Научная статья на тему 'Эстетическая ценность целинных степей'

Эстетическая ценность целинных степей Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Левыкин С. В.

В работе степные фитоценозы рассматриваются с эстетических и природоохранных позиций. Для развития степного экотуризма в качестве страхования демонстрационных фитопарков от воздействия неблагоприятных природных факторов предлагается регулировать генеративную активность фитодоминантов путем экосистемного ухода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of virgin lands from the aesthetic point of view

The steppe phytocoenoses are considered from the aesthetic and ecological points of view. To develop ecotourism in steppe zones it is recommended to regulate the generative activity of phytodominants by means of ecosystematic maintenance with the aim of protection of the phytoparks on display from exposure to unfavourable natural factors.

Текст научной работы на тему «Эстетическая ценность целинных степей»

Эстетическая ценность целинных степей

С. В. Левыкин, к.геог.н, Институт степи УрО РАН

В данной работе мы предлагаем рассматривать степь с эстетической точки зрения, опираясь на существовавший еще в начале XX в. подход, разработанный российскими учеными-пионерами научной охраны природы: И. П. Бородиным, Д. Н. Анучиным, Г. А. Кожевниковым, А. П. Се-меновым-Тян-Шанским и др. [3]. Этико-эстетический подход к сохранению природы, по замыслу его авторов, должен был способствовать формированию у людей восприятия экоцентрических идей сохранения биоразнообразия. Однако из-за глубоких изменений общественного устройства России, произошедших в 1917 г., этот подход дальнейшего развития не получил. Территориальная охрана дикой природы в СССР основывалась на двух подходах — утилитарном и научном, опирающихся в основном на хозяйственную и научную ценность природы [3]. В разработанной нами стратегии социально-экологической реабилитации степей одним из приоритетных направлений является популяризация высоких эстетических качеств степных ландшафтов с целью развития интереса широких слоев населения к проблемам сохранения и реабилитации степных экосистем.

В доаграрную эпоху, когда степное пространство было единым, занимало очень большую площадь и тянулось с запада на восток на 4 тыс. км, вероятность появления где-либо на этом пространстве каждого основного и промежуточного аспекта степей в течение одного года была достаточно высока. Кроме того, не подвергшаяся антропогенной трансформации степная биота, приспособленная к жестким климатическим условиям, обладала высокой экологической пластичностью. Если бы в ту эпоху существовала возможность пересечь всю степную зону с запада на восток, то, например, в начале июня счастливый наблюдатель с высокой долей вероятности мог где-нибудь застать массовое цветение, например, ковылей — там, где сложились оптимальные условия для максимальной реализации их генеративного потенциала.

По нашему мнению, эстетическая привлекательность степи как природного феномена в наибольшей степени обусловлена генеративной активностью ее фитоценозов, так как именно она, помимо того, что обладает высокими эстетическими качествами, конституирует само качество степи. Уникальность каждого конкретного аспекта степей, в том числе с эстетических позиций, имеет своей причиной разнообразное реагирование степных экосистем на особенности сочетания метеорологических условий года. В зависимости от этих условий одни и те же растения могут переходить или не переходить в генеративное состояние.

В этой связи современное степеведение, принимая во внимание высокую экологическую пластичность степи как биома, выделяет основные критерии ценности генеративной активности степей (в том числе эстетической):

1) потенциал разнообразия аспектов, обусловленный целинной полнопрофильной степной почвой и климатическими условиями степной зоны;

2) потенциал разнообразия аспектов конкретного участка;

3) степень уникальности конкретного наблюдаемого аспекта в современных условиях антропогенно измененных степей;

По мере распашки степей вероятность визуального наблюдения в степной зоне каждого сезонного аспекта в течение одного года уменьшалась пропорционально сокращению площади целины. Действительно, сочетание факторов, благоприятное для массового цветения какого-то конкретного вида, может сложиться там, где степи давно распаханы, а на территории какого-нибудь ничтожного по площади фрагмента некогда единой степи вероятность появления этого сочетания факторов крайне мала. Вот почему стихийно сформированный ряд степных ООПТ не гарантирует проявления где-либо в степной зоне в течение одного года каждого сезонного аспекта. В этой связи возникает ряд актуальных вопросов природоохранного характера:

1. Насколько в связи с массовой распашкой степей уменьшилась возможность появления в степной зоне определенных сезонных аспектов в течение одного года?

2. Какова должна быть в современных условиях методика оценки генеративной активности участка степи с позиций уникальности сочетания факторов, благоприятных для массового цветения конкретного биодоминанта?

3. Пропорциональны ли уменьшение площади целины и сокращение потенциала разнообразия аспектов сохранившихся участков?

4. Сколько степных эталонов необходимо иметь и по какому принципу их следует размещать, чтобы гарантировать возможность ежегодного появления основных аспектов степи?

Ответы на все эти вопросы невозможно получить без постановки экспериментов в условиях целой системы степных научных стационаров. Эта система позволит опытными путем разработать научно обоснованные технологии регулирования генеративной активности основных степных фи-тодоминантов. Это утверждение основывается нами на том факте, что абсолютная заповедность в современных условиях неполнокомплектности экосистем целинных степей неприемлема. Неиспользуемая степь перерождается, перестает актив-

но цвести и плодоносить, ей необходим как минимум регулируемый выпас [5]. Накопление войлока способствует широкому распространению пожаров на участках Оренбургского степного заповедника [2].

Технологии регулирования генеративной активности могли бы реконструировать или компенсировать часть стороннего многофакторного воздействия, которое было присуще первобытным степям. По нашему мнению, технологи такого рода в первую очередь найдут свое применение при получении семенного материала для экологической реставрации степных фитоценозов, а также в системе демонстрационных степных фитопарков. Такая система, кстати, могла бы придать экономическую ценность эстетически и экологически ценным объектам, охрана которых осложнена именно экономической незаинтересованностью субъектов природопользования.

На начальной стадии постановки экспериментов по регулированию генеративной активности основных степных фитодоминантов для каждого опытного участка необходимо определить год отсчета циклов совпадения факторов, благоприятствующих генеративной активности. Считаем целесообразным организацию двухступенчатой серии опытов, что позволит выбрать оптимальное для плодоношения степных доминантов сочетание режима землепользования и коррекции сезонного увлажнения. Изменение температурного режима воздуха на больших площадях (например, при помощи пленочных покрытий) нами пока не планируется.

Определить оптимальный режим сочетания факторов повышения генеративной активности возможно путем апробации воздействия на степные фитоценозы девяти комбинаций — первая ступень эксперимента. Территориальной единицей организации опыта может быть квадрат степи 0,9%0,9 км площадью 81 га. В свою очередь, этот квадрат разделяется на 9 равных квадратов площадью по 9 га. На каждом из 9 квадратов осуществляется одна из следующих экспериментальных схем сочетания специфических агротехнических приемов.

1) Огонь (осень) + Удобрение (весна) + Орошение (осень)

2) Огонь (осень) + Удобрение (осень) + Орошение (осень)

3) Огонь (осень) + Удобрение (весна) + Снегонакопление + Орошение (весна)

4) Огонь (осень) + Удобрение (осень) + Снегонакопление + Орошение (весна)

5) Сенокос + Удобрение (весна) + Орошение (осень)

6) Сенокос + Удобрение (осень) + Орошение (весна)

7) Выпас + Удобрение (весна) + Орошение (осень)

8) Поверхностное боронование (весна) + Удобрение (осень) + Орошение (осень)

9) Поверхностное боронование (осень) + Удобрение (весна) + Снегонакопление.

Далее по итогам учета урожайности семян фи-тодоминантов на 1 м2 каждого из девяти квадратов выбирается та схема управления, которая будет способствовать достижению наибольшей генеративной продуктивности. Выбранная базовая технология управления должна быть многократно проверена и в случае подтверждения результативности должна использоваться во второй ступени эксперимента.

Результаты второй ступени эксперимента предназначены уже непосредственно для внедрения в практику степного природопользования и степного экотуризма. На данной ступени учитывается трехлетняя пауза в цветении основных доми-нантов, в том числе ковылей. То есть после искусственно спровоцированного массового цветения участку должен даваться как минимум 3-летний отдых. На этом основании внедряемая в фитопарке демонстрационная площадь степного участка (400 га) делится на четыре квадратных сектора по 100 га каждый. На всех секторах выполняется четырехлетний цикл целенаправленного стимулирования генеративной активности (на одном из четырех секторов каждый год поочередно) по разработанной заранее технологии. Таким образом, применяя предложенные выше технологии управления степными фитоценозами, можно будет эффективно способствовать массовому цветению и плодоношению одного из четырех степных участков площадью 100 га.

Целью вышеописанных экспериментов является не очередная «переделка природы», а всего лишь разработка методических принципов страховки степных экосистем от неблагоприятных природных факторов, снижающих генеративную активность растительных доминантов. Возможно, ежегодные неуправляемые степные пожары, свойственные Урал о-Казахстанским степям в наше время, причиняют гораздо больший ущерб степным экосистемам, чем в состоянии причинить планируемые нами эксперименты. Сегодня оставление проблем экосистемного ухода в степных заповедниках без разрешения представляется нам гораздо опаснее возможных последствий неудачного экспериментирования.

Здесь считаем необходимым отметить, что хотя эстетическая привлекательность степи как природного феномена в наибольшей степени обусловлена генеративной активностью ее фитоценозов, с эстетических позиций, безусловно, ценны и обычные степные аспекты, не связанные с цветением (генеративной активностью). Кроме того, пока еще достоверно неясно, как искусственно спровоцированное ежегодное массовое цветение и плодоношение будет влиять на общее состояние

популяций и на продолжительность жизни отдельных особей.

Экономическую оценку эстетической привлекательности сезонного аспекта степи (например, для потенциальных экотуристов) можно провести методом прямого анкетирования, путем экспертной оценки [4], в том числе раритетно-природо-охранным методом [ 1 ].

Сегодня раритетно-природоохранный метод может быть использован как ориентир для расчета убытков при уничтожении степного эталона. Экономическая оценка эстетических ландшафтных качеств сегодня может быть сделана на базе всесторонней оценки продуктивности и экосис-темных функций целины. Мы предлагаем ввести ряд коэффициентов, разносторонне отражающих экономическое значение раритетно-эстетической составляющей сохранившихся участков степей: коэффициент эстетичности степного ландшафта, коэффициент раритетности (реликтовости), коэф-фициенткомпактности, коэффициент антропогенной расчлененности, коэффициент замкнутости (ограничения обзора). Экономическая оценка зрелищности степных экосистем, естественно, должна быть адекватна затратам на проведение агротехнических приемов страховки степных экосистем от неблагоприятных природных факторов [ 1 ].

Очевидно, что на сегодняшний день данный подход еще во многом субъективен и требует дальнейшей доработки. Тем не менее, принимая во вни-

мание очевидные перспективы такого подхода, мы выдвигаем экономические аргументы, способствующие социально-экологической реабилитации степей. Элементы предлагаемой теории эко-лого-экономической оценки эстетики степных ландшафтов могут быть использованы при разработке Красной книги ландшафтов России. Действительно, если видовое разнообразие жизни имеет юридическую защиту и экономическую оценку, то природный ландшафт как зрительный образ биосферы такой защиты пока не имеет.

Литература

1 Левыкин, С. В. Земля: как оценить бесценное / С. В. Левы-кин, Р. Ш. Ахметов, В. П. Петрищев, А. Е. Семенов, С. И. Жданов, И. В. Грошев, Е. А. Мостовенко: под общ. ред. С. В. Левыкина // Методические подходы к экономической оценке биопотенциала земельных ресурсов степной зоны. Новосибирск: Сибирский экологический центр, 2005. 170 с.

2 Рябцов, С. Н. Динамика структуры растительных сообществ под воздействием пала // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий: материалы III международной научной конференции. Оренбург, 24—27 мая 2006 г. Оренбург: Принт-сервис, 2006. С. 101—103.

3 Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия / Колл, авторов. М.: Изд-во Научного и учеб но-методического центра, 2002. С. 369—370.

4 Тюменцева, Е. М. Пейзажно-эстетическая оценка степных ландшафтов // Заповедное дело: проблемы охраны и экологической реставрации степных экосистем: материалы международной конференции, посвященной 15-летию государственного заповедника «Оренбургский» / под научной редакцией член а-корреспондента РАН А. А. Чибилева. Оренбург: Институт степи УрО РАН, ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2004. С. 179—182.

5 Чибилев, А. А. Основы степеведения. Оренбург: Печатный дом «Димур», 1998. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.