проблему консервации и изменений культуры. Оно могло пойти по двум путям - реконструкции по музейным образцам или создания новых образов на основе характерных культурных символов.

Результаты.

Второй вариант оказался более перспективным, поскольку сами современные якуты не воспринимают реконструированную якутскую одежду XVII—XVI11 вв. как якутскую вследствие того, что она значительно отличается от костюмов XIX -начала XX в. и тяготеет к одежде северных таёжных народов. В 2010-х гг. стали функционировать мастера и предприятия, специализирующиеся на изготовлении национальной одежды [13]. Основной задачей этого этапа развития якутского костюма стало изменение культуры повседневной одежды, обогащение предметов повседневного гардероба элементами национального костюма. Часть мастеров стремится сохранить традиционное значение декора, орнаментов и цветов, однако другие заимствуют артефакты национального костюма исключительно визуально, без их осмысления.

Заключение.

Таким образом, национальный костюм якутов имеет большое культурное значение, отражая древние художественные традиции народа. Он

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

представляет собой не только одежду, но и способ выражения принадлежности к народу и индивидуальности. В настоящее время национальный якутский костюм развивается, видоизменя-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ясь в соответствии с потребностями и духом времени, и выступает одним из инструментов конструирования этнической идентичности народа.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Заболоцкая З.М. Использование традиций народной одежды якутов в экодизайне современного костюма : автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.06 / Зинаида Михайловна Заболоцкая; С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна. СПб., 2010. 19 с.

2. Петрова С.И. Якутская национальная одежда: традиции, проблемы современной реконструкции и адаптации / С.И. Петрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 76-81.

3. Ефимова Е.М. Семантика женской свадебной одежды якутов XVII - середины XVIII веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 100-103.

4. Петрова С.И. Опыт реконструкции якутской женской одежды XVII-XVIII веков (по материалам погребения Ат-Дабан (Ат-Быран) VI) / С.И. Петрова, А.Н. Прокопьева, Н.С. Кирьянов // Научный диалог. 2020. № 3. С. 370-384.

5. Петрова С.И. Якутская одежда тангалай: крой, отделка, технологии / С.И. Петрова, А.Н. Прокопьева // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2023. № 1(60). С. 151-162.

6. Прокопьева А.Н. Описание и анализ женской одежды тангалай XVII-XW вв. (по археологическим и этнографическим материалам) / А.Н. Прокопьева, А.Р. Федорова // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 74-78.

7. Кулеева Л.М. Традиционные женские украшения из металла в Якутии / Л.М.Кулеева, В.Е. Шарина // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 11-4(23). С. 133-139.

8. Тишина Т.П. Роль орнамента в одежде и украшениях народов Якутии / Т.П. Тишина // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2016. № 3. С. 62-73.

9. Егорова А.И. Особенности восприятия цвета у якутов / А.И. Егорова, Н.В. Корепанова, А.А. Осипова, М.В. Пинигина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2021. № 4(84). С. 48-59.

10. Федорова А.Р. Традиционная одежда якутов XIX - начала ХХ вв.: природное сырье и новые материалы (количественный подход и анализ) / А.Р. Федорова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 3(44). С. 31-46.

11. Ван Дэндэн. Изучение якутского традиционного костюма в современной якутской культуре китайских студентов / Ван Дэндэн, Ли Сыюй // Грани познания. 2021. № 3(74). С. 15-19.

12. Яковлева К.М. Якутский национальный костюм: поиск идентичности / К.М. Яковлева, А.Н. Прокопьева // Человек и культура. 2019. № 4. С. 62-70.

13. Васильева Е.Е. Якутская национальная одежда в современной моде повседневности (социокультурный проект) / Е.Е. Васильева // Евразийский союз учёных. 2014. № 8-8. С. 162-165.

References:

1. Zabolotskaya Z.M. Using the traditions of Yakut folk clothing in the eco-design of modern costume : abstract of thesis. dis. ... cand. art critic: 17.00.06 / Zinaida Mikhailovna Zabolotskaya; St. Petersburg state University of Technology and Design. SPb., 2010. 19 p.

2. Petrova S.I. Yakut national clothing: traditions, problems of modern reconstruction and adaptation / S.I. Pe-trova // Current problems of the humanities and natural sciences. 2010. № 4. P. 76-81.

3. Efimova E.M. Semantics of women's wedding clothing of the Yakuts of the 17th - mid-18th centuries / E.M. Efimova // News of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen. 2009. № 90. P. 100-103.

4. Petrova S.I. Experience in the reconstruction of Yakut women's clothing of the 17th - 18th centuries (based on materials from the burial of At-Daban (At-Byran) VI) / S.I. Petrova, A.N. Prokopyeva, N.S. Kiryanov // Scientific dialogue. 2020. № 3. P. 370-384.

5. Petrova S.I. Yakut tangalay clothing: cut, finishing, technology / S.I. Petrova, A.N. Prokopyeva // Bulletin of archeology, anthropology and ethnography. 2023. № 1(60). P. 151-162.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

6. Prokopyeva A.N. Description and analysis of women's clothing tangalay XVII-XIX centuries (based on archaeological and ethnographic materials) / A.N. Prokopyeva, A.R. Fedorova // Society: philosophy, history, culture. 2017. № 12. P. 74-78.

7. Kuleeva L.M. Traditional women's metal jewelry in Yakutia / L.M. Kuleeva, V.E. Sharina // Symbol of Science: international scientific journal. 2016. № 11-4(23). P. 133-139.

8. Silence T.P. The role of ornament in the clothing and jewelry of the peoples of Yakutia / T.P. Silence // Collection of works of the Yakut Theological Seminary. 2016. № 3. P. 62-73.

9. Egorova A.I. Peculiarities of color perception among the Yakuts / A.I. Egorova, N.V. Korepanova, A.A. Osipova, M.V. Pinigina // Bulletin of the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova. 2021. № 4(84). P. 48-59.

10. Fedorova A.R. Traditional clothing of the Yakuts of the 19th - early 20th centuries: natural raw materials and new materials (quantitative approach and analysis) / A.R. Fedorova // North-Eastern Humanitarian Bulletin. 2023. № 3(44). P. 31-46.

11. Wang Denden. Study of the Yakut traditional costume in modern Yakut culture of Chinese students / Wang Denden, Li Siyu // Facets of knowledge. 2021. № 3(74). P. 15-19.

12. Yakovleva K.M. Yakut national costume: search for identity / K.M. Yakovleva, A.N. Prokopyeva // Man and culture. 2019. № 4. P. 62-70.

13. Vasilyeva E.E. Yakut national clothing in modern everyday fashion (sociocultural project) / E.E. Vasilyeva // Eurasian Union of Scientists. 2014. № 8-8. P. 162-165.

Информация об авторе

Наумов Василий Алексеевич

магистрант 2 курса

группы «Визуальная культура»,

кафедра культурологии,

Институт языков и культуры народа СВ РФ,

Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова», г. Якутск

Vasyta.poc Иа@ mail.ru

Vasily A. Naumov

2nd year Master's Student

of the Visual Culture group,

Department of Cultural Studies,

Institute of Languages and Cultures

of the People of the Northeast Russian Federation,

North-Eastern Federal University

named after. M.K. Ammosova, Yakutsk

Vasyta.poc hta@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.