Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание школьников и работа с детьми с проблемами здоровья в Приморской картинной галерее (в рамках музейно-педагогической программы)'

Эстетическое воспитание школьников и работа с детьми с проблемами здоровья в Приморской картинной галерее (в рамках музейно-педагогической программы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТТЕРАПИЯ / СОТВОРЧЕСТВО / ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ / TYPHLOS COMMENTARY (OFFSCREEN СOMMENT FOR DEAF CHILDREN) / ART THERAPY / CO-CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажимова Е. Г.

Рассматривается и обобщается опыт работы эстетического воспитания как школьников, так и детей с проблемами здоровья. Особое внимание уделяется арттерапии как одному из методов, использующих возможности искусства для интеллектуального и эстетического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic education of schoolchildren and work with disabled children in the Primorsky State Art Gallery

The article investigates and generalizes the experience of aesthetic education (particularly art therapy) of both schoolchildren and disabled children. The main attention is focused at the art therapy, which uses art resources for the intellectual and aesthetic development of disabled children.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников и работа с детьми с проблемами здоровья в Приморской картинной галерее (в рамках музейно-педагогической программы)»

УДК 37.036/37.037

Е. Г. Ажимова

эстетическое воспитание школьников и работа с детьми с проблемами Здоровья в приморской картинной галерее (в рамках музейно-педагогической программы)

Рассматривается и обобщается опыт работы эстетического воспитания как школьников, так и детей с проблемами здоровья. Особое внимание уделяется арттерапии как одному из методов, использующих возможности искусства для интеллектуального и эстетического развития детей. Ключевые слова: арттерапия, сотворчество, тифлокомментарий.

Aesthetic education of schoolchildren and work with disabled children in the Primorsky State Art Gallery. ELENA G. AZHIMOVA (Primorsky State Art Gallery, Vladivostok).

The article investigates and generalizes the experience of aesthetic education (particularly art therapy) of both schoolchildren and disabled children. The main attention is focused at the art therapy, which uses art resources for the intellectual and aesthetic development of disabled children.

Key words: art therapy, co-creativity, typhlos commentary (offscreen ramment for deaf children).

Интерес к деятельности музея в области художественного образования и эстетического воспитания проявился еще в 1980-е годы. В то время научными сотрудниками Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина были защищены первые диссертации по этой проблеме. Другими музеями, в том числе нашей картинной галерей, также успешно решались задачи по формированию начальных представлений о роли изобразительного искусства в духовном развитии школьников; формированию эстетического отношения к миру и потребности в общении с искусством; овладению навыками восприятия произведений искусства. Мы убедились, что решение этих задач дает музею широкие возможности как научно-методического плана, так и практического сотрудничества со школами, а также с детскими центрами для инвалидов. Музей любого профиля, а художественный тем более, является уникальным образовательным учреждением и в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Кроме того, в музее, в отличие от школы, учащиеся независимо от возраста отвлекаются от повседневного течения жизни и погружаются в иную атмосферу. Здесь очень важно правильно организовать диалоги с экспонатами [2].

Нами разработаны программы, главные задачи которых - максимальное сближение музея и школы и построение единого образовательного пространства.

АЖИМОВА Елена Георгиевна, старший научный сотрудник картинная галерея, Владивосток). E-mail: primgallery@mail.ru © Ажимова Е.Г, 2013

Программа «Азбука искусства» (для детей первых-третьих классов) дает представление об «объемном и плоскостном», учит видеть и называть знакомые цвета, различать оттенки цвета, развивает у детей способность ощущать их гармоничные сочетания, а также дает первые представления о жанрах изобразительного искусства.

Программа «Мы входим в мир прекрасного» (для учащихся четвертых-шестых классов) ставит основными задачами: 1) формирование навыков смотрения и выделения главного в изображении; 2) знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства; 3) приобщение к музейной среде в целом, а также развитие ассоциативного мышления, фантазии; она развивает воображение, память, способствует формированию устной речи.

В эту программу входят занятия на темы: «Тихая жизнь неподвижных вещей», «Красота природы в жизни и в искусстве», «Портрет».

Программа «Искусство и мы» предназначена для седьмых-одиннадцатых классов. В нее включены достаточно сложные темы, начиная с древнерусской живописи, где необходимо дать представление об иконе как памятнике древнерусской культуры, и знакомства с библейскими сюжетами. Темы «Русское искусства XVIII века», «Русское искусство XIX - начала XX века» имеют основной целью знакомство с историей развития русского искусства, с творчеством известных художников назначенного периода. Эти темы могут быть как экскурсионного,

научно-просветительского отдела (Приморская государственная

Эстетическое воспитание школьников и работа с детьми

Е. Г. АЖИМОВА

так и лекционного варианта, последний с показом слайдов. Самое главное - пробудить в юных слушателях эмоциональный отклик на увиденное и услышанное, настроить на диалог в конце беседы, который помогает выяснить, достигнута ли основная цель занятия - понимание необходимости искусства в жизни, в творческом развитии личности.

Большое значение имеет и разработанная нами программа «В галерею всей семьей», ориентированная на детей от 4 до 10 лет. Основной ее целью является знакомство детей с художественно-образным языком изобразительного искусства, спецификой каждого его вида. Важно, что родители тоже принимают участие в процессе занятий и имеют возможность наблюдать развитие ребенка, его эмоционально-образного мышления, творческой фантазии.

Программа состоит из нескольких направлений: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая картина. Здесь самое главное - опровергнуть распространенное заблуждение, что художественный музей -скучное место. С помощью этой программы, включающей игровые моменты с активным участием родителей, мы смогли убедить всех, что посещение картинной галереи может быть увлекательным путешествием, в ходе которого можно получить радость и удовольствие от познания интересного в мире искусства. Мы считаем, что сегодня уже не требует доказательств тот факт, что включение искусства в общеобразовательный процесс способствует формированию творческой личности и что особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею. Имея широкие возможности для формирования художественной культуры молодого поколения, он использует обогащенные новым опытом формы и методы работы как с учащимися, так и со студентами, что играет огромную роль в популяризации искусства.

Особая роль в этом процессе отводится работе с детьми-инвалидами - арттерапии. Исторически арттерапия развивалась в двух направлениях. Сторонники одного из них рассматривали изобразительное искусство как лечебное средство, способствующее гармонизации и оздоровлению личности, сторонники другого - как особую форму психотерапии, используя искусство в психоаналитической процедуре. Но оба направления исходили из того, что изобразительное искусство помогает восстановлению и развитию личности. Для России арттерапия все еще является новой областью в научной и практической деятельности. Она не внесена в государственный реестр профессиональных занятий, но начинает занимать все большее место в медицинской, педагогической, культурной

деятельности [4]. Арттерапия рассматривается как область теоретических и практических знаний. В культуре она подразумевает использование искусства в качестве экзистенциальной поддержки. На протяжении уже нескольких лет наша картинная галерея активно работает с детьми, имеющими разные формы интеллектуального нарушения, а также проблемы со слухом и зрением. Учитывая то, что социальной адаптации как врожденного качества не существует, трудно переоценить роль музея, в частности художественного, в процессе адаптации детей с ограниченными возможностями. Поэтому работу с ними мы выделяем в особое направление. И главная ее цель - с помощью искусства поддержать детей с проблемами здоровья и помочь им не чувствовать себя одинокими в нашем непростом обществе. Нами разработана программа «Шаг навстречу», по которой мы работали в коррекционном детском доме № 1. В программу входят разные темы: «Ожившая картина», «Мир музыки и цвета», «Тихая жизнь неподвижных вещей», «Как прекрасен этот мир». Наши занятия, которые проводились в детском доме, чередовались с экскурсиями в картинную галерею. Проведя опрос, мы попытались выяснить, какие занятия запомнились им больше всего. Так как у детей с интеллектуальными нарушениями объем памяти значительно снижен, то, конечно, в первую очередь ребята вспоминали те из занятий, которые были самыми яркими и произвели на них сильное впечатление. Это, несомненно, «Мир музыки и цвета», «Тихая жизнь неподвижных вещей», запоминались встречи с подлинниками XVШ-XIX вв. Но более всего детям понравилась тема «Художник и сказка», где мы рассказывали о работах В. Васнецова. Мы постарались усложнить беседу, ориентируясь на сотворчество детей с автором картины. Это очень важный аспект в работе с особыми детьми. И сотворчество состоялось. После просмотров слайдов дети сами участвовали в маленьких сценках, изображая трех богатырей и сестрицу Алёнушку и Кощея Бессмертного.

Нашу галерею посещают дети с нарушениями слуха и зрения. Для таких детей проводятся экскурсии также по особым программам, которые ориентированы на конкретную аудиторию. Для неслышащих детей проводятся экскурсии с сурдопереводчиком. А со слабослыщащими беседы ведем сами. Эти экскурсии требуют больших эмоциональных затрат. Необходимо знать, что темп речи должен быть особым, хорошая артикуляция, а экскурсионный материал требует не только тщательного отбора, но и определенного упрощения. Общение с такими детьми должно строиться «глаза в глаза». Иначе дети уходят в себя и контакт преры-

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

вается. Основная цель наших экскурсий - помочь детям преодолеть свой недуг, войти в иной мир, мир цвета и красок, не слыша его, но видя и восхищаясь [1].

Самая сложная аудитория - это незрячие и сла-бовидяще дети. Для них экскурсовод должен быть «тифлокомментатором» («тифлос» - греч. слепой), т.е. на период экскурсии он «становится глазами» тех детей, для которых она проводится. Подготовка тифлокомментария - самая важная часть предварительной работы, требующая немалой фантазии. Необходимо уметь лаконично и точно описать то, что видишь, чтобы сформировать у детей представление об изображенном предмете ли явлении [3]. Наши экскурсии, безусловно, сопровождались экспонатами, доступными для тактильного контакта, т.е. теми, которые разрешается трогать руками. Это прежде всего скульптура, предметы прикладного искусства, порой и рамы картин. Естественно, дети оживляются, когда можно что-то «смотреть» руками. И конечно лучше, если тактильные экспонаты размещены по ходу всей экскурсии. Мы работаем с

детьми разной степени инвалидности, всем таким детям стараемся дать почувствовать себя равноправными членами общества.

В настоящее время мы разрабатываем программу «Экскурсии для детей с проблемами здоровья совместно с родителями». На наш взгляд, ей следует уделить особое внимание. Главная ее цель -дать понять детям, что они не одиноки, что вместе с родителями они могут войти в иной мир, в мир красоты и гармонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маслова С.Г., Соколов Н.Г. Мы входим в мир прекрасного. СПб.: СпецЛит, 2000. 60 с.

2. Образовательная деятельность художественного музея. СПб.: СпецЛит, 1955. 90 с.

3. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арттерапия в художественном музее. СПб.: СпецЛит, 2000. 110 с.

4. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея. СПб.: СпецЛит, 1999. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.