11. Danilova, I.E. Word and the visible image of European paintings from the Middle Ages to the 20 th century. Moscow: Russian. state. Humanitarian. Univ, 2002.
12. Foucault, M. This is not a pipe, 1991. http://www.gumer.info / bogoslov_Buks-/Philos/fuko/trubka.php
Article Submitted 09.12.10
УДК 37.0+371
B.C. Ежов, проф. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОПРЯЖЕННОСТЬ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В данной статье предлагается философский анализ диалога культур. Созидание новой целостности российского общества актуализировало проблему понимания истоков деятельности человека. На данном этапе исторического развития российского общества мы наблюдаем активность людской эстетики, в которой господствует мифотворчество. Если в рациональном современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, то в мифе он находит бессознательное успокоение. Важную роль в историческом контексте приобретает развитие и обогащение эстетической культуры человека, его сознание. Поиск новых форм жизни являет деятельность по законам красоты.
Ключевые слова: культура, традиционные ценности, преемственность, современное общество, духовные совершенства, личность, художественная деятельность, творчество, воображение, образ, иррациональность, эстетика, мифология.
Наступившее тысячелетие располагает к размышлению о прошлом и будущем для осознания настоящего. Смена тысячелетий обостряет поиск новых исследовательских подходов, методов, позволяющих «найти связующее нечто, из которого мир прорастает в своем многообразии» (Альфред Вебер). Социум как творение и творец культуры выработал определенные способы обращения к опыту диалога культур, в частности традиционной (архаической) и современной (технологической). Принципиальное различие между традиционалистскими обществами и современным обществом в динамичной сменяемости кардинальных изменений последнего в пределах жизни одного поколения [1]. Познание принципов развития культур путем использования социокультурной парадигмы дает возможность решения их совместного существования и выхода из кризисного состояния становящегося российского общества.
Социокультурная интеграция феномена культуры основывается на признании альтернативности культурных форм при наличии общего основания культурных оппозиций универсальности, их единства в процессе развития цивилизации. Отправным пунктом становления современной философской парадигмы стала ее способность познать как причину множественности различных форм надвитального бытия, так и то, что их объединяет. В настоящее время «мало охранять ставшее многообразие культур, а нужно еще поддерживать хрупкое, беспрецедентное, становящееся ноосферное, диалогическое единство многообразия» [2].
Данная парадигма дает ключ к познанию исторического бытия как события, иначе говоря, как поиск культурных констант, универсалий. Это возможно в использовании диалогии как просветленного, проясняющего мышления. Основной мыслью социокультурного подхода к феномену культуры является открытие других мировоззрений и мироощущений, вообще других «миров» и «голосов», их сопричастность друг к другу. Например, исторический процесс «срощенности» мировоззренческих (эстетических) традиций народов Севера и русского народа является главным признаком культуры Сибири. Исторический процесс срастания этих духовных традиций вовсе не равнозначен ассимиляции. «Напротив, мы убеждены, что в евразийской российской цивилизации, особенно в период ее чрезвычайного драматического перехода к новым формам общественной жизни, способны стать формами устойчивого социально-экономического и культурного развития, где эта «срощенность» является условием и источником существования и воспроизводства самобытных культур северных народов» [3].
Автор исследует эстетическую сторону диалога традиционной культуры с современной культурой, в частности генезис эстетического сознания в процессе развития первобытной
практики. Обращение исследователя к «седой древности» является постоянным парадоксом современной жизни. Его становление способствовало утверждению универсалий, констант, например, эстетических позиций извечности древнего искусства.
Проникновение в сущность эстетического способствует углублению научного подхода к рассмотрению в методологическом плане различных аспектов культуры в ее историческом развитии.
Эстетика становится «научной философией культуры». В ее предмет исследования изначально включены:
1. Онтологический аспект, т.е. объективное природносоциальное основание, природно-биологические предпосылки;
2. Гносеологический аспект, т.е. творчески преобразующая практика субъекта эстетической деятельности, теоретический уровень его сознания;
3. Изучение универсальных оснований искусства и художественного творчества по «законам красоты».
Палеолитическая культура есть универсальное первобытное основание (первая бытность) всех последующих цивилизаций. В авторском понимании первобытность есть процесс сохранения и воспроизводства наличных форм жизнедеятельности (выживания), знаково оформленных под влиянием природных сил [4].
В ее универсальности сокрыта извечная тайна древнего искусства, к которому можно отнести различные материальные памятники, а также мифы. В них первобытное общество выражало свои эстетические позиции. В авторской концепции - это ценностная соотнесенность наличной ситуации к безличному. Эстетические позиции способствовали формированию механизма ценностного самоосуществления, одухотворенной и мотивационной интеграции (универсализации) социальной общности, гармонии ее с окружающей средой (гомеостаз). Эстетическое в авторской концепции - это целесообразная целостность формообразующей жизнедеятельности древних людей, связанная с познанием, творческой свободой и духовным наслаждением [5].
Главнейшим основанием разнообразных эстетических позиций первобытности является отображение духовно - практической деятельности (искусства) универсального космизма человека. Материя в своем эволюционном развитии сотворила мыслящие, рефлексирующие существа, способные познать ее тайны и передать следующим поколениям. Палеолитическое искусство - первоначальная форма познания преобразующей деятельности, сохранившейся в веках. Ars lango, vita brevis (жизнь прекрасна, искусство вечно).
Изначально (субстанционально) процесс эстетического осмысления действительности как особого качества мировоз-
зрения в первобытности принадлежал мифологии, которая является вечно становящимся мышлением человека. Исконно начало субъективно. Мифологическое сознание выступало как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания.
В мифологическом сознании кроется глубокое внутреннее противоречие зарождающегося эстетического при дальнейшей дистанционной удаленности. На стадии первичноприродных оснований древний человек не отделял себя от природных прообразов [6].
Иррационализм, согласно традиции «философии жизни», открывает осмысленную континуальность жизни, ее универсальную целостность интуитивно-бессознательно. Рационализм (критическая рефлексия) открывает возможность дискретного понимания жизни, наличной ситуации или позиции.
Становление содержательной эстетической формы как ценности являлось результатом развивающихся эстетических отношений, гармонизирующих окружающую среду. Но форма есть носитель, а еще не сама эта ценность. Форма предмета имеет онтологический статус, она существует объективно, вне и независимо от субъекта, его потребностей, интересов, сознания, ценность же характеризует позитивную значимость объекта, включенного в жизнедеятельность исторических субъектов.
Это внутреннее устремление субъекта к адекватному познанию определяется понятием "интенциональность", отражающего специфическое представление о предметной природе сознания. Интенциональность - свойство любого акта сознания (интенционального акта), который характеризуется субъективной соотнесенностью намерения, цели, замысла субъекта с предметом, направленностью на соответствие его восприятия объекту.
В любом интеллектуальном акте выделяются два аспекта, внутренне присущих сознанию - интенциональный объект и способ данности этого объекта субъекту (восприятие, фантазирование, рефлексия, любовь, ненависть). Совокупность ин-тенциональных актов формирует сознание в богатстве его смысловых содержаний. Понятие "интенциональность" впервые было сформулировано в поздней схоластике, где различалась первая (постижение чувственно отдельных вещей) и вторая (постижение рационально общего, абстрактных образов) интенциональность. Интенциональность - ключевое понятие, ибо дает, во-первых, специфическую характеристику (идеального) способа бытия эстетических ценностей в его предметной структурной организации (слои значений и смыслов) и, во-вторых, открывает возможность анализа способа восприятия (интенциональной данности) эстетической ценности. В эстетическом восприятии целесообразная оптимальность выявляет целостность объекта или явления действительности. Основными признаками идеальной модели эстетического восприятия является целостность, интегрирующие формы и содержание воспринимающего объекта во всех его компонентах национальных, культурно - исторических, полноте их проявления в духовной ментальности. Законы эстетического освоения действительности служили прогнозированию будущих совершенных последствий и совершаемых в обществе действий человека с позиции ответственности. В этом отношении ответственный поступок человека выступает как синтез свободы воли и самореализации творческого потенциала личности. Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении им тех или иных целей и задач. Брать на себя груз решения личных и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего эстетического совершенствования человека. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, простирающейся от узкого круга личностного ближайшего окружения до решения планетарно - космических задач и проблем [7].
В интуитивно - бессознательном глубинном синкретичном отношении к миру древние мастера (художники) в эстетических позициях выражали и изображали его достоверность в мифологических образах (магических, фетишистских, анимистических, тотемных), в сущностном самовыражении и самоопределении, создавая «обнадеживающую картину мира» [8]. Мифы - это первая эстетико - поэтическая форма сознания древних людей. Они были знаками эстетических ценностей того времени, выражая в поиске их корни, потребности, интересы.
Современные исследования в археологии, этнографические параллели открывают глубинные связи настоящего с прошлым художественным творчеством, палеолитическим искусством, концентрирующим уровень эстетического отношения, в котором обнаружувается гармонизирующее взаимодействие природы с развивающейся родовой сущностью человека. Внутренний мир древнего человека во многом зависел от внешних природных условий, от ощущения законосообразности природных явлений. Иными словами, в архаическом обществе окружающая среда обитания выполняла природно -культурные функции [9]. Поэтому нарушение генофонда коренных народов Сибири, изменение их природных основ ведет к затуханию развития эстетического сознания, нарушению образа жизни, их культуры. Философско-эстетический подход к анализу первобытного искусства выявил его как сложное и яркое явление в истории мировой культуры. Богатство его идейного содержания связано не только с эстетическим, эмоционально - художественным освоением мира, практической целесообразностью, но и с развитием определенного круга точных знаний о человеке и окружающей его природе. Получение эмпирических знаний о биологических основах всего живого было обусловлено реальными потребностями, социальными мотивами человека - магией, охотой. Они определили общие условия (всеобщую эстетическую форму жизнедеятельности) для художественного творчества, в частности, анималистические мотивы (частную эстетическую форму жизнедеятельности), например, перемещение в воздухе «небесных быков» из пещеры Альтамира в Испании. Палеолитический художник легко абстрагировался от передачи оптически точных картин (движение стада оленей в воде), соединил все в одной изобразительной плоскости, согласно идейному замыслу. Сложная интеллектуальная, а не «визуальная» композиция при тщательной прорисовке копыт у быков в пещере Ляско в Испании. Именно по строению копыт пытался подразделить млекопитающих на группы позднее античный философ Аристотель. Мыслящие люди, стоящие на низкой ступени культуры обладают широкой философией природы [10].
Уникальность данной эстетической позиции в том, что при непосредственной вплетенности древнего человека в естественную природу палеолитический художник интеллектуально абстрагировался в ее закономерности, что явилось основой будущей изобразительности искусства, вообще рациональной науки, символизма, математики.
Исследования в палеохореографии [11] истоки зарождения основ классического танца, знание законов телодвижения, отражение объективного совершенства, гармонии душевного состояния древнего человека.
Новый подход в археологии к выяснению космогонических и астрономических знаний древнего человека [12; 13] обнаруживает в палеолитическом искусстве принцип золотого сечения (при котором меньшая часть относится к большей, как это последняя к целому), закон чисел Фабаначчи, различные модулоры, каноны, закон спиралевидного вращения справа налево в росте растений и движении крови (жезл из мальтийской культуры). В культуре каменного века созревала в воображении и фантазии идея о трех уровнях мироздания, в эстетическом преломлении - возвышенном (небесном), прекрасном (земном), безобразном (подземном). Аналогичные представления о птичьем, зверином и рыбьем мирах особенно
ярко сохранялось в фольклоре палеозийских племен. Многие народы верят в множественность миров [14]. В непосредственном восприятии человек различал Небо и Землю, но не различал их в понятиях. При нарушении вселенской Г армонии происходит господство, то светлых сил на земле, то темных, возможен и хаос. В этих мифологических воззрениях можно увидеть идею развития Вселенной, ее возрождения и упадки. Подобную идею можем найти в античности в подвиге Г ерак-ла, похитившего яблоки Гесперид. Яблоки как свадебный подарок Геи Зевсу и Иде, символизирует равновесие, гармонию отношений между противостоящими космическими силами, а именно, небесным и хтоническим, бессмертным и смертным, добром и злом, красотой и пользой. «В представлении о мире как о трех сферах, разгадка веры в триаду божественных существ как олицетворение единства мира. В этой вере искаженно отразилась в сознании людей разделение первоначального единства мира или противоположность двух сущностей, находящие свое разрешение в третъем» [15].
Исследования тазминской культуры древних хакасов выявили данную идею в эстетически богатых мифологически многоплановых образах «летающих коров», «священных колесниц» на монолитных менгирах. Эти мифы через конкретные образы взаимодействуют и взаимопроникают в оборотни-ческой медитации [16]. В те времена подобные образы появляются и в мифах Европы и Сибири. В них органически переплетены объективное и субъективное, материальное и идеальное, абстрактное и конкретное, сознательное и бессознательное, отражен мифический принцип para prototo (часть целого есть само целое, например, у аборигенов Сибири в локальном варианте Солнце - летящее разумное тело в образе птицы).
По аналогии с современными художниками, в творчестве древних можно увидеть глубинность образов летящих людей
М. Шагала, таинство эстетики А.Тарковского, оригинальную новизну выразительных средств А. Сокурова, творческие принципы абстракционистов и символистов. Тысячелетний опыт древних художников можно выразить изречением грека Зевкиса: «Рисую долго, ибо радую вечно».
Вообще многие закономерности эстетической значимости мира для людей «седой древности», их опытные данные выражались в концентрированном виде еще в палеолитическом искусстве, а позднее нашли отражение в гениальных теоретических осмыслениях древних греков: в эстетике пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля, трактате «Канон» скульптора Поликлета.
Разумеется, врожденная потребность человека в эстетическом наслаждении (теория положительных эмоций П.В. Симонова), выявленная в палеолитическом обществе, социальной среде, не имела еще самодовлеющего значения в своей бескорыстности и незаинтересованности (по Канту), а была тесно связана с пользой (психофизиологическим удовлетворением), утилитарными запросами выживания древних людей. Да и древнее искусство еще не было выражением «чистой красоты», а выражало реально полезное, земное, человеческое. Как писал Леонардо да Винчи, «тот, кто может напиться из источника, не будет пить из кувшина».
Поэтому современная развивающаяся культура должна взять из прошлого «жар, а не пепел», все то существенное, что было выделено автором в данном сообщении.
В заключение хочется напомнить, что современная тенденция интеграции науки о природе и человеке, о переплетении социальных и эстетических мотивов в современном художественном творчестве имеет истоки в палеолитическом искусстве. Тем самым в его изучении продолжает скрываться эстетический потенциал для современной культуры.
Bibliography
1. Arutyunov, S.A. Peoples and cultures, the development and interconnection. - M., 1988.
2. Tishchenko, V.P. Philosophy of culture dialogue. - Novosibirsk: NSU, 1993.
3. Markhinin, V.V. Inter-ethnic community: the state, dynamics, interaction of cultures / V.V. Markhinin, I.V. Udalova. - Novosibirsk: Nauka, 1996.
4. Ezhov, B.C. To address the problems of the genesis of the aesthetic consciousness of ancient man / / Humanities in Siberia. 1997, № 3.
5. Ezhov, V.S. Formation of the integrity of aesthetic consciousness / philosophy and the future of civilization. Abstracts of papers and speeches IV Russian Congress of Philosophy, Moscow, May 24-28, 2005). - M., 2005. - T. 4.
6. Maslov, A.A. "Own" / "alien": possible ways of evolution of the relationship / / Alien thing in the Arts: Math. Scient. Conf. - Spb., 1994.
7. Bakhtin, M.M. Creativity Francois Rabelais and Folk Culture of the Middle Ages into the Renaissance. - M., 1965.
8. Pivoev, V.M. Mythological consciousness as a way of mastering the world: Author. dis .... Dr. Sc. Science. - M., 1993.
9. Ezhov, V.S. The origins of the aesthetic consciousness of ethnic Khakases / Ethno-social processes in Siberia: a thematic collection: Novosibirsk: Izd. Philosophy and Law Institute, SB RAS, 1998. - Vol. 2.
10.Taylor, E. Primitive culture. - M., 1979.
11. Romm, V.V. Dance and the secrets of ancient civilizations. - Novosibirsk, 2002.
12. Frolov, B.A. Numbers in Paleolithic graphic. - Novosibirsk, SB RAS USSR, 1974.
13. Larichev, V.E .Maltinsky universe: a universe in numbers, images and myths of the Old Stone Age in Siberia / / The latest archeological and ethnographic discoveries in the Siberia. - Novosibirsk: Publishing House - in the Institute - that arheollogii and Ethnography SB RAS, 1996.
14. Anisimov, A.F. Cosmological view of the North. - M., 1959.
15. Shakhnovich, M.N. Primitive mythology and philosophy. - L.: Nauka,1971.
16. Kyzlasov, L.R. Ancient Khakassia. - M. 1986.
Article Submitted 19.12.10