Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание в условиях современного мегаполиса'

Эстетическое воспитание в условиях современного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / НРАВСТ-ВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / ДОСУГ / LEISURE / ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ. / EXHIBIT HALL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лютова Нина Константиновна

Потребление суррогата вместо на-стоящего культурного «продукта» ведет к исчезновению под-линного искусства. В период общественного и экономического кризиса человек особо нуждается в духовной пище, поддержке, эмоциональной разрядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumption of this surrogate except the real cultural "material" leads to disappearance of authentic art. During the time of social and economic crisis the person specially needs the food for reflection, support, emotional slackening.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание в условиях современного мегаполиса»

Эстетическое воспитание в условиях современного мегаполиса

Социально-культурная сфера московского мегаполиса в последние полтора десятка лет подверглась кардинальным трансформациям. Изменились форма и содержание, субъект и объект культурной деятельности, появились новые формы собственности и источники финансирования. На карте Москвы исчезли одни культурно-досуговые объекты и появилось множество новых учреждений культуры.

Сегодня в представлении большинства людей культура - это способ проведения досуга. А именно: казино, дискотеки, концерты «звезд», не отличающихся высоким профессиональным уровнем и т.п. Потребление суррогата вместо настоящего культурного «продукта» ведет к исчезновению подлинного искусства. Тем более что приобщение к лучшим образцам отечественной и мировой культуры -это колоссальный душевный труд, самосовершенствование.

Коммерциализация культурно-досуговой сферы привела к тому, что почти исчезли такие направления работы с населением, как кружки технического и гуманитарного творчества, художественной самодеятельности разных жанров, клубы по интересам, выставки, в которых могли бы на бесплатной основе участвовать все желающие и т.п. Но одновременно создались новые направления, ориентированные на получение прибыли, но в то же время предоставляющие посетителям за определенную плату возможность получить новые знания, повысить уровень квалификации, а значит дающие шанс подняться по экономической и социальной лестнице.

До начала перестройки культурная сеть в Москве была довольно обширной. Клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, театры и музыкальные школы посещали миллионы москвичей всех возрастов и социальных категорий. В процессе перестройки ситуация в столице

изменилась, но не в лучшую сторону. Учреждений культуры стало меньше, они утратили свою демократичность, доступность, сузился диапазон их деятельности, прежде бесплатные услуги стали платными и иногда очень дорогими. Произошло социальное расслоение общества, при котором большинство людей обеднело не только материально, но и духовно. В условиях глобальной коммерциализации досуга в учреждениях культуры заметно сворачивание деятельности, не окупающей расходы. Закрываются бесплатные кружки, студии, распускаются коллективы народного творчества, урезается финансирование библиотек, сокращается число занимающихся в музыкальных школах и школах искусств. Между тем эти виды досуга есть и неотъемлемая часть самобытной культуры Отечества, сберегаемой и передаваемой из поколения в поколение.

В период общественного и экономического кризиса человек особо нуждается в духовной пище, поддержке, эмоциональной разрядке. Анализ досуга москвичей показал, что только 15% из них время от времени посещают музейные и выставочные учреждения. Наиболее активными являются люди в возрасте 30-50 лет. Дети, подростки, студенты, учащиеся и работающая молодежь до 25 лет особого интереса к художественным экспозициям не проявляют.

Среди любимых музеев и выставочных залов Москвы называют: Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею, Исторический музей, Бородинскую панораму, Музей Вооруженных сил, Оружейную палату, Музей Востока, Центральный дом художника, а также мемориальные музеи писателей, поэтов и художников. В настоящее время в Москве действует около 30 выставочных залов, в среднем по 2 зала в каждом административном округе.

Мотивы приобщения к визуальному искусству разнообразны. Прежде всего, это получение эстетического наслаждения, удовольствия от увиденного. Культурно провести свое свободное время сюда приходят 39% опрошенных, 21% - хотят отвлечься от домашних забот, обыденности, 12% - пообщаться с людьми, близкими по искусству друзьями, с целью общения с творчеством любимых художников или приобретения картин - всего 7% и 3% респондентов соответственно.

В последнее время в Москве наметился процесс обновления организации выставочного дела. Деятельность районных выставочных залов стала более разнообразной. Некоторые выставочные залы установили тесные контакты с музеями и другими учреждениями культуры Москвы. Например, выставочный зал «Тушино» сотрудничает с государственным историческим музеем, Музеем «Тропинина и его современников», Музеем космонавтики, Дарвиновским музеем, с Музеями-усадьбами «Архангельское», «Кусково», «Останкино». Выставочный зал «Выхино» контактирует с Музеем Востока, «Галерея Нагорная» - с Музеем истории Москвы, Музеем революции, Музеем музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Большинство залов обеспечены необходимыми помещениями и оборудованием. Однако есть залы, помещения которых не соответствуют современным требованиям. Интересны результаты опроса посетителей частных галерей.

Возникновение негосударственных (частных) художественных галерей стало новым явлением сегодняшней Москвы. Сегодня их насчитывается более 100.

Районные выставочные залы должны стать культурными центрами, где могли бы проводить свое свободное время различные социальные слои населения округов (районов). Для приобщения к

искусству подрастающего поколения при залах должны быть центры или клубы художественного воспитания детей и подростков. Кроме того, с той же целью в залах следует организовать художественные специальные выставки, адаптированные для детского восприятия.

Работа московских выставочных залов удовлетворяет сегодня малую часть посетителей. Основные причины неудовлетворенности заключаются в том, что нет возможности приобрести в зале каталоги, репродукции, слайды картин и художественные альбомы, ознакомиться с творчеством интересующих художников, нет условий для отдыха в виде кафе, буфета. Многие сетуют на то, что очень редко устраиваются выставки зарубежных художников. Некоторые указывают на недостаточно высокий художественный уровень экспозиций, высокие цены, нехватку комфорта и уюта.

Здесь следует сказать об уникальном опыте Московского института социально-культурных программ и Департамента культуры Москвы по художественному воспитанию детей, подростков и молодежи. Выставочный проект уже на протяжении двадцати лет осуществляется при всесторонней поддержке Правительства Москвы.

С 1991 г. Институт проводит в Центральном доме художника конкурсные художественные выставки "Золотая кисть", а с 1993 г. -выставки-конкурсы детских рисунков и живописи "Золотая кисточка". Такое сочетание двух выставок позволяет комплексно организовать процесс художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, отслеживать одаренную личность с самого раннего детства до овладения профессиональными навыками.

Выставки-конкурсы помогают открыть новые таланты, дают возможность оценить как общую ситуацию в Москве в сфере

художественного творчества детей, подростков и молодежи, так и уровень работы самих художественных студий.

За 20 лет плодотворной деятельности участниками «Золотой кисти» стали свыше 4 тыс. художников, представителей разных поколений, стилей и школ. В разные годы выставка, отражая эстетику современной эпохи, открывала новые имена и никогда не забывала поддерживать старых мастеров.

Сегодня у людей мыслящих серьезную тревогу вызывает процесс коммерциализации, который захлестнул практически все сферы нашей жизни. Ситуация материального, социального расслоения, ощущение нестабильности - все это не лучшим образом отражается на духовном и нравственном здоровье общества. Но голый прагматизм и рационализм рано или поздно приходят в неизбежное столкновение с такими вечными общечеловеческими ценностями, как дружба, любовь, верность, способность к состраданию. Именно искусство напоминает нам об этом.

Художественное воспитание занимает важное место в жизни каждого человека и в формировании нравственности общества в целом, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного искусство также является средством художественного воспитания.

Н.К. ЛЮТОВА

старший научный сотрудник Аналитического Центра социально-культурных проблем и культурной политики Московского института социально-культурных программ*

* Лютова Нина Константиновна, е-шаП: lutovanina@mail.ru

5

Лютова Н.К. Эстетическое воспитание в условиях современного мегаполиса. Потребление суррогата вместо настоящего культурного «продукта» ведет к исчезновению подлинного искусства. В период общественного и экономического кризиса человек особо нуждается в духовной пище, поддержке, эмоциональной разрядке.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, нравственные ценности, досуг, выставочный зал.

Ljytova N.K. Artistical education in conditions of modern megapolis..

Consumption of this surrogate except the real cultural "material" leads to disappearance of authentic art. During the time of social and economic crisis the person specially needs the food for reflection, support, emotional slackening.

Key words: socio-cultural sphere, moral values, leisure, exhibit hall.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.