Научная статья на тему 'Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII В. И формирование немецкого национального самосознания: Ф. Г. Клопшток, Г. Э. Лессинг'

Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII В. И формирование немецкого национального самосознания: Ф. Г. Клопшток, Г. Э. Лессинг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ / НЕМЕЦКАЯ ЭСТЕТИКА XVIII В / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.Г. КЛОПШТОКА / КОНЦЕПЦИЯ Г.Э. ЛЕССИНГА / GERMAN NATIONAL SELF-COMPREHENSION IN THE WORKS OF F. G. KLOPSTOCK / THE CONCEPTION OF G. E. LESSING / GERMAN CULTURE OF THE EPOCH OF THE ENLIGHTENMENT / GERMAN AESTHETICS OF THE XVIIITH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макаров А.Н., Тютюнник Светлана Ивановна

Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII в. и формирование немецкого национального самосознания в существенной степени связываются с творчеством Ф.Г. Клопштока и Г.Э. Лессинга. Способствуя обновлению национальной культуры, немецкие писатели разрабатывали вопросы национального искусства, опираясь на традиционные темы и мотивы, переходя от них к национальным сюжетам через обработку национальных героических персонажей, как Ф.Г. Клопшток. Г.Э. Лессинг был для своего времени одним из самых влиятельных немецких мыслителей. В его творчестве отразились передовые представления немецких гуманистов о великом самостоятельном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic fundamentals of the German Literature of the second half of the 18 th century and formation of the German national self-comprehension: F.G. Klopstock, G.E. Lessing

Aesthetic fundamentals of the German literature of the second half of the XVIII century and the formation of the German n ation al consciousness are associated to a large extent with the works of F. G. Klopstok and G.E. Lessing. In the renewal of the national culture German writers developed issues of national art based on traditional themes and motifs, but moved from them to national stories through processing national heroic characters like F.G. Klopstok. G.E. Lessing was one of the most influential German thinkers of his time. His works reflected the views of progressive German humanists about the great independent art.

Текст научной работы на тему «Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII В. И формирование немецкого национального самосознания: Ф. Г. Клопшток, Г. Э. Лессинг»

А. H. Макаров, С. И. Тютюнник. Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII в.

15. Laver J. D. Op. cit. P. 303.

16. O'Flanagan Sh. Far From Over. L.: Headline, 2000. P. 125.

17. Parker D. The Last Tea // 20th Century Short Stories. L.: Nelson, 1990. P. 27.

18. Lette K. Foetal Attraction. L.: Picador Thirty, 1993. P. 198.

19. Corbett V, Hopkirkand J, Pollard E. Splash. L.: Headline, 1995. P. 287-288.

20. Gayle M. Turning Thirty. P. 178.

21. Dunn D. Getting Used to It // British Short Stories of Today. L.: Penguin Books, 1987. P. 48.

22. Parker D. The Last Tea. P. 27.

23. Leeds-Hurwitz W. Communication in Everyday Life. A Social Interpretation. NJ: Albex Publishing Corporation, 1989. P. 110-115.

24. Giles H., Ogay T. Communication Accommodation Theory // Explaining Communication. N. J.: Lawrence Erlbaum, 2007.

УДК 821.112.2

A. H. Макаров, С. И. Тютюнник

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. И ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: Ф. Г. КЛОПШТОК, Г. Э. ЛЕССИНГ

Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII в. и формирование немецкого национального самосознания в существенной степени связываются с творчеством Ф. Г. Клопштока и Г. Э. Лессинга. Способствуя обновлению национальной культуры, немецкие писатели разрабатывали вопросы национального искусства, опираясь на традиционные темы и мотивы, переходя от них к национальным сюжетам через обработку национальных героических персонажей, как Ф. Г. Клоп-шток. Г. Э. Лессинг был для своего времени одним из самых влиятельных немецких мыслителей. В его творчестве отразились передовые представления немецких гуманистов о великом самостоятельном искусстве.

Aesthetic fundamentals of the German literature of the second half of the XVIII century and the formation of the German n ation al consciousness are associated to a large extent with the works of

F. G. Klopstok and G. E. Lessing. In the renewal of the national culture German writers developed issues of national art based on traditional themes and motifs, but moved from them to national stories through processing national heroic characters like F. G. Klopstok.

G. E. Lessing was one of the most influential German thinkers of his time. His works reflected the views of progressive German humanists about the great independent art.

Ключевые слова: немецкая культура эпохи Просвещения, немецкая эстетика XVIII в., национальное самосознание в творчестве Ф. Г. Клопштока, концепция Г. Э. Лессинга.

© Макаров А. Н., Тютюнник С. И., 2013

Keywords: German culture of the epoch of the Enlightenment. German aesthetics of the XVllIth century. German national self-comprehension in the works of F. G. Klopstock. The conception of G. E. Lessing.

На развитие национального самосознания немецкого народа достаточно сильное влияние оказала Семилетняя война (1756-1763), в результате которой наметились тенденции к консолидации нации. Столкновение воюющих держав вело к пробуждению общенемецких интересов, оттесняющих на задний план сепаратизм отдельных князей. Одной из важнейших (пусть даже специально не сформулированных) становилась проблема национального героического характера.

Внимание к национальной теме наметилось в немецкой культуре в 1740-е гг. И. Э. Шлегель (1719-1749) был первым, кто в своих трагедиях обратился к национальному немецкому прошлому (напр., «Германн», 1743). В 1753 г. появилась эпическая поэма К. Ф. фон Шенайха «Германн, или Освобожденная Германия». Не остались в стороне от национальной темы и швейцарцы. И. Я. Бодмер (1698-1783) создавал произведения на древнегерманские темы и, начиная с 40-х гг., публиковал старонемецкие тексты, интересовался древней швабской поэзией (1748), «Пар-цифалем» (1753), образом Кримхильды (1757), древнеанглийскими балладами (1780). Эти далеко не полные примеры внимания Бодмера к древнеевропейскому и национальному культурному наследию отражают формирование интереса к немецкой национальной исторической теме, наиболее полно и последовательно воплотившейся в «Гетце фон Берлихингене» (1773) Гете.

В 60-е гг. национальная тематика снова начинает выступать на первый план (Г. Э. Лессинг, «Минна фон Барнхельм», 1767, создававшаяся в 1760-1763 гг.) и наиболее ярко проявляется в творчестве Ф. Г. Клопштока (1724-1803), оказавшего решающее воздействие на развитие культуры того времени [1]. Его наследие анализируется практически во всех работах, посвященных этому периоду. Ученые, как правило, упоминают бардиты писателя, его «Мессию», но не обращают внимания на особенности формирования героических начал, первоначально связанных с библейскими произведениями Клопштока, а затем и с творениями на исторические темы (цикл о Германне-херуске).

Герой Клопштока - это патриот, для которого важнее всего благо нации. Поэтому от библейских сюжетов Клопшток переходит к национальным, а место Мессии в его произведениях занимает Арминий. В предисловии к «Битве Гер-манна» поэт напоминает слова Тацита о том, что у римлян было больше триумфальных шествий, чем подлинных побед над германцами [2]. Эту

Филология и искусствоведение

же мысль в бардите «Германн и князья» (1787) повторит друид Бренно, сказавший римскому центуриону: «Завоевать вы нас сможете, но никогда вам не удастся покорить Германию» [3]. Стремление Клопштока отобрать новый материал для своих трагедий побудило его обратиться к неантичным источникам.

Драмы Клопштока практически делятся на две большие группы: трагедии на библейские сюжеты («Смерть Адама», 1757; «Соломон», 1764; «Давид», 1773) и бардиты, то есть пьесы о древних германцах («Битва Германна», 1769; «Германн и князья», 1784; «Смерть Германна», 1787). Для Клопштока библейский источник к середине века уже почти лишен религиозного значения. Он считает эту поэзию мирской и достойной того, чтобы обработать ее в трагедию (предисловие к «Смерти Адама») [4]. Спустя несколько лет в предисловии к трагедии «Соломон» Клопшток попытается объяснить, почему он все-таки взял такой сюжет: «Если у меня есть читатели или зрители, которые одновременно с восприятием еще могут и думать, то я утверждаю, что избрал материал, в трагическом отношении превосходящий все, ставшее знаменитым до сих пор» [5]. Клопштока волнует не развитие религиозного материала, а развитие мира, хотя использует он привычные образы, почерпнутые из Библии.

Значение национального сюжета в первом бардите Клопштока «Битва Германна», появившемся на свет спустя два года после комедии Г. Э. Лессинга «Минна фон Барнхельм» (1767), несомненно даже при сопоставлении с произведением Лессинга. Дело здесь не в приоритете обращения к собственно национальному материалу (он в данном случае за Лессингом) или в его актуальности (речь у Лессинга идет, как известно, о событиях Семилетней войны), а в том, что Клопшток сделал попытку отобразить в художественном произведении героическое прошлое прежде всего немецкого народа, а не только отдельной идеализированной личности.

Тема борьбы в его творчестве не была чужеродной и не возникла лишь под давлением крупных революционных событий. Уже в ранних работах можно обнаружить черты, в целом характерные для жанровых образований, созданных писателем. Человечность для Клопштока связана с борьбой за человека. Это далеко не абстрактное понятие, а активная жизненная позиция. Поэт пытается найти то, что объединяет народы (кстати, такое глубокое понимание солидарности характерно далеко не для всех немецких литераторов). Поэтому освященную веками традицию он наполняет новым содержанием, соответствующим задачам нового времени. Убожество немецкой действительности было отвратительно Клопштоку. Поэтому он, пытаясь всеми силами

способствовать обновлению немецкой культуры, понимая невозможность для Германии этого периода каких-либо радикальных практических политических изменений, задумал создать новое общественное образование - «немецкую республику ученых».

Воздействие Клопштока на молодое поколение немецких писателей было не только литературным, но и идейным. Он предстал художником, требовавшим находить в мире красоту, обращаться к достижениям различных наций и народов. Сильные, героические характеры Клопштока соответствуют его стремлению воспитать человека, способного нести огромную эмоциональную и нравственную нагрузку. Силу характера, умение подчинять себя решению важнейших задач следует понимать как проявление героических начал личности. Писатель отходит от абстрактности, приближается к реальности, рассматривая силу человека прежде всего в ее социальной и национальной обусловленности, в его позиции по отношению к жизни, в его умении ставить и решать великие задачи национального развития как в общественной, так и в литературной сфере.

Одной из важнейших проблем века Просвещения в разных странах была проблема театра. Интерес к драматургии в Германии усиливается к 1770 г. В литературе формируется новое понимание театра, более гибко реагирующего на общественные изменения. Готовится почва для литературно-эстетических концепций Г. Э. Лессин-га, для взглядов которого, отраженных в «Гамбургской драматургии» (1767-1769), существенны следующие моменты: внимание к Шекспиру, отрицание французского придворного театра, восприятие французского буржуазного театра, выработка критериев для создания немецкого национального театра и связанная с этим проблема героя [6].

Пьеса для Лессинга не есть собрание исторических фактов, а художественным образом преобразованное моральное учение. Драматург тяготеет к показу неких самостоятельных, в значительной степени не зависящих от мира законов. Это позволяет говорить о сохранении Лес-сингом существенных элементов классицизма. Драматург, строго говоря, не отходил от классицизма, о чем свидетельствуют и его драмы и что подтверждают его теоретические работы. Лес-синг стремился сочетать типичное с индивидуальным, показать героя в характерных для него мыслях и поступках как часть некоего круга людей и в то же время оттенить то особенное, что отличало одного человека от другого, делало его индивидуальностью [7].

Во второй половине XVIII в. драма превращается в одну из важнейших жанровых разновидностей драматического искусства в целом.

А. Н. Макаров, С. И. Тютюнник. Эстетические основы немецкой литературы второй половины XVIII в.

В конфликте драмы обостренно проявляются общественные диссонансы эпохи. Герои, как правило, все более превращаются в характеры, несущие на себе четкий отпечаток времени, и становятся более реалистичными, имеющими прототипы в действительности. Характеры драмы этого времени не теряют связи с классицизмом, что проявляется и в следовании принципу единства места у Лессинга (хотя нередко наблюдается и перенос действия с одной площадки на другую). В данном случае имеется в виду строгая логичность развития действия, отличающая пьесы Лессинга от произведений штюрмеров. Это пришло из классицизма, где максимальная близость к реальности (три единства) является одним из самых важных положений как теории, так и художественной практики.

Для Лессинга стихотворения бардов и скальдов были интереснее произведений греков, что не означало отрицания им творчества Гомера. В Гомере Лессинга привлекает развитие характера героев этого мастера в соответствии с логикой действия. Поэтому его персонажи плачут и кричат от боли там, где это и должно быть [8]. Гомер для Лессинга - гений, поэт, создававший характеры в соответствии поступков с логикой действия, следуя задачам своего творчества [9]. В связи с таким пониманием особенностей творчества в художественном произведении могут появляться чудесные, иррациональные явления, такие, как, например, призрак отца Гамлета у Шекспира. Лес-синг налагает единственное ограничение на сверхъестественные персонажи художественного произведения: они должны возникать не слишком часто, чтобы не стать обыденными и сохранить свою неожиданность для зрителя. Лессинг допускает любой образ, порожденный фантазией автора, при условии, что он будет необходим для произведения искусства, явится естественной составной частью логически развивающегося художественного целого [10]. Относительно Шекспира Лессинг замечает: при создании пьесы необходимо учитывать и законы сцены, а не только требования литературы («Гамлет» Шекспира, Ш, 2). Для Лессинга было важно, что Шекспир прекрасно знал возможности театральной труппы и поэтому ставил перед актерами задачи, наилучшим образом соответствовавшие его намерениям как автора пьесы, равно как и силам актерского коллектива. Для Лессинга важны общенациональные

проблемы, когда человек (личность) представляет определенную точку зрения (у Лессинга становится представителем определенной среды), тогда как для Штюрмеров, например, человек нередко интересен прежде всего как индивидуум, оторванный, в некотором смысле, от мира, в котором живет (Клингер, Лейзевитц) или от которого бежит (Ленц).

Великие деятели немецкой культуры поставили задачи, которые предстояло решить поколению литераторов, появившихся в конце 1760-х гг. Их мастерское владение немецким языком дало немцам образцы гибкости родной речи. Внимание к национальной культуре имело решающее значение для пробуждения у немецкой нации интереса к своему прошлому. Это проявилось в формировании героического характера персонажа, способного пожертвовать собой ради спасения нации. В эту пору формируется новый подход к мифам и легендам германских народов, возникает новое понимание культурных традиций давно прошедших веков, что влечет за собой иное отношение к историческому процессу, когда каждое новое явление культуры возникает и закономерно развивается на основе предшествовавшего ему явления.

Примечания

1. Hurlebusch K. Friedrich Gottlieb Klopstock. Hamburg: Ellert und Richter, 2003.

2. Klopstock Fr. G. Die Hermanns Schlacht. Carlsruhe: bey Christian Gottlieb Schmieder, 1776. S. 11.

3. Klopstock Fr. G. Hermann und die Fürsten. Hamburg: in der Heroldschen Buchhandlung, 1784. S. 132.

4. Klopstock Fr. G. Der Tod Adams. Kopenhagen und Leipzig: bey Friedrich Christian Pelt, 1757. S. 5.

5. Klopstock Fr. G. Salomo. Magdeburg: verlegt bey Daniel Christian Hechtel, 1771. S. 4.

6. Golawski-Braungart J. Die Schule der Franzosen: zur Bedeutung von Lessings Übersetzungen aus dem Französischen für die Theorie und Praxis seines Theaters. Tübingen; Basel: Francke, 2005.

7. Brämer E. Zu einigen Grundfragen in Lessings „Hamburgischer Dramaturgie" // Brämer E., Wertheim U. Studien zur deutschen Klassik. Berlin: Rütten & Loening, 1960. S. 33.

8. Lessing G. E. Gesammelte Werke: in 10 Bde. Bd. 5. Berlin; Weimar: Aufbau-Verlag, 1968. S. 16-17.

9. Lessing G. E. Gesammelte Werke: in 10 Bde. Bd. 6. Berlin; Weimar: Aufbau-Verlag, 1968. S. 175.

10. Перфильева 3. E. Иррациональное в эстетике и драматургии Г. Э. Лессинга: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.