Научная статья на тему 'Эстетические компоненты культуры управления'

Эстетические компоненты культуры управления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1413
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ» / «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖЕРА» / «ЭСТЕТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ» / «ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ» / «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ГОССЛУЖАЩЕГО» / «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА» / «ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНЦА» / «THE CULTURE OF MANAGEMENT» / «THE CREATIVE POTENTIAL OF MANAGER» / «THE AESTHETICS OF MANAGEMENT» / «THE ART OF MANAGEMENT» / «THE AESTHETIC SCHOLARSHIP OF JOBHOLDER» / «THE AESTHETIC DEVELOPMENT OF JOBHOLDEFS PERSONALITY» / «THE ART AND THE PERSONALITY OF MANAGER»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зарайченко В. Е.

В статье раскрывается роль эстетического компонента в таком комплексном явлении, как культура управления. Содержание управленческих действий рассматривается в ней в эстетическом аспекте с акцентом на творческом характере менеджмента, элементах гармонии, красоты, совершенства как факторах, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности. Значительная часть статьи посвящена и эстетической организации производственной среды в учреждениях власти и управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетические компоненты культуры управления»

УДК 35.08

Зарайченко В.Е., к. педаг. н., доц. СКАГС ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

The aesthetic componentry of management culture

В статье раскрывается роль эстетического компонента в таком комплексном явлении, как культура управления. Содержание управленческих действий рассматривается в ней в эстетическом аспекте с акцентом на творческом характере менеджмента, элементах гармонии, красоты, совершенства как факторах, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности. Значительная часть статьи посвящена и эстетической организации производственной среды в учреждениях власти и управления.

Ключевые слова: «культура управления», «творческий потенциал менеджера», «эстетизация управления», «искусство управления», «эстетическая воспитанность госслужащего», «эстетическое развитие личности менеджера», «искусство и личность управленца»,

Keywords: «the culture of management», «the creative potential of manager», «the aesthetics of management», «the art of management», «the aesthetic scholarship of jobholder», «the aesthetic development of jobholdefs personality», «the art and the personality of manager».

В современных условиях задачи по совершенствованию государственного и муниципального управления существенно повышают потребность в высококвалифицированных кадрах управленцев. Сегодня востребованы работники сферы управления, которых отличает не только солидная профессиональная подготовка, но и широкая эрудиция, способность творчески мыслить, а не просто быть добросовестными исполнителями текущих задач; быстро приспосабливаться к любым изменениям, работать больше, чем в одной профессиональной позиции, в том числе и в роли руководителя; способность влиять на происходящее, умение перемещать идеи из одной области в другую. Другими словами, сейчас вознаграждается прежде всего индивидуальность, предприимчивость и ориентированность на будущее, а само понятие индивидуальности включает в себя и достаточный уровень эстетической воспитанности, богатство внутреннего мира, следовательно, высокую степень культуры кадров сферы управления.

Как известно, культура управления - это комплексная обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Она включает в себя совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы рабо-

ты, отношение к труду, навыки организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Культура управления проявляется и в эстетике работы, в стремлении оформить и выполнить все красиво, в соответствии с эстетическим идеалом.

Стремление к красоте, реализация человеком заложенного в нем творческого потенциала, своеобразный подход к жизни и ее проблемам -вот задачи, которые эстетика, а значит, и жизнь ставит перед каждой личностью управленца. Нельзя недооценивать власть прекрасного, совершенного в жизнедеятельности менеджера, так как здесь реализуются не только научные знания, но и искусство управлять.

Служащий сферы государственного и муниципального управления должен обладать своей «изюминкой», непохожестью в тактике поведения, достижении результатов, взаимоотношениях с людьми. При этом его индивидуальная неповторимость не должна заходить за рамки допустимого, общепринятого.

Эстетика как наука о прекрасном и способах его выражения и достижения в жизни и в искусстве, приобретая в последнее время все более прикладной характер, занимает особое место в управленческой деятельности. Фактически речь идет о применении эстетических знаний, навыков работы «по законам красоты» в повседневной деятельности управленца.

В литературе по проблемам эстетизации управления можно встретить различные подходы. Один из них связан с пониманием управленческой деятельности не только как способа реализации научных знаний, но и искусства управлять. Сторонники данной концепции выделяют следующие «направления эстетизации управленческой деятельности:

- реализация единства науки и искусства управления как властного единства истины и красоты;

освоение в управленческой деятельности истинного мастерства и высшего совершенства, вдохновения, творчества, новаторства;

- утверждение гармонии системы управления и ее элементов, составных частей, подсистем;

- реализация гармоничного единства содержания управленческой деятельности и всех ее форм, методов, способов, правил, средств, норм, приемов управления;

- выделение ценностно-оценивающей содержательности как фактора культуры управления, культуры властвования;

- развитие творческого воображения, гармонизации единства эмоционально-образного и идейно-понятийного отражения действительности, обеспечивающих высокую духовность в деятельности, особую творческую результативность, оригинальность, неординарность действия;

- развитие реального понимания того, что настоящая красота как сущее заключает в себе высокую человеческую идею, должное, составляет важный компонент мотивации деятельности субъекта. Высокие чувства красоты, любви к человеку самодостаточно прекрасны, одухотворяют жизнь, труд, отношения, управление, вдохновляют, приподнимают, романтизируют человека;

- изучение, реализация управленческой деятельности как искусства возможного, творческое превращение возможности в действительность»1.

Перечисленные направления эстетизации управления содержат ряд эстетических представлений, понятий, категорий: красота, совершенство, вдохновение, творчество, гармония, искусство, возвышенное, творческое воображение, эмоционально-образное отражение мира и др. Все они относятся к внутренней, содержательной стороне управленческой деятельности. Иначе говоря, они освещают лучами эстетики организационно-управленческие решения.

Несомненно, реализация данной направленности сферы управления в сторону гармонии разумного, целесообразного и прекрасного предполагает определенный уровень эстетической воспитанности субъектов управления. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения человека, его отношений. Его поступки, трудовая деятельность, взаимоотношения с людьми - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности личности. Сформированная эстетическая воспитанность будет проявляться в потребности творческого отношения к реальности и своей профессиональной деятельности.

Именно в творческом труде проявляются такие нравственноэстетические качества личности, как компетентность и чувство нового, инициатива и смелость, умение поставить перед собой задачу и довести до конца ее решение, готовность брать на себя ответственность, а также требовательность к себе и коллегам. Творческий труд предполагает формирование такой личности, гармония разума и чувств которой, достигнутая в процессе нравственного и эстетического воспитания, дополняется сильно развитой волей.

В условиях становления гражданского общества эстетика управления претерпевает существенные метаморфозы. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в теорию и практику менеджмента. Здесь особый акцент делается на реализацию таких ком-

1 Сушков И.М. Власть культуры в социальном управлении//Власть и управление: Тезисы научно-практической конференции. Вып.2. Ростов-на-Дону, 1997. С.154

понентов, как высокая самоорганизация и организованность, умение быть лидером и хорошим менеджером, определять приоритеты, планировать и мыслить стратегически, эффективно достигать поставленных целей, уметь контролировать, нормировать, учитывать собственные усилия, затраты, быть разумным инвестором. Значение эстетической составляющей культуры управления резко возросло. Эти правила играют в условиях современной России особую роль, в первую очередь во взаимоотношениях среди членов производственной группы, или «команды», как принято сегодня говорить.

Наше общество, возможно, скоро вступит в период, когда духовная и эстетическая культуры будут иметь большее значение, чем когда-либо. В структуре государственного и муниципального управления все больше будет утверждаться искусство как ее непременный атрибут.

Освоение искусства играет исключительную роль в формировании духовного мира субъекта управленческой деятельности. Знакомство с мировой художественной культурой — неотъемлемая часть повышения интеллектуального потенциала тех, кому выпало принимать решения, влияющие на социально-экономическое развитие нашей страны. Достижение такой цели - процесс, требующий ежедневных умственных усилий, и не последнее место здесь принадлежит эстетической ориентации личности, его эстетической зрелости.

Эстетическая зрелость является одним из важнейших показателей профессионализма менеджера. «Профессионал, как правило, всегда демонстрирует высокую степень совершенства исполнения, он безупречен в своем деле, своей профессии. Поэтому у мастера, профессионала практически всегда наблюдается прорыв к индивидуальному, самобытному, неповторимому. Его всегда узнают по почерку, стилю, нестандартному исполнению. Профессионал - это свой стиль, безукоризненность реализации, воплощения своего замысла»1 .

Профессиональный уровень специалистов в области управления -их знания, квалификация - служат гарантом надежности, стабильности и перспективности сферы менеджмента. Но замкнутость профессионала на непосредственном предмете своих знаний приводит к тупиковым ситуациям в общении с людьми. Вот тут на помощь и приходит искусство, его институты, которые направлены на повышение культурного уровня человека.

Художественная культура занимает важное место в культуре личности управленца. Пробуждая, воспитывая в людях высшие духовные

1 Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. М. -Ростов н/Д, 2004. С. 119.

потребности, и прежде всего стремление строить свою жизнь и работу по законам красоты, художественная культура как компонент среды мощно влияет на человека, на его отношение к окружающему миру и самому себе. Она наделяет человека прекрасным эстетическим вкусом, художественной одаренностью, хорошей осведомленностью в области искусства.

Обладая огромной эмоционально-действенной силой, лучшие произведения искусства способствуют формированию личности служащего аппарата, его росту и развитию. Искусство помогает раскрыть положительные и отрицательные стороны действительности, учит воспринимать прекрасное и отвергать недостойное. Сила подлинного искусства - в его могучем и властном эмоционально-ярком воздействии на человека, и не только на его чувства, но и на интеллект, волю, на личность в целом. Это воздействие несет в себе эстетический восторг и наслаждение, чувство жизненной полноты, духовного подъема и счастья.

Восприятие искусства развивает не только способность эстетического созерцания - стремления к всеобъемлющему взгляду на жизнь во всем ее многообразии, но и формирует творческие способности человека, пробуждая в нем вкус к творчеству, развивая фантазию и воображение.

Для служащего сферы управления искусство является одним из важнейших средств познания, т.к. оно отображает жизнь общества во всех ее противоречиях и конфликтах, во всем ее богатстве и многообразии.

Без способности понимать искусство в человеке нет таланта, нет ума -остается лишь банальный «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода, мелких расчетов, эгоизма. Очень хорошо об этом сказал В.Г.Белинский: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью грудь не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галантерейную вещь, годную для украшения комнаты, и дивится в ней одной отделке; кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек, хотя бы он умел болтать о России, о чугунных дорогах, о паровых машинах... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают его не по ненависти ко злу, а из расчета».

Эти слова известного литературного критика XIX века созвучны и нынешним представлениям о личности управленца. Менеджер, не обладающий богатым творческим потенциалом, во многом определяемым уровнем эстетического развития личности, зачастую являет собой безликого и бесцветного функционера, способного только исполнять чужую волю, притом формально исполнять. В его душе нет увлеченности

и энтузиазма, основанных на осознании социальной важности дела, которым он занимается, нет понимания ответственности перед обществом, народом, а не только перед вышестоящими инстанциями за результаты того, что ему поручено делать. Единственные стимулы для него - карьера, личное благополучие. Отсюда - бездушное, формальное отношение к делу и идущие следом коррупциогенность, оторванность от проблем, которые волнуют общество.

Служащий, досконально знающий свою работу, но не способный к творчеству, пониманию искусства и художественной культуры, превращается из человека думающего в машину, механически повторяющую свои действия вне зависимости от складывающихся обстоятельств.

Интересно мнение В.В.Журавлева о том, что человек, не способный отличить подлинно прекрасное в жизни, искусстве от фальши, ложной красивости, может оказаться столь же беспомощным и перед лицом других проблем - нравственных, политических1 . Добавим: и профессионально-управленческих.

Художественная культура общества призвана формировать духовно богатых, нравственно чистых людей с четкой жизненной позицией, последовательно проводимой ими в отношении к труду, людям, природе, общественному достоянию. Приведенные доводы убедительно свидетельствуют о том, что художественная культура является неотъемлемым и важнейшим элементом культуры личности государственного и муниципального служащего.

Недооценивать значимость гуманитарной подготовки специалиста, особенно специалиста в сфере государственного и муниципального управления, на наш взгляд, принципиальная ошибка. Не секрет, что авторитет субъектов управления определяется в большой мере конкретными личностными характеристиками сотрудников данных управленческих структур. Как бы ни был экономически, юридически подготовлен служащий, как бы глубоко ни разбирался он в тонкостях теории управления, - не только названные стороны личности служащего способствуют доверию населения к органам власти и управления.

Административному работнику следует глубоко разбираться в психологии людей, уметь анализировать социокультурные процессы, происходящие в обществе, в том числе ориентироваться в сфере этнокультурных, межконфессиональных отношений и т.д. Без этих важных личностных характеристик невозможно формирование целостного представления о профессиональном облике современного служащего сферы управления, а значит, трудно ожидать от населения уважитель-

1 Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., 1987. С.88.

48

ного отношения к сотрудникам административных органов, признания авторитета власти, различных институтов гражданского общества. Реализация данных аспектов профессиональной подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления отводит достойное место в содержании такой подготовки вопросам их эстетического воспитания.

В процессе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его. Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка - одна из важнейших задач эстетического воспитания.

Главный показатель эстетической воспитанности человека - это самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким вкусом. Вот почему эстетические знания играют немаловажную роль в культуре управления.

Эстетические знания, обогащая внутренний мир человека, влияют и на развитие способностей личности в ее сознательной деятельности.

В программе СКАГС по подготовке специалистов различной направленности данные вопросы занимают достойное место. В учебные планы всех факультетов включена дисциплина «культурология». На ряде факультетов преподается эстетика. Серьезное внимание уделяется организации эстетического воспитания студентов во внеучебное время. Для этих целей в академии несколько лет работает культурный центр «Орфей». Кафедра философии и методологии науки СевероКавказской академии государственной службы ведет линию на развитие системы нравственно-эстетического воспитания студентов средствами искусства. Теоретические занятия по культурологии дополняются встречами с прекрасным. Это экскурсии в музеи изобразительных искусств и краеведческий, регулярный просмотр и обсуждение шедевров киноискусства, посещение мастерских ростовских художников, организация коллективных просмотров спектаклей ростовских театров, встречи с ростовскими писателями и многое другое.

В СКАГС сложился уникальный по масштабам охвата студентов, обширности и продуманности программы реализации, постоянству и систематичности функционирования опыт использования театрального искусства в деле нравственно-эстетического воспитания юношей и девушек. Театр включает в себя и художественное слово, и музыку, и живопись, и танец. Наряду с этим, сама атмосфера театра как храма

искусства способствует формированию духовности, развитию эмоциональности, творческого отношения к жизни.

В СКАГС сложилась система постоянного творческого содружества с коллективом Ростовского музыкального театра. Речь идет не только о том, что ежемесячно 200-300 студентов целыми группами посещают театр. Система воспитания средствами театра включает в себя и вводные беседы о композиторе и произведении, о том, как слушать оперу, смотреть балет, и ознакомление с правилами театрального этикета. Обязательными компонентами системы является организация встреч с актерами театра, обсуждение просмотренных спектаклей, конкурсы сочинений «Любите ли вы театр?», выпуск стенгазеты «Театр - моя любовь», подготовка студентами материалов о театральных постановках...

Масштабы театральной «экспансии» расширяются. Отзывы студентов о просмотренных спектаклях - самые восторженные14. Посещение театра как подлинного храма искусства, где воспитывает все: и изысканный интерьер, и высококультурная, художественно образованная публика, и вежливый обслуживающий персонал, а самое главное -высокий художественный уровень блистательных спектаклей, создающих атмосферу творческого сопереживания, - все это не может не оставить заметного следа в формирующемся духовном мире студентов, остро нуждающихся в педагогической помощи.

Несомненно, прилагаемые усилия окажут существенное влияние на формирование эстетической воспитанности будущих управленцев, скажутся на характере их отношения к феномену искусства управления как творчества «по законам красоты».

Действительно, фактор творчества, красоты непременно присутствует в каждом элементе управленческой деятельности. При принятии решения управленец учитывает такие компоненты, как мера, гармония, продуманность, соотношение частей и целого, логичность, причинноследственная соотнесенность, прогнозируемость оптимальных результатов, совершенство. В результате возникает то, что с известной долей условности можно охарактеризовать как «красивое решение», доставляющее его автору и воспринимающим лицам поистине эстетическое наслаждение, подобно тому, как «красивый гол» вызывает восторг у футболистов, и особенно у их зрителей-болельщиков. Несомненно, описанный подход имеет очень важное значение для эстетизации сферы управления.

1 Зарайченко В.Е. В волшебной атмосфере театра // Академия. Еженедельник науки и образования Юга. 2005. №9. С. 7-8

«В большом человек может притвориться, а мелочи его выдают»,-писал А.М.Горький. С писателем трудно не согласиться, рассматривая эстетические компоненты культуры управления. Такой «мелочью» является эстетическая сторона подготовки документов - едва ли не главного продукта управленческой деятельности. Конечно, в документе главное - его содержание. Однако и содержание документа может иметь свою эстетическую сторону. В управленческой среде можно услышать словосочетание «красивый документ». Так говорят не только и не столько об изящно оформленной официальной бумаге (при нынешнем уровне оргтехники этого нетрудно добиться). Понятие красоты как категории эстетики связано с представлениями о гармонии, мере, совершенстве, соотнесенности частей и целого.

Красивый документ - это продукт управленческого творчества, который отличают четкость, выверенность фразы, формулировок, соразмерность частей, логическая взаимосвязь структурных элементов, ясность мысли, аргументированность положений, обоснованность каждого пункта. В подлинно красивом управленческом документе вы не встретите ничего не значащих и никого ни к чему не обязывающих формулировок со словами типа «улучшить», «усилить», «совершенствовать», «углубить», «направить усилия» и т.п. В документе как результате творчества «по законам красоты» содержатся конкретные, логически связанные пункты, представляющие собой реальные шаги по достижению необходимого результата, сопряженные с точными сроками и персональной ответственностью за осуществление намеченного. Он свидетельствует о высокой квалификации и развитом эстетическом вкусе и тех, кто составил такой документ, и кто подписал его, и кто выполнил техническую работу по его оформлению.

Это касается и устной речи менеджеров. Речь, обращенная к людям, должна воздействовать не только на разум, но и на чувства. Подлинно хорошая речь и логична, и эмоциональна. Недаром умение выступать с убеждающей речью называют ораторским искусством.

Важнейшей закономерностью эстетической деятельности является ритмическая организация как ее самой, так и ее результатов. Управленец, как и любой другой субъект общения, не достигнет поставленных перед собой целей, не добьется взаимопонимания, если нарушит, может быть сам того не осознавая, принципы имеющего свой ритм общения между людьми. В полной мере это относится и к ритмической организации управленческого труда, предполагающей четкость, слаженность, непрерывность, согласованность, взаимообусловленность, регулярность, напряженность, креативность.

Приведенные доводы имеют прямое отношение к любому субъекту менеджмента, однако в наибольшей степени это относится к руководителям управленческих структур. Даже при самых обширных знаниях и опыте жизни, при наличии таких качеств, как трудолюбие, добросовестность и др., чтобы быть руководителем, нужны талант, незаурядность мышления и умение видеть в каждом работнике его индивидуальность.

Руководитель должен быть незаурядной личностью. Талант руководителя - особый сгусток способностей. Это, прежде всего, дар общения, умение создать условия для раскрытия личностного потенциала работников. Поскольку успех работы руководителя определяется умением работать с людьми, увлекать их целями коллектива, предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания, к которым относятся фундаментальные и прикладные гуманитарные знания. Общение с музыкой, живописью, театром делает человека гуманнее, формирует благородную направленность чувств. Значение систематического и разностороннего гуманитарного образования трудно переоценить.

Различные руководители обладают разными уровнем и глубиной эстетических знаний, которые помогают им правильно сформировать свой имидж. Имидж же, по определению известного социолога Э.Гоффмана, - это искусство «управлять впечатлением». Он складывается из всей совокупности черт: речи, манеры поведения, умения общаться с людьми, внешнего облика.

Еще один подход к данной проблеме связан с тем, что управленческая деятельность протекает в определенной производственной обстановке, именуемой производственной средой. Применение эстетических знаний и навыков в качестве элементов культуры управления можно трактовать и как эстетическую организацию производственной среды, которая представляет собой систему воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющую уровень развития культуры общества, отражающую социальноэстетические идеалы и вкусы народа.

Эстетическая среда не есть нечто внешнее по отношению к личности, некая декорация повседневной жизни, ее визуальная оболочка. Она представляет собой единый организм, в котором главное - идейноэстетическое начало. Это проявляется и в творении предметного мира, и, пожалуй, в еще большей степени в искусстве как факторе одухотворения вещной среды.

Во взаимоотношениях со средой человек выступает одновременно как объект и субъект деятельности. Особое воздействие на личность оказывают бытовая и производственная обстановка. В связи с этим важное значение приобретает целостность предметного ансамбля, художе-

ственного и функционального единства всех предметов, составляющих бытовую или производственную среду. Здесь требуется взаимосогласованность, связь отдельных предметов в гармоничное, стройное целое.

В учреждениях органов государственного и муниципального управления фактор эстетики производственной обстановки играет далеко не последнюю роль. И это понятно, так как главным субъектом и объектом их деятельности является человек - человек, служащий в данном учреждении, и человек, посещающий данное учреждение для решения важных вопросов. Казенная обстановка, еще недавно отличающая данные учреждения, заменяется на эстетически оформленные присутственные места. И это воспринимается как неизбежная необходимость.

Эстетическая организация производственной среды включает ряд элементов. Сюда входят архитектура производственных зданий и сооружений, интерьер рабочих помещений, зон отдыха, цвет, освещение, уровень шума, чистота воздуха, рациональная организация рабочих мест, оформление информационных участков, функциональная музыка, спецодежда, озеленение и т.п. Эстетика быта проявляется во внешнем облике управленца, культуре одежды и поведения, отношении его к вещам, рабочим помещениям. Служащему в сфере государственного и муниципального управления необходимо обладать элементами внутренней культуры: тактичностью, приветливостью, аккуратностью, а также культурой речи и письма. Умение организовать свой рабочий день так, чтобы работа была выполнена качественно и в срок, а сэкономленное время использовалось для творческих профессиональных разработок и культурного роста, - в этом также проявляется эстетика производства, так как тот, кто отстает в культурном росте, рано или поздно будет отставать и в чисто производственном плане.

Интерьер - важная функциональная зона в помещении учреждения. При оформлении коридоров и других помещений, предшествующих рабочим кабинетам, необходимо учесть необходимость оптимальной информационной насыщенности данной части интерьера. Вместе с тем вся располагающаяся в холлах и коридорах информация должна быть представлена в едином стилевом режиме и с достаточной степенью художественной выразительности.

В рабочем кабинете управленца эстетика оформления обеспечивается удачным цветовым решением стен помещения и мебели, наличием произведений живописи и графики, обилием живых цветов и других средств озеленения, продуманным световым оформлением интерьера. Уютная обстановка должна прежде всего помогать человеку в его работе, способствовать появлению новых интересных планов, проектов, идей; стимулировать и направлять деятельность в правильном русле,

помогать творческой инициативе и просто вдохновлять. Иначе повседневная профессиональная жизнь рискует перерасти в рутинную, лишенную интереса и разнообразия.

Порядок на рабочем месте - диктует готовность к внутренней дисциплине, безупречности. Основное правило эстетики рабочего пространства управленца: каждой вещи - свое место. Золотое правило многих опытных служащих: письменный стол должен быть чистым, т.е. свободным от бумаг. На нем могут находиться лишь материалы, которые нужны для выполнения работы в данный момент. Груда папок, книг, документов, загромождающая рабочий стол, - это отнюдь не так называемый «художественный беспорядок», а свидетельство неорганизованности, неаккуратности и даже недобросовестности работника. «Порядок освобождает мысль», - писал Р.Декарт. Эти слова могли бы стать одним из правил для современных управленцев.

Эстетика пронизывает все сферы управленческой работы. Здесь нет второстепенных деталей, здесь все работает на формирование «образа» данного учреждения. Одежда, прическа управленца, характер макияжа деловой женщины и используемая ею парфюмерия, оформление информационных материалов для посетителей и форма общения с ними, запахи, цвета и звуки в учреждении - данные и многие другие детали отнюдь не мелочи.

Так, слово, жест, внешний вид не только средство связи с другими людьми. Это визитная карточка управленца. Он через них выражает свою личность, говорит, кто он, и окружающим, и самому себе. Внешний вид влияет на взаимоотношения с коллегами. Деловой стиль - это аккуратность, подтянутость, которые означают уважение к себе, к своей работе, ко всем окружающим. Одежда имеет не только практическое, но и эстетическое значение. Она помогает органическому психологическому включению человека в работу. Красивый внешний вид, элегантность вызывают чувство эстетического удовольствия не только у того, кто носит красивую одежду, но и у всех, с кем этот человек общается на работе. Аккуратно, с чувством достоинства и без лишней броскости одетый служащий внушает больше доверия, чем одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. Любая деталь наряда - от обуви до галстука - должна подчеркивать индивидуальность стиля, эстетический вкус работника сферы управления. Этого можно достигнуть, когда человека окружает соответствующая среда, когда он всегда, везде, в каждое мгновение подвергается всестороннему эстетическому «облучению» среды.

В этом смысле важное функциональное значение приобретает дизайнерское решение рабочих мест управленцев. В интерьере рабочих

помещений основное внимание, с точки зрения производства, его эстетического уровня, эргономики и безопасности, должно быть обращено на цвет, освещение, уровень шума, вентиляцию, музыку и т.д.). В комплексе бытового назначения, где человек не занят непосредственно работой, уместно и целесообразно использование элементов, рассчитанных на другие цели - на обеспечение эффективного отдыха в обеденные перерывы, на воспитательные цели, физическую культуру.

Эстетическая организация производственной среды в учреждениях органов государственного и муниципального управления свидетельствует о высоком уровне культуры руководителей и сотрудников данной структуры, создает впечатление творческой неповторимости, гуманистической направленности устремлений сотрудников, их духовности, а следовательно, порядочности и надежности.

Атмосфера красоты, царящая в учреждении, где господствует эстетическая выразительность, создает ощущение гармонии помыслов и деятельности сотрудников, побуждает их к творческому созиданию по законам красоты, развивает творческий потенциал их личности. От таких сотрудников вряд ли можно ожидать таких негативных проявлений, как бездушие, черствость, бюрократизм, грубость, невнимание к нуждам посетителей.

Конечно, данные выводы не могут считаться бесспорными, ведь эстетическая организация производственной среды не обязательно говорит о духовности сотрудников учреждения. Она может, как, к сожалению, нередко бывает, являться лишь показателем стремления следовать моде, блеснуть роскошью и продемонстрировать финансовую состоятельность данного учреждения или организации, которые могут себе позволить потратиться на эстетическое оформление помещений. Однако уже то, что средства потрачены не на безвкусную роскошь, а на предметы обстановки, соответствующие подлинным эстетическим критериям, обнадеживает. С другой стороны, если представить картину, когда в эстетически организованной среде работают грубые, бездушные сотрудники, не отличающиеся элементарным вкусом и внутренней культурой, то трудно придумать ситуацию более абсурдную, отвратительную и разрушающую все первое положительное впечатление о данном учреждении.

Таким образом, эстетические знания являются одним из особенно важных компонентов культуры управления, создающим благоприятную атмосферу доверия, взаимопонимания в общении между управленцем и посетителем. Эстетическая организация обстановки способствует росту эффективности управленческого труда, взаимному сотрудничеству органов власти и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.