Научная статья на тему 'Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы'

Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы»

раскрылся литературный дар итальянского писателя. В «Эволюции средневековой эстетики» У. Эко актуализирует историю, примеряя её на сегодняшний день, пытается взглянуть на средневековый мир «изнутри». Писатель говорит не только о средневековых взглядах на чувственную красоту, красоту пропорций, света, символа, организма, но и о том, в какой мере способен к их восприятию человек нашего времени. В этой небольшой по объёму работе рассматривается эволюция круга эстетических проблем и их решений, появившихся в недрах латинского Средневековья, на протяжении целого тысячелетия, в период с VI по XV вв.

С.А. Бобриков

Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы

Исследования в области синергетики - области научного знания, ориентированной на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, -

представляют собой одно из самых быстроразвивающихся направлений современной постнеклассической науки. В синергетике находят своё наиболее отчётливое выражение «человекоразмерность» (В.С. Стёпин) и новейшие тенденции развития науки. Синергетика таит в себе новый нетрадиционный взгляд на ряд сложных феноменов человеческой психики, природу креативности человека, функционирование творческой интуиции и продуктивного воображения.

Хотелось бы остановиться на рассмотрении механизма работы творческой интуиции как процесса самодостраивания, предложенном Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмовым1. Самодостраивание лежит в основе работы творческой интуиции, озарения, инсайта. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Мысли вдруг обретают структуру и ясность. Интуиция всегда холистична (целостное схватывание), в отличие от логики, которая аналитична.

В механизме работы интуиции как самодостраивания визуальных и мысленных образов авторы выделяют ряд ключевых звеньев: 1) дивергентное мышление, увеличение элементов хаоса; 2) установочный план, цель, которая определяет целое; 3) искусство отбора; 4) собственно самодостраивание в момент творческого озарения, сопровождаемое феноменом резонанса, слияния с миром.

1 См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. 1994. № 2. С. 110-122.

139

Известно, что одна из предпосылок творчества - способность мыслить иначе, допустить то, что кажется недопустимым, т. е. обладать природным или натренированным дивергентным мышлением. В отличие от конвергентного мышления, в ходе применения которого осуществляются переходы от исходных проблем через ряд заранее предписанных операций к единственно правильным решениям, дивергентное мышление позволяет осуществить поиск в различных направлениях от исходной проблемы, чтобы предложить много возможных идей и их комбинаций, которые могут стать решениями. На языке синергетики эту способность можно выразить как допустимость и желательность, конструктивность хаоса как механизма самоорганизации когнитивных процессов. Хаос необходим для того, чтобы система вышла на собственную тенденцию развития и возник процесс самодостраивания. Хаос является «генератором случайности», генератором разнообразия, из которого складывается новое единство, рождается новая структура, усматривается новый смысл. Чтобы быть продуктивным, познающий ум должен иметь периоды выпадения в хаос. «Человек должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего творчества»1.

На первоначальном этапе работы интуиции имеет место максимальное расширение креативного поля поиска, охват максимально возможного разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к «прокручиванию» сценариев решения проблемы -«барокко креативного мышления» или «барокко знания» (Е.Н. Князева). Излишняя на первоначальном этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается в итоге выигрышем - большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.

Радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного Единого (творческой цели), являющаяся основой для продуктивного выбора идеи, возможна в том случае, когда сняты первичные заслоны и запреты логико-вербального, «левополушарного» мышления. А это имеет место в состоянии сна, засыпания или в состоянии мечтающего, свободно двигающегося, «отпущенного», по терминологии буддизма, сознания. Возникают связи, установление которых ранее было невозможно; разрастается богатая ассоциативная цепь идей и образов, разветвлённый мицелий мысли, на котором и рождается новое. То, что смутно зрело, было приглушено, придавлено, обретает вдруг очертания, структуру, ясность. Нельзя отстраняться и от абсурда как механизма выхода за пределы сте-

1 Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». СПб.: Алетейя, 1992. С. 435.

140

реотипов мышления. Ибо абсурд - это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма1.

Механизм самодостраивания включает в себя направленность на возникающее целое. Талантливый учёный или художник способен взглянуть на создаваемое им произведение как бы «с высоты птичьего полёта», он держит в своем уме весь его план, замысел, фабулу, интригу. Установочный план (главная идея или образ) служит некой путеводной нитью, на которую нанизываются все элементы знания и опыта, определяет отбор материала и место каждого фрагмента в структуре целого. Этот аттрактор творческой деятельности инициирует работу подсознания, способствует выведению наружу потенциально зреющего знания, его вербализации и логическому оформлению.

Творческое мышление происходит не путём случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена. Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривается в качестве признака талантливости человека. Поэт Поль Валери сказал: «Необходимы двое, чтобы изобрести что-либо. Один производит комбинации; другой выбирает, признаёт, что он желает и что является важным для него в массе вещей, которые первый сообщил ему. То, что мы называем гением, гораздо менее работа первого, нежели готовность второго постигнуть ценность того, что было предложено до него, и выбрать»2. Он ссылался не на сотрудничество-партнерство между людьми, а на расколотость сознания учёного, изобретателя или поэта, который имеет внутри себя и новатора, продуцирующего разнообразие, и строгого критика, умеющего его свернуть, знающего, что ценно и что нужно оставить.

Все вышеописанные этапы необходимы для акта самодостраивания, который и составляет кульминационный момент творчества. Необходимо отметить, что в процессах мышления, протекающих у квалифицированных ученых при решении ими научных задач, к процессам самодостраивания и высокой избирательности восприятия и переработки информации присоединяется ещё один важный тип процессов. Это - процессы создания крупных блоков информации, ключевых схем или образцов и оперирования ими. Эти «сгустки» сенсуальной и интеллектуальной информации выводятся из-под контроля сознания, вытесняются в автоматизмы, «опускаются» в

1 Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре. Начала синергетики познания // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 254-255.

2 Цит. по: Dennett D.C. Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambridge, 1985. P. 71.

141

подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения и удержания целого. Следовательно, облегчается наступление «вспышек интуиции».

Научное открытие, творческая удача, озарение или провидение, когда угадывается некая объективная тенденция развития, - своего рода резонанс человека-творца с миром, с окружающей его действительностью, «подлинное соединение энергии субъекта с энергией познаваемой реальности» (П. Флоренский). Этот резонанс можно описать как эмпатию, то есть вчувствование (Einfuhlung), вживание, вдействование в мир, энактивность, перевоплощение, перенесения и идентификация. Резонанс человека с миром в момент открытия, изобретения, создания нового слова, новой формы, новой мелодии и т.п. проявляется в том, что язык субъекта творчества объективируется. Не он говорит, а в нём говорит сама она, реальность как таковая. Он видит то, что другие не видят. Он слышит мелодию того, как звучит сам космос. Он подбирает слова, разбросанные в самой действительности. Смотря в мир через самого себя, он проникает в толщу объективного. Это своего рода ясновидение, пророчество.

Инсайт - этап, на котором происходят наиболее удивительные события в ходе творческой активности человека, - в синергетике изучается как режим с обострением. Инсайт действительно означает внезапный и бурный, катастрофический процесс структурной сборки целостных образов и представлений, переструктурализации знания, установления связей между тем, что ранее казалось несоединимым. Это явление эмерджентное, представляющее собой момент инновационной кристаллизации знания и прорыва в будущее, неожиданный скачок в понимании, очень быстрое и внезапное нахождение решения проблемы. Инсайт не может быть описан с чисто логической точки зрения, поскольку здесь происходит разрыв постепенности, внезапное обнаружение смысла, связанное с новым соединением образов, идей, мыслей, элементов знания.

Кульминационный момент инсайта - иллюминация, озарение, «ага-переживание» - предстаёт наиболее таинственным. Полное погружение в данный пиковый момент позволяет творцу как бы висеть над временем, то есть в некотором смысле достигать вечности. Вечность манифестирует себя в бесконечности движения, в максимуме страсти творческого порыва креативной личности, в пике её эмпатического переживания и слияния с миром.

Блуждающий «глаз» ума - образ, достаточно точно передающий основу креативности человека. Ум должен быть децентрализован, расфокусирован, должен совершать свободные движения между векторами направленной активности. «Блуждания по полю возможных путей развития, хаотические движения креативного разума приводят время от времени к "выпадению" на ту или иную

142

структуру-аттрактор. Тем самым определяется вектор креативной активности, ведущий к прорыву к новому. Поле возможностей испытывается, "прощупывается". В результате одна из скрытых структур актуализируется, происходит кристаллизация нового знания»1.

Многие философы и психологи говорили о том, что творческий человек должен уметь расчищать пространство внутри самого себя для спонтанной активности, рождающей новое. Пустота, незаполненный центр души или интеллекта есть условие для творчества. Эта пустота имеет разные смыслы. Это и перевзвешивание всего для выхода из привычных русел и рождения новой целостности. Это, наконец, и ценность момента. Творящий человек, как говорил А. Маслоу, - холистический человек, преодолевающий свою раздробленность. Он весь в настоящем, настоящее втягивает в себя прошлое и будущее и прободает в вечность.

Моделирование нелинейной динамики и развитие синергетического видения мира способно приоткрыть завесу над тайной феномена человека, функционирования его тела и сознания, работы его творческой интуиции, являясь наиболее перспективным среди множества теорий относительно природы интуиции. Что же представляет собой «синергетическая методика» поисковой и творческой деятельности? Зная, как устроено сложное в мире и по каким общим законам оно функционирует, вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации, оставляя себе тем самым большую надежду на успех. Иными словами, сообразовывать свои действия с общим порядком, с общими «правилами игры», установленным самой природой. Делать структуру своей личности конгруэнтной изумительным структурам самоорганизации природы, «взрастить в себе самом дерево», ибо древо - это образ жизни и познания, образ многократного ветвления, то есть нелинейного течения времени, образ самодостраивания и рождения новых целостностей, который является ключевым для понимания творчества.

О.А. Бокова

Некоторые аспекты практического богословия современных российских евангельских христиан-баптистов

Значительный интерес у евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) России в последние два десятилетия вызывает практическое богословие. Его структура в богословии отечественных ЕХБ в настоящее время не приобрела четкости. К области практического

1 Князева Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества: коллект. моногр. / ИФ РАН. М., 1999. С. 127.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.