Что касается семибоярщины, то вожаки кронштадтской братвы ее устроили и так же как бояре остались изолированными от остальной России. Семибоярщина проголосовала за польского королевича Владислава, вожаки кронштадтской братвы готовы были принять помощь от кого угодно. Однако впустить в крепость иноземцев или других союзников они не успели.
Ныне, когда всем стало ясно, к чему ведут призывы популистов, а лозунг «Вся власть советам, а не партиям» окончательно потерял актуальность, есть все основания пересмотреть вопрос о «Третьей Русской революции», которая существовала лишь в воспаленном воображении. Поэтому, как бы ни относились читатели к событиям марта 1921 г. в Кронштадте, нет сомнения, что в первую очередь их следует именовать КРОНШТАДТСКОЙ ТРАГЕДИЕЙ, а памятник многотысячным «жертвам событий весной 1921 г.», все же следует установить на том самом месте, у Петербургских ворот, где красноармейцы братались с кронштадтскими моряками. Он мог стать символом действительного примирения и согласия. Весьма символично, что недалеко от того места у музыкальной школы установлен знак в виде камертона, устройства, настроенного на отдельную ноту. Дело в том, что в здании школы был сиротский дом, но, несмотря на то что он оказался на самом острие удара, и красноармейцы, и восставшие постарались сделать так, чтобы его воспитанники не пострадали.
Хоронить вместе друзей и врагов не принято, братской могилы не получится. А вот в России таких могил хватает, и родная земля их давно помирила. Одна из таких в самом сердце Кронштадта, на Якорной площади. Не их вина, что они оказались по разную сторону баррикад, это их беда, это трагедия всего народа.
В.А. Айрапетова
Эстетические аспекты изучения культуры повседневности
Обращение к культуре повседневности, включение эстетического в контекст повседневности можно рассматривать как начало интеграции эстетики в общий для гуманитарных наук второй половины ХХ в. процесс постижения новой реальности - реальности повседневной жизни. Это постижение имеет свою традицию, в которой эстетическое в повседневном было представлено только искусством, а среди видов искусства - архитектурой и прикладным искусством, позже - дизайном. Это можно объяснить тем, что, начиная с эпохи Возрождения, искусство становится всё более автономным, превращается в особый вид практически-духовной
135
деятельности, его отличительной особенностью является повышенная, концентрированная эстетичность.
Ко второй половине XVIII в., когда эстетика, едва заявив о себе как новый раздел философского знания, стремительно завоёвывает признание, представление об искусстве как «царстве прекрасного», становится общепринятым. Что касается обыденной жизни, то она мыслилась как профанный мир, полный несовершенства и дисгармонии.
После промышленной революции XIX в. городскую среду обитания европейцев, интерьеры и предметный мир повседневности преображали архитекторы и дизайнеры.
Во второй половине ХХ в. дизайн начинает интегрировать, включать в орбиту своих интересов и в практику родственные, но бывшие прежде самостоятельными виды деятельности по созданию эстетизированной реальности во всех возможных её проявлениях. Как дизайнерская мыслится теперь и работа парикмахера, косметолога, модельера одежды, имиджмейкера, режиссёра массовых зрелищ и средств массовой коммуникации.
Новая экспансия эстетического начала в повседневную жизнь европейцев в 70-80-е гг. ХХ столетия заставила говорить об эстетизации повседневной жизни как специалистов по эстетике, так и социологов. Возможность испытывать положительные и разнообразные переживания становится главной ценностью жизни.
Доминантными, важнейшими являются переживания эстетические. Люди озабочены качеством субъективных переживаний и заняты созданием красивой, интересной, приятной и увлекательной жизни. Появилось такое понятие как «эстетосфера» (М.С. Каган) - ближайшее пространство обитания человека: дом, сад, производство и предъявление потребительских товаров; обряды, ритуалы, способы проведения свободного времени, и, в частности, туризм, дающий возможность созерцать лучшие творения человека и природы, спортивные зрелища, граничащие с искусством (фигурное катание, художественная гимнастика); конкурсы красоты и шоу культуристов; небывалый расцвет косметики, парамедицины (пластическая хирургия и стоматология); реклама, мода; эстрадные зрелища, видеоклипы и т. д. Названные области эстетосферы входят в перечень известного польского эстетика Б. Дземидока. Этот перечень показывает, что исследование эстетики повседневности должно включать в сферу своего интереса всё многообразие форм быта и опираться, кроме трудов по эстетике, истории и теории архитектуры, прикладного искусства и дизайна, на работы по истории костюма, моды, парфюмерии и косметики, садово-паркового искусства.
136
Своеобразной энциклопедией эстетики повседневности западно-европейской (французской и нидерландской) культуры позднего Средневековья является работа Й. Хёйзинги «Осень Средневековья».
Оригинальность и уникальность её в значительной мере определяется тем, что голландский историк видит реалии воссоздаваемой им средневековой жизни не только глазами учёного, но и глазами художника, обращается к тем сторонам реальности, которые имеют отчётливо выраженный эстетический смысл.
Своё исследование повседневной жизни Хёйзинга проводит всесторонне, показывая, как выставлялись напоказ все стороны жизни в период позднего Средневековья: « Непроглядная темень, одинокий огонёк, далёкий крик, неприступные крепостные стены, грозные башни дполняли эту картину. Знатность и богатство противостояли вопиющей нищете и отверженности, болезнь и здоровье отличались особенно резко. Свершение правосудие, появление купцов с товаром, свадьбы и похороны возвещались громогласно. Жёсткое возбуждение, вызываемое зрелищем эшафота, нарядом палача и страданиями жертвы, было часть духовной пищи народа. Все события обставлялись живописной символикой, музыкой, плясками, церемониями. Это относилось и к народным праздникам, и к религиозным мистериям, и великолепию королевских процессий»1.
Непосредственно эстетической проблематике посвящены главы «Яркость и острота жизни», «Желание прекрасной жизни», «Стилизация любви», «Искусство в жизни», «Чувство прекрасного».
Начиная первую главу «Осени Средневековья», которая называется «Яркость и острота жизни», Хёйзинга рассуждает о том, что в то время все действия и все поступки «следовали определённому, строго разработанному ритуалу, что порождало стиль жизни», далее голландский историк вспоминает полотна Веласкеса, запечатлевшего людей, живших в эпоху позднего Средневековья, в частности, «проникновенные, горестные личины карлиц, ... держать которых было излюбленной забавой многих дворов в пятнадцатом веке»2. Так у Хёйзинги в работе тесно переплетаются образы повседневной жизни и искусства.
В главе «Желанье прекрасной жизни» историк отмечает, что «каждая эпоха жаждет некоего более прекрасного мира. Чем глубже отчаяние и разочарование в неурядицах настоящего, тем более сокровенна такая жажда». Во все времена люди мечтали о
1 Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 53.
2 Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 2011. С. 9.
137
прекрасной жизни, хотя сама история, по мысли Хёйзинги, творилась из бедствий, из страданий, а «сияние счастья, радовавшего людей позднего Средневековья» проявлялось в эстетическом, в искусстве: в народных песнях, в музыке, пейзажах и портретах.
Йохан Хёйзинга выявляет три пути к осуществлению прекрасной жизни. Первый путь состоял в отречении от всего мирского; второй, совсем не характерный для того времени, и по которому пошли лишь в восемнадцатом веке, вёл к улучшению окружающего мира; и третий путь - путь мечтаний, на котором происходит преобразование форм жизненного уклада в художественные. И в этом направлении главным является искусство, так как в художественных произведения выражается мечта человека о прекрасном, но и не только в них, утверждает Хёйзинга. Эта мечта находит ещё своё воплощение и в «индивидуальном искусстве жить», в саму жизнь превносить прекрасное, облагораживать её эстетически, на что способна была, по мнению историка, лишь элита: «расцвечивать жизнь
героическими или идиллическими красками - слишком дорогое удовольствие»1.
Эстетические проблемы затрагиваются и в других разделах работы, где внимательно прослеживаются наиболее значимые жизнепроявления человека XIV-XV вв., сложившиеся и ритуально оформленные. Формы жизненного уклада сопряжены у Й. Хёйзинги с формами мышления, идеалами, способами выражения чувств. При этом повседневный, бытовой уклад дан наряду с иными, более в то время важными формами религиозной и светской общественной жизни.
Работа голландского историка даёт пример конкретноисторического подхода к повседневности. Одной из таких конкретноисторических черт средневековой повседневности является отсутствие ощутимой грани между общественным и частным бытом. Формы повседневного обихода, описанные у Хёйзинги, могут быть собраны в перечень предметных, событийных и поведенческих проявлений повседневности, имевших эстетическую окраску.
Историк глубоко проникает в эстетику душевных переживаний той эпохи.
Очень интересный подход к эстетическому в повседневном разработан итальянским писателем и историком культуры Умберто Эко. «Эволюция средневековой эстетики» - ранняя теоретическая работа Эко, посвящённая развитию идеи прекрасного в средневековой философии. Уже в этом труде в полной мере
1 Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 2011. С. 15.
138
раскрылся литературный дар итальянского писателя. В «Эволюции средневековой эстетики» У. Эко актуализирует историю, примеряя её на сегодняшний день, пытается взглянуть на средневековый мир «изнутри». Писатель говорит не только о средневековых взглядах на чувственную красоту, красоту пропорций, света, символа, организма, но и о том, в какой мере способен к их восприятию человек нашего времени. В этой небольшой по объёму работе рассматривается эволюция круга эстетических проблем и их решений, появившихся в недрах латинского Средневековья, на протяжении целого тысячелетия, в период с VI по XV вв.
С.А. Бобриков
Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы
Исследования в области синергетики - области научного знания, ориентированной на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, -
представляют собой одно из самых быстроразвивающихся направлений современной постнеклассической науки. В синергетике находят своё наиболее отчётливое выражение «человекоразмерность» (В.С. Стёпин) и новейшие тенденции развития науки. Синергетика таит в себе новый нетрадиционный взгляд на ряд сложных феноменов человеческой психики, природу креативности человека, функционирование творческой интуиции и продуктивного воображения.
Хотелось бы остановиться на рассмотрении механизма работы творческой интуиции как процесса самодостраивания, предложенном Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмовым1. Самодостраивание лежит в основе работы творческой интуиции, озарения, инсайта. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Мысли вдруг обретают структуру и ясность. Интуиция всегда холистична (целостное схватывание), в отличие от логики, которая аналитична.
В механизме работы интуиции как самодостраивания визуальных и мысленных образов авторы выделяют ряд ключевых звеньев: 1) дивергентное мышление, увеличение элементов хаоса; 2) установочный план, цель, которая определяет целое; 3) искусство отбора; 4) собственно самодостраивание в момент творческого озарения, сопровождаемое феноменом резонанса, слияния с миром.
1 См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. 1994. № 2. С. 110-122.
139