Научная статья на тему 'Эстетика гламура: идеологические основания и историческая преемственность'

Эстетика гламура: идеологические основания и историческая преемственность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
708
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ГЛАМУР / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ИДЕОЛОГИЯ ГЕДОНИЗМА / IDEOLOGY OF HEDONISM / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / AESTHETICS OF GLAMOUR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Точилов Константин Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению феномена «гламур», который выявляет свою специфику сквозь призму теории симулякров культуры постмодернизма. Делается вывод, что предпосылки феномена «гламур» нужно искать в эстетической культуре прошлого: в гедонистических теориях, в стилистике дендизма, в эстетствующей культуре начала и расцвета буржуазного века, и что в основе гламура лежат идеологические установки, которые искусственно навязывают субъекту стереотипы массового потребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Last time in modern system of values orientation is planning new tendency of ideological influence by phenomenon of glamour. Modern glamour is revealing specific of oneself across of simulation's theory prism in postmodern culture. The preconditions of phenomenon of glamour we must seek in aesthetic culture of past, and first of all in theories of hedonism, in style of dandyism, in aesthetic culture of bourgeois century in periods of beginning and blossoming. The basis of glamour is ideological putting, what fasten artificial standard's of mass consumption

Текст научной работы на тему «Эстетика гламура: идеологические основания и историческая преемственность»

веры корейцев, поющих и музыкально интерпретирующих евангельские истины. В современной жизни Кореи христианство органично вплетено в жизнь, в его культурно-политической деятельности воспринимается на корейской земле как часть духовной культуры корейского общества.

Действительность же литургической практики в Корее сегодня такова, что вопрос должен стоять не только о стилевом многообразии музыкального материала, раскрывающегося в индивидуальных, общинных, узколокальных и региональных практиках, но и о целенаправленном рассмотрении ареально разветвленной, сложноорганизованной системы музыкального языка в пространственной и временной динамике его развития. Именно такой подход, с вовлечением суммы знаний из различных гуманитарных дисциплин (истории, культурологии, социологии, этнологии), формируя межпредметный уровень, обеспечит весомые выводы и позволит, разомкнув узкоспециальный участок собственно прикладной музыки литургии, органично вывести ее на проблему изучения гимнографии в плоскости орЦ8-музыки. В этом состоит уникальность опыта новосакральной музыки Южной Кореи.

Примечания

1. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-Х столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья) / Н. И. Ефимова. - М., 1998.

2. У Ген-Ир Введение в музыку стран Дальнего Востока / У Ген-Ир. - Петрозаводск, 2002.

3. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки / Э. Уилсон-Диксон. - СПб., 2001.

4. Шеффер Ф. А. Искусство в Библии / Ф. А. Шеффер. - СПб., 1998.

К. Ю. Точилов

ЭСТЕТИКА ГЛАМУРА: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Статья посвящена рассмотрению феномена «гламур», который выявляет свою специфику сквозь призму теории симулякров культуры постмодернизма. Делается вывод, что предпосылки феномена «гламур» нужно искать в эстетической культуре прошлого: в гедонистических теориях, в стилистике дендизма, в эстетствующей культуре начала и расцвета буржуазного века, и что в основе гламура лежат идеологические установки, которые искусственно навязывают субъекту стереотипы массового потребления. Ключевые слова: теория и история культуры, гламур, массовая культура, идеология гедонизма, симулякр.

Last time in modern system of values orientation is planning new tendency of ideological influence by phenomenon of glamour. Modern glamour is revealing specific of oneself across of simulation's theory prism in postmodern culture. The preconditions of phenomenon of glamour we must seek in aesthetic culture of past, and first of all in theories of hedonism, in style of dandyism, in aesthetic culture of bourgeois century in periods of beginning and blossoming. The basis of glamour is ideological putting, what fasten artificial standard's of mass consumption. Keywords: theory and history of culture, aesthetics of glamour, mass culture, ideology of hedonism, simulacrum.

В последней четверти ХХ века в системе аксиологических доминант наметилась устойчивая тенденция усиления идеологического влияния так называемого феномена «гламур». Мир гламура - мир «глянцевого блеска» есть своеобразная эстетическая деформация традиционных художественных ценностей, которая с

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

особой очевидностью проявляет себя в современной массовой культуре. С одной стороны, повышенный интерес к проблемам эстетизации бытия, связанный прежде всего с повседневной культурной практикой; с другой стороны, культурные стереотипы массовой культуры, необходимость следовать общепринятым образцам и нормам, а также отсутствие прямой цензуры и диктат товарно-денежных отношений требуют от личности особой специфической самопрезентации в культуре, одной из актуальных эстетических форм которой и является гламур.

Английское слово glamour возникло из заимствованного из фр. grammaire -«колдовство, заклинания - чары, очарование». Сегодня гламур является понятием, означающим близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», «внешне блестящего».

Этот «мир», опирающийся на личностный эгоцентризм и субъективную потребность в чувственных удовольствиях, ориентирует личность на открытую демонстрацию материального и социального успеха, имеет эстетическую маркировку в современной культуре. В связи с этим актуализируются, собственно, вопросы: о сущностной специфике гламура как современной формы эстетизации бытия и о возможной его исторической и эстетической преемственности.

Является ли гламур, актуализированный современностью, принципиально новым феноменом культуры или его возникновение предопределено исторической картиной прошлого? Каковы его сущностные идеологические характеристики и характер влияния на индивидуальное и массовое сознание?

Гламур - специфически-образная форма выражения бытия, основанная на принципах гедонизма. Аксиология этого явления имеет значительную эстетическую ретроспективную историю. Генезис и эволюцию гламура следует рассматривать сквозь призму идеологии гедонизма как одного из ранних типов эстетического освоения действительности. В основе понятий «гламур» и «гедонизм» лежит принцип наслаждения (удовольствия) от восприятия.

Впервые в систематизированном виде гедонизм был понят в системе взглядов киренаиков (2, с. 128). Согласно их концепции, гедонизм как условие миропорядка основан на доминанте индивидуальных потребностей перед общественными интересами. В качестве высшего блага признавался принцип удовольствия, который есть наиболее желательное состояние индивидуума. Согласно гедонизму ки-ренаиков, все поступки и стремления субъекта являются средством для достижения главной цели - переживания удовольствия. Само существование желания дает право на его удовлетворение, а следовательно, осуществление цели жизни - есть наслаждение. Высшая цель жизни - в телесных наслаждениях, а счастье - в общей сумме испытанных удовольствий (Аристипп).

Дальнейшая эволюция гедонистических представлений об удовольствии связана с тем, что само понятие «наслаждение» стало рассматриваться в точки зрения потребностей души (Аристотель, Эпикур). «Цель души есть наслаждение. Кто не чувствует наслаждения, тот трижды несчастлив и лишен блаженства» (Аристотель) (2, с. 126).

Несмотря на то, что гедонизм с течением времени менял свои ориентиры, сохранялась определенная преемственность с тем изначальным принципом, который был положен в основу гедонизма: стремление к наслаждениям и избежание страданий (5, с. 770). В современном понимании гламур, как стремление к наслаждению, также связан с отрицанием страдания, так как последнее приводит к драме - итогу общественного конфликта. Следовательно, драма не может быть гламурной. Установки гламура на наслаждение, прежде всего связанное с теле-

сными характеристиками, таковы: безальтернативное отрицание конфликтного социального драматизма и ничем не ограниченное потреблением.

Таким образом, гламур, связанный с эстетикой восприятия и основанный на потребительской культуре наслаждения, имеет одной из своих целей — эстетически-чувственное удовольствие.

Гламур — это одна из исторически обусловленных эстетических форм бытия, истоки которого следует искать в определенных стилистических принципах прошлого, а именно: в эстетически-выразительных принципах рококо и дендизма. Эстетические принципы рококо и дендизма имеют черты «семейного сходства» (Л. Витгенштейн) с идеологическими установками гламура.

Стиль рококо с его эротическим началом привнёс в современное понятие «гламур» чувственный гедонизм. Кроме того, стиль рококо с гламуром объединяют «упоение» наслаждением и уход от «серьёзного» восприятия жизни, где один из главных принципов — «не прилагая усилий, живи в своё удовольствие» (4, с. 7). Стремление к чувственному наслаждению, игре и эротической красоте проявляется в моде, утверждая рафинированность телесного, освобожденного от физического принуждения. Вместе с этим культура рококо была ориентирована на запросы определенной субкультурной группы - аристократию, следовательно, ее чувственно-выразительная эстетика предполагает высокую степень элитарности.

В стилистике дендизма так же наблюдаются черты «семейного сходства» с эстетическими принципами гламура. «Дендистская красота», наряду с утилитарными характеристиками (функционального удобства, высокого качества и цены), должна отвечать еще и требованию эстетической утонченности (Браммел, Уальд).

В Англии сложились наиболее благоприятные условия для развития свободного самовыражения буржуазного (гламурного) индивида (4, с. 54). Социальную базу дендизма составляли аристократия и представители среднего класса, что дает основания полагать, что, по сравнению с рококо, дендизм независим от социального происхождения. Дендизм привнес в эстетическую презентацию личности некие принципиально новые мотивы: провокативное поведение на публике, иронический цинизм, пристальное внимание к стилю и фигуре, «холодность», «эстетские» позы, «деланная» небрежность, легкая «скользящая» эрудиция.

Современный денди - это метросексуал, поклонник красоты, заботящийся о том, чтобы красота не только была, но была презентативно явлена обществу и по достоинству оценена им: для этого необходимо не только посещать косметические салоны, следовать моде, но и вести активную светскую жизнь. Таким образом, в современном понимании «денди» - это более всего стильно одетый, светский (общественный, публичный) человек. Такие части философии дендизма, как кодекс поведения, образованность, свободомыслие и эрудиция, авангардизм, особая «техника» тела, сегодня часто не принимаются в расчет. Это же относится и к вопросам долга и чести.

Эстетические идеалы гламура сегодня находятся под значительным влиянием массовой культуры и массовых коммуникаций, которые формируют общественные стереотипы поведения. Они — эффективное средство демонстрации буржуазной идеологии с ее ценностями и нормами жизни.

Гламур как актуальное явление современной массовой культуры формировался под значительным воздействием городской среды. «Именно городское бюргерство, в среде которого потомственные горожане перманентно разбавлялись вчерашними мигрантами, стало той средой, где родился массовый человек в его современном понимании» (3, с. 149). Городская цивилизация изменила не

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

только образ жизни человека, но и оказала сильнейшее влияние на его способ мышления, ценностные установки, которые стали эстетическими прообразами современной постмодернисткой эстетики гламура.

Гламур как современный эстетический феномен связан прежде всего со следующими контекстами: с миром потребления товаров (услуг), с модой, культурой «шоу», стилями жизни, то есть областью определенных культурных практик. Эти культурные практики получают свое легитимное признание и идеологическое одобрение в средствах массовой информации: медиа, глянцевых журналах, массовой литературе, телевидении, то есть в целом комплексе массовых медиа-изданий, поставляющих и закрепляющих популярные образцы для субъекта массовой культуры. Таким образом, у этого явления имеется много путей сообщения с современной культурой, поэтому границы идеологической экспансии гламура на мир духовной культуры предельно широки.

Современный гламур выявляет свою специфику сквозь призму теории симу-лякров (Ж. Бодрийяр) постмодернистской культуры. В основе данной теории лежат принцип создания «косметического» эффекта в преподнесении повседневной реальности, стремление её симулировать, приукрасить и идеализировать реальные жизненные процессы, в результате чего действительность приобретает симулятивный характер. «Сознание масс попадает в сферы деконструкции и симуляции» (1, с. 276).

Гламур проявляет себя не просто как мода (с ее изменчивостью), но как стиль (с его индивидуальностью). С одной стороны, пропагандируя красоту бытия, гла-мур воспитывает эстетические вкусы: разумно требуя оценивать все, что связано с повседневной культурой, не только с функциональной, но и с эстетической точки зрения. Понятие «гламур» носит позитивную эстетическую окраску в аксиологических ценностях субъекта массовой культуры, так как, с его точки зрения, принадлежность к «миру гламура» повышает самооценку личности и поднимает ее социальный статус.

С другой стороны, гламур есть специфический настрой общества массового потребления, особое мировоззрение, нивелирующее основные духовные приоритеты человека: модным становится акцент на роскошь и внешний блеск. Внешняя форма превалирует над внутренним содержанием. Таким образом, симулятивная идеология гламура очевидна. Всеобщая «гламуризация» сфабрикована и адаптирована к выживанию посредством искусственной переоценки и замены гуманных ценностей ценностями симулятивными. Гламур - особое эстетическое явление буржуазной культуры - «мейнстримовое», массововое, которое одновременно является и <тр-ложей» для избранных.

Примечания

1. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М.,1998.

2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. - М., 2000.

3. Пелипенко А. А. Эволюция феномена массового искусства / А. А. Пелипенко. -СПб., 2000.

4. Фукс Э. История нравов. Галантный век / Э. Фукс. - М., 1994.

5. Эпикур Письма и фрагменты / Эпикур // Мыслители Греции. От мифа к логике: [сочинения]. - М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.