И. А. Буйнов
Эстетическая концепция рок-поэзии
В статье рассматриваются основы эстетической концепции отечественной рок-поэзии. Изучение этого феномена позволяет выявить противоречивые тенденции, которые в совокупности составляют рок-направление. Обоснование же эстетической концепции дает право утверждать, что рок-поэзия является продолжательницей традиций русской литературы XIX -начала ХХ века. Также без понимания эстетических принципов поэтов данного направления невозможно разграничение систем ценностей (классической и постмодернистской), составляющих рок-поэзию как литературное направление.
Ключевые слова: рок-поэзия, эстетика, проблемность, социальность, комбинаторика.
Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры, на лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющих возможность «достраивания» скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на «размывании» границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной из отличительных черт литературы ХХ в. Одной из особенностей текста рок-композиции является широкое использование мифологических, литературных и всякого рода историко-культурных реминисценций по принципу их многократного наслоения, в результате чего происходит контаминация или столкновение сходных, но не тождественных «комбинаторно-приращенных смыслов». Можно сказать, что рок-поэты пытаются создать свой собственный «миф о мире», аналогичный «мифу» символистскому, где также используются культурные реминисценции и мифологемы. Ни с чем не сравнимый символизм текстов был порожден изначальной подпольностью советского рока. Во многих песнях выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание «последствий». Например, Б.Б. Гребенщиков, которого некоторые исследователи называют «отцом отечественной рок-музыки», на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века.
А.К. Троицкий, рассматривая отечественную рок-поэзию и характеризуя ее как явление культуры второй половины XX века, причем культуры
поэтической, подчеркивает фундаментальную особенность жанра - «приоритет стихотворного текста над музыкальным началом» [7, с. 88].
Рок-поэзия, являясь разновидностью массовой культуры, в то же время находится в оппозиции по отношению к ней. Г.В. Шостак, исследуя при- роду этой оппозиции, выделил те качества рок-поэзии, которые обуслав- ливают ее противопоставленность массовой культуре: «приоритет слова над музыкой, глубокая содержательность и искренность, обращение к личности, социальная направленность, честность, проблемность, комбинаторное приращение смысла, опора на традиции русской литературы» [9, с. 16].
Данные качества рок-поэзии часто описываются в различных комбинациях во многих статьях. Однако целесообразно рассматривать именно приведенную выше совокупность качеств рок-поэзии в ее единстве. Т.к. только такой подход может объяснить как обособленность рок-поэзии внутри массовой культуры, так и существующие противоречия и диаметрально противоположные течения, составляющие саму рок-поэзию. Необходимо более подробно остановиться на том, что следует понимать под основными качествами интересующего нас направления.
Приоритет слова над музыкой - качество, которое выделил А.К. Троицкий еще в середине 80-х годов, говоря об идейно-проблематическом уровне поэзии: «...в рок-н-ролл у нас все-таки люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант» [7, с. 57]. Из этого качества закономерно вытекает следующее.
Глубокая содержательность и искренность. Вот что говорит А.К. Троицкий о содержательной наполненности рок-текста: «Как легко петь ничего не значащие песенки, и как непросто находить такие слова, чтобы люди тебе верили; о множестве проблем говорят <. > рок-поэты, и интересно то, что тематика их удивительно совпадает с предметами самых острых споров и дискуссий, где бы они не велись. Это проблема равнодушия и инертности, несамостоятельности и бездумного следования моде, проблема приспособленчества и лицемерия, бескомпромиссности и личного выбора, и целый ряд других не менее горячих и волнующих всех нас вопросов» [Там же].
Обращение к личности: рок-поэзия, с самого начала уделяя огромное внимание индивидуальности, утверждая ценность личности, неразрывно связана с этими понятиями. А. А. Дидуров утверждает, что «... рок - всего лишь форма, которую личность наполняет своим содержанием», и даже идет дальше, объединяя понятия «рок» и «личность» в синонимическое
поле: «обсуждали мы с Ю.Ю. Шевчуком все эти темы, <...> спорили: что - рок-поэзия, что - нет, <.> и пришли к консенсусу: есть личность -есть рок, нет личности - нет рока» [2, с. 250].
Учитывая особенность этой системы, можно говорить о том, что для рок-поэта необыкновенно важно общение с аудиторией, т.к. личность может расти и развиваться только при условии «бескорыстного и бесконечного духовного взаимообмена собой - я тебе себя, а ты мне себя» [Там же, с. 249]. Именно поэтому рок-поэзия всегда личностно адресована: Ты шел не спеша, возвращаясь с войны... Со сладким чувством победы, с горьким чувством вины... Вот твой дом, но в двери уже новый замок: Здесь ждали тебя так долго, но ты вернуться не мог... «С войны» (гр. «ЧайФ»; В.В. Шахрин),
На дороге туман - нам мерещится дым.
Ты уехал за счастьем - вернулся просто седым.
И кто знает, какой новой верой решится эта борьба?
Быть, быть на этом пути - наша судьба.
Ты не один...
[8, с. 78]. Под
социальной направленностью рок-поэзии должен пониматься интерес поэтов к национальной тематике, будь то отклик на сегодняшние события, взгляд вглубь отечественной истории или христианское (православное) осмысление русской темы. Такие рок-барды молодого поколения, как В.А. Третьяков или Г.М. Курков, тревожась за судьбу страны, создают стихи-песни, близкие каждому неравнодушному россиянину: они предупреждают об опасности забвения собственных истоков: Рубиновых звезд меркнет свет. Матерясь,
Бежит по России Свобода.
Доносится с мест: долгожданная власть Дает небывалые всходы.
И смутная весть неспроста завелась В стенах новозданного храма: Возносится крест, чтобы снова упасть Под ноги грядущего Хама
[5 , с. 392]. На
одном из выступлений осенью 1994 г. Геннадий Курков, автор процитированного стихотворения, выразил надежду на то, что рок-поэзия не долго будет актуальной. Александр Башлачев не так давно тоже пел:
Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни будут не нужны...
[5, с. 392].
Честность, проблемность. «Странное дело - «беспроблемность», приук- рашательство, ханжество давно изжиты в нашей «большой» поэзии, лите ратуре, кино и театре - в области же популярной песни мы наблюдаем этот печальный атавизм, и лишь немногие рок-поэты противопоставляют в этом плане свое творчество поп-музыке», - говорит А.К. Троицкий [6, с. 8].
Комбинаторное приращение смысла слова в рок-тексте. Думается, что необходимо более подробно остановиться на том, что понимается под данным понятием.
В художественном тексте любое сочетание слов в тенденции превращается в устойчивое и фразеологически связанное, и такая смысловая спаянность слов отображает влияние текстового смысла на организацию семантически минимальной его единицы. Комбинаторика семантики, согласно Ю.Д. Апресяну, объясняется несколькими процессами:
- транспозицией (в основе ассоциация);
- нейтрализацией (удаление либо повторение сем);
- интеграцией (образование нового смыслового компонента).
Также на результат смыслообразования могут повлиять:
- грамматический тип словосочетания (субстантивное, адъективное и др.);
- вертикальный/горизонтальный контекст (горизонтальный - ближайшее окружение словосочетания; вертикальный - семантические связи слов, входящих в словосочетание с дальним предтекстом и посттекстом).
В качестве примера разберем словосочетание «ангел седой» из одноименного стихотворения СИ. Голубевой.
Слово «ангел» «во втором значении употребляется как ласковое обращение к человеку (разг., устар.)» [4, с. 19]; «Ангелы, греч., по св. писані ю, созданный Богомъ безплотныя существа, болЪе совершенный, чЪмъ люди, которымъ они возвЪщаютъ волю Божі ю. А. одарены свободной волей; согрЪшившие дЪлаются злыми духами. По «Небесной Іерар-хі и» Ді онис ія Ареопагита А. подраздЪляются на три лика: 1) Серафимы, Херувимы и Престолы; 2) Г осподства, Силы и Власти; 3) Начала, Архангелы и Ангелы» [3, с. 143].
Слово «седой», имея второе значение «с белыми волосами, поседевший» [4, с. 653], на основе ассоциативных связей (транспозиции) приближается ко второму значению слова «белый» - «светлый» [Там же, с. 35]. Если рассматривать значение слова «белый» в этом качестве, то происходит транспозиция в шестое значение слова «светлый» - «ясный, проницательный» [Там же, с. 647]. Таким образом, значение слова «седой»
на основе ассоциативных связей получает новые семы и осмысление: «светлый, ясный, мудрый (ассоциативная сема из значения слова «поседевший»), проницательный».
Комбинаторика слова «ангел»: значение, зафиксированное в словаре Брокгауза-Ефрона, интегрируется со значением, отмеченным в словаре Ожегова, образуя новый смысл: «ласковое бесплотное существо, возвещающее волю Бога». При этом сема «проницательный» из значения слова «седой» тождественна семе «возвещающий волю Бога», что дает еще более тесное переплетение сем (интеграция на основе нейтрализации), образующих новый смысл - «ласковое, светлое, ясное, мудрое, проницательное существо, возвещающее волю Бога».
Этот новый смысл находит подтверждение при сопоставлении его с горизонтальным контекстом:
Он был добрый, он плакал, встречаясь со злом, Он хотел меня взять и укутать теплом...
Последним (но не менее важным) пунктом необходимо выделить такое качество рок-поэзии, как опора на традиции русской литературы.
Бунтарскому духу рок-поэта близка «главная идея романтизма - прославление самодовлеющей личности, ощущающей свою самостоятельность, неисчерпаемость и самоценность с ее стремлением к независимости, нежеланием подчиниться законам окружающего мира, жестко ограничивающим возможности человеческой личности» [10, с. 24]. Бесспорно и то, что рок-поэзия как одно из литературных течений модер-на продолжает некоторые традиции символизма (представление о двух мирах, утверждение особой роли символа, звукопись и т. д.) и футуризма (бунтарский вызов буржуазному миру, урбанизм, обращенность к грядущему, утверждение идеи «краха старья»).
В творчестве рок-поэтов эти качества представлены по-разному: у кого-то доминанту составляет социальная направленность, многие «ставят» на разум и играют со словом, связав свою поэзию с постмодернистской антидуховной эклектикой, а для кого-то в основе творчества лежит духовно-нравственный идеал, характерный для классической литературы, в соответствии с чем и определились стилевые тенденции рок-поэзии.
Библиографический список
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1995.
2. Дидуров А.А. Четверть века в роке. М., 2005.
3. Малый энциклопедический словарь. СПб., 1907.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
5. Русская литература XX века: В 2 т. / Ред. Л.П. Кременцов. М., 2002. Т. 2.
6. Троицкий А.К. Для того, чтобы музыка жила, она должна жить // FUZZ. 2001. № 1.
7. Троицкий А.К. Рок в СССР. Неприукрашенная история. М., 1991.
S. Шевчук Ю.Ю., Башлачев А.Н. Поэты русского рока. СПб., 2005.
9. Шостак Г.В. Рок-поэзия как предмет изучения на уроках русской литерату-ры. Брест, 2000.
10. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001.