Научная статья на тему '"эстетическое - художественное - творческое" как триединый процесс духовного развития личности ребёнка'

"эстетическое - художественное - творческое" как триединый процесс духовного развития личности ребёнка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AESTHETIC ACTIVITY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА / SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яфальян Алла Фёдоровна

В статье рассматривается духовное становление личности ребёнка. Изучены эстетические, художественные и творческие процессы как фундаментальные категории педагогической науки. Определены принципы духовного развития детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ESTHETIC - ART - CREATIVE" AS TRIUNE PROCESS OF SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE IDENTITY OF THE CHILD

The article considers the spiritual formation of the child's personality. Studied were obtained aesthetic, artistic and creative processes as a fundamental category of pedagogical science. Defines the principles of spiritual development of children.

Текст научной работы на тему «"эстетическое - художественное - творческое" как триединый процесс духовного развития личности ребёнка»

Искусство и образование

YAK 37.036 ББК 421.355

А.Ф. ЯФАЛЬЯН

A.F. YAFALYAN

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ТВОРЧЕСКОЕ» КАК ТРИЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

«ESTHETIC - ART - CREATIVE» AS TRIUNE PROCESS OF SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE IDENTITY OF THE CHILD

В статье рассматривается духовное становление личности ребёнка. Изучены эстетические, художественные и творческие процессы как фундаментальные категории педагогической науки. Определены принципы духовного развития детей.

The article considers the spiritual formation of the child's personality. Studied were obtained aesthetic, artistic and creative processes as a fundamental category of pedagogical science. Defines the principles of spiritual development of children.

Ключевые слова: эстетическая деятельность, художественная деятельность, творческая деятельность, духовное развитие личности ребёнка.

Key words: aesthetic activity, artistic activity, creative activity, spiritual development of the child.

Духовное начало в человеке связано с пониманием и осмыслением личностью мира за счёт постоянного увеличения объёмного целостного знания о прошлом и проективного переноса этих знаний на будущее. Лишь в деятельности эстетической по форме, художественной по качеству, творческой по направленности возможно духовное освоение ребёнком прошлого, настоящего и проекция им будущего.

Такая деятельность позволяет личности понимать происходящее, осознавать себя как индивида, как личность, как Человека, познавать мир самостоятельно, осваивая его в художественной форме и в процессе творчества.

В педагогической науке и, особенно, в педагогической практике совершенно свободно используют термины «художественно-эстетическая деятельность», имея в виду музыкальную или изобразительную деятельность, «художественно-творческая», имея в виду подбор рифмы или самостоятельно придуманной и изготовленной подарочной поделки. Но и эстетическая, и художественная, и творческая деятельность имеют своё автономное «поле». Очевидно, что эстетическое - художественное - творческое представляет собой различные способы освоения человеком мира. Хотя не следует забывать на практике о триединстве этих способов.

Нередко эстетическое рассматривают как высший этап проявления творческих сил человека (В.И. Самохвалова и др.). Рассматривая взаимозависимость всех процессов, данная точка зрения имеет основание. Однако каждое из направлений развития личности (эстетическое, творческое, художественное) имеет функциональную особенность и специфическое проявление в процессе деятельности. Рассмотрим принципиальные различия и единое пространство этих способов освоения мира.

Эстетическое - это всегда стремление к гармонии, равновесию, то есть к порядку. В древнегреческой философии порядок означал «атлас». Эсте-

тическое проявляется в момент оттачивания, отсечения всего лишнего, случайного. Эстетическое выразительно по форме. При этом элемент творчества может присутствовать или отсутствовать. Если эстетическое лишается творческого элемента, то оно постепенно превращается в догму, правило, предписание и теряет свою эстетическую сущность. Эстетическое, по А.Ф. Лосеву, представляет собой структурирование хаоса [3].

Поскольку хаос происходит от греч. «раскрываться», «разверзаться», то стремление человека к творчеству основано на духовной потребности преодолеть природную автономность, которая характерна для всего животного мира. Э. Фромм рассматривает человека как существо одинокое и отчуждённое в этом огромном мире. Следовательно, «самая глубокая потребность человека - это потребность преодолеть свою отчуждённость, освободиться из плена одиночества» [6, с. 198]. Один из способов преодоления одиночества Э. Фромм видит в творческой деятельности художника или ремесленника, который стремится изменить мир, то есть разрушить стереотипы. При этом такое разрушение имеет созидательное начало и объединяет людей.

«В любом виде творческой деятельности, человек объединяется с материалом, который представляет окружающий мир. ...Будь то крестьянин, растящий хлеб, или живописец, пишущий картину, - во всех видах творчества работник и предмет его труда объединяются; человек достигает соединения с миром в процессе творчества» [6, с. 203]. По его мнению, это касается лишь плодотворного труда, при котором человек сам планирует, производит и видит результат своей деятельности.

Творческое всегда представляет собой стремление к нарушению равновесия, то есть к разрушению порядка, что можно определить как стремление к хаосу, то есть «развёртыванию». Жизнь человека, по А. Камю, - постоянное стремление к творчеству, самодвижению, а творчество - это испытание самого себя [2]. Творчество основано на выразительной недосказанности, неожиданности, случайности. При этом творческий процесс может быть гармонизирован эстетическим элементом.

Так, народные обряды, традиции, обычаи, с которыми человек знакомится с раннего детства, представляют собой яркий пример творческой деятельности, если являются активными способами его жизнедеятельности. Их изучение, идеализация, перенос в неизменных, отстоявшихся в веках, вариантах представляет собой эстетическое отношение к прошлому. Отмирание традиций указывает на то, что попытка перенести идеальный вариант для прошлого века в современные условия приводит к ритуальному использованию этих традиций лишь в искусственных условиях: в художественной самодеятельности, кружках, студиях.

Творческая сущность народных традиций, обрядов, обычаев возвращается лишь тогда, когда они обновляются в связи с новыми условиями, установками, взглядами, что даёт возможность их применять, но в современном актуальном для данного времени варианте. Данный пример подтверждает, что эстетическое тяготеет к прошлому, а творческое проторяет путь в будущее. Эстетическое сохраняет прошлое, а творческое пытается его разрушить с учётом современности и устремлений личности.

Примером сохранения прошлого, но без широкого применения могут являться этические нормы, правила поведения, которые ребёнок нередко не выполняет. Так, совершенная, эстетически продуманная система этикета за столом с огромным количеством приборов и особого ритуала приёма пищи не принимается в обычной, повседневной жизни ребёнком.

Неосмысленное, соматически не принятое, психологически не прочувствованное правило, даже самое совершенное ребёнок отвергает. Многие нормы за столом «эстетизировались» с определённой целью: ограничить себя в приёме пищи (вилка с одним зубцом, нож и вилка), улучшить качество пищи (особые блюда, поиск новых вкусовых ощущений), выглядеть эстетично в момент поглощения пищи.

Таким образом, первое (эстетическое) явление стремится к замиранию, статичности: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Это может привести к остановке, то есть к конечности, завершённости, а значит умиранию, смерти. Второе (творческое) отражает стремление к бесконечности, постоянному преобразованию, изменению. Постоянное изменение, разрушение приводит к растворению, исчезновению, то есть тоже к смерти. Вечный атлас имеет жёсткую форму, по содержанию он статичен; вечный хаос не имеет формы, он находится в постоянном самодвижении.

Искусство представляет собой постоянный поиск гармонии и стремление преодолеть незавершённость мира, то есть художественное освоение мира даёт возможность поиска согласия между двумя противоположностями: полным порядком (атласом) и полным беспорядком (хаосом).

Идеальный вариант равновесия атласа и хаоса отражается в высокохудожественных произведениях. Например, скульптор вынашивает идею создания скульптуры из глыбы - это творческие поиски, в момент отсечения от камня всего случайного, лишнего, придания выразительной формы доминирует в творческом процессе эстетическое начало. В роли яркого, сильного, мощного стимула рождения произведения выступает творчество, в роли гармонизирующего, формообразующего начала произведения - его эстетическая составляющая. Абсолютизация эстетического или творческого в процессе деятельности детей приводит к потере художественности. Творческие устремления могут быть безрассудными, эстетические проявления всегда осмысленны и благоразумны.

Восстанавливая историческую справедливость, вслед за С.Л. Франком, М.М. Бахтиным, опираясь на глубокие мысли и ценные постулаты древней философии Платона, Аристотеля, Плотина, стоиков и «россыпь» идей христианской философии, в которой разрабатывались отдельные стороны и замалчивались все сопутствующие, мистической литературы средних веков и Нового времени: учение каббалы, идеи Якова Беме, С. Мартэна - можно констатировать следующее:

- многие понятия, явления древности потеряли своё истинное значение не потому, что обогатились, а лишь по той причине, что человечество постепенно стало терять целостное объёмное представление о мире. В контексте данной статьи к ним отнесём, прежде всего, истинное назначение искусства, заключающее в себе художественное видение мира, которое соотносилось с музами, включавшими и науки, и искусства. Искусство понималось как способ жизнедеятельности человека; творчество, заключающее в себе творческий способ освоения мира, представлялось древними как демиург -творец вселенной (божественное начало) и творец-мастер (личностное начало); эстетика и эстетическое освоение мира представляло собой гармонию космоса и чувственно гармоничный, уравновешенный (от «равно мерить», «мера») микрокосм - внутренний мир человека. Это и есть процесс духовного развития личности;

- разум человека (интеллект) выделяет его из природной среды, делает венцом природы, но при этом человек разумный должен подчиняться законам природы, Вселенной, бережно чтить, выполнять их. Душа (псюхе) позволяет человеку стать регулятором духовного начала в человеке, тело (сома) представляет собой природный инструмент, который выполняет законы природы. Игнорирование или попытка подчинения разумом тела или души приводит к нарушению баланса в человеке - это чревато ментальными, психическими и соматическими отклонениями или болезнями. Лишь целостность разума, души и тела ведёт к духовному становлению личности;

- ни одна сторона развития личности (эстетическая, нравственная, интеллектуальная, художественная, творческая) не могут существовать самостоятельно. Все они тесно переплетены и дополняют друг друга, становясь в единстве синергетическим процессом. Нарушение этого единства всегда приводит или к полному разрушению - хаосу, или к полной остановке - атла-

су. Саморазвитие, самообразование, самовыражение, самостановление личности возможно лишь при балансе всех сторон личности. Вот почему произнесённый ещё социалистами-утопистами тезис гармонически развитой личности остаётся лишь тезисом: любые схоластические знания, оторванные от жизни, бесполезные умения и навыки лишают ребёнка целостности, полноты мироощущения и полнокровности жизни;

- эстетическое выполняет регулирующую функцию. От него зависит качество любого явления, предмета. Оно позволяет определить степень гармонии, меры, совершенства. Эстетическое как осуществление порядка, гармонии, равновесия характеризует стремление к интеллектуальному (логическому), завершённому акту, к сворачиванию до степени знака любого явления. Эстетическое как ценностное отношение к миру, которое дано нам в образах, стремится к творческому освоению мира. Эстетическое освоение творческого опыта человечества нам дано в обычаях, обрядах, традициях.

Высказанные идеи можно выразить схематично (схема 1).

Эстетическое

атлас прошлое конечность

Художественное

жизнь настоящее мгновенное

Схема 1 Творческое

хаос будущее бесконечность

Данную схему педагогически целесообразно было бы изобразить в виде круга, где эстетическое соотносится с творческим началом. Но учитывая многомерность духовного пространства, изображение движения в виде спирали окажется более точным, так как именно такое движение указывает на бесконечность процесса развития и синергетическую саморегуляцию мега-космоса (Вселенной), макрокосмоса (природы) и микрокосма (ребёнка).

Действительно, перечисленные триады осуществляются или существуют во времени и пространстве. Е.С. Яковлева отмечает неоднородность пространства, его абсолютность в замкнутой системе и относительность в вечности и в соотношении систем [7]. Настоящее, шире, жизнь фиксируется в вечности как миг, мгновение. Временное выражение мгновения и мига выступает в виде показателя повышенной эмоциональной напряжённости.

Эстетическое отношение ребёнка к прошлому, настоящему и будущему характеризуется: умением видеть гармонию в прошлом, проявлением меры - в настоящем, стремлением к совершенству - в будущем. Чувственное отношение к настоящему выражается в семантике слов «сейчас», «теперь», «нынче», «ныне». Эмоционально-эстетическое выражение настоящего проявляется в значении таких слов и выражений, как «сиюминутно», «в этот миг», «моментально», «мгновенно», «здесь и сейчас» и др. Прошлое характеризуется словами «прошедший», «прежний», «прошлый», «минувший». Эмоционально-эстетическое выражение проявляется в словах «былой», «удалившийся», «забытый», «стародавний», «ностальгический», «поросло травой» и др. Будущее - «в дальнейшем», «далее» - фиксирует эмоционально-эстетическое отношение в словах и выражениях: «впредь», «предвосхищение», «предвидение», «интуиция», «мечты», «манящее», «неведомое».

Каков же метод выявления допустимого соотношения (допущения) между эстетическим, художественным и творческим процессами, которое бы не нарушало баланс, но и не лишало его (процесс) синергетической силы? Инструментом выявления сбалансированного соотношения являются такие эстетические категории как мера, «золотая середина», гармония, катарсис, «золотое сечение», последняя из которых в древнем мире являлась «мерилом» красоты и гармонии. В современной педагогике «золотое сечение» применил к проблеме соотношения знания и незнания Б.Г. Матюнин [4].

Таким образом, художественное - это одновременное слияние творческого и эстетического. Это процесс дипластии (термин Н.И. Колесника) -отождествление и одновременное исключение двух элементов сознания, то есть эволюция сознания на основе опыта в снятом виде и проективных идей. Художественное всегда связано с настоящим по формуле «здесь и сейчас». В связи с этим верно замечание В.О. Ключевского «музей - это кладбище». Художество - это мастерство высшего класса. При этом, по мнению Э.Б. Аб-дуллина, каждый педагог должен подходить к своей деятельности «как художник, у которого взгляд и оценка окружающего мира всегда отличались своими индивидуально-субъективными чертами» [1, с. 33].

Творческая деятельность - это высшая форма единого процесса саморазвития, самодвижения материи, в превращённом виде воссоздающая «имманентную сущность природы» (Н.И. Колесник). Творчество всегда устремлено в будущее, неизведанное, а значит новое. Оно связано с разрушением старого и созиданием нового. Если творческое сливается с художественным и эстетическим, то находится оптимальный, допустимый вариант разрушения отжившего, сохранения лучшего и органичного включения нового. Лишь слияние этих трёх начал позволяет личности подняться на духовный уровень.

Эстетическое в жизни ребёнка выступает как гармонизирующее начало всех процессов, оно строится на чувстве меры. Чувство меры отражает меру вещей. Данная триада отражает единство и уравновешивает процессы изменения (творческое), созидания (художественное) и сохранения (эстетическое).

Специфические эстетические, художественные и творческие процессы могут быть гармоничными и дисгармоничными, реальными и вымышленными, продуктивными и репродуктивными. При этом в любом явлении, процессе, если они несут духовный потенциал, будет преобладать или эстетическое, или художественное, или творческое начало.

Духовное развитие детей - процесс постоянный и непрерывный. В школе самовыражения, разработанной автором статьи [8], целенаправленно ведётся работа по эстетическому, художественному и творческому развитию детей в процессе духовного отношения к себе, человеку и миру в целом. В процессе организации педагогической деятельности в данном направлении учитывались следующие методические принципы:

- актуализации зоны ближайшего эстетического развития в процессе самовыражения личности, активизации её «пик-опыта», создания эстетического «поля»;

- голографического (целостного) восприятия окружающего материального и духовного мира в процессе различных видов фантазирования;

- природной субсенсорности, которую необходимо сохранять и преобразовывать в творческий потенциал ребёнка;

- учёта ведущей сенсорной системы (визуальной, аудиальной, кинестетической), которая определяет направленность деятельности ребёнка;

- оживления, одушевления, одухотворения предметной и социальной среды, направленные на вчувствование, эмпатию к окружающему миру;

- энергетической природы вдохновения, которое становится синерге-тическим «двигателем» развития детей;

- свободного выбора ребёнком вида, направления деятельности при условии создания для этого благоприятной социокультурной среды;

- использования культурно-исторического факта как центрального звена для поиска и установления разнообразных связей;

- игрового погружения в различные эпохи, которое расширяет опыт ребёнка и создаёт благоприятное поле для его развития;

- воздействия культурной среды, искусства на личность, влияющего на соматическое, психическое, ментальное, а значит и духовное здоровье ребёнка.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] / Э.Б. Абдуллина. - М. : МИРОС, 1992. - 72 с.

2. Камю, А. Творчество и свобода [Текст] / А. Камю. - М. : Радуга, 1990. - 602 с.

3. Лосев, А.Ф. Хаос и структура [Текст] / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1997. - 831 с.

4. Матюнин, Б.Г. Философско-педагогические проблемы незнания и нравственность [Текст] / Б.Г. Матюнин. - Свердловск : Урал. гос. пед. ин-т, 1990. -30 с.

5. Самохвалова, В.И. Красота против энтропии [Текст] / В.И. Самохвалова. -М. : Наука, 1990. - 176 с.

6. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. - М. : Республика, 1992. - 429 с.

7. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модель пространства, времени и восприятия [Текст] / Е.С. Яковлева. - М. : Гродис, 1994. - 343 с.

8. Яфальян, А.Ф. Школа самовыражения. Серия: Сердце отдаю детям [Текст] / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.