УДК №.376.42
Е. Г. Ажимова
ОПЫТ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ С ВОСПИТАННИКАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО ДОМА
Обобщается опыт работы Приморской государственной картинной галереи с воспитанниками коррекционного детского дома № 1 Владивостока на основе применения элементов арт-терапии. Ключевые слова: арт-терапия, работа с детьми, нюансы цвета.
The experience of dealing with children from the correctional children’s house gained by the Art Museum. ELENA G. AZHIMOVA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
The article generalises the experience gained by the Art Museum “Primorye State Art Gallery” to deal with the children of the Vladivostok correctional children’s house through art therapy.
Key words: art therapy , work with children, nuances of colors.
С воспитанниками коррекционного детского дома» № 1 Владивостока Приморская государственная картинная галерея (ПГКГ) занимается уже несколько лет, это особое направление в ее деятельности. Создана специальная программа «Мы входим в мир прекрасного». Главная цель проекта - ознакомить детей с произведениями искусства и с помощью этого выявить собственные возможности и способности детей. Ход этой работы и некоторые ее итоги мы и хотим представить в этой статье.
Мы прекрасно понимали, какие сложности нас ожидают: у таких детей неразвито воображение и скуден словарный запас, они неспособны сосредоточиваться. В начале общения с произведениями искусства дети были очень скованны, неуверенны и замкнуты, не могли долго удерживать внимание, и занятия не превышали 15-20 минут. Именно поэтому основой нашей работы с детьми стали методы арт-терапии1, использующие возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации.
В нашу программу вошли театрализованные сценки, прослушивание музыкальных произведений, стихосложение (забегая вперед, отмечу, что это, скорее, были попытки детей подбирать рифмы к словам, чтобы получилось пусть коротенькое, но свое стихотворение). Для детей с проблемами слуха разработаны специальные экскурсии, а с ограничениями по зрению (они познают мир помощью тактильного исследования) используются специальные экспонаты: скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Мы составили занятия так, чтобы сформировать у детей познавательный интерес, научить их выражать свои мысли, чувства, переживания, сопереживать другому. В программу вошли беседы с элементами игры: «Художник и сказка», «Мир музыки», «Мир красок», «Ожившая картина», «Тихая жизнь неподвижных вещей», «Как прекрасен этот мир». Занятия проводились непосредственно в детском доме, сопровождались демонстрацией слайдов, завершающий этап - экскурсия в картинную галерею.
«Художник и сказка». Необходимое условие этой части нашей наботы с детьми - достичь соответствия личностных переживаний автора картины и зрителя.
АЖИМОВА Елена Георгиевна, старший научный сотрудник (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: info@primgallery.ru © Ажимова Е.Г., 2011
1 Слово «арт-терапия» (art therapy) в 1940-х годах ввели М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных форм клинической практики. Общее для них - психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации. Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. В ней используются для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и т.п.). Для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др.
Методы арт-терапии исользуют педагогика, социальная работа и бизнес.
2011 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
45
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Мы постарались построить беседу, ориентируясь на своеобразное сотворчество детей и картины. Наши дети с живым интересом рассматривали слайды работ В. Васнецова, а уже после двух занятий, перевоплощаясь в маленьких артистов, изображали персонажей известных полотен: трех богатырей, сидящих на конях и вглядывающихся в даль, Кощея Бессмертного, склонившегося над Василисой Прекрасной и уговаривающего ее остаться в его подземном царстве, сестрицу Аленушку, плачущую у пруда, и печального задумчивого Витязя на распутье. Эти занятия убедили нас в правильности выбора - ориентации на активное участие детей.
«Мир красок». Следующая задача - научить детей воспринимать цвет в картине, его оттенки, нюансы. Для этого в первую очередь необходимо было усвоить понятия теплого и холодного цвета. Знание и понимание цветового решения помогало детям установить контакт с художественным произведением. Они активно включались в игру, придумывая свои картинки, сравнивая цвета и определяя их цветовую тональность.
«Как прекрасен этот мир». На этих занятиях мы учили детей понимать и осознавать чувства, которые вызывает у них пейзажная живопись. Рассматривая пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, они открывали для себя новый, эмоционально окрашенный мир, который, в силу особенностей развития и окружения, был для них ограничен. Включаясь в эту игру воображения, дети придумывали свои пейзажи, наделяя их чувством то радости, то грусти.
«Мир музыки». Музыкотерапия не часто используется в работе с детьми различными музеями. Мы предложили нашим воспитанникам произведения французского композитора Жана Жара, в которых
слышны звуки уходящего поезда, шелест листвы, дыхание моря и шум ветра. Дети слушали музыку с удивлением и удовольствием - они оказались способны к глубоким эмоциональным переживаниям.
«Я рисую портрет друга (подруги)». Задача арт-терапии заключается еще и в том, чтобы с помощью искусства нивелировать агрессию, развить у ребенка добрые чувства к другим детям. Мы предлагали нарисовать портреты - не красками, а словами. Описывая своего сверстника, ребята учились понимать другого. Как результат - пришло осознание, что они нужны друг другу. Заключительное занятие - посещение залов картинной галереи. К нему дети, как мы убедились, были уже подготовлены: они с видимым удовольствием общались с произведениями искусства.
Подведем некоторые итоги. Несомненно, наша программа помогает детям с ограниченными возможностями не только приобщиться к миру художественных ценностей, но начать более успешную социальную адаптацию. В процессе занятий постепенно исчезало чувство тревоги, развивались речь и мышление. Мы убедились, что в ходе занятий появляются самопонимание и самоуважение, стремление к самовыражению, творческой деятельности; изменяется отношение к себе и другим, улучшается общее состояние. А для нас, сотрудников галереи, важна была эмпатия, т.е. сопер-живание - возможность посмотреть на окружающий мир глазами ребенка.
46 ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011