Научная статья на тему 'Эстетические основы современного искусства'

Эстетические основы современного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1487
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСТВО / ART / DIRECTION OF ARTISTIC CULTURE / CREATIVITY / ART WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волобуев Виктор Алексеевич

Рассматривается современное искусство с точки зрения художественной деятельности автономных направлений художественной культуры и одновременно самостоятельных видов творчества. Современные же неклассические течения или направления в культуре допускают влияние на формирование видов искусства и его эстетики в целом абсурдного, агрессивного, болезненного, шокирующего, обыденного, гламурного, эпатажного и др., диктуя возможность их осмысления как артефактов культуры. Автор задаётся вопросом: насколько это возможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern art in terms of artistic activity the autonomous areas of art and culture at the same time independent forms of creativity. By contrast, modern nonclassical flow or direction in the culture allowed to influence the formation of arts and aesthetics in general, absurd, violent, painful, shocking, everyday, glamorous, scandalous et al., Dictating the possibility of understanding how culture artifacts. The author wonders how it is possible.

Текст научной работы на тему «Эстетические основы современного искусства»

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Виктор Алексеевич ВОЛОБУЕВ,

доктор философских наук, профессор МГИК e-mail: vva1943@yandex.ru

Рассматривается современное искусство с точки зрения художественной деятельности - автономных направлений художественной культуры и одновременно самостоятельных видов творчества. Современные же неклассические течения или направления в культуре допускают влияние на формирование видов искусства и его эстетики в целом абсурдного, агрессивного, болезненного, шокирующего, обыденного, гламурного, эпатажного и др., диктуя возможность их осмысления как артефактов культуры. Автор задаётся вопросом: насколько это возможно.

Ключевые слова: искусство, художественная деятельность, направления художественной культуры, искусство, творчество.

The modern art in terms of artistic activity - the autonomous areas of art and culture at the same time independent forms of creativity. By contrast, modern nonclassical flow or direction in the culture allowed to influence the formation of arts and aesthetics in general, absurd, violent, painful, shocking, everyday, glamorous, scandalous et al., Dictating the possibility of understanding how culture artifacts. The author wonders how it is possible.

Key words: art, art work, direction of artistic culture, art, creativity.

Современное искусство - это художественная деятельность в области литературы, поэзии, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки. Данные направления художественной культуры можно понимать как автономные, т.е. самостоятельные виды творчества. А такие направления, как театр, хореография, балет, кино, дизайн и другие, являются синтетическими видами (жанрами) искусства. Например, театр включает и слово (литературу), и живопись в декоративно-художественной ипостаси, и костюм, и музыку разных направлений (от классики, народных мелодий до джаза, рока, попсы и т.п.). Таким же образом можно рассматривать балет, кино, дизайн и другие синтетические виды творчества.

Однако задача данной статьи состоит в том, чтобы обратить внимание читателя на вопрос о роли искусства в системе познания, а главное - понять его место в структуре гуманитарного знания. Это далеко не праздный вопрос, поскольку некоторые (иногда этим грешат и представители молодого поколения, начинающие исследователи в том числе) понимают искусство как самостоятельный феномен, автономно позиционирующий себя в художественном пространстве социума.

В связи с этим для понимания места феномена искусства в системе ценностей следует иметь в виду то обстоятельство, что в структуре естественнонаучных и гуманитарных сфер данный феномен (с теоретической стороны) в большей степени тяготеет к гуманитарной традиции, в частности, к философии. Очевидно, что философия, начиная с VI в. до н.э. и заканчивая первым десятилетием XXI века, прошла большой путь развития, и сегодня, по мнению, например, проф. П.В. Алексеева (МГУ им. Ломоносова), философия - «сложная динамическая информационная система (подчёркнуто нами. - В.В.), созданная для сбора, анализа и переработки

информации с целью получения новой информации». Поскольку философия это система знаний, то внутри это системы выделяются разделы: философская онтология, теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философия религии, история философии, теория и история культуры, «философия философии» (теория философского знания), философские проблемы частных наук (1, с. 14).

Как мы видим, «эстетика», для которой одной из базовых категорий является «искусство», представляет собой полноправный и самодостаточный раздел философского знания.

Исторически термин «эстетика» впервые представил франко-немецкий мыслитель Александр Баумгартен, который в трактате Aesthetica (1750-1758) ввёл новолатинское лингвистическое образование. Этот термин, с одной стороны, восходит к греческому прилагательному «эстетикос» - чувствующий, ощущающий, чувственный, и с другой, «эстетис» - ощущение, чувствование, чувство и переносное «замечание - понимание, познание». Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить эстетику как эстетическое - низшую форму познания - чувственное познание в отличие от высшей - логики, но отличающейся от чувственности (sensus), как обращенности к мыслящей субстанции (гносеологии - это в полной мере объединяет эстетику с теорией познания). Если логические рассуждения основываются на ясных отчетливых формах мышления (суждения разума), то эстетические - на смутных чувственных формах (суждения вкуса). Эстетическое предшествует логическому: предмет эстетического - это прекрасное; предмет логического - истина. Отсюда Баумгартен отнес к эстетике всю философию искусства как область смыс-лообразующих выразительных форм действительности на основе познания, исходя из чувства прекрасного, а также их художественной экспликации. Сегодня термин «эстетика» соотносится для обозначения эстетической составляющей культуры -эстетики той или иной деятельности.

Теперь обозначим основные категории эстетики (категория это предельно общее понятие, образуется как последний результат отвлечения - абстрагирования - от предметов, их особенных признаков): красота (красивое), прекрасное, безобразное, эстетическое, художественное, трагическое, возвышенное, низменное, комическое, ужасное, идеал, вкус, ирония, игра, гротеск, искусство и др. Таким образом, искусство (исходя из этого подхода), видимо, можно отнести к классическим категориям эстетики как области знания или теории. Более того, по мнению одного из авторитетнейших эстетиков современности В.В. Бычкова, «искусство» является главной категорией эстетики, центральным объектом эстетического научного познания и художественной практики (2, с. 244).

Одновременно следует иметь в виду, что за последние периоды истории культуры сложились современные неклассические течения или направления, оказывающие влияние на формирование как видов искусства, так и эстетики в целом - это абсурдное, агрессивное, болезненное, жестокое, шокирующее, обыденное, повседневное, гламурное, крутое, изощрённое, эпатажное и др., диктующие возможность их осмысления и познания как артефактов культуры.

Кстати, довольно не простой вопрос - можно ли, например, отнести к эстетическим категориям абсурдное, агрессивное, болезненное, жестокое, шокирующее, обыденное, повседневное, гламурное, крутое, изощрённое, эпатажное и др. Безусловно, что-то роднит с «эстетикой», «эстетическим», например, любые из рок и

поп-групп начиная с «Битлз», «Роллинг-стоунз» и заканчивая «Иванушками-интер-нейшнл», «Корнями» и др.; сюда же можно отнести и ^-программы на крупных каналах ^ («Битва хоров», «Один в один» и др.). Видимо, те из них, в которых мелодии, аранжировки и исполнительский уровень созвучны красоте, красивому, настраивают слушателя и зрителя на чувство возвышенного в мелодиях, аккомпанементе - оркестром, ансамблем или группой, - они достойны «эстетики». Но если вместо красивых мелодий (с большой эстрады или дискотеки) «несётся» шум, за которым не слышно ни слов, ни красоты мелодии, вместо удовольствия не получаешь ничего эстетического: это современные течения так называемого «искусства», их, видимо, не стоит причислять к настоящему большому искусству. Отказываться или отмежовываться от этих течений не стоит, но их можно причислить к новообразованиям современной неклассической культуры. По крайней мере, на наш взгляд.

За реципиентом современного искусства свой индивидуальный выбор, зависящий от степени и уровня его эстетико-познавательной культуры в целом.

Литература

1. Алексеев П.ф. и др. Философия. - М.: МГУ, 1999.

2. Бычков В.В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.